Каким бывает климат в семье и как не пойти по скользкой дорожке. Психологическая обстановка в полной семье

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон) .

Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Д.В. Винникотт выделяет две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплочённость, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом .

Благоприятная домашняя обстановка положительно сказывается на отношениях с друзьями, одноклассниками, формирует у ребёнка чувство коллективизма. Неблагоприятный же психологический климат в семье определяется в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. При этом дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения - в школе, неформальных объединениях, а впоследствии и в трудовых коллективах.

Необходимо отметить, что одним из факторов формирования психологического климата семьи является характер. Устойчивость, стабильность черт характера дает нам возможность предположить, как человек будет вести себя в определенной ситуации, его реакции на житейские трудности и т.п.

Другой важный фактор психологического климата в семье - супружеская совместимость, которая является одним из наиболее сложных феноменов семейно-брачных отношений людей. Степень этой совместимости определяет не только ее психологический климат, но и стабильность семьи, ее социальную эффективность в плане выполнения важнейшей функции - репродуктивной и воспитательной, а также психотерапевтической .

Особенность родительско-детских отношений в семье состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, следовательно, формируют определенный психологический климат в семье. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Эти отношения включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - стремление к защите и безопасности. Одна тенденция побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя правильно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.

Существует многообразие типов психологического климата в семье каждый из которых характеризует внутрисемейные отношения, составляющими которых являются и родительско-детские отношения, отражающие содержание семейных ценностей и следовательно воспитательный потенциал семьи.

В.М. Соколов выделяет следующие типы психологического климата в семье:

1) устойчивый отрицательный психологический климат семьи является противоположностью положительного климата. Обычно данный вид психологического климата свидетельствует о проблемах внутри семьи. Негативный климат характеризуется отсутствием преданности семьи со стороны супругов, низкой степенью взаимной поддержки, недостаточной заботой о благе каждого ее члена. При отрицательном психологическом климате семьи можно наблюдать негативное отношение между супругами, в том числе к детям, раздражительность, подозрительность, такой семье постоянно вспыхивают мелкие ссоры, которые зачастую вырастают в крупные затяжные конфликты;

2) неустойчивый, переменный психологический климат в семье проявляется в недостаточно доброжелательном отношении супругов друг к другу. Часто атрибутами переменного психологического климата являются и мелкие ссоры, невнимательное отношение друг к другу, «формальные» или «дежурные» улыбки, шутки и даже смех.

3) неопределенный психологический климат, проявляется в семьях, где супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение. Это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях . Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным;

4) устойчивый положительный психологический климат. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью , уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи .

Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Конечно, климат в семье может меняться. Многое меняется по мере того, как дети подрастают. Как в природе меняется погода, так меняется и семейная атмосфера - один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может разразиться и гроза. Существование определенного климата, характерного для той или иной семьи, составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Список литературы:

  1. Винникотт, Д.В. Разговор с родителями /Д.В. Винникотт. - М.: ДиК, 2012. – 296 с.
  2. Кларина, Л.М. Развитие дошкольника в детском саду и дома /Л.М. Кларина. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 183 с.
  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание http://www.pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-23.shtml

  4. Соколов, В.М. Нравственное развитие дошкольника / В.М. Соколов. - М.: Сфера, 2005. – 385 с.

ТЕМА: Психологический климат семьи. Виды совместимости

ü Дать учащимся представление о сущности психологического климата, об основных факторах, влияющих на формирование психологического климата в семье.

ü Пробудить стремление взять на себя ответственность за благоприятный психологический климат в своей будущей семье.

ü Воспитание стремления к созданию благополучного психологического климата в своей будущей семье.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Психологический климат

Психологическая совместимость и несовместимость

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Работа по карточкам.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Каждый человек является членом малых и больших групп и коллективов . От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Как говорил один герой фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой – самой малой (он и она) и самой большой – группы, любого коллектива.

Психологический климат или психологическая атмосфера – это преобладающий в группе и коллективе эмоциональный настрой.

Психологический климат определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям.

