Сложные слова. Соединенные о, е в сложных словах
Сложные слова. Соединенные о, е в сложных словах. Правописание сложных слов вместе и через дефис
Сложные слова образуются сочетанием двух и более оснований.
Компоненты сложных слов могут соединяться между собой сочинительной или подчинительной связью. При сочинительной способе связи основы, из которых образуются сложные слова, сочетаются как равноправные, и между ними можно поставить союз и: премьер-министр, физико-математический.
При подрядном способе связи одна основа синтаксически зависит от второй: зализопрокат (прокатывать железо), электросварка (сваривать электричеством), кратковременный (короткое время), красноречивый (красно сказать), рукописный (писать рукой), вагоноремонтный (ремонтировать вагоны).
Основы сложных слов могут соединяться при помощи соединительных гласных о, е (есть) или без них. Буква о пишется, если образующая основа заканчивается на твердый или шипящий согласный: железобетон, человеко-день, голубоглазый.
Буква е пишется, если образующая основа оканчивается на мягкий согласный: сталевар. Связующее является пишется после основания, заканчивается на и или удлиненный мягкий согласный: пейзаж, животворный. Если первой частью такого слова является прилагательное мягкой группы, то перед ним пишется ь: древнерусский.
Сложные существительные могут писаться вместе или через дефис.
Вместе пишутся сложные существительные, образованные:
1. Из двух основ с помощью соединительных гласных о, е, являются: аист, земледелец, чаеризка, Новопетровке, Белополье, Красноводск.
2. Без соединительных гласных сочетанием
— Глаголы в повелительной форме и существительного: болиголов, перекати, Тягнырядно, Гуляйполе;
— Числительные (написанного буквами) и существительного: десятилетия, но: 10-летие, Триполье, Пятигорск.
Сложные прилагательные могут писаться вместе или через дефис.
Вместе пишутся сложные прилагательные, образованные от:
1) сложных существительных, которые пишутся слитно: железобетонный, черноземный, Новобеличский (Новобеличи), Староконстантиновский (Староконстантинов)
2) словосочетаний с подчинительной связью сочетания:
— Существительного и прилагательного: темноглазый (темные глаза), восточно (восточная Украина), белоцерковский (Белая Церковь);
— Числительные (написанного буквами) и существительного: пятиэтажный, двадцятипьятитомний;
— Существительного и глагола: вугледробильний, зерноуборочный;
— Наречия и прилагательного: вышеупомянутый, долгосрочный;
— Из нескольких прилагательных, которые образуют термины новогреческий (язык), сложносочиненный, древненемецкий, слепоглухонемой.
Через дефис пишутся сложные прилагательные:
1) образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: дизель-моторный, экс-чемпионский, Пуща-Водицкий (Пуща-Водица), Ивано-Франковский (Ивано-Франковск);
2) образованные от словосочетаний с сочинительной связью: русско-украинский, курортно-санаторный, но: хитроумный, зловредный;
3) с первой частью, которая заканчивается на-ико, (-ико): физико-математический, химико-технологический;
4) с первой частью военно-, военно-: военно-воздушный, военно-промышленный. Исключение: военнообязанный, военнопленный;
5) которые означают дополнительные оттенки качества, цвета: горьковато-соленый, темно-красный. Исключение: оранжевый, пунцовым;
6) которые означают названия сторон света: юго-западный, северо-восточный;
7) географические названия, в состав которых входят названия сторон света: Северо-Западный фронт, Юго-Западная железная, но: Северокрымский канал, Западно низменность, южно степи (по общему правилу подрядной зависимости словосочетаний).
Рис. 2. Николай Добронравов ()
Сложные слова называют людей по профессии.
Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,
баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,
пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,
птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .
Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.
Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.
Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,
частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,
златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,
Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.
Вот так составили транскрипции сложных слов:
На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.
Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)
Рис. 3. Горихвостка ()
Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)
Рис. 4. Краснопёрка ()
Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)
Рис. 5. Лисохвост ()
Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)
Рис. 6. Водомерка ()
Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.
Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.
Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.
Корни вод-, мер-. Вода, измерить.
На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- Rus.1september.ru ().
- Gramma.ru ().
- 5klass.net ().
- School-collection.edu.ru ().
- Oldskola1.narod.ru ().
- Реши орфографические задачи.
Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.
- Найди сложные слова, покажи их строение.
…Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
А. Толстой
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор.
В. Жульжин
- Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.
Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.
В качестве служебных морфем соединительные гласные (интерфиксы) о/е выделяются лишь в производных основах сложных слов. Это свойство резко отграничивает их от суффиксов и приставок, которые могут быть как в сложных, так и в простых словах. В отличие от суффиксов и приставок, которые могут быть как словообразовательными, так и формообразующими аффиксами, соединительные гласные о/е являются специфически словообразовательными морфемами. В отличие от суффиксов и приставок, имеющих всегда (если они являются регулярными) определенное лексико-грамматическое значение, соединительные гласные о!е обладают таким значением, которое выступает как чисто словообразовательное и сводится к выражению идеи соединения. По своей семантике (совершенно независимой в отличие от значения суффиксов и приставок от образующих основ) соединительные гласные о/е аналогичны соединительным союзам.
В отдельных случаях соединительные гласные о/е приобретают характер семантически пустых звуков, появляющихся в слове лишь
в силу фонетических причин. Так, если в словах железобетон, рыболов, сухофрукты соединительный гласный о - связочная морфема, обусловленная определенными правилами словообразования (сложение полных основ и слов осуществляется, как правило, с помощью соединительных гласных), то в слове технорук он, со словообразовательной точки зрения, представляет собой явление незаконное (ибо сложение сокращенных основ осуществляется без посредства соединительных гласных о/е; ср.: политрук, военрук, физрук) и никакого значения не имеет. Звук о здесь лишь средство избежать неудобопроизносимого стечения согласных (технрук - технорук).
Соединительные гласные о/е выступают чаще всего как фонетически обусловленные варианты: если первая основа сложения оканчивается на парный твердый согласный, то в качестве соединительного гласного выступает о (растворомешалка, водовоз и т. д.); если же первая основа сложения оканчивается на мягкий согласный, на твердый шипящий или ц, то используется соединительный гласный е (мореплаватель, пешеход, овцевод и т. д.). Появление е после твердых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV-XV вв., когда отмечаемое словообразовательное правило употребления о/е было уже прочной традицией.
Однако в целом ряде сложных слов, первая основа которых оканчивается на мягкий согласный н, р, т или в, на месте ожидаемого е наблюдается «незаконное» о: коновязь, зверолов, звероподобный, каменотес, каменоломня, честолюбие, властолюбие, костоед, плотоядный, кровообращение, кровопийца, кровожадный, песнопение, баснописец и т. д. Рядом с такого рода словами существуют и слова, где после той же первой основы закономерно появляется соединительный гласный е: коневод, конезавод, камнеобработка, камнерезный, костедробильный, кровеносный, песнетворчество и т. д. Все эти слова являются значительно более поздними образованиями, нежели родственные им по первой основе слова с соединительным гласным о.
О безраздельном господстве словообразовательной модели с о/е в производстве сложных слов свидетельствуют прежде всего многочисленность и разнообразие типов сложений с о/е по сравнению со сложениями без соединительной гласной. Почти все новообразования сложного характера, появившиеся в последнее время (как среди существительных, так и среди прилагательных; в сфере глагола способа сложения не наблюдается), являются словами с соединительными гласными о/е.
Соединительные гласные о/е необходимо четко отграничивать от явлений, внешне их напоминающих. Так, слова малоупотребительный, дикорастущий, нижеследующий и т. п., возникающие при помощи лексико-синтаксического способа словообразования (о нем см. § 31), соединительных гласных не содержат: о/е в них являются наречными суффиксами (о - словообразующим, е - формообразующим). В словах автозавод, велогонка, авторегулятор, метеосводка о является такой же неотъемлемой частью сокращенных основ (автомобильный, велосипедная, автоматический, метеорологическая), как согласные ф, т, р в словах профсоюз, партактив, зарплата. В фонетическом отношении для соединительных гласных о/е характерна безударность. В сложных словах ударение всегда наблюдается на корневых морфемах (пылесос, водопровод, морозоустойчивый, машиностроение и т. п.).
Соединительные гласные о/е как значимые части слова могут быть выделены, естественно, только в том случае, если анализируемое слово осознается как сложное. Если же слово пережило процесс опрощения или переразложения, то никаких связочных морфем в нем нет. Так, не выделяются уже в качестве значимых морфем соединительные гласные в словах столпотворение (возникло путем эллипсиса на базе фразеологического оборота вавилонское столпотворение), дикобраз (сложение дикий и образ), кругозор (сложение круг и зор - от зреть), психолог, библиотека и т. д. Соединительного гласного нет в некоторых сложных словах, испытавших процесс выпадения одного из слогов, например: табакур, знаменосец (первоначально табакокур, знаменоносец).
Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.
Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.
Поработаем с определением значения слов с двумя корнями
Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.
Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.
Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.
Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.
Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.
Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.
Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.
(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)
Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.
Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е
Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.
Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.
Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.
Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-
кашЕвар (каша + варить)
птицЕлов (птица + ловить)
пешЕход (пеший + ходить)
дождЕмер (дождь + мерить)
пылЕсос (пыль + всасывать)
птицЕфабрика (птица + фабрика)
нефтЕпровод (нефть + проводить)
овощЕхранилище (овощ + хранить)
путЕшествие (путь + шествовать)
мышЕловка
морЕплаватель
грязЕлечение
сталЕвар
кораблЕкрушение
землЕмер
свежЕмороженый
вездЕход
вездЕсущий
солнцЕстояние
Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-
самОвар (сам + варить)
водОпад (вода + падать)
ледОкол (лёд + колоть)
языкОвед (язык + ведать)
снегОпад (снег + падать)
вертОлёт (вертикально + летать)
стеклОрез (стекло + резать)
бетонОмешалка (бетон + мешать)
зверОлов (зверь + ловить)
домОсед (дома + сидеть)
фотОаппарат
автОколонна
светОдиод
электрОпила
тестОмешалка
Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя
В этом уроке разберём такие понятия, как сложные слова, соединительные гласные; ответим на вопрос, когда пишется соединительная гласная О, а когда - Е.
Сложными называются слова, которые создались в результате соединения двух (реже трёх) слов в одно слово:
сам, летать - самолёт
пар, ходить - пароход
кашу, варить - кашевар
птица, фабрика - птицефабрика
Сложные слова образуются при помощи соединительных гласных О и Е. Эти гласные прибавляются к концу первой основы, входящей в состав сложного слова.
Обратите внимание на ряд слов, приведенных ниже:
На основании этих примеров сформулируем правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
Соединительная гласная Е пишется после:
1) шипящих: ж, ш, щ, ч;
2) буквы Ц;
3) мягких согласных.
А соединительная гласная О пишется после основ на твёрдую согласную (кроме ж, ш и ц): баснописец, зверолов.
Как же определить, какую соединительную гласную нужно писать в слове?
Для этого надо сначала выделить первый корень. Если конечная согласная корня шипящая, буква Ц или мягкая согласная, то для соединения корней следует писать букву Е.
В остальных случаях пишется соединительная О.
Например:
В остальных случаях в сложных словах пишется соединительная буква О, например:
Важно научиться правильно выделять корни в сложных словах, запомнить правило написания соединительных гласных О и Е и его применять.
Список использованной литературы:
- Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., Власенкова А.И. Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Григорян Л.Т
- Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1986. - 80стр.
- Календарно-тематическое планирование «Русский язык 6 класс» по учебнику: «Русский язык 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. и др.- М.: Просвещение, 2012. ФГОС.
- Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Московский лицей, 2006. -55 стр.
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1986.
- Яровикова О. В. Запоминаем через образ. Методическое пособие для учителей и учащихся. - Йошкар-Ола: «Стринг», 2008. – 84 стр.