Шпицберген — территория стратегической важности. Открыть левое меню шпицберген Арх шпицберген норвегия

Собаки в упряжке

В состав архипелага входит три крупных острова: Северо-Восточная Земля, Западный Шпицберген, Эдж. Кроме них имеется несколько поменьше: Земля Принца Карла, остров Вильгельма, Баренца, острова Белый, Свенскёйа, Медвежий и другие еще более мелкие. Административным центром является город Лонгйир. Свальбард – норвежское название архипелага, что переводится как «холодные земли».

Здесь путешественник может полюбоваться на горные пики, бескрайние заснеженные просторы и полярных животных. Сфера туризма на островах развита очень хорошо, поэтому гости местных земель без проблем могут выбрать занятие по душе.

Остров Шпицберген

История


Считается, что Шпицберген был открыт викингами примерно в ХІІ веке, а с XVII упоминается поморами под именем Грумант. В конце XVI века голландец Виллем Баренц «официально» открыл острова, задокументировав их расположение и описания. Главный из них был им назван Спитсберген, что означает «остроконечные горы». Здесь были обнаружены большие колонии китов, а также моржей, что послужило началом их промыслового истребления.

Уже в XVIII здесь практически полностью были уничтожены животные, а интерес к островам сильно упал. Однако уже в XIX веке на архипелаге снова закипела деятельность – началось бурное развитие арктического туризма, а также полярных исследований. Острова выступали в качестве прекрасной базы для известнейших полярных исследователей со всего мира. А через некоторое время были даже обнаружены залежи каменного угля. В дальнейшем они активно разрабатывались европейскими странами и Россией.


Земля Принца Карла, в 1973 здесь создан национальный парк Форландет

Сегодня Шпицберген практически полностью является заповедной территорией, что дало возможность во многом восстановить флору и фауну островов. Именно поэтому, кстати, следует соблюдать предельную осторожность, покидая населенные пункты – нередки нападения белых медведей.

Осторожно, медведи! - знак распространяется на всю территорию Шпицбергена

Коренного населения здесь никогда не было, с началом промысловой деятельности селились охотники, рыболовы и шахтеры. Сегодня на островах проживает достаточно много людей, принадлежащих более чем к 40 национальностям.

Виды отдыха

Зимой здесь можно совершать лыжные прогулки, осваивать некоторые спуски, кататься на собачьих упряжках, участвовать в сафари на снегоходах. Летом горные прогулки можно прекрасно совместить с отдыхом на воде: лодочные круизы, плавание на каяках. Также в летнее время туристы катаются на колесных собачьих упряжках, посещают экскурсии по птичьим базарам или лежбищам моржей. Популярно посещение старых шахт, ледяных пещер, ледников, местных фьордов.

Также здесь имеется несколько рукотворных достопримечательностей: церковь Лонгьира, музей и галерея Шпицбергена, Хранилище Судного Дня, университет и так далее. В местных барах, ресторанах и пабах вы сможете попробовать блюда из мяса кита, дикого оленя, тюленя, озерной форели, рябчиков.

Туристам

С марта по август здесь продолжается полярный день. Именно в этот период стоит ехать на Шпицберген. Бродить по здешним местам в полярную ночь очень опасно. В силу суровых климатических условий, туристов не выпускают из населенных пунктов без надлежащей экипировки, страховки, сигнального пистолета, а также радиостанции либо спутникового телефона.



Все туристические перемещения строго контролируются норвежскими властями. Кроме того, чтобы покинуть населенный пункт необходимо получить разрешение, но это несложно.

Гостиничная индустрия и туристический бизнес вообще здесь достаточно развиты. Единственный нюанс – все очень дорого. Так, за одну ночь в отеле путешественникам приходится выкладывать до 120 долларов. Однако это не останавливает туристов, желающих ощутить все прелести полярной зимы.



Поездки на Шпицберген в основном организуют Норвегия и Россия. Основная часть путешественников, в том числе российских, летят через Осло до Лонгйира с пересадкой в Трумсё. Однако существуют и прямые маршруты, которые актуальны в летнее время. Отыскать их можно, изучив расписание рейсов авикомпаний SAS и Norwegian.

Будьте готовы к тому, что весной и осенью вам придется управлять снегоходом, чтобы перемещаться по здешним дорогам. А летом очень кстати будут навыки плавания на весельной или моторной лодке, а также каяке.

Шпицберген - внушительных размеров островной архипелаг, лежащий на просторах западной части Северного Ледовитого океана. Фактически земли принадлежат королевскому дому Норвегии, однако свои поселения на архипелаге имеет и Россия. Административным центром Шпицбергена считается город Лонгйир.

География и природа острова Шпицберген

Архипелаг включает три крупных острова: Эдж, Северо-Восточная Земля, Западный Шпицберген; семь менее значительных: Белый, Баренца, Королевский, Медвежий, Шведский, Вильгельма, Земля Принца Карла. Как пройти к .

Высшей точкой архипелага является гора Ньютонтоппен высотой 1712 м. Вечный ледниковый покров занимает 35 тысяч км2, что составляет свыше половины совокупной территории островов. Прибрежные зоны изрезаны чудесными фьордами, которые и становятся объектами интереса для туристов Европы.

