Если мозг человека будет работать на 100. Сколько процентов мозга работает у человека на самом деле

Человеческий мозг – это наисложнейший механизм природы из всех существующих. На него возлагается работа по регулированию и контролю всей жизнедеятельности человека. Если мозг прекращает выполнять необходимые функции, человек теряет способность действовать и чувствовать.

Ученые до сих пор не выяснили до конца, как работает человеческий мозг. Существует мнение, что мозг человека использует только 10% возможностей. Выясним так ли это и как заставить мозг работать на все 100.

Правда ли, что мозг работает только на 10%?

Несмотря на то, что ученые убеждены в использовании мозга на 10-15%, другие специалисты утверждают, что это миф. Для подтверждения этого приводятся веские аргументы:

Напрашивается вывод, что теория об использовании 10% мозга, не более чем необоснованный миф. Человек задействует все области мозга, но не на все 100%. Чтобы понять, как простимулировать мозговую активность, следует выяснить, как работает человеческий мозг.

Теория о том, что мозг работает лишь на 10% — не более чем миф!

Как работает мозг?

Мозг человека составляет не больше 3% от массы тела. Это приблизительно 1,5-2 кг. Для его бесперебойного функционирования организму требуется 20% от общего количества кислорода, поглощаемого легкими.

Человеческий мозг – это многоуровневая биологическая система. Его состав представляет собой высокоорганизованную структуру. Мозг имеет несколько областей, каждая из которых отвечает за конкретные функции. Некоторые области отвечают за сенсорную информацию – прикосновения, ощущаемые телом. Другие регулируют моторику – движения человека. Третьи области контролируют когнитивные функции – способность мыслить. Четвертые отвечают за чувства и эмоции.

Мозг человека устроен таким образом, что неактивные области временно перестают функционировать. Допустим, когда человек не ходит, область мозга, отвечающая за этот процесс, становится неактивной за ненадобностью в этот момент. Когда человек замолкает, часть мозга, регулирующая способность к воспроизведению речи, становится неактивной. Когда находимся в тишине, нейроны мозга, контролирующие слух, прекращают работу. Представим, что бы было, если бы все области мозга работали непрерывно. Организм человека не вынес бы такой нагрузки.

Когда мозг работает некорректно, человек моментально подвергается галлюцинациям из-за необходимости испытывать больше ощущений, чем положено. Мышление и мозговая активность – это сложная область знаний. Ни один специалист не сможет подробно ответить на вопрос, что случится, если единовременно возбудить все нейроны человеческого мозга.

Одновременная работа всех частей структуры мозга невозможна!

В работе мозга важно придерживаться «золотой середины». Лишняя интеллектуальная активность губительно сказывается на жизнедеятельности человека. В том, что невозможно одновременно заставить работать все области мозга, есть несомненное преимущество. Ведь когда человек принимает пищу, ему не нужно петь, когда сидит у компьютера – нет необходимости танцевать, когда пишет диссертацию – мысли о чем-то кроме нее только помешают. Таким образом, необходима не только активность «нужных» нейронов, но и блокирование «ненужных». Нарушение баланса работы мозга приводит к психическим заболеваниям и лишним проблемам.

Примером нарушенного баланса работы мозговой структуры выступает тяжелое заболевание эпилепсия. Человек подвергается судорогам, когда блокирования «ненужных» областей мозга не происходит. В момент припадка мозг активирует те нейроны, которые должны быть заблокированы. Волна перевозбуждения нейронов и приводит к судорогам в мышцах. Ощущения человека при приступе эпилепсии описать нельзя, так как во время припадка память не функционирует.

Заставить мозг работать на все 100%, активируя все нейроны, опасно. Но стимуляция мозговой активности, чтобы улучшить эффективность работы мозга, вполне возможна.

Способы заставить мозг работать на 100%

Для использования возможностей мозга по максимуму и без вреда для организма предлагаем воспользоваться полезными советами.

  • Активный образ жизни. Чем больше физических нагрузок испытывает организм, тем лучше работает мозг. , Вы позитивнее будете смотреть на жизнь, станете остроумнее и счастливее. От физических нагрузок количество клеток, регулирующих процесс изучения информации и память, увеличивается.
  • «Королевская» осанка. Положение спины и шеи во время ходьбы или сидения влияет на мыслительный процесс. Проведите простой эксперимент. Попробуйте решить уравнение, сидя неправильно, а следом с выпрямленной спиной. Вы заметите, что во втором случае мыслительный процесс работает результативнее.
  • Хорошее кровообращение. Нарушение циркуляции крови мешает концентрации внимания. Если Вы долго находитесь в одном положении, то сделайте небольшую зарядку или прогуляйтесь. Это поможет восстановить кровообращение.
  • Тренировка мышления. Кроме физических упражнений важно стимулировать и области мозга, регулирующие другие функции. Развивать мозг можно только заставляя его работать. Пробуйте новое. Будьте любопытными. Задавайте вопросы. Посещайте новые места. Читайте книги. Займитесь живописью. Сделайте привычкой спрашивать «почему?» и всегда находите ответ на этот вопрос.
Кроме вышеперечисленных советов, заставить мозг работать на все 100% поможет правильное питание. Жирные кислоты Омега-3 – то вещество, без которого полноценная работа мозга невозможна. В первую очередь это жирная рыба и грецкие орехи.

Используйте мозг правильно, задействуйте все его области для улучшения интеллекта. Начните с малых привычек и со временем переходите к глобальным изменениям образа жизни и увлечений. Стимулируя мозговую активность, Вы станете продуктивнее и счастливее.