Благоприятный психологический климат

Неблагоприятный психологический климат

Взаимное понимание

Уважительное отношение друг к другу

Дух товарищества

Взаимопонимание

Сплоченность

Чувство защищенности

Чувство эмоционального благополучия каждого

Внутренняя дисциплина

Принципиальность

Ответственность

Здоровая психологическая атмосфера не дается коллективу кем-то и за что-то. Она вырабатывается всеми членами коллектива и зависит от их усилий, от их культурного развития в личностной сформированности.

V. ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ

Ситуация 1.

Дима Д., ученик 11 б класса:

« Наш класс демократичный, у нас нет никакой «элиты». Все примерно на равных и очень дополняют друг друга – один сильнее в одном, другой – в другом, но обид нет. Никто не навязывает своего мнения. Мы многое предлагаем и организовываем сами. Если кто-нибудь заболел, если трудно, помогут, всегда придут на помощь. У нас не бывает скучно. Считаю, что чем ярче в классе люди, тем круче класс».

Боря К., ученик 11 г класса:

«Наш класс состоит из людей, абсолютно не интересующихся друг другом и не стремящихся к общению. Каждый живет своей жизнью. Мы слишком разные, и увлечения у всех различные. Поэтому появляются компании, группки. Главная наша беда – деление класса на «актив» и «пассив», которому ничего не интересно. Что можно сделать? Ничего, если подобрался такой состав. В нашем классе каждый живет сам по себе. Я тоже. Ч не хочу, чтобы мне мешали».

Определите характер психологического климата в каждом из этих классов.

Чувствуется ли его влияние на этих ребят?

От чего же зависит психологическая атмосфера класса?

Прежде всего психологическая атмосфера определяется отношением человека к делу , ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом.

Настроение одного человека очень часто передается другим людям, с которыми он общается, работает, учится, живет.

На общую атмосферу в группе большое влияние оказывает степень уверенности в себе.

Уважать достоинство другого человека так же, как свое, - дело очень трудное, особенно при постоянном общении. Здесь может помочь способность человека ставить себя на место другого человека. (Мне не нравится, когда меня критикуют при посторонних, а что делаю я? Мне не нравится, когда меня называют не по имени, а прозвищем, Я расстраиваюсь и переживаю. А почему же сама так поступаю?).

Счастливой по-настоящему может быть только та семья, где супруги живут большими общественными интересами и запросами. Эгоистическая, обывательская устремленность не приносит людям счастья. Счастье личности вне общества невозможно. Счастье – это всегда ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении.

VI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И СОВМЕСТИМОСТЬ

Наибольшее влияние на психологический климат оказывает степень совместимости людей. Несходство характеров – достаточно распространенная мотивировка разводов.

Совместимость – это созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни.

VII. ВИДЫ СОВМЕСТИМОСТИ

Психологическая совместимость – сложное явление, имеющее несколько разновидностей (уровней).

1. Идейно-нравственная общность людей.

Совпадение взглядов супругов на содержание основных ценностей, их нравственных установок, оценке этих ценностей (например, работа, семья, мода и т. д.).

Пьянство, деградация личности.

2. Социально-психологическая совместимость.

Образование, возраст, круг знакомых, общекультурный уровень супругов, их воспитанность.

Согласованность взглядов на рождение и воспитание детей, организацию быта.

3. Психологическая и психофизическая совместимость.

Особенности личности, характер и темперамент супругов.

Отношение к родителям.

Чувство ответственности за свою семью.

Постоянство чувств, эмоциональность.

Наиболее сильно несовместимость будет проявляться при сходстве некоторых отрицательных черт характера: эгоизма, безответственности, лени и т. п.

VIII. ВЫВОД

Положительный климат в семье, как и в любой другой группе, может быть создан не только при сходстве, но и при различии темпераментов и характеров супругов.

IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ü Если у обоих супругов нет отрицательных черт, всегда ли может быть достигнута совместимость?

ü У мужа и жены разная степень общительности – одному хочется быть дома, только в кругу семьи, а другому встречаться с друзьями, приглашать гостей. В каких случаях возможно наличие совместимости, а в каких – нет?

