Египетский бог воды. Боги Древнего Египта — список, описание и значение

Бронза, 1350г. до н.э.

Амон («сокрытый», «потаенный»), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона - баран и гусь (оба — символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, «царь всех богов», небесный заступник, защитник угнетенных («везир для бедных»).

Бронза, период Нового Царства Копия

Анубис, в египетской мифологии бог — покровитель мертвых, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь — «собачий город»).

Бог Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса
Роспись из гробницы Сеннеджема
Фрагмент, XIII в. до н.э.

Бронза, 600г. до н.э.
Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.
—————————————————————————————————————————————————-

Поклонение Атону

Храм Атона, XIV в. до н.э.
Атон («диск солнца»), в египетской мифологии бог — олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону» или «полезный Атону»). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

——————————————————————————————————————————————————

Боги Геб и Нут

Папирус Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут («небом»), поскольку она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта. Наследник Геба - Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.

——————————————————————————————————————————————————

Бог Гор, рельеф

фрагмент,1320 г. до н.э.
Гор, Хор («высота», «небо»), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение — Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

——————————————————————————————————————————————————

Рельеф, X в. до н.э. Мин, в египетской мифологии бог плодородия, «производитель урожаев», которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями. Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Мин также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.
Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; покровитель Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства.

Папирус Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.

——————————————————————————————————————————————————

Роспись из гробницы Сеннеджема
Фрагмент, XIII в. до н. э.
Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.

——————————————————————————————————————————————————-

Статуя из сокровищницы Тутанхамона, XIV в. до н. э.
Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем». Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном - Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

——————————————————————————————————————————————————-

Ра , фреска на гробнице,
XIIIв. до н.э.
Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже «замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.
——————————————————————————————————————————————————

Бог Себек Период Нового Царства

Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа - город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Собека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. «Себек доволен». Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.
——————————————————————————————————————————————————-

Базальт
XIV в. до н. э.

Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. «чужеземных стран», олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

, взвешивающий душу
Рисунок из «Книги Мертвых» Хунифера
Ок. 1320 г. до н.э.

Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.

——————————————————————————————————————————————————

Бог Тот с павианом
Бронза, 1340г. до н.э.

Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота - палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог «управлял всеми языками» и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот участвовал в оправдании осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом («ведущим души»). Тот часто изображался вместе с павианом, одним из его священных животных.
———————————————————————————————————————————————————

Бог Хнум Период Нового Царства

Хнум («творец»), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н.э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай.

——————————————————————————————————————————————————-
| ,

Мифология и религия Древнего Египта очень интересна и загадочна. Жители страны пирамид верили в богов, давали им имена и рисовали их образы. Из этой статьи вы узнаете, как зовут богов Египта, почему их боялись и уважали, любили и почитали, устраивали праздники и торжества.

За каждую ситуацию или деятельность отвечал определенный бог. А в целом детально разработанная египетская религия и мифология и по сей день приковывает внимание как египтологов, так и любителей старины.

Здесь представлены божества, которые имели большое влияние на Египет. Тайна пяти богов - Ра, Амона, Анубиса, Гора и Осириса - один из главных секретов Древнего Египта.

Боги Египта: пантеон Нильской державы

Фараоны, по мнению древних египтян, тоже были богами. И после смерти их тела помещались в пирамиды. Египтяне верили, что с помощью пирамид фараоны становились бессмертными и попадали на небеса к остальным богам.

Тайны богов Египта не раскрыты и по сей день. Египтологи буквально по кусочкам собирают информацию о древней культуре и религии страны Великого Нила. Благодаря этому у нас с вами есть возможность погрузиться в древний мир пирамид и фараонов и немного узнать о египетских богах.

Ниже представлены названия богов Египта, которые имели в истории страны большое значение, а также даны их описания. Журнал «Тайны богов Египта» даст вам более полную картину египетского пантеона богов.

Ра

Жители солнечной страны не могут представить свою жизнь без солнца, в связи с этим бог солнца в Египте - самое почитаемое божество. Бог солнца в Египте - это Ра. Но он далеко не сразу стал главенствующим.

Культ поклонения ему зародился в городе Иуну, который являлся важнейшим городом страны, а местонахождение его было недалеко от современной столицы Египта. Зарождение культа бога Ра уходит своими корнями очень далеко в прошлое, тысячи и тысячи лет назад влияние этого божества было очень сильным.

Солнце для египтян играло важную роль, поэтому у каждого периода солнечного пребывания на небе в течение дня имелось определенное название. К примеру, утреннее солнце называлось Хепри, дневное и яркое, которое величественно возвышалось над страной в середине дня, именовалось Ра, а вечернее, готовящееся ко сну, имело название Атум.

