Функция страха и других негативных эмоций.

Эмоциям и чувствам, в психологии уделяется много внимания, одной из них является страх. Страх, может иметь инстинктивное основание, но может проистекать из столкновения с чем-то страшным (условная). Организм запоминает реакцию на страх, а потом при удобном случае воспроизводит ее. Информация об переживаемых эмоций сохраняется в Т.е. организм научается так реагировать. И чем больше человек пережёвывает тревожные мысли, тем сильнее закрепляют в нейронных путях сопутствующие эмоции и способ реагирования на них.

Часто, попытка переформулировать неприятные мысли и воспоминания ещё синее закрепляет реакцию. В нейронах сохраняется информация о предыдущих состояниях, они связаны с другими нервными клетками в виде долговечных связей (архивная память). Начинается реакция страха с появления внешнего раздражителя- стимула. Она довольно сложна, но тем не менее все дороги страха ведут в гипоталамус, а важнейшую роль в его формировании играют миндалины (миндалевидное тело), которое находиться около височной части.

Эмоция страха или чувство страха?

Правильнее говорить эмоция страха. Но, четкой границы между чувствами и эмоциями, ученые не провели. Обычно, когда существует кратковременное воздействие, говорят эмоции, а долгосрочное чувства. Это и есть основное различие, конечно, определить как долго влияют на нас те или иные эмоции, трудно. Поэтому страх называют и чувством страха и эмоцией страха. У различных людей страх проявляется по- разному, у одних людей он сковывает, ограничивает, а у других наоборот, активизирует деятельность. Эмоция страха индивидуальна и отражает генетические особенности, и особенности культуры и воспитания, темперамента, акцентуации, нейротизма каждого конкретного человека.

Появление чувства страха

В развитии чувства страха, важную роль играют нейроны центральной нервной системы, они расположены по всему телу, но лишь возбуждение некоторых нейронов влияет на эмоции. Сегодня считается, что эмоции проходят лимбико-гипоталамический комплекс. Нейроны-детекторы получают информацию, в следующих происходит процессы ее обработки и передачи, с помощью них вырабатываются ответные реакции организма (рефлексы) на внешние и внутренние раздражения происходящие в моторных нейронах. Качества нервных процессов, такие как: сила, уравновешенность и подвижность этих процессов, т.е. основные характеристики возбуждения и торможения зависят от темперамента.

От чего зависит чувство страха

Воспитание

Проявления чувства страха зависит от обстановки в семье и воспитания. Часто многие родители, сами не понимая, прививают ребенку страхи.Запугивая его Бабаем, серым волком, Бабой Ягой, или другими персонажами. Дело в том, что если постоянно пугать ребенка, он будет бояться и во взрослом возрасте. , часто влияют на всю последующую жизнь человека. Ведь реакция на страх, запоминаеться организмом, и храниться в связях нейромедиаторов. А когда надо вспоминается. т.е организм учится запоминать реакцию на опасность. Естественно страхов больше у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, и в семьях с одним родителем. Кроме того, замечено, что страхов, больше у детей, ограниченных в общении.

Особенности воспитания и социального окружения также оказывают влияние на чувство страха. Особенно плохо влияют на подрастающее поколение: запугивания, критик, особенно без причины, неодобрение и наказания. На телевидении даже проводили опыт, на реакцию постоянного одобрения и постоянного наказания. Опыт состоял в следующем. Набрали 2 достаточно большие группы добровольцев, все члены которых примерно одинаковы по возрасту и по силе, и каждый день их нагружали одинаковыми командными физическими нагрузками. В один день пробежка несколько десятков километров, в другой таскание камней, в третий еще другие. Причем 2 эти группы жили они в отдельных палатках и длились это около месяца. Одну группу добровольцев постоянно ругали, даже если они выигрывали командные соревнования, выискивали недостатки в их деятельности, каждый день наказывали.

Другую команду постоянно хвали, поощряли и одобряли, также не зависимо от результатов.В результате опыта выяснилось, что вначале, группа, которую ругали, выиграла пару раз подряд соревнования, потом к примерно середине опыта их счет сравнялся, а к его концу выяснилось, что группа, которую хвалили и поощряли, выиграла с разгромным счетом. К чему я веду? Поощрение и одобрение дает более значимый результат в долгосрочной перспективе. Если даже ваш ребенок нарисовал на обоях, нужно попытаться взять себя в руки и сказать, что он нарисовал красиво, но если бы он нарисовал это на бумаге, рисунок бы сохранился, и вы вместе с ним могли бы всем показывать и хвалиться, а обои скоро будут ободраны, и будут наклеены новые.

Особенности культуры

От особенностей культуры также зависит развитие чувства страха. Место и роль страхов в жизни любого человека непосредственно связаны с его мировоззренческой системой, установками, с картиной мира, «сеткой бытия», внутри которой появляются соответствующие взгляды на феномен «страха». Картина мира упорядочивает, с различной степенью правильности и истинности, окружающую человека реальность и положение в ней отдельных элементов, определяет его место в этой реальности, его способности, возможности, а также правила надлежащего поведения.

Кроме этого религия так же очень сильно влияет на появление страха. В аврамических религиях(мусульманстве, христианстве, иудаизме), страх является чуть ли не главным регулятором отношений и общественной жизни.Что страх основа добродетели- отмечено и в Каране и в Библии. Обращений к страху, нет в религиях, которые близки к философии: иудаизме, буддизме. Там даже наоборот, страх это то чувство, от которого надо избавляться. довольно тесно связаны между собой.

Возраст

У каждого возраста, есть свои особенности чувство страха зависит от возраста. В каждом возрасте преобладают определенные виды страхов. В детстве преобладают страхи биологические: страхи, высоты, темноты, яркого света, резких звуков; а во взрослом состоянии страхи социальные, и страх ответственности, страх неприятия обществом, страх неудачи; в старости . Кроме того, существует тенденция к тому, что по мере взросления, и старения страхи уменьшаются т.е человек набирается опыта, знаний и может справиться со своими страхами.

Генетические предпосылки

Видов страха очень много, некоторые ученые насчитывают их около двухсот, люди имеют генетическую склонность к определенным видам страха, а как он будет выражен, и будет ли выражен вообще зависит от актуализации, темперамента, культуры, особенностей воспитания. Психологические характеристики личности: нейротизм, акцентуация, темперамент зависят от генов. Т.е страхи большей частью имеют биологическую природу, но на них накладывается и социальный отпечаток

Страх можно описать различными терминами в зависимости от выраженности. Тревога, испуг, ужас, мания преследования. Тревогой, обычно называется еще не страх, а предвосхищение, предчувствие страха, но на его основе он возникает. Тревогой это страх не осознанный, или без явной причины. Склонность к тревожности, также передается генетически. Испуг - внезапный, сильный страх, который начинает резко и быстро угрожать. Ужас - сильный страх, вызывающий подавляющее и болезненные ощущения, порожденное чем-то страшным и шокирующим. Мания преследования - сложное поведение, страдающий ею, ошибочно боится, что он подвергается преследованию, или боится стать жертвой преследования.

Психика

Кроме чувство страха, зависит от психических составляющих личности. Обычно страхи передаются генетически или появляются с опытом, и от них нельзя избавиться, только немого подкорректировать. Генетически так же передается склонность человека к депрессии, паническим атакам, суициду, и т.д. Чаще всего склонность к определенным видам страха предается именно по наследству(а потом, на это накладываются внешние факторы). Это объясняется тем, что родители и взрослые имеют часто схожие психологические характеристики. В частности такой характеристикой является темперамент . От особенностей темперамента, зависит скорость и стабильность психических процессов, их глубина. По этому люди с сильным темпераментом, эмоции чувствуют сильнее. Кроме этого еще одной генетической и психологической особенностью являеться акцентуация . Акцентуация, чрезвычайно выраженные особенности характера, находящиеся на грани нормы. От нее зависит взаимодействие с обществом, людьми и склонность к появлениям определенных видов страха.