X. ИТОГ УРОКА

Важно научиться понимать друг друга, стремиться преодолевать трудности совместной жизни, соразмерять свои желания с устремлениями другого человека.

Совместимость не дается извне, она вырабатывается обоюдными усилиями супругов.

Семейное счастье – не подарок судьбы, не результат слепого везения , это дело собственных рук супругов, их ума, доброты, человечности и, конечно, любви.

XI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Описать идеально совместимые пары:

1) дружеские: юноша – девушка, девушка – девушка, юноша – юноша;

2) молодые супруги;

3) пожилые супруги.

Литература:

Г. П Разумихина и др. "Этика и психология семейной жизни". М. Просвещение, 1987.

Как уже говорилось, человек всегда является членом малых и больших групп и коллективов. От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими его людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе . Ни юных, ни взрослых зрителей не оставила равнодушными фраза из сочинения восьмиклассника Коли в фильме «Доживем до понедельника»: «Счастье - это когда тебя понимают». У каждого человека есть свое представление о счастье. Но каким бы оно ни было, оно обязательно включает в себя желание быть понятым самыми близкими и дорогими людьми. Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой - самой малой (он и она) и самой большой - группы, любого коллектива.

Психологический климат, или психологическая атмосфера ,- это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой. Он является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Очень много составляющих у благоприятного психологического климата: преобладание в коллективе атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения людей друг к другу, духа товарищества, взаимопонимания, сплоченности, чувства защищенности и эмоционального благополучия каждого, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью, ответственностью и др.

Следует подчеркнуть, что здоровая психологическая атмосфера не дается коллективу кем-то и за что-то. Она вырабатывается самими членами коллектива и зависит от их усилий, от их воспитанности, от их культурного развития в личностной сформированности.

Как же создается атмосфера, в которой человеку и жить и работать психологически хорошо? Чтобы учащиеся лучше и легче поняли суть психологического климата, целесообразно сначала разобрать это понятие и его основные содержательные характеристики на примере жизни классного коллектива.

Как не похожи классы даже одной школы, даже одной параллели друг на друга! Дима Д., ученик X класса, так говорит о своем коллективе: «Наш класс демократичный, у нас нет никакой «элиты». Все примерно на равных и очень дополняют друг друга - один сильнее в одном, другой - в другом, но обид нет. Никто не навязывает своего мнения. Мы многое предлагаем и организовываем сами. Если кто-нибудь заболел, если трудно, помогут, всегда придут на помощь. У нас не бывает скучно. Считаю, что чем ярче в классе люди, тем ярче класс». Боря К., ученик другого X класса: «Наш класс состоит из людей, абсолютно не интересующихся друг другом и не стремящихся к общению. Каждый живет своей жизнью. Мы слишком разные, и увлечения у всех различные. Поэтому появляются компании, группки. Главная наша беда - деление класса на «актив» и «пассив», которому ничего не интересно. Что можно сделать? Ничего, если подобрался такой состав. В нашем классе каждый живет сам по себе. Я тоже. И не хочу, чтобы мне мешали».

Можно обсудить эти два высказывания с учащимися и попросить их, во-первых, определить характер психологического климата в каждом из этих классов и, во-вторых, подумать, чувствуется ли его влияние на этих ребят.

От чего же в основном зависит психологическая атмосфера класса? Психологическая атмосфера определяется прежде всего отношением человека к делу, ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом. В школе основное дело - это учение, основной труд - учебный (в широком понимании, включающий и учебно-производительный труд). Благоприятная атмосфера будет только тогда, когда каждый учащийся добросовестно, честно относится к своим обязанностям. Кому-то бывает трудно - это другое дело, но каждый должен отдавать все силы для достижения положительного результата в учении, труде, общественной работе и пр. Только тогда отношения будут на равных, только тогда возможно уважение каждого. С лентяем, недобросовестным человеком еще можно как-то мириться, но уважать его нельзя. Ведь нет никакой гарантии в том, что тот, кто не научился работать в школе, будет хорошо работать после ее окончания.

Учитель может вместе с классом разобрать понятие «добросовестное отношение к учебе». Почему такое отношение будет влиять на психологический климат? Можно провести аналогию с производственным коллективом.

Не только тот или иной характер отношения к учению, сложившийся в данном классе, но и удовлетворенность этой основной деятельностью во многом определяют настроение учеников. Она возникает только тогда, когда каждый добивается определенного успеха в овладении знаниями, чувствует заинтересованность одноклассников в его делах, ощущает их поддержку и сам, в свою очередь, готов прийти к ним на помощь. Степень успешности, естественно, может быть различной у каждого ученика: одни легко усваивают все предметы, другим лучше даются гуманитарные науки, третьим - естественно-математические. Возможны, конечно, и временные неудачи. Но главное - понимать, быть уверенным, что каждый сам или с помощью других - учителей, товарищей - может справиться с возникшими трудностями, усвоить материал, предусмотренный программой.

Естественно, что для школьников значима не только учебная деятельность, но и общественная. Мера включенности каждого в общественную жизнь класса, школы также во многом определяет психологический климат коллектива. О благоприятном психологическом климате можно говорить тогда, когда все - и девушки и юноши - на равных участвуют в выполнении каких-то общих дел, когда есть постоянная сменяемость актива, когда у каждого есть чувство личной ответственности за порученное всему классу дело, когда ученики сами ищут полезные дела, а не ждут указаний. Именно этим определяются деятельное или созерцательное, целеустремленное или анархическое отношение к делам; серая, будничная или приподнятая, эмоциональная атмосфера в классе.

В тех же случаях, когда самоуправление не развито, когда активна только часть класса, часто одни и те же ученики, а остальные находятся в позиции пассивных наблюдателей или критиков, часто и у тех и у других возникают чувства неудовлетворенности, обиды, иногда возмущения и зависти. Эти отрицательные переживания, постепенно накапливаясь, приводят к созданию неблагоприятного психологического климата, который характеризуется агрессивным отношением друг к другу или, наоборот, подавленным настроением членов коллектива.

Можно предложить учащимся разобрать какое-нибудь конкретное мероприятие класса именно с точки зрения того, каким настроением сопровождалось его выполнение (и почему). Или обсудить, как и зачем А. С. Макаренко организовывал мажорный тон в коллективе.

На формирование психологического климата влияет не только отношение к делу, к труду, но и то, как каждый член группы, класса относится к себе и к другим людям.

Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии: или жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это проявляется в его настроении. Причем у каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон настроения. И мы про одного говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в определенной ситуации может быть и печальное, и подавленное настроение, другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть радостным, оживленным. Настроение одного человека очень часто передается другим людям, с которыми тот общается, работает, учится. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением, у которого отрицательные эмоциональные переживания возникают без каких-либо существенных объективных причин, распространяет это свое состояние на других людей, с которыми он контактирует. В результате в группе может возникать общее подавленное настроение. Поэтому для общего психологического состояния группы или коллектива далеко не безразлично, какое настроение у каждого из его членов. На Востоке сохранилась традиция, по которой человек не имеет права демонстрировать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. В нашей культуре нет такой традиции, но, по-видимому, каждый должен стремиться к тому, чтобы приходить в группу, коллектив с хорошим настроением, доброжелательной улыбкой, с радостью; помнить, что от него во многом зависит настроение окружающих его людей.

С другой стороны, всем известно, что постоянно выраженная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении своих чувств, даже положительных, мажорных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляя их и вызывая часто раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует настроению других. Поэтому важен не только характер эмоционального состояния человека, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления.

На общую атмосферу в группе (классе) большое влияние оказывает степень уверенности человека в себе. Трудно бывает не только с самоуверенным человеком, но и с неуверенным, постоянно сомневающимся и в своих силах, умениях, и в успехе общего дела. В классе при этом может создаться нервозная обстановка.

Мы остановились только на некоторых характеристиках отношения человека к себе, которые оказывают влияние на психологический климат. Можно предложить учащимся подумать, какие еще аспекты отношения к себе будут иметь значение в создании благоприятного психологического климата.

Уважать достоинство другого человека так же, как свое, - дело очень трудное, особенно при постоянном общении. Неудачная шутка, слишком резкая критика, обидное прозвище - все эти явления, конечно, встречаются в каждом классе. Вопрос в том, какова степень их проявления.

По-видимому, здесь может помочь способность человека ставить себя на место другого человека («Мне не нравится, когда меня критикуют при посторонних, а что делаю я?», «Мне не нравится, когда меня называют не по имени, а прозвищем, я расстраиваюсь и переживаю. А почему же сама так поступаю?»). Если требования по отношению к другим намного превышают те требования, которые человек предъявляет к себе, то возникает напряженность, конфликтность отношений, взаимные упреки, т. е. все то, что вызывает нарушение здорового психологического климата. Важный показатель культуры взаимоотношений - умение объективно оценить себя, свою позицию. Никогда не нужно бояться признать свои ошибки и упущения. В классе такое несоответствие критики и самокритики часто наблюдается во взаимных оценках между мальчиками и девочками. Девочки чаще, чем мальчики, дают негативные характеристики другим людям, особенно мальчикам. Они предъявляют часто максималистские требования к сверстникам, характеризуя их с позиций имеющихся у них «романтических» идеалов.

У одних старшеклассников интерес к внутреннему миру другого человека, способность распознать его переживания может быть развита меньше, чем у других. Такое несоответствие понимания личности другого человека при отсутствии общих с ним дел, интересов может привести к серьезным нарушениям во взаимоотношениях одноклассников и соответственно к формированию неблагоприятного психологического климата.

Таким образом, прежде всего на психологический климат в группе, классе, коллективе влияют следующие моменты: отношение к делу, отношение к себе и к другим.

А семья, семейный коллектив? Можем ли мы говорить, что эти три вида отношений и здесь имеют такое же значение? Да, поскольку семья - тоже коллектив, выполняющий важную социальную функцию воспитания молодого поколения и обеспечения личного счастья людей, что требует взаимной моральной ответственности и действенной взаимопомощи. Психологический климат в семье формируется по тем же законам, как и в любой другой группе. Но в семье дело обстоит гораздо сложнее: здесь люди проводят большую часть своей жизни, они связаны друг с другом наиболее интимными чувствами и отношениями. Ни в какой другой общности людей благоприятный психологический климат не бывает так важен, как в семье, и именно он лежит в основе семейного счастья.

Прежде чем говорить об особенностях формирования семейного психологического климата, остановимся на следующем вопросе: какие же они, счастливые семьи?

У Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина» написано: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Верно ли это? Действительно ли так однообразно человеческое счастье?

Учитель может провести с учениками небольшую дискуссию по этому вопросу, но итогом этой дискуссии должен быть вывод о том, что счастье всегда разнообразно, индивидуально и секреты семейного счастья в разных семьях разные.

Для дискуссии можно предложить учащимся прочитать рассказ А. Гайдара «Голубая чашка» или повесть 3. Журавлевой «Кувырок через голову» (Нева, 1982, № 1) или, по выбору учителя, какое-либо другое современное произведение, в котором описывается жизнь благополучной семьи. Индивидуальное выражение этого благополучия может быть различно и не для каждого приемлемо, но при этом должно присутствовать общее - взаимная любовь, терпимость, уважение друг к другу и т. п.

Не случайно на первое место мы ставим любовь. Именно любовь рождает «родство душ» («…есть чувства, мысли и догадки, о которых говоришь только любимой женщине и не скажешь никому больше» - М. Горький), стремление постоянно заботиться о другом, делать так, чтобы было хорошо другому, жить его радостями, разделять и облегчать его горести и печали. И это стремление стать «частью другого» есть счастье любви. Семья, где живет и расцветает такая любовь,- величайшее чудо, к которому человек стремится и которое надо беречь как самый драгоценный дар жизни.

На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Не случайно Л. Н. Толстой писал: «…будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Не легкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женой,- но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему - эти-то отношения главное…».

Благополучие семьи определяется и такими качествами ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять на себя ответственность в трудных вопросах, умение отнестись к себе более критически, чем к супругу (супруге). Социальные психологи исследовали особенности отношения к себе и супругу (супруге) в семьях благополучных и неблагополучных. Ими получен интересный факт: у супругов, удовлетворенных своим браком, самокритичность выше, чем критичность по отношению к партнеру. У супругов, не удовлетворенных своим браком (неблагополучные семьи), критичность к мужу (жене) превышала самокритичность. Этот факт, очевидно, можно объяснить тем, что, когда человек любит кого-то, он становится внимательным к любимому, терпимо относится к его недостаткам и бросается на помощь, когда это необходимо.

Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов. Совсем не обязательно, чтобы у мужа и жены были одинаковые увлечения, интересы, важно, чтобы они оба считались с этими увлечениями и интересами, проявляли бы к ним внимание. И, пожалуй, главное, что учителю следует подчеркнуть: счастливой по-настоящему может быть только та семья, где супруги живут большими общественными интересами и запросами. Эгоистическая, обывательская устремленность не приносит людям счастья. Счастье личности вне общества невозможно. Счастье - это всегда ощущение полноты своих духовных и физических сил, в их общественном применении. Замечательный русский художник И. Н. Крамской справедливо отмечал, что «все существование человека не может быть наполнено только личным счастьем, или, лучше сказать, личное счастье человека тем выше и лучше, чем серьезнее и глубже захватывают его общие интересы и чем менее встречает он в близком себе существе противоборствия в этой потребности».

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

Семья в современном обществе становится малой группой.

Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь.

Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.

В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Это все научные мышления.

От семьи во многом зависит, каким будет индекс развития человеческого потенциала в будущем, что будет собой представлять человеческий капитал завтра и послезавтра. Общество должно осознавать важность процесса духовно-нравственного воспитания в семьях, ее значимое место в воспитании ценностей и любви к Родине. Чем прочнее, надежнее, стабильнее семья, тем сильнее наша Отчизна.

Долгое время в нашем Отечестве было распространено мнение о том, что семейное воспитание надо заменить общественным. Сторонники этой точки зрения выдвигали следующие аргументы: родители, как правило, не обладают педагогическими способностями.

Опыт счастливых, дружных семей наглядно свидетельствует: иногда лишь ласковое слово, пустяшный подарок, элементарное проявление участие в делах и заботах близких людей способны значительно ослабить противоестественность отношений, оздоровить обстановку, установить семейную, если не идиллию, то хотя бы известную гармонию, к общему благу не только старших членов семьи, но, прежде всего и главным образом самого молодого человека (и материально, и духовно, и морально).

С древних времен люди говорили:

Дом с детьми ― базар, без детей ― могила.

В семье особой радостью являются дети. Воспитывать их одно удовольствие. Хоть взрослые говорят, что с детьми ничего не успеваешь сделать, но они понимают, что без этого «базара» им не прожить.

Каков отец, таковы и дети

Дети учатся на примерах родителей. Порой, посмотрев на ребенка, можно судить о его родителях.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мама, как и земля, любит своих детей и старается сделать для них все, чтобы они ни в чем не нуждались.

У милого дитяти много имен.

Взрослые любят называть своих детей разными ласковыми именами.

Цели данного исследования:

1. Анализ социальных и общественных характеристик современных семей (на основе творческих заданий учеников 8-х классов);

2. Выявление семейных ценностей, семейных традиций и их роли в современной семье;

Задачи исследования:

1. Показать важность семьи в современном обществе;

2. Выявить взгляд детей на семью, на ее роль в их жизни;

3. Акцентировать внимание на значении традиций в семье.

Актуальность исследования:

2008 год объявлен президентом Российской Федерации в России «Годом семьи».

В настоящее время институт семьи переживает кризис, поэтому очень важно обратить внимание на ценность семьи для каждого человека. То, что молодежь многое не устраивает в жизни предшествующих поколений, своих родителей, ― очевидный факт, но из него не следует, что смысл деятельности каждого нового поколения состоит в поднятии бунта против сложившегося уклада жизни вообще и в своей семье в частности. Во все века дети хотят поступать по-своему, родители желают, чтобы они действовали соответственно их представлениям и понятиям.

Самый болезненный вопрос, камень преткновения в любой семье ― вопрос о том, кто, что и когда должен делать. При этом у каждого члена семьи собственное представление о справедливости распределения всех многочисленных обязанностей: мелких и больших, ежедневных и разовых. Подлинная справедливость, не ущемляющая интересов ни одного члена семейного коллектива, основывается на равноправном участии всех членов семьи. Это означает, что каждому должно принадлежать полновесное слово и в распределении домашнего бюджета и в распределении конкретных домашних обязанностей на день, на неделю, на месяц.

Психологический климат в семье

В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли, Притом, не всегда роли членов семьи совпадают с групповой ролью. Часто роль лидера в семье принадлежит не отцу, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.

Прежде всего, психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива, именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем.

Психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний. Отношений к другим людям, к окружающим событиям. Для благоприятного климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье в семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.

Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно в такой обстановке страдают младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.

Учащиеся 8-х классов подготовили творческие задания, в которых рассматривались следующие вопросы:

Что такое семья в вашем понимании;

Рассказать о членах своей семьи, подчеркнуть их роль в семье;

Показать традиции семьи и наглядно представить через медиапрезинтации.

И вот, что получилось. Семья:

Семья – это одно целое, где родные заботятся друг о друге, помогают, а главное понимают, уважают и ценят. Всё вместе это называется ЛЮБОВЬ

Семья ― группа близких людей готовых в любой момент прийти на помощь друг другу.

Семья – это самые близкие тебе люди, которые поддержат тебя в трудные минуты жизни, где царит взаимопонимание, где уважают мнения друг друга.

Семья – это место, куда хочется приходить, где понимают и принимают тебя таким, какой ты есть.

Семья – это место рождения и становления. Семья формирует и проживает всю совокупность отношений к человеку, природе, труду, красоте, науке, искусству, обществу, деньгам, власти, сильному, слабому.

Семья - это ячейка общества, которая строится на кровном и духовном единстве, на любви и согласии, на бережном отношении друг к другу.

Семья ― это люди, которые ждут тебя, доверяют тебе, понимают тебя и поддерживают тебя в любых ситуациях.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место для меня – моя семья.

Семья-это святое. Семья это без чего не можешь жить.

А вот, что они пишут про своих членов семьи:

Мама ― это добрый и ласковый человек.

Мама - очень интересный человек, она всегда поможет разобраться, если ты запутаешься.

Мама ― жизнерадостная, стильная, общительная, хорошая хозяйка.

Мама - отзывчивый и чувствительный человек. Она дает разные советы, и помогает в сложной ситуации. И не просто советы, а дельные советы. Ведь, какая мама, пожелает своему ребенку плохого.

Моя мама меня всегда поддерживает, правда иногда мы с ней спорим в основном из-за того, как правильно произносятся слова. Наши споры, в большинстве, случаев решает бабушка. Ну, или Ожегов. Мама – всегда поможет разобраться с проблемами, мама учит меня самостоятельности, любви, настойчивости, не вешать нос, если что-то не получается. Я очень люблю свою маму!

У мамы я учусь культуре общения.

Я вижу, как устаёт моя мама, работая кассиром в «Мария – Ра», поэтому часть забот по дому лежит на мне. Я должен увести и забрать Настю из садика, заботится о ней, пока нет мамы. При всей загруженности моя мама может создать уют и комфортную обстановку дома.

Папа ― чуткий и отзывчивый отец.

Папа - это человек, которому можно довериться, который всегда тебя поймет. Но взамен требует порядка и самостоятельности.

У отца учусь отношению к труду, к своим обязанностям.