Мы привыкли отождествлять наш мозг с собой, со своей личностью. Головной мозг человека – орган, ответственный за ясность и остроту мыслей, за интеллект и смекалку, за нормальную жизнедеятельность организма.

Орган – пульт управления огромным механизмом под названием “человек”. Необходимо ли за ним как-то следить? Какие упражнения для работы мозга следует выполнять, чтобы держать этот самый мозг в тонусе? И как улучшить работу мозга в принципе? На перечень этих и прочих подобных вопросов мы возьмемся ответить в статье.

Мозг. Что с ним делать, чтобы он работал?

Звучит забавно? Вряд ли. Ведь огромное количество людей считает, что собственное тело – это своего рода полевой цветок, мол, растет и развивается само по себе, по наитию. И это катастрофическая ошибка. За всем организмом необходим внимательный уход, а так как мозг является частью вашего организма – то стоит подумать и о нем.

Хотите обладать быстрой концентрацией и потрясающим вниманием на зависть рассеянным коллегам? Горите желанием иметь хорошую реакцию и сохранять ясность разума в любых сложных ситуациях? Для всего этого необходимо держать мозг в тонусе.

Чтобы оперативно решать поставленные задачи и эффективно регулярно выполняйте специальные упражнения для работы мозга. Делать это стоит ежедневно и результаты удивят вас самих. А что может быть приятнее, чем расширять собственные границы, обретая новые возможности?

Как заставить мозг работать на 100 процентов?

Знакомая всем байка о том, что человек использует лишь десять процентов собственного мозга – это, конечно, глупость. Но это вовсе не означает, что человек использует абсолютно весь объем потенциальных возможностей этого органа. Ниже вы найдете рекомендации, как раскрыть свой умственный потенциал и как заставить мозг работать на 100 процентов.

Упражнения для работы мозга

Что улучшает работу мозга и какие конкретно для этого нужны упражнения? Способов и рекомендаций, на самом деле, масса. Рассмотрим наиболее практичные и полезные советы из существующих.

  1. Рисуйте.

    Да-да, вы не ослышались. Даже если вы не слишком творческая натура, сам по себе процесс рисования стимулирует активную работу правого полушария головного мозга, лишний раз “разминая” его и помогая раскрыться мыслительным процессам. А творческий подход ко многим обыденным целям и задачам очень часто просто необходим.

  2. Пишите.

    Особенно актуально это в наше время – в эру информации и разнообразных гаджетов. Когда вы в последний раз держали в руках ручку, либо карандаш, а не стучали пальцами по клавишам клавиатуры ноутбука? Необходимо вспомнить это полезное занятие. Еще лучше – завести собственный дневник. Процесс письма, особенно если связать его с творческим подходом, активизирует критическое мышление человека, помогая в развитии аналитических способностей.

  3. Занимайтесь физкультурой.

    Она поможет не только улучшить циркуляцию крови, а соответственно, работу мозга, но и выплеснуть лишнее эмоциональное напряжение. К тому же регулярные пойдут на пользу телу и вашей самооценке.

  4. Самогипноз.

    Не относитесь предвзято, эта штука действительно работает! Самовнушение не только позволяет голове “перезагрузиться” и тем самым отдохнуть, но и существенно проясняет мышление. Внушая себе определенные установки, соответствующие вашей жизненной позиции и поставленной цели, вы встаете на самосовершенствования.

  5. Мозговой штурм.

    Известная методика, которая придает мозгу некий импульс, подталкивая его на поиск новых идей и новой информации, а также настраивает на продуктивную работу.

  6. Кроссворды.

    Они сейчас не так популярны, как прежде. Но менее полезны кроссворды не стали. Их решение, как и решение любых других головоломок, способно пробудить вашу память и вновь припомнить “отложенные на дальнюю полочку” знания. Решение кроссвордов – чуть ли ни самый популярный ответ на вопрос, как улучшить работу мозга, уступающий, разве что, чтению книг.

  7. Шахматы.

    Эта игра стала классикой не зря. Регулярная игра в шахматы учит концентрировать внимание, думать, искать выход из сложившихся обстоятельств и развивать терпение. Пригодится в жизни, не так ли?

  8. Интересуйтесь и задавайтесь вопросами.

    Возникший вопрос – это всегда стимул к самостоятельному поиску ответа. А значит, данный процесс не только принесет новые знания, но и заставит мозги “пошевелиться”. Сегодня за знаниями не обязательно идти в библиотеку. Полезной информации вокруг множество, стоит только начать ее искать, и из этого потока уже не высвободиться, поскольку жажда знаний всегда увлекает, если ей поддаться.

  9. Позитивное мышление.

    Следствие принципа позитивных мыслей – выброс необходимых для правильной работы всего организма гормонов. Позитивное мышление расширяет границы для работы мозга, поскольку не заставляет сосредотачиваться на чем-то одном, что гложет сознание.

  10. Что улучшает работу мозга – так это осознанность.

    Умение “быть здесь и сейчас”, находясь “в настоящем моменте” – это как раз то, что позволяет держать ум в ясности и в необходимом тонусе. Не действуйте на автомате, берите те возможности, которые сейчас вас окружают, следите за своими мыслями и поступками. Самоанализ настраивает мозг на работу в выбранном вами направлении.

  11. И напоследок – вносите изменения, выходите из зоны комфорта.