Версий происхождения бога Ра очень много: к примеру, есть версия, что бог солнца в Древнем Египте - это золотой теленок, который был рожден Космической коровой Нут; по другой версии бог Ра появился из священного лотоса, который вдохнул в него жизнь.

Сотворитель мира

Затем Ра создал влажность и воздух - Тефнут и Шу, которые явились создателями неба и земли - Нут и Геба. Эти боги стали родителями таких богов, как Сет, Исида, Нефтида и Осирис. Именно этот момент стал началом рождения всей Вселенной и Египта.

По мнению древних египтян, Ра летал по небу на крыльях, в связи с чем изображение солнечного диска с крыльями являлось главным символом Египта.

Также было поверье, что бог солнца в Древнем Египте путешествовал в небесах в своей солнечной лодке, со свитой других богов. А с наступлением ночи бог солнца пересаживался в другую лодку - ночную и продолжал путешествие.

Ночное путешествие бога Ра таило в себе множество опасностей, одна из которых - встреча с гигантским змеем, самым главным врагом Ра. Но бог солнца преодолевал каждую ночь все препятствия и опасности, и утром снова всходило солнце и освещало величественный Египет.

Бог Ра очень влиял на фараонов. Они верили, что правят согласно его законам. Если же от законов бога солнца отступали, то правителя ожидала потеря власти. Но это могло произойти лишь после смерти. В честь бога солнца воздвигались множественные храмы.

Чаще всего Ра изображался в виде человека, с головой солола или барана. Но это далеко не все животные, символизирующие Ра, у божества есть много разных обличий.

Амон и тайны богов Египта

Величественное и важнейшее божество Древнего Египта - царь богов и бог солнца. Изначально он был покровителем города Фивы, но с развитием и увеличением влияния Фив Амон становился все более важным и почитаемым божеством.

В 16-14 вв. до н. э. Амон слился воедино с богом солнца Ра и стал самым могущественным божеством всего божественного пантеона. С тех пор бога солнца в Египте называли Амон-Ра.

Амон-Ра считался царем всех богов, покровителем, заступником и творцом. Фараоны верили, что именно Амон-Ра помогает им справедливо и мудро управлять государством и одерживать победу над врагами и недругами.

Также обожествлялись сами фараоны, ведь они считались сыновьями Амона-Ра. Посему зачастую фараоны носили имена, которые включали в себя имя божества.

В честь царя богов возведены красивейшие храмы, самые известные из них построены в Карнаке и Луксоре. Самый величественный храм воздвигнут в Карнаке, его площадь составляет 260 000 кв. метров. Во время праздника долины из него выносили статую Амона-Ра, и бог общался с народом с помощью жрецов. Многие сложные вопросы решались в тот день, решение Амона-Ра не подвергалось сомнению.

Животными Амона-Ра были гусь и баран, они олицетворяли мудрость и спокойствие. Самого бога изображали в виде человека, в короне и со скипетрами. Иногда образ бога имел вид человека с головой барана. Часто тело Амона-Ра было покрыто голубой краской, так как ценность этой краски позволяла использовать ее только для самых почитаемых богов.

История Анубиса

Этот бог считался покровителем умерших и изображался в виде шакала или собаки, а также в виде человека с собачьей или шакальей головой. Во времена Древнего Царства Анубис (изначально) - это бог смерти в Египте, но со временем он стал лишь одним из богов в окружении Осириса, занявшего его место.

Анубис назывался богом бальзамирования, и в его обязанности входило бальзамирование тела и превращение его в мумию. Первую мумию сделал именно Анубис, он обернул тело своего отца - Осириса - в особую ткань, смоченную в специальном растворе. Все боги Египта имели священное животное, для Анубиса это была собака.

Возлагая свои руки на мумию, Анубис превращал покойного в просветленного, который теперь был готов для дальнейшей жизни в загробном мире. Он провожал умершего в специальный зал, где над ним вершили суд и взвешивали его сердце на специальных весах.

Главным городом, где почитался Анубис, был город Каса. Впоследствии влияние Анубиса распространилось по всему Египту.

Происхождение Осириса

Один из самых великих и почитаемых богов Древнего Египта - бог царства мертвых. Изображался Осирис в виде человека, тело которого было забинтовано, как у мумий. В руках бог держит скипетры, а голова его увенчана короной, с перьями по бокам.

О происхождении этого важного древнеегипетского божества есть множество гипотез, египтологи не могут прийти к общему мнению.