Мой папа серьёзный, он мне - пример для подражания. Он учит меня быть сильной, внимательной и легко переносить трудности, встречающиеся на жизненном пути.

Папа - предприниматель. Сильный и серьезный человек. Учит меня быть мужественным и сильным.

Каждому ребёнку необходима бабушка. Ведь кто-то должен баловать и разрешать всё то, что не разрешают родители. Баба-Люба учит меня уважать взрослых и ценить то - что имеешь. Я восхищаюсь своей бабушкой, ведь не каждая бабушка в 60 лет работает, выбирает каждое утро костюм на работу (перемерив при этом ещё 3) , душится любимыми духами и с открытой душой идёт в колледж учить детей русскому, литературе ну и конечно жизни.

Вежливая и отзывчивая бабушка, которая учит правильному общению с другими.

Как моя бабушка говорит: «старушки сложили свои клубочки, забросили крючочки и спокойно разъезжают на мопедах по деревне». И действительно мы настолько привыкли к образу сидящей старушки с клубком в руках.

Сестры и братья:

Веселая и интересная девчонка.

Создаёт непринуждённую атмосферу в доме.

У брата учусь выдержке.

Считает себя очень важным человеком в этой жизни и держится наравне со взрослыми. Кому как, а ей точно наглости не занимать. Живёт под девизом: «Куда ж планета без меня?»

Брат: он ходит в детский сад «Пчёлка» он приносит в мою жизнь много радостных моментов.

Так, сестры и братья становятся маленькими человечками, которые берут и возвращают заботу и теплоту в том же количестве, в котором принимают.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

(С. Брант)

В каждой семье есть ценности:

Родители всегда вежливы друг с другом. Уважительное отношение к старшим - это самая главная ценность. А также учение правил поведения в обществе, и развитие моральных качеств.

Одна из традиций – собираться по праздникам всей семьёй, будь то день рождения или Новый год.

Нашу семью отличает взаимопомощь, совместное решение проблем, отдых, обсуждение житейских событий и поступков, активный образ жизни. Я – счастлив в своей семье.

В моей жизни два самых важных человека, моя сестра и мама. К сожалению, у нас нет папы, поэтому мне как единственному мужчине приходится не давать в обиду маму и сестру.

Недавно я понял, что забота «в одну сторону» - это «работа в холостую». Наверное, в семье всё должно делиться поровну, и забота тоже: детей к родителям и наоборот. Просто участие: сказанное спасибо, убранная без напоминания посуда, уборка комнаты, терпение в разговоре, доброе слово – вот, что главное в семье.

В нашей семье главная ценность – общение, потому что мы не так уж часто видимся. Также мы ценим взаимопонимание и свободу выбора.

Наша семья творческая, нам нравиться слушать зарубежную, красивую музыку. Эту ценность, в семью принес мой папа. Также папа привил нам чувства патриотизма к Родине. А мама учит меня и брата быть самостоятельными. Меня, в 10 лет, оставляли одну с маленьким братом, не боясь, что что-то случится. Моя мама полностью может положиться на меня. Мама приносит в наш дом море положительных эмоций.

Учащиеся в своих работах о семье пытались показать положительную сторону семейных отношений, что свидетельствует о важности семьи в глазах ребенка, гордости за своих родителей.

Заключение

Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого. (Сенека)

Социальное положение человека в решающей мере зависит от него самого, но немаловажную роль играют и те общественные условия, в которых приходиться действовать, та точка, с которой стартует человек, и здесь немаловажную роль играет семья. Социализация ребенка – одна из основных задач родителей. Прежде всего, она начинается в семье. От климата в семье зависит внутреннее состояние ребенка, его взаимоотношения с окружающими, его успехи в различных видах деятельности, то, как он построит свою будущую жизнь, его взгляд на семью. Человек проносит через всю жизнь традиции и ценности, привитые ему в детстве в семье, и старается построить свою семью на этих же принципах.

Мы считаем, что не только взрослые могут помочь в решении проблемы, но и дети могут сделать свой вклад в поддержании психологического климата в семье.