    Даже незначительные коррективы в ежедневный маршрут движения или пребывание в новом месте со своими друзьями способны привнести что-то новое в вашу “карту мира” и заставить собственный мозг активизироваться к новым обстоятельствам. Устраивайте себе , в которые действуете только непривычным для вас образом.


Как улучшить работу мозга? Выводы

Техник и методик – уйма. Но главное – это комплексность и регулярность. Именно ежедневные упражнения помогут обрести натренированный мозг, готовый справляться с любыми задачами. Ведь вода камень точит, и целенаправленная работа над тем, чтобы держать мозг в тонусе, поможет в личностном развитии и движении к любой поставленной цели.

Недавно для радио записывал интервью с Алексеем Паевским , главным редактором портала Нейроновости , научным редактором портала Indicator.ru , и на мой взгляд одним из лучших научных журналистов в стране, уж в области нейронаук точно. Видеозапись интервью можно посмотреть на канале рубрики .

Мы поговорили о тайнах мозга, перспективах лечения болезни Альцгеймера и будущем интерфейсов мозг-компьютер. Вчера вышла печатная версия интервью на портале E1 . Публикую ее полностью под катом в авторской версии (чуть расширенной и незацензурированной).


- Человеческий мозг очень сложен и до сих пор таит много тайн. Что ученые на текущий момент о нем знают, а что остается загадкой до сих пор?

Была такая не очень цензурная карикатура про психологов, из двух частей. На одной – джентльмены в цилиндрах смотрят на мозг и говорят, перефразируя более приличными словами: «Офигеть, какой он сложный». И на второй – уже современные психологи говорят то же самое.
За 150 лет нейронаука узнала о мозге очень много, безумно много, сейчас это самая развивающаяся область научного знания. Но, тем не менее, остается очень много загадок. Мы до сих пор не понимаем почему возникают многие болезни, связанные с мозгом, и что с ними делать.


Карикатура «200 лет развития психиатрии». На e1 был приличный вариант. А оригинал отсюда .

- А что мы все-таки знаем о мозге?

Что он состоит из большого количества клеток. Но произошло важное изменение в парадигме понимания мозга – в мозге важную роль играют не только нейроны, которых у нас 86 миллиардов. Примерно равную роль в функционировании и даже мышлении играют еще и так называемые клетки глии (О том что это можно прочитать в статье «Нейронауки для всех. Глия » - прим.). Их очень долго считали вспомогательными. Этих клеток три или четыре типа: есть астроциты, есть микроглиальные клетки, есть олигодендроциты и другие менее известные и менее важные. Вот эти клетки, как выяснилось, тоже играют важную роль и в передаче сигнала от нейрона к нейрону в синапсе (то, где соединяются нейроны, называют синапсом, там происходит химическая передача электрического тока от нейрона к нейрону), и в формировании этих самых синапсов, а также в их разрушении. Сейчас в патогенезе многих заболеваний, как неврологических, так и психиатрических, видят роль, порой даже ключевую, этих самых глиальных клеток.

Также нужно понимать, что самое важное в мозге – это не то, сколько в нем нервных клеток. 86 миллиардов – это очень много. Но еще важнее то, что, скорее всего, наша способность мыслить и то, как мы это умеем делать, связана не с количеством нейронов, а с тем, как они друг с другом соединены. Каждый нейрон может образовывать до 150 тысяч связей. Обычно меньше, но есть нейроны, у которых по 150 тысяч синаптических входов.

- Значит число вариантов связей бесконечно…

Безумное количество.

Сейчас в развитых странах продолжительность жизни растет, и можно сказать, что люди стали доживать до тех заболеваний, о которых раньше и не задумывались. Таких как рак или нейродегенеративные заболевания: болезни Альцгеймер, Паркинсона и так далее. Это действительно так? Насколько они сейчас распространены?

Нужно сказать, что 90% всех нейродегенеративных заболеваний – это болезнь Альцгеймера. Первая пациентка с болезнью Альцгеймера Августа Д (Детер) была найдена самим Альцгеймером чуть больше 100 лет назад.

Да. Мы стали доживать до Альцгеймера, потому что эта болезнь, чаще всего, стартует после 70-ти. Сейчас у нас эпидемия, число случаев заболевания увеличилось. (от болезни Альцгеймера страдает 47% людей старше 85 лет. В России официально больны 1,8 млн. Всего же в мире болеет 44 млн человек. – прим.) Есть огромное количество теорий его возникновения, нам известны разные фрагменты мозаики, но мы не понимаем, как они складываются. Поэтому огромное количество препаратов, которые проходили успешное тестирование на животных, в клинике на людях с треском проваливаются.

- С чем это связано?

Видимо, наш мозг устроен несколько сложнее, чем мышиный. Это во-первых. Во-вторых, у мышек нет Альцгеймера. Мы специально создаем мышек с некой моделью болезни Альцгеймера, но это означает, что модель неверна и неточна, и надо искать еще что-то.

- То-есть Альцгеймер до сих пор остается неизлечимым заболеванием?

Да. Пока никак. Без шансов.

- А с другими заболеваниями есть какие-то успехи?

Есть прогресс с Паркинсоном. Буквально меньше месяца назад уже на человеке началось клиническое испытание совершенно новой, принципиально новой методики (подробнее об этом можно прочитать в этой новости). В чем ее суть. При Паркинсоне гибнут нейроны в черной субстанции, это нейроны, которые выделяют дофамин. И идея такая: мы берем клетки кожи здорового человека, превращаем их в плюрипотентные стволовые клетки (неспециализированные клетки, способные превращаться в клетки различных органов и тканей, кроме клеток плацентый – прим.), стволовые клетки превращаем в свеженькие нейроны и потом пересаживаем их больному человеку. Было понятно, что это поможет, донорские нейроны работают. Но была другая опасность. Когда мы создаем плюрипотентные стволовые клетки из каких-то дифференцированных клеток (В 2012 году Синъя Яманака получил за это Нобелевскую премию), а потом получаем из них набор нужных нам других дифференцированных клеток, в данном случае нейронов, то важно в этом наборе выключить всю плюрипотентность, т.е. способность превращаться в другие клетки. Иначе у нас будет опухоль.


Фотография выращенных в культуре дофаминергических нейронов чёрной субстанции пациентов с болезнью Паркинсона. Снимок отмечен жюри конкурса Nikon Small World Фото: Dr. Regis Grailhe, Nasia Antoniou, Dr. Rebecca Matsas, Institut Pasteur Korea, Department of Screening Sciences & Novel Assay Technology, Seongnam, South Korea

В сентябре прошлого года завершилось двухлетнее клиническое испытание этой методики на макаках. У макак нет болезни Паркинсона, ее моделировали, убивали нафиг «черную субстанцию» и потом вводили дофаминергические нейроны, полученные из стволовых клеток. 23 месяца тестировали и наблюдали улучшение симптомов, но также смотрели, не появится ли опухоль. Ни у одной из 11 обезьянок не появилась. Сейчас первый человек получил 2,5 миллионов нейронов и вроде пока все идет хорошо.

Если мы не можем пока лечить болезнь Альцгеймера, насколько мы хорошо разбираемся в том, как она возникает? Можно ли ее как-то предотвратить или профилактировать?

Когда мы видим Альцгеймер, когда он начинает проявляться в симптомах, делать что-то уже поздно. Наш мозг очень пластичен, он до последнего компенсирует потерянные нейроны, до последнего компенсирует функции. Важно научиться диагностировать Альцгеймер до симптомов, чтобы хоть как-то тестировать профилактику.

И в этом есть действительно серьезные успехи, причем на разных фронтах. Недавно появилась нейросетевая программа, которая позволяет заранее диагностировать Альцгеймера по позитронно-эмиссионной томографии. Но это дорого и совсем не годится для скрининга.
Судя по всему, промежуточная причина Альцгеймера – образование бляшек белка амилоида на нейронах, отчего они гибнут. Как выяснилось, эти бляшки образуются и в сетчатке. И рядовые современные офтальмологические исследования при осмотре глаза позволяют, скорее всего, заподозрить Альцгеймер за несколько лет до симптомов (подробнее об этом можно ). В этом есть успехи.


Как болезнь Альцгеймера убивает нейроны. На снимке, отмеченном жюри конкурса Nikon Small World, мы видим нейроны гиппокампа крысы (зеленые), «атакованные» олигомерами амилоида бета (красные), токсичными для нейронов. Именно это вызывает гибель нейронов гиппокампа и потерю памяти. Фото: Dr. Pascale Lacor, Northwestern University, Evanston, Illinois, USA .

Вы упомянули нейросети. Успехи по созданию искусственных аналогов мозга как-то основаны на изучении человеческого мозга? Или это не связанные вещи?

Отчасти. Мы в плену языка, если что-то имеет частицу – нейро, кажется, что имеет отношение к мозгу. Нейросети почти не имеют никакого отношения к мозгу за одним небольшим вычетом – так называемые сверточные нейросети или конволюционные нейросети очень мощно продвинули нас в распознавании образов. Архитектура этих нейросетей немножко копирует то, как устроена работа зрительной коры головного мозга. Исключительно бионическая штука. Мы копируем процесс обработки информации нашим глазом, который мы достаточно неплохо знаем.

Можем ли мы в будущем улучшить наш мозг за счет дополнительных гаджетов, технологий? Насколько перспективно появление интерфейсов, напрямую связанных с общением с мозгом?

Смотрите, наш мозг прекрасно работает, нет смысла улучшать его, надо использовать то, что есть! Типа, а можно ли сделать так, чтобы наши глаза видели «в рентгене»? А зачем, у нас же есть рентгеновский аппарат! Смартфон – тоже часть нашего мозга.

- Но тут есть промежуточное звено в виде рук, компьютеров, плохого зрения, плохого слуха…

Слух или зрение можно улучшить. Есть приборы: телескопы, микроскопы. Сетчатка глаза – это тоже мозг, только вынесенный «на аутсорс». Первичная обработка зрительного сигнала, образа происходит уже в глазу. В зрительную кору отправляется образ, уже обработанный ганглионарными клетками сетчатки.

С интерфейсами мозг-компьютер такая история. У нас есть три способа считывания активности головного мозга. Первый - традиционный, инвазивный, когда мы вставляем в мозг электроды и считываем активность. Это самый точный способ узнать активность мозга. К сожалению, или к счастью, полное управление сигналами мозга возможно только такими интерфейсами - когда мы погружаем электроды в мозг. Это ограничивает его использование людьми, у которых есть показания. Например, полностью парализованным людям можно вмонтировать электроды, и они смогут управлять протезами и, скажем, выпить кофе, управляя силой мысли.
Другой вариант, когда нам нельзя вскрывать черепную коробку, потому что сама операция по трепанации черепа и инвазии опасна…

- Да и мало приятного.

Да. Поэтому когда Илон Маск обещает «нейрокружева» (Речь о проекте Neuralink – прим), сто тысяч электродов вживить – это очень странно воспринимается специалистами.