Согласно древним записям, бог смерти в Египте - Осирис - является старшим сыном бога Геба и богини Нут. Местом рождения Осириса древние египтяне считали пустыню, расположенную западнее Мемфиса, по мнению египтян там брал свое начало загробный мир. Иногда Осирису предписывали рождение в окрестностях города Фивы.

Очень красивый миф существует в древнеегипетской мифологии. Согласно ему, Осирис был земным богом, то есть фараоном, и правил совместно со своей сестрой и женой Исидой. Осириса почитали и уважали, а он, в свою очередь, помогал и подсказывал людям, как вести хозяйство, выращивать различные культуры, и научил чтить богов.

Смерть и воскрешение Осириса

Все бы хорошо, но брат Сет завидовал Осирису и решил избавиться от него. Вместе с заговорщиками он заточил Осириса в саркофаг и бросил его в воду священного Нила. Но вопреки ожиданиям саркофаг не утонул, а поплыл по течению.

Позже Исида нашла своего мужа и брата и хотела вернуть его к жизни, но коварный Сет не дал этому свершиться и разрубил тело Осириса на части и разбросал их по всему Египту. Но Исиде удалось найти все части тела своего мужа и брата, соединить их и похоронить Осириса согласно обычаям.

Главным городом культа Осириса был Абидос, где регулярно проводились празднования в честь бога. Множество людей собирались на эти фестивали, чтобы почтить Осириса. Впоследствии влияние этого бога распространилось по всей стране и за ее пределами.

Гор

Он считался богом неба и солнца с самых древнейших времен, и изображался в виде сокола. В переводе Гор означает «высота».

Гора почитали и уважали во многих районах по всему Египту, а слава его началась в додинастические времена. Бог в образе сокола непременно был связан с солнцем, его путешествие по небу проходило в божественной ладье, или по другой версии, бог Египта Гор порхал в небесах на своих крыльях.

Египтяне всегда связывали Гора с фараоном, они считали, что правитель - не кто иной, как Гор в человеческом обличии. Так, на примере статуи великого фараона Хефрена можно увидеть, что сокол покрывает голову правителя своими крыльями. Влияние и важность Гора никогда не поддавались сомнению, в отличие от многих других египетских божеств.

Египтяне объединяли в одном имени Гор множество различных божеств. Так, например, существовал Гор Бехдетский, который приходился сыном Ра - богу Солнца. Согласно древним письменам, Гор Бехдетский сопровождал отца в его путешествии по небу на своей ладье, при этом Гор поражал врагов Ра.

Также существовал Гор, приходящийся сыном Осирису и Исиде. Он враждовал с Сетом - братом Исиды, который убил Осириса. Существует миф о глазе Гора. Сет вырвал у Гора око, которым тот хотел воскресить своего отца - Осириса. Но Гор вернул свой глаз и выполнил свое намерение. С тех пор «глаз Гора» - это знаменитый египетский символ, который очень часто встречается в текстах, рисунках, амулетах. «Глаз Гора» носили как амулет, египтяне считали, что он имеет защитную магическую силу.

Гора в основном изображали в образе великой птицы - сокола. Либо образ Гора имел вид человека с головой сокола. Так или иначе, голову Гора всегда венчала корона - красная и белая, что было символом Верхнего и Нижнего Нила.

Священный бык

Апис - бог плодородия в Египте. Апис представлялся в образе быка, в свою очередь, египтяне поклонялись не мифическому животному, а живому. Но для того чтобы бык получил такой титул, он должен был быть наделен определенными характеристиками, например, черными пятнами на теле или белым треугольным пятном на лбу. Всего характеристик было 29, это число связано с днями лунного цикла.

Бык, который соответствовал всем характеристикам, поистине жил как бог - он имел слуг и жрецов, которые внимательно наблюдали за каждым движением быка и делали свои прогнозы. Быка хорошо кормили и даже одевали в нарядные одежды. Также у животного был собственный гарем, в котором находились священные коровы. Священный бык жил при храме в Мемфисе.

После наступления определенного возраста, а именно 25 лет, быка убивали, так как он считался старым и не мог должным образом выполнять функции божества. Быка топили в священном колодце, а затем хоронили, как человека, причем самого высокого ранга. Тело его мумифицировали и помещали в специальный саркофаг.

Геб

Один из важнейших богов египетского пантеона - Геб. Он являлся сыном бога ветра Шу и богини воды и влажности Тефнут. Также известен как бог плодородия в Египте

Геб вершил судьбы умерших в зале суда Осириса. Он наблюдал за тем, как взвешивали сердце покойного на весах, и в случае, если сердце не было благочестивым, то душа покойного попадала во власть Геба.

