Можно ли прерывать пост на день рождения. Новое в дневниках

Петров пост - особое время в году для все христиан. Необходимо знать, что разрешено, а что запрещено делать в пост, а главное - соблюдать эти важные правила.

Петров пост считается первым летним постом. Он подготавливает всех православных к важному празднику. Пост был установлен в честь святых апостолов Петра и Павла и был назван «Петропавловским», но из-за неудобного произношения, его упростили до «Петрова поста», так как имя Петра фигурирует в названии праздника первым. Петров пост начинается ровно через 7 дней после Святой Троицы, а заканчивается 11 июля.

Что можно делать в Петров Пост

Во время поста можно и даже нужно много молиться. Святые апостолы Петр и Павел усердно молились изо дня в день, и, дабы уподобиться им, почитая их память, церковь призывает верующих также усиленно читать молебны. Также следует читать Священное писание, которое способствует укреплению веры и нахождению ответов на важные вопросы в жизни.

Не маловажное значение имеет помощь окружающим. Конечно, это делать не обязательно, но, чтобы оградить себя и свою душу от терзаний, лучше быть добрее к людям.

В период Петрова поста важно держать свою душу в состоянии кротости и смирении. Молитесь о любви , просите помощи у Господа в семейном благополучии и счастье, ведь каждый православный верующий понимает, что ни одна, даже самая сильная душа не может без помощи Бога. Только даря любовь всем и всему, что вас окружает, можно получить истинное доверие и поддержку Христа.

Что делать нельзя в Петров пост

Очень важно знать не только о том, что можно и нужно делать в великий Петров пост, но и понимать, что делать категорически не следует.

В период поста оградите себя от лишних сплетен, обсуждения кого-либо, от неприятных слов и дел. Не стоит обижать окружающих вас людей, даже если вы считаете, что знаете больше, и ваше мнение всегда правильное — не берите грех на душу, особенно во время поста.

Очень важно воздержаться в этом время от просмотра телевизора, кино, а в особенности новостей. Телефоном можно пользоваться по минимуму, а лучше всего — вовсе выключать его во время совершения молитв.

Во время поста, лучше всего быть дома в тишине и покое, и воздержаться от поездок, командировок и путешествий. Музыку, игры, развлечения отложите до 11 июля.

Работать в пост можно столь же усердно. То же самое касается и отдыха. Просто лежать на диване и ничего не делать — воспрещается во время поста (если вы не больны тяжелым заболеванием).

Конечно, огромное значение имеет ограничение в пище во время апостольского поста, а также в алкогольных напитках и наркотических веществах. Предаваться пагубным пристрастиям не следует ни во время поста, ни в любое другое время. Исключением может служить только вино, но в маленьких количествах на праздник.

Как видите, существуют не только вещи, которые делать в пост можно, но и те, которые запрещены. Постарайтесь соблюдать все правила данного поста, чтобы встретить светлый праздник день Петра и Павла с чистой совестью и с легкостью на душе. Мы желаем вам благополучия, крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

31.05.2018 04:13

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших...

21 сентября православный мир отмечает Рождество Пресвятой Богородицы, один из главных христианских праздников. В этот...

(интервью с протоиереем Федором Кречетовым)

— Что делать, если какие-то важные семейные праздники приходятся на Страстную седмицу?

— Если в семье супруги верующие, между ними согласие и понимание, такого вопроса просто не возникает. Я сам с детства привык к тому, что любые семейные торжества, выпадающие на Пост, переносились на ближайший воскресный день или на Пасху или даже на время после Пасхи. Это было естественно и никому просто в голову не могло прийти, что, скажем, день рождения можно отмечать в один из дней Страстной. И никто не чувствовал себя ущемленным, если его личное торжество переносилось…

Вопрос приобретает актуальность в тех семьях, где один из супругов – неверующий или просто «либерально» смотрит на вопросы церковной жизни. Тогда согласия достичь бывает сложно, и порой просто нужно идти на разумный компромисс: хотя бы не трогать вторую половину седмицы: четверг, пятницу, субботу… Потому что это особые дни, и проводить их православному христианину, по возможности, все-таки желательно в храме.

