Виды психотерапии и их краткое описание. Семинар виды и формы психотерапии В каких ситуациях нужна аналитическая психотерапия

Разговор с ребенком о его тревогах и проблемах иногда напоминает допрос в лагере военнопленных: имя, воинское звание, регистрационный номер – вот все, что вам удается узнать. «Жила-была девочка, похожая на тебя»

Дорис Бретт

Детская психотерапия – родителям важно знать, какой смысл вкладывают в это понятие, и в каком случае пора обращаться к психологу?

К сожалению, заботясь о физическом состоянии, обеспечивая хорошее питание или новые игрушки, многие мамы и папы забывают о такой стороне вопроса, как психическое здоровье. А ведь именно оно служит основой счастья ребенка во всей дальнейшей жизни.

Детская и семейная психология и психотерапия семьи – хорошо развитые направления современной науки, которые включают широкий спектр методов работы в самых разных ситуациях.

Психика ребенка – это сложный и многогранный мир со своими правилами и устоями. Если в этом мире царит порядок, все его части находятся в гармонии между собой, то ребенок соответствует нормам психического развития, может устанавливать дружеские связи, общаться и играть, ведет себя адекватно своему возрасту.

Если малыш вдруг становится капризным, беспокойным, подавленным, ведёт себя агрессивно или проявляет резкие изменения в поведении, этому есть веская причина, в которой обязательно нужно разобраться.

Даже детям из благополучных семей иногда требуется помощь специалиста! Переживая кризисы развития и сталкиваясь с новыми задачами, психика ребенка становится более зрелой, но чтобы взросление происходило без травм, иногда нужна поддержка.

Психология и психотерапия семьи опирается на теоретические положения, относящиеся к детской психологии и психологии личности. В частности, важную роль в терапевтическом подходе играет теория личности и периодизация развития психики.

Многие специалисты по детской психологии считают наиболее полной и реалистичной периодизацию, описанную Эриком Эриксоном. В детском и подростковом возрасте личность в своём развитии проходит следующие этапы:

  1. У детей первого года жизни закладываются понятия о доверии или недоверии. Если к крохе относятся с заботой, любовью и вниманием, он вырастает открытым. В противном случае малыш, столкнувшийся с равнодушием, проявляет застенчивость и замкнутость в будущем.
  2. Дети от 2 до 3 лет. Для описания этого периода подходит понятие самостоятельности. Этап имеет свои поведенческие и психоэмоциональные признаки. В это время малыша приучают к горшку, он получает первые уроки автономности. Если родители ругают ребенка за то, что не справился с собственными вопросами чистоплотности, у него развивается чувство стыда, порой гипертрофированное.
  3. Дети от 3 до 6 лет проходят сложный период адаптации в образовательных учреждениях. Ребенку становится сложнее, так как приходится принимать правила поведения, как дома, так и в саду. Основной принцип воспитания – это поощрение. При чрезмерном контроле ранее веселый и улыбчивый малыш становится букой, колючим ежиком. Цель психотерапевта – устранить угрожающие образы, помочь преодолеть застенчивость с помощью групповых и индивидуальных методик.
  4. Дети от 9 до 11 лет активно приспосабливаются, этап полностью зависит от предыдущего становления. Это возраст консолидации с коллективом, поиски оптимальных вариантов для новых условий. Психотерапевт учит ребенка не только контактировать с социальной средой, но и обеспечивать собственные потребности и реализацию связей.
  5. Последний период – подростковый, от 11 до 17 лет. Это время, при котором есть необходимость в расширении круга общения и контактов, в создании новых способов коммуникации и связей. Это формирование вторичных половых признаков, влияющих на процесс индивидуализации. Психотерапевт помогает устранить проблемные факторы периода – неуверенность в своей привлекательности, низкую самооценку, сложности в общении и уход от близких взаимоотношений.

Психотерапия детей подразумевает несколько методов, которые направлены на раскрытие потенциала маленького пациента, на анализ его проблем, поддержку и помощь в преодолении трудностей.

Для каждого этапа взросления характерны свои отличительные особенности в формировании психики. Терапия должна быть направлена на коррекцию кризисов для каждого отдельно взятого периода.

Когда требуется психотерапия, а когда можно помочь ребенку самостоятельно?

Многие родители имеют ощущение, что их семья (в отличие от других семей) – это оплот благополучия и удачного воспитания. Но принципы собственной непогрешимости стоит пересмотреть, хотя бы для того, чтобы дальнейшая жизнь ребенка сложилась удачно.

Ни один грамотный психолог или психотерапевт не скажет, что родители виноваты в том, что с ребенком что-то не в порядке. Пойти на терапию – это не значит расписаться в собственной никчемности, это значит – принять свою ответственность и сделать все возможное, чтобы ребенок был счастлив.

Хороший родитель – это не тот, кто никогда не ошибается, а тот, кто готов исправлять свои недочеты и становиться лучшим другом ребенку.

В большинстве случаев эмоциональные и поведенческие проблемы становятся неотъемлемой частью личности. Они не требуют коррекции, если возникают не часто или не мешают социализации и личному благополучию.

Психология и психотерапия семьи исследует возможные причины возникновения более глубоких нарушений, в их числе называют психические травмы, насилие (психологическое или физическое), генетическая предрасположенность, чрезмерные нагрузки, стресс и другие.

В тех случаях, когда ребёнок растёт в неблагоприятной обстановке, его психическое состояние нуждается в особом внимании.

Иногда ситуация оказывается неразрешимой внутри семьи, мама и папа чувствуют бессилие и несостоятельность в воспитании. Они не способны справиться с детскими страхами или помочь преодолеть депрессию.

Для таких периодов существует психологическое консультирование и психотерапия, при которой специалист привлекается к решению проблемы.

Малыши не всегда делятся с близкими людьми своими мыслями, но они будут делиться без страха – если почувствуют, что их принимают, а не ругают или обесценивают их переживания.

Некоторые изменения привычного поведения закономерно могут вызвать тревогу у родителей. Психология и психотерапия семьи предполагает возможность коррекционного воздействия в следующих ситуациях:

  • родителям не удается сохранять авторитет и сделать так, чтобы ребенок слушался;
  • истерики;
  • страхи, которые невозможно преодолеть;
  • чрезмерная стеснительность;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • гиперактивность;
  • проблемы в общении с ровесниками.

Зачастую родители не могут самостоятельно решить проблемы, но и не обращаются за помощью к специалистам. От предрассудков и предубеждений во имя благополучия малыша лучше отказаться.

Психология и психотерапия семьи изучает особенности детско-родительских отношений в динамике, и грамотный специалист создает оптимальные условия для гармонии в этих отношениях.

Врачеватель детских душ не выписывает рецепт с эффективным препаратом. Он создает оптимальные условия и помогает справиться с проблемами таким образом, чтобы в итоге и малыш, и родители сами нашли наиболее верное решение.

Виды психотерапии

Психотерапия неврозов у детей и подростков требует определенных условий для проведения:

  1. Специалист должен определить проблему, наметить план действий.
  2. Цели лечения должны согласовываться не только с родителями, но и с ребенком в той форме, в которой он может это воспринять.
  3. Психотерапия семьи или одного из членов семьи влияет на каждого человека, входящего в семейную структуру. Чтобы улучшить взаимоотношения между родными, акцент делается на принятии и доброжелательных отношениях, без оценок или критики. Не только специалист, но и родственники должны стараться максимально принимать друг друга.
  4. Важные моменты в организации работы — это определенный график сеансов и атмосфера в кабинете специалиста. Чтобы малышу было комфортно, хорошо, если поблизости будут игрушки, фломастеры или карандаши для рисования, что-то, что поможет расслабиться.
  5. Объем и выбор последовательных методик зависит от состояния маленького пациента, от продолжительности и тяжести внутренних конфликтов, от готовности взаимодействовать со специалистом.
  6. Выявление факторов, которые привели к отклонениям в поведении или состоянии. Ситуации, когда после серьезного стресса дети продолжают находиться в контакте с агрессором или в той же самой обстановке возникают часто. Правильное установление источника психологической травмы способствует быстрому и значительному прогрессу в терапевтическом процессе.

Методы детской психотерапии многообразны и вариативны, но все они служат одной задаче – помочь ребенку справиться с проблемами, освободиться от страхов и переживаний, наладить отношения с близкими людьми и сверстниками.

Игровые методики

Игровая психотерапия с детьми – это одна из самых комфортных техник, помогающих малышу снять напряжение, избавиться от переживаний и агрессии. В процессе взаимодействия специалист может не только увидеть скрытые источники проблемы, но и мягко скорректировать их.

Кроме того, психотерапия в форме игры будет полезна для всей семьи, так как позволит родителям вместе со своим чадом вернуться в страну детства.

Рисунок Василисы Русаковой

Во время сеанса используются обычные игрушки, привычные для ребенка в повседневной жизни, например:

  • куклы;
  • машинки;
  • конструкторы;
  • кубики;
  • солдатики.

Но у каждой из них свое предназначение – пупсы используются для анализа ситуаций и проблем с мамой и папой.

Оружие, военные машины – для коррекции агрессии, фигурки-монстры – для преодоления страхов. Существует несколько видов игротерапии:

  1. Структурированная методика используется, если малыш часто конфликтует со сверстниками, проявляя агрессию, или наоборот, замыкается, отказывается от общения. Психотерапевт задает разные ситуации, чтобы наблюдать поведение маленького пациента, корректировать его действия в процессе. В итоге вырабатывается наиболее правильная модель поведения и умение взаимодействовать с окружающими.
  2. Освобождающая методика предназначена для устранения страхов и негативных эмоций. В процессе игры ребенку предлагается пережить пугающие ситуации в комфортной обстановке и взглянуть на них с другой стороны. Это позволяет снизить уровень напряжения, победить собственные страхи.
  3. Поведенческая методика направлена на принятие самостоятельного решения в разных житейских моментах. Здесь решаются вопросы конфликтов с родителями, уходит недопонимание.

К игровой методике относят сказкотерапию, которая формирует моральные и этические нормы, способствует развитию воображения. Добрые сказки с хорошим финалом настраивают ребенка на оптимистичный лад. При помощи высмеивания отрицательных героев разрушают дисгармонию и страхи.

Рисунок Василисы Русаковой

Коррекция в игровой форме разнообразна и результативна. У каждого специалиста имеется ряд разработок, направленных на достижение целей. Это и арттерапия, занятия с песком, лепка и рисование, и многое другое.

Семейные методики

Во многих процессах коррекции целесообразно акцент делать на взаимодействие со всеми членами семьи. Зачастую важно оценить, насколько правильно ведут себя родители, и не нужна ли помощь им.

Во многих случаях психотерапия неврозов у детей и подростков связана именно с семейной проблематикой.

Но не всегда мама, папа или другие родственники готовы принять на себя ответственность, поэтому специалисту приходится прикладывать усилия для убеждения и вовлечения взрослых в процесс лечения.

Если супруги не в состоянии наладить доверительные отношения со своим чадом, психолог помогает разрешить ситуацию различными способами.

Лучше всего, если действия всех членов семьи направлены в одно русло, то есть, они должны решать общую проблему и находить совместные выходы из создавшихся ситуаций. Общие цели объединяют родителей и малыша и дает хорошую основу для дальнейших взаимоотношений.

Методика символдрамы

Катитимно-имагинативная психотерапия у детей и подростков (КИП или символдрама) – это авторская методика профессора Лейнера, суть которой заключается в работе с бессознательными образами и состояниями.

Интересно

Сложный термин (катитимно-имагинативная) будет гораздо проще понять, если рассмотреть этиологию слов греческого языка:

  • ката – зависящий, имеющий отношение к чему-либо;
  • тимос – эмоциональная составляющая души, эмоции;
  • имаго – образ.

Значит, эта терапия работает с эмоциями и образами, которые есть у ребенка.

Среди родителей больше популярно короткое слово «символдрама», образованное от слова символ (потому что ребенок использует непрямое, символическое выражение своего состояния) и драма (потому что он рассказывает и разыгрывает сюжет в действии).

Способ весьма эффективный, но подходит не каждому, к противопоказаниям относятся:

  • компенсированная шизофрения;
  • необратимые поражения головного мозга и эпилепсия;
  • низкий интеллектуальный уровень или задержка развития;
  • недостаточная мотивация;
  • возраст ребенка до 5 лет.

Суть методики заключается в том, что пациента вводят в расслабленное состояние.

Психолог задет направленность образов, формирует ситуацию, чтобы ребенок рассказывал о своих переживаниях.

В процессе повествования специалист задает вопросы или реагирует восклицаниями, чтобы обеспечить максимально глубокое раскрытие личности и подтвердить свое участие в процессе.

Символдрама хорошо сочетается как с игровой, так и семейной методикой. Детская психотерапия многогранна и разнообразна, так что каждый родитель и каждый малыш смогут подобрать такой вариант, который понравится именно им. Чтобы помочь ребенку выпутаться из собственных проблем и страхов, в первую очередь, необходимо быть рядом и активно искать ответы на вопросы. Психотерапевт не только убеждает малыша в существующей поддержке, но и помогает родителям максимально понять детский внутренний мир. Ведь кто, как не собственные мамы и папы, могут выручить в трудной ситуации, разогнать злых монстров и вернуть добрые отношения с друзьями. А специалист – просто помогает любящим родителям позаботиться о ребенке.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Существуют три основополагающих вида психотерапии.

Игровая психотерапия. Из схемы следует, что игровая психотерапия содержит как рациональные (правила игры), так и суггестивные (поощрение, выделение, закрепление успехов) условия ее успешности.

Рациональная психотерапия - это психологический анализ состояния больного, поиск причин невротиза-ции, разъяснение, диалог, убеждение. У детей дошкольного возраста ввиду недостаточно развитого самоконтроля она проводится в элементарном виде, в отличие от развернутой психологической системы при работе родителей.

Суггестивная психотерапия состоит в использовании внушения и гипноза, а также различных способов саморегуляции. Внушение в прямом и опосредованном (косвенном) виде применимо с первых лет жизни ребенка. Гипнотерапия в классическом варианте - естественный метод восстановления тонуса организма, в том числе биоритма сна, начиная со школьного возраста. Как правило, гипнотерапия не используется в виде отдельного, тем более замещающего, способа лечения неврозов, поскольку рассчитана на укрепление скорее физической, а не психической сферы организма. Более целесообразным является проведение гипнотерапии параллельно с другими видами психотерапии или вслед за ними после решения психологических проблем, включая страхи, затруднения в самоконтроле и общении.

Третий базисный вид психотерапии - игровая психотерапия. Если для взрослых она не считается основной (исключая психодраму), то для детей является приоритетной. Но невропатолог в поликлинике, психиатр в диспансере и психотерапевт в тех же учреждениях часто не имеют возможности из-за отсутствия времени и места заниматься игрой в лечебных целях. Требуется и серьезная подготовка в этой области, включая предварительные знания о психологии возрастного развития, неврологии и патохарактерологии, не говоря уже о знании самой психотерапии. Вот почему, несмотря на практическую эффективность игровой психотерапии, она применяется не так широко, как хотелось бы, и практи-

куется в основном неоправданное назначение психотропных и стимулирующих препаратов. Добавим, что при обращении к нам родителей детей с неврозами среднее число психотропных препаратов достигало четырех (!) на одного и без того очень соматически здорового и аллергически чувствительного ребенка. Уже давно высказывалось мнение, что психотропные препараты не лечат неврозы, а только загоняют их внутрь, и «откопать» их у взрослых представляется трудной, если не недостижимой задачей. Игра же является наиболее «экологически чистым», если можно так выразиться, видом психотерапии, и чем больше внимания к ней будет проявлено со стороны специалистов и родителей, тем меньшим будет количество неврозов, а следовательно, сократится длительность их хронического течения. Следует задуматься над средней продолжительностью невротического заболевания у детей: она составляет 3 года и 4 месяца с момента обращения. Всем этим детям не было оказано надлежащей и, что не менее важно, своевременной психологической, тем более психотерапевтической, помощи. Зато в избытке назначались транквилизаторы, практиковалось «лечение» у экстрасенсов, средствами так называемой народной медицины. Несомненно, длительность невроза была бы еще большей, если бы не проводился разработанный нами комплекс психотерапии, благодаря которому удавалось добиться ослабления или прекращения невротических проявлений. Мы предлагаем при необходимости обращаться к нам повторно, но при проведении игровой психотерапии «lege artis» (no всем правилам искусства) количество таких обращений составляло 0,5% от общего числа леченных нами детей. Эта цифра показывает, насколько эффективна игровая психотерапия как один из методов разработанного нами комплекса патогенетической (исходя из принципов В. Н. Мясищева) психотерапии неврозов у детей.

По форме проведения психотерапия разделяется на индивидуальную, групповую и семейную.

Индивидуальная психотерапия основывается на клинической помощи ребенку с целью улучшения его самочувствия и преодоления собственных затруднений посредством вовлечения в деятельность, где он может раскрыть себя и выработать соответствующие возрасту способы психологической защиты.

В групповой психотерапии срабатывает эффект группы - подражания при совместном успешном проигрывании конкретных стрессовых ситуаций.

Ребенок учится адекватно воспринимать намерения взаимодействующих с ним лиц, защищать себя и строить более гибкую систему взаимоотношений.

В семейной психотерапии основное внимание уделяется налаживанию отношений родителей с детьми и родителей между собой в процессе совместной игровой психотерапии.

Уточним понятия индивидуальной, групповой и семейной психотерапии за счет ее семейных психологических вариантов. Можно сказать и так, что они существуют самостоятельно, предшествуют психотерапии, совмещаются с ней или являются логическим продолжением и завершением *.

* Авторский вариант классификации. Социальная педагогика - сравнительно новая дисциплина. Ее задачи состоят в организации педагогического процесса с учетом психологических и социальных условий жизни детей и помощи семье в решении проблем в отношениях с детьми. Здесь необходимо знание социальной и юридической психологии, возрастной психологии и психотерапии.

Медицинская педагогика - воспитание и обучение детей с психической и физической патологией путем подбора индивидуальных и наиболее результативных методик.

Педагогическая коррекция - исправление отклонений в воспитании детей, обучение родителей более адекватным способам семейных отношений, восстановление нарушенных социальных навыков и приемлемого отношения как со сверстниками, так и в семье.

Медицинская педагогика - сравнительно редко употребляемый в настоящее время термин. Подразумевает использование педагогических занятий с целью улучшения состояния больных с различной патологией и их личностного роста.

Психологический тренинг - наиболее востребованный в настоящее время метод. Как явствует из названия, это тренировка посредством программируемых систем обучения, направленная на совершенствование тех или иных навыков, реакций, отношений и самоконтроля. Основывается не на коррекции, а на развитии перспективных, нередко пропущенных или нарушенных возможностей.

Психологическая реабилитация - закрепление достигнутого и помощь в обеспечении более приемлемых условий жизни.

Приведенная нами классификация методов педагогического и психологического влияния подтверждает актуальность их использования до и после психотерапии в качестве адаптивного способа вхождения в нормальную жизнь и налаживания приемлемых межличностных

отношений. При этом надо помнить о целесообразности проведения психологического тренинга только после психотерапии, а не наоборот, если мы лечим невротические расстройства личности, а не просто решаем психологические проблемы. В связи с этим отмечено много случаев, когда психологи, особенно молодые, начинают «починку» личности с помощью разнообразных методик гештальтпсихотерапии, позитивных и экзистенциональ-ных подходов, нейролингвистического программирования и других методов, о которых они услышали на лекциях и семинарах. Причем лечение любого пациента или клиента в психологическом понимании осуществляется с помощью одного, любимого, предпочитаемого психологом или врачом метода психологического воздействия, т. е. без учета индивидуальных особенностей и вида клинических расстройств, если они имели место. При этом игнорируются достаточно богатый отечественный опыт и принцип подбора методики для решения проблем конкретного больного или клиента и пациент «нанизывается» на ту методику, апологетом которой является психолог или врач. Особую опасность подобная практика представляет в отношении больных неврозами, когда их обучают методам саморегуляции, в том числе аутотренинга, медитации, в то время как сами больные не способны из-за аффективных расстройств и астении усваивать относительно сложные даже для здорового человека программы. Всему свое время - неоспоримая истина в данном случае, если разобраться в том, что лечить или исправлять.

Психотерапевтическая работа бывает полезна детям разного возраста и по традициям глубинной терапии, психоанализа и юнгианского анализа проводится в специально оборудованном кабинете индивидуально с ребёнком. Аналитическая психотерапия всегда сопровождается консультациями для родителей (обычно раз в месяц или раз в несколько месяцев) и может в определённых случаях включать в себя совместные сессии родителей с ребёнком. Существуют определённые правила для организации аналитической психотерапии, которые важно знать для результативной работы.

Детская аналитическая психотерапия (психотерапевтическая работа) — это способ трансформации личности. Она отличается от других видов психотерапии. Это работа с внутренним миром. Это работа с эмоциями. Благодаря такой работе развитие ребёнка может пойти быстрее, и не только эмоционально-личностное, а даже познавательное, интеллектуальное.

Реакция психотерапевта на поведение мальчика или девочки отличается от привычной для ребёнка реакции окружающих взрослых, потому что психотерапевт опирается не только на психологические характеристики ребёнка, на то, что заметно окружающим (внешний вид, поведение, способность к обучению), но и на понимание бессознательного ребенка. Бессознательное — разные эмоции, которые отрицает или не осознает ребёнок, которыми он не может управлять, фантазии об устройстве мире: в мире все опасно или девочки хуже, чем мальчики или о том, что младший брат/сестра забирают родительскую любовь. Эти фантазии живут во внутреннем мире, если они не находят своего выражения. В психотерапии мы пытаемся найти для них выражение и освободить ребёнка, помогая ему свободно развиваться дальше. И задача психотерапевта состоит не в том, чтобы он указывал ребёнку, что надо делать или конкретно заставлял ребёнка что-то делать. Его задача развить способность быть с ребёнком в его переживаниях, дать возможность ребёнку осознать смысл его реакций в той или иной ситуации, чтобы ребёнок смог изменить привычный способ реагирования. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, требуется практическое обучение.

В каких ситуациях нужна аналитическая психотерапия?

Часто родители интуитивно догадываются, что с детьми что-то не так. Но они не могут найти способ воздействия на ситуацию. Когда они говорят: "Веди себя хорошо" , "Не зли меня" , "Не обижай сестру" , "Будь смелым" , "Покажи в школе, что ты знаешь" , они пытаются преодолеть эту проблему прямо, говоря ребёнку, что он должен делать по-другому. Но часто ребёнок делает из этих прямых указаний совсем другие выводы: он плохой, он неспособный, из-за него все неприятности. Когда родители обращаются за психотерапией, ситуация уже довольно серьёзная. Отношения напряжены, степень непонимания достигла высшей точки. Доступные родителям воспитательные, лечебные и коррекционные меры исчерпаны.

Есть несколько ситуаций, когда нужна психотерапия:

  1. Первая — это проблемы с поведением и характером, которые мешают детям адаптироваться во внешнем мире и быть успешными, либо мешают им находить понимание в семье и чувствовать себя при этом благополучно и спокойно. Смысл глубинной терапии — помочь ребёнку быть самим собой, понимать себя.
  2. Другой тип ситуаций — это запросы, связанные с какими-то кризисными ситуациями. Это может быть конфликт в школе, переезд, физическая травма, повлёкшая изменения привычной жизни, появление новых членов семьи (брак одного из родителей, рождение брата/сестры), потеря близких (смерть или быстрый развод).

Психика ребёнка формирует поведенческие, личностные, эмоциональные проблемы, особенно если есть сопутствующие неврологические заболевания. В этом случае требуются совместные усилия психотерапевта-психолога и врача. Для того чтобы понять, что именно происходит с разными детьми при одинаковых симптомах и сходных жалобах родителей, нужна тонкая диагностика, опыт работы и чутье. Аналитическая диагностика, как и аналитическая психотерапия требует понимания и расшифровки символического и эмоционального смысла того, что делает и говорит ребёнок.

Игра является языком, с помощью которого ребёнок сообщает о том, что с ним происходит, но родители и окружающие взрослые часто не понимают игру ребёнка. Ребёнок открывает психотерапевту свой внутренний мир в надежде, что психотерапевт сможет понять его. В попытке установить диалог с ребёнком можно использовать игру и рисунок, песочницу, сочинение сказок и фантазирование .

Аналитически ориентированный психотерапевт помимо базовых знаний и набора методик нуждается в способности понять символический язык, различить скрытый смысл в словах и действиях ребёнка, уметь говорить на детском языке. Например, у ребёнка очень нежные отношения с отцом, он очень идеализирует своего папу. Ему при этом трудно развивать свою мужскую идентичность, он не слушается, ведёт себя как "неудачник", т.к. не может быть лучше папы. Мальчик рисует дерево, на ветке которого сидит кот. Терапевт с ребёнком начинает фантазировать про этого кота. Терапевт предполагает, что у кота есть сынок-котёнок и он с невероятной радостью рисует этого котёнка: кот отец и котёнок-сын. Этим ребёнку в воображении предлагается поисследовать и почувствовать созидательный союз с папой, так как это его возрастная потребность, которой мешает бессознательный конфликт (он недостоин папы). Такому рассмотрению не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, именно участие в моделировании терапевтической сессии, принятие на себя роли и воспроизведение детской игры в учебной группе даёт возможность участникам занятий пережить опыт терапевтического взаимодействия и потом использовать его в своей работе. Благодаря такому опыту и формируется психологическая интуиция, умение использовать в работе с ребёнком те знания и техники, которые нужны здесь и сейчас с данным конкретным клиентом.

Что является результатом аналитической психотерапии?

Психотерапия не должна делать детей удобными, она позволяет детям развиваться в их индивидуальности. Если родители хотят использовать терапию для подгона ребёнка под шаблон, то это может быть не лучший путь. Метафора терапии — это хорошее понимание. Психотерапия помогает ребёнку понимать окружающих, а родителям понимать своего ребёнка и изменять это понимание по мере его взросления и развития.

Как мы учимся аналитической психотерапии?

Профессиональное мастерство рождается именно в ситуации наставничества или в ситуации практического обучения, когда обучение является производством собственного хорошего опыта, своих собственных навыков, своих идей, упражнений своей уверенности из этого складывается идентичность. Обучение детской терапии — это, прежде всего, формирование способности чувствовать, способности к различению тонких нюансов, развития качеств, необходимых детскому психотерапевту. Это формирование осознанного подхода к организации аналитической психотерапии с детьми. Для детского психотерапевта важно уметь не только работать с ребёнком, но и правильно выстраивать отношения с родителями, преодолеть сопротивление, поддержать мотивацию, удержать границы, развивать родителей. Здесь много задач. Обучение аналитической психотерапии включает знакомство с диагностическими и терапевтическими методиками, развитие понимания психического материала, который предоставляет ребёнок и что с ним должен делать терапевт, работу с клиническими случаями ведущих и супервизии участников группы. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, а только групповое и индивидуальное (супервизия) практическое обучение.

Исследования, проведенные в США и других странах, показывают, что психологические нарушения выявляются у 14–20% детей, т.е. у каждого пятого или седьмого ребенка. Эти показатели варьируют в зависимости от пола, возраста, этнического происхождения и места проживания. Например, у детей 6–11 лет поведенческие проблемы отмечаются чаще, чем в других возрастных группах.

Психологические расстройства у детей выявляют различными методами, в том числе с помощью разнообразных тестов, специально организованных бесед (интервью) и путем наблюдения за поведением ребенка. Важными источниками информации являются родители и учителя. К наиболее распространенным расстройствам детского возраста относятся гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое (кондуктивное) расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, задержку психического развития, аутизм и другие синдромы). Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, – например, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексуальных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком.

В отличие от взрослых, которые обычно сами обращаются за помощью, ребенка чаще всего отправляют к психотерапевту родители или учителя. Во многих случаях обращение к детскому психотерапевту связано с тем, что ребенок чем-то серьезно огорчает взрослых, нарушает правила поведения или плохо контактирует со сверстниками. У большинства таких детей обнаруживаются поведенческие проблемы либо импульсивность, невнимательность и другие проявления синдрома дефицита внимания (см . ГИПЕРАКТИВНОСТЬ) . Подобные расстройства поведения ребенка тяжело сказываются на его ближайшем окружении. Напротив, дети с тревожными и депрессивными расстройствами страдают в первую очередь сами и зачастую не знают, каким образом привлечь внимание тех, кто может им помочь.

Специалистам, занимающимся детской психотерапией, необходимо хорошее знание нормального хода психического развития. Многие из тех детских проблем, которые считаются расстройствами, обнаруживаются и у детей безо всяких отклонений. Разница может заключаться в степени выраженности проблемы, сопутствующих обстоятельствах или соответствии конкретного эмоционального состояния или поведения данной стадии развития. Уровень социальной адаптации ребенка должен оцениваться с учетом поведенческих вариаций в рамках нормального развития. Например, детские страхи в раннем детстве и в более поздние периоды различаются по своей природе, и наличие тех или иные страхов нормально для определенного возраста. Не менее важны и особенности семьи ребенка, в ряде случаев помощь требуется скорее родителям.

Виды психотерапии.

Детская психотерапия проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за хорошие поступки, обсуждение положительных примеров поведения, а также вспомогательные средства – настольные игры, учебные пособия, игрушки. Все внимание психотерапевта обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует.

Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия и семейная психотерапия .

Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.

Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи.

Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка. Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам и на подбор примеров поведения, которым он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат.

Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дезадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.

Когда нужна психотерапия?

Здесь нет каких-либо жестких правил, за исключением того, что решение должно приниматься в интересах ребенка. Как уже упоминалось, многие эмоциональные и поведенческие трудности, которые отмечаются в детстве и юности, составлюет часть нормального развития и не требуют терапевтического вмешательства, если возникают не слишком часто или не слишком выражены в определенный момент развития ребенка. Лишь когда выраженность психологических и поведенческих проблем переходит границы нормы, можно думать, что они являются дезадаптирующими, т.е. влекут за собой нежелательные для ребенка последствия. Например, если у десятилетнего ребенка нет друзей, он не разговаривает по телефону, боится спать в комнате один и часто отказывается идти в школу, тогда поведение ребенка можно считать дезадаптивным; именно в таких случаях и показана психотерапия.

Решение о том, нужна ли ребенку психотерапевтическая помощь, обычно принимается совместно – родителями, психотерапевтом и ребенком. Когда какие-либо факты узнаются из таких источников, как школа или другие члены семьи, учителей и родственников тоже стоит привлечь к обсуждению этого вопроса. Иногда именно неумение родителей обращаться с ребенком, их личные психологические проблемы или проблемы семейных отношений приводят к возникновению у ребенка серьезных трудностей. Обращение к различным источникам информации помогает определить, требуется ли лечение, и выбрать правильный психотерапевтический подход.

Процесс лечения.

Посещения ребенком психотерапевта сами по себе еще не обеспечивают желаемого результата. Необходимо, чтобы ребенку было комфортно с психотерапевтом и чтобы он активно участвовал в процессе лечения. Многие психотерапевты утверждают, что вовлеченность ребенка в психотерапевтический процесс – залог улучшения его состояния.

Характер психотерапевтической помощи зависит от возникшего у ребенка нарушения. Поведенческое расстройство и отклоняющееся (связанное с преступностью) поведение лучше всего поддаются воздействию индивидуальной, и семейной психотерапии. В этом случае индивидуальная терапия прививает новые поведенческие навыки, а изменение окружающей среды достигается за счет работы со всей семьей. В другой ситуации ребенку могут назначить еженедельные индивидуальные психотерапевтические сеансы, а иногда бывает достаточно участия в специальных школьных программах. Некоторым детям требуется госпитализация, и в этом случае психотерапия проводится в стенах лечебного заведения.

Длительность терапии варьирует. Например, поведенческая или когнитивно-поведенческая психотерапия занимает несколько месяцев, тогда как психодинамическая терапия длится дольше, зачастую несколько лет. Различные исследования подтверждают эффективность как поведенческой психотерапии, так и ее сочетания с психотерапией когнитивной направленности. Установлено также, что подавляющее большинство детей, нуждающихся в психотерапии, чувствуют себя значительно лучше после окончания лечения.

Детская психотерапия - собирательное понятие, включающее различные психотерапевтические подходы и методы, применяемые для лечения детей и подростков с психическими, пограничными и психосоматическими заболеваниями, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение.

Детская психотерапия обычно начинается с установления доверительных отношений между психотерапевтом и ребенком, а в случае необходимости - с устранения острой симптоматики. Затем психотерапевт осуществляет психотерапевтически-ориентированную диагностику расстройств, постановку терапевтических целей, достижение их и контроль за эффективностью (Schmidtchen St., 1978). Заключительным этапом детской психотерапии является закрепление полученного терапевтического эффекта и профилактика возможных рецидивов.

По мнению ряда авторов, детская психотерапия берет свое начало с 1909 г., когда Фрейд (Freud S.) опубликовал свою работу «Анализ фобии у пятилетнего мальчика». Это первая работа, в которой описанные психологические трудности ребенка и его заболевание объясняются эмоциональными причинами. Однако попытка непосредственного перенесения психоанализа взрослых в детской психотерапии была подвергнута критике, в частности в связи с тем, что ребенок, в отличие от взрослых, не может полноценно описывать словами свое состояние и не способен понять связь своего настоящего состояния с биографическим опытом. Методы и подходы детской психотерапии совершенствовались параллельно аналогичным разработкам для взрослых, однако практически с самого начала зарождения детской психотерапии имела свою специфику.

Уже с 1919 г. Кляйн (Klein M., 1955) стала использовать игровые приемы как средство анализа при работе с детьми. Она считала, что детская игра так же обусловлена скрытыми и бессознательными мотивациями, как и поведение взрослых.

В 1930-е гг. Леви (Levy D., 1938) были предложены методы, направленные на отреагирование, - структурированная игровая психотерапия для детей, переживающих какое-либо психотравмирующее событие. Он полагал, что в игровой ситуации возможно отреагирование агрессивных тенденций в поведении. Одновременно развивалось еще одно направление игровой детской психотерапии - терапия построения отношений (Taft D., 1933; Allen F., 1934). Философской и методологической основой этого направления стали работы Ранка (Rank О., 1936), который перенес акцент с исследования жизни ребенка и его бессознательного на развитие, поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в эмоциональных отношениях между ребенком и психотерапевтом. На принципах клиент-центрированной психотерапии была разработана недирективная игровая психотерапия (AxlineW., 1947). Цель этой психотерапии состоит в самопознании и развитии самоуправления ребенка. В общении с психотерапевтом ребенок получает возможность играть так, как ему хочется, или вообще ничего не делать. Психотерапевт при этом не управляет и не направляет ребенка, а лишь способствует более полному раскрытию его в различных проявлениях на момент встречи.

С середины 1950-х гг. начал функционировать Институт детского психоанализа А. Фрейд (Freud А.). Ее подход к психоанализу детей еще в большей мере, чем у Кляйн, и теоретически и методологически отличался от психоанализа взрослых, поскольку наряду с игровыми методами предполагалась и воспитательная работа - активное вмешательство психотерапевта во взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Такое совмещение двух зачастую противоречивых ролей возможно лишь при высоком авторитете психоаналитика у ребенка.

Сказанным выше, конечно, не исчерпывается все многообразие психотерапевтических подходов в детской психотерапии, существующих в настоящее время. В частности, выделяются 2 принципиальные ориентации в детской психотерапии - работа непосредственно с ребенком и работа с его социальным окружением (в первую очередь с семьей и детским коллективом). Обе ориентации могут реализовываться на различных уровнях: мотивационно-эмоционально-аффективном, логико-познавательном, поведенческом, психофизиологическом. Предполагается, что разные психотерапевтические направления могут включать методы различной ориентации и уровня воздействия. Например, детский психоанализ при таком рассмотрении включает ориентацию и на ребенка (игровые методики и др.), и на среду (работа с родителями в виде различных форм семейной психотерапии).

Для построения психотерапевтически ориентированного диагноза предлагается учитывать 6 вариантов этиопатогенетических факторов: 1) ситуативные проблемы; 2) проблемы в семейной системе; 3) когнитивные и поведенческие проблемы; 4) эмоциональные нарушения; 5) нарушения развития и личностные расстройства; 6) биологические отклонения. Одного фактора недостаточно для полного понимания проблем ребенка, и лишь их сочетание в различных пропорциях ведет к построению удовлетворительной рабочей гипотезы.

В нашей стране проблемы детской психотерапии активно разрабатывались рядом авторов так называемой ленинградской школы, в первую очередь А. И. Захаровым, В. И. Гарбузовым, Э. Г. Эйдемиллером и М. И. Буяновым, А. С. Спиваковской, Ю. С. Шевченко и др. Методологической основой детской психотерапии является комплексное использование различных психотерапевтических подходов в рамках основных форм психотерапии (индивидуальной, семейной, групповой) с учетом специфики и этапов онтогенетического развития. Использование психотерапевтических методов и их сочетание в конкретных индивидуальных (семейных) психотерапевтических программах определяется этапом нервно-психического развития ребенка (выделяются 5 этапов: 1) период самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений - 2,5-4 года; 2) период застенчивости - 4-7 лет; 3) период адаптации в массовой школе - 7-8 лет; 4) период адаптации личности в коллективе - 9-11 лет; 5) подростковый период - 11-20 лет), а также возрастным уровнем преимущественного нервно-психического реагирования (выделяют 4 уровня: 1) соматовегетативный - 0-3 года; 2) психомоторный - 4-7 лет; 3) аффективный - 5-10 лет; 4) эмоционально-идеаторный - 11-17 лет). Практически всеми указанными выше авторами отмечается, что незрелость личности ребенка, своеобразие психогенных факторов, ведущих к невротическому реагированию, такие особенности детской психики, как раздражительность, впечатлительность, склонность к фантазированию, аффективность, внушаемость и др., делают невозможным механический перенос методов психотерапии взрослых в детской психотерапии. Ведущая тенденция в психотерапии детей - переход от симптомоцентрированных к личностноцентрированным методам по мере взросления пациентов. Чем младше ребенок, тем менее нозологически дифференцированы его нервно-психические расстройства и тем труднее их психотерапевтическая коррекция. Так, например, при синдроме невропатии (который является наименее специфичным) возможности психотерапии ограниченны и заключаются главным образом в психотерапевтической коррекции воспитательных подходов матери. Такая ориентация в психотерапии маленьких детей на работу с системой «мать и дитя» объясняется особой важностью и симбиотическим характером взаимоотношений ребенка с матерью в первые годы жизни (Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н., 1977).

В периоде самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений выбор психотерапевтического метода обусловлен основными психологическими проблемами ребенка и включает в себя, помимо лечебно-педагогической коррекции неправильного стиля семейного воспитания (чаще в форме различных вариантов семейной психотерапии), методы детской игровой психотерапии, обеспечивающие оптимизацию взаимоотношений со сверстниками (Эйдемиллер Э. Г., 1988).

Психотерапия в периоде застенчивости также строится с учетом проблем ребенка; объем психотерапевтического воздействия расширяется и предполагает включение семейной и индивидуальной, ориентированной на разъяснение психотерапии. На этом этапе большое значение приобретает групповая психотерапия. Ее задача - эмоциональное отреагирование конфликтной ситуации в группе и десенсибилизация угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения и преодоления в игре (Захаров А. И., 1979).

Психотерапия в периоде адаптации в массовой школе в большей степени ориентирована на преодоление коммуникативных трудностей. Наряду с индивидуальной и семейной психотерапией активно используются поведенческие методы (контактная десенсибилизация, эмотивное воображение, парадоксальная интенция, тренинг самоутверждения). Групповая психотерапия сочетается с семейной.

В подростковом периоде акцент в психотерапии все больше смещается на методы личностно-ориентированной психотерапии - семейную и групповую в их интеракционной и структурной моделях. На этом этапе поведенческие, особенно гипносуггестивные, методы психотерапии становятся все менее значимыми (Гончарская Т. В., 1979).

Таким образом, современная детская психотерапия строится на применении различных взаимодополняющих психотерапевтических методов с учетом этапов нервно-психического развития ребенка.