Другой вариант, когда нам нужно считывать с головного мозга небольшое количество команд. Мы можем считывать их с помощью электроэнцефалографии - это когда мы надеваем на голову шапочку или гарнитуру с электродами. Здесь есть серьезные успехи, причем и в нашей стране. В декабре первая серийная (не опытная, а серийная!) партия в 500 гарнитур – устройств, которые называются «НейроЧат », поступает в тестирование в разные клиники. Она позволяет полностью парализованному человеку, который даже не может говорить, достаточно быстро набирать текст на компьютере и общаться с другим человеком. Еще вариант, например, управление инвалидной коляской силой мысли. Стандартно это три команды – вперед, вправо-влево, стоп. В «Нейрочате» появляется клавиатура на экране, человек достаточно быстро учится выбирать столбец, строку, команды.


Система «Нейрочат», позволяющая общаться силой мысли. Фото: ndipi.ru

Есть еще один способ - при помощи томографии, когда человек лежит в томографе, управляет роботом, например. Но тут есть небольшая проблема в считывании - задержка в несколько секунд. И, кроме того, томограф – немобильная штука.

Нужно предостеречь, кстати, наших слушателей и читателей. Сейчас очень модно увлекаться стимуляцией головного мозга электрическим током, так называемой транскраниальной стимуляцией постоянным током - tDSC. В отличие от магнитной стимуляции, которая используется исключительно в исследовательских и медицинских целях (это большой и дорогой прибор), интернет пестрит кустарными схемами для стимуляции постоянным током на основе батарейки «Кроны» или чего-то еще. Я предостерегаю всех – не надо так делать! Недавно даже появилось письмо исследователей, которые занимаются стимуляцией мозга: да, можно, на какое-то небольшое время на небольшой процент (30-40) увеличить этой стимуляцией рабочую память, внимание, но только если эта стимуляция будет правильной. Если электроды будут расположены правильно, если вы попадете в нужные зоны, а у вас они могут быть индивидуальны. В случае, если вы ошибетесь, эффект может быть обратным.

- А что можно посоветовать для безопасной стимуляции мозга?

Спать! Ничего нового, но, тем не менее, мало кто понимает всю важность сна. Сон безумно важен для правильной работы мозга. Если вы спите столько, сколько нужно (стандартный вариант 7-8 часов, не больше и не меньше), за это время в мозге происходит очень много процессов. Есть гипотеза, что во время сна происходит консолидация памяти. Вы формируете воспоминания, запоминаете. Во время сна происходит очищение мозга от продуктов метаболизма, в буквальном смысле промывание мозга. Раскрывается канал спинномозговой жидкости и происходит более активная циркуляция жидкости, которая вымывает продукты метаболизма.

Проводились эксперименты. У человека, который недоспал, снижается внимание и все остальное так же, как у человека, который прилично выпил.

И плюс, как ни странно, в плане когнитивных вещей мозг представляет собой прекрасную мышцу, которую можно накачивать. Тренируйте, и все будет работать. Среди инструментов по прокачке мозга есть и прекрасные мнемонические способы, и правила запоминания, и интеллектуальные игры, все это хорошо тренирует мозг –в той области, в которой вы его тренируете.

- Вы читаете много лекций, ездите на семинары. Есть какой-то самый популярный и устойчивый миф о нашем мозге?

Да! И я подозреваю, откуда взялся этот миф. Из введения к книжке Дэйла Карнеги, написанного каким-то психиатром или психологом, который, скорее всего, просто его выдумал. Это миф о том, что наш мозг работает на 10 процентов. Об этом спрашивают почти на каждой лекции. Отвечаю - мозг всегда работает на 100 процентов! Другое дело, как его можно натренировать или подготовить.


Две книги Алексея Паевского и Анны Хоружей об истории болезней, вышедшие в 2017 году.

Мы сейчас пишем еще пять книг. Пишем продолжение «Чумы», которая носит рабочее название «Холера». Это продолжение историй про болезни, потому что мы не до всех добрались.
Мы сейчас подготовили книжку с условным названием «Нейронауки для чайников» - базовый курс молодого бойца для тех, кто хочет войти в нейротематику, популярное изложение основ строения мозга, того, как он работает, методов изучения и всего остального.

У нас готовится к выходу первый том биографий лауреатов Нобелевской премии по физике, химии и медицине за 1901-1910 годы. А написали мы уже по 1952 год. И продолжение «Смерти замечательных людей». Вторую «Смерть» мы назвали «Сделано в СССР». Еще очень хочется сделать необычную книжку о Менделееве. Мы назвали ее «Менделеев: контекст». Поскольку следующий год – это год Периодической таблицы, мы хотим сделать книжку из 70 с небольшим глав – по главе на год жизни Дмитрия Ивановича – и рассказать его биографию параллельно с тем, что происходило в мире, в первую очередь – в мире науки.

Кроме этого, мы создали портал

Способы заставить мозг работать на все 100%. Если вы хотите использовать силу вашего мозга по максимуму, придерживайтесь следующих советов:

Занимайтесь спортом. Считается, что при больших физических нагрузках у человека лучше развивается мозг. Ученые из Института биологических исследований Salk, штат Калифорния, выяснили, что у мышей, бегающих во вращающемся колесе, вдвое больше клеток в той области мозга, которая отвечает за изучение и память.

Почему же умственные способности более активных грызунов лучше? Добровольные физические нагрузки не столь трудны и поэтому более выгодны. Это означает, что, занимаясь спортом с удовольствием, вы становитесь более остроумными и счастливыми.

Следите за осанкой. Ваша осанка влияет на мыслительный процесс. Проверьте это на себе. Попытайтесь решить в уме любую математическую задачку, сидя неправильно и смотря в пол. Потом попробуйте сделать то же самое только, уже сидя с прямой спиной, смотря вверх или прямо перед собой. Вы заметите, что легче думать все-таки во втором варианте.

Следите за кровообращением. Плохое кровообращение не позволяет человеку полностью сконцентрироваться. Если вы долго находитесь в одном и том же положении, постарайтесь хотя бы в течение 1-2 минут разминать ноги. Это позволить восстановить циркуляцию крови.

Тренируйте мышление. Важны не только физические упражнения. Ты можешь развивать различные области своего мозга, заставляя их работать. Профессор Катц говорит, что мышление и анализ окружающего мира могут улучшить функционирование бездействующих частей мозга. Пробуйте новые вкусы и запахи. Пробуйте делать что-нибудь левой рукой (если вы правша, и наоборот). Путешествуйте по новым местам. Занимайтесь искусством. Прочитайте роман Достоевского.

Спросите «Почему? Наш мозг предрасположен к любопытству. Позвольте и себе быть любопытным. Лучший способ развивать любопытство — все время задавать вопрос «Почему?». Пусть это будет новой привычкой (по крайней мере, 10 раз в день). Вы будете поражены тем, сколько возможностей откроется перед вами в жизни и работе.
Избавьтесь от негативных мыслей, которые посещают ваш мозг. Мысли, которые вас посещают, имеют большое значение для работы вашего мозга. Исследование, проведенное Марком Джорджем и его коллегами из Национального Института Здоровья доказало, что счастливые, оптимистичные мысли оказывают успокаивающий эффект нам мозг, в то время как негативные мысли приводят к депрессии и беспокойству.

Больше смейтесь. Ученые говорят, что смех полезен для нашего здоровья. В течение этого процесса вырабатываются эндорфины, и это помогает нам снять напряжение. Таким образом, смех может заряжать наш мозг.

Развивайте память. Мозг — это машина памяти. Возьмите старый фотоальбом или школьный дневник. Проведите время со своими воспоминаниями. Позвольте разуму размышлять, вспоминать. Позитивные эмоции от воспоминаний помогут вам справиться с проблемами.

Отдыхайте . Во время работы всегда делайте перерывы. Это поможет снять напряжение, которое появляется из-за того, что вы слишком долго сидите на одном месте. Отдыхая всего лишь 10-15 минут каждый час, вы сможете повысить трудоспособность. Короткий отдых поможет вашему мозгу расслабиться и привести в порядок мысли.

Разговаривайте с воображаемым другом . Разговаривая и получая советы от воображаемого собеседника, вы способны открыть доступ к информации, находящейся на подсознательном уровне. Представьте, что вы разговариваете с человеком, который достаточно компетентен в необходимой вам области.

Разгадайте загадку. Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто-то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: вы тренируете свой мозг.

Эффект Моцарта. Десятилетие назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа. В прошлом году Рошер сообщил, что для крыс соната Моцарта является стимулятором деятельности трех генов, связанных с клетками, передающих сигналы в мозг. Это самый гармоничный способ улучшить ваши умственные способности. Но прежде, чем вы возьмете компакт-диски, примите к сведению, что не каждый, кто стремится к эффекту Моцарта, получает его. К тому же даже его сторонники склоняются к тому, что музыка повышает способности мозга, потому что заставляет слушателей чувствовать себя лучше. Происходит одновременно и расслабление, и стимулирование организма.

Улучшайте навыки. Обычные занятия, такие как шитье, чтение, рисование и разгадывание кроссвордов, важны. Заставляйте себя выполнять все это по-новому, чтобы улучшить свои навыки. Прочитайте новые книги, изучите новые способы рисования, разгадывайте более сложные кроссворды. Достижение более высоких результатов поможет вашему мозгу быть здоровым.

Сократите количество алкоголя. Доказано, что алкоголь не только повреждает умственные способности, но и препятствует их восстановлению.

Играйте. Если у вас есть свободное время, поиграйте. Выделите время на игры. Играйте в карты, в видеоигры, в настольные игры. Не имеет значение, во что вы играете. Игра улучшит ваше настроение и работу мозга. Это научит ваш мозг думать стратегически.

Спите с ручкой и бумагой. Просмотр ключевой информации перед сном улучшит ее запоминание на 20-30%. Вы можете держать около кровати какую-нибудь книжку для чтения перед сном, если она не будет сильно утомлять вас. И обязательно держите ручку с блокнотом рядом с кроватью. Если появится какая-нибудь навязчивая мысль, то она не даст уснуть, пока вы ее не «перенаправите» на бумагу.

Концентрация. Концентрация может улучшить работу мозга. Но «воры концентрации» не всегда заметны. Учитесь замечать, когда вы отвлечены.

Если вы должны были, к примеру, позвонить, то эта мысль может мешать все утро, подрывая вашу ясность в мыслях. Вы даже можете не осознавать, что эта мысль мешает вам. Возьмите себе в привычку задумываться и спрашивать себя: «Какие мысли сейчас у меня крутятся в голове?». В нашем примере, звонок по телефону вы могли бы перенаправить в ваш список дел. Это может избавить вас от этой мысли и поможет вам мыслить более ясно.

Любовь для мозга. В серии исследований доктора Катлера и его коллегами в университете Пенсильвании и позднее в Стенфордском университете было обнаружено, что регулярный сексуальный контакт оказывал благоприятное воздействие на женщин. Сексуальный контакт, по крайней мере, раз в неделю приводил к регулярным менструальным циклам, более коротким менструациям, задерживал менопаузу, увеличивал уровень эстрогена и замедлял процесс старения. Увеличение уровня эстрогена за счет увеличения количества занятий сексом помогает улучить мозговую деятельность. В исследовании доктора Катлера наличие оргазма не было столь важным. Близость и эмоциональное соединение были самыми влиятельными факторами.

Играйте со страстью. Когда в жизнь людей входит изучение и творчество, они отдают своей работе на 127% больше. Восхищайтесь сами и восхищайте мир. Вспомните, что вы любили делать, когда были ребенком, и делайте это будучи взрослым. Это ключ к вашему гению. Да Винчи, Эдисон, Эйнштейн, Пикассо — все они любили играть и исследовать.

Циклы сознания. Определите то время, когда ваше сознание наиболее активно. Если вы определите это время, вы сможете заниматься самыми важными задачами именно в это время.

Изучайте что-нибудь новое. Это может показаться очевидным. Наверняка у вас есть тема, которая вам наиболее интересна. Неважно, работа это или досуг. Если вы не имеете такой темы, то попробуйте каждый день узнавать значение какого-нибудь нового слова. Есть большая корреляция между словарем и вашим интеллектом. Когда у нас словарный запас постоянно пополняется новыми словами, то наш интеллект может работать по-другому. Работайте, учась!

Пишите. Вести личный дневник очень полезно, в первую очередь для вас. Это очень хорошая стимуляция мозга. Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга. Найдите способы писать, чтобы вас смогли читать остальные. Это могут быть истории вашего детства, которые могут быть интересны вашим друзьям. Заведите блог, чтобы вас смогли читать остальные.
Поделитесь своими мыслями. Обучая другого человека чему-либо, вы еще лучше усваиваете то, что уже знали. К тому же, вам необходимо всегда заниматься и самообразованием. Не бойтесь браться за что-то новое. Даже если вы уже получили образование, все равно следует тренировать свои навыки. После того, как вы усвоили новую информацию, очень важно научиться ею пользоваться.

Ароматерапия для активации мозга. Ароматы можно использовать для поднятия тонуса или расслабления. «Энергетики» включают в себя мяту, кипарис и лимон. Для расслабления вам понадобится герань и роза. Несколько капель масел в вашей ванне или распылителе будут достаточны. Вы можете также использовать носовой платок — достаточно будет пару капель. Предварительно удостоверьтесь, что у вас нет аллергии на это масло.

Наркотики для активации мозга. Кофе и другие напитки, содержащие кофеин, помогают студентам получать более высокие баллы на тестах. Но кофе надолго не хватит.

Вместо перерывов на кофе попробуйте чай на основе «Гингко Билоба». Он улучшит кровоток к мозгу и концентрацию.

Окружите себя вдохновителями. Общайтесь с вдохновляющими вас людьми. Читайте журналы на различные темы. Открывайте новые возможности. Находите новое решение проблем. Независимо от того, сколько вам лет и чем вы занимаетесь, вашему мозгу просто необходима нагрузка. Это могут быть логические задачки, запоминание Шекспира или изучение нового языка. Заставьте ваш мозг напряженно трудится, если вы не хотите, что бы он заржавел как автомобиль на свалке. (При активной умственной деятельности злоупотреблять кофе не следует. Обладая мочегонным действием он обезвоживает организм, приводит к повышенной раздражительности. Лучше выпить чашку зеленого чая.)

Обустройте ваше пространство для умственной работы. Загроможденные комнаты и офисы могут помешать процессу мышления. Если у вас слишком часто бывают стрессы, усталость, подавленность, то возможно причиной тому является та среда, в которой вы находитесь. Примите это как сигнал к действию. Создайте более гармоничное и комфортное рабочее место.

Первым делом изучайте правила. Всегда начинайте с изучения основ. В любом деле или начинании есть ряд правил, нарушение которых либо игнорирование может привести к печальным последствиям либо возникновению депрессии, разочарованию. К примеру: осваивать новый язык следует с грамматики, правописания и составления предложений. Люди должны следовать этому правилу независимо от возраста и вероисповедания.

Сделайте скучное веселым. Пробуйте развивать интерес: чем больше вы будете чем-то заинтересованы, тем легче уделять этому внимание. Ведь у нас есть склонность запоминать то, что нам было приятно. Так что ищите способы сделать что-то скучное веселым, ассоциируя это с тем, что вы уже знаете. К примеру, если вам необходимо запомнить какой-либо список, попытайтесь составить предложение из первых букв каждого слова или распределите слова по группам. Вы также можете использовать воображение и создавать забавную историю на эту тему, чтобы облегчить процесс запоминания.

Ограничивайте себя. Вам необходимо структурировать жизнь. Ограничивая себя, устанавливая временные рамки для выполнения какого-либо дела, сокращая количество предметов, с которыми работаете, вы зачастую сможете достигнуть большего результата за меньшее количество времени.

Изучайте более рационально. Когда вы решили что-то выучить, сначала напишите конспекты. В процессе изучения делайте короткие перерывы. Информация лучше запоминается тогда, когда вы только начинаете или же заканчиваете учить.

Освежите ваш разум медитацией. Когда большинство людей думают о медитации, они представляют себе глубокое расслабление. Но эта древняя практика способна не только умиротворить вашу душу, но и улучшить память. Согласно исследованию Университета Штата Кентукки те, кто после обеда уделяли медитации всего лишь 30 минут, выполняли тестовые задания лучше, чем те, кто дремал в это время.

Глубокое дыхание для более ясного мышления. Ровное глубокое дыхание имеет много положительных эффектов для организма. Чем больше кислорода в крови, тем больше его в мозге. Несколько глубоких вздохов также могут помочь вам расслабиться, что в свою очередь способствует более ясному мышлению.

Развивайте воображение. Мысленно рисуйте фигуры и воображайте различные ситуации.

Следите за своим сном. Сон играет важную роль для физического состояния человека и его интеллектуального развития. Доказано, что недосыпание отражается на памяти, возможны провалы. Ученые установили, что даже творческий потенциал и способность решать проблемы зависит от качества сна.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

О том, как работает важнейший орган человеческого тела, головной мозг, существует множество легенд и псевдонаучных теорий. Самое частое утверждение гласит: по проведенным исследованиям он тратит не более десяти процентов потенциала. Правда ли это? На сколько процентов работает человеческий мозг на самом деле?

Как работает мозг человека

Мозг - наиболее сложный орган у всех живых существ. Каждое мгновенье ему нужно обработать огромное количество информации, передать сигналы другим системам организма. Ученым до настоящего времени не удалось полностью изучить его структуру и функциональные особенности. У человека орган отвечает за такие процессы, как: , сознание, речевые функции, координация, эмоции, рефлекторные функции.

Центральная нервная система нормального человека состоит из спинного и головного мозга. В состав этих органов входят 2 разновидности клеток: нейроны (носители информации) и глиоциты (клетки, выступающие в качестве каркаса).

Все тело человека пронизано сетью нервов, являющихся продолжением ЦНС. Через нейроны информация от мозга расходится по всему организму и поступает обратно для обработки. Все нервные клетки создают с ним единую информационную сеть.

Миф об использовании 10% мозга

Нет достоверных данных, откуда появилась теория «Десяти процентов», предположительно все произошло так:

  1. На стыке 19 и 20 веков двое исследователей Сидис и Джеймс изучали способности детей, проверяя теорию ускоренного развития человека, и пришли к выводу, что человеческий мозг имеет огромный потенциал, который не используется полностью. Позже Томас, другой знаменитый ученый, при написании предисловия к труду Карнеги, вспомнил эту теорию и предположил, что мозг человека на самом деле работает только на десять процентов своего потенциала.
  2. Группа научных работников, проводя исследования по нейробиологии, изучая и кору его полушарий, вывели заключение, что в каждую секунду он задействован на десять процентов. Позже на вопрос, сколько же процентов мозга работает у человека, в книгах и телевизионных передачах начали приводить усеченный ответ.

Так расхожий миф превратился в реальность. Легенда о том, что среднестатистический человек использует только десятую часть своего потенциала, приобрела большую популярность. Она постоянно муссируется в художественной литературе и кино, на ее основе создано множество книг и фильмов.

Нечистоплотные психотерапевты и различного рода экстрасенсы хорошо наживаются на существующем мифе, предлагая программы тренингов, проводя дорогостоящие курсы, где человеку:

  • обещают тренировать мозг до достижения стопроцентного раскрытия потенциала;
  • гарантируют, что каждый умный ребенок станет гением, при использовании предложенных методик;
  • предлагают найти и раскрыть скрытые паранормальные способности, якобы дремлющие в каждом человеке.

Что на самом деле

А как же в действительности, насколько работает мозг и как проверить, применяет ли человек свой потенциал полностью?

Аргументация, свидетельствующая о полном использовании мозга:

  • Не стоит опираться на умозаключения ученых, сделанные в конце девятнадцатого века. В те времена просто не существовало технической возможности для подсчета в процентном соотношении количества нейронов, задействованных в работе.
  • Многолетние эксперименты, тесты и исследования показали, что при выполнении простого действия (общение, чтение и другое) активизируются все участки органа. Следовательно, он работает не на 10, а на 100 процентов.
  • Тяжелая часто приводит к серьезным нарушениям в работе организма, потере многих функций. При использовании десятой части деятельности мозга человек не заметил бы разницы, орган мог бы компенсировать травму и задействовать остальной потенциал.
  • Природа экономна, ведь на мозговые процессы, протекающие в организме человека, затрачивается около двадцати процентов энергии. Вряд ли на орган, который используется частично, тратилось бы столько энергии.
  • Величина мозга также свидетельствует о том, что он использует куда больший процент вещества. Все органы человеческого тела прямо пропорциональны функциям. Мозг, который использует только десятую часть потенциала, весил бы столько же, сколько он весит у овечки.
  • Ускорение мыслительных процессов в мозгу происходит в том случае, если применяются правильные методики обучения и упорный труд, а не произошла активация неработающих участков с помощью дорогостоящих курсов.

Мистические способности

Человек в критической ситуации может почувствовать в себе просто мистические способности для решения проблемы. Известны случаи, когда люди в момент опасности поднимали огромные тяжести, принимали нужные решения за краткие доли секунды, увеличивали скорость восприятия информации.

Что же происходит в таких случаях: мобилизация организма и выброс в кровь адреналина или пробуждение остальной части органа? Достоверно известно, что, пережив экстремальную ситуацию, человек чувствует сильнейшую усталость, ведь организм затратил большое количество энергии на действия. Следовательно, дело не в мистических способностях, которые дремлют в мозгу, а в мобилизации органа для решения важной задачи.