Доступность дома культуры для инвалидов. Методические рекомендации для учреждений культуры по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни общества

На заседании Комиссии по делам инвалидов обсуждались вопросы культуры

26 ноября 2014 года состоялось очередное заседание Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Вела заседание Александра Левицкая – советник Президента РФ, председатель Комиссии.

В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы:

О создании условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества;

Об образовании рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества;

О формировании плана заседаний Комиссии на 2015 год.

По первому вопросу выступили статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, а также эксперты по культурной деятельности, руководители региональных Правительств, директора музеев.

По поручению президента ВОГ Валерия Рухледева Всероссийское общество глухих на заседании представлял вице-президент ВОГ Станислав Иванов. Он выступил с докладом на тему «Доступность культурной жизни и культурных объектов для инвалидов по слуху» и внес ряд предложений по данному вопросу, в том числе о выделении целевой субсидии Театру-студии Мимики и Жеста, использовании инновационных разработок, специальных мобильных приложений (видеогидов и т.п.) для обеспечения информационной доступности учреждений культуры для лиц с нарушениями слуха. Полную версию доклада Станислава Иванова можно посмотреть во вложении.

По итогам заседания, в частности, принято решение рекомендовать Министерству культуры РФ обратить особое внимание на необходимость:

Разработки плана подготовки проектов законодательных актов в сфере создания условий для участия инвалидов в культурной жизни, в том числе в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, предусмотрев их обсуждение с общественными объединениями инвалидов и экспертами;

Формирования эффективного механизма межведомственного взаимодействия между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

Обеспечения взаимодействия учреждений культуры и общественных объединений инвалидов в сфере разработки и реализации культурных проектов и программ;

Формирования ежегодно совместно с общественными организациями инвалидов календаря культурных мероприятий, доступных для инвалидов.

Также Министерству культуры РФ поручено в срок до 1 марта 2015 года разработать комплексный план по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни; проработать вопрос о включении в государственную программу «Доступная среда» на 2011–2015 годы мероприятий по субтитрированию и тифлокомментированию наиболее выдающихся фильмов прошлых лет.

Кроме того, Комиссия также постановила создать рабочую группу по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества и разработать план заседаний Комиссии на 2015 год.

Д О К Л А Д
Общероссийской общественной организации инвалидов
«Всероссийское общество глухих»
Тема: «Доступность культурной жизни и культурных объектов для инвалидов по слуху»

Уважаемая Александра Юрьевна, уважаемые члены Комиссии!
Государственная политика в области развития культуры глухих должна ориентироваться на нормы российского законодательства, а также статью 30 Конвенции о правах инвалидов, в которой говорится о том, что инвалиды должны иметь доступ к местам культурных мероприятий или услугам, театрам, музеям, иметь право на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих.

В настоящее время, в системе Всероссийского общества глухих имеются Театр Мимики и Жеста, а также 52 региональных учреждений социально-культурного назначения, на базе которых осуществляют деятельность 308 творческих коллективов, 112 клубных объединений, ежегодно проводится около 9000 мероприятий, в которых принимают участие более 611 тысяч инвалидов по слуху и членов их семей.

Главной задачей Всероссийского общества глухих в сфере социокультурной реабилитации инвалидов по слуху, является сохранение и развитие творческого потенциала и разнообразия культурной жизни глухих, обеспечение доступности услуг учреждений культуры для инвалидов по слуху.

Основным инструментом выражения особой культурной самобытности глухих является русский жестовый язык, статус которого как полноценного языка определен в статье 14 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В целях обеспечения реализации конституционного права инвалидов по слуху на участие в культурной жизни и доступа к объектам культуры средствами государственной поддержки, создания для них равных возможностей необходимо:

1. Включить в государственные и федеральные целевые программы отдельную строку – «развитие самобытной культуры глухих», которая будет включать проведение ежегодных Всероссийских фестивалей (русского жестового языка, концертных программ, клоунады, пантомимы, детского творчества, художественных выставок), доступных не только инвалидам по слуху, но и обычным гражданам.

Основная цель фестивалей – стимулирование развития художественного творчества и искусства инвалидов по слуху, как средства реабилитации и социальной адаптации.

Фестивали творчества инвалидов по слуху являются мощным инструментом изменения отношения общества к инвалидам в целом и к самобытной культуре глухих, в частности.

2. Эффективность работы учреждений культуры Всероссийского общества глухих находится на низком уровне из–за острой нехватки финансовых средств и сокращения количества кадровых специалистов-творческих работников со знанием русского жестового языка, в том числе из числа глухих и слабослышащих.
Дефицит соответствующих специалистов в клубных учреждениях Всероссийского общества глухих сводит на нет усилия по развитию самодеятельного творчества, эстетическому воспитанию подрастающего поколения, а также проведению культурного досуга инвалидов по слуху, в том числе среди детей-инвалидов.

В настоящее время подготовку специалистов в сфере культуры со знанием русского жестового языка на базе высшего профессионального образования Министерства культуры РФ осуществляют всего один ВУЗ – Государственная специализированная академия искусств.

Необходимо создать возможности, особенно в регионах, для обучения творческим специальностям и подготовки специалистов из числа инвалидов по слуху в высших и средних учебных заведениях Министерства культуры РФ с дальнейшим их трудоустройством в учреждениях культуры.

Ввести в штатные расписания столичных и региональных домов культуры, домов и центров народного творчества должностные ставки специалистов по занятию самодеятельным творчеством с инвалидами по слуху.

3. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) является учредителем и собственником на протяжении более чем полувека проводящего свою социально-значимую работу Театра Мимики и Жеста.

Театр является уникальным и единственным в мире театром глухих стационарного типа, в котором служат профессиональные глухие артисты, игра которых в равной степени доступна как инвалидам по слуху, так и массовому зрителю.

Театр является элементом культурного наследия России, источником развития русского жестового языка и главным средством культурной реабилитации инвалидов по слуху как в России, так и стран СНГ.

Анализ современного состояния Театра Мимики и Жеста, его цели, задачи, основные направления развития и ожидаемые результаты определены в Концепции долгосрочного развития на период до 2020 года, утвержденной постановлением Центрального правления ВОГ.

В репертуаре Театра Мимики и Жеста 11 спектаклей, в этом году был организован бесплатный показ спектаклей для 1717 детей-сирот (без нарушения слуха), а также около 11 тысяч инвалидов по слуху Москвы и Московской области стали зрителями уникальных спектаклей.

Деятельность театра и сохранение его актерского коллектива осуществляется частично за счет незначительных собственных средств Всероссийского общества глухих и частично за счет субсидии, предоставляемой ВОГ в рамках постановления Правительства Российской Федерации. Но важно отметить, что указанная субсидия предоставляется ВОГ для укрепления всей материально-технической базы ВОГ и осуществления уставной деятельности региональных отделений ВОГ в 79-и субъектах Российской Федерации.

Для осуществления театром полноценной творческой деятельности и его дальнейшего развития, выделяемых средств крайне недостаточно. Кроме того, техническое состояние самого здания театра близко к аварийному и требует капитального ремонта. Эти обстоятельства вынуждают ВОГ обращаться к государству за выделением дополнительных финансовых средств.

ВОГ неоднократно обращалось в Государственную Думу РФ и федеральные органы исполнительной власти с просьбой предусмотреть целевую субсидию (в любом оптимальном размере) на деятельность Театра Мимики и Жеста в рамках другого постановления Правительства Российской Федерации – №1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций», по которому в течение многих лет оказывается финансовая помощь различным общественным организациям, в том числе, организациям инвалидов. Но наши просьбы остаются без результата.

Минимально необходимая сумма для полноценной театральной деятельности Театра Мимики и Жеста составляет 27,9 млн. рублей в год.

Для тотально глухого человека и детей-инвалидов, в силу специфики инвалидности, театральное искусство является фактически недоступным. Театр Мимики и Жеста может дать такую возможность, приобщиться к культуре и творчеству. Решение заложено в развитии гастрольной деятельности.

Для эффективной деятельности Театра Мимики и Жеста и выполнения важнейшей социальной задачи необходимо предусмотреть целевую субсидию из федерального бюджета.

4. Также в настоящее время инвалиды по слуху не имеют полноценной возможности получать информацию об экспонатах, картинах, предметах и коллекциях, которые выставлены для демонстрации в музеях и выставках.

Необходимо в рамках государственной программы «Доступная среда» больше внимания уделить не только физической, но и информационной доступности учреждений культуры, музеев и театров с использованием инновационных разработок, специальных мобильных приложений – видеогидов по проведению экскурсий (субтитры на планшете, перевод на международный и русский жестовый язык).

Нельзя не отметить, что единичные примеры по созданию доступной среды для инвалидов по слуху в нашей стране уже имеются. В музее Дарвина, музей толерантности. В Театре Петра Фоменко реализуется эксперимент, при котором зритель может понимать спектакль с помощью субтитров на планшете.

Надеемся, что наши предложения и просьбы найдут отклик у профильных министерств и ведомств – соисполнителей госпрограммы «Доступная среда».

в учреждениях культуры разного типа

Забота об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ) по своей значимости выходит сегодня на одно из первых мест, поскольку является одним из критериев цивилизованности государства и его нравственного прогресса.

В связи с ратификацией Конвенции ООН по правам инвалидов и принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Минкультуры России и органами управления культурой субъектов Российской Федерации в 2015 году были приняты значительные меры по улучшению доступности культурных ценностей и благ для инвалидов.

Рабочей группой по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов утвержден План мероприятий на 2015 - 2017 годы по улучшению условий участия в культурной жизни общества инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья различных категорий и Комплексный план мероприятий на 2015 - 2020 годы по созданию условий для образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в области художественного образования.

Росстатом были изданы приказы о внесении изменений в отраслевые формы статистического наблюдения в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры Российской Федерации.

С целью наделения Минкультуры России полномочиями по утверждению требований и порядков доступности к учреждениям культуры и искусства с учетом особых потребностей инвалидов принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. № 453 "О внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации".

Во исполнение государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" Минкультуры России в соответствии с закрепленными за ним полномочиями в 2015 году были разработаны и утверждены приказы:

"О проведении мониторинга потребностей учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры в специальных технических устройствах";

"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения";

об утверждении порядков обеспечения доступности для инвалидов библиотек, музеев, культурных ценностей и благ, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

о перечне федеральных учреждений культуры и искусства, в которых обеспечиваются условия доступности для инвалидов
(приказ Минкультуры России от 18 ноября 2015 г. № 2820);

об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых библиотеками, музеями, образовательными учреждениями, цирками, театрально-зрелищными и культурно-досуговыми учреждениями, которые направлены в качестве рекомендаций в органы управления культурой субъектов Российской Федерации для разработки на региональном уровне соответствующих планов мероприятий ("дорожных карт");

об утверждении административных регламентов (внесении изменений в административные регламенты) по предоставлению Министерством государственных услуг.

В рамках государственной программы "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы запланирована реализация следующих мероприятий:

Обеспечение субтитрирования и тифлокомментирования наиболее выдающихся отреставрированных и оцифрованных фильмов прошлых лет для цифрового кинотеатрального показа;

Разработка модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, включая детей-инвалидов, которая будет утверждена приказом Минкультуры России;

Создание Электронной библиотеки нот по системе Брайля.

В 2015 году был проведен мониторинг доступности всех типов учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры для инвалидов. С целью единообразия методов определения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры в органы управления культурой субъектов Российской Федерации и подведомственные учреждения были направлены соответствующие методические рекомендации.

Показателями доступности при проведении мониторинга стали:

доступность учреждений культуры и образовательных учреждений для инвалидов и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;

наличие доступных для лиц с нарушениями зрения версий интернет-сайтов;

наличие сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам;

количество доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ мероприятий, проведенных в учреждениях культуры;

количество творческих коллективов, в состав которых входят инвалиды и лица с ОВЗ;

количество детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, получающих образование в отрасли культуры;

количество образовательных учреждений отрасли культуры, реализующих адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы;

количество бюджетных и внебюджетных средств, направленных на улучшение условий доступности для инвалидов в 2015 году.

По результатам мониторинга:

для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудованы 66% (321 ед.) парков культуры и отдыха; 55% (431 ед.) театральных и концертных организаций; 43% (493 ед.) кинозалов; 36% (862 ед.) музеев; 30% (16 ед.) цирков; 26% (9736 ед.) культурно-досуговых учреждений; 15% (5491 ед.) библиотек; 48% (33 ед.) образовательных учреждений высшего образования отрасли культуры; 34% (76 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 24% (1102 ед.) детских школ искусств;

для инвалидов по зрению - 38% (299 ед.) театральных и концертных организаций; 32% (157 ед.) парков культуры и отдыха; 14% (434 ед.) музеев; 11% (4028 ед.) культурно-досуговых учреждений; 10% (3638 ед.) библиотек; 3,5% (2 ед.) цирков; 29% (20 ед.) вузов; 20% (46 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 14% (646 ед.) детских школ искусств;

для инвалидов по слуху - 43% (208 ед.) парков культуры и отдыха; 37% (289 ед.) театральных и концертных организаций; 25% (746 ед.) музеев; 12% (4650 ед.) культурно-досуговых учреждений; 7% (4 ед.) цирков; 26% (58 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 20% (14 ед.) вузов; 13%
(603 ед.) детских школ искусств. Только 3% (38 ед.) кинозалов имеют оборудование для кинопоказов для инвалидов с нарушениями зрения и слуха;

21% (211 ед.) кинозалов; 16% (131 ед.) театральных и концертных организаций; 6% (154 ед.) музеев; 5% (23 ед.) парков культуры и отдыха и культурно-досуговых учреждений (1713 ед.); менее 1% (292 ед.) библиотек имеют версии интернет-сайтов, в доступных для лиц с нарушением зрения форматах.

В 2015 году для инвалидов и лиц с ОВЗ в театральных и концертных организациях проведено около 40 тыс. мероприятий, при этом инвалиды принимали участие в 8 тыс. мероприятиях. В музеях Российской Федерации были организованы более 7 тысяч экспозиций (например, в музее-заповеднике А.П.Чехова "Мелихово" для лиц с нарушением зрения подготовлено 4 путеводителя по музейным экспозициям с тифлокомментариями. Путеводители выполнены в двух вариантах: с укрупненным контрастным шрифтом и в рельефно-точечном шрифте Брайля).

Инвалиды и лица с ОВЗ входят в состав около 27 тыс. творческих коллективов культурно-досуговых учреждений.

Наличие в учреждениях культуры сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам, станет обязательным с 2016 года
(с момента вступления в силу Порядков обеспечения доступности для инвалидов культурных ценностей и благ). При этом уже в 2015 году указанные сотрудники работали в 30% (2420 ед.) театральных и концертных организаций, 13% (321 ед.) музеев, 4% (1422 ед.) библиотек, 3,5% (2 ед.) цирков.

В 13 субъектах Российской Федерации (в т.ч. Республиках Чувашия, Бурятия, Самарской, Белгородской обл., Санкт-Петербурге, Москве, Пермском и Ставропольском краях и др.) реализуются 54 образовательные программы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, переподготовки) для педагогических работников и работников учреждений культуры, работающих с лицами с ОВЗ. В течение 2015 г. более 2 тыс. сотрудников отрасли культуры завершили обучение по данным образовательным программам.

Объем бюджетных и внебюджетных финансовых средств, направленных в 2015 г. на создание безбарьерной среды в учреждениях культуры и образовательных организациях, увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2014 г. и составил 1,5 млрд. рублей. Наибольшее количество средств на улучшение условий доступности для инвалидов было выделено в Московской, Калужской, Новосибирской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе (от 7 млн. до 53 млн. рублей).

В связи с улучшением условий доступности в образовательных учреждениях высшего образования отрасли культуры увеличилось по сравнению с 2014 г. количество обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ (с 0,5% в 2014 г. до 0,6% в 2015 г).

Адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы в области искусств реализуются детскими школами искусств в 45 субъектах Российской Федерации, профессиональными образовательными учреждениями - в 16 субъектах Российской Федерации, вузами - в 13 субъектах Российской Федерации.

В московском кинотеатре "Иллюзион" в целях внедрения тифлокомментирования и субтитрирования российских фильмов Минкультуры России совместно с ОАО "Научно-исследовательский ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинститут" размещены разработанные в 2014 г. типовые решения и экспериментальные образцы комплексов аудиовизуальной помощи для инвалидов по зрению и слуху при осуществлении кинопоказа.

В рамках Федеральной целевой программы "Культура России
(2012 - 2018 годы)" в 2015 г. были проведены фестивали, мероприятия в области народного творчества, осуществлены постановки спектаклей, концертных программ, в которых принимали участие инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. На данные мероприятия в целом было выделено около 10 млн. рублей.

Среди наиболее значимых мероприятий - музыкальный фестиваль "Белая трость", III Международный театральный фестиваль "Одинаковыми быть нам не обязательно", программа "Театр+общество", межрегиональный социально-творческий проект для незрячих и зрячих людей "Рельефы цвета", постановка детского спектакля с сурдопереводом для детей с ограниченными возможностям (Томская обл.).

В числе мероприятий и проектов 2015 г., проведенных подведомственными Минкультуры России учреждениями следует отметить:

Создание многоформатного издания для слепых людей, посвященное постановке пьесы "Дядя Ваня" в московском Театре "У Никитских ворот";

Проведение фестиваля книг, отпечатанных шрифтом Брайля, "Я вижу руками", благодаря которому в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (на ВДНХ) была организована специальная экспозиция книг для слепых и слабовидящих людей;

Проведение международного симпозиума "Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности", в рамках которого работали дискуссионные площадки, состоялись выставки, концерты и мастер-классы;

Реализация научно-образовательных программ, программ творческой реабилитации и социальной адаптации "Печной изразец в искусстве смоленских мастеров XVII-XIX вв.", разработанной с множеством тактильных элементов (Музей-заповедник "Хмелита"), "Светлый мир", "Я приведу музей к тебе!";

Спектакль "Прикасаемые" с участием слепоглухих актеров (организаторы - Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (Александринский) и Фонд поддержки слепоглухих "Соединение").

Подведомственными Минкультуры России образовательными учреждениями проводились благотворительные концерты и театральные показы для детей и лиц с ОВЗ в домах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах в сотрудничестве с отделами социальной защиты и общественными благотворительными организациями.

В числе значимых мероприятий - Байкальская летняя творческая школа для одаренных детей с ограниченными возможностями по слуху "Байкальские фантазии", фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими заболеваниями "Другие".

В Республике Алтай в рамках ведомственной целевой программы "Формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры" проведена паспортизация и оборудование ряда учреждений культуры необходимыми техническими средствами (тревоженными кнопками, пандусами, поручнями). В Волгоградской области адаптация объектов культуры осуществляется в рамках государственной программы Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения Волгоградской области". В Мурманской области реализуется региональная программа "Модернизация учреждений культуры, искусства, образования в сфере культуры и искусства Мурманской области". Программа "Социальная поддержка граждан на 2014 - 2018 годы" с подпрограммой "Доступная среда" разработана в Новгородской, Ленинградской, Иркутской, Вологодской областях и других регионах.

Однако, несмотря на значительную проделанную работу в области нормативно-правового обеспечения, создания условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждениях культуры, проведения реабилитации инвалидов средствами искусства, необходимо:

продолжать работу по созданию условий доступности в учреждениях культуры и образовательных организациях отрасли культуры, предусматривая на этого средства в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования;

увеличить количество творческих мероприятий в доступных для инвалидов форматах, в т.ч. экспозиций с возможностью тактильного ознакомления с предметами, спектаклей и иных зрелищных мероприятий с сопровождением субтитрирования и тифлокомментирования.

Работа по созданию условий доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ОВЗ требует в дальнейшем совместных усилий федеральных органов власти, органов управления культурой субъектов Российской Федерации и общероссийских общественных организаций инвалидов, негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры.

Выводы и предложения

Российское общество все больше осознает значимость народной культуры, которая является важнейшей составляющей частью общественно-политической жизни государства, способствует консолидации граждан и взаимопониманию между народами многонациональной России, укрепляет духовную связь поколений.

Работа в сфере социально-культурной деятельности осуществляется с учетом имеющегося уникального опыта, накопленного центрами и домами народного творчества.

В 2016 году Минкультуры России будет решать задачу по обеспечению обратной связи с региональными отраслевыми структурами в форме социально-культурного мониторинга, фиксирующего проблемы и результаты реализации «Основ государственной культурной политики».

В целях пропаганды российского народного искусства за рубежом Минкультуры России будут обеспечены подготовительные мероприятия по проведению в 2020 году в Республике Башкортостан VI Всемирной Фольклориады под эгидой международной организации «Международный Совет организаторов фестивалей фольклора и традиционного искусства – СИОФФ (CIOFF)», являющейся официальным партнером ЮНЕСКО. Также усилится взаимодействие с зарубежными экспертами по привлечению их в состав жюри ключевых всероссийских и международных конкурсов народного творчества, проходящих на территории Российской Федерации.

Будет продолжена работа по развитию клубных учреждений, привлечению граждан страны к участию в работе творческих коллективов, а также подготовлена Концепция клубного дела в Российской Федерации с определением стратегических задач развития каждого из направлений клубной деятельности с учетом многообразия типов учреждений (дома ремесел и фольклора, национально-культурные и этнокультурные центры).

АНКЕТА

Оценки качества оказания услуг

(оценка культурно-досуговых учреждений )

Здравствуйте! Мы благодарим Вас за участие в проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями сферы культуры. Уделив немного времени заполнению данной анкеты, Вы поможете не только выявить проблемные места
в деятельности учреждений, но и улучшить качество оказываемых учреждениями культуры услуг населению.

Прочитайте, пожалуйста, представленные ниже вопросы, выберете и отметьте один из предлагаемых вариантов ответа на каждый вопрос.

Ваш пол:

1. женский 2. мужской

Ваш возраст:

1. 18-24 года 3. 36-49 лет

2. 25-35 лет 4. 50-60 лет 5. 61 год и старше

В настоящее время Вы:

1. работаете

2. учитесь в ВУЗе, ССУЗе

3. находитесь на пенсии

4. находитесь в декрете, в отпуске по уходу за ребенком

5. временно не работаете

Ваше образование:

1. Неполное среднее 4. Незаконченное высшее

2. Среднее 5. Высшее

3. Среднее специальное

Укажите муниципальное образование Самарской области, в котором расположено оцениваемое Вами учреждение культуры: ______________________________________

Укажите наименование учреждения: __________________________________________________

1. ДОСТУПНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ, РАЗМЕЩЕННОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ (наличие информации о деятельности учреждения: режиме работы, наличии действующих культурно-досуговых формированиях, услугах, стоимости дополнительных услуг, предстоящих культурно-досуговых (культурно-массовых) мероприятиях и т.д.)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

4. Плохо, много недостатков

2. КОМФОРТНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ (удобство расположения, эстетичность и чистота помещений, наличие гардероба, удобство помещений для занятий культурно-досуговых формирований, температурный режим, наличие рекреационных зон, санитарно-гигиенических помещений и т.д.)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

3. Удовлетворительно, незначительные недостатки

4. Плохо, много недостатков

5. Неудовлетворительно, совершенно не устраивает

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ДОСТУПНОСТЬ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ (предоставление в пользование сценических костюмов, бутафории и иного реквизита, изготовление копий на бумажных и электронных носителях, прокат музыкальных инструментов, видео- и киноаппаратуры, аудиовизуального, светотехнического оборудования, организация фотосессий и видеосъемки, изготовление и реализация сувенирных изделий, изделий народных промыслов, организация юбилеев и праздников по запросу сторонних лиц и т.д.)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

3. Удовлетворительно, незначительные недостатки

4. Плохо, много недостатков

5. Неудовлетворительно, совершенно не устраивает

4. УДОБСТВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ СЕРВИСАМИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КУЛЬТУРЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ
С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

3. Удовлетворительно, незначительные недостатки

4. Плохо, много недостатков

5. Неудовлетворительно, совершенно не устраивает

УДОБСТВО ГРАФИКА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

1. Отлично, очень удобно

2. В целом хорошо

3. Удовлетворительно, незначительные недостатки

4. Плохо, много недостатков

5. Совершенно не удобно

ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

6.1. Обеспечение возможности для инвалидов посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в организацию культуры, в том числе с использованием кресла-коляски

6.2. Оснащение организации специальными устройствами для доступа инвалидов (оборудование входных зон, раздвижные двери, приспособленные перила, доступных санитарно-гигиенических помещений, звуковые устройства для инвалидов по зрению и т.п.)

6.3. Наличие сопровождающего персонала в учреждении и возможности самостоятельного передвижения по территории организации

6.4. Компетентность работы персонала с посетителями-инвалидами

6.5. Размещение информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению и услугам (дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне)

7. СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КУЛЬТУРЫ (соответствие установленному графику работы и т.д.)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

4. Плохо, много нарушений

5. Неудовлетворительно, совершенно не соблюдается

8. СОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ (ЗАЯВЛЕННЫХ) СРОКОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КУЛЬТУРЫ (своевременное проведение мероприятий, систематическая работа культурно-досуговых формирований
и т.д.)

1. Отлично, все устраивает

2. В целом хорошо

3. Удовлетворительно, незначительные нарушения

4. Плохо, много нарушений

5. Неудовлетворительно, совершенно не соблюдаются

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26

Приложение

Деятельность муниципальных учреждений культуры

по социальной адаптации инвалидов

Вступление

На территории города Салехард по данным департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард численность инвалидов на 01.01.2013 года составляет 1776 человек это - 3,98% ( доля инвалидов от общей численности населения). Из общего количества инвалидов – 177* детей.

Реабилитация инвалида представляет систему медицинских , психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Процесс реабилитации инвалидов многогранен и многоаспектен, поэтому его эффективность достигается за счет слаженного, системного межведомственного взаимодействия.

В осуществлении социальной реабилитации большая роль отводится учреждениям культуры. Муниципальными учреждениями культуры осуществляется деятельность по следующим направлениям:

Направления социокультурной реабилитации:

1.

2.

3.

4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек .

5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов.

1. Реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР)

Основу процесса реабилитационной работы составляют индивидуальные программы реабилитации (далее - ИПР) инвалидов, разрабатываемые ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу». Являясь субъектом системы реализации ИПР, управление координирует работу учреждений. На уровне муниципального образования выстроена достаточно чёткая система межведомственного взаимодействия по следующей схеме:

В каждом из учреждений Приказом определены ответственные за координацию работы по реализации ИПР;

Ежеквартально учреждения направляют информацию о реализуемых услугах в адрес в департамента по труду и социальной защиты населения города;

Департамент направляет информацию об услугах для внесения в ИПР в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу»;

ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу» согласовывает с участниками и направляет информацию в департамент культуры ЯНАО;

Данные от департамента культуры ИПР направляются по защищённому каналу доступа в управление, управление доводит информацию до учреждений;

Учреждения участникам мероприятий данной категории делают отметку в ИПР.

2. Адаптация объектов культуры к потребностям маломобильных групп инвалидов

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни в муниципальном образовании город Салехард реализуется муниципальная целевая программа «Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на годы».

В рамках мероприятий по созданию безбарьерной среды на сегодняшний день проведена следующая работа:

· Проведена паспортизация учреждений культуры

· Построены пандусы, установлено подъемное оборудование

· Адаптированы входные группы, пути движения, санитарно-бытовые помещения, приобретены противоскользящие покрытия

3. Создание условий для творческой самореализации и развития инвалидов

С целью выявления творчески одарённых людей из числа инвалидов в МАОУ ДОД «ДШИ» предоставляется услуга «Обучение в классе эстетического развития для детей с ограниченными возможностями здоровья». С сентября 2011 года учреждением реализуется экспериментальная программа для детей с ограниченными возможностями «Рисование и творчество», главной целью которой является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, развитие их творческих навыков и способностей.

Программа решает три группы задач: адаптация (активное приспособление детей к условиям внешней среды), автомизация (реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях) и активизация личности («Быть со всеми», «Оставаться самим собой»).

В 2012 году в МОУ ДОД «Детская школа искусств» обучалось 9 детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся принимали активное участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в рамках мероприятий для детей с ограниченными возможностями.

С целью обучения педагогического состава в рамках реализации мероприятий экспериментальной программы «Рисование и художественное творчество» в МАОУ ДОД «ДШИ» (май, 2012 год) состоялся обучающий семинар по теме «Методика работы с детьми, имеющими особенности развития». Семинарские занятия провела кандидат психологических наук, доцент Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, член Российской ассоциации психотерапевтов, директор Ресурсного центра изменений «Исток» (г. Тюмень). В курсах повышения квалификации приняли участие 30 преподавателей муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств».

Так же с целью содействия интеграции талантливых молодых людей в творческую жизнь в 2012 году учащаяся хорового отделения МАОУ ДОД «ДШИ» Сэротэтто Анфиса, преподаватель, номинация «фортепиано» приняли участие в IV Московском Парамузыкальном фестивале (г. Москва). Конкурсный отбор проходил по видеозаписям , присланным на фестиваль. Анфиса Сэротэтто награждена дипломом участника фестиваля. В 2013 году в городском конкурсе детского и юношеского творчества «Полярная звезда» стал обладателем звания Лауреат I степени в номинации «Эстрадный вокал» в возрастной группе до 7 лет Николай Василенко.

4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек

Непременным условием социальной реабилитации инвалидов является обеспечение равных возможностей доступа к информации и библиотечным услугам, оперативное предоставление общественно значимой информации, первоочередное обеспечение литературой различных форматов.

Считая одной из важных своих задач предоставление людям с ограниченными возможностями всего комплекса библиотечных услуг, учреждение осуществляет тесное взаимодействие с социальными службами помощи населению, общественными организациями инвалидов.

Среди перечня услуг для библиотечно-информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями (в т. ч. детей) это:

Прослушивание «говорящих» книг различного содержания (сказки, энциклопедии, тематические издания, художественные произведения) на аудиокассетах и СД- ROM ;

Предоставление книг со шрифтом Брайля «Азбука в картинках для детей», «Азбука для взрослых»;

Клубная деятельность (организация мероприятий в клубе «Милосердие» с целью полноценного общения и проведения активного досуга).

Использование современных технических средств и предоставление широкого спектра информационно-библиотечных услуг - расширят возможности приобщения маломобильных групп пользователей к культурной и общественной жизни. На базе Городской библиотеки продолжает успешно реализовываться программа информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями, слепых и слабовидящих «Преодоление». В настоящее время для обслуживания используется специальное оборудование и специализированная литература на электронных носителях, проводятся мероприятия с использованием «говорящих книг».

По состоянию на 01.01.2013г. специализированный фонд для лиц с ограниченными возможностями составил – 393 документа. Значительно специализированный фонд пополнился новыми изданиями в 2012 году за счет окружных и ведомственных целевых программ – всего было приобретено 199 документов. Это позволит в дальнейшем проводить активную работу по привлечению данной категории пользователей в библиотеку.

С целью повышения востребованности к услугам библиотек и предоставления людям с ограниченными возможностями, слепым и слабовидящим равных возможностей доступа к информации с октября 2012 г. - пользовательское место со специальным оборудованием (тифлоплеер и тифломагнитола) переведено в Центральную библиотеку.

Особое место в организации активного досуга уделяется детям с ограниченными возможностями: в летнее время - работа с детьми на школьной площадке (дневное пребывание «Дети Плюс» отделения социальной реабилитации при МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»; в зимнее время - выездные мероприятия (на базе Центра - для детей (с разными диагнозами, в т. ч. инвалидами – колясочниками). Мероприятия проводятся в рамках соглашения. За летний период 2012г. проведено 17 мероприятий, которые посетило 110 человек.

Информационно-библиографическое обслуживание дошкольников осуществляется с МДОУ «Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» в группах для детей с ослабленным зрением, с группой ЗПР (задержка психического развития) «Ромашка» и логопедической группой «Гномики» МБДОУ № 22 «Синяя птица» комбинированного вида»). Мероприятия проходят на базе дошкольных учреждений.

В 2012 г. составлен совместный план работы с Клубом «21 век» для молодежи (на базе МБУ « Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»). На 2013 год составлен договор о сотрудничестве и план проведения мероприятий для данной категории.

Основные формы работы - презентации новых книг, литературные игры для различных возрастных групп (диагнозы различны). просмотр видеофильмов, праздники книг, тематические вечера к Международному Дню слепых, празднично-игровые программы,

Всего за 2012г. для данной категории пользователей проведено 27 мероприятий, посетило 268 чел., книговыдача - 3098 экз.

Показатели деятельности библиотек

по социокультурной реабилитации инвалидов

за период 20гг.

Год

Проведено мероприятий

Посетило (чел.)

2010

5

88

2011

19

352

2012

27

268

5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов

Культурно - досуговая деятельность учреждений представлена следующими видами:

Музыкальными, познавательными и конкурсно-игровыми программами;

Литературными вечерами и гостиными, презентациями и премьерами книг, творческими встречами;

Организацией активного досуга в выходные и каникулярные дни;

Комплексными мероприятиями в рамках работы летних пришкольных площадок, ежегодным участием в городской акции «Весенняя неделя добра»;

Организацией посещения инвалидами киносеансов;

Содействием в их творческом самовыражении (подготовка концертных номеров для культурно-досуговых программ);

Организацией работы клубов по интересам.

Участие инвалидов (детей-инвалидов) в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры в динамике годы:

Наименование показателя

2010

2011

2012

Число культурно-досуговых мероприятий

Число инвалидов (детей-инвалидов), принявших участие в культурно - досуговых мероприятиях

В числе мероприятий, организуемых культурно-досуговыми учреждениями для граждан с ограниченными возможностями можно отметить:

- вечер отдых для людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках закрытия Года равных возможностей. Мероприятие состоялось в ресторане «Факел», куда были приглашены 70 салехардцев.

- игровая программа в рамках Дня здоровья для детей с ограниченными возможностями. Мероприятие состоялось в ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (детское соматическое отделение). Все дети участвовали в играх и эстафетах, а также отвечали на вопросы литературных конкурсов (25 чел.)

- традиционный благотворительный новогодний праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья «Добрая, добрая сказка» , который организуется с 2009 года силами учеников и педагогического состава МОУ ДОД «Детская школа искусств» совместно со структурными подразделениями Администрации города Салехарда. 1-я часть представления – музыкальная сказка – проводилась в большом концертном зале, 2-я часть – интерактивная игровая программа – в фойе возле новогодней ёлки. В мероприятии приняли участие 120 детей-инвалидов.

Одним из наиболее ярких и значимых мероприятий можно отметить социальный проект, реализуемого по инициативе Администрации города Салехарда при содействии Ямало-Ненецкой Региональной общественной организации «Союз инвалидов «Единение». Проект направлен на поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта состоялась

- первая городская выставка работ изобразительного и декоративно-прикладного искусства мастеров и художников с ограниченными возможностями здоровья «Территория творчества» . Вниманию зрителей были представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, авторами которых являются лица с ограниченными возможностями. Возраст участников от 7 лет и старше Лучшей творческой работой была признана работа Никитиной Полины Денисовны «Виноградная лоза», выполненная в технике вышивки бисером. Ей вручен Грант Главы Администрации города Салехарда в сумме 30 000 рублей. Всего в выставке приняли участие 70 человек, было представлено 122 работы.

Б лаготворительный аукцион «Своим трудом помоги другим»

Вырученные средства, от проведения Аукциона были перечислены авторам работ, представленных на Аукционе и участникам предаукционной выставки «Территория творчества».

Данный проект получил положительный резонанс в обществе и хорошую оценку властей. В связи с чем, на заседании совета глав при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа Главам местных администраций и муниципальных образований округа было рекомендовано используя опыт города Салехард организовать проведение благотворительных Аукционов.

Заключение

Социальная поддержка инвалидов на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений социальной политики как в России в целом, так и на Ямале. На уровне муниципального образования выстроенная система межведомственного взаимодействия, комплексный, системный подход к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья позволит улучшить жизнедеятельность инвалидов.

Только пятая часть региональных и муниципальных библиотек, музеев и театров располагает парковками для инвалидов. И не более трети этих учреждений оборудовали входы и санузлы для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом свидетельствует исследование Минкультуры. По мнению экспертов, посещение театров и музеев - это один из видов реабилитации, и ситуацию необходимо менять.

В декабре Минкультуры завершило анализ мониторинга доступности культурных благ для инвалидов в России. В исследование, с которым ознакомились «Известия», вошли данные за 2016 год.

Наименьшая доступность - у региональных и муниципальных библиотек. В среднем по стране только у 17% из них есть парковки для инвалидов, у 30% оборудованы входы и пути передвижения внутри зданий (соблюдена ширина коридоров, есть пандусы и поручни, на дверях - маркировка), у 17% приспособлены санузлы. В региональных театрах и культурно-досуговых учреждениях эти показатели составляют 22, 30 и 14%, а в музеях - 27, 36 и 21% соответственно.

В федеральных учреждениях ситуация иная, так как их меньше. Например, библиотек, подведомственных Минкультуры, всего девять. Семь из них в целом приспособлены для инвалидов, но только у трех есть специализированные парковки. При этом региональных и муниципальных читальных залов в стране 38 тыс.

Федеральных музеев - 63, и примерно половина из них адаптирована для людей с ограниченными возможностями здоровья. Театральных и концертных организаций - 24, у половины есть парковки для инвалидов, две трети оборудовали сами здания.

Некоторые госучреждения культуры благоустроены по всем параметрам на 100%. Это, например, Третьяковская галерея в Москве и военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» в Белгородской области. Лучшими театрами с точки зрения обустройства для инвалидов оказались Мариинский и Малый.

В пресс-службе Минкультуры «Известиям» рассказали, что, согласно сравнительным результатам мониторинга за 2015–2016 годы, количество доступных для инвалидов организаций выросло на 6%. Также стало в 2,5 раза больше творческих мероприятий, попасть на которые без сложностей смогут люди с ОВЗ.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

В ведомстве сообщили, что вопросы повышения доступности культурных благ рассматриваются с привлечением экспертного сообщества на заседаниях рабочей группы и общественного совета министерства.

Инвалид-колясочник, предприниматель Андрей Елагин рассказал, что постоянно сталкивается с проблемой недоступности объектов культуры. По его мнению, здоровые люди даже при желании не всегда могут понять потребности человека с ОВЗ.

Выход простой: пусть руководитель театра, музея сядет в инвалидную коляску и попробует попасть в свое учреждение, - считает Андрей Елагин.

Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев отметил, что современные здания должны строиться с учетом правил по созданию доступной среды, но до 1990-х таких рекомендаций не существовало, отсюда и сложности с переоборудованием культурных и других учреждений.

Профессор кафедры труда и социальной политики Института госслужбы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина подтвердила «Известиям», что есть объективные причины недоступности некоторых культурных объектов для инвалидов. Например, если здание - памятник архитектуры, то без многочисленных межведомственных согласований что-либо в нем переделывать запрещено. Еще одна проблема - нежелание муниципальных властей содействовать повышению доступности объектов культуры для инвалидов. Обустройство прилегающей территории и создание парковок входит в их компетенцию.

По мнению эксперта, ситуация изменится, если общественные организации проявят активность, а власти прислушаются к их мнению.

Люди с ОВЗ имеют полное право на знакомство с шедеврами искусства, на то, чтобы увидеть спектакль «живьем». Потребность в культурных благах у них очень высокая, и инвалидность не должна быть препятствием, - сказала Любовь Храпылина.

Она добавила, что доступность объектов культуры для инвалидов очень важна, есть даже реабилитация средствами культуры и творчества. И речь не о кружках для людей с ограниченными возможностями здоровья, а об обычных походах в театры и музеи.

Что для полной адаптации федеральных и региональных учреждений необходимо 45,8 млрд рублей.