Но все-таки это божество не отличается свирепостью и злостью, Геб был символом плодородия у древних египтян. В связи с этим часто на изображениях можно было увидеть тело Геба зеленого цвета - цвета земли и растений.

Об этом божестве есть очень красивый миф. Согласно ему, Геб и его сестра и жена Нут очень любили друг друга и постоянно сливались в объятиях. Это очень не нравилось Ра, и он сказал об этом богу Шу - своему сыну.

Шу разъединил Геба и Нут и вознес высоко над собой. Таким образом, Геб стал небом, а Нут его богиней, а между ними был всегда воздух - бог Шу. Геб очень тосковал по своей любимой, и из его глаз текли слезы, которые превратились в моря и океаны.

Богиня-мать

Исида - одна из самых великих и почитаемых богинь древнеегипетского пантеона. Исида считалась покровительницей материнства и семьи, плодородия, воды, ветра, семейной верности, а также хранительницей умерших.

Этимология культа Исиды пока не известна, есть версия, что изначально она являлась богиней на территории Дельты, а позже ее влияние разошлось по всему Египту. Исида, к тому же, одно из самых древних божеств.

Согласно мифу об Исиде и Осирисе, богиня ищет части тела своего любимого мужа, которого убил Сет. Когда Исида находит все части тела, она, не без помощи Анубиса и Тота, мумифицирует тело Осириса и воскрешает его. Но возрождение происходит лишь на некоторое время, в которое Исида успевает зачать ребенка от Осириса.

У Исиды рождается сын - Гор, которого она скрывает. Когда Гор подрос, он сразился с Сетом и одержал победу, а Осирис был воскрешен.

Исиду связывали с троном правителя и символически считали ее матерью фараона. Есть предположение, что ее имя означает «трон», но это недоказанный факт.

Чаще всего Исиду изображали в виде женщины, голову которой венчает корона, символизирующая трон. Также есть изображения Исиды с рогами и диском солнца между ними. Еще одно изображение - женщина с крыльями, которые прижаты к ее рукам.

В последнем периоде истории Древнего Египта Исиду изображали как женщину, кормящую младенца, под которым подразумевался ее сын - Гор. Младенец при этом сидел у матери на руках.

Из людей в небожители

Имхотеп являлся ученым и врачом, который был обожествлен после своей смерти. Немногие удостаиваются такой чести. А Имхотеп стал первым, кто получил статус божества, при этом не имея родственных связей с королевской семьей.

Изображения Имхотепа и информация о его семье не дошли до наших дней, также неизвестно, где похоронен гениальный ученый. Известно лишь то, что у Имхотепа было множество важных титулов при жизни.

Бог мудрости - Имхотеп - изначально почитался на территории Мемфиса, но с течением времени его популярность набирала обороты и накрыла всю территорию Египта. Кстати, журнал "Боги Египта" посвящает этому персонажу целый выпуск.

Главное женское божество

Бастет являлась богиней красоты, любви и праздников. Она была символом женской грации и красоты. Образ богини Бастет изображали в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Непременным атрибутом Бастет был систр - музыкальный инструмент.

Кошки считались в Древнем Египте священными животными. В том, что они защищали дома от грызунов, египтяне видели заботу богов. Даже влага с кошачьего носа считалась священной.

В Бубастисе возвели первый большой храм в честь Баст, именно тогда начался расцвет культа богини, и она заняла почетное место в египетском пантеоне богов.

В честь богини Бастет в Египте проводились очень пышные торжества и праздники. Люди гуляли, веселились, пели песни и восхваляли Бастет. Она стала межнациональным божеством.

В каждом доме Египта к кошкам относились с большим почетом и уважением, и в случае, например, пожара первым делом спасали кошек и других животных.

Когда наступала смерть кошки, то хозяин должен был похоронить тело со всеми почестями. А сам находился в печали и сбривал брови в честь траура. В Бубастисе было обнаружено тысячи мумифицированных кошачьих тел.

Мать бытия - Нут

В Древнем Египте богиней неба считалась Нут. Египтяне представляли ее в образе обнаженной женщины, которая возвышалась над землей, опираясь на нее лишь руками и ногами.

Голова Нут была обращена на запад, и древние египтяне верили, что заходившее солнце Нут проглатывала, а утром рождала, и оно снова освещало землю. То же самое происходило с луной и звездами.

Египтяне считали, что человек тоже сможет возродиться после смерти в виде звезд на небе, поэтому изображения богини Нут украшали потолки усыпальниц.

В период Древнего Царства потолки могил украшали изображением звезд, которые являлись символом неба и Нут. Позднее на крышки саркофагов с внутренней стороны стали наносить изображения самой богини для того, чтобы она вознесла покойного на небеса.