Страх- как базовая эмоция

Страх эмоция эта базовая, то есть такая, которую нельзя разбить на более мелкие составляющие, но на ней основываются другие эмоции. Базовой ученые психологи считают эмоцию страха небезосновательно, они основываются в своих утверждениях на том, что, что эмоции коренятся в - основных физиологических первичных потребностях. Это удовлетворение потребностей в голоде, жажде, сне, кислороде, выведении продуктов жизнедеятельности, размножения, потребности в укрытии. Они и являлись мотивом для деятельности.

В нас гораздо больше животной сущности,чем мы себе это представляем.

В каждом нашем движении, каждом поступке сидит животное —

— хотим мы этого или нет.

Ибо все, что мы делаем, осуществляется посредством рефлексов.

Даже мыслим мы рефлексами.

Поскольку мысль — в головном мозге — есть череда электрическийх импульсов.

А это и есть рефлекторный механизм.

Поэтому, чтобы понять самого себя,

ты должен сначала познать животное, которое сидит в тебе самом .

— Что такое страх?

— Что такое — ужас?,

— Что такое — гнев, радость, эйфория?

— Все это есть проявления животной сущности в человеке. Ибо они порождаются рефлекторной деятельностью нашего организма: эмоц ии есть проявления только и только рефлекторной деятельности . И по своей сути, отражают степень удовлетворения (или неудовлетворения) рефлексов.

Все очень просто и логично.

Всё — абсолютно всё — что мы делаем, любой акт нашей жизнедеятельности, осуществляется посредством рефлексов.Это прекрасно доказал «отец» физиологии высшей нервной деятельности — И.П.Павлов — ещё в начале прошлого века. Иного механизма взаимодействия нашего организма с окружающей действительностью нет.

— Если рефлекс не удовлетворён (исполнение рефлекса не привело к устранению причины рефлекса), то человек испытывает отрицательные эмоции: разражение, гнев, страх, горе и пр.

— Если исполнение рефлекса закончилось успешно, то человек испытывает положительные эмоции: удовлетворение, радость, эйфорию…

Статья написана на языке, понятном для тех, кто мало знаком с физиологией высшей нервной деятельности человека. Учёные мужи могут ознакомиться более подробно с научными обоснованиями некоторых положений автора в книге «Физиологические основы психологии».

Представим себе гипотетическую ситуацию:

Некому человеку необходимо попасть из пункта А в пункт Б. Путь между пунктами А и Б проходит по горной тропе. Время прохождения пути – 2 часа. Наш путник молод, силен, здоров. По этой тропе он ходил многократно, все ее особенности он знает прекрасно. Так что никакой опасности в этом путешествии он не видит. За исключением одного факта: через 3 часа с вершины горы должна сойти лавина, которая накроет тропу. Но наш путник знает, что весь путь он пройдет за два часа — как это было всегда, и он трогается в путь.

Антагонизм.

Здесь налицо угроза жизни, в виде лавины, которая убьет человека, если накроет его на тропе. У него есть шансы погибнуть, но эти шансы призрачны. Эта угроза преодолевается легко: путнику достаточно пройти по тропе раньше, чем ее накроет лавина. Поскольку наш путник всегда проделывал этот путь за 2 часа, то он без особого труда уйдет от этой опасности.

Наличие постоянной, пусть слабой, но все-таки угрозы жизни, вызовет образование стойкого очага возбуждения в головном мозге. Этот очаг возбуждения не исчезнет до тех пор, пока органы чувств человека не доложат: «Все, опасный участок пройден, угроза жизни ликвидирована». Здесь налицо состояние неудовлетворенности рефлекторной дуги: пока органы чувств непрерывно докладывают о существовании угрозы жизни, а исполнение рефлексов (в данном случае — рефлексов передвижения) не устранило эту угрозу.

Данная угроза жизни, где шансы погибнуть весьма призрачны, квалифицируется как легкопреодолимая опасност ь, как легкая степень неудовлетворения рефлекторной дуги.

Поскольку опасность призрачна и далека, то сигнал, иррадиируемый центром неудовольствия (нервный центр в головном мозге, который иррадиирует процессы возбуждения ), будет слабым сигналом. Его действие снижает пороги возбудимости рефлекторных дуг двигательных рефлексов и нервных центров органов чувств. Поскольку сигнал слабый, снижение порога возбудимости будет незначительным. Это состояние, на шкале эмоций характеризуется как АНТАГОНИЗМ .

Легкопреодолимая опасность всегда означает наличие в ЦНС готовых рефлекторных дуг, которые устранят эту опасность. Сигнал возбуждает, прежде всего, эти дуги. Рефлекс исполняется, и в центры неудовольствия и удовольствия (нервный центр в головном мозге, который иррадиирует процессы торможения ) поступают сигналы обратной связи об исполнении этих рефлекторных дуг. Поскольку исполнение этих рефлексов (достаточно высокая скорость ходьбы, позволяющая вовремя пройти опасный участок) ведет к медленной, но, все-таки, ликвидации опасности, то возбуждение не распространяется дальше по ЦНС, оставаясь в рамках перечисленных рефлекторных дуг.

Наш путник будет находиться в состоянии антагонизма, эта легко преодолимая опасность будет слегка тревожить его, но не более. Путник будет твердым шагом, уверенно, в убыстренном темпе двигаться по тропе. Он будет стараться не думать об опасности, но его мысли будут постоянно возвращаться к ней. Все его действия будут сконцентрированы и целенаправленны для выполнения цели: успеть пройти по тропе раньше, чем ее накроет лавина.

Гнев.

Теперь представим себе, что у нашего путешественника вдруг появилась проблема: он споткнулся и подвернул ногу. Ему больно ступать на ногу, скорость его продвижения резко упала. Угроза смерти возросла, однако ситуация далеко не безнадежная: этот человек и с больной ногой успеет пройти по тропе до схода лавины.

Шансы погибнуть под лавиной возросли, но все равно, их меньше, чем шансов выжить. Но чтобы выжить, ему теперь придется приложить намного больше усилий и терпеть боль. Ситуация, таким образом, из легкопреодолимой опасности, превратилась в труднопреодолимую опасность .

Состояние нашего путешественника на шкале тонов теперь определяется как ГНЕВ . В самом деле, этот человек станет очень зол: на камень, о который он споткнулся, на ногу, которая теперь доставляет столько хлопот, на тропу, которая бесконечно тянется, на родственников, из-за которых он тронулся в путь, на самого себя, что рискнул отправиться в это путешествие, на солнце, что так жарит, на птичку, что беззаботно поет, на лавину — будь она неладна! Вообще, он будет страшно зол на все на свете.

Что происходит в ЦНС человека, попавшего в такую ситуацию?

В ЦНС нашего путешественника, как мы знаем, уже существует стойкий очаг слабого возбуждения, направленный на ликвидацию угрозы жизни. Ввиду легкой преодолимости опасности, этот очаг возбуждения являлся ограниченным: возбуждение охватывало двигательные нервные центры скелетной мускулатуры и нервные центры органов чувств. Рефлексы инстинкта самосохранения исполнялись, человек уверенно преодолевал существующую угрозу его жизни.

Но вот в ЦНС поступает информация, сообщающая о новом возникшем препятствии, резко повышающем угрозу жизни. Эта информация о подвернувшейся ноге. Информация о слабом неудовлетворении рефлекторных дуг инстинкта самосохранения, поступающая в центр неудовольствия, сменяется информацией о возросшей степени неудовлетворения инстинкта: больная нога резко замедлила скорость движения, что значительно повышает шансы погибнуть под лавиной.

Эта информация ведет к усилению исходящего из центра неудовольствия, возбуждающего сигнала. Что ведет к дальнейшему снижению порогов возбудимости рефлекторных дуг двигательных центров и нервных центров органов чувств. Сила возбуждения растёт. Теперь многие импульсы в рефлекторных дугах, ранее подпороговой силы, автоматически приобретают пороговую силу для этих рефлекторных дуг. Результат: начинают работать эти рефлексы, что ведет к резкому усилению двигательной активности. Это должно повысить скорость передвижения и, соответственно, повысить шансы на спасение. Снижение порогов возбудимости органов чувств ведет к эффекту иррадиации возбуждения по ЦНС: теперь все сигналы, поступающие извне, стали для органов чувств более сильными, а это означает возбуждение многих рефлекторных дуг, для которых эти поступающие сигналы были ранее подпороговой силы.