На Шпицбергене преобладает тундровая флора. Это полярная ивка, карликовая береза, разнообразные виды грибов, лишайников, а также мхов и сосудистых растений. Фауна представлена белыми медведями, которых здесь несметное количество. Компанию им составляют песцы, а также шпицбергенские северные олени. Вторые считаются самыми мелкими из северных оленей. Ранее ученые искусственно пытались заселить острова гренландскими овцебыками и зайцами, однако это предприятие потерпело неудачу. Из морских обитателей выделим: нерпу, морских зайцев, моржей, китов, белух, гренландских тюленей. Кроме белых медведей, все обитатели в большом количестве встречаются вблизи населенных пунктов.

Более половины всех территорий включены в состав природоохранной зоны: три заказника и три заповедника.

Напоследок о климате. Арктическая погода смягчается с западной стороны архипелага теплым Шпицбергенским течением, которое в свою очередь берет начало у Гольфстрима. На берегу средний показатель зимней температуры достигает -14С; летней +4.4С. Причем возможен перепад температуры на 20С как в отрицательную, так и в положительную сторону.

Российская часть Шпицбергена — это территория на острове Западный Шпицберген площадью 251 квадратный километр, включающая в себя три месторождения каменного угля, шахты и поселки городского типа: Баренцбург, Колсбей, Пирамида и Грумантбюен.

Часть Шпицбергена закреплена за Россией на основании Шпицбергенского трактата, после Первой Мировой Войны в 1920 году.

В настоящее время на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человек.

История открытия Шпицбергена

Российская часть Шпицбергена освоена русскими ещё в конце XV, в начале XVI века. С тех пор там сохранились остатки их небольших строений и лодий, которыми в те времена пользовались только русские поморы. В основном это были морские охотники, приходившие к берегам Груманта, так тогда называлась эта земля. В те времена, воды на стыке Атлантического и Северного Ледовитого Океанов изобиловали китами, а на скалистых островах устраивали свои огромные лежбища моржи и тюлени.

После того как голландский мореплаватель Виллем Баренц побывал в этих краях, в 1596 году он нанес на карты эти острова под названием Шпицберген. И хотя на русских картах более раннего времени, эти острова значились как «Святые русские острова», но так как Россия ещё не была весомой в мире морских держав, название Шпицберген закрепилось официально во всем мире.

В эти северные воды за китом приходили китобои всех морских европейских стран, но особенно в этом усердствовали голландцы, которые за сезон истребляли китов сотнями. В результате, к началу ХIХ века численность китов в этих водах снизалась настолько, что увидеть кита стало редкостью, и интерес к этим голым скалистым островам начал пропадать.

Но это изменило то, что на Шпицбергене обнаружили каменный уголь. Открытие каменного угля приписывают английскому китобою Пуллю, который в 1610 году на северо-западном побережье Шпицбергена, на берегу Кингс-бея, в русле вымерзшего ручья обнаружил каменный уголь и стал использовать его для выплавки китового жира. Однако есть сведения что углем, выходившим на поверхность, ещё до него пользовались русские поморы остававшиеся на зимовку на Груманте.

К тому же Шпицберег находился довольно далеко, в суровых северных условиях, и это открытий долго не было востребовано. Но с развитием пароходства в XIX веке туда добрались промышленники. В 60-70-е годы XIX века геологи выявили, что угля на Шпицбергене довольно много. Предприниматели Англии, Америки, Норвегии, Голландии, Германии начали активно вести разведку залежей угля и его и пробную добычу. В 1906 году Джон Лонгьир, выходец из Америки, открыл на Шпицбергене первую угольную шахту и организовал промышленную добычу угля.

Российские экспедиции на Шпицберген

Россия тоже не осталась в стороне. Шпицберген представлял большой интерес как источник угля для северных районов. Кроме того в силу своего геополитического нахождения, на стыке Атлантического и северного Ледовитого океанов, Шпицберген мог служить базой для военного и торгового российского флота.

Что бы приступить к освоению Шпицбергена, Российское правительство договорилось с правительством Швеции о проведении его обследования усилиями двух Академий наук: Российской и Шведской. В результате этого соглашения на Шпицберген была организована совместная Российско-Шведская экспедиция, возглавил которую российский ученый с мировым именем Феодосий Николаевич Чернышев. Для экспедиции выделили только что построенный первый в мире арктический ледокол «Ермак».

В течение трех лет с 1899 по 1901 г. экспедиция Чернышева занималась исследованием архипелага Шпицберген, результатами которой были: описание его ландшафта и геологии, высотные отметки суши и глубины фьордов, астрономо-геодезические, магнитные, метеорологические, геологические, гидрологические, гидрографические наблюдения, исследование полярных сияний. Более двух третей всех исследования были проведены Российской частью экспедиции.

Результатами экспедиции Чернышева пользуются до сих пор. Сам Чернышев из-за длительного пребывания в экстремальных условиях сильно подорвал здоровье. Имя российского академика Ф.Н.Чернышева носят несколько географических объектов на картах Мира, в том числе и гора на Шпицбергене, на вершине которой в качестве триангуляционного знака участниками экспедиции была из камней сложена пирамида, так называемый «каменный сигнал», который сохранился до сих пор.

Бюрократия тогдашней России была настолько велика, что для практического освоения Шпицбергена только в 1911 году на Шпицберген была направлена экспедиция с целью сделать геологические изыскания. Министерство финансов выделило на эту экспедицию аж 4 тысячи рублей. Возглавил экспедицию В.Ф.Држевецкий, капитаном судна был В.Н. Серебренников. Для экспедиции было зафрахтовано частное двухмачтовое парусное судно «Жак Картье», которое 8 августа 1911 года вышло из Архангельска.

Однако с самого начала экспедиция не удалась. Между начальником экспедиции и капитаном были большие разногласия — каждый считал себя главным и порядка на шхуне не было. Мало того, когда 28 сентября «Жак Картье», из-за непогоды, остановился в норвежском Мехавне, он был арестован норвежцами, и только после вмешательства Российского правительства в октябре ни с чем вернулся в Архангельск. Экспедиция попросту провалилась.

В 1912 году на Шпицберген была организована повторная экспедиция под руководством талантливого полярного исследователя и геолога Владимира Александровича Русанова, успешно участвовавшего в 1908-1911 годах в исследовании и освоении Новой Земли, на которую он совершил 4 экспедиции. Всего в экспедиции было четырнадцать человек, в том числе и невеста Русанова, француженка Жюльетта Жан - геолог и врач экспедиции.

9 июля 1912 г. на небольшом зверобойном судне «Геркулес», водоизмещением всего 64 тонны, которым командовал капитан А. С. Кучин, экспедиция В. Русанова отправилась из Александровска-на-Мурмане. «Геркулес» хоть и был зверобойным судном, но имел хорошие мореходные качества, помимо парусного снаряжения на нем был двигатель мощностью двадцать четыре л.с. и он был приспособлен для плавания во льдах. Так что уже 16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген, и встал на якорь в заливе Бельсунн на западном побережье острова.

От стоянки бота Русанов с двумя матросами пешком прошел через весь остров до восточного берега. Переход в условиях скалистой местности, покрытой ледниками, был очень тяжелым. Во время перехода сам Русанов чуть не погиб провалившись в ледниковую трещину и чудом спасся, уцепившись за выступ на краю пропасти, из которой его вытащили спутники и они смогли вернуться на корабль.

После этого «Геркулес» переместился сначала в Ис-Фьорд, а затем в Адвентбай. Русанов обследовал все западное побережье, в результате чего на российской части Шпицбергена были обнаружены большие залежи угля и составлена карта полезных ископаемых. Для закрепления права России на разработку открытых месторождений угля, экспедицией Русанова были установлены двадцать восемь заявочных столбов. Кроме того, экспедицией были собраны большие зоологические, ботанические и палеонтологические коллекции, а так же выполнены океанографические исследования.

О продолжении экспедиции почти ни чего не известно, но если судить по тому что официальная программа экспедиции Русанова была выполнена уже в начале августа, а на корабль при отправке был загружен запас провиантов почти на полтора года, полагают что Русанов намеревался продолжить работу по исследованию других малоизвестных островов Северного Ледовитого Океана и возможности осуществления Северного морского пути.

Об этом можно судить по его сохранившейся записи в плане экспедиции, где он писал: «В заключение нахожу необходимым открыто заявить, что, имея в руках судно выше намеченного типа, я бы смотрел на обследование Шпицбергена как на небольшую первую пробу. С таким судном можно будет широко осветить, быстро двинуть вперед вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и прийти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан».

В начале августа со Шпицбергена попутным норвежским судном Русанов отправил домой в Россию трех членов экспедиции, с которыми для Русского географического обществ передал отчет о выполненной работе, а так же образцы угля, геологические и зоологические коллекции, а сам с остальными направился в сторону Новой Земли.

Однако что то пошло не так, потому что с 18 августа, будучи уже у берегов Новой Земли в проливе Маточкин Шар, между северным и южным островами Новой Земли, там где соединяются Баренцево и Карское моря он отправил на материк телеграмму, в которой дословно писалось следующее: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Вполне вероятно, что в тексте перед словом «погибнет» была пропущена частица «не», и следовало бы читать «Если не погибнет судно», чего на самом деле им избежать не удалось. Эта телеграмма, была последним известием от экспедиции Русанова, после чего экспедиция пропала.

Уже через много лет, в 1934 году у западного побережья Таймыра на безымянном островке, который сейчас носит название «Геркулес» был обнаружен вкопанный в мерзлоту столб, с надписью «ГЕРКУЛЕС. 1913», а на другом, находящемся невдалеке островке, некоторые сохранившиеся предметы: патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож, остатки одежды, вероятно принадлежавшие членам экспедиции Русанова.

К стати, именно эти походы русских изыскателей Русского Севера послужили основой к сюжету знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана». Не исключено что именно В.Русанов стал прообразом капитана Татаринова, а возможно это собирательный образ всех этих трех героев мирного времени Старой России.

В плане освоения Шпицбергена, экспедиция Русанова своё назначение выполнила. По заданию Русанова, Самойлович доставил со Шпицбергена в Петербург образцы добытого угля, где лабораторными исследованиями было подтверждено хорошее качество угля и его пригодность в качестве топлива для флота. Поэтому было принято решение практически осваивать разведку и добычу угля на Шпицбергене. А Рудольф Лазаревич Самойлович стал первым российским горным инженером, который организовал промышленную добычу угля на российской части Шпицбергена.

История освоения Шпицбергена

В начале 1913 года для освоения угольных залежей на Шпицбергене, было создано акционерное общество «Торговый Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко». Учредителями акционерно общества стали: тайный советник Алексей Дмитриевич Арбузов — сенатор, камергер, тайный советник Евгений Гаврилович Шинкевич и почётный гражданин Антон Григорьевич Агафелов. Торговый Дом создавался под эгидой Министерства Торговли и Промышленности, и в примечании к Уставу оговаривалось, что передача учредителями другим лицам своих прав, присоединение новых учредителей и исключение кого-либо допускается не иначе, как с разрешением Министра Торговли и Промышленности. Акционерами стали: статский советник Строльман, уроженец финляндии Стюнкель, горный инженер Самойлович, кандидат права Сыромятников, титулярный советник Янчовецкий. Правительствующим Сенатом был издан указ о единоличном праве «Торгового Дома Грумант» на разведку, добычу и торговлю углем и другими полезными ископаемыми на архипелаге Шпицберген.

В апреле этого же года «Торговой Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко» организовал горно-разведочную экспедицию на Шпицберген. В экспедиции участвовало тридцать три человека, они везли с собой, кроме провианта, инструменты и оборудование: буры, рельсы, вагонетки, кузницу, сталь, молотки, кайлы, геодезические инструменты, ружья и патроны, моторный бот, разобранный дом, лесоматериалы, керосин и смазочные масла, домашнюю утварь, собак, нарты и прочее. Набирал людей и возглавил экспедицию лично Самойлович.

На Шпицбергене Самойлович с командой в заливе Коал-бей собрал дом, обустроил необходимые службы и поднял российский флаг. Он занимался разведкой угля, подсчетами его запасов и организацией добычи. Была составлена карта острова Западный Шницберген, с отмеченными на ней российскими участками. Осенью на пароходе «Мария в Россию была доставлена первая партия шпицбергенского угля в объеме 5000 пудов. До сих пор на российской части Шпицбергена сохранился дом построенный экспедицией Самойловича.

Русский Шпицберген

Свои исследования на Шпицбергене Самойлович продолжил в 1914 и 1915 гг. Им был подсчитан российский угольный запас Шпицбергена порядка 7 миллиардов пудов! Добыча развивалась ежегодно. За сезон 1915 года на Российской части Шпицбергена работало 216 человек и было вывезено в Россию около 39450 тонн угля. В 1917 году работало уже 249 человек, и было вывезено 59449 тонн угля.

Однако потому как Шпицберген не принадлежал ни какому государству, между странами участниками освоения Шпицбергена стали возникать всевозможные споры и столкновения. Что бы урегулировать все эти проблемы, Норвегия ещё в 1907 году предложила определить статус этих бесхозных островов. По этому поводу в 1910 — 1912 гг. в Осло были проведены несколько международных конференции, на которых Норвегия и Россия разрабатывали проект международной конвенции по статусу Шпицбергена. Однако начавшаяся Первая мировая война эти инициативы остановила.

Вернулись к решению этой проблемы в 1919 году, когда на Версальской конференции в Париже заключался мирный договор стран участников военных действий. Там же на конференции был подписан договор о Шпицбергене, по которому архипелаг Шпицберген официально приписывали к Норвегии, но с определенными ограничениями. Согласно этому договору все 39 стран, подписавших договор, имели равные с Норвегией права вести на архипелаге научную и хозяйственную деятельность. Советская Россия на конференцию приглашена не была.

Оказавшиеся после революции за границей учредители и некоторые акционеры продали свои акции англичанам и Торговый Дом Грумант, стал англо-русской компанией «Грумант», остальная часть акций была национализирована. И тем не менее, шахта продолжала работать, работами руководил Самойлович. В 1919 году на Шпицбергене работало 66 человек и вывезено 33000 тонн угля, в 1920 году — 398 человек, вывезено 171900 тонн. Работы велись сезонно, на зиму все шахтеры уезжали на материк, а на месте оставались всего несколько человек, обеспечивающих охрану шахты. Зимовщики ловили рыбу, охотились на оленей, ставили ловушки на песцов, чем и питались. В течение четырех лет с 1927 по 1931 гг. шахта практически не работала.

Трест «Арктикуголь»

7 октября 1931 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был организован Государственный трест «Арктикуголь» по добыче угля и других полезных ископаемых на островах и побережье Северного Ледовитого океана. Трест получил все имущество и права на месторождения угля на Шпицбергене. В этом же году трест «Арктикуголь» полностью выкупил акции акционерного общества «Грумант» со всем оборудованием, постройками и месторождением общей площадью 80 кв.км. На российской части Шпицбергена сохранился памятный знак о создании треста.

В 1932 году трест «Арктикуголь» приобрел у голландской компании «Неспико» дополнительные земельные участки за один миллион 250 тысяч голландских гульденов и стал владельцем четырех участков площадью 251 кв. км, на которых находились три крупнейших месторождения каменного угля: «Баренцбургское», «Грумантское» и «Гора Пирамида». Началось обустройство шахт и поселков на государственном уровне. Добыча угля на Шпицбергене ежегодно росла. Если в 1932 году вывезли только 60000 тонн угля, то в 1940 году добыча составила уже порядка 500 тысяч тонн. Это было в несколько раз больше, чем добывали на Шпицбергене другие страны. Работа в шахте была очень тяжелой, но шахтеры с материка с удовольствием ехали на Шпицберген за длинным рублем.

К началу Второй мировой войны трест «Арктикуголь» производил добычу угля на шахтах Баренцбург и Грумант и вел строительство шахты Пирамида. За предвоенные годы на российской части Шпицбергена было добыто порядка 3 миллионов тонн угля, который завозился для нужд Мурманской и Архангельской областей. Рабочие шахт были обеспечены вполне приличным для того времени жильем.

Трагедии открывателей Шпицбергена

Судьба Рудольфа Лазаревича Самойловича была трагичной, как и множества заслуженных лиц конца сороковых годов. Он руководил Институтом Арктики, был почетным членом Географического общества СССР, членом общества «Аэроарктика», членом многих географических обществ зарубежных стран, в том числе США, членом международного морского арбитража. преподавал в ЛГУ, писал научные статьи и книги. Был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

В 1937–1938 гг. Самойлович возглавил экспедицию на северный полюс, которая стала первой полярной зимовкой. Однако зима выдалась очень суровой и в Арктике зазимовали 29 судов зажатые льдами. Зимовка была очень трудной, но Самойлович смог провести её без потерь. Тем не менее, он был обвинен в умышленном срыве экспедиции и мае 1938 года был арестован, а 4 марта 1939 года – расстрелян.

Память Р.Л.Самойловича осталась на картах. В его честь названы бухта на Новой Земле, остров в архипелаге Северная Земля, пролив и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа, гора и полуостров в Антарктиде.

Такая же трагедия постигла и директора советского угольного треста «Арктикуголь», первого консула СССР на Шпицбергене Михаила Эммануиловича Плисецкого, отца знаменитой российской балерины Майи Плисецкой, которая насколько лет тоже жила на Шпицбергене..

В 1936 году по ложному доносу М.Э.Плисецкий был обвинен во вредительстве, и отозван в Москву. После чего в отношении его было возбуждено уголовное дело, в 1937 году он был исключен их партии, а в 1938 году расстрелян как враг народа.

Шпицберген во время Второй мировой войны

С началом Второй Мировой Войны работы на Шпицбергене были остановлены, шахтеры эвакуированы на материк. Норвежцы хотели противостоять Германии в попытках использовать Шпицберген для своих целей, он фашисты не стали долго церемониться и просто-напросто уничтожили всю промышленность на Архипелаге и всех кто там оставался. Российская часть Шпицбергена так же была разгромлена, шахты взорваны, здания и сооружения приведены в полную негодность. Как память о тех далеких днях, на Шпицбергене сохранили орудия которыми пытались остановить фашистов.

Второе рождение российского Шпицбергена

После окончания войны в СССР был большой дефицит топлива, поэтому трест «Арктикуголь» интенсивно занялся восстановлением разрушенных шахт. Уже в декабре 1946 года на Шпицберген прибыли первые пароходы со строителями и шахтерами. За два с небольшим года были восстановлены шахты «Баренцбург» и «Грумант» и начали выдавать уголь. В 1956 году была достроена и запущена в эксплуатацию шахта «Пирамида».

Рядом с шахтами были построены шахтерские поселки городского типа со всей инфраструктурой, обеспечивающей комфортное проживание шахтеров. В новых городках были двух и четырехэтажные дома с квартирами, в которых были все удобства, о которых даже не мечтали советские люди на материке. Столовые, детские сады, школы, больницы, кинотеатры, спортивные комплексы. Рядом были теплицы и фермы, обеспечивавшие население свежей продукцией. Шахтеры имели высокие заработки и двухмесячный отпуск. Шахтеры на российской части Шпицбергена жили как при коммунизме. Попасть сюда на работу мечтал каждый шахтер Страны Советов. Современная механизация и автоматизация производства позволяла ежегодно добывать более 300 000 тонн угля. Численность населения российской части Шпицбергена превышала 3000 человек.

В 1981 году была проведена доскональная разведка месторождений, по результатам которой запасы угля только запасы Грумантского месторождения оценивались почти в 134,4 млн. тонн, планировалось строительство новой шахты.

Российский Шпицберген сегодня

Всё разом рухнуло в 90-х годах после перестройки, кризиса и распада Союза. На Шпицберген стали обращать меньше внимания, ухудшилось снабжение, многие шахтеры начали съезжать на материк. Масла в огонь подлила авиакатастрофа российского самолета Ту-154 «Внуковских авиалиний» 29 августа 1996 года, выполнявшего чартерный рейс из Москвы в Лонгьир. В самолете были в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся из отпуска на работу. На борту было 141 человек, ни кто не остался в живых. В память о погибших, В Баренцбурге построена часовня.

«Арктикуголь» начал сокращать объемы добычи, в 1998 году закрыли шахту Пирамида, построенную в 1956 году. Было остановлено и самое старейшее предприятие Грумант, опустел поселок с угольным складом и портом в бухте Колсбей.

Действующим в настоящее время остался только рудник Баренцбург. Сохранился и инфраструктура поселка, которая включает саму шахту, жилой массив, электростанцию, порт, мехмастерские, автотранспортный парк, складское и жилищно-коммунальное хозяйство, библиотеку и больницу, спорткомплекс, отель и др. Добыча угля держится на уровне порядка 120 тыс. тонн в год. Весь уголь идет на экспорт.

В 2014 году в Баренбурге создан новый научный центр, в котором работают представители 12 научно-исследовательских организаций. По последним данным, на начало 2017 года на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человека.

Руководство «Арктикуголь» сейчас делает попытки перепрофилировать всю российскую часть Шпицбергена с добычи угля на туризм, пользующийся большой популярностью последние несколько лет. Создан арктический центра туризма «Грумант» в котором уже сейчас работают более 100 человек. За прошлый 2016 год «Арктикуголь» от туризма получил больше средств, чем от добычи угля. Есть надежда, что Российская часть Шпицбергена станет одним из популярных мест туризма в северной Европе, а Россия продолжит своё присутствие на архипелаге, но уже в новом качестве.

Архипелаг Шпицберген располагается в западной части , к северу от Скандинавского полуострова и полярного круга, и является самой северной частью Королевства Норвегии. Острова лежат к западу от государственной границы между Россией и Норвегией, окончательно утвержденной только в 2010 г.
Архипелаг состоит из трех крупных, семи мелких и еще нескольких групп островков. Самый большой и обжитой остров - Западный Шпицберген.
Берега островов изрезаны глубокими фьордами на западе и севере, а длина самого большого из них - Вийдефьорда - достигает 108 км. Преобладает гористый рельеф с высотами свыше полутора километров, где высокие плоскогорья перемежаются широкими долинами.
На северо-западе острова - пара потухших вулканов и термальные источники. Половину общей площади островов занимают ледниковые щиты, выводные и горные ледники. На всех островах, где имеются почва и земляной покров, распространена многолетняя мерзлота.
Это пояс арктического морского климата, но он менее суров, чем на той же широте в других местах Северного Ледовитого океана: сказывается смягчающее влияние теплого Шпицбергенского течения. Осадки на архипелаге выпадают почти исключительно в виде снега. Прибрежные воды на западе свободны от льда, но на востоке они почти круглый год скрыты ледяным панцирем.
На островах растут мхи и лишайники, более 150 видов цветковых растений, самые распространенные - незабудка, полярный мак, горечавка, карликовые береза и ива. Животный мир типичен для арктической природной зоны: белый медведь, северный олень, песец, морж, нерпа, гренландский тюлень, белуха. Исключение представляет лишь переселенный в 1929 г. из Гренландии овцебык. Множество гнездовий птиц: толстоклювой кайры, атлантического тупика, бургомистра (большой полярной чайки), глупыша, обыкновенной моевки и тундровой куропатки.
Для охраны природы на островах создано шесть национальных парков и несколько природных резерватов.
Имеются точные сведения, что в древние времена начиная с XI в. к Шпицбергену ходили русские поморы, давшие этой земле название Грумант.
Сами норвежцы именуют архипелаг Свальбард, или «студеный край». Так еще в XII в. скандинавские мореходы называли некую открытую ими северную землю, хотя нет доказательств, что это был именно Шпицберген, а не остров Ян Майен. Остается только верить авторитету прославленного норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861-1930 гг.), настоявшего на том, что Свальбард и есть Шпицберген.
Такое имя дал островам в 1596 г. голландский мореплаватель Виллєм Баренц (1550-1597 гг.), достигший одного из островов в составе архипелага, когда совершал экспедицию по поиску северного пути в Азию. Баренц нанес остров на карту, а всей этой земле дал название Шпицберген, что в переводе с голландского языка означает «острые горы»: так впечатлили путешественника увиденные им характерные шпицбергенские пики.
Доказано, что в середине XVI в. на Шпицбергене существовали поселения поморов, на сегодняшний день известно о существовании более восьмидесяти мест их пребывания на островах.
В XVII-XVIII вв. на Западном Шпицбергене была устроена база китобоев, впоследствии заброшенная.
Суверенитет Норвегии над архипелагом был признан в 1920 г. так называемым Шпицбергенским трактатом. В это время в России еще не закончилась Гражданская война, и она не участвовала в нем. СССР стал участником договора в 1924 г., а с 1935 г. начал разработку угольных месторождений.
По условиям трактата архипелаг объявлен демилитаризованной зоной.
Местонахождение Шпицбергена определило растущий интерес к этим островам со стороны стран, намеревающихся в перспективе заниматься разработкой месторождений нефти и природного газа, хотя на самом Шпицбергене такие работы запрещены в целях охраны природы.
Жить на Шпицбергене не то, чтобы трудно, а очень нелегко: большинство населения - крепкие мужчины, а все необходимое доставляется с материка.
Архипелаг Шпицберген является территорией Норвегии и управляется норвежским губернатором.
На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. Добраться до Шпицбергена морским путем можно только с июня по ноябрь через норвежский порт Тромсё и российский .
Коренного населения на Шпицбергене нет. На архипелаге живут граждане Норвегии (в основном - с севера страны) и России, занятые добычей угля и обслуживанием туристов. Отсюда и особенность возрастного и полового состава населения: 60% составляют мужчины в возрасте 25-44 года, единицы - старше 66 лет.
На островах открыты крупные залежи высококалорийного каменного угля - около 10 млрд т. Сегодня единственной крупной шахтой на архипелаге является норвежская Свеагрува, остающаяся главным доходным предприятием Шпицбергена.
Кроме Норвегии, только Россия занимается добычей угля на архипелаге, таким образом, поддерживая свое экономическое присутствие на Шпицбергене. С российской стороны уголь добывает компания «Арктикуголь», эта добыча экономически нерентабельна и обеспечивается государственными дотациями.
Узкий пролив Бельсунн, связывающий главный порт Лонгйир с , почти весь год забит льдом, уголь вывозить на материк очень трудно, а чаще всего - вообще невозможно.
Из-за вечной мерзлоты и недостатка плодородной почвы заниматься сельским хозяйством невозможно, продовольствие сюда завозится с материка.
Острова постоянно посещаются туристами и исследователями природы .
«Столица» и самый большой населенный пункт Шпицбергена - поселок Лонгйир. Он был основан в 1906 г. американским инженером Джоном Лонгйиром, начавшим здесь добычу каменного угля.
Впоследствии поселок перешел в ведение норвежцев.
В 1943 г. поселок и шахты были уничтожены снарядами немецких линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст», после войны он был отстроен заново. Добыча угля прибыли не приносила, но обеспечивала существование самого поселка - северного форпоста Норвегии в Ледовитом океане, где начинается разведка нефти и газа и грядет раздел территорий и акваторий между странами Арктического бассейна.
Шахта № 7 обеспечивает топливом электростанцию, а сам Лонгйир зарабатывает на туризме и обслуживании научно-исследовательских организаций. Большое культурное событие в городе - музыкальный фестиваль «Блюз полярной ночи»: каждый год он открывается в конце октября, когда начинается четырехмесячная полярная ночь.
Кроме Лонгйира на Шпицбергене расположены российские поселки - жилой Баренцбург и законсервированные Пирамида и Гру мант, все - на острове Западный Шпицберген.
Поселок Баренцбург был основан в 1920 г., он стал первым постоянным поселком СССР на Шпицбергене. В поселке находятся два десятка жилых домов и консульство Российской Федерации, работает морской порт с двумя причалами - угольным и грузопассажирским.
Из-за снижения добычи угля, вызванного проблемами с обслуживанием шахт, поселок Грумант в 1961 г., а за ним Пирамида в 1998 г. были законсервированы.


Общая информация

Местонахождение : запад Северного Ледовитого океана.
Принадлежность : заморское владение Королевства Норвегия.
Состав : крупные острова Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля, Эдж, мелкие острова Баренца, Белый, Земля Принца Карла, Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий, Свенскёйа (Шведский остров), Вильгельма и группы островков.
Административный центр : г. Лонгйир - 2075 чел. (2007 г.).
Поселки : Баренцбург (Россия) - 435 чел. (2011 г.), Ню-Олесунн (Норвегия) - 30 чел. (2007 г.), Пирамида (Россия) - 11 чел. (2010 г.).
Языки : норвежский и русский (официальные).
Этнический состав : норвежцы - 72%, русские - 16%, украинцы - 10%, прочие (поляки, немцы, шведы) - 2% (2012 г.).
Религии : евангелическое лютеранство, православие.
Денежная единица : норвежская крона.
Аэропорт : международный аэропорт Свальбард (Лонгйир).

Цифры

Площадь : 61 022 км 2 (Западный Шпицберген - 3919 км 2).
Население : 2642 чел. (2012 г.).
Плотность населения : 0,04 чел/км 2 .
Самая высокая точка : гора Ньютон (Западный Шпицберген, 1717 м).
Ледники и ледниковые плато : 36 600 км 2 .
Общий объем льда : 7,5 тыс. км 3 .
Удаленность : 567 км к северу от Норвегии.

Климат и погода

Арктический, морской.
Средняя температура января : -17°С.
Средняя температура июля : +5°С.
Средняя температура морской воды : январь - 0,5°С, июль - +5°С.
Среднегодовое количество осадков : на у.м. 200-400 мм, на ледниках 800-1200 мм.
Относит, влажность воздуха : 70-80%.

Экономика

Полезные ископаемые : каменный уголь.
Промышленность : угледобывающая.
Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные

Норвежские национальные парки Северо-Западный Свальбард, Индре Вийдефьорд, Земля Норденшельда, Нордре Исфьорд, Сассен-Бюнсов Ланд, Сёр-Шпицберген и Форландет, ледники Норденшельда и Бросвельбрин, Адвент-фьорд, река и долина Лонгйир, полуостров Земля Норденшельда (птичьи базары, Западный Шпицберген), термальные источники Трол и Йотун, водопады долины Эскер, Орнитологический заповедник Исоййан.

Исторические

Развалины стоянки китобоев и кладбище XVII в., заброшенные шахтерские поселки Адвент Сити и Иорхамн (Западный Шпицберген, начало XX в.), самая северная в мире железная дорога (Баренцбург).

Культурные

Музей Свальбарда, Свальбардский международный университет (1993 г.), памятник погибшей экспедиции С. Андре (Белый, 1997 г.), Авиационный музей Шпицбергена (2008 г.), Музей поморской культуры, флоры и фауны Арктики (Баренцбург).

Культовые

Свальбардская лютеранская церковь (1958 г.), часовня Русской православной церкви (Баренцбург).

Любопытные факты

■ Именем Виллема Баренца на открытом им архипелаге Шпицберген назван необитаемый остров Баренца и город Баренцбург.
■ Историки утверждают, что поморское название архипелага Шпицберген - Грумант - является искаженной передачей названия Гренландия. В Средние века считалось, что Шпицберген на севере соединяется с Гренландией, которую в те времена также называли Груланд или Грутланд.
■ Самая высокая гора архипелага - Ньютон, на острове Западный Шпицберген - названа в честь великого английского ученого Исаака Ньютона, но почему - никто не знает, а документы утеряны.
■ В 2006-2008 гг. в поселке Лонгйир построено Всемирное семенохранилище на случай глобальной катастрофы. Строительство велось под руководством ООН, но на средства Норвегии. Хранилище представляет собой тоннель на глубине 120 м, в котором собраны семена всех сельскохозяйственных растений мира. Все страны имеют здесь собственный блок для семян. Создано хранилище на случай; падения астероида, ядерной войны или глобального потепления. Рассчитано на 4,5 млн образцов семян. Низкую температуру поддерживают искусственные криогенные установки и природная вечная мерзлота, из-за которой (а также из-за малой тектонической активности) выбор пал именно на Шпицберген.
■ В поселке Лонгйир раз в две недели издается газета на норвежском языке «Свальбардпостен» - самое северное в мире регулярное печатное издание. Основанная в 1948 г., газета поначалу была настенной и расклеивалась в шахтерских общежитиях поселка. Публиковались в основном анекдоты и карикатуры, чтобы скрасить нелегкий труд углекопов. Сегодня это вполне серьезное новостное издание. Менее известен тот факт, что с 1948-го по 1990-е гг. на островах выходила газета «Полярная кочегарка» - официальное издание профсоюза угольщиков и треста «Арктикуголь». Но так как выход газеты на территории, находящейся под юрисдикцией Норвегии, противоречил международным законам, считалось, что она издается в Москве.
■ Свальбардский международный университет - самое северное учебное заведение в мире, в нем читают лекции по арктической биологии, арктической геологии и геофизике. Первый семинар первого курса посвящен обучению стрельбы из карабина: белых медведей на Шпицбергене очень много.
■ Своим названием поселок Пирамида обязан своеобразной форме горы, у подножия которой он основан на берегу бухт Петунья и Мимер.
■ Северная часть острова Западный Шпицберген названа Земля Андре - в честь шведского инженера Саломона Андре.
В 1897 г. он с двумя спутниками пытался достичь Северного полюса на воздушном шаре и исчез. Следы погибшей экспедиции были найдены лишь в 1930 г.
■ Одними из последних солдат германского Третьего рейха, сдавшимися после окончания Второй мировой войны, была команда, обслуживавшая метеостанцию на острове Медвежий. В мае 1945 г. радиосвязь с ними была потеряна, и лишь в сентябре 1945 г., когда к острову подошло норвежское китобойное судно, они смогли сдаться в плен.
■ В архипелаге Тысячи Островов (Тусенёйане) к югу от острова Эдж на самом деле их всего сорок.
■ Единственная птица, обитающая на Шпицбергене круглый год, - полярная (белая) куропатка, все прочие мигрируют на зиму на юг.
■ На Шпицбергене значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 г. норвежские палеонтологи обнаружили на архипелаге останки доисторического животного - плиозавра длиной 13 м.
■ В 1890-х гг. Германия предприняла попытку утвердиться на острове Медвежий. В 1899 г. российский посол в Берлине заявил протест германскому правительству. К острову был направлен русский крейсер. Тогда от дальнейших попыток завладения Медвежьим Германия отказалась.
■ Отсутствие древесины на Шпицбергене вынуждало поморов приводить с собой старые суда, которые шли на разборку. Не случайно практически во всех жилых сооружениях полы были выстланы из судовых досок.