В виде женщины изображалась Нут. Иногда на ее голове писали определенные иероглифы. Также часто Нут представлялась в образе женщины, руки и ноги которой опираются на все четыре стороны света. Тело ее покрывали звездами или добавляли ее облику крылья, что означало защиту богини и прохладу, которую она дарит людям.

Сет как синоним разрухи

Бог хаоса и разрушения Сет считается одним из главных богов древнеегипетской истории. Также он считался повелителем штормов и ураганов.

Сет приходился братом Исиде, Осирису и Нефтиде, а также он был мужем Нефтиды. У древних египтян это не считалось чем-то ненормальным и порочным. Но брак Сета и Нефтиды оказался несчастливым.

Поклонение Сету берет свое начало с древнейших времен, о чем говорят различные исторические находки - статуи, амулеты, изображения и т. д. При этом его власть и влияние распространялись на всей территории Египта.

Сет стал убийцей Осириса, своего брата, в результате чего сын Осириса Гор на протяжении очень долгих лет враждовал с Сетом. Они боролись за королевский трон.

Согласно записям, Сет и Гор сражались в различных схватках, которые заканчивались то победой Сета, то торжеством Гора. Остальным богам это надоело, и они решили собрать трибунал, на котором каждый из противников высказался относительно своего желания получить трон.

Вынесенное решение провозгласило победителем Гора, и он стал правителем Египта. Сет должен был вернуть глаз Гора, который он вырвал в одном из сражений.

С течением времени и изменением истории, Сет становился все более жестоким и свирепым, и, в конце концов, стал олицетворять все злое на земле. Сет совершал множество кощунственных преступлений, которые добавляли его персоне еще больше отрицательных качеств.

Образ Сета представляет собой человека с головой необычного животного, с длинными ушами и вытянутым носом. Также Сета изображали в виде крокодила, свиньи, собаки или осла.

Перечисленные боги Египта составляют наиболее известную их часть, однако их существовало намного больше. При этом в пантеон по желанию фараона вводили новые объекты для поклонения.

Даже иерархичность в этом священном для египтян деле также зависела от верховного владыки державы в дельте Нила. Достаточно вспомнить достаточно известный факт религиозной реформы Аменхотепа IV, ставшего впоследствии Эхнатоном, и сменившего Амона-Ра на Атона. Боги Египта, имена этих существ сразу переносят в сказочный мир, в котором хочется остаться подольше. В этом поможет наука египтология, которая позволит узнать все нюансы божественного мира древнего государства фараонов.

А новая идея издательства "Ашет"- журнал "Тайны богов Египта" - позволит собрать фигурки самых известных небожителей этой африканской страны.

Величайшим из египетских богов был Амон. В самом начале, когда Египет был совсем мал, это был незначительный местный бог. С ростом и процветанием государства, Амон стал всеизвестным могущественным божеством.

Покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изоб­ражался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром в руке. Вот что пишет о нем Геродот: «Все египтяне, принадлежащие к храмовому округу Зевса Фиванского или живущие в Фиванской области, не едят баранины, но приносят в жертву коз. Ведь они не везде почитают одних и тех же богов. Только Исиду и Осириса (который, по их словам, есть наш Дионис) они все одинаково чтят. Напротив, египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса, но приносят в жертву овец. По рассказам фиванцев и всех тех, кто по их побуждению воздерживается от баранины (баран считался у египтян воплощением Хнума), обычай этот установлен вот почему. Геракл захотел однажды непременно увидеть Зевса, а тот вовсе не пожелал, чтобы Геракл его видел. Когда Геракл стал настойчиво добиваться (свидания), Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому-то египтяне и изображают Зевса с ликом барана, а от египтян переняли такой способ изображения аммонии (они происходят от египтян и эфиопов, а язык у них смешанный из языков этих народов). По-моему, и свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Амоном. Так вот, фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог. Затем они приносят к ней другую статую Геракла. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице (имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана)».

Даже во времена наибольшего прославления Амон всегда был визирем бедных, заботясь о них так же, как о фараонах. Он был добрым богом, который выслушивал просьбы скромных просителей, но именно потому, что они были скромные, их редко записывали.

Бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение - распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования.

В египетской мифологии была богиней радости и веселья.
Священное животное Бастет - кошка.
Изображалась Бастет в виде женщины с головой кошки, атрибут Бастет - музыкальный инструмент систр. Бастет отождествлялась с Мут, а также с почиталась как Око Ра Тефнут, Сохмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока.
Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, которые сопровождались плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.
Как уже говорилось выше, священным животным богини Бастет считалась кошка. К этому животному древние египтяне относились с уважением.
Название «кошка» по-египетски звучало просто: «Мау» или «Мяу».
И отношение к древнеегипетским Мяу, как к воплощению богини Бастет, было как минимум уважительным. Кошки были членами семьи, к ним относились со всем почтением, как при жизни, так и после смерти. Ее почитали, так как видели в ней земное воплощение богини Бастет.
Этих животных хоронили с почестями, мумифицировали, как фараонов, и расплатой за их убийство была смертная казнь.
С не меньшим почтением относятся к ней и в странах Дальнего Востока, оспаривая у египтян древность кошачьей породы. Если в семье умирала кошка, то хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали брови. Тело кошки бальзамировалось и помещалось в саркофаг, после чего его помещали в одном из некрополей, специально предназначенных для погребения кошек.

(Хор) (букв, «высота», «небо») - один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда - крылатого солнца. Считалось, что его магическая сила - источник плодородия земли. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор - сын Исиды и Осириса. Гор, сын Исиды, - одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, - он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый - с Гором. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона.

Богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Исида - одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Согласно мифу. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери.

Осирис - одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.

В египетской мифологии Сет считался богом хаоса и беспорядка, который изображался в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру.
Сет может представать и полностью в форме животного - с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом.
Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сета сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000- 3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сетха также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.).
Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был сыном небесной богини Нут, братом Осириса, Исиды и Небетхат (Нефтиды), которая одновременно была его супругой. По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм). День рождения Сета, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Сет считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I). Легенды повествуют, что Сет убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей. Во время нескольких сражений Сет вырвал у Хора его око, ставшее великим амулетом Уджат; одновременно Хор кастрировал Сета, тем самым лишив его основной части его сущности - Сет издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой.
По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сетха была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут.

Тот - бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны, Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых - доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса.

Маат - олицетворение истины и порядка (закона), считалась женой бога Тота. Изображение Маат - женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе - изображение Маат использовали в качестве эмблемы на суде Осириса.

Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») - младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.

Нут - богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Согласьо одному из мифов Нут ежедневно рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.

Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») - жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительни-ца, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.

Сешат (женский род от «сеш» - «писец») - богиня письма, дочь или сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ - женщина с семиконечной звездой на голове. Сешат часто выступала как ипостась других богинь - Хатхор, Нефтиды. На листьях дерева «шед» Сешат записывала годы жизни и правления фараона. Также считалась покровительницей строительных работ. Изначально культовым центром Сешат был, видимо, г. Саис, однако затем главным местом ее почитания стал г. Гермополь.

Тефнут - в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием религиозный праздник, происходящий в период разлива Нила.

Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т.е. «небо») - богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Ее зооморфное изображение - корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой.

Шу - бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада - девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеа-ды (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.

Амон (“сокрытый”, “потаенный”), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона - баран и гусь (оба – символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, “царь всех богов”, небесный заступник, защитник угнетенных (“везир для бедных”).

Бог Апис

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.

Богиня Астарта

Астарта, в западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Астарта играла большую роль в борьбе богов с Йамму, властелином моря. В некоторых мифах она выступала как посланница богов к владыке моря, который домогался верховной власти; она же укоряла Балу за убийство Йамму. В древности Астарта почиталась как владычица лошадей и колесниц, богиня сражений и, видимо, была связана с морем и водной стихией, а также считалась богиней-исцелительницей. Со временем черты Анат и Астарты слились в образе Атаргатис, богини плодородия и благополучия, одной из наиболее почитаемых в арамейском пантеоне. В эллинистический период Астарта отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной, в ассиро-вавилонской мифологии ей соответствует Иштар.

Бог Атон

Атон (“диск солнца”), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп (“Амон доволен”) на Эхнатон (“угодный Атону” или “полезный Атону”). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

Бог Анубис

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь – «собачий город»).

Бог Геб

Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (“небом”), поскольку она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида.

Душа(Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул “князь князей” давал ему право считаться правителем Египта.

Наследник Геба - Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.

Бог Гор

Гор, Хор (“высота”, “небо”), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение – Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Богиня Исида

Исида, Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе. Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой. По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство.

Бог Нун

Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.

Бог Мин

Мин, в египетской мифологии бог плодородия, “производитель урожаев”, которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями. Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Мин также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.
Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; покровитель Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства.

Богиня Нут

Нут, в египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх - так образовалось небо, а Геба оставил внизу - так образовалась земля. Ярость Ра была велика, и он повелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года. Бог Тот пожалел ее. Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. Другой миф повествует о том, как Нут помогла Ра удалиться от людей, когда он разочаровался в их деяниях. Приняв образ коровы, она усадила Ра себе на спину и стала подниматься в небо. Но чем выше она поднималась, тем больше кружилась ее голова, и oнa призвала четырех богов, чтобы те держали ее ноги. Эти боги и стали столпами небесными. Нут называли “огромной матерью звезд, рождающей богов”.

Бог Осирис

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.

Богиня Сехнет

Сехмет (“могучая”), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет - львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. В мифе о том, как Ра покарал человеческий род за грехи, она истребляла людей, пока бог хитростью не остановил ее. Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все, Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет - богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями - Баст, Уто, Мут и др.

Бог Птах

Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) “языком и сердцем”. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном - Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

Бог Ра

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже “замыслили против него злые дела”, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.

Бог Сет

Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. “чужеземных стран”, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья (“отвращение для богов”), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

В Древнем Египте насчитывалось очень большое количество богов. У каждого города был свой пантеон или эннеада – 9 главных божеств, которым поклонялись люди. Однако впервые такая эннеада появилась в городе Гелиополе (Гелиополисе). Он известен с времён Раннего царства, то есть с истоков египетской цивилизации.

Жрецы, жившие в этом городе, считались наиболее влиятельными и могущественными. Именно они и назвали самую первую девятку божеств. Поэтому считается, что главные боги Древнего Египта зародились именно в Гелиополе, а сам пантеон стали называть гелиопольским или великой эннеадой . Ниже приводится перечень верховных божеств и даётся их краткая характеристика.

Бог Ра

Это верховное древнеегипетское божество. Олицетворяло оно собой солнце. После сотворения мира Ра стал царствовать над ним, и это было самое благодатное время для людей. Сила бога заключалась в его таинственном имени. Другие небожители хотели узнать это имя, чтобы обрести такую же силу, но бог солнца никому его не говорил.

Прошло очень много времени, и Ра состарился. Он потерял бдительность и назвал своё таинственное имя правнучке Исиде. После этого наступил период хаоса, а люди перестали повиноваться верховному божеству. Тогда бог солнца принял решение покинуть землю и уйти на небо.

Но он не забыл людей и продолжил заботиться о них. Каждое утро он садился в лодку под названием Атет, а над его головой сиял солнечный диск. В этот лодке Ра плыл по небу и освещал землю с рассвета до полудня. Затем между полуднем и сумерками он пересаживался в другую лодку под названием Сектет и отправлялся в ней в подземное царство, чтобы освещать мытарства загробного мира.

В этом скорбном месте бог солнца каждую ночь встречался с огромным змеем Апопом, олицетворявшим собою зло и мрак. Между Ра и змеем начиналась битва, и победителем всегда оказывался бог солнца. Но зло и мрак к следующий ночи опять возрождались, и битва повторялась вновь.

Древние египтяне изображали бога Ра с телом человека и головой сокола, которую венчал солнечный диск. На нём лежала богиня Уаджит в виде кобры. Она считалась покровительницей Нижнего Египта и его фараонов. У этого бога в отдельных религиозных центрах были другие имена. В Фивах его называли Амоном-Ра, в Элефантине Хнумом-Ра. Но это не меняло главную суть солнечного божества, имевшего статус главного бога Древнего Египта.

Бог Шу

Это божество олицетворяло собой воздушное пространство, озаряемое солнцем. Шу приходился сыном Ра, и когда тот вознёсся на небо, то стал царствовать вместо него. Он правил небом, землёй, горами, ветрами, морями. По прошествию тысячелетий Шу тоже вознёсся на небо. По своему статусу считался вторым после Ра.

На некоторых изображениях его показывали в виде человека с головой льва. Он сидел на троне, который несли львы. Но гораздо больше изображений бога воздуха в виде обычного человека с пером в голове. Оно символизировало богиню истины Маат.

Богиня Тефнут

Это божество тоже относилось к главным богам Древнего Египта. Тефнут – богиня жары и влаги. Приходилась дочерью богу Ра и являлась женой родного брата Шу. Муж с женой были близнецами. Но ещё до брака бог Ра удалил дочь в Нубию, поссорившись с ней, и в Египте наступила засуха. Тогда бог солнца вернул дочь, и та сочеталась браком с Шу.

Возвращение Тефнут и её замужество стали символом расцвета природы. Чаще всего богиню изображали в виде человека с головой львицы и огненным диском над головой. Диск указывал на её связь с отцом Ра, так как дочь считалась его огненным оком. Когда бог солнца появлялся рано утром на горизонте, огненное око сияло у него во лбу и сжигало всех врагов и недоброжелателей.

Бог Геб

Геб – бог земли, сын Шу и Тефнут. Он женился на родной сестре Нут – богине неба – и у этой пары родились дети: Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Примечательно то, что Геб постоянно ссорился с Нут, которая перед рассветом поедала своих детей – небесные светила, но вновь рожала их в преддверии сумерек.

Эти ссоры утомили отца Шу, и он разъединил супругов. Нут он поднял высоко в небо, а Геба оставил на земле. Тот царствовал после отца, а затем передал свою власть сыну Осирису. Изображали его чаще всего в виде человека зелёного цвета, сидящего на троне с царской короной на голове.

Богиня Нут

Нут – богиня неба, дочь Шу и Тефнут, родная сестра и жена Геба. Приходилась матерью Осирису, Исиде, Сету и Нефтиде. Утром богиня неба проглатывала звёзды, а поздним вечером рожала их, символизируя тем самым смену дня и ночи. Имела неразрывную связь с миром мёртвых.

Она поднимала умерших в небо и охраняла гробницы усопших. Изображалась в виде женщины с изогнутым телом. Оно простиралось по горизонту и касалось земли кончиками пальцев рук и ног. Часто под изогнутым телом Нут изображали Геба, лежащего на земле.

Надо сказать, что главные боги Древнего Египта многое потеряли бы без Осириса . Он приходился праправнуком богу Ра и правил землёй после своего отца Геба. Во время своего царствования научил людей многим полезным вещам. Он женился на своей родной сестре Исиде, а Сет и Нефтида приходились ему родными братом и сестрой. Но Сет, обитавший на юге Египта в пустыне, начал завидовать успешному брату, убил его и присвоил себе царскую власть.

Сет не просто убил, а расчленил тело Осириса на 14 кусков и разбросал их по землям Египта. Но верная жена Исида нашла все куски, сложила их вместе и позвала проводника в подземное царство Анубиса. Тот из тела Осириса сделал мумию, которая стала первой в Египте. После этого Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над телом мужи и брата и забеременела от него. Так родился Гор, который стал последним из богов, правивших на земле. После него власть перешла к фараонам.

Гор победил Сета, отправил его обратно на юг в пустыню, а отца оживил с помощью своего левого ока. После этого он остался править на земле, а Осирис стал царствовать в загробном мире. Изображали бога в виде человека в белых одеждах и с зелёным лицом. В руках он держал цеп и скипетр, а его голову венчала корона.

Исида (Изида) была чрезвычайно популярна в Древнем Египте, считалась богиней плодородия, символизировала собой материнство и женственность. Она была женой Осириса и матерью Гора. Египтяне считали, что Нил разливается тогда, когда Исида плачет, оплакивая Осириса, покинувшего её и ушедшего править царством мёртвых.

Значимость этой богини значительно возросла в период Среднего царства, когда погребальными текстами стали пользовались не только фараоны и члены их семей, но также и все другие жители Египта. Изображали Исиду в виде человека с троном на голове, который олицетворял собой власть фараонов.

Сет (Сетх) – младший сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. На последней он женился. Родился в третий предновогодний день, выскочив из бока матери. Этот день древние египтяне считали несчастливым, поэтому, пока день не кончался, не делали никаких дел. Сет считался богом войны, хаоса и песчаных бурь. Олицетворял собой зло, чем схож с Сатаной. Убив Осириса, короткое время царствовал на земле, пока не был свергнут Гором. После этого оказался в пустыне на юге Египта, откуда посылал на благодатные земли песчаные бури.

Изображали Сета в виде человека с головой трубкозуба или осла. У него были длинные уши и на многих изображениях красная грива. Иногда этому богу делали красные глаза. Такой цвет символизировал песок пустыни и смерть. Священным животным бога песчаных бурь считалась свинья. Поэтому хрюшек причислили к разряду нечистых животных.

Самая младшая из детей Геба и Нут по имени Нефтида также принадлежала к главным богам Древнего Египта. Появилась она на свет в последний день года. Древние египтяне рассматривали эту богиню как дополнение Исиды. Она считалась богиней творения, которое пронизывает весь мир. Нефтида властвовала надо всем эфемерным, которое нельзя было увидеть, пощупать или понюхать. Она имела связь с миром мёртвых, а ночью сопровождала Ра в его плавании по подземному миру.

Считалась женой Сета, но не имела ярко выраженных отрицательных черт, свойственных её мужу. Изображали эту богиню в человеческом женском образе. Её голову венчал иероглиф, обозначавший имя богини. На саркофагах изображалась в виде женщины с крыльями, символизируя собой защитницу умерших.