Каким должен быть библейский текст для детей,или хорошо забытое старое. Библия в рассказах для детей Что рассказать о библии детям

В последнее время ведется немало споров о том, стоил ли читать ребенку Библию, и если стоит, то в каком варианте – «настоящую» «взрослую» или все-таки детскую. Есть много противников чтения «взрослого» варианта Библии детям. И их можно понять, ведь множество библейских сюжетов, скажем откровенно, не подходят для детей.

Психологи утверждают, что чтение Библии детям благотворно сказывается на их развитии. В Библии даются примеры веры и морали.

Предлагаем вам Детскую Библию с картинками, которую вы можете читать онлайн вместе с ребенком. Прекрасные иллюстрации понравятся вашему чаду и непременно сделают чтение интересным и полезным занятием.

Читать Детскую Библию онлайн.

Вы можете выбрать удобный для себя формат чтения, (книга, слайд, брошюра). Перейти в полноэкранный режим чтения можно нажав на стрелочки в правом нижнем углу. Приятного чтения!

Детская Библия

Библия для детей. Сюжеты Ветхого и Нового Заветов

Детская Библия написана как сказка и адаптирована для маленьких читателей. Несмотря на простоту повествования, Детская Библия дает прекрасное представление о Божьих Заповедях и законах христианской морали. Иоанн Златоуст говорил, что Библия украшает ум и делает душу сильней и мудрей. Детская душа легко откликается на хорошие примеры, а сердце ребенка чутко к мудрым историям. Поэтому Детская Библия является прекрасным чтением для детей.

Все еще вопрос о том, а не грешно ли читать Детскую Библию в упрощенном варианте остается открытым. Имеем ли мы право упрощать и сокращать несокращаемое? Единственно правильного ответа нет, но я думаю, каждый родитель вправе решить это для своего ребенка.

После чтения рассказов из Детской Библии родители должны задавать ребенку вопросы на рассуждение, для того, чтобы ребенок задумался над истинным смыслом истории. Порассуждайте вместе с ребенком, тогда чтение Детской Библии пойдет малышу на пользу.

Иллюстрации к Детской Библии очень нравятся детям – они красочны и детальны. Каждой истории отведен один разворот - текст + картинка. Библейские Истории сокращены, однако в конце каждой истории указана Книга Библии или стихи Библии, пересказом которых является данная история. Поэтому просто будет найти оригинальный библейский текст, если ребенку понадобятся разъяснения.

Важно понимать то, что Детская Библия содержит все основные библейские сюжеты, поэтому читая ее, Вы не просто делаете вклад в духовность ребенка, но и в его общее развитие, ведь библейские сюжеты - наиболее популярны в нашей культуре. Незнание их говорит о безграмотности и бескультурье человека.

Детям необходимо читать Детскую Библию, потому что это “богодухновенное” Слово Божье ко всем людям, не исключая детей. В Детской Библии ребенок найдет ответы на вопросы: Какова цель нашей жизни? Откуда я взялся? Есть ли жизнь после смерти? Как мне попасть на небеса? Почему мир полон зла? Почему нужно бороться со злом добрыми делами? В дополнение к этим философским вопросам Детская Библия ответит на вопросы практического характера: Как мне стать хорошим другом? Что такое успех и как его добиться? Как я могу измениться? Что действительно важно в жизни? Как жить так, чтобы не оглядываться назад с сожалением? Как справится с несправедливыми обстоятельствами?

Чтение Детской Библии поможет ребятам избежать многих ошибок в жизни. Чтение Библии в детском возрасте важно в свете появления множества заманчивых лжеучений. Знакомство с Библией в раннем возрасте впоследствии поможет ребенку отличить истину от заблуждения. Библия дает нам мерило, которое поможет избежать влияния, к примеру, сектантских учений, а ведь иметь неправильное представление о Боге опаснее, чем не иметь его вовсе.

Божье слово помогает нам осознать грехи в нашей жизни и помогает нам избавиться от греховности. Детская Библия – не просто книга для чтения, это книга для изучения и понимания. Чтение Библии с ребенком можно сравнить с добычей золота. Делая небольшие усилия, мы найдем лишь немного золотой пыли. Чем больше мы приложим усилий, тем большее вознаграждение мы получим.

Дорогие юные читатели!

Пусть Библия, которую вы держите в руках, – сначала в кратком изложении для детей, а затем и полная – станет вашим постоянным жизненным спутником, надёжным мерилом всех ваших дел и поступков, истинным путеводителем в Царство Небесное.

Всещедрый Господь да просветит вас светом Богопознания и да укрепит ваши мысли, чувства и желания в исполнении Его Святой воли на всех путях жизни вашей!

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Предисловие

«Священное Писание, – сказал святой Иоанн Златоуст, – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрою».

Такой пищей Священное Писание является и для взрослых, и для детей.

Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной истории? Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первою книгою в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная история.

Давая в руки ребёнка подобную книгу, необходимо также заботиться, чтобы он мог понять её всю, чтобы он в ней не встретил ничего непонятного, словом, необходимо, чтобы она была приспособлена (адаптирована) к его пониманию, к его возрасту.

Именно такую книгу мы хотим дать в руки детям. В ней живо и наглядно, но в то же время очень просто изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов, так, чтобы дети, начиная с самых маленьких, чистым сердцем могли сами воспринимать всё написанное, не нуждаясь в объяснениях и разъяснениях взрослых (мамы, старшей сестры или грамотной няни). Простота в изложении совмещена с наглядностью специально подобранных иллюстраций: дополняя рассказ и изображая описываемые события, эти рисунки помогут укрепить в детской душе всё то, что будет ими прочитано.

В раннюю пору жизни, когда каждое впечатление так глубоко и сильно внедряется в детское сердце и ум, события из Священного Писания оставят неизгладимый след в юных сердцах, и возбуждённое ими в детской душе чистое чувство не останется бесплодным и в позднейшие годы – в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Над нами раскинулось бескрайнее синее небо. На нём, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет.

Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звёздочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки. Всюду по земле живут звери и животные: и лошадки и овечки, и волки и зайчики, и много других. В воздухе порхают птички и насекомые.

Взгляните теперь на реки и моря. Как много воды! И вся-то она полна рыбками – от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же всё это явилось? Было время, когда ничего этого не было. Не было ни дней, ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть сейчас. Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, Он всегда был, есть и будет.

Сотворение мира

И вот Он, по Своей любви, в шесть дней из ничего сотворил всё, чем мы любуемся. По одному Его Слову явились и земля, и солнце, и всё, что есть в мире. Всё сотворил добрый и любящий Господь, и обо всём Он непрестанно заботится, как любящий Отец.

Сотворив мир, Бог устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал прекрасными цветами.

Когда Господь устроил всё это, Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Бог из земли сотворил человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был сотворён по образу Божию, похожим на Бога. Человек был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце. Бог назвал человека Адамом и поселил его в раю, в Эдемском саду.

Потом Господь привел к человеку всех животных, чтобы он дал им имена. Адам назвал всех животных и дал имена птицам небесным, рыбам и зверям полевым. Он ухаживал за райским садом и заботился о его обитателях.

Затем, чтобы у первого человека был друг, Бог сотворил первую женщину. Адам назвал женщину Евой. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменил им родителей. Бог разрешил Адаму и Еве есть всё, что росло в саду, кроме плодов одного дерева. Оно называлось древом познания добра и зла:

– Дети Мои, – сказал Господь Бог Адаму и Еве, – дарю вам этот сад, живите в нём и наслаждайтесь; ешьте плоды со всех деревьев и только с одного деревца не троньте плодов и не ешьте, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрёте.

Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все звери любили Адама и Еву и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и звонко пели песенки.

Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.

Кто же эти Ангелы?

Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают образ человека. Всех Ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и некоторых других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя и они стали называться злыми ангелами, или бесами, а первый ангел, который восстал против Бога, стал называться сатаной, или диаволом.

С тех пор добрые Ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди не любили Господа и жили между собою, как враги. Добрые Ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.

У каждого человека есть свой добрый Ангел-хранитель. Такие Ангелы-хранители оберегают людей от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Добрые Ангелы грустят и плачут, если дети не слушаются папу и маму, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на Небо. Ведь они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов.

Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого диавол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев?

– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам есть плоды только с одного деревца, которое растёт посреди сада, и сказал, что если мы их съедим, то умрём.

Я знаю эту книжку с детства. Знаю настолько хорошо, что могу описать сходу, разбуженная посреди ночи. Винтажные, как сейчас сказали бы, дети на обложке. Херувим. Затейливый шрифт. Форзац, на котором много-много маленьких детишек в рамочках. Сидишь, бывало, и водишь пальцем по этим рамочкам: вот девочка в шляпке, вот в платочке, а вот мальчик, похожий на Тома Сойера. Потом – титульный лист, а на нём ласковый Христос протягивает руки, приглашая к объятию. И большая иллюстрация, где Господь с детьми: у Него на коленях сидит задумчивый малыш, а девочка принесла Ему цветочки. Ещё яти и еры, трогательные окончания прилагательных – «тенистыя деревья», «красивыя птички»…

Эту книгу купил мне папа. Его рукоположили в самом начале 1990-х: с одной стороны, время дикое, а с другой – невероятно богатое, и не только всякими зарубежными новинками. Вспоминалось старое. Совсем старое, из каких-то чуть ли не былинных, мифических времён: тех, где писали «тенистыя деревья» и ставили еры в конце слов после согласных. И оттуда, из этого полного незнаемых чудес дореволюционного мира, вернулась эта книжка – чтобы переиздали, чтобы купил мне её папа. Вёз домой, радуясь: рассказывать маленькой дочке о Боге таким языком, с такими картинками – это словно путешествие во времени, сопричастность прошлому.

Яти и еры, «тенистыя деревья», «красивыя птички»

Я нашла её в родительском доме, уже когда у меня родились дети. А потом выяснила, что у мужа она тоже есть. Только не голубая, а в деликатных оттенках сепии. И не такая истрёпанная: мою, как-никак, до дыр зачитали трое племянников, дети старшего брата.

Когда моей дочке исполнилось годика три, передо мной встал вопрос: что читать ей о Боге? На полке стояли аж три Библии для детей – одна другой краше. Все яркие, изысканные, две – с репродукциями известных мастеров, а одна – с работами художников Палеха. Только вот…

Тексты. С текстами проблема. Прочитав ребёнку пару предложений, я понимала, что нет, не пойдёт. Так можно отбить напрочь интерес к Священному Писанию. Таким казённым, засушенным, абсолютно безликим показалось мне написанное.

Нет, можно, конечно, рассказывать самой. Но книга есть книга. Её читать нужно. И дочка, глядя на меня непонимающими глазами, говорила: «Читай, мама». Мама начинала читать, и глазёнки дочки гасли. Неинтересно.

И тогда я открыла мою старую книжицу. Ту самую, с ятями и ерами, с устаревшими окончаниями, с оборотами, которые незнакомы современным детям. И моя активная трёхлетка слушала, замерев. Повествование её по-настоящему захватило и понесло туда – в дни сотворения мира, на пыльную дорогу, освещённую заревом Содома и Гоморры, в тенистую заводь, где нашла дочь фараона корзинку с маленьким Моисеем.

Книга эта называется «Моя первая Священная История». Библейские тексты для неё изложил священник П.Н. Воздвиженский. Он умудрился создать по-настоящему универсальный формат: эти рассказы интересно слушать малышам, их не менее интересно читать самостоятельно деткам постарше. Я – тому доказательство. В шесть с половиной лет, перед первым классом, я тренировалась на них, они меня продолжали увлекать и в школе.

Недавно я узнала, что репринтное издание, которым мне посчастливилось владеть, – букинистическая редкость: сейчас оно не переиздаётся. Однако чудесный текст Воздвиженского найти можно. Есть несколько вариантов, где используются репродукции икон и картин художников-классиков. Книги эти вышли под названием: «Священная история. Библейские рассказы для детей».

Итак, чем хорош текст Воздвиженского?

Это похоже на рассказ доброго дедушки внукам о самом важном

Во-первых, добротным, чистым, ясным и правильным классическим литературным русским языком. Без занудства, но с хорошим пафосом (ведь о каких вещах говорим!). Автор использует короткие предложения, не уходит в отвлечённые рассуждения. Он умело, а иногда и виртуозно балансирует, не заваливаясь ни в елейность, ни в схоластическую сухость. Это, правда, похоже на рассказ доброго дедушки своим внукам о самом важном – о Боге, о мире, о людях и их поступках.

Второе – это дидактизм. В книге он есть. Но он не скучный, не надменный и не раздражающий, что, по моему наблюдению, высший пилотаж. Воздвиженский резюмирует некоторые главы или логические отрезки текста. Вот, например, после рассказа о он обращается к читателям:

«Случается, что и вы невнимательно молитесь Богу, особенно перед сном. Но знайте, что невнимательную молитву Бог не слушает. Если же вы молитесь, то делайте это от всего сердца, с любовью к Богу, тогда Ангел-хранитель передаст ваши молитвы на Небо к Богу, и Господь охотно исполнит все ваши просьбы».

Чувствуете, как просто, без заискиваний и лишней строгости написано? Как педагогически грамотно развивается мораль: описание проступка, описание его следствия, описание того, как всё будет, если поступить правильно. Про такое хочется сказать: «ни убавить, ни прибавить».

Библия – книга невероятно сложная. Не так много взрослых людей, которые хорошо знают события Ветхого Завета, особенно то, что следует после Пятикнижия. Ребёнок же, даже подросший, может в два счёта запутаться в хитросплетениях сюжета, массе имён и названий. «Священная История» даёт информацию чётко, дозированно и логически выверенно. После прочтения складывается ясная картина, основные события ребёнок прекрасно запоминает. Создаётся своеобразный скелет, остов, на который потом ляжет более детальное и серьёзное прочтение Книги Книг, её оригинала.

По моему наблюдению, дети, которым ежедневно читают книги, приученные и любящие слушать, воспримут этот текст с 3,5–4 лет. Несмотря на кажущуюся сложность, устаревшие обороты и непривычную современному глазу орфографию, воспринимается всё достаточно легко.

Ну, а мы в своих поисках идеальной детской Библии, пожалуй, остановимся. Ведь новое – это… ну, да вы помните!

Когда дети подросли и начинают уже самостоятельно читать Библию (иногда сначала детскую, а иногда и сразу Синодальное издание), у них неизбежно возникают вопросы. Причем порой они обращают внимание на такие вещи, которые взрослому не всегда приходят в голову. На вопросы детей отвечает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва).

Древние люди поклонялись идолам, но в Евангелии написано, что Бог везде и во всём. Получается, Он и в идолах тоже был — вот и непонятно, это люди грешили или нет, когда поклонялись идолам?

Начнем с того, что в Евангелие таких слов, «Бог везде и во всём», нет. Само это представление, что Бог и мир это одно и то же, что Бог находится в каждой песчинке и в каждом атоме, называется пантеизмом. Это ложное учение, с христианством несовместимое.

А что же действительно говорит Библия? В Ветхом Завете, в книге Бытие говорится, что Бог — Творец всего нашего мира, всей природы. «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездною. И Дух Божий носился над водою». Как понимать слово «носился»? Оно нам сейчас может даже показаться грубоватым, но если посмотреть смысл того древнееврейского слова, которое по-русски переводится как «носиться», то окажется, что оно означает «создавать, оберегать, выращивать». Вот именно так Бог и относится к сотворенному Им миру. Он его поддерживает Своей любовью, Своей энергией. В «Символе веры» мы называем Бога словом Вседержитель — это и означает, что Он не только создал мир, но каждую секунду поддерживает его, оберегает, не дает развалиться.

Более того, Бог сотворил материю не просто так, а ради человека. И да, материя может быть благодатной, в ней может присутствовать действие Бога (а по-гречески, кстати, слово действие звучит как энергия ). Бог для того и дает человеку материю, чтобы тот употребил ее во благо. Но человек может употребить материю совсем иначе. Сделать, например, пулемет, из которого потом будут расстреливать мирных людей. Или сделать нож, которым убийца кого-то зарежет. То есть получается, что человек может как бы перенастроить материю, с доброго применения на злое.

То же самое получилось и с идолами. Бог не для того создавал камень, металл, дерево, чтобы люди делали из них идолов. Люди их сотворили, нарушив заповедь — не сотвори себе кумира (кумир — это то же самое, что идол, просто синоним). Господь, зная о том, что люди могут впасть в такой соблазн, специально дал им заповедь — не делать этого, не создавать идолов. Поэтому те люди, которые идолам поклонялись — они, конечно, грешили. Они ведь нарушали Божию заповедь, забыли о том, что Бог только с теми, кто добр, кто живет по заповедям любви.

Что же касается язычников, которые поклонялись идолам, вообще ничего не зная о Боге и о Его заповедях, то их можно только пожалеть: создавая себе кумиров и поклоняясь им, они тем самым только удалялись от настоящего Бога. Который в сотворенных ими идолах ни в каком смысле не присутствовал.