— Мне приходилось слышать такие возражения: ради чего лишать маленького ребенка праздника, если он еще не в состоянии понять, что за События мы вспоминаем на Страстной седмице…

— На самом деле, ребенок впитывает, запоминает общий настрой своих близких. А вот что касается празднования дня рождения маленького ребенка, здесь как раз не имеет смысла настаивать на конкретной дате: когда взрослые устроят ему праздник, тогда он и будет рад. А в дальнейшем, когда он станет взрослее, ему и в голову не придет ожидать для себя веселья в напряженные и скорбные для каждого христианина дни. Если, конечно, перед ним будет пример старших.

Патриарх Алексий II, я помню, переносил празднование своего Дня Ангела, потому, что он пришелся на Первую седмицу Великого Поста. Это пример всем нам, что ради общецерковных событий можно сдвинуть свои собственные, даже такие значимые, как День Ангела.

— А как по Вашему, почему вообще сегодня у людей возникает мысль, что семейные торжества и Страстная седмица – вполне совместимы?

— Просто сейчас все чаще наблюдается зацикленность людей на собственном «я», на его значимости. И еще – это результат отсутствия чувства меры, впадение в некоторые крайности. Одна крайность бывает обычно в начале обращения к Богу, так называемый дух неофитства, когда люди еще не умеют рассчитывать свои силы и обычно пытаются поступать по букве, например, поститься очень строго, хотя ни сил, ни условий для этого нет.

Другая крайность обычно бывает позже, когда люди уже набрались опыта и, поняв, что по букве духовная жизнь не строится, решают, что не будут «слепо подчиняться букве», ведь главное – дух. И начинают слишком легко и неосмотрительно отрицать правила, традиции, часто в итоге – саму церковную жизнь, произвольно подстраивая ее под свои личные желания и требования.

Если нам так кажется проще и легче, почему бы так и не сделать? Ведь главное, чтоб «в душе все было по-настоящему». Насколько «настоящее в душе» при расставляемых таким образом приоритетах, говорить не стоит.

Если я считаю себя церковным человеком, то всегда должен свою личную жизнь подчинять жизни церковной. Не должно быть произвола собственной воли людей.

— А нет в этом случае риска уйти как раз в формальное выполнение неких правил и установок?

— Человек всегда должен искать свою меру, исходя из осознания того, чем он готов пожертвовать ради Бога. И это чувство четко дает понять, что допустимо, а что – нет. А мы как раз сегодня часто наблюдаем потерю чувства меры… Она возникает чаще всего в том случае, когда человек внешне – принял православие, его захватывает новизна ощущений, он пробует жить церковной жизнью, но она не становится ему глубинно – близкой, оставаясь чем-то формальным.

А церковная жизнь не должна быть формальной. Зачастую такой она была, скажем, в предреволюционное время, когда многие люди воспринимали все, связанное с верой, как обычай. Потеря благоговения, а в итоге – и самого смысла привела к тому, что потом легко утерялись и все обычаи. Или они трансформировались, иногда настолько бессмысленно, что люди не знают, зачем они совершают те или иные действия.

Раньше, после Пасхи, в Радоницу, люди, помолившись в храме, шли на кладбища, к своим ушедшим близким и клали на могилы куличи, яйца, чтобы потом нищие ходили, подбирали это приношение как милостыню и, поминали усопшего, чье имя указано на кресте. А сейчас это превратилось в какую-то обязательную нагрузку: граждане массово на Пасху едут на кладбище, зачем, почему – сами не знают. Но надо – положено: все так делают. Как раз произошла потеря смысла.

То же самое – и с семейными праздниками на Страстную. Человек говорит себе: «Главное, что я – внутренне – верю. Для чего мне тогда соблюдать обычаи. И воспоминания, о которых говорит Церковь, мне не нужны. Я и так все помню». Человек настаивает на какой-то своей личной вере. Баланс между личной верой и церковным сознанием оказывается не просто нарушенным, но потерянным вовсе.

— Какова цена потери?

— В итоге теряется живое ощущение, живое присутствие Христа в жизни. Страстная Седмица – это время, когда человек зримо и выпукло ощущает схождение времени, всемирной истории в одной точке. И ощущает свою причастность к этому. Через молитвы, через весь настрой служб Страстной седмицы мы переносимся, вне времени и пространства в то, что произошло более 2000 лет назад и одновременно – происходит сейчас, сопереживаем и участвуем в тех Событиях, ведь каждый день Страстной седмицы соответствует дню земной жизни Спасителя. Через это мы соприкасаемся с Вечностью.

А если человеку это не близко, ему не хочется никуда переносится, службы для него превращаются просто в нахождение внутри храма, где долго стоят и чего-то читают. Конечно, это тягостно и человек успокаивает себя: «Богу не нужно этого нудного стояния. Богу нужно, чтобы я любил Его. И ради чего тогда переносить день рождения дорогого для меня человека ради того, чтоб несколько часов провести на ногах в душном храме?» Происходит потеря чувства, но при этом человек продолжает называть себя православным.

Совершается разделение сознания. Нормальному человеку не придет же в голову устраивать праздник, веселиться, когда у него только что умер кто-то из близких. А вот из-за потери чувствительности, живого ощущения присутствия, Евангельские События начинают восприниматься чем-то отвлеченным. Что и приводит к вопросам, наподобие того, который мы сейчас обсуждали.

Ну, как, вы в пятницу собираетесь справлять день рождения дочки? Я была крайне удивлена, услышав вопрос коллеги. Ведь двухлетие моей девочки приходилось как раз на . Коллега была не единственной среди многочисленных православных знакомых, которые, узнав о переносе семейного праздника, строго отчитывали, что мы лишаем ребенка детства, что он все равно ничего не понимает в «церковных делах».

В общем, оказалось, что тема «Семейные праздники в Страстную седмицу» имеет место быть. Именно о ней – разговор с , настоятелем храма вмч. Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах.

Протоиерей Феодор Кречетов

– Что делать, если какие-то важные семейные праздники приходятся на Страстную седмицу?

– Если в семье супруги верующие, между ними согласие и понимание, такого вопроса просто не возникает. Я сам с детства привык к тому, что любые семейные торжества, выпадающие на Пост, переносились на ближайший воскресный день или на или даже на время после Пасхи. Это было естественно и никому просто в голову не могло прийти, что, скажем, день рождения можно отмечать в один из дней Страстной. И никто не чувствовал себя ущемленным, если его личное торжество переносилось…

Вопрос приобретает актуальность в тех семьях, где один из супругов – неверующий или просто «либерально» смотрит на вопросы церковной жизни. Тогда согласия достичь бывает сложно, и порой просто нужно идти на разумный компромисс: хотя бы не трогать вторую половину седмицы: четверг, пятницу, субботу… Потому что это особые дни, и проводить их православному христианину, по возможности, все-таки желательно в храме.

– Мне приходилось слышать такие возражения: ради чего лишать маленького ребенка праздника, если он еще не в состоянии понять, что за События мы вспоминаем на …

– На самом деле, ребенок впитывает, запоминает общий настрой своих близких. А вот что касается празднования дня рождения маленького ребенка, здесь как раз не имеет смысла настаивать на конкретной дате: когда взрослые устроят ему праздник, тогда он и будет рад. А в дальнейшем, когда он станет взрослее, ему и в голову не придет ожидать для себя веселья в напряженные и скорбные для каждого христианина дни. Если, конечно, перед ним будет пример старших.

Я помню, переносил празднование своего Дня Ангела, потому, что он пришелся на Первую седмицу Великого Поста. Это пример всем нам, что ради общецерковных событий можно сдвинуть свои собственные, даже такие значимые, как День Ангела.

– А как по Вашему, почему вообще сегодня у людей возникает мысль, что семейные торжества и Страстная седмица – вполне совместимы?

– Просто сейчас все чаще наблюдается зацикленность людей на собственном «я», на его значимости. И еще – это результат отсутствия чувства меры, впадение в некоторые крайности. Одна крайность бывает обычно в начале обращения к Богу, так называемый дух неофитства, когда люди еще не умеют рассчитывать свои силы и обычно пытаются поступать по букве, например, поститься очень строго, хотя ни сил, ни условий для этого нет.

Другая крайность обычно бывает позже, когда люди уже набрались опыта и, поняв, что по букве духовная жизнь не строится, решают, что не будут «слепо подчиняться букве», ведь главное – дух. И начинают слишком легко и неосмотрительно отрицать правила, традиции, часто в итоге – саму церковную жизнь, произвольно подстраивая ее под свои личные желания и требования.

Если нам так кажется проще и легче, почему бы так и не сделать? Ведь главное, чтоб «в душе все было по-настоящему». Насколько «настоящее в душе» при расставляемых таким образом приоритетах, говорить не стоит.

Если я считаю себя церковным человеком, то всегда должен свою личную жизнь подчинять жизни церковной. Не должно быть произвола собственной воли людей.

– А нет в этом случае риска уйти как раз в формальное выполнение неких правил и установок?

– Человек всегда должен искать свою меру, исходя из осознания того, чем он готов пожертвовать ради Бога. И это чувство четко дает понять, что допустимо, а что – нет. А мы как раз сегодня часто наблюдаем потерю чувства меры… Она возникает чаще всего в том случае, когда человек внешне – принял православие, его захватывает новизна ощущений, он пробует жить церковной жизнью, но она не становится ему глубинно – близкой, оставаясь чем-то формальным.

А церковная жизнь не должна быть формальной. Зачастую такой она была, скажем, в предреволюционное время, когда многие люди воспринимали все, связанное с верой, как обычай. Потеря благоговения, а в итоге – и самого смысла привела к тому, что потом легко утерялись и все обычаи. Или они трансформировались, иногда настолько бессмысленно, что люди не знают, зачем они совершают те или иные действия.

Раньше, после Пасхи, в Радоницу, люди, помолившись в храме, шли на кладбища, к своим ушедшим близким и клали на могилы куличи, яйца, чтобы потом нищие ходили, подбирали это приношение как милостыню и, поминали усопшего, чье имя указано на кресте. А сейчас это превратилось в какую-то обязательную нагрузку: , зачем, почему – сами не знают. Но надо – положено: все так делают. Как раз произошла потеря смысла.

То же самое – и с семейными праздниками на Страстную. Человек говорит себе: «Главное, что я – внутренне – верю. Для чего мне тогда соблюдать обычаи. И воспоминания, о которых говорит Церковь, мне не нужны. Я и так все помню». Человек настаивает на какой-то своей личной вере. Баланс между личной верой и церковным сознанием оказывается не просто нарушенным, но потерянным вовсе.

– Какова цена потери?

– В итоге теряется живое ощущение, живое присутствие Христа в жизни. Страстная Седмица – это время, когда человек зримо и выпукло ощущает схождение времени, всемирной истории в одной точке. И ощущает свою причастность к этому. Через молитвы, через весь настрой служб Страстной седмицы мы переносимся, вне времени и пространства в то, что произошло более 2000 лет назад и одновременно – происходит сейчас, сопереживаем и участвуем в тех Событиях, ведь каждый день Страстной седмицы соответствует дню земной жизни Спасителя. Через это мы соприкасаемся с Вечностью.

А если человеку это не близко, ему не хочется никуда переносится, службы для него превращаются просто в нахождение внутри храма, где долго стоят и чего-то читают. Конечно, это тягостно и человек успокаивает себя: «Богу не нужно этого нудного стояния. Богу нужно, чтобы я любил Его. И ради чего тогда переносить день рождения дорогого для меня человека ради того, чтоб несколько часов провести на ногах в душном храме?» Происходит потеря чувства, но при этом человек продолжает называть себя православным.

Совершается разделение сознания. Нормальному человеку не придет же в голову устраивать праздник, веселиться, когда у него только что умер кто-то из близких. А вот из-за потери чувствительности, живого ощущения присутствия, Евангельские События начинают восприниматься чем-то отвлеченным. Что и приводит к вопросам, наподобие того, который мы сейчас обсуждали.

Количество записей: 112

Здравствуйте, батюшка! С Праздником Вас! Подскажите, пожалуйста, можно ли в Пасхальную седмицу заниматься домашними делами, и вести интимную жизнь? Я слышала, что на Пасху и в первые три дня нельзя этого делать, а потом можно, так ли это? Подскажите, пожалуйста. Спасибо.

Наталия

Здравствуйте, Наталия! В течение Светлой седмицы можно заниматься повседневными или неотложными домашними делами. Какие-то глобальные дела лучше оставить на потом. Вопрос об интимных отношениях решается супругами совместно, по слову апостола Павла: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7,5) . Но вообще желательно воздержаться от супружеских отношений до окончания Светлой седмицы.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста, в моей ситуации. Подскажите, как правильно поступить в отношении близких мне людей и сохранить себя? Я верующий человек, молюсь, хожу в церковь, стараюсь соблюдать посты. В моей семье произошел конфликт. Мой брат пригласил всю семью на день рождения ребенка, ему исполняется три года в кафе. Он очень старался, и хочет, чтобы всем было хорошо. Но день рождения выпадает на страстную неделю, на среду. Моя мама расстроилась и не хочет идти. Я понимаю, что идти в кафе в страстную неделю - большой грех, душа болит, переживаю за родственников, которые поссорились. Маму понимаю и поддерживаю, и понимаю брата (он планирует провести очень скромное мероприятие, без излишеств): он молод, и не совсем понимает значение Страстной недели. Как правильно поступить?

Светлана

Светлана, попробуйте поступить следующим образом: приготовьте дома небольшое угощение для самого узкого круга родственников и скажите брату, пусть он устроит обед в кафе для друзей и знакомых, а когда вся официальная часть закончится, дома ждать за столом его будете Вы с мамой.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, когда на Страстной Неделе можно, а когда нельзя делать домашние дела (уборка, стирка, помывка)? Есть несколько мнений, все знакомые мои сходятся в том, что можно делать в понедельник, вторник и точно нельзя в пятницу, а вот насчет остальных дней мнения совершенно противоположные: одни говорят, что четверг - день для уборки, другие, что ни в коем случае нельзя делать дела в четверг, но можно все сделать в субботу (после службы). Нельзя ли четко и конкретно назвать дни, когда можно убираться (по окончании службы в Храме), а когда - нежелательно?

Татьяна

Татьяна, больше уделяйте внимания своей душе. К Пасхе нужно готовиться духовно - исповедаться, причащаться. Строгих правил, касающихся того, когда можно заниматься уборкой, а когда нельзя, - нет. Вы смотрите по времени, когда Вам самой удобно. Обычно мы начинаем убирать храмы, свои жилища, территорию церкви и дома с Великого четверга. Но не нужно придавать этому глобального значения. Когда Вам удобно, тогда и занимайтесь уборкой своего дома.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка, подскажите, пожалуйста. Муж предлагает семьей с 1 по 5 мая совершить дальнюю поездку к родственникам на своей машине, 10 часов езды в одну сторону. Мы ездим редко всей семьей, у детей учеба, у нас работа. Я переживаю, что поездка выпадает на праздничные дни, 5 мая праздник святой Пасхи, а у нас предстоит обратная дорога. Перенести поездку не получается, отменить совсем?

Нина

Здравствуйте, Нина! Если в гостях у родственников у Вас получится благочестиво провести Страстную седмицу и встретить Пасху, помолиться на Пасхальной Литургии, то можно и съездить. В противном случае, я бы посоветовал остаться дома.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! 1 июля у бабушки моего мужа день рождения, 90 лет, и 3 года со дня смерти семьи мужа. Скажите, пожалуйста, можно ли делать поминки и отмечать день рождения в один день?

Елена

Елена, определенных правил по этому поводу в Церкви нет. За усопших нужно в этот день молиться. День рождения - это радостное событие, человек появился на свет и, как правило, люди веселятся. Я считаю, что исходя из этических соображений, делать в один день поминки и справлять день рождения - нехорошо. Надо разделить эти два события. Скажем, сначала справьте поминки, а потом, даже можно на следующий день - отметьте день рождения.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! Спасибо за ваш труд, за ответы, не всегда можно спросить на исповеди, да не удобно как-то батюшку в храме отвлекать, а вы очень и очень помогаете нам грешным! Я на прошлой неделе в среду в день Стояния Марии Египетской не могла быть в храме из-за загруженности на работе, читала Канон преп. А. Критского сама, но получилось, что не весь прочитала вечером, а читала часть утром (в транспорте) и вечером (в транспорте и дома), меня смущает чтение в транспорте, хотя читала со вниманием, не грех ли это и надо ли на исповеди об этом упомянуть? И еще вопрос, на работе просят выйти с коллективом на демонстрацию 1 мая, просто пройтись для численности, сама не хочу (Страстная неделя), но чтобы не подводить руководство, видимо, надо будет пойти, не будет ли грехом участие в этом шествии безо всяких лозунгов и пр.?

Светлана

Светлана, в отношении чтения канона скажу, что если душа смущена, то лучше об этом рассказать на исповеди и избавиться от смущения. Конечно, лучше молиться хоть так, чем не молиться совсем, но и для молитвы, естественно, существует подобающее время и обстановка. А на демонстрацию я на Вашем месте постарался бы не ходить, ничего, потерпит начальство. Я даже уверен, что Вы такая будете не одна.

игумен Никон (Головко)

Мой день рождения совпал с Пасхой. Можно ли мне отмечать день рождения?

Даша

Даша, Вам в этом году очень повезло. Справлять свой день рождения в Пасху очень хорошо. У Вас будет двойной праздник.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли делать помин, 9 дней выпадает на Вербное воскресение? Спасибо.

Светлана

Светлана, прежде всего, за усопшего нужно молиться. 9 –й день важный для души усопшего. Поэтому в 9–й день нужно обязательно помолиться за него. В церкви в этот день, 28 апреля, нужно помолиться за Литургией, и по окончании службы заказать панихиду, и самой присутствовать на панихиде. Поминальную трапезу можно справить 28 апреля, но нужно помнить, что сейчас идет Великий строгий пост, и на трапезе нельзя есть мясных, молочных продуктов и яйца. Так как 28 апреля - это Вербное воскресенье, на поминальной трапезе можно рыбу. В остальном поминки должны быть строго постные и очень скромные.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Я соблюдаю строгий пост. Мой день рождения выпадает на этот пост, 24 апреля. Скажите, есть ли какие-нибудь послабления в еде и напитках? Переносить празднование не хотелось бы, ведь пост длится до мая.

Дария

Здравствуйте, Дария! Послаблений поста для дня рождения устав не предусматривает. Я бы посоветовал Вам отпраздновать день рождения в Вербное Воскресенье, когда позволяется вкушение рыбы.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, у меня 7 апреля день рождения, а в этот день большой праздник, Благовещение. Можно ли мне в этот день отмечать день моего рождения, приглашать друзей, пойти в лес на шашлыки и вообще, праздновать в этот день? Потому что говорят, в этот праздник ничего нельзя делать, и по домам ходить нельзя. А ведь это мой день рождения, и я всегда хотела отмечать именно в этот день, а не переносить на другие дни. Спасибо.

Наталия

Наталия, начнем с того, что сейчас идет Великий строгий пост. Какие могут быть сейчас шашлыки? Сейчас нельзя есть мясное. На Благовещение можно рыбу, но никаких развлечений. Если хотите в этот день справить день рождения, то сделайте это максимально скромно, без музыки и с постным столом. Если Вас это не устраивает, то лучше, чтобы Вам не грешить перед Богом, перенесите свой день рождения, отметьте его после Пасхи.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Можно ли праздновать день рождения ребенку (1 год) заранее?

Елена

Елена, если вы хотите праздновать день рождения то нужно помнить, что сейчас идет строгий пост, и день рождения можно справить, но строго по постному. Нельзя есть мясных, молочных, рыбных продуктов и яйца, и, конечно всякое веселие должно быть сугубо ограничено. Можно справить день рождения и раньше.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Мой день рождения 4 мая, выпадает на Страстную субботу, говорят, что отмечать нельзя! Как мне быть?

Екатерина

Екатерина, ну зачем Вам отмечать свой день рождения в Великую субботу, это строгий пост, когда нельзя есть практически ничего, только строго скоромную пищу. В этот день в церкви поют "Да молчит всякая плоть человеча", т. е. нельзя в этот день справлять день рождения. Это день приготовления к Великому празднику Святой Пасхи. Мы освящаем куличи, яйца. Самое лучшее - справить Ваш день рождение на Пасху, 5 мая. У Вас праздник будет вдвойне, и перед Богом не согрешите. В Пасху можно любые продукты, и повеселиться, и в ресторане отметить.

иеромонах Викторин (Асеев)

Моему мужу скоро 40 лет, можно ли его поздравить c днем рождения?

Любовь

Людмила, поздравить с днем рождения своих близких мы можем, а вот справлять день рождения не всегда можно. И дело здесь совсем не в суеверии, которое, как я понял, Вы подразумеваете. Просто сейчас идет Великий пост, и никаких увеселений быть не должно. Можно справить день рождения, но он должен быть скромным, и отмечать надо в воскресный день. Также нужно помнить, что во время поста нельзя употреблять мясных, молочных, рыбных продуктов и яйца.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, святой отец! У меня вопрос, скоро великий пост, я военный, офицер, служу в горах Дагестана, 20 марта день рождение. Я сейчас в Кисловодске и разговаривал с батюшкой, он сказал, что на день рождения можешь отметить, только я не понял, чего можно то? Кушать, выпить или только друзей позвать? И еще, у меня с женой проблемы с зачатием ребенка, мы пытаемся каждый месяц, но не получается. Я женат второй раз, есть дочь от первого брака, а сейчас жена очень расстраивается по этому поводу. Я хотел узнать, можно ли нам в пост пытаться зачать ребенка? Заранее спасибо!

Сергей

Сергей, отметить можно так, как обычно Вы отмечали - позвав друзей, устроив трапезу. Раз Вы беседовали с батюшкой, думаю, что Вы христианин, и не забудете о том, что Великим постом празднуя, мы помним об умеренности (в смысле, покушать и выпить). Супружеское общение постом зависит от того, как вы с женой договорились поститься. Если обычно Вы постом не вступаете в это общение, то делать исключение для зачатия ребенка не надо; а если так строго супружеский пост не соблюдаете, то предайтесь воле Божией, прося даровать вам дитя. Помоги Господь вашему семейству.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я совсем недавно начал воцерковляться, и хочется как меньше делать грехов, и вопрос вот в чем: является ли грехом, если человек для друзей на праздниках (например, день рождения или новый год) устраивает веселое шоу с юмористическими сценками, а также с переодеванием в костюмы бабы яги, дедушки Мороза, чертика и т. п. Причем, друзья как бы уже ждут от меня какую-либо постановку на праздник, чтобы не было скучно. Стараюсь таким образом поднять настроение, не из-за какого-то злого умысла, а от чистого сердца. При этом считаю, что праздник не обязательно должен проходить объедением за столом и выпивкой, а вполне его можно провести трезво, но при этом повеселиться, поучаствовать в конкурсах и всем вместе посмеяться над сценками. Только одно беспокоит, угодно ли Господу то, что я делаю, или это считается грехом?

Андрей

Андрей, повеселить друзей в меру – дело хорошее, но давайте лучше без "нечисти". Не зря же у Вас вопрос об этом возник, Вы и сами что-то уже чувствуете. А если так, то и не надо в доме демонических персонажей! А вообще, я с Вами на сто процентов согласен: у нас столько замечательных праздничных и застольных игр, традиций, которые помогают и ум держать в тонусе, и узнать что-то новое, и просто повеселиться без греха, что смотреть на тупое обжорство и опивство просто тошно. И лото, и игра в слова, и викторины, и кроссворды, и декламация стихов, и песни, и сама традиция "капустников" – все, что угодно! Насаждайте, насаждайте свои добрые правила! Пусть Ваш дом будет домом образованных, интеллектуальных и ценящих хороший юмор друзей!

игумен Никон (Головко)

Как «совместить» светские праздники и православные посты - вопрос из разряда вечных, в том смысле, что вечно с ним сталкиваются священники, слыша его снова и снова от начинающих воцерковляться людей. С другой стороны, нет на этот вопрос единого и жесткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то — иначе, исходя из обстоятельств жизни. И здесь священник может что-то подсказать, скорее, из своего опыта. Тем, кому предстоит отметить какую-либо праздничную дату нынешним Великим постом, адресована наша беседа с клириком Петропавловского храма священником Василием Куценко.

— Батюшка, вот что интересно: мы говорим о том, как во время поста разделить праздничную трапезу с неверующими родственниками, и кажется порой, что этот вопрос возник именно в наших житейских реалиях. Но ведь в истории Церкви эта проблема, наверное, не нова?

— На самом деле этот вопрос возникает уже в апостольские времена. За неделю до начала Великого поста в храмах читается фрагмент из Первого послания святого апостола Павла к христианам древнего города Коринфа (см.: 1 Кор. 8, 8 - 9, 2), и там апостол отвечает на вопрос: можно ли христианам употреблять в пищу продукты, освященные в языческих храмах? Он связан с тем, что христиан могли приглашать на обеды по случаю каких-либо торжеств их родственники или друзья — язычники. При этом все праздничные угощения освящались по языческим ритуалам, а нередко и сами трапезы могли устраиваться при языческих храмах. В своем ответе апостол Павел пишет: мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Он напоминает нам о том, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8), но призывает христиан не злоупотреблять своей свободой. Хорошо, если христианин осознает ничтожность идолов и языческих обрядов и понимает, что вкушение пищи из языческого храма не причинит ему никакого вреда. Но грех в том, что новоначальный или немощный в вере христианин может соблазниться, увидев своего старшего собрата вкушающим идоложертвенное. Поэтому апостол пишет: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).

— А если «соблазнять» некого, потому что никто в семье больше не постится? И при этом на время поста приходится юбилей супруга, кого-то из родителей, родственников?

— С днями рождения, юбилеями и другими торжествами нужно поступать, руководствуясь христианской любовью к тем людям, которые на этом торжестве будут, чувством меры и собственной совестью. Если отказ от участия в дне рождения или юбилее может вызвать обиду, то лучше прийти на праздник. Но при этом мы вполне можем заранее сказать о том, что сейчас время поста, и попросить приготовить наряду со скоромными и постные блюда.

— Руководствоваться совестью… У меня одна знакомая на юбилее руководителя-атеиста выпила за его здоровье фужер шампанского. А после коллеги ей высказали: какая же ты верующая, если пьешь в пост?

— Это случай из разряда тех, о которых можно прочитать в Евангелии слова Господа Иисуса Христа: пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11, 18-19). Думаю, что просто надо иметь в виду, что действительно может быть и так: откажешься от участия в празднике — будут осуждать, пойдешь на праздник — все равно осудят. И относиться к этому спокойно.

— А что делать, если на период поста выпадает день рождения ребенка?

— Отвечу из своего личного опыта. День рождения моего младшего сына всегда будет попадать на Великий пост. Мы его празднуем. День рождения воспринимается маленькими детьми как очень важное личное событие, поэтому, думаю, не следует проявлять здесь чрезмерную строгость.

— Хорошо, когда дети маленькие. Но как быть с подростками — они ведь хотят в свой праздник не просто посидеть за столом, где может быть и относительно постное меню, но и куда-то пойти, развлечься?

— Ответ зависит от того, верующий подросток или нет, посещает ли он храм или нет. У верующих подростков обычно есть такие же верующие друзья, и тогда будет гораздо проще найти какой-то компромисс. Если при храме, например, есть молодежное общество, то можно отпраздновать свой личный праздник там — в кругу единомышленников, весело и в то же время вполне благочестиво.

Если друзья у подростка нецерковные и он хочет в свой день рождения пригласить их домой, то, думаю, опять же не нужно в этом отказывать. И превращать застолье в «поминки» тоже не стоит. Хорошие, добрые конкурсы или игры вполне уместны. Если же говорить о невоцерковленных подростках, я не могу здесь дать какого-то определенного совета. Одно дело, если эти дети прислушиваются к мнению своего верующего родителя, другое — если нет. Полагаю, что важным моментом здесь будет хотя бы то, что решение по поводу программы праздника будет совместным, а не решением единолично родителя или единолично ребенка.