Открываем в детях удивительные таланты с помощью арт-терапии. Арт-терапия: виды работы со взрослыми, описание и техники

Основная задача арт-терапии - выразить накопившиеся переживания, избавиться от страхов или стрессов, которые мешают в полной мере наслаждаться жизнью. Грамотный психотерапевт помогает пациенту выбрать подходящий способ выплеснуть эмоции и почувствовать облегчение уже после первого же творческого сеанса. Если вы чувствуете сильную подавленность, пребываете в состоянии стресса или глубокой депрессии, измучены страхами, мы рекомендуем обратиться к профессионалам в области психотерапии. Если же ваши переживания носят ситуативный характер, вы устали, раздражены, подавлены или испуганы, то вполне можете попробовать выразить себя в творчестве, не прибегая к дорогостоящим услугам специалиста. Как? Давайте разбираться!

Способы и средства арт-терапии

Подготовка к творческому сеансу заключается в выборе подходящего способа для выражения своих эмоций. Чаще всего предпочтение отдается рисованию, но вы можете попробовать любой из предложенных ниже вариантов или даже изобрести свой. Итак, какие же существуют способы арт-терапии, и что вы можете для них использовать:

1. Рисунок.

Вам понадобится бумага или любая другая основа, на которую можно наносить изображение, а также карандаши, ручки, краски, мелки - словом, любой предмет, способный оставлять след на поверхности.

2. Лепка.

Мягкий или, наоборот, жесткий пластилин вполне может стать оптимальным способом для творческого самовыражения. Его не только используют для создания скульптур, но еще и рвут, тянут, сминают, что также помогает избавиться от негативных эмоций и переживаний, перенося их на массу для лепки.

3. Танец.

Для этого способа арт-терапии понадобится только любимая музыка и свободное помещение.

4. Сказка.

Лучше, если сеанс сказкотерапии проходит под наблюдением специалиста, который поможет расшифровать образы, появляющиеся в ваших фантазиях. Но при желании писать сказки можно и самостоятельно, не пытаясь анализировать результат, а полностью отдаваясь процессу творчества. Этот вариант не требует никаких особых приспособлений кроме бумаги и ручки или карандаша.

5. Handmade.

К методам арт-терапии можно отнести любой способ создания шедевров собственными руками: от изготовления украшений или создания открыток до мыловарения или украшения тортов. С одной оговоркой - метод работает до тех пор, пока вы делаете что-либо ради творческого процесса, а не ради заработка. Список того, что может понадобиться в процессе рукотворчества, зависит от выбранного занятия.

6. Макияж, маникюр, плетение косичек.

Любые эксперименты с собственной внешностью или внешностью близкой подруги/родственницы могут стать отличным вариантом арт-терапии. Создавайте новые рисунки на ногтях, наносите необычный макияж или делайте удивительные прически - все это позволит вам нормализовать свое эмоциональное состояние. А бонусом станет ваша оригинальная внешность, которая поможет обновить отношения с партнером или удивить окружающих. Средствами арт-терапии в данном случае выступает все, что может понадобиться для маникюра, макияжа или укладки волос.

Как провести сеанс арт-терапии самостоятельно

Если способ творческого самовыражения выбран, и все необходимое для него приготовлено, самое время начать сеанс арт-терапии. Ваша пошаговая стратегия будет выглядеть следующим образом:

Шаг 1: Начните рисовать (лепить, танцевать или делать что-либо другое). Не заботьтесь о конечном результате, постарайтесь полностью отдаться процессу творчества. Вы можете думать о проблеме, которая вас беспокоит или забыть о ней - на данном этапе вам не следует контролировать свои мысли или чувства.

Шаг 2: Продолжайте творить до тех пор, пока не ощутите желание остановиться. Не нужно заставлять себя закончить рисунок или, наоборот, препятствовать стремлению начать новый.

Шаг 3: Постарайтесь ощутить перемену в своем эмоциональном состоянии после окончания творческого процесса. Вы можете почувствовать облегчение, прилив сил и энергии, но это вовсе не обязательно происходит сразу. Даже если вы ничего не ощущаете, это не означает, что процесс был бесполезным, ваше состояние может измениться не сразу, а в некоторых случаях для его заметного улучшения потребуется несколько сеансов.

Шаг 4: Посмотрите на результат своего творчества и попробуйте понять, почему он выглядит именно так, а не иначе. Если это рисунок, проанализируйте образы, которые вы воспроизвели, подумайте, какими критериями вы руководствовались при выборе тех или иных оттенков, и что вы хотели выразить при создании изображения.

Шаг 5: Если у вас возникает желание что-либо изменить, не препятствуйте! Существует методика работы со страхами, особенно детскими: ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится, а потом доработать рисунок таким образом, чтобы он вызывал позитивные эмоции. Вы можете воспользоваться этим способом, чтобы визуализировать выход из стрессовой ситуации или избавиться от негативных переживаний. Иногда для этого достаточно слегка подкорректировать форму пластилиновой фигурки или добавить ярких красок в рисунок.

На этом ваш первый сеанс арт-терапии можно закончить. Длительность его вы определяете самостоятельно, основываясь исключительно на своих ощущениях. Не забывайте: прелесть арт-терапии заключается в том, что вам не нужно придерживаться строгих правил. Процесс освобождения от стресса или нормализации эмоционального состояния происходит вне зависимости от того, какой способ творческого самовыражения вы выберете, и как долго будете рисовать, лепить или танцевать.

В дальнейшем вы можете заранее определять тему сеанса, например, рисуя свой автопортрет и изменяя его, чтобы получить изображение того человека, которым бы вы хотели стать. Мгновенных результатов такая работа не принесет, но вы разберетесь со своими стремлениями и желаниями, поймете, чего ждете от жизни и, если захотите, встанете на путь самосовершенствования. Будьте собой, выражайте себя в творчестве, получайте удовольствие от процесса и создавайте для себя психологически комфортную картину мира!

Жанна Чичикова

В своих мастер-классах и курсах я много говорю, как важна арт-терапия рисованием.

Поэтому читатели думают иногда, что я – психолог.

Однако это не так. Я не психолог. Я – художник.

И то, что даю в своих материалах, отличается от традиционной арт-терапии.

Давайте сравним.

Арт-терапия рисованием: взгляд психолога

Арт-терапия (англ. – art, искусство, буквально: лечение искусством) - направление в психотерапии и психокоррекции, воздействующее на психоэмоциональное состояние человека и основанное на искусстве и творчестве.

Термин АРТ-ТЕРАПИЯ возник в 1938 году. Ввел его в употребление британский художник Адриан Хилл.

Будучи на излечении в санатории, художник заметил, что живопись помогает выздоровлению.

Хилл тогда занялся рисованием и с другими пациентами. Это отвлекало от болезни или травмы.

А еще помогало избавиться от негативных эмоций, полученных на войне. Выражая тревогу на листе бумаги, они исцелялись.

Уже ни для кого не новость, что ряд болезней – «от нервов», т.е. психосоматической природы.

Если убрать страхи, напряжение, тревожность, агрессию, то такие болезни уйдут.

Излечить эмоции как раз и поможет Арт-терапия!

Плюсы арт-терапии для человека:

  1. В процессе арт-терапии можно осознать собственные глубинные страхи и переживания. И узнав их, исцелиться от недуга.
  2. По рисунку, который получился в ходе арт-терапии, можно провести диагностику и коррекцию своих состояний.
  3. Можно социально приемлемым способом выразить, исследовать и проработать негативные (обиду, злость, ненависть) чувства и эмоции.
  4. Изучая с помощью арт-терапии свой внутренний мир, возможно раскрыть творческий потенциал.
  5. Этот метод полезен для любой возрастной группы - детей, подростков и взрослых.

Арт-терапия рисованием зиждется на идее, что когда человек не задумывается о художественной ценности своих действий в творчестве, в созданных им образах отражается его “Я”.

Чтобы ощутить на себе действие этого чудо-метода, не обязательно быть художником и уметь рисовать.

Каждый спонтанный рисунок:

  • передает состояние души автора,
  • раскрывает внутренние переживания.

Как пример, фрактальный рисунок. В этом методе рисунок считается продолжением человека, его проекцией. И эта малая часть отражает большое, целое – самого человека.

Практикум: Фрактальный рисунок

Или метод автоматических, машинальных рисунков

Водя карандашом или ручкой по бумаге в состоянии задумчивости, вы погружаете себя в собственные мысли. Автоматически настраиваетесь на нужный лад, успокаиваетесь. И в таком состоянии глубже проникаете в происходящие процессы.

В итоге метод помогает настроиться на нужный момент работы или решение задачи.

В отличие от другого художественного процесса, тщательно спланированного и организованного, рисование в арт-терапии именно СПОНТАННОЕ.

Как пример еще, приём, который я использую, “Цветочный ковер”.

Практикум:

Он помогает мне гармонизировать эмоции при помощи осознанных линий в рисунке. Причем, я заметила, гармонизирует состояние как мое, так и окружающих людей, которые с интересом следят за процессом.

Таким образом, психолог использует рисунок с целью диагностики и лечения.

Для него не важно КАК нарисовано, как это сделано технически.

Рисунок здесь – инструмент. Важно, ЧТО происходит в ходе рисования.

После сеанса арт-терапии вы можете уничтожить рисунок или, наоборот, использовать как “костыль”, амулет.

Этот рисунок, возможно, выглядит здорово, и его захочется повесить на стену, но ИЗНАЧАЛЬНО ему эта роль не отводилась.

Это было исследование себя.

Арт-терапия рисованием: взгляд художника

Я рассматриваю рисунок, в первую очередь, как творческое проявление личности . И обращаю внимание на изобразительную сторону того, что делают ученики.

Искусство – мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие.

Критерием произведения искусства считается способность вызывать отклик и восхищение у людей. А мастерство чаще достигается трудом, с помощью специальных знаний и навыков.

Излечение и арт-терапия здесь ВТОРИЧНЫ. Они неминуемы, потому что рисование несёт в себе положительный заряд и позволяет нам контактировать с подсознанием.

Но, повторюсь, моя задача – дать шанс каждому выразить себя в ТВОРЧЕСТВЕ, предоставив для этого набор инструментов:

  • способность чувствовать цвет, линию и форму,
  • умение работать в техниках живописи и рисунка.

Для меня важен РЕЗУЛЬТАТ.

Чтобы работу показывали, вешали на стену, дарили. Чтобы это было произведением искусства.
Например, в курсе мы пошагово изучаем технику рисования портрета в разных ракурсах: анфас, профиль, три четверти.

Учимся рисовать по воображению и с натуры. Совмещаем технику академического рисунка головы с проработкой эмоционального состояния.

Наравне с внутренней работой по принятию себя (своей личности, женской сущности, возраста), мы учимся рисовать гармонично и правильно.

Как результат, в конце курса мои ученицы с удивлением обнаруживают, что избавились не только от страха рисовать портрет, но и от страха старости, одиночества, научились принимать и любить себя.

“ЗЕРКАЛО ДУШИ”

Курс, созданный специально для женщин,

которые хотят научиться рисовать П ортреты

Легко и с Удовольствием

Иногда форма того, что делает художник и арт-терапевт похожа.

И люди путаются, принимая случайный результат рисования с арт-терапевтом за творчество. Уверенные в себе чрезмерно даже преподносят это как искусство. “Я так вижу” – хорошее прикрытие для неумения и невежества.

Или же, наоборот, некоторые люди склонны критиковать свои работы, потому что они не похожи на великие произведения. Они переживают, что не стоят в одном ряду с профессиональными художниками, и поэтому, заранее закрывают себе возможность рисовать хоть что-то.

Главное понять для себя, какую цель вы преследуете? Какого результата вы стремитесь достигнуть?

Тогда не возникнет проблем с пониманием своего места в мире изобразительного искусства.

Хотите рисовать “для себя” , заранее зная, что не будете выставляться в музеях – не отказывайте себе в этом!

Пусть будут раскраски, пусть будет дудлинг, зентангл, рисунки в скетчбуке, пусть! Лишь бы радовало! Не ждите, что эти рисунки кто-то оценит, рисуйте ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ.

Хотите выразить себя через более серьезные картины? Претендуете на уровень “искусство”? Изучайте основы изобразительного искусства, совершенствуйтесь, учитесь у мастеров.

И в первом, и во втором случае, рисование будет менять вас изнутри . Будет происходит магия арт-терапии. Но если хотите сделать этот процесс ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ, то тогда используйте специальные арт-терапевтические практики.

И помните, выбор всегда за вами. Важно, чтобы он был осознанным.

Изображения: pixabay.com; pinterest.com; bluprofondo.tumblr.com; art-psykhology.ru

фото из личного архива Марины Трушниковой

  • Напишите в комментариях, насколько актуальна для вас тема арт-терапии рисованием!
  • Если мое вИдение откликнулось в вашей душе, поделитесь статьей с друзьями, сделав репост.

Ольга Сазонова
Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста «Неделя Психологии»

Арт-терапия – ИЗО

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми

дошкольного возраста .

Педагог-психолог Сазонова О . М.

Арт-терапия . Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста .

Актуальность :

Все дети любят рисовать . Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами , кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования . Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках , ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками , будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования .

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко , не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании ; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. В настоящее время работа по этому направлению, а именно коррекция психологического состояния детей , развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем, называется АРТ-ТЕРАПИЯ .

Арт-терапия - естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик .

Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом .

Арттерапия – это специализированная форма психотерапии , основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Цель проекта :

Создание системы работы по развитию у детей творческих способностей путем внедрения в педагогический процесс .

Задачи проекта :

Обучающие :

Способствовать формированию навыков художественных действий с различным художественным материалом

Познакомить детей с различной техникой : рисование пальчиками , мыльными пузырями, кусочками поролона и др.

Способствовать возникновению интереса к экспериментированию.

Развивать способности, заложенные в каждом ребенке :

Мелкую моторику;

Воображение;

Мышление;

Активизировать интерес к рисованию .

Воспитывать :

Эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.

Тип проекта : краткосрочный (две недели ) .

Предполагаемый результат :

Сформированность у детей :

Навыков художественных действий с различным нетрадиционным материалом ;

Развитие мелкой моторики рук;

Улучшение цветовосприятия;

Повышение уровня воображения;

Эмоциональной отзывчивости к окружающему миру

Реализация проекта поможет детям творчески подходить к

видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

Предварительная работа :

Сбор информации, работа с методической литературой;

Проанализировать многообразие техник нетрадиционного рисования и выявить приемлемые для работы с детьми ;

Составление плана работы над проектом ;

Подготовка консультаций для родителей и педагогов.

Продукт проектной деятельности :

Конспекты занятий художественного эстетического цикла :

Рисуем пальчиками «Дождик»

- рисование мыльными пузырями «Одуванчики» ;

- рисование техникой кляксография «Мы - волшебники» «Лето» .

Мастер-класс для родителей : Мастер-класс рисование смятой бумагой «На полянке»

Мастер-класс для педагогов : «Рисование песком » .

Консультации для педагогов : «Арт-терапия »

Консультации для родителей :

«Рисование нетрадиционными способами » ;

«Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Развлечения : «Праздник мыльных пузырей»

Схема реализации проекта :

Формы и методы работы :

Художественная мастерская;

Чтение художественного слова и т. д.

Наблюдения;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

Создание проблемной ситуации;

Этапы работы над проектом :

Подготовительный (I неделя )

Планирование деятельности;

Подбор методической литературы;

Составление планов работы .

Практический (IIнеделя )

Обеспечение условий для реализации проекта :

Просвещение педагогов и родителей по вопросам использования нетрадиционных техник рисования

разработка и накопление методических материалов, разработок , рекомендаций по проблеме.

Заключительный (аналитический) :

Обработка результатов в ходе реализации проекта;

К концу реализации проекта дети :

Проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают взрослым о своих интересах в рисунке;

Видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что, получается; делятся своей радостью;

Умеют пользоваться нетрадиционными средствами рисования

Начинают выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

Методические советы :

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника , побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть :

Игра, которая является основным видом деятельности детей;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь тому, кто нуждается в их участии, им важно почувствовать себя значимыми;

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :

рисование пальчиками , ладошками (при создании условий – ступнями) ;

Оттиск печатками из картофеля, пробок, ластиков, расчесок;

рисование поролоном ;

Мятой бумагой;

Щетинной кистью;

Пластилином;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

Монотипия;

Воскография;

Пластилинография;

Отпечатки листьев;

Рисунки из ладошки ;

рисование ватными палочками ;

Волшебные веревочки;

рисование мятой бумагой ;

Бросовыми материалами;

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :

рисование песком (с подсветкой и без) ;

рисование мыльными пузырями ;

рисование мятой бумагой ;

Кляксография с трубочкой и без приспособлений ;

Печать по трафарету;

Монотипия предметная, пейзажная и на стекле;

Граттаж;

рисование нитками ;

Свечками;

Подогретыми восковыми мелками;

Влажным улем;

Мелом и жидким крахмалом;

Песком и клеем;

Солью; и многим другим.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Нетрадиционные техники

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные) . Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы , предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, мы переходим к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс . В результате может получиться целый сюжет. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно составить сюжет, воздействуя на каплю воздухом, дуя на кляксу и поворачивая лист бумаги в нужном направлении или дуя через трубочку.

Рисование кусочками поролона

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному) . Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется) . Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Так же можно наносить на поролон краску кистью и рисовать что-либо .

Рисование смятой бумагой или пакетом

Для этого берутся небольшие кусочки бумаги, сминаются в шарики. Затем бумага окунается в краску нужного цвета и примакиванием наносится рисунок на лист бумаги. Для каждого другого цвета нужен отдельный комок бумаги. Чем мельче изображение, тем меньше кусочек бумаги для сминания нужен. Эта техника интересна детям тем , что кроме того, что результат работы всегда положительный, рисунок получается интересный, а так же сам процесс сминания бумаги доставляет детям не меньшее удовольствие и развивает мелкую моторику. Так же можно использовать и полиэтиленовый кулек.

Мыльными пузырями

Добавить в воду шампунь или мыло, отжать в ней губку для образования густой пены. Затем собрать губкой пену на стекло, добавить краску, сверху положить лист бумаги. Разгладить его и поднять. Фон готов.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми . Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста .

Граттаж наоборот

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет) . Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.

Рисование по мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге . Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы : "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Монотипия

Считается одной из простейших графических техник : на сложенном пополам листе или на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.

Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста . Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Детям доставляет удовольствие сам процесс работы .

Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.

Диатипия - (от греческого dia - сквозь, через) . Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.

Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать . Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.

На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Можно работать и с двумя красками . Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке, затем, положите поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и.) оттиск готов.

Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу , но лучше отпечатать изображение на тонированной бумаге.

Хотите изобразить чайку, парящую в голубом небе? Нанесите на стекло или папку бледно-голубую краску, прижмите - там, где вы прижали сильнее, краска отпечаталась лучше, а рядом - белое пятно, просвечивает бумага. Тем лучше - это похоже на облака. А сверху оттисните выпуклый силуэт чайки.

Акватипии.

Разведите гуашь и крупно, широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека - что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным.

Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст) .

А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.

Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья .

Начинающие работают обычно так : плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.

Разновидность граттажа – пластилиновый граттаж. На плотный лист бумаги наносится тонкий слой пластилина и процарапывается острой палочкой рисунок.

Рисовать можно даже скотчем

Детям нравится эта технология , хотя на самом деле эта работа требует много старания и терпения. На плотный лист бумаги наклеиваются полоски скотча нужного цвета, стараясь придать неровную, мятую поверхность. В результате получается объемное изображение.

Приемом тычок

Результаты этой технологии напоминают рисование мятой бумагой . Только для этой техники нужна жесткая кисть «щетина» . Кисть должна быть сухой. Она обмакивается в разведенную гуашь и тычками наноситься рисунок на лист бумаги, при этом кисть «смотрит в потолок»

Рисование через марлю

На лист бумаги накладывается смоченная марля и на нее гуашью наносится рисунок. Когда краска чуть подсохнет, марлю снимают. Детали прорисовывают тонкой кистью . в результате получаются образы пушистых животных, живописные пейзажи.

Наверняка многие люди слышали такой термин, как "арт-терапия". Слово art с английского языка переводиться как искусство. Следовательно, в основе этого направления психологической коррекции лежит творчество и искусство. Стоит особое внимание отдать технике фракталов в арт-терапии, которая предполагает дробленое рисование, благоприятно воздействует на мозг и чувства пациента.

Сущность арт-терапии

Задачи, которые ставит перед собой арт-терапия, по сути, идентичны для других методов психологической коррекции. То есть, если глобально, это гармонизация эмоционального состояния человека. Но в арт-терапии это состояние достигается через самовыражение в творчестве. Ценность и уникальность этого метода состоит в том, что с помощью арт-терапии можно выразить самые разнообразные эмоциональные состояния и чувства:

  • страх;
  • восхищение;
  • обиду;
  • злость;
  • любовь и др.

Одной из основных идей арт-терапии (техники фракталов, драматургии и прочих) является то, что суть внутреннего «Я» личности выражается в образах, которые оно создает. Например, когда человек пишет картину или создает любой иной предмет творчества. И именно в процессе самовыражения своего «Я» и осуществляется процесс гармонизации психологического состояния личности. В основе арт-терапии лежит сублимация. То есть человек снимает определенное внутренние напряжение методом перенаправления энергии для достижения определенных целей. В случае арт-терапии это создание предметов творчества.

Что касается самих предметов творчества, то это могут быть и картины, и литературные произведения (библиотерапия), скульптуры (глинотерапия) и др. Арт-терапия является хорошим инструментом психологической работы над собой. Этот метод подходит людям абсолютно любого возраста. Возможности этого метода очень широки.

С помощью арт-терапии можно побороть определенные комплексы и страхи у детей и взрослых, гармонизировать свое психологическое состояние, поднять самооценку. К слову, это одно из самых быстроразвивающихся направлений в психотерапии. В ритме современной жизни, полной стрессовых ситуаций, все больше людей по всему миру прибегают к технике телесно-ориентированной арт-терапии как к инструменту снятия стресса и получения позитивных эмоций.

Фризлайт

Фризлайт является нетрадиционной техникой арт-терапии, а именно искусством рисования светом, для выполнения которого требуется лишь несколько обычных фотоаппаратов и наличие источника света. Одним из обязательных условий для осуществления данной техники является полная темнота. Обычно процесс фотографирования происходит в темное время суток. Для успешного проведения процесса фотоаппарат закрепляется с максимальной выдержкой, чем она будет длиннее, тем больше у художника будет времени на работу. Основными методами фризлайта являются:

  1. Динамический - при котором движутся источники света.
  2. Статический - источники света на непродолжительный промежуток подсвечивают заготовленные предметы.

Началом этого направления считаются эксперименты, проведенные в 1949 г. В тот год Пабло Пикасссо услышал от своего знакомого историю. Этим человеком был популярный на то время художник и фотограф Гийоном Мили. Мили рассказал Пикассо о новой технике фотографирования, которую он недавно применил: он прикрепил к ботинкам статиста маленькие фонари. Вдохновленный Пикассо решил сам опробовать такой метод.

Монотипия

Монотипия представляет собой особую технику рисования, которая доступна для использования всем людям, независимо от их способностей. Считается, что ее изобретателем стал художник итальянского происхождения - Джованни Кастильоне, живший в XVII веке, а распространение получила только в конце XIX века. Монотипия выполняется путем нанесения красок на гладкую поверхность. В качестве материала, который будет наноситься, можно использовать акварельный (для получения одноцветного рисунка) и масляный краски (для многоцветного). Для того чтобы разнообразить рисунок, можно применить различные способы нанесения мазков. Полученный рисунок дополняется различными средствами и приемами, среди которых стоит отметить обведение контуров черной и белой краской. Эта техника арт-терапии в психиатрии прекрасно подойдет для работы с детьми, так как она помогает им выразить свои эмоции.

Пластилиновая живопись

Живопись является одной из самых сложных разновидностей современного искусства. Искусство живописи из пластилина появилось в конце прошло века. Изначально данной техникой творили только дети. А настоящие художественные деятели считали ее детской забавой.

В арт-терапии видов и техник рисования есть много. В первую очередь, стоит выделить рисование пластилином.

Преподаватели в дошкольных учреждениях с удовольствием использовали пластилиновую живопись в занятиях с детишками. Данный тип творчества хорошо развивает пальчиковую моторику рук и мышление. Однако вскоре у этой живописи появились почитатели среди взрослой аудитории. Хотя профессионалы все равно продолжают считать данный вид искусства баловством. Со временем возникли различные техники живописного искусства из пластилина, среди которых лепка по контуру, создание рельефных работ, работы их жгутов, горошков, лепка с помощью мазков. Для каждой из этих техник потребуется определенный материал. Это может быть как обычный пластилин, так и восковой, застывающий, парафиновый и другие.

Фотокопия

Искусство рисования является интересным и увлекательным не только для детей, но и для взрослых. Одной из современных нетрадиционных техник является фотокопия - рисование с применением свечей. Данная техника абсолютно не сложная. Для ее воплощения понадобится любая свечка. Первым делом на листе бумаги рисуется эскиз будущей картины. Затем эскизные линии прорисовываются при помощи заранее заостренной в виде карандаша свечи. При помощи кисти лист смачивается водой, и сверху наносятся краски. Кисть можно заменить кусочком поролона. Затем, чтобы изображение появилось, необходимо аккуратно кистью или поролоновой губкой нанести по всей поверхности бумаги краску. И рисунок появится как при проявлении фотографий. После того как рисунок высохнет, его можно дополнить с помощью фломастеров. Фотокопия является одной из техник арт-терапии и помогает специалистам осуществлять различные психологические коррективы.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - лечение путем использования музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Музыкотерапия может быть как частью сложного психотерапевтического лечения, так и самостоятельным методом лечения. Основными результатами применения являются:

  • восстановление;
  • образование;
  • воспитание детей и взрослых, страдающих психическими или физическими заболеваниями.

Музыкальная терапия не только оказывает влияние на психологическое здоровье человека, но также вносит активное влияние в такие процессы, как дыхание, кровообращение и другие. Ее можно использовать в комплексе с техникой закрытых глаз в арт-терапии. Она считается активной, если от пациента требуются активные действия, такие как пение или игра на музыкальном инструменте. Терапия считается пассивной, если пациент выступает в роли слушателя. Терапия будет считаться интегративной, если кроме музыки будут использоваться другие виды творчества:

  • рисование;
  • поэзия;
  • проза;
  • драматургия и другие.

Библиотерапия

Библиотерапия включает различные методики такие, как психотерапия, психокоррекция, психология, книговедение. Библиотерапия производит воздействие на пациента с помощью чтения литературы, специально подобранной для него специалистом. Целью терапии является нормализация психического здоровья пациента. В ходе терапии человек записывает все в читательский дневник. Затем специалист анализирует записанные данные. Анализ поможет диагностировать и дать объективную оценку эффективности проводимой коррекции. Данный вид терапии рекомендуется применять в работе с детьми и взрослыми пациентами, которые страдают проблемами личностного и эмоционального характера. Библиотерапия может использоваться в индивидуальных и групповых сеансах. Для проведения групповых занятий членов группы подбирают по уровню их начитанности и литературным интересам. Во время диагностики клиенты вместе с психологом анализируют воздействие прочитанных книг, что помогает пациентам осознать личные проблемы.

Драмотерапия

Драматерапия - целенаправленный метод воздействия на пациента, с помощью которого психотерапевт добивается проявления каких либо эмоций для нормализации и восстановления его эмоционального состояния. За основу данной методики берутся придуманные драматические сюжеты. Участвуя в разыгранной истории, не замечая для себя, пациент вживается в предложенную ему роль и тем самым подталкивает себя к решению возникшей у него психологической проблемы. Драматерапия нашла свое применения в лечение таких отклонений, как:

  • различные неразрешенные психологические проблемы;
  • незначительные психологические отклонения;
  • внутрисемейные конфликты;
  • психологические расстройства.

Драмотерапия также включает ресурсную технику арт-терапии и подразумевает осуществление нескольких сеансов, с помощью которых психотерапевт помогает наладить контакт пациенту с окружающим миром и решить его личные проблемы. При использовании данной методики для большинства пациентов результат стабилизации психологического состояния наступает в кратчайшие сроки.

Игротерапия

Игротерапия - метод лечения, при котором основным источником воздействия является ролевая игра. Игра помогает содействовать клиенту в преодолении его психологических и социальных трудностей. Основной целью является снятие преград в личностном росте и эмоциональном развитии. К данному методу относят все психотерапевтические воздействия с помощью игр и игрушек. Объектом лечения может быть человек любого возраста и социального статуса, однако чаще всего данный метод применяется к детям и подросткам. В процессе игры играющий учится справляться со своими чувствами и ситуациями, которые моделируются в игре. Одним из важнейших преимуществ игротерапии является то, что в процессе игры можно выявить источник проблемы, а затем мягко и осторожно оценить и скорректировать состояние ребенка или взрослого. Также с ее помощью можно научить группу людей коллективно взаимодействовать в решении задачи игры.

Изотерапия

Изотерапия - методика, применяющаяся в психотерапевтическом направлении и использующая живопись. К этому методу относятся раскраски антистресс, креативные техники раскрашивания в арт-терапии и прочие методы. При применении изотерапиии на практике пациент создает свои картины или активно взаимодействует с уже готовыми изображениями. Данная методика имеет активное воздействие не только на детей, но и на взрослых. Суть техники рисования в арт-терапии заключается в том, что «художник» активизирует работу мозга и выплескивает все скрытые мысли на бумагу. Вспомогательными инструментами данной методики являются бумага, краски и карандаши. Через определенное время по сохраненным работам психотерапевт определяет динамику улучшения или ухудшения психологического состояния пациента. Для достижения полноценного положительного результата от техники рисования в арт-терапии для пациента занятия проводятся систематические и под наблюдением врача. Применение изотерапии на практике является проверенной методикой, которая дает положительные результаты в лечении психологических отклонений.

Коллаж

Составление композиции, связанной по смыслу из многочисленного количества картинок, различных изображений или рисунков называется коллажем (техника арт-терапии). Семейная работа сближает, и это отличный вариант тем, