Тема: Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Что такое обоняние Проект как сохранить обоняние сравнительная характеристика

Обоняние – это чувство человека, которое дает ему возможность ощущать различные запахи. Оно позволяет воспринимать более 10 тысяч разных ароматов, которые способны, и улучшить аппетит, и поднять настроение, и позволить вовремя распознать опасность. Важность носа, как самого главного органа обоняния, недооценивать нельзя. Но, к сожалению, о нем мы вспоминаем только во время его поражения инфекциями, когда сильная заложенность на дает нам наслаждаться любимыми ароматами. Ниже мы рассмотрим, какова биологическая роль обоняния, как его сохранить и улучшить.

Какую роль в нашей жизни играет обоняние

Обоняние, осязание и другие чувства являются своего рода инструментами, которые позволяют нам получать информацию извне и познавать окружающий нас мир. Без них жизнь не будет столь красочной и интересной, а нарушенное с детства обоняние, к тому же, может серьезно извратить общее представление о мире.

Обоняние особенно важно для предупреждения нас об опасности , для создания настроения и влияния на другие чувства. К примеру, запах сдобной выпечки сразу повышает аппетит, кислый запах лимона провоцирует активизацию работы слюнных желез, а шум морского прибоя успокаивает наши нервы и настраивает на благодушный лад.

Обоняние-важное чувство

В целом же, распознавание ароматов – это одна из высших функций работы нашей нервной системы, ее импульсы запускают работу других органов и систем нашего организма, что приводит к появлению тех или иных эмоций.

Потеряв способность к распознаванию запахов, человек становится раздражительным и злым, ведь это равноценно потере зрения или слуха и, соответственно, может привести к глубокой депрессии. Ниже мы разберемся с тем, как работает эта система чувств и что нужно сделать для недопущения ее дисфункции.

Как работает наше обоняние

Нос по праву считается главным органом обоняния. Одной из ее функций является восприятие витающих вокруг нас раздражителей. Оно не будет возможным без наличия и нормальной работы таких органов, как:

  • Слизистая оболочка носовых ходов;
  • Обонятельная луковица и нити;
  • Кора головного мозга;
  • Обонятельные нервы;
  • Рецепторные клетки.

Место, где расположены рецепторы обоняния находится в районе пересечения верхнего носового хода и носовой перегородки с задней части назальной области. Его устилает обонятельный эпителий, который занимает площадь в 4 кв.см. Эти рецепторы обеспечивают передачу всех полученных сигналов в головной мозг, которые распознаются в его коре.

Рецепторы обоняния тесно связаны с отростками тройничных и обонятельных нервов, а именно:

  • С дендритами, которые они похожи на палочки, обрамленные обонятельными ресничками;
  • С аксонами, которые по своему виду очень похожие на нити.

Аксоны считаются центральными отростками нервных клеток. Они через ячейки решетчатой кости, которая расположена в полости носа, проникают внутрь черепа для того, чтобы присоединиться к находящейся на его основании обонятельной луковице. Она составляет отдельную часть головного мозга.

Таким образом, на вопрос, где расположен орган обоняния однозначно ответить невозможно.

Изначально функцию приема сигнала того или иного запаха берет на себя нос и находящиеся в нем рецепторы, а вот распознаванием запахов занимается наш головной мозг, вернее отдельный участок его коры, именуемый висцеральным мозгом, где находятся обонятельные анализаторы, регулирующую пищевую, эмоциональную, оборонительную и любую другу врожденную активность человека.

К другим его функциям относится регуляция гемостаза, поддержка вегетации, а также обеспечение нормального развития эмоций, памяти и волевого поведения у детей.

Поскольку нос – это орган обоняния человека, значит к его функциям относится регуляция темпа мышления , поскольку все составляющие его анализатора запахов участвуют, и в поведенческой реакции на то или иное событие, и в процессе запоминания, и в возбуждении и в прочей активности, исходящей из коры головного мозга. Во время формирования в мозгу ощущения запаха у человека учащается дыхание и пульс, а также повышается артериальное давление.

Нормальная чувствительность носа различает пару тысяч оттенков разных запахов, в то время как нюх животного различает более ста их тысяч. Но в то же время острота обоняния напрямую зависит от того, в какой физиологической форме пребывает человек и в какое время суток проводится проверка его анализаторов. Научно доказано, что острота ощущения запахов у людей появляется после пробуждения и тогда, когда они испытывают голод.

Причины ухудшения обоняния

Что такое обоняние и осязание это мы уже выяснили, теперь перейдем к тому, как исключить возможное снижение остроты этих необходимых органов чувств на протяжении всей своей жизни.

Обоняние развито у человека с самого рождения. Более того, считается, что младенец до года, больше информации воспринимает с помощью именно этого органа чувств. Но уже после года нос малыша значительно теряет свою чувствительность , поскольку работу по переработке информации включаются другие органы – зрение, слух, речь и т.д.

Согласно данных медицинских исследований обоняние человека медленно, но неуклонно снижается на протяжении всей его жизни. И виной тому необратимая атрофия их рецепторов.

Пожилые люди слышат окружающие их запахи гораздо хуже своих внуков. Тем не менее, это снижение является физиологическим, то есть нормой.

Потеря обоняния

Но иногда это чувство резко снижается по независящим от возраста причинам, которыми чаще всего выступают заболевания, локализующиеся там, где расположен орган обоняния. А именно :

  • При наличии острых и хронических воспалительных процессов в носоглотке;
  • При сезонных аллергиях, которые сказываются на многих органах чувств;
  • При полипах и других новообразованиях на слизистой оболочке носовых ходов;
  • При стоматологических проблемах;
  • При приеме некоторых лекарственных препаратов;
  • При авитаминозе;
  • При интоксикации организма;
  • После острого течения вирусного гепатита.

Кроме того, снижают функциональность рецепторов и некоторые тяжелые заболевания, в том числе и связанные с нарушениями в работе мозга и ЦНС (болезнь Альцгеймера, ДЦП, эпилепсия и т.д.).

Способы улучшения обоняния

Нормальное кровоснабжение органа обоняния позволяет продлить жизнь его рецепторам, отвечающим за сохранность у человека этого чувства. Тем не менее, его атрофия наступает тогда, когда им мало пользуются или не пользуются вовсе. Тренировать это чувство нужно постоянно, особенно при первых «звоночках», указывающих на его снижение.

  • Тренировки;
  • Специальные упражнения;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Прием витаминов;
  • Ведение правильного образа жизни;
  • Своевременное лечение аллергий и ЛОР заболеваний;
  • Создание для себя благоприятной среды обитания.

Неплохую тренировку дает посещение парфюмерного магазина или магазина специй и пряностей. Хорошо развивает нюх запах свежей выпечки, трав, эфирных масел.

Еще один способ того, как улучшить обоняние будет заключаться в его тренировке посредством включения в свой пищевой рацион щедро приправленных ароматных блюд. Хорошо развивает и стимулирует работу рецепторов запах свежесвареного кофе. Блюдце с кофейными зернами всегда должно стоять на вашей кухне – это не только будет стимулировать аппетит, но и спасет вас от плохого настроения с утра.

Важно тренировать обоняние постояно

Что касается физических упражнений, то к ним можно отнести ежедневную гимнастику лица, которая улучшит кровообращение в назальной области и прогревание ее синей лампой. Физиотерапевтические процедуры будут заключаться в промывании носа теплым раствором морской соли. В устранении возможных застойных явлений в носовых ходах и будет заключаться гигиена обоняния.

Считается, что снижение функций обонятельных рецепторов происходит при гипо- и авитаминозе , а также при недостатке цинка в организме . Именно поэтому свой пищевой рацион нужно обогатить красным мясом, чечевицей, шпинатом, орехами и другими продуктами, содержащими этот полезный минерал. Не стоит забывать и о регулярном приеме витаминных препаратов и пищевых добавок. К тому же рекомендуется вести здоровый образ жизни, постараться не находиться слишком долго в душны помещения с сухим воздухом, реже простужаться и своевременно устранять все воспалительные процессы в носу.

Или, как принято их называть, сенсоры способны воспринимать информацию, которая нас окружает. Они же с помощью нервных импульсов передают информацию в мозг, где происходит ее анализ. Зачем все это нужно?

Органы чувств крайне необходимы живым существам, мы без них просто не могли выжить. Как достать себе еду, если нет глаз? Как отличить запах уксуса от запаха воды, если нет органов обоняния? И как мы поймем, что нездоровы (ударились, порезались или обожглись), если нет тактильного восприятия? Человек без сенсорных систем однозначно существовать не может. Именно поэтому мы будем обсуждать довольно важную проблему - как беречь органы чувств.

Памятки такого рода должны присутствовать в школах, университетах и даже в детских садах. Очень важно ребенку с самого раннего возраста донести то, что сенсорные системы своего организма нужно обязательно беречь.

Первое, что необходимо знать, - это то, что органов чувств у человека всего пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Если говорить совсем уж просто, то мы способны видеть, чувствовать запах и вкус, слышать и ощущать тактильно. Каждый орган чувств имеет свои определенные особенности, поэтому мы рассмотрим каждый в отдельности.

Зрение и его защита

Когда же человек впервые узнает такой термин, как органы чувств? 4 класс начальной школы дает такую информацию, но родители должны побеспокоиться об этой проблеме намного раньше, чем детям проведут короткий урок биологии по этой теме.

С самых первых дней жизни именно глаза дают возможность ребенку изучать пока неизвестный ему окружающий мир. С помощью зрения мы не только видим предметы, цвета и формы, но и определяем пространственное положение объекта. Благодаря этому органу чувств человек способен писать, читать, знакомиться с шедеврами литературы и искусства, а это немаловажно для развития и становления личности.

Нас окружает большое количество различных раздражителей, но особое значение имеют зрительные, потому что 90 процентов информации мы получаем именно благодаря зрению. Именно по этой причине мы разберемся, а конкретнее - зрение. Необходимо выполнять некоторые правила:

  • Хорошее освещение во время чтения.
  • Запрет на курение.
  • Питание, полезное для зрения.
  • Если вы носите очки или линзы, то обязательно ухаживайте за ними.
  • Меняйте линзы и очки вовремя.
  • Если врач прописал очки, то их надо носить.
  • Посещайте врача.
  • Правильно обращайтесь с компьютером, телевизором, телефоном и так далее.
  • Делайте простую гимнастику во время дня.

Эти простые действия помогут сохранить вам зрение или даже улучшить, если вы не запустили данную проблему. Помните, что зрение может испортиться и по причине механической травмы, поэтому защищайте их специальными очками или маской во время опасной работы. Не смотрите на яркие источники света (лазер или сварка).

Вкус

Все знают, что органом вкуса является язык. Это подвижная мышца, одна из самых сильных в человеческом организме. Поверхность нашего языка не гладкая, а шершавая, это можно объяснить наличием большого количества маленьких сосочков, которые и помогают нам определять вкус пищи. Все сосочки можно разделить на такие группы:

  • Нитевидные.
  • Конические.
  • Грибовидные.
  • Желобовидные.
  • Листовидные.

Исходя из формы, они выполняют какие-либо определенные функции. Теперь небольшой список правил, как беречь органы чувств (вкусовые рецепторы):

  • Нельзя есть сильно горячую еду или пить кипяток.
  • Обязательно необходимо перед едой мыть руки.
  • Нельзя брать в рот неизвестные препараты, растения и другие предметы.
  • Помните золотое правило: «когда я ем - я глух и нем». Не разговаривайте во время еды, это поможет вам не поперхнуться.

Обоняние

Органом чувств здесь выступает нос. Благодаря ему мы не только можем чувствовать прекрасные ароматы, но он нас предупреждает о многих опасностях, таких как пожар или утечка газа. Очень важно знать, как беречь органы чувств, в том числе и

  • Не вдыхайте непосредственно из емкости неизвестную жидкость, направляйте воздух к носу с помощью движений руки.
  • Для органа обоняния очень вредна пыль, делайте ежедневные влажные уборки и проветривания.
  • Курение или вдыхание табачного дыма также способны ухудшить ваше обоняние.

Слух

Органы слуха - это наши уши, которыми мы воспринимаем различные звуки. Последние представляют собой колебания, распространяемые с помощью звуковой волны. Не все звуки слышны человеку, есть определенные пределы, а выходящие за их границы звуки - это инфразвук или ультразвук. Слух беречь необходимо, а как это делать, мы рассмотрим прямо сейчас. Памятка, как беречь органы чувств (слух):

  • Нельзя кричать на ухо и слушать громкую музыку.
  • Нельзя чистить уши с помощью острых предметов, иначе можно повредить перепонку.
  • Ежедневно мойте или чистите уши.

Осязание

У нас остался последний орган чувств - кожа, именно она участвует в процессе осязания. Она имеет главную функцию - защиту организма от внешнего воздействия. Кожа помогает нам различать тепло, холод, боль и так далее. Переходим к главному вопросу. Итак, памятка, как беречь органы чувств:

  • Ежедневно принимайте ванну или душ.
  • Носите чистую и качественную одежду.
  • Избегайте ожогов, порезов, обморожений и так далее.
  • Нельзя трогать незнакомые растения и уличных животных.

Соблюдая эти простые правила можно надолго сохранить здоровыми свои органы чувств.

Есть физические упражнения, есть ароматерапия, есть специальные точки для массажа.

Вообщем если вы сделали всё что могли: посетили врачей, сделали снимок носа и как такового точного диагноза из-за чего ваш носик плохо воспринимает запахи вам так и не поставили, тогда обратимся к проверенным методам народной медицины. Или даже не делали этого,а просто хотите лучше чувствовать запахи.

Предложу несколько способов, а вы выбирайте какой вам понравится. От себя советую использовать все и уделить внимание своему носу хотя бы 15 минут в день.

Физические упражнения

По мнению восточных философов, точки отвечающие за ваше обоняние, находятся на ягодицах. Поэтому сядьте на пол и вытяните ноги вперёд. А теперь попытайтесь на ягодицах пройти какое то расстояние .

Не ленитесь! И делайте ягодицами по твёрдому полу шагов пятнадцать. Для улучшения эффекта наденьте шорты с карманами сзади и положите туда немного пластмассовых шариков, бусинок или пулек с детских пистолетов - это не только улучшит ваше обоняние но и сделает профилактику целлюлиту .

Точечный массаж

На вашем носике над крыльями носа находятся небольшие впадинки. То есть это место где заканчивается костяная часть носа и начинается хрящевая. С обеих сторон хотя бы минут по пять в день круговыми движениями массируйте эти впадинки.

На затылке, в месте где позвоночник соединяется с черепом, то есть место между черепом и первым шейным позвонком, есть точка отвечающая за обоняние и при её самомассаже снимается заложенность носа и улучшается кровообращение головы. А так как обоняние - это такая вещь, которая во многом зависит от работы мозга, то помассировать её необходимо.

Ароматерапия

Очень хорошо помогает вернуть обоняние эфирное масло базилика. Это просто удивительное масло творящее чудеса. Только если вы купите натуральное эфирное масло.

Качественное эфирное масло продаётся обязательно в бутылочках с тёмным и стеклом и приписка «100% натуральное масло» должна присутствовать.

Купите аромалампу. К ней продаются маленькие свечки в жестяных посудинках.

Накапайте на донышко лампы 3-5 капель эфирного масла базилика и чайную ложечку воды. Внизу есть ниша для свечки подожгите свечу и поставьте её туда. При нагреве масло испаряется и наполняет комнату ароматом, который попадает в ваши дыхательные пути и осуществляет лечение.

Ветренная, специально для Фитомании https://сайт

Раздел:

«Улыбка» - Как сохранить улыбку красивой? Шейка. Временные постоянные. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Не злоупотребляйте сладостями и сахаром! 3. Меняйте зубную щетку каждые три месяца. 2. Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед. Движения щетки – снизу вверх. 3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба.

«Внешность человека» - В искусствоведении: Начинаем от макушки и постепенно спускаемся до подбородка. Люди помогите, пожалуйста. Описание внешности. Какая внешность нравится вам? Составьте план описания внешности. Примерный план сочинения по картине. Основная часть. В криминалистике: Какой должна быть внешность человека? В описаниях соблюдена подробная градация частей тела и элементов лица.

«Науки о человеке» - Уильям Гарвей 1587-1657. Наличие ушной раковины. Рене Декарт 1596-1650. Цитология. Аристотель 384-322 до н.э. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Человеку свойственна речь как средство общения. Психология. Положение человека в классификации животного мира. Андреас Везалий (1515-1564). Основы военно-полевой хирургии.

«Рост человека» - Зависимость роста свободной энергии, располагаемой человечеством, от числа людей. Число родов. Возможные биологические основы «Глобального кризиса». Микрограмм. «Наши правнуки погибнут не от голода, а от давки» (шутка von Foester). Чем человек отличается от животных? Микрограммы! Но есть ли в биологии примеры роста по гиперболическому закону?

«Человек» - Человечество развивается с ускорением. Развитие человечества ускорялось. Городские жители составили около 45% мирового населения. Значение происходящей сейчас информационной революции двояко. Еще одна уникальная примета современности - всеохватность и быстродействие информационных связей. В 1995 г. отметку в 10 млн человек превысили 14 городов мира.

Всего в теме 9 презентаций

Петрушенко Нина Анатольевна


Тема: Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.

Цель: Вторичное осмысление учащимися уже известных знаний об органах чувств человека как необходимых звеньях связи организма с внешней средой. Провести исследование взаимосвязной работы органов чувств. Разработать памятки сохранения органов чувств здоровыми.

Задачи:


  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;

  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;

  • воспитывать бережное отношение к органам чувств и уважительное отношение к людям-инвалидам
Тип урока – урок – исследование.

Методы – беседа, самонаблюдение, экспериментирование, логические рассуждения.
Форма работы – в группе и фронтальная.

Оборудование:тетради учебники.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Введение в тему урока (3 мин.)

Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование, вы будете работать в группах и исследовать работу органов чувств, выяснять, что необходимо для того, чтобы органы чувств оставались здоровыми.

3. Актуализация знаний (3 мин.)

Учитель: С помощью теста вспомним как человек воспринимает окружающий мир .

Работаем

Тест по теме: «Как человек воспринимает окружающий мир»

1.Отметьте, как называются органы зрения?

2.Органом какого чувства являются уши?

А)Осязания.

Б)Обоняния.

3.Как называются клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе?

А)Осязательные.

Б)Обонятельные.

В)Вкусовые.

4.Органом обоняния является...

5.Что воспринимает человек с помощью языка?

В)Внешний вид предмета.

Г)Признаки предмета на ощупь.

6.Что помогает человеку осязать мир?

7.Что помогают человеку воспринять органы чувств?

А)Предметы.

Б)Окружающий мир.

В)События.

Учитель: Молодцы, справились!

4. Изучение нового материала (15 мин.)

1. Учитель: Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно ли сидеть на стуле. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных “датчиков”. Каких?

(на доске Мозг – зрение – слух – обоняние – осязание – вкус)

Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

2. Учитель: Каждая группа сегодня активно проводит своё исследование, выявит предмет в коробке с помощью органов чувств и докажет почему так считает, а не иначе.

1-я группа - слух; 2-я - обоняние; 3-я - осязание; 4-я - вкус.

Каждая группа проводит свое исследование: «обонянию» предлагается исследовать флакончик с ваткой, смоченной в цитрусовом масле.

«Слуху» - послушать, как звучит таинственная коробка, понять, что в ней перекатывается;

«Осязанию» - на ощупь определить, что находится в непрозрачном мешке;

«Вкусу» - попробовать с помощью одноразовых соломинок апельсиновый сок из непрозрачного стакана, закрытого бумажной крышкой.

Когда все группы закончат работу, учитель помогает детям сделать выводы по плану (каждый раз просит по возможности назвать несколько вариантов ):

Что может рассказать о своём исследовании группа «слух», «обоняние», «осязание», «вкус».

1. Как звучит предмет? (Без звука.) На что похоже?
2. Какой у него запах? На что похоже?
3. Какое оно на ощупь? На что похоже?
4. Какого вкуса? На что похоже?
Учитель: «Что же лежит в коробке? Давайте спросим «зрение». А «зрением» будем мы все». Учитель достает из коробки апельсин. Спрашивает, что может «сказать зрение». (Какого цвета, какой формы предмет.) Обсуждает с детьми, какой орган оказался самым «догадливым».
Далее учитель спрашивает: «А если бы в коробке был колокольчик, то какой орган помог бы нам больше остальных?» Затем делает вывод: «И все же определеннее всего дает нам знать о мире зрение. И пословица тоже об этом говорит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”».

А теперь послушаем представителей каждой группы, что интересного они исследовали

о зрении:

об обонянии:

об осязании:
Учитель подводит итог:

«Вот так же, как и мы сейчас дружно работали, сотрудничают наши органы чувств, помогая нам жить в окружающем мире. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения или заболевания органов чувств. Они являются инвалидами. Как нужно относиться к таким людям.

Учитель: наша обязанность бережно и уважительно относиться к таким людям, помогать им.

Учитель: Посмотрите на картинки на доске. Какое можете предложить задание?

– Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?


  • Читать и писать при хорошем освещении

  • Свет должен падать слева

  • Читать и писать на расстоянии 30-35 см

  • Нельзя читать лёжа и в транспорте

  • Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров

  • Не сидеть долго за компьютером

  • Нельзя тереть глаза руками

  • Делать зарядку для глаз

  • Глазам нужен отдых

  • Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо
Физминутка для глаз

– Как нужно беречь свой слух?


  • Содержать уши в чистоте

  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух

  • Сильный шум портит слух

  • Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках

  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине
– Как надо беречь свой орган вкуса?

  • После приёма пищи прополоскать рот

  • Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык

  • Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки

  • Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм
– Как сохранить обоняние?

  • Нужно беречь себя от простуды

  • Содержать нос в чистоте

  • Если есть насморк, то необходимо его лечить

  • Закаляться

  • Не засовывать в нос мелкие предметы

  • Пользоваться личным носовым платком
Как ухаживать за кожей?

  • Кожу надо содержать в чистоте

  • Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой

  • Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины

  • Умываться то холодной, то горячей водой

  • Носить чистое бельё

  • Содержать в чистоте и подстригать ногти

  • Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу
– Какие пословицы о здоровье человека вы помните?

Варианты пословиц :


  • Здоров будешь – всё добудешь.

  • Здоровье не купишь – его разум дарит.

  • Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.

  • Не рад больной и золотой кровати.

  • Здоровье – дороже богатства…

6. Подведение итогов (2 мин.)

– Таким образом, органы чувств – связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь.

7. Рефлексия (1мин)

О чём было интересно узнать?

Что понравилось больше всего?

Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.