Свято троицкий александро невский женский монастырь. Акатово

(Россия, Московская область, Клинский район, Акатово)

Как добраться? С трассы [М9]поворот на кольцо [А108]в сторону Клина и пос. Новопетровский. Около населённого пункта Высокое поворот на «Дом отдыха Егорьевское» (Акатово и Поджигородово). Проезд общественным транспортом: от Клина автобусом на Нудоль до ост. Высокое — 28 км, далее пешком — 2 км.

Был образован в 1899 г. на основе женской общины, учреждённой на средства Ф.О. Захарова десятилетием ранее. Развитой монастырский комплекс конца XIX — начала XX вв. состоял из двух церквей и многочисленных келий. До наших дней дошли только каменные сооружения — собор, два жилых корпуса и передняя линия ограды с башнями, Святыми воротами и примыкающими к стене службами. Архитектура гражданских зданий снаружи малоинтересна и утилитарна. Композиционным и художественным центром ансамбля является собор Александра Невского, своей типологией, декоративной насыщенностью и системой убранства имитирующий образы XVII в.

Описание Троицкого Александро-Невского монастыря в Акатово

Собор возводился в 1902—1904 гг. по проекту И.П. Машкова. Здание имеет в принципе симметричную объёмно-пространственную композицию с двусветным храмом в центре. Бесстолпный четверик венчался двумя ярусами кокошников и компактным декоративным пятиглавием. Характер завершений храма повторялся на одноглавых приделах.
Вход в церковь находился вопреки традициям в южном торце западного придела и был отмечен высоким крыльцом на фигурных столбах с шатровым завершением.
После того, как в 1930 — м г. монастырь был приспособлен под пионерский лагерь архитектурный ансамбль в целом, и в наибольшей степени собор — претерпел кардинальные изменения. Храм был обезглавлен, окна растёсаны, в центре трёхчастной апсиды был устроен главный вход. И, пожалуй, самое шокирующее, — это заключение алтарной части в стеклянный «саркофаг». Большие витражи, охватившие церковь до венчающего карниза, были призваны скрыть культовую направленность здания. Здесь расположилась столовая для юных ленинцев.
Мы были в первый раз в монастыре осенью 2003 года. С тех пор многое изменилось, обитель вновь функционирует. Сюда вернулись верующие, храм восстановлен...





В галерее снимки Ольги Ткаченко и Натальи Бондаревой

План Троицкого Александро-Невского монастыря

Статья В.С. Юдина «Акатово»

В глухой стороне Клинского уезда, в живописных окрестностях реки Нудоль, клинским купцом Федором Захаровым в 1890 году была основана женская обитель. Затем в 1898 году она была преобразована в монастырь.
Еще сравнительно недавно Нудоль была рекой- труженицей. Запруженная плотинами, она вращала мельничные колеса, молола зерно, отбеливала холстину крестьянам. В ее водах в обилии водились рыба, раки. Берега утопали в травостое, а в лесных заводях водилась птица.
Монастырское строение возникло вдали от проезжих дорог в тиши леса. В его составе — два храма: один деревянный во имя Троицы, другой — каменный — во имя Александра Невского. Рядом выстроены две гостиницы для богомольцев, странноприимный дом. Монастырь в Акатове невелик. Но он чрезвычайно интересен своеобразием, художественно-архитектурным направлением, в котором завершается развитие и своеобразие русской архитектуры XVII века. Архитектурный комплекс монастыря и составляющие его отдельные здания до наших дней сохранились в несколько измененном виде.

Общая планировка монастырского подворья состоит как бы из двух частей — южной, парадной, и северной, на которой расположены хозяйственные постройки. Самую высокую точку монастырской площади занимает собор Александра Невского, вокруг которого группируются другие сооружения. Это здание выстроено из кирпича в эклектических формах, стилизирующих древнерусские мотивы.
Невдалеке от въездных ворот к востоку от Собора расположен жилой двухэтажный корпус постройки конца XIX века. Главным фасадом он обращен к Александро-Невскому собору. Здание кирпичное, не оштукатуренное. Во внешнем его оформлении использованы мотивы древнерусской и классической архитектуры. К юго-западу от Собора расположен второй жилой двухэтажный кирпичный корпус.
Кирпичные прясла ограды с воротами и угловыми башнями расположены со стороны восточного подъезда к обители.

Однопролетные святые ворота в линии ограды ориентированы на главный Александро-Невский собор. Башни ограды восьмигранные, раз¬делены деревянными перекрытиями, завершающимися деревянными обитыми железом шатрами. Южная башня — трехъярусная, северная — четырехъярусная. Верхний вытянутый и почти не декорированный ярус, вероятно, не был запроектирован и появился в процессе строительства. Вторые ярусы башен, равные по ширине нижним, завершены декоративными машикулями, образованными выпусками кирпичей. Третьи ярусы меньше по ширине, имеют полуциркульные проемы. Верхние ярусы завершены кирпичами с зубчиками. Входы в башни располагаются со стороны монастырской территории. К башням примыкают металлические лестницы для входа на верхние ярусы. Вероятно, они заменили деревянные. К северу от Царских ворот, по- видимому использовавшихся в качестве служебных, примыкают к стене монастыря три одноэтажных, кирпичных корпуса.
Долгое время в зданиях Акатовского монастыря находился пионерский лагерь «Факел» Московского машиностроительного завода «Союз».

Литература:
Юдин В.С. Край наш Клинский, Клин, 1999, с. 193-1957

Схема проезда

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

56.109025 , 36.586447

В черте Московской епархии

Женская община была устроена выходцем из крестьян, небогатым купцом Фёдором Осиповичем Захаровым, в память об отмене крепостного права и во имя небесного покровителя Царя – освободителя . Землю для будущего монастыря он приобрёл у местного помещика Г. Глебова – Стрешнева в его имении в в Клинском уезде Московской губернии неподалёку от села Акатова, почему и монастырь зачастую называли Акатовским.

Права общины, из–за крайней бедности, новая обитель получила от Св. Синода только в году, когда её первого устроителя уже не было в живых. Управлять общиной было поручено инокине московского Новоалексеевского монастыря Евтихии, известной своим благочестием и ко времени назначения уже сорок лет проведшей в молитвенных подвигах.

На небольшие средства, которыми располагала община, быстро возвели деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Вскоре выстроили и крайне необходимый жилой корпус, ибо число сестёр достигло семидесяти. В году известный афонский инок Аристоклий передал в Троицкий храм благословение Афонского Пантелеимонова монастыря – иконы Божией Матери «Скоропослушница » и святого великомученика и целителя Пантелеимона , которые стали главными святынями Акатовской общины. В году община получила списки с чтимых икон Всемилостивого Спаса и Божией Матери «Боголюбская» .

В году по указу патриарха Московского и всея Руси Алексия II при бывшем монастырском храме благоверного князя Александра Невского бывшего монастыря было учреждено патриаршее подворье . В последующие годы были проведены ремонтно-реставрационные работы, восстановлены храм и колокольня, монастырские строения, на подворье собрались насельницы жившие в соответствии с правилами монастырского общежития . 29 мая года Священный Синод постановил преобразовать подворье в ставропигиальный монастырь.

Статистика

Храмы

Свято-Троицкий храм

Небольшая деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построен в , первый храм строящегося монастыря. Разобран в 1930-х.

Собор Александра Невского

Большой кирпичный пятикупольный собор, строившийся по проекту А.С. Каминского с . Предполагались приделы Богоматери Скоропослушница и Пантелеимона Целителя. Из-за нехватки средств так и не был достроен до революции. В сер.

Иноческая жизнь на Руси протекала не только в этих знаменитых центрах благочестия. Сотни других "маленьких" обителей нуждаются в своих летописцах.Так в небольшом сельце Акатово, расположенном недалеко от подмосковного Клина, находился монастырь святого благоверного великого князя Александра Невского

"Молитвами иноков Господь содержит мир сей",- говорил святитель Димитрий Ростовский. К 1917 году тысячи иноков и инокинь совершали подвиг своего личного спасения и спасения мира в сотнях монастырей и общин, украшавших Россию и зримо свидетельствующих о том, что Святая Русь не пустой, хоть и прекрасный символ, а сама жизнь. Монастыри составляли неотъемлемую часть национального бытия, будучи материальным воплощением народного идеала. Известный чешский либеральный публицист Т.Масарик, ставший первым президентом Чехословакии, посетив Россию, проницательно заметил: " Там (в русском монастыре. - А.Е.) сохранились самые характерные, исконные черты русской жизни, чувств и мышления...Россия, древняя Русь это русский монах".

Русское иночество прославленно в великих подвижниках и великих обителях. Весь православный мир знает Лавру преподобного Сергия, Оптину, Дивеево и Саров, славные монастыри нашего Севера. О них написаны десятки книг, сняты фильмы. Однако иноческая жизнь на Руси протекала не только в этих знаменитых центрах благочестия. Сотни других "маленьких" обителей нуждаются в своих летописцах. Без этого трудно будет современному человеку открыть "Атлантиду" великой православной русской цивилизации.

В небольшом сельце Акатово, расположенном недалеко от подмосковного Клина, находился монастырь святого благоверного великого князя Александра Невского. Основал обитель выходец из крестьян, небогатый купец Фёдор Осипович Захаров, в память об отмене крепостного права и во имя небесного покровителя Царя - освободителя. Землю для будущего монастыря он приобрёл у местного помещика Г. Глебова - Стрешнева.

Права общины, из -за крайней бедности, новая обитель получила от Св. Синода только в 1890 году, когда её первого устроителя уже не было в живых. Управлять общиной было поручено инокине московского Новоалексеевского монастыря Евтихии, известной своим благочестием и ко времени назначения уже сорок лет проведшей в молитвенных подвигах.

Прибыв в Акатово, Евтихия сразу преступила к созданию храма Божия, в чём ей активно содействовал Волоколамский архимандрит Сергий и настоятельница женского Новоалексеевского монастыря Антония. На небольшие средства, которыми располагала община, быстро возвели деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Вскоре выстроили и крайне необходимый жилой корпус, ибо число сестёр достигло семидесяти. Как могли, помогали общине и благочестивые миряне. А в 1891 году известный афонский инок Аристоклий передал в Троицкий храм благословение Афонского Пантелеимонова монастыря - иконы Божией Матери "Скоропослушница" и святого великомученика и целителя Пантелеимона, которые стали главными святынями Акатовской общины. В 1894 году община получила списки с чтимых икон Всемилостивого Спаса и Божией Матери "Боголюбская".

В 1898 году Акатовская община получила статус монастыря и стала именоваться Троицким Александро - Невским Акатовским общежительным женским монастырём. Русь, в отличии от Европы, не знала "нищенствующих монашеских орденов". Русские иноки много трудились. Сестры Акатовского монастыря выполняли самые различные послушания - от тяжелых сельскохозяйственных работ до шитья золотом и писания икон. Обитель сама обеспечивала себя всем необходимым для жизни. Материальное благополучие сказалось и на внешнем облике монастыря. В 1893 году его территория была обнесена каменной оградой с двумя башнями, построили также двухэтажный каменный корпус для сестер, небольшую гостиницу и странноприимный дом.

Важнейшим событием в жизни обители стало давно ожидаемое инокинями и местными крестьянами начало строительства каменного храма святого благоверного князя Александра Невского. 30 августа 1892 года, в день памяти святого, архимандрит Сергий совершил закладку нового храма, который сооружался по проекту известнейшего русского зодчего А.С.Каминского. Строился он шесть лет, в популярном тогда русском стиле. После освящения эта чудесная церковь стала украшением Акатовского монастыря и достойным памятником Царю-освободителю. В канун страшных бед, испытанных Россией в ХХ веке, Акатовский Троице-Александро-Невский монастырь - вполне благоустроенная обитель, где в служении Богу, под управлением игуменьи Анатолии, пребывало полторы сотни монахинь и послушниц.

Преследования, обрушившиеся на обитель после 1917 года со стороны новых революционных властей. Вынудили монастырских сестер объявить себя сельскохозяйственной коммуной, что позволило монастырю просуществовать еще десять лет. В монастырских стенах часто останавливались и укрывались преследуемые архиереи, например Варлаам Дмитровский.

В 1927 году обитель окончательно закрыли, о чем радостно сообщал орган официального атеизма, журнальчик "Безбожник у станка". Впрочем, служба в монастырском храме Александра Невского продолжалась до 1933 года. Затем на территорию обители въехали дом отдыха НКВД и склады этой организации, а в 60-е годы расположился пионерский лагерь "Факел". Монастырское кладбище кощунственно было превращено в футбольное поле.

В 30-е годы погибло большинство монастырских деревянных построек, в том числе Свято-Троицкий храм. Александро-Невская церковь сохранилась, но была до неузнаваемости перестроена - в ней разместились столовая и кухня. Погибло почти все монастырское имущество. Церковную утварь конфисковали в 20-х годах, иконы выбросили, следов архива найти не удалось, а колокола переплавили под такие веселые вирши:

У попа плохи дела -
Полное безлюдие.
Перельем колокола
В сельские орудия.

Чудом сохранившийся, единственный колокол монастыря, служивший "пожарным" для местных жителей, был похищен уже при нынешней "демократии".

Однако, верится, что Акатовский монастырь возродится, как сотни других монастырей и храмов России.

Http://www.pravaya.ru/side/14/12347

Основан как женская община в 1889 году небогатым купцом крестьянского происхождения Фёдором Осиповичем Захаровым в его имении в память об отмене крепостного права и во имя святого-покровителя Александра I. Землю для устроения обители он приобрёл у местного помещика Г. Глебова-Стрешнева. В 1890 году община была официально зарегистрирована Святейшим Синодом. Управление общиной было поручено инокине Новоалексеевского монастыря Евтихии.

Первым строением на территории будущего стал деревянный Троицкий храм. После был выстроен жилой корпус.

В 1891 году ским иноком Аристоклием в храм были переданы иконы Божией Матери «Скоропослушница» и святого великомученика и целителя Пантелеимона, ставшие главными святынями общины. В 1894 году общине передали списки с чтимых икон Всемилостивого Спаса и Боголюбской Божией Матери.

В 1898 году община получила статус монастыря с общежительным уставом. В монастыре формируется несколько мастерских, в том числе золотошвейная и иконописная.

30 августа 1892 года в день памяти св. Александра Невского был заложен каменный Александро-Невский собор. Храм сооружался в псевдорусском стиле по проекту архитектора А. С. Каминского шесть лет.

В 1899-1900 годах, на средства купца П. П. Смирнова, вне монастырской ограды был выстроен деревянный храм Петра Апостола и Евгении Мученицы, в 1902-1905 годах (по проекту И. П. Машкова) - храм Николая Чудотворца: каменный, стилизованный под московское зодчество XVII века. В трапезной были приделы Иверской Богоматери и Тихона Калужского и Параскевы Пятницы (с 1915 года).

В начале XX века в обители было около семидесяти сестёр. После 1917 года насельницы были вынуждены объявить себя сельскохозяйственной коммуной (артелью), что позволило монастырю просуществовать до 1927 года. Известно, что в стенах монастыря некоторое время укрывался преследуемый отец Варлаам Дмитровский.

В 1927 году монастырь упразднён. В 1933 году уничтожен деревянный Свято-Троицкий храм. Службы в храме Александра Невского продолжалась до 1933 года. На территории бывшей обители располагались дом отдыха НКВД и склады этой организации, с 1960-х годов - пионерский лагерь «Факел», ради благоустройства которого был сильно перестроен храм Николая Чудотворца и разрушен храм Александра Невского. Монастырское кладбище было превращено в футбольное поле. Лагерь не функционирует с начала 1990-х годов.

С 1994 года в бывшем монастыре нерегулярно совершаются молебны. В 2007 году часть построек официально передана Русской православной церкви в качестве Патриаршего подворья; монастырский комплекс приписан к Москвы и при его активной помощи восстанавливается.

  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Троицкий Александро-Невский монастырь

    С. Акатово.

    Троицкий Александро-Невский монастырь открыт в 1899 г. на основе женской общины, учреждённой на средства купца Ф.С. Захарова (владельца спичечных заведений в Спас-Нудольской волости).

    В монастыре было два храма: деревянный временный во имя Святой Троицы (заложен 30 августе 1890 г. настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря архимандритом Сергием, разрушен в советское время) и каменный Святого благоверного князя Александра Невского. Он построен в 1902-1904 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Машкова (1867-1945), в 1886 г. окончившего и с 1894 по 1907 г. преподававшего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

    С 1908 по 1918 г. он - товарищ председателя Московского архитектурного общества, с 1897 по 1933 г. директор архитектурного отдела Политехнического музея, с 1898 г. член Московского археологического общества.

    В 1913 г. участвовал в реставрации Успенского собора Московского Кремля , храма Василия Блаженного , Смоленского собора Новодевичьего монастыря .

    В советское время, после закрытия монастыря и организации в нём хозяйства НКВД, храм Благоверного князя Александра Невского лишился глав и яруса закомар, позднее алтарь обстроили верандой.

    5 октября 1910 г. умерла настоятельница Троицкого Александро-Невского женского монастыря игуменья Евтихия (Анна Васильевна Миловидова), дочь священника Костромской епархии, настоятельница с 1890 г., игуменья с 1899 г. Она устроила временную деревянную церковь Святой Троицы.

    В 1905 г. выстроен каменный Никольский храм с приделом Иверской иконы Божией Матери.

    К 1910 г. строительство Александро-Невского собора не было закончено. У монастыря была каменная ограда с двумя башнями (1893 г., сохранились), два каменных двухэтажных жилых корпуса, святые ворота, службы, три деревянных гостиницы и деревянные кельи для сестёр (разрушены), странноприимный дом и кирпичный завод.

    В 1910-х гг. в монастыре насчитывалось 150 сестёр и 10 монахинь.

    23 марта 1918 г. настоятельница Троице-Александро-Невского общежительного женского монастыря монахиня Олимпиада «во внимание её усиленных забот по благоустройству монастыря» возведена в игуменьи.

    В 1927 г. монастырь был закрыт. Часть монахинь переселилась в с. Мокруша Истринского района. Они продолжали хранить уставной образ жизни, пребывать в единомыслии, имея одно лишь желание-спасение души.

    В декабре 1937 г. с помощью лжесвидетелей были получены показания, на основании которых начальник районного отделения НКВД г. Истры выписал ордер на арест послушницы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря Екатерины Черкасовой (1892-1938). Она родилась в крестьянской семье в д. Кашино Волоколамского " уезда, окончила церковноприходскую школу, в 1915 г. поступила в монастырь. 20 января 1938 г. арестована и 5 февраля расстреляна. Другая послушница Анастасия Бобкова (1890-1938) поступила в монастырь в 1920 г. после смерти родителей и пробыла в монастыре до его закрытия.

    Потом прислуживала в храме с. Шестаково Волоколамского района.

    В 1930 г. власти хотели закрыть храм. Было созвано церковное собрание, обсуждавшее незаконность закрытия, собрание хотели сорвать комсомольцы, верующие женщины стали их выгонять. Один из них упал. За «сопротивление представителям власти» были арестованы пять человек, из них три послушницы монастырей, среди них и Анастасия. Её приговорили к трём месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере. Из заключения вернулась в ту же деревню, где жила. 2 марта 1938 г. снова была арестована, секретарь Шестаковского сельсовета показал, что Анастасия имеет связи с монахинями, они собираются вместе и, «по его мнению, проводят контрреволюционную антисоветскую деятельность». 5 апреля 1938 г. преподобномученица Анастасия расстреляна.

    В 1937 г. было сфабриковано дело священников и монахинь бывшего Акатовского монастыря. Сестёр О.П. и П.П. Сафоновых, А.П. Шишкову (монашеские имена их неизвестны) и ещё четырёх насельниц Троицкого Александро-Невского монастыря арестовали. Ольга Сафонова хоть и признала себя на следствии виновной в несуществующих контрреволюционных действиях и даже «созналась», что является руководителем «контрреволюционной группы церковников», всё же не побоялась сказать мучителям: «От Бога мы никогда не отказывались и не откажемся, что хотите с нами делайте».

    Сестры Сафоновы и Шишкова были расстреляны в Бутово 19 и 21 сентября 1937 г., остальные приговорены к 10 годам лагерей.

    В советское время в монастыре было устроено хозяйство НКВД, потом он был перестроен под пионерский лагерь и позднее вовсе заброшен.