Почему в Библии есть нестыковки?

Потому что Библия говорит правду. Звучит парадоксально, да? Но будь Библия книгой вымышленной, тогда ее отредактировали бы так, что все было бы в ней логично, никаких нестыковок, противоречий не было бы. Все бы так гладенько подтасовали, что комар носу не подточит.

А отчего же в правдивой книге противоречия? Оттого, что Библию писал не один человек, а разные люди, которые видели одно и то же по-разному. Вот возьмем, для примера, какое-то событие в современной жизни. Если у этого события было несколько свидетелей, они опишут его немножко по-разному. Почему? Потому что видели с разных сторон. Кому-то перекрыли обзор складки местности, кому-то в какой-то момент обзор заслонила чья-то спина, кто-то стоял далеко и сам не слышал, что говорилось, а слышал чей-то пересказ. Причем никто из этих свидетелей не врет, не сочиняет, все говорят правду. Но у каждого свой кусочек правды, а полную картину можно собрать, если сложить эти кусочки правды вместе, причем не просто вот так механически, а по-умному, сопоставив одно с другим.

Точно так же и с Библией. Библия — это книга особенная, богодухновенная. Люди ее писали, ничего не придумывая от себя, а описывая те события, в которых сами участвовали, в которых видели действия Бога, и Дух Святой помогал им это писать. А иногда, под воздействием Духа Святого, напрямую были глашатаями Божественной Истины. Но все-таки это писали люди, которые наблюдали за событиями священной истории с разных точек обзора.

Например, если мы возьмем четыре Евангелие от четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна — то найдем там по-разному описанные события. Допустим, гадаринский бесноватый. Он один был, или бесноватых там было двое? У разных евангелистов по-разному сказано. А почему? Например, потому, что один из этих бесноватых молчал, и поэтому евангелист, описывая это событие, его просто не упомянул. Важнее было упомянуть, что ответил Христос на слова второго бесноватого и каковы там были последствия. Или, допустим, у евангелиста сказано, что собралось 12 апостолов, хотя на тот момент их уже 11, Иуда уже предал. Почему же 12? А потому, что число 12 имело в древней Иудее символическое значение, значение числа полноты. И понимать «собрались 12» надо не в том смысле, что собравшиеся были подсчитаны по головам. Тут имеется в виду, что собрались все апостолы — все оставшиеся на тот момент ближайшие ученики Христовы.

Это еще раз доказывает, что эти события описаны живыми людьми, которые какие-то моменты видели по-своему, но в то же время духовное содержание сказанного ими — одно и то же.

Почему в Ветхом Завете ничего не сказано про динозавров?

Потому что Ветхий Завет — это не учебник по зоологии и палеонтологии. Он — про взаимоотношения Бога и человека. В нем сказано только то, что имеет важное значение для нашего спасения — то есть как человек был сотворен, каким он был до грехопадения и каким стал после, как Бог действовал, чтобы падший человек мог вернуться к Нему.

Все остальное в Ветхом Завете не упоминается — не потому, что этого не было, а потому, что для нашего спасения оно не так уж важно. Например, в Ветхом Завете ни слова не сказано о домашних кошках — хотя в наши дни все только и делают, что публикуют в соцсетях фотки своих котиков.

Послесловие для взрослых:

Дорогие родители! Если у ваших детей возникают вопросы и недоумения после чтения Библии — это на самом деле очень хорошо! Даже если вам кажется, что вопрос дурацкий. Потому что это повод для серьезного разговора о вере, а уж когда инициатором такого разговора становится ребенок — это особенно полезно.

Но вы должны быть готовы к таким разговорам, а значит — вам самим нужно постоянно читать Священное Писание и толкования к нему, читать богословскую и апологетическую литературу. А нередко ведь бывает так, что в начале своего воцерковления человек активно вникал в православное вероучение, много читал, но потом остановился на каком-то уровне, нашел для себя ответы на основные вопросы — и живет обычной жизнью обычного воцерковленного христианина. То есть регулярно посещает богослужение, исповедуется, причащается, вычитывает утренние и вечерние молитвы, соблюдает посты — и думает, что этого вполне достаточно. Но когда у него подрастают дети и начинают задавать вопросы о вере — тут-то и оказывается, что он многое из прочитанного забыл, а на какие-то моменты вообще никогда не обращал внимания. И ответить ребенку не в состоянии.

Вот чтобы такого не случалось — не оставляйте чтения, перечитывайте вероучительную литературу, перечитывайте Священное Писание (а при каждом новом прочтении вы откроете для себя какие-то новые оттенки смысла).

Ну а в том случае, когда вы все-таки не можете ответить на детский вопрос — честно скажите ребенку, что вот прямо сейчас, сходу ответить затрудняетесь, но вскоре обязательно ответите. Поговорите с более знающими людьми, поговорите с духовником, почитайте необходимую литературу — и как можно скорее напомните ребенку, что был у него такой вопрос, и теперь вы готовы дать ответ.

Подготовил Виталий Каплан

Если ребенок растет в православной семье, то религия естественно входит в его жизнь. Он видит, как молятся родители, ходит с ними в храм, рассматривает Библию. Довольно рано у такого малыша появляются вопросы о вере. Ответить на них порой труднее, чем объяснить, откуда берутся Боге и воспитывать в православии с ранних лет? Прислушаемся к мнению священников.

Основные ошибки

Протоиерей А. Близнюк, учитель Свято-Петровский школы города Москвы, на собственном опыте знает, как рассказать ребенку про Бога. Знакомы ему и главные ошибки родителей. Всего их пять:

  1. Отсутствие у взрослых времени на разговоры. От ребенка в таком случае просто отмахиваются, показывают, что вопросы веры не так уж важны.
  2. Возмущение "неблагочестивыми" мыслями, которые высказывает малыш. Если желание покрестить любимую кошку натолкнулось на упреки взрослых, ребенок может замкнуться и перестать делиться своим мнением.
  3. Отказ отвечать на "глупые" вопросы. За ними может таиться что-то действительно важное для малыша, поэтому уместнее проявить терпение.
  4. Одноразовый разговор. Чтобы у детей формировалось объемное представление о Боге, одни и те же темы должны обсуждаться неоднократно и желательно с разными людьми.
  5. Переоценка собственных знаний. Не на все вопросы родитель может дать ответы сходу, и тогда правильнее признать свое незнание, обратиться за помощью к священнику или другим знающим людям.

О Боге самым маленьким

Молодых родителей волнует вопрос, когда и как рассказать детям о Боге. Интересные истории малыши начинают слушать приблизительно к двум годам. В это время следует начинать первые беседы на темы веры.

Большой интерес у крохи вызывают иконы и красивые картинки в детской Библии. Рассматривайте их, давайте краткие и понятные объяснения. Текст еще рано читать. Зато уместно показать свое уважительное отношение к этим предметам, особую любовь. Если ребенок захочет, разрешите погладить или поцеловать любимого персонажа. В этом возрасте дети очень эмоциональны. Они не могут осознавать умом некоторых истин, но сердечком чувствуют их.

Давай поиграем

Как рассказать детям о Боге, если они еще плохо понимают слова? Лучшим выходом станет игра. После рассматривания детской Библии инсценируйте историю при помощи игрушек. Постройте ковчег из коробок и поместите в него фигурки животных. Возьмите куклы и поиграйте в рождение младенца Иисуса.

Вспоминайте о Боге во время ролевых игр. Пусть зайчик с мишкой поблагодарят Создателя, прежде чем кушать воображаемую кашу. Укладывая спать куклу, коротко помолитесь. Хорошо, если вы найдете детские религиозные песенки, сопровождаемые движениями.

Первые молитвы

Далеко не все взрослые понимают, как рассказать о Боге ребенку в 3 года. В этом возрасте все слова малыши понимают буквально, поэтому Создатель будет для них добрым дедушкой с иконы. Пока этого достаточно.

В этом возрасте все малыши стремятся подражать родителям. Учите их молиться, как мама и папа. Только не надо зубрить "Отче наш". Первые молитвы должны быть простыми, понятными и предельно короткими. Это могут быть просьбы ("Бог, сделай так, чтобы Анечка перестала кашлять. Аминь") или за вкусный суп. Аминь").

Учите ребенка во время молитвы стоять или сидеть с прямой спиной, не баловаться и не вертеться. Когда Бог исполняет бесхитростную детскую просьбу, акцентируйте на этом внимание и благодарите Создателя.

К Богу в гости

Священники советуют как можно чаще приходить в храм с малышом. До 7 лет ребятишек не нужно специально готовить к причастию, лишать завтрака. Детки еще не понимают происходящего, но их душа впитывает Божью благодать. Выстаивать всю службу не обязательно. Покажите ребенку красивые иконы, полюбуйтесь на горящие свечи. Можно захватить детскую Библию и полистать ее, присев на лавочке. Когда малыш устанет, выйдите на улицу и разрешите ему побегать.

Ближе к 3 годам дети начинают интересоваться, кто этот бородатый дяденька в рясе и зачем младенцев окунают в воду. Как рассказать ребенку о Боге и крещении, чтобы он понял вас? Избегайте сложных слов и лишних деталей. Объясните, что Церковь - это дом Бога. Колокольный звон означает, что Господь зовет к себе в гости всех, кто любит Его. В Церкви мы можем поговорить с Богом, и помогают нам в этом священники.

На куполе храма есть крест, который защищает людей от всего плохого. Каждый, кто любит Бога, носит такой же крестик на груди. Его вешают во время специального обряда. Он так и называется - крещение. Малышей окунают в воду и молятся за них. Это помогает им вырасти хорошими. А чтобы они стали еще добрее и сильнее, проводится обряд причащения.

Кто такой Бог?

Дети быстро растут. Как рассказать ребенку о Боге в 4 года? Психологи и священники уверены, что именно в этом возрасте с малышами можно проводить серьезные разговоры. Они уже способны понять, что Бог невидим, что он есть одновременно везде и нигде. Безусловно, слова нужно подбирать предельно простые.

Объясните, что Бог - великая сила, которая создала весь наш мир, небо и землю, моря и растения, животных и человека. Он невидим, но сердцем мы можем почувствовать Его любовь. Если нам плохо, мы просим Бога о помощи, ведь Он очень добрый и отзывчивый. Когда нам хорошо, мы благодарим Его, и Он радуется за нас. Бог хочет, чтобы все люди делали добрые дела и были счастливы. В знак того, что ты находишься под защитой Бога, у тебя на груди висит крестик.

Когда его надевают на малыша, то Господь выделяет ему одного ангела. Ангелы - его помощники. Они тоже невидимые, но всегда находятся рядом с человеком, уберегают его от болезней и опасностей. Если ребенок слушается, помогает взрослым, делится игрушками, его ангел радуется. А если малыш ведет себя плохо, невидимый защитник очень расстраивается и плачет.

Читаем Библию

Лучшим ответом на вопрос, как рассказать ребенку о Бога и Иисусе Христе, будет совет читать Священное Писание. Для дошкольников больше подходят детские издания с красивыми иллюстрациями, географическими картами и фотографиями различных библейских мест. Выберите книгу, одобренную Православной Церковью.

Школьникам и семьям с разновозрастными детьми пригодится неадаптированная Библия. Читать ее лучше регулярно, соблюдая несколько правил:

  • Собирайтесь на чтения ежедневно всей семьей.
  • Создайте торжественную обстановку, погасите свет, зажгите свечи.
  • Не затягивайте мероприятие. Десяти минут вполне достаточно.
  • Взрослым лучше заранее подготовиться к чтению, изучить святоотеческие толкования отрывка. Их живые описания смогут сделать эпизод более ярким и понятным для детей.
  • Обращайте внимание ребятишек на нравственный аспект прочитанного и связывайте его с обычной жизнью. Только избегайте нотаций. Вам нужно, чтобы ребенок захотел стать лучше, а не почувствовал себя самым плохим малышом на свете.
  • Разрешите детям задавать любые вопросы. Если не знаете, как правильно ответить на них, порассуждайте вместе. В крайнем случае, обратитесь к священнику или к другим достоверным источникам, но никогда не оставляйте вопросы без ответа.

Чего нужно остерегаться

Мы выяснили, как рассказать ребенку про Бога, когда он мал. А теперь поговорим о проблемах, с которыми могут столкнуться родители:

  1. Если вы растите ребенка в православии, то вам самим придется разбираться с вопросами веры и строить свою жизнь в соответствии с заповедями. А это требует от родителей серьезных усилий.
  2. Малыши, как и взрослые, не всегда хотят работать над собой. Им проще отвернуть икону к стене и стащить конфету, чем справиться со своим желанием. От родителей требуется много терпения и такта, чтобы побудить чадо к послушанию и научить бороться с дурными помыслами при помощи молитв.
  3. Иногда детей принуждают к хорошему поведению, пугая гневом Бога или рассказывая про бесов. В результате малыш не столько любит, сколько боится Создателя, а ночью ему снятся жуткие кошмары с дьяволом в главной роли. Оградить своего ребенка от запугиваний - важная задача любящих родителей.
  4. Попытки наставить товарищей на верный путь могут привести к конфликтам в и школе. Поэтому нужно говорить с детьми о терпимости. Крестик нельзя никому показывать. Вера - это очень интимное дело, неправильно бравировать ею перед другими людьми, выставлять напоказ, хвалиться.

Приобщаем чадо к обрядам и традициям

Родители часто спрашивают, как рассказать ребенку о Боге и православии. Но ведь дела важны ничуть не меньше, чем слова. В 7 лет ребенок впервые идет на исповедь. Считается, что именно с этого возраста он способен критично взглянуть на себя. Начинается его сознательная духовная борьба с лукавым. Не диктуйте ребенку, в каких грехах он должен исповедоваться. Пусть сам решит, за какие проступки ему стыдно. Учите его замечать свои дурные мысли и защищаться от них молитвой или крестным знамением.

С этого же времени можно рассказывать детям о глубоком подтексте религиозных обрядов. Долгие службы переносятся намного легче, если ребенок понимает их смысл. Своим примером покажите, что поход в храм - это огромная радость, а не нудная обязанность. Хорошо, если за этим следует приятный подарок или веселая прогулка всей семьей.

Много вопросов связано с постом. Ученые уверены, что периодическое воздержание от скоромной пищи не может навредить здоровому ребенку. Однако пост - это не диета, а осознанное наложение на себя определенных ограничений во имя Бога. Неправы те родители, которые по своей воле лишают чадо конфет, мультиков и компьютерных игр. Лучше спросить самого ребенка, будет ли он поститься и от чего готов отказаться во имя Бога. Только принимая самостоятельные решения, он научится побеждать свои желания.

Воскресная школа

Как рассказать о Боге и сотворении земли ребенку 10 лет, который изучает в школе теорию Вселенского взрыва? Как доказать, что человек был создан Господом, а не произошел от обезьяны? К счастью, при большинстве храмов действуют воскресные школы. Занятия в них ведут священники или благочестивые миряне, знающие ответы на подобные каверзные вопросы. Здесь можно ближе познакомиться с Библией и житиями святых, почитаемыми иконами и религиозными песнопениями.

Крайне рекомендуется отдать ребенка на подобные уроки, чтобы он оказался в среде православных детей. Ребенку необходимо иметь свой круг общения, связанный с православием и не связанный напрямую с родителями. Особенно важно это для подростков, которые стремятся стать самостоятельными. Восстановление храма, паломническая поездка в кругу сверстников, православный лагерь - все это может стать решающим толчком для личной встречи с Богом.

Самостоятельный выбор

Православные родители много думают о том, как рассказать детям о Боге. Сами они прошли к нему трудный путь. Им хочется, чтобы вера досталась ребенку по умолчанию и была принята с благодарностью. Но так происходит не всегда. В подростковом возрасте нередко начинается бунт. Малыш, который клал икону под подушку и играл в батюшку, вдруг отказывается идти в храм.

По мнению священников, это естественно. Если раньше ребенок слушался родителей, то теперь он удаляется от них, чтобы начать самостоятельную жизнь. Ему нужно построить собственные отношения с Богом. Любое давление на него неприемлемо. Лучшее, что могут сделать родители, перестать контролировать религиозную жизнь подростка.

Как помочь бунтующему ребенку

Как рассказать детям о Боге, когда они отказываются слушать родителей? В подростковом возрасте им проще услышать других людей: священника, которому ребенок доверяет, сверстников из православного клуба. Если ребенок рассказывает свои тайны не вам, а духовнику, радуйтесь. Значит, у него в Церкви есть личное пространство.

Ненавязчиво внушайте подростку, что к Богу можно прийти с любой проблемой и обрести поддержку. Опасную ошибку совершают родители, говорящие детям, что в церковь нельзя заходить с ирокезом или после употребления наркотиков. Наоборот, именно здесь запутавшийся человек сможет получить помощь и всегда будет принят.

Как рассказать детям о Боге? Главное в таких разговорах - ваша искренность. Дети остро чувствуют фальшь. Избегайте ее, а во всем остальном доверьтесь Господу.