Иррадиация возбуждения в ЦНС не является хаотичным и беспорядочным процессом. Возбуждаются, в первую очередь, рефлекторные дуги, связанные с рефлексами инстинкта самосохранения, способствующими устранению угрозы жизни. Это способствует значительному усилению исполнения рефлексов. Несмотря на серьезную травму, наш путник, хотя и медленнее, но также уверенно будет двигаться вперед, уходя от опасности, терпеливо перенося боль.

Однако у такой иррадиации существует и «побочный» эффект: инстинкт самосохранения, кроме двигательных рефлексов, задействованных в рассматриваемом случае, включает в себя большое количество прочих рефлексов, связанных с рефлексами инстинкта самосохранения. В результате сильной иррадиации возбуждения, все эти рефлексы будут в той или иной степени возбуждены. В результате мы получаем, что помимо усиления главных рефлексов, ликвидирующих опасность, срабатывает, или находится в готовности сработать, целый «букет» других рефлексов инстинкта самосохранения. Человек, кроме действий по исполнению своей главной цели будет совершать порой ненужные, лишние, в данной ситуации действия, распылять свое внимание на второстепенные факты. Все это происходит, когда человек находится в тоне гнева.

Страх

      1. Мышление тела – рефлекторное мышление. Это мышление соматического ума, который, как мы понимаем, способен мыслить только рефлексами. Эмоции, как и рефлексы – есть продукт многомиллионолетней эволюции жизни на Земле. Отсюда понятно, что мышление тела – рефлекторное мышление – всегда на 100% соответствует состоянию человека на шкале эмоций.
      2. Мышление духа, души – концептуальное мышление. Напротив, мышление духа полностью независимо от мышления тела. Мышление духа человек обычно ощущает как интуицию, подсознание. Независимость концептуального мышления от рефлекторного мышления означает и его независимость от эмоционального тона. В какой бы эйфории, или наоборот – в апатии – не находился человек, это никоим образом не отразится на его концептуальном мышлении.
      3. Мышление разума – абстрактное мышление. Образуется совместной деятельностью соматического ума (головного мозга) и души человека, осуществляется в разуме и представляет собой процесс сознательного оперирования человеком «картинками» — теми ощущениями, что дают нам органы чувств. «Сознательное» оперирование – это когда душа человека управляет процессами рефлекторного мышления (или: концептуальное мышление управляет процессами рефлекторного мышления)
      4. Мышление разума – речевое мышление. Также продукт совместной деятельности души человека и его соматического ума и представляет собой процесс сознательного оперирования человеком знаковыми символами явлений – словами.

Если рефлекторное мышление и эмоциональные тона идеально соответствуют друг другу, а концептуальному мышлению абсолютно «наплевать» в каком эмоциональном тоне находится человек, то абстрактное и речевое мышление попали между «молотом и наковальней» — между мышлением тела и мышлением духа.

В этом, как всегда, виноват разум – как область совместной деятельности двух совершеннейших явлений – души человека и его соматического ума. Увы, их совершенство не рождает такое же совершенство при их совместной деятельности. Каждая из них существует по своим законам, отличным от законов существования партнера. Это, прежде всего, касается целей их существования и деятельности – слишком они отличны друг от друга.

Цель соматического ума: обеспечить выживание биоорганизма в условиях окружающей среды. То есть: обеспечить его безопасность и ограждать от всякого рода неприятностей.

Цель души: сбор информации. При этом ей одинаково важна как выживательная для человека информация, так и невыживательная. Более того, на определенных этапах жизнедеятельности человека его душа сознательно «подставляет» свое тело, ставя его в явно невыживательные условия.

Такая разность целей и порождает несовершенство человека, перекосы в деятельности его разума. И это особенно наглядно проявляется в воздействии эмоционального тона человека на его абстрактное и речевое мышление. Можно даже вывести закон эмоциональной адекватности.

Закон эмоциональной адекватности

ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АДЕКВАТНОСТИ: степень адекватности речевого и абстрактного мышления человека той информации, которой он оперирует, зависит от его состояния на шкале эмоций в данный момент времени: чем больше его состояние отклоняется, по шкале эмоций, от тонов скуки, удовлетворения и уверенности, тем более неадекватно его речевое и абстрактное мышление .

Механизм здесь прост. Состоянию скуки человека соответствует оптимальный фоновый баланс процессов торможения и возбуждения в ЦНС человека. В этот момент человек адекватно оценивает всю поступающую информацию. Нет никакой угрозы выживанию, все нервные импульсы идут по проторенным дорожкам: по нервным путям соответствующих рефлекторных дуг, не искажаются и не отклоняются. Вся поступающая информация полностью удовлетворяет соматический ум.

Но все меняется с изменением эмоций (эмоционального тона). Изменение эмоционального тона означает соответствующие нарушение фонового баланса торможения и возбуждения. Происходит снижение или повышение порогов возбудимости рефлекторных дуг, торможение или возбуждение дополнительных рефлексов. Возбуждаются или тормозятся соответствующие нервные центры информации. Все это происходит посредством нейрогуморальной регуляции нервных процессов. Рефлекторное мышление и здесь полностью соответствует эмоциональному тону.

Но душе «наплевать» на эмоции. В ней физически не может происходить усиление одних концептов или торможение других. Ей «наплевать» сколько адреналина было выброшено в кровь от поступившей, в ЦНС, информации. В ответ на поступающую информацию, душа человека продолжает выдавать адекватные ответы. В ЦНС возбуждаются сенсорные нервные центры, соответствующие концептам ответов.

Но тут вступает в свои права соматический ум. Которому, в свою очередь, «наплевать» на интересы «посторонних»: кто и какие нервные центры пытается в его вотчине возбуждать. Он гасит или усиливает возбуждение этих НЦ только в зависимости от того, в какие рефлекторные дуги, каких рефлексов они входят. При этом, совершенно игнорируя ту концептуальную мысль, которую они несут. Соматический ум искажает эту концептуальную мысль.

Результат: человек становится не способен к адекватному абстрактному и речевому мышлению при отклонениях эмоций от тонов легкого антагонизма, скуки, удовлетворения — нормальной степени уверенности.

К примеру, человеку, находящемуся в состоянии ужаса предложить выполнить среднего уровня сложности математические расчеты. В состоянии ужаса, как мы рассмотрели выше, возбуждение в ЦНС достигает своей высшей величины: возбуждается максимальное количество рефлекторных дуг. При этом, многие дуги противоречат друг другу, в ЦНС полный хаос и сильнейшая энтербуляция. В таких условиях даже математический гений будет не в состоянии выполнить такие расчеты.

Яркий пример проявления закона эмоциональной адекватности – «Стокгольмский синдром (смотри статью «Стокгольмский синдром»)

Почему именно в тонах легкого антагонизма, скуки, удовлетворения и нормальной степени уверенности, а не только в тоне скуки – идеальном фоновом балансе процессов торможения и возбуждения — человек сохраняет способность к адекватному абстрактному и речевому мышлению. Ответ чрезвычайно прост: естественный отбор.

Тон скуки – это нулевая точка, при которой человек способен адекватно оценивать ситуацию. Но для совершения дальнейших действий у него не хватает стимулов. А это никак не соответствует цели сбора информации. Поэтому человеку, как бинарному существу просто-напросто выгодна легкая степень невыживаемости (иногда даже труднопредодолимая опасность) – как стимул к действиям по освоению окружающей действительности. Соответственно: выживательна и ответная реакция в ответ на преодоление легкопреодолимой и труднопреодолимой опасности: тона удовлетворения и уверенности.

По большому счету, все зависит от души человека: от ее целей на данном этапе развития. Бывают и крайние проявления, когда душе гораздо ближе (в зависимости от требуемой степени невыживательности информации) тона гнева, страха… Соответственно, здесь мы видим авантюриста, человека, ненавидящего скуку, обожающего опасность, любящего адреналин в крови, без раздумий бросающегося в разнообразные рискованные предприятия.

Мы признаем бинарность человеческой сущности: человек есть соединение двух начал: души и тела – духовной сущности и биологической основы. На этом фоне эмоциональность человека является важным показателем баланса этих двух начал. Если человек легко подвержен влиянию эмоций, то есть: если его поведение сильно зависит от степени удовлетворения – неудовлетворения его рефлекторных дуг, то это означает преобладание в нем биологической основы. Духовная составляющая в нем еще достаточно слаба.

Наоборот. Если человек мало подвержен влиянию эмоций, то это означает меньшую его зависимость от степени удовлетворения его рефлекторных дуг и большую роль духовности в нем самом.

Страх — это сильная отрицательная эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу жизни для индивида. Под страхом в психологии понимают внутреннее состояние человека, которое обусловлено предполагаемым или реальным бедствием.

Психологи относят страх к эмоциональным процессам. К. Изарда данное состояние определил к базовым эмоциям, относящимся к врожденным, которые имеют генетические, физиологические компоненты. Страх мобилизует организм индивида к избегающему поведению. Отрицательная эмоция человека сигнализирует о состоянии опасности, которая напрямую зависит от многочисленных внешних и внутренних, приобретенных или врожденных причин.

Психология страха

За развитие этого чувства отвечают два нейронных пути, которые должны функционировать одновременно. Первый ответственный за основные эмоции, быстро реагирует и сопровождается значительным количеством ошибок. Второй гораздо медленнее реагирует, но более точно. Первый путь помогает нам быстро отреагировать на признаки опасности, однако зачастую срабатывает как ложная тревога. Второй путь дает возможность более досконально оценить ситуацию и поэтому ответить точнее на опасность.

В случае чувства страха у человека, который инициирован первым путем, происходит блокировка функционированием второго пути, оценивающим некоторые признаки опасности как нереальные. При возникновении фобии второй путь начинает функционировать неадекватно, что провоцирует развитие чувства боязни на стимулы, которые несут опасность.

Причины страха

В повседневной жизни, а также при чрезвычайных ситуациях человек сталкивается с сильной эмоцией — страх. Отрицательная эмоция у человека представляет длительный или кратковременный эмоциональный процесс, развивающийся из-за мнимой или действительной опасности. Зачастую данное состояние отмечается неприятными ощущениями, одновременно с этим являясь сигналом к защите, поскольку главная цель, стоящая перед человеком — это сохранить себе жизнь.

Но следует учитывать, что ответной реакцией на боязнь выступают бессознательные или необдуманные действия человека, которые вызываются паническими атаками с проявлением сильной тревоги. В зависимости от ситуаций, протекание эмоции страха у всех людей значительно различаются по силе, а также по влиянию на поведение. Своевременно выясненная причина значительно ускорит избавление от отрицательной эмоции.

Причины страха бывают, как скрытые, так и явные. Зачастую явных причин человек не помнит. Под скрытыми понимают боязни, идущие из детства, например, усиленная родительская опека, искушения, следствие психологической травмы; страхи, вызванные моральным конфликтом или неразрешенной проблемой.

Существуют когнитивно-сконструированные причины: чувство отверженности, одиночества, угрозы самоуважению, подавленности, ощущение собственной неадекватности, чувство неминуемого провала.

Последствия отрицательной эмоции у человека: сильное нервное напряжение, эмоциональные состояния неуверенности, поиск защиты, побуждающие индивида к бегству, спасению. Существуют основные функции страха людей, а также сопутствующие ему эмоциональные состояния: защитная, сигнальная, адаптационная, поисковая.

Страх способен проявиться в виде подавленного или возбуждённого эмоционального состояния. Панический страх (ужас) зачастую отмечается подавленным состоянием. Синонимы термина «страх» или близкие по состоянию выступают термины «тревога», «паника», «испуг», «фобии».

Если у человека возникнет кратковременный и при этом сильный страх, вызванный внезапным раздражителем, то его отнесут к испугу, а длительный и не явно выраженный — к тревоге.

Такие состояния, как фобии способны приводить к частому, а также сильному переживанию отрицательной эмоции индивидом. Под фобией понимают иррациональный, навязчивый страх, связанный с определенной ситуацией или предметом, когда самостоятельно человек не может с ним справиться.

Признаки страха

Некоторые особенности выражения отрицательной эмоции проявляются в физиологических изменениях: повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, диарея, расширение и сужение зрачков, недержание мочи, бегающий взгляд. Эти признаки проявляются при угрозе жизни или перед характерным биологическим страхом.

Признаки страха – это вынужденное молчание, пассивность, отказ от действия, избегание общения, неуверенное поведение, возникновение дефекта речи (заикание) и вредных привычек (оглядывание, сутулость, обгрызание ногтей, теребение в руках предметов); индивид стремится к уединению и обособленности, что способствует развитию депрессии, меланхолии, в некоторых случаях провоцирует . Люди, испытывающие боязни, жалуются на навязчивость идеи, что в итоге мешает жить полноценной жизнью. Одержимость страхом мешает инициативности и вынуждает бездействовать. Обманные видения и миражи при этом сопровождают человека; он боится, пытается спрятаться или убежать.

Возникающие ощущения при сильной отрицательной эмоции: земля уходит из-под ног, теряется адекватность и контроль над ситуацией, происходит внутреннее оцепенение и онемение (ступор). Человек становится суетным и гиперактивным, ему необходимо всегда куда-то бежать, поскольку невыносимо пребывать наедине с объектом или проблемой страха. Человек зажат и зависим, напичкан комплексами неуверенности. В зависимости от типа нервной системы индивид защищается и переходит в наступление, проявляя агрессию. По сути это выступает маскировкой переживаний, зависимостей и беспокойств.

Страхи проявляются по-разному, однако имеют общие черты: беспокойство, тревога, ночные кошмары, раздражительность, подозрительность, мнительность, пассивность, плаксивость.

Виды страхов

Ю.В. Щербатых выделил следующую классификацию страхов. Профессор разделил все боязни на такие три группы: социальные, биологические, экзистенциальные.

К биологической группе он отнес те, которые напрямую связанны с угрозой для жизни человека, социальная группа отвечает за опасения и боязни в социальном статусе, экзистенциальную группу страхов ученый связал с сущностью человека, которая отмечается у всех людей.

Все социальные боязни вызываются ситуациями, которые могут подорвать социальный статус, понизить самооценку. К ним относят боязнь публичных выступлений, ответственность, социальные контакты.

Экзистенциальные боязни связывают с интеллектом индивида и вызываются (размышлениями над вопросами, которые затрагивают проблемы жизни, а также смерти и самого существования человека). Например, это страх перед временем, смертью, а также перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.

Следуя этому принципу: боязнь пожара отнесем к биологической категории, страх сцены – к социальной, а страх смерти — к экзистенциальной.

Помимо этого имеются также промежуточные формы страха, которые стоят на грани двух групп. К ним относят страх болезней. С одной стороны — болезнь несет страдание, боль, повреждение (биологический фактор), а с другой социальный фактор (отрыв от социума и коллектива, выключение из привычной деятельности, снижение доходов, бедность, увольнение с работы). Поэтому это состояние относят к границе биологической и социальной группы, боязнь при купании в водоеме на границе биологической и экзистенциальной, боязнь потерять близких на границе биологической и экзистенциальной группы. Необходимо отметить, что в каждой фобии отмечаются все три составляющие, однако одна выступает доминирующей.

Индивиду свойственно, и это нормально, бояться опасных животных, некоторых ситуаций, а также явлений природы. Страхи людей, появляющиеся по этому поводу, имеют рефлекторный или генетический характер. В первом случае опасность основывается на негативном опыте, во втором она записана на генетическом уровне. Оба случая контролируют разум и логику. Предположительно, эти реакции утеряли полезное значение и поэтому достаточно сильно мешают человеку жить полноценно и счастливо. Например, есть смысл осторожно относиться к змеям, однако глупо опасаться маленьких паучков; можно обоснованно бояться молний, но не грома, который неспособен причинить вред. При подобных фобиях и неудобствах, людям следует перестроить свои рефлексы.

Страхи людей, которые возникают в ситуациях опасных для здоровья, а также жизни, несут охранительную функцию, и этим полезны. А боязни людей перед медицинскими манипуляциями способны нанести вред здоровью, поскольку помешают своевременно диагностировать болезнь и начать лечение.

Страхи людей разнообразны, как и сферы деятельности. Основана фобия на инстинкте самосохранения и выступает защитной реакцией перед опасностью. Боязнь способна проявляться в различных формах. Если отрицательная эмоция не ярко выражена, то она переживается как размытое, смутное чувство — тревога. Более сильный страх отмечается в негативных чувствах: ужас, паника.

Состояние страха

Отрицательная эмоция — это нормальная ответная реакция индивида на превратности жизни. При неявной выраженной форме данное состояние выступает адаптивной реакцией. Например, абитуриент не может успешно сдать экзамен, не испытывая волнения и никакой тревоги. Но в крайнем выражении состояние страха лишает индивида способности бороться, давая ощущение ужаса и паники. Чрезмерное волнение и тревога не позволяют абитуриенту сконцентрироваться во время экзамена, он может утратить голос. Исследователи зачастую отмечают состояние тревоги и боязни у больных в период экстремальной ситуации.

Состояние страха помогают снять на короткое время седативные препараты и бензодиазепины. Отрицательная эмоция включает в себя состояние раздражительности, ужаса, погруженности в определенные мысли, а также отмечается изменением физиологических параметров: появление одышки, повышенной потливости, бессонницы, озноба. Данные проявления со временем усиливаются и этим затрудняют привычную жизнь больного. Зачастую это состояние превращается в хроническое и проявляется при отсутствии внешнего определенного повода.

Чувство страха

Точнее будет говорить эмоция страха, однако четкой границы между этими двумя понятиями не существует. Зачастую, когда отмечается кратковременное воздействие, говорят об эмоции, а при долгосрочном подразумевают чувство страха. Этим и различаются эти два понятия. А в разговорной речи страх относят и к чувству и к эмоции. У людей страх проявляет себя по-разному: у кого-то он сковывает, ограничивает, а у кого-то наоборот, активизирует деятельность.

Чувство страха индивидуально и отражает все генетические особенности, а также особенности воспитания и культуры, темперамента, акцентуации, нейротизма каждой конкретной личности.

Существуют как внешние, так и внутренние проявления страха. Под внешними понимают, как индивид выглядит, а к внутренним относят физиологические процессы, происходящие в организме. Из-за всех этих процессов страх относят к негативной эмоции, которая влияет отрицательно на весь организм, усиливая пульс и сердцебиение, соответственно увеличивая давление, а иногда и наоборот, усиливая потоотделение, меняя состав крови (выделяя гормон адреналин).

Суть страха заключается в том, что индивид, боясь, старается избегать ситуаций, провоцирующих отрицательную эмоцию. Сильный страх, являясь токсичной эмоцией, провоцирует развитие различных заболеваний.

Боязни наблюдаются у всех индивидов. Невротический страх отмечается у каждого третьего жителя Земли, однако если он достигает силы , то превращается в ужас и это выводит индивида из под контроля сознания, и как следствие оцепенение, паника, защитная , бегство. Поэтому эмоция страха выступает обоснованной и служит для выживания индивида, однако она может принимать и патологические формы, которые будут нуждаться во вмешательстве врачей. Каждый страх выполняет определенную функцию и возникает не просто так.

Боязнь высоты бережет от падения с горы или балкона, боязнь обжечься заставляет близко не подходить к огню, и, следовательно, оберегает от травм. Боязнь публичных выступлений заставляет более тщательно готовиться к выступлениям, пройти курсы риторики, что должно помочь в карьерном росте. Это естественно, что личные боязни индивид старается преодолеть. В том случае, если источник опасности выступает неопределенным или неосознанным, то состояние, возникающее при этом, называют тревогой.

Панический страх

Данное состояние никогда не возникает без оснований. Для его развития необходимы ряд факторов и состояний: , тревожность, и тревога, стресс, шизофрения, ипохондрия, .

Подавленная психика человека быстро реагирует на любые раздражители и поэтому беспокойные мысли способны подорвать дееспособность человека. Тревожность и сопутствующие состояния постепенно переходят в невроз, а неврозы в свою очередь провоцируют возникновение панического страха.

Данное состояние невозможно предусмотреть, поскольку оно может возникнуть в любое время: на работе, на улице, в транспорте, в магазине. Паническое состояние выступает защитной реакцией организма на предполагаемую угрозу или мнимую. Для панического беспричинного страха характерно проявление таких симптомов: удушье, головокружение, учащенное сердцебиение, дрожь, ступор, хаос мыслей. Отдельные случаи отмечаются ознобом или рвотой. Такие состояния длятся от часа до двух в течение одного или двух раз в неделю. Чем сильнее расстройство психики, тем длительнее и чаще .

Зачастую данное состояние способно возникнуть на фоне переутомления, истощения организма у эмоционально нестабильных людей. Под эту категорию попадают в большинстве случаях женщины, как эмоциональные, ранимые, реагирующие остро на стрессы. Однако мужчины также испытывают панический беспричинный страх, но стараются в этом не признаваться окружающим.

Панический страх самостоятельно никуда не исчезает, и атаки паники будут преследовать больных. Лечение осуществляется строго под контролем врачей — психиатров, а снятие симптомов алкоголем только усугубляет ситуацию, и панический страх будет появляться не только после стресса, но и тогда, когда ничего не угрожает.

Страх боли

Поскольку для человека свойственно периодически чего-то бояться, то это является нормальной реакцией нашего организма, которая отражает выполнение защитных функций. К частым переживаниям такого рода относят страх боли. Ранее пережив боль, индивид на эмоциональном уровне старается избежать повторения данного ощущения и боязнь выступает охранительным механизмом, которая предотвращает опасные ситуации.

Страх боли выступает не только полезным, а и вредным. Человек, не понимая, как избавиться от данного состояния, длительное время старается не посещать стоматолога или уклоняется от важной операции, а также метода обследования. В данном случае боязнь несет деструктивную функцию и с этим следует бороться. Растерянность перед тем, как результативно избавиться от страха боли только усугубляет положение дел и подталкивает к формированию панической реакции.

Современная медицина в настоящее время располагает различными способами обезболивания, поэтому страх боли имеет преимущественно только психологический характер. Эта отрицательная эмоция редко формируется на ранее пережитом опыте. Скорее всего, боязнь боли от травм, ожогов, обморожений у человека сильна, и это защитная функция.

Лечение страхов

Перед началом терапии необходимо диагностировать в рамках, какого психического расстройства проявляются боязни. Фобии встречаются при , ипохондрии, депрессии, в структуре невротических расстройств, панических атак, панических расстройств.

Чувство страха занимает значимое место в клинической картине соматических заболеваний (гипертония, бронхиальная астма и другие). Боязнь может выступать и нормальной реакцией индивида на ту ситуацию, в которой он оказался. Поэтому правильный диагноз отвечает за тактику лечения. Развитие болезни, с точки зрения патогенеза, следует лечить в совокупности симптомов, а не отдельных ее проявлений.

Страх боли эффективно поддается лечению психотерапевтическими методами и устраняется терапией, которая имеет индивидуальный характер. Многие люди, не располагающие специальными знаниями по избавлению от страха боли, ошибочно думают, что это неизбежное чувство и поэтому с ним живут многие годы. Помимо психотерапевтических способов лечения данной фобии применяется гомеопатическое лечение.

Страхи людей очень сложно поддаются коррекции. В современном обществе не принято обсуждать свои боязни. Люди публично обсуждают болезни, отношение к работе, но стоит заговорить о страхах, как сразу возникает вакуум. Люди стыдятся своих фобий. Данное отношение к боязням привито с детства.

Коррекция страхов: возьмите лист белый бумаги и напишите все свои боязни. В центре листа расположите самую значительную и мешающую жить вам фобию. И обязательно разберитесь в причинах данного состояния.

Как избавиться от страха

Каждый человек в состоянии научиться преодолевать свои боязни, а иначе ему будет сложно добраться до своих целей, осуществить мечты, достичь успеха и реализоваться во всех жизненных направлениях. Существуют разнообразные приемы по избавлению фобий. Важно развить у себя привычку активно действовать, и не обращать внимание на возникающие попутно боязни. В данном случае отрицательная эмоция выступает простой реакцией, которая возникает в ответ на любые старания сотворить что-то новое.

Страх способен появиться из-за попыток что-либо сделать против своих убеждений. Поймите, что у каждого человека за определенный промежуток времени развивается личное мировоззрение, и, при попытке его изменить, необходимо переступить через боязнь.

Страх может быть в зависимости от мощности убеждения сильным либо слабым. Человек не рождается успешным. Зачастую нас воспитывают не такими, какими являются преуспевающие люди. Очень важно действовать, невзирая на личный страх. Скажите себе: « Да, мне страшно, но я это сделаю». Пока вы медлите, ваша фобия растет, ликуя, превращаясь в мощное оружие против вас. Чем дольше медлить, тем больше растить ее в своем разуме. Но как только вы начнете действовать, то страх сразу же исчезнет. Получается, что страх – иллюзия, которой нет.

Лекарство против страха — принять свою фобию и смирившись, шагать навстречу ей. Не следует с ней бороться. Признайтесь себе: «Да, мне страшно». В этом нет ничего плохого, вы имеете право бояться. В тот момент, когда вы ее признаете, она ликует, а потом ослабевает. А вы приступайте к действиям.

Как избавиться от страха? Оцените наихудший вариант предполагаемого развития событий, подключив логику. При появлении страха, задумайтесь о наиболее худшем варианте развития событий, если вдруг невзирая ни на что вы решили действовать. Даже наихудший вариант не так страшен, как неизвестность.

Что вызывает страх? Самое сильное оружие страха — это неизвестность. Она кажется ужасной, громоздкой и невозможной в преодолении. Если ваша оценка действительно реальна и ужасное состояние не уходит, то стоит подумать, может в этом случае фобия выступает природной защитной реакцией. Может, действительно нужно отказаться от дальнейших действий, поскольку ваша отрицательная эмоция уберегает вас от беды. Если боязнь не является обоснованной и наихудший вариант не такой уж страшный, то вперед, действуйте. Помните, что страх живет там, где есть сомнения, неуверенность и нерешительность.

Лекарство против страха – это убрать сомнения и для боязни не останется места. Данное состояние обладает такой силой потому, что вызывает негативные картины в сознании того, что нам не нужно и человек ощущает дискомфорт. Когда человек решается что-либо сделать, то сомнения испаряются мгновенно, поскольку решение принято и назад пути нет.

Что вызывает страх? Как только возникает боязнь у человека, то в сознании начинает прокручиваться сценарий неудач, а также провалов. Эти мысли влияют негативно на эмоции, а жизнью как раз они и управляют. Недостаток положительных эмоций очень сильно влияет на возникновение нерешительности в действиях, а время бездействия укореняет у индивида собственное ничтожество. От решительности зависит многое: избавитесь от страха или нет.

Страх держит внимание человеческого разума на негативном развитии событии, а решение концентрирует на положительном исходе. Принимая какое-либо решение, мы сосредотачиваемся на том, как замечательно будет, когда одолеем боязнь и в итоге получим хороший результат. Это позволяет положительно настроиться, и главное наполнить ум приятными сценариями, где не останется места для сомнений и боязней. Однако помните, что если в голове возникнет хоть одна негативная мысль, связанная с отрицательной эмоцией, то сразу же возникнут множественные подобные мысли.

Как избавиться от страха? Невзирая на страх действуйте. Вы знаете чего боитесь, и это большой плюс. Проанализируйте свой страх и ответьте себе на вопросы: «Чего именно я опасаюсь?», «Стоит ли этого действительно бояться?», «Почему я боюсь?», «У моей боязни есть основания?», «Что для меня важнее: сделать усилие над собой или никогда не достичь желаемого?» Задавайте себе по-чаще вопросы. Анализируйте свои фобии, поскольку анализ происходит на логическом уровне, а боязни — это эмоции, которые сильнее логики и поэтому всегда побеждают. Проанализировав и осознав, человек самостоятельно приходит к выводу, что боязнь не имеет абсолютно никакого смысла. Она только ухудшает жизнь, делая ее тревожной, нервозной и неудовлетворенной от своих результатов. Вы все еще боитесь?

Как избавиться от страха? Можно бороться против страха чувствами (эмоциями). Для этого, устроившись удобно в кресле, прокрутите в голове сценарии того, чего вы боитесь и как вы делаете то, что боитесь. Разум неспособен отличить воображаемые события от действительных. После одоления воображаемого страха в голове, вам будет существенно проще справиться с заданной задачей в реальности, поскольку на уровне подсознания модель событий уже укрепилась.

Эффективным и мощным окажется в борьбе с боязнями метод самовнушения, а именно визуализация успеха. После десяти минут визуализации улучшается самочувствие и легче побороть боязнь. Помните, что в своих фобиях вы не одиноки. Все люди чего-то боятся. Это нормально. Ваша задача научиться действовать в присутствии страха, и не обращать на него внимание, отвлекаясь на другие мысли. Сражаясь с боязнью, человек слабеет энергетически, поскольку отрицательная эмоция высасывает всю энергию. Человек уничтожает боязнь, когда игнорирует полностью ее и отвлекается на другие события.

Как избавиться от страха? Тренируйте и развивайте отвагу. Испытывая страх перед отказом, нет никакого смысла бороться с ним, пытаясь свести к минимуму количество отказов. Люди, неспособные совладать со страхом, сводят такие ситуации на нет и, вообще, практически ничего не делают, что делает их несчастными в жизни.

Представьте себе, что тренировка отваги это сродни накачиванию мышц в спортзале. Сначала идет тренировка с легким весом, который возможно поднять, а потом постепенно переключаемся к более тяжелому весу и пытаемся поднять уже его. Аналогичная ситуация существует и с боязнями. Изначально проводим тренировку с незначительным страхом, а затем переключаемся на более сильный. Например, страх публичных выступлений перед большой аудиторией устраняется тренировкой перед небольшим количеством людей, постепенно увеличивая аудиторию в несколько раз.

Как побороть страх?

Тренируйтесь обычному общению: в очереди, на улице, в транспорте. Используйте для этого нейтральные темы. Смысл кроется в том, чтобы сначала одолеть маленькие страхи, а потом перейти к более существенным. Практикуйтесь постоянно.

Как побороть страх другими методами? Повысьте свою самооценку. Существует некоторая закономерность: чем вы лучшего о себе мнения, тем меньше фобий у вас присутствует. Личная самооценка защищает от боязней и совсем не имеет значения ее объективность. Поэтому люди с завышенной самооценкой способны сделать больше, чем люди с объективной самооценкой. Пребывая в любви, люди преодолевают очень сильный страх во имя своих желаний. Любая позитивная эмоция помогает в преодолении боязней, а все негативные только препятствуют.

Как преодолеть страх?

Есть замечательное утверждение, что храбр не тот, кто не боится, а тот, кто действует, невзирая на свои ощущения. Действуйте поэтапно, предпринимая минимальные шаги. При страхе высоты постепенно увеличивайте высоту.

Не придавайте большую значимость некоторым моментам вашей жизни. Чем легче и незначительнее отношение к жизненным моментам, тем меньше беспокойство. Отдавайте в делах предпочтение спонтанности, поскольку тщательная подготовка и прокручивание в голове провоцирует развитие волнения и тревожности. Безусловно, планировать дела нужно, но не следует зацикливаться на этом. Если вы решили действовать, то действуйте, и не обращайте внимание на дрожь ума.

Как преодолеть страх? В этом может помочь понимание конкретной ситуации. Человек боится, когда не понимает, что конкретно ему нужно и чего он лично хочет. Чем больше боимся, тем неуклюже действуем. В этом случае поможет спонтанность, и не бойтесь отказов, отрицательных результатов. В любом случае вы это сделали, проявили смелость и это ваше маленькое достижение. Будьте дружелюбны, хорошее расположении духа помогает в борьбе с боязнями.

В преодолении страхов помогает самопознание. Так бывает, что человек сам себя не знает своих возможностей и не уверен в своих силах, из-за отсутствия поддержки окружающих. При жесткой критике уверенность у многих людей резко снижается. Это происходит, потому что человек сам себя не знает и получает о себе информацию от других людей. Важно знать, что понимание других людей является субъективным понятием. Многие люди часто в себе не могут разобраться, не говоря о том, чтобы другим дать реальную оценку.

Познать себя – это значит, принять себя какой вы есть, и быть самим собой. Человеку свойственно действовать без страха, когда не стыдно быть самим собой. Действуя решительно – вы выражаете самого себя. Преодолевать свои страхи – это значит обучаться, развиваться, становиться мудрей, сильнее.

Эмоция страха – это реальная часть нашей жизни. Об этой эмоции люди вспоминают неохотно и переживают свои воспоминания вновь и вновь с неприязнью и ужасом.

Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются и воспринимаются как ситуации, в которых под угрозу поставлено спокойствие и безопасность. При этом возникает чувство неуверенности и ощущение потери собственного контроля над своей жизнью. Чувство неуверенности в завтрашнем дне является одним из примеров возникновения страха – страха перед будущим, так как переживается человеком как угроза личностного благополучия.

Страх складывается из определенных и вполне специфических физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, исходящего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это изначально боязнь физического повреждения.

Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его броситься прочь от опасности. Обычно несложно бывает назвать случаи даже из самого раннего детства, когда вы бывали чем-то сильно напуганы. Такие случаи запоминаются надолго и вспоминаются так, словно это было вчера. Место, окружающая обстановка и предметы, связанные с переживанием страха остаются значимыми для человека на долгие годы.

Люди, страдающие фобиями , лучше других знают, какой сильный страх могут вызывать у человека определенные предметы, события или ситуации и как трудно избавиться от этого страха, даже если он совершенно безоснователен. Проблема контроля над эмоцией страха, особенно в случае фобий, до сих пор остается нерешенной в науке о человеческом поведении. Избавиться от фобии зачастую невозможно без помощи квалифицированного специалиста психолога или психиатра.

По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающий страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства людей в зрелом возрасте уже не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще начинает страшить то, что может уязвить гордость и снизить самооценку. У человека появляется страх неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.

Некоторые ученые рассматривают развитие эмоции страха в раннем детстве как отсутствие эмоциональной привязанности матери к ребенку. Другие ученые склонны рассматривать появление страха как результат воздействия специфических событий и ситуаций.


Классическимипричинами эмоции страха можно считать следующие:

· Гомеостатические процессы.

Отсутствие в определенный момент процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма (гомеостаз) вызывают сильный панический страх. К таким процессам относятся дыхание, питание и др. Потребность в кислороде – одна из жизненно важных потребностей живого организма, и мощный аффект, сопровождающий ощущение удушья, гарантирует немедленную концентрацию внимания на удовлетворении потребности, и потому является одним из важнейших факторов безопасности.

· Боль и ожидание боли (антиципация).

Страх, вызванный болью, очень быстро приводит к научению избегать любой объект, событие или ситуацию, связанные с ней. В дальнейшем ожидание боли вызывает страх только в том случае, когда человек не уверен в том, что сумеет избежать опасности.

· Внезапные изменения ситуации.

Внезапные изменения ситуации, к которым человек не в состоянии быстро приспособиться, могут служить для него сигналом опасности и вызывать эмоцию страха. К таким ситуациям относятся:

Внезапная потеря опоры, например, отсутствие речного дна в том месте, где ожидалось его обнаружить, так называемые ямы или омуты и т.д.;

Внезапное приближение объекта, может вызывать страх, гнев, плачь, стремление убежать и др., что свидетельствует о дискомфорте данной ситуации и служит проявлением защитной реакции;

Необычность появляющегося объекта, и вызванный страх в данном случае рассматривается как сигнал предупреждения о возможной возникшей опасности; любой незнакомый стимул, характеризующийся высокой степенью несоответствия прошлому опыту, будет активировать страх прямо пропорционанально невероятности самого объекта (например, часто страх в рассказах о реальных или мнимых встречах с инопланетянами называют паническим).

· Высота.

Высота активирует эмоцию страха и служит естественным сигналом опасности.

· Другие эмоции.

Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения, но более всего это относится к эмоциям интереса, удивления и испуга. Появление страха в этом случае обусловлено сходством нейрофизиологических механизмов их возникновения. Проводились исследования, в которых испытуемым гипнотически внушали страх. При этом испытуемые не только переживали страх, но и одновременно стремились изучить объект страха и избежать его. Переживая страх, возбуждение или удивление человек получает собственный эмоциональный опыт (обратную связь) и это может усиливать само переживание, т.е. переживание страха при виде чего-то слишком необычного само по себе пугает человека.

· Воспоминания об определенном объекте.

Страх может быть вызван мысленно, через воспоминание определенной ситуации или участвующих в ней людей (предметов). Воспоминание о пережитом страхе или ожидание страха само по себе может быть активатором страха, что часто отражает не реальную угрозу, а вымышленную. В результате таких представлений человек начинает бояться людей или ситуаций не представляющих в данный момент реальной угрозы (см. фобии). Процесс формирования фобических страхов проходит через следующие этапы:

Формирование гипотез (воображаемых источников вреда);

Ожидание вреда;

Ожидание непосредственного столкновения с воображаемым объектом страха.

На самом деле многие люди, страдающие фобиями, зачастую не смогут назвать ни одного случая, когда бы объект их страха причинил им боль или вред. Например, некоторые люди боятся змей, хотя не только никогда не были укушены змеей, но вообще никогда не сталкивались с ним в реальности. Другие боятся летать на самолетах, хотя никогда не попадали в авиакатастрофу и т.д.

Таким образом, страхи и фобии появляются не только в связи с реальными воспоминаниями из прошлого опыта, но и могут оказаться плодом фантазии.

· Одиночество.

Оставаясь в одиночестве, человек часто переживает это состояние как потерю безопасности и угрозу для жизни. И, чтобы избавиться от этого вида страха, человеку достаточно оказаться среди людей. Страх одиночества древний эволюционно значимый страх. Маленькие дети имеют мало шансов на выживание, если остаются на длительное время без взрослых. Подсознательно страх одиночества связан со страхом нарушения гомеостатических процессов (см. выше), которое напрямую представляет угрозу жизни человека в любом возрасте.

Для определения уровня субъективного ощущения своего одиночества может быть использован опросник «Шкала одиночества», предложенный Д. Расселом, Л. Пепло и М. Фергюссоном.

Опросник «Шкала одиночества»

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений (см. табл. 5). Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант ответа отметьте знаком «+».

Таблица 5. Текст опросника.

Эмоция - страх

В психологии страх обозначает эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник воображаемой или действительной опасности.. Страх нельзя отождествлять с тревогой. Тревога в отличие от страха представляет собой генерализованный или беспредметный страх. Страх - это совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Рассмотрение страха как отдельной эмоции, отличной от феномена тревоги, позволит нам проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие акты. Некоторые объекты и ситуации с большей силой, чем другие, сигнализируют нам об опасности, и мы называем их естественными активаторами страха. Естественными сигналами опасности являются боль, одиночество, необычность объектов, внезапное приближение объекта, внезапное изменение стимуляции и эти страхи в дальнейшем ведут нас по жизни, где индивид придает одному из них первостепенное значение. Страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, где переживание - это работа сознания на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, а также проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, также как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я »; страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что может уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которых могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможной опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный, острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный. По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение.. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную, адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некотором роде страх - способ ограничения "Я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, страх может мобилизовать "Я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один без поддержки близкого лица (7мес.), опасается посторонних, не известных ему лиц (8 мес.), далее он боится высоты, боли, бабы Яги. Далее темноты, огня пожара и т. д., всего того, что было развито у первобытных людей. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами. В отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности.

Основная функция развития ребенка есть познавательная сфера окружающего. Ребенок лишь частично имеет собственную психологию, большей же частью она зависит от психологии родителей.. Человек боится неизвестного, тем более дети. Но родители не в силах полностью защитить ребенка от реальных страхов. И дети имеют ограниченный запас слов и, следовательно, не развитое мышление, чтобы точно описать свое эмоциональное состояние. Поэтому в конечном итоге, какой-то страх остается у ребенка, с которым он сам пытается справиться.

Страх у детей отличается заметной тенденцией к генерализации (испугавшись кошки, он боится и собаки, и постороннего человека, и быстро перемещающегося транспорта) и рецидивированию (возникающий однажды страх легко повторяется в последующие ночи). Прогностически неблагоприятной является смена кратковременных ночных страхов более продолжительными; страха, не сопровождающегося полным пробуждением и сохранением испуга в бодром состоянии; распространение ночных страхов на дневное время (дневной страх); появление у такого ребенка боязливости в вечерние часы, предшествующие сну, и, наконец, возникновение элементов вычурности в фабуле страха. .

На 2-м году жизни ребенка, как в структуре, так и в содержании страха часто преобладают моторные компоненты (страх стоять после неожиданного падения; страх ходить после ушиба и пр.). Позднее на 3-4-м году, содержание страха приобретает большую аффективную выразительность. Более типичными становятся сопутствующие вазовегетативные явления, а пугающий объект начинает находить оформление в речи. Вегетативные компоненты страха обычно представлены резким дуффузным покраснением либо побледнением, потливостью, учащением сердцебиений, состоянием острой разлаженности дыхания («закатывания»).

Фабула страха ограничивается в эти ранние годы повторением отдельных слов либо простых сочетаний их (страшно, боюсь, боюсь дядю и т.д.). В нашем исследовании диффузный страх личности несет в себе негативно окрашенную эмоцию т.к. во-первых, он загоняет личность в определенные рамки построения межличностных отношений, во-вторых, обладает в большей степени детерминизмом, нежели свободой действий человека.

В первые два года жизни человека гиппокамп - структура, опосредующая процесс контекстуального научения, - еще недостаточно развит, чтобы функционировать в полную силу. Если в этом возрасте ребенок будет напуган некими естественными сигналами опасности (такими, как высота, одиночество, необычность объекта), то не исключена вероятность ассоциирования страха с теми или иными случайными объектами, сопутствовавшими ситуации испуга, в результате чего эти случайные объекты могут стать условными стимулами страха. Младенец еще не способен к контекстуальному научению, его память не сохраняет информацию контекстуального, или пространственного, характера, он не в состоянии зафиксировать, когда, где и при каких обстоятельствах обретена им условная реакция страха. Став взрослым, он не в состоянии будет понять, откуда произошли его неуместные и неадекватные реакции на внешне безобидный объект. Такого рода внеконтекстуальные младенческие страхи заявляют о себе, как правило, в периоды тяжелого стресса, когда гиппокамп отказывается исполнять функцию контроля над поведением, отдавая ее на откуп таксонной системе. В этом состоянии человек вспоминает (или заново приобретает) инфантильные страхи, он актуализирует младенческие условные связи и переживания, забытые ввиду отсутствия контекстуальной информации о них. Некоторые эмоции и некоторые экспрессивные реакции имеют в своей основе некие врожденные механизмы, облегчающие их развитие, или, по крайней мере, - биологически запрограммированные стимулы. То есть, если новорожденному ребенку предъявить эффективный стимул, он отреагирует на него соответствующей экспрессивной реакцией. Так, например, горький вкус вызывает на лице младенца выражение отвращения. Что касается биологически запрограммированных стимулов страха, то можно говорить о преобладании определенных стимулов или условий, поскольку мы с легкостью научаемся бояться их.

Говоря о страхе, мы делаем свой акцент не на неврозах, имеющих в своей основе фобии, а на обыкновенный навязчивый страх, который имеет обыденное содержание, чаще навеянное услышанными рассказами, сказками или простыми, пережитыми ребенком ситуациями. Появление страха преображает все поведение ребенка. По мере взросления ребенка, он принимает те нормы и ценности, которые навязывает то общество, где он развивается, и страх, например образа Бабы-яги и весь смысл, связанный с этим образом, трансформируется в более приемлемый и оправданный для общества страх и истинный смысл этого страха вытесняется человеком в бессознательное но продолжает влиять на дальнейшее поведение индивида. Здесь играют важную роль психологические защиты, одна из которых - вытеснение. Вытеснение - один из видов психологической защиты - процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида, и переживаясь им как тревога, страх и пр.. . В нашем исследовании вытеснению отводится ведущая роль т.к. этот процесс сопровождает индивида всю его жизнь, влияя на поступки, заставляя человека действовать по одному и тому же шаблону.

Вытеснение может пониматься как душевный процесс, в ходе которого происходит удаление из памяти и забвение патогенных переживаний. Цель его - устранение из сознания социально неприемлемых влечений. Но при этом не происходит уничтожение «следов воспоминаний»: вытесненное не может непосредственно вспомниться, однако, продолжает действовать и влиять на душевную жизнь под действием некоторого раздражителя; оно ведёт к психическим следствиям, которые можно считать преобразованием или продуктами забытых воспоминаний и которые остаются не понятыми при иных рассмотрениях. Вытеснение в действительности нарушает связь вытесненного с сознанием и так удаляет в бессознательное неприятные или неприемлемые воспоминания и переживания, которые становятся неспособными проникнуть в сознание в первоначальной форме. Вытеснение считается самым примитивным и неэффективным средством защиты, ибо вытесненное содержание психики всё же прорывается в сознание, и к тому же неразрешённый конфликт проявляется, как высокий уровень тревожности и чувства дискомфорта. .

Еще одна важная разновидность детского страха - это ночной страх -состояние острого возбуждения, беспокойства, сопровождающееся криком, плачем, вегетативными реакциями, мимикой страха, ужаса и часто пробуждением. Ночной страх - может быть одним из симптомов психической болезни, наблюдаемой уже у детей второго года и последующих лет жизни. Наиболее типично появление ночного страха в период первого возрастного кризиса (2-4 года). Содержание ночных страхов, как правило, малодифференцировано и у маленьких детей всегда навеяно неожиданностью фабулы рассказов окружающих либо резко возникающими изменениями привычной обстановки. Здесь стоит более подробно остановиться на сновидениях и рассмотреть их функции. Любое сновидение является осмысленным психическим феноменом, которое включено в душевную жизнь бодрствования. Сновидение очень часто возвращает нас в повседневную жизнь, а не вырывают из нее. Более или менее содержание сна всегда определяется индивидуальностью, возрастом, полом, общественным положением, умственным развитием, привычным образом жизни и факторами всей предшествующей жизни. . Мы можем сказать даже: чтобы не представляло собой сновидение, оно берет свой материал из действительности и из духовной жизни, разыгравшейся на фоне этой действительности. Что бы ни представляло собой сновидение, оно никогда не отделится от реального мира и его самые комичные и странные формы должны будут всегда черпать свой материал из того, что либо стояло перед нашими глазами в действительной жизни или уже заняло так или иначе место в нашем бодрствующем мышлении - короче говоря, из того, что мы пережили внешне или внутренне.. Весь материал, образующий сновидение, так или иначе, происходит от реальных переживаний и во сне лишь вспоминается. Самое заурядное явление сновидения в том, что оно дает нам доказательство наших познаний и воспоминаний, которыми не обладает человек в бодрствующем состоянии. Одним из источников, из которых сновидения черпает свой материал, являются детские годы. Ночные страхи, преобладающие у маленьких детей, с возрастом возникают все реже, прекращаясь, как правило, к 10-12 годам. Ночные и дневные страхи в младшем детском возрасте, имея тенденцию к повторению, легко приобретают характер навязчивых. Типичны для этого возраста страх одиночества и страх темноты. Родители в этих случаях вынуждены брать ребенка к себе в постель, не гасить свет в его комнате и пр.

Страх - очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Когда мы испытываем страх, наше внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать, что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности. Воспитание устойчивости к страху обычно направленно не на избавления от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии.