Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: Зима. Интегрированное занятие: «Звери зимой» подготовительная группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Дикие животные зимой».

Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Уметь различать хищных и травоядных животных.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активизировать словарь по данной теме.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень). Правильно, хотя погода уже почти зимняя.
Игра: «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет корую
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?
(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
(Ёж)
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Хотите сейчас отправиться в лес? Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
Вот мы и в лесу. А что это? (Следы). Чьи следы? (Рассматриваем, рассуждаем).
А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
А где у них дом?
Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора под пеньком.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
Ребята, а по какой причине мог проснуться зимой медведь? Он ведь обычно спит в берлоге! (Зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел)
А кто еще спит всю зиму? (Еж)
Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры)
3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем? (садимся на стулья у доски).

Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Заяц , как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.

Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.

Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.

Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.

Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.

Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы

Жилище у бобров называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
- Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.

Физминутка «Теремок»
А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте-ка задвижку
Слева ежик, справа волк
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.

4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).

5. Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
- Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).

6. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.

Конспект НОД


Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в

подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой."

Задачи:
· Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц, уточнить представления о диких животных, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время. · Обучающие: способствовать развитию логического мышления, воображения; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять; · Воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе, животных, птицах.
Словарная работа:
след лисий, волчий, лосиный, заячий, беличий, человечий.
Оборудование:
· Мультимедийная система. · Слайды: Лесовичок, зимняя природа, медведь, волк, еж, егерь, следы животных. · Картинки перелетных, зимующих птиц, солнышко, снежинка. · Сюрприз для детей: картинки диких животных (раскраски).
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций перелетных и зимующих птиц, диких животных; беседа о том, как они приспособились жить зимой.
Ход занятия.
Организационный момент. - Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз занятия: С голубого ручейка Начинается река. А занятие начинается – с улыбки. Дети присаживаются на стулья.
Воспитатель:
-Сегодня нам пришло письмо от необычного гостя. Давайте прочтем от кого это письмо (от Лесовичка).
Слайд №1.
«Дорогие ребята! Это вам пишет Лесовичок. Мне и моим лесным друзьям очень интересно что вы знаете о жизни диких животных и птиц зимой. Я приготовил вам задания, игры и сюрприз!» - Ну что, ребята, согласны показать Лесовичку свои знания? - Ребята, скажите, а где живет Лесовичок.
- Правильно в лесу.Мы с вами отправимся в путешествие в наш замечательный лес. Мы пришли в зимний лес Сколько в нём полно чудес. Справа ель от нас стоит, Слева берёза на нас глядит. Вот он зайка поскакал От лисы он убежал. А это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас, Не найдёт он больше нас.
Слайд №2
Посмотрите, какой он красивый (заставка на экране фотографии зимнего леса). - Ребята, а вы любите зиму? - Посмотрите, какая красота? (Показ слайда о зиме и беседа) - Какие изменения происходят зимой в природе? (Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце почти не греет. Реки и озера покрываются льдом, а земля снегом) - Как зимуют растения? (Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют корни деревьев, растений) - Почему мы не встречаем насекомых? (Насекомые спят, спрятавшись в трещины коры деревьев, под листья) - Представим, что мы с вами в этом лесу. Посмотрите вокруг, прислушайтесь. Что вы слышите? Дети: В лесу тишина. - Чем пахнет воздух в лесу? Дети: Хвоей, свежестью, морозом. - Посмотрите на этот лес, расскажите: какой он? Дети: Таинственный, большой, дремучий, спящий, заколдованный, сказочный, снежный.
Воспитатель:
Кто обитает в лесу? Беседа о лисе, зайце, волке. - Ребята, а каких животных мы не можем встретить зимой в лесу? Медведь
слайд №3 -4- 5
Медведь за осень нарастил под меховую шубу толстый слой жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Медведь обычно устраивает себе берлогу под корнями ели или другого дерева свалившего бурей. Еж
слайд №6-7
Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.
Игра «Сравни на что похоже?»
- Снег пушистый, как… вата, пух - Снег мягкий, как… перина, одеяло - Снег белый, как… молоко - Ветер колючий, как… ежик, иголки - Ветер холодный, как… лед - Лед гладкий, как… стекло
- Сосулька плачет, как… ребенок. У нас есть такая лесная профессия как Егерь.
Слайд №8,9
Егерь запасает сено, зерно - отходы, березовые веники и соль летом. А зимой развозит его по лесу для диких животных, которые не могут добыть себе корм. Еще егерь по следу может определить, где какой зверь пробежал. - Сейчас мы с вами попробуем определить где
«Чей след?»
на экране будет появляться след, а вы должны узнать, чей это след. -Как называется след, который оставила лиса – (лисий)
слайд №10
, след волка – (волчий)
слайд №11
, лося – (лосиный)
слайд №12
, зайца –(заячий)
слайд №13
, белки –(беличий)
слайд №14
, человека –(человечий)
слайд №15.
-Ребята, а про кого мы с вами еще забыли. Мы с вами забыли про птиц. Все ли птицы улетели в теплые края, или какие-то остались зимовать? Ребята, какие птицы называются «перелетными» и какие «зимующими»? - Молодцы у меня на столе лежат картинки с птицами, а на доске весит солнышко и снежинка. Под солнышко будем прикреплять перелетных птиц, а под снежинку зимующих птиц. -Ребята где мы свами сегодня побывали? С кем в лесу повстречались? Молодцы ребята, все сделали правильно.
Слайд №16
Нашему Лесовичку все понравилось, и за это он вам принес сюрприз. Картинки животных, про которых мы с вами говорили. На этом наше занятие окончено спасибо, что были внимательные.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Физическая культура” с использованием здоровьесберегающей технологий: речь с движением – “Снегири”

Цель и задачи: Уточнять и расширять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось). Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов. добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить только если приспособятся к тяжёлым зимним условиям. Воспитывать стремление помогать птицам и зверям зимой. Активизировать словарь детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

Конверт с письмом от Лесовичка, картинки животных, карточки-символы для игры "Перелётные или Зимующие", картинки птиц, карточки с загадками, картины зимнего леса.

Предварительная работа:

  • Чтение книг: В. Бианки "Лес зимой", Ю.Коваль "Заячьи тропы", Г.Ладонщиков "Что мы видели в лесу?".
  • Рисование: "Животные леса", "Деревья леса".
  • Проведение экологических игр: "Кто где живёт", "Отгадай мой домик", игра-кубик "Чей хвост?"

Виды детской деятельности: коммуникативная деятельность.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия

В: Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила письмо от нашего друга Лесовичка. Он зовёт нас с вами в лес. Но прежде чем мы с вами отправимся в гости к Лесовичку, давайте вспомним, кто живёт в зимнем лесу. Но сначала отгадайте мою загадку.

Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

В: Молодцы ребята! Это лес.

В: Ребята, как вы думаете, зимой в лесу есть жизнь? Или лес зимой умирает?

В: Правильно, ребята, зимой лес живёт своей жизнью. А деревья зимой спят.

В: А почему деревья зимой спят?

В: Правильно, зимой холодно и деревьям нечем питаться, т.к. по корню не идут питательные вещества, листья на зиму опадают и дерево засыпает. А ствол дерева покрыт корой, она защищает дерево от холода.

В: А какие птицы живут в зимнем лесу? Вы знаете? (Выслушивает ответы детей)

В: Хорошо, тогда мы с вами поиграем в игру "Перелётная или Зимующая" надо отгадать загадки и разделить всех птичек на зимующих и перелётных.

(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и ставят картинки с изображением птиц к соответствующему символу)

В: А звери зимой в лесу есть? Какие?

В: Правильно, зимой в лесу можно увидеть зверей. Это белка, лось, заяц, волк, лиса.

В: Давайте мы с вами вспомним, как зимуют звери.

Не мышь, не птица

В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

В: Кто это?

В: Правильно ребята, это белка (выставляет картинку белки).

В: Где белка живёт?

(Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём)

В: Чем питается?

(С осени делает запасы: орешки, грибы)

В: Как спасаются от врагов?

(Умеет быстро перебираться с дерева на дерево)

В: Как готовится к зиме?

(Линяет, Меняет шерсть, цвет)

В: А это кто такой?

Зимой белый

Летом серый.

В: (Выставляет картинку) Правильно это заяц. Как он готовится к зиме?

(Линяет, меняет цвет шерсти).

В: Чем питается?

(Корой деревьев, ветками, молодыми побегами)

В: Есть ли у зайца враги и как он спасается от них?

(Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти)

В: Ребята, а как вы думаете, кто ещё из жителей зимнего леса питается веточками и корой деревьев?

В: (выставляется картинка лося)

Правильно, ребята это лось. И люди зимой помогают перенести лосям тяготы зимней жизни. Они ставят кормушки с сеном и солью.

В: А есть у лося враг и как он от него спасается?

(Волк. Убегает или защищается рогами или копытами)

В: А это, что за зверь?

Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой
Голодный?

В: Правильно волк.(выставляется картинка волка)

В: Как волк добывает себе пищу?

(У него сильные ноги, он выносливый. Обычно ему попадаются слабые или больные животные. Поэтому его ещё называют " санитаром леса".

В: Где живёт волк?

(Волк живёт в стае и ведёт кочующий образ жизни. Для выведения потомства роет нору)

В: А это кто?

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
Кур крадёт.

В: (выставляет картинку) Правильно это лиса.

В: Почему лису называют рыжей плутовкой и ей не страшен мороз?

(У лисы тёплая, густая, рыжая шерсть, а на ногах шерсть густая, точно валенки)

В: Ребята, вы молодцы. Всё правильно рассказали. А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка "Снегири"

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

(чёткости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности) Снятие мышечного напряжения.

В: Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Вот на ветке, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают по бокам)

В красных майках снегири (Руками показывают грудку)

Распустили пёрышки, греются на солнышке. (Делают мелкие потряхивающие движения рук, опущенных вдоль тела)

Головой вертят (Повороты головой влево, вправо, два раза)

Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивают руками)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать руками)

В: Мы с вами поиграли, отдохнули, а сейчас отгадайте ещё одну загадку.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

В: (выставляется картинка)

Правильно. Медведь. Как медведь готовится к зиме?

(накапливает подкожный жир, впадает в спячку).

В: Чем питается зимой?

(Зимой спит, жизнь сохраняется за счёт использования организмом подкожного жира)

В: Вот какая жизнь зимой в лесу.

Каждый заботится о том, чтобы найти корм. В холодные дни и ночи не замёрзнуть и не погибнуть от голода. Для животных зима трудное время. Ветры, метели, снегопады занесут снегом землю, деревья, кусты, где можно отыскать пищу. Тогда для наших друзей наступают тяжёлые дни. В это время им нужна наша помощь. А как мы можем помочь нашим друзьям?

(Внимательно выслушивает ответы детей)

В: Ребята, вы молодцы. Правильно отгадали загадки, много знаете о жизни зимнего леса и его обитателей. Поэтому мы с вами в следующий раз отправимся в гости к нашему другу Лесовичку.

Анна Балуева
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные зимой»

Конспект занятие

ОО «Познавательное развитие»

НДОУ «Детский сад №25 ОАО «РЖД»

Воспитатель Балуева Анна Николаевна

Тема : «Дикие животные зимой »

Возрастная группа : подготовительная группа

Задачи :

Продолжать уточнять знания детей о жизни животных зимой , активизировать словарь детей по данной теме, учить составлять рассказ о диких животных , используя метод моделирования. учить отвечать на вопросы.

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе и желание превращаться в образ, учить передавать характерные особенности предметов, явлений, изображенных на картинке (дерево, веточка, снег, дупло и др.) . Упражнять в счете в пределах 10, порядковом счете.

Обучать координации совместных действий и поиску способов коллективного (подгруппой сверстников ) достижения результата.

Формировать представление детей об образе жизни диких животных (белка, медведь, волк, заяц, лось, ёж) зимой , о повадках зверей зимой , защиты от врагов, добывании пищи. Расширить словарь словами : «нора» , «дупло» , «хищник» и др.

Формы работы : групповая , подгрупповая , индивидуальная.

Материалы к занятию : разрезная картинка (медведь, белка, заяц, картинки (дупло, берлога, заячья нора, модели – схемы подготовки диких животных к зиме .

Ход занятия:

Вводная часть.

Игра «Угадай, что звучит? Послушайте и сосчитайте сколько звуков вы услышали. (Дети : стоят в кругу и считают на пальчиках звуки) . Покажите, сколько звуков вы услышали. У кого больше. (Дети : тот, кто показал больше звуков, называет их. Дети дополняют). Догадайтесь, звуки какого времени года звучат? Почему вы так решили?

Игра «Шаг – хлопок» . Воспитатель произвольно называет месяцы, дети, услышав название зимних месяцев, делают шаг вперед, хлопок. (или : Услышите название животного нашего края , сделайте шаг – хлопок. Каких животных я еще назвала (животные жарких стран , Африки, Австралии, крайнего севера).

Основная часть. Деление на подгруппы .

Игра «Собери картинку» . Задание : Найди картинку – дом для вашего животного . (дикие животные : заяц, медведь, белка) . Дети собирают картинку на полу и ищут среду обитания для своего животного (на столах картинки – дупло, берлога, заячья нора) . Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? диких животных и как звери готовятся к зиме) .

Задание : «Расскажите, как животное к зиме готовилось » . (обсудите, как ваше животное готовится к зиме , найдите знакомую модель, подготовьте рассказ о вашем животном . Кто-то из детей (по общему решению группы ) выходит и рассказывает о своем животном .)

Задание для команды : не называя животного рассказать , где и как живет, как подготовилось к зиме . В конце рассказа предложить спросить у детей : о каком животном я рассказывал ?

Вопросы воспитателя : Почему медведь сосет лапу? Есть у зайца лыжи? Как белка предсказывает плохую погоду? Если еж спит, нужны ли ему запасы?

Задание «Превращение» . Воспитатель предлагает оживить картину, изобразив предметы, явления, персонажи, которые изображены на картинке. Дети по подгруппам по очереди отгадывают персонажей картинки, называют их и находят заданную картинку на доске. По команде «Приготовились! Внимание! Замри!» дети изображают картинку.

Игра «Разведчики» . Дети стоят в кругу, воспитатель на ушко говорит, в кого они сейчас превратятся (заяц, лиса, волк, белка, медведь, лось) .

Задание : Поменяйтесь местами те, чье животное , меняет цвет шубки (заяц, белка)

Поменяйтесь местами те, чье животное , делает запасы на зиму (белка)

Поменяйтесь местами те, чье животное , хищное (лиса, волк)

Поменяйтесь местами те, чье животное , впадает в спячку (медведь, еж)

Поменяйтесь местами те, чье животное , зимой прячется в норке (заяц, лиса)

Поменяйтесь местами те, чье животное , живет в лесу (все меняются местами) .

Цель: Обобщить представления детей о животных нашего леса.

Задачи:

1.Образовательные:

Активизировать словарь по теме «Животные нашего леса»

Познакомить с интересными фактами из жизни животных

2.Развивающие:

Развивать умение составлять рассказ о животных

Развивать память, внимание, творческое мышление

3.Воспитательные:

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание помочь товарищу

Образовательные области:

Познание + экология

Художественная литература

Социализация

Коммуникация

Ход занятия.

Ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо.

Хотите узнать от кого оно?

(Воспитатель или читающий ребёнок читает письмо)

Дорогие ребята!

Мы приготовили для вас загадки и приглашаем в лес.

Лесные жители.

А кто такие лесные жители? (лиса, волк, медведь, лось, заяц…)

Ну что ж, мы принимаем приглашение?

Тогда в путь! Это путешествие покажет, что вы знаете о животных леса, какие вы внимательные и сообразительные, поможет узнать новое.

2. Д/и «Отгадай животное по очертанию»

Мы идём в волшебный лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и полянка лесная,

Необычная какая!

Никто нас на полянке не встречает.

Кто же нам загадки загадает?

Где загадки эти взять?

Наверное, их надо поискать!

На нашей полянке спрятались лесные жители. Вам надо их найти.

(На доске перевёрнутые картинки с животными леса. Дети называют животных по их очертанию и переворачивают картинки.)

Ребята! А вы знаете, где живут эти животные?

Ответы детей:

Медведь живёт в берлоге.

Волк живёт в логове.

Белка живёт в дупле.

- Ёж живёт в норе.

Лиса живёт в норе.

Барсук живёт в норе.

Заяц живёт под кустом.

Лось живёт в лесу.

3.Беседа «Как звери готовятся к зиме»

Давайте спрячемся в укромном месте и посмотрим, какие животные придут на полянку.

(На доске воспитатель вешает плакат «Животные леса»)

Ребята! Каких животных вы узнали? Как они готовятся к зиме?

(Дети рассказывают, что они знают о подготовке животных к зиме. Воспитатель дополняет ответы детей новыми фактами из жизни животных.)

БЕЛКА - запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она

меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей

легче прятаться среди деревьев.

ЗАЯЦ - тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается

в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище

не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее - ведь зимой

придётся питаться только корой и ветками деревьев.

МЕДВЕДЬ - осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место для

берлоги, где будет спать всю зиму. Медведь - хищник, один из самых

опасных зверей наших лесов.

ЁЖ - с наступлением холода тоже подыскивает укромное место. Он ищет

нору под корнями дерева, чтобы проспать до наступления весны.

ЛИСА - устраивает своё жилище в старых норах других животных.

Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так.

Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень

проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

БАРСУК - осенью делает запасы на зиму и накапливает жир, зимой

впадает в спячку. Барсуки - прекрасные строители: из года в год

расширяют свои норы. В доме у барсука всегда очень чисто.

ВОЛК - сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и

прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки

много часов, несколько дней может обходиться без еды.

ЛОСЬ - мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкими

ветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на

свои размеры, двигается он легко и бесшумно.

4.Литературная викторина

Про животных народ сложил много сказок.

В каких сказках встречаются животные? (ответы детей)

(Воспитатель показывает иллюстрации из сказок)

Из каких сказок эти иллюстрации?

Ответы детей:

«Заюшкина избушка»

«Лисичка со скалочкой»

«Лисичка - сестричка и серый волк»

«Заяц - хваста»

«Теремок»

5. Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики

У каждого животного свой дом. А в сказке «Теремок» они встречаются все вместе. Давайте поиграем в игру «Теремок».

Стоит в поле теремок. (дети поднимают вверх руки домиком)

Он не низок, (приседают)

Не высок. (поднимаются на носочках, руки вверх)

На двери висит замок (соединяют руки в замок)

Кто его открыть бы смог? ( вертят замок )

Слева заяц, ёж и мишка. (повороты влево )

Отодвиньте-ка задвижку.(вертят замок)

Справа лисонька и волк. (повороты вправо )

Звери дружно отворяют теремок. (разводят руками в стороны )

6.Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»

А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.

Лиса - рыжая, хитрая.

Заяц - трусливый, робкий.

Медведь - неуклюжий, косолапый.

Белка - проворная, быстрая.

Волк - серый, страшный.

Лось - рогатый, сильный.

Ёж - колючий, хитрый.

Барсук - аккуратный, трудолюбивый.

7. Д/и «Кто лишний?» (работа в парах)

А вот и ещё задание лесных жителей. Сядьте за столы парами. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.

1) лось, заяц, лиса

Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса - мелкими животными.

2) медведь, белка , ёж

Медведь и ёж зимой спят, а белка - нет

3) волк , заяц, белка

Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк - нет.

4) барсук, лиса, медведь

Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.

8. Д/и «Собери картинку»

А сейчас каждый из вас получит разрезанную картинку. Вам надо собрать картинку и рассказать о животном по схеме-модели.

(Во время работы звучит вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

9. Рассказы детей о животных по схеме-модели

10.Итог. Рефлексия.

Вот и подходит к концу наше путешествие.

Какие животные встретились нам? (ответы детей)

Что между ними общего?

Ответы детей:

Это дикие животные, Они сами заботятся о своём жилище, сами добывают себе пищу.

Понравилось вам путешествие?

Покажите ладошками.

Скажите, что больше понравилось.

О каких животных вы хотели бы узнать?

А как вы можете узнать новое о животных?

Ответы детей: спросить маму и папу, старших братьев и сестёр, друзей,

воспитателя, посмотреть передачи о животных по телевизору

А сейчас я предлагаю вам вернуться в группу к нашей выставке книг. Здесь вы можете взять энциклопедии о животных и рассмотреть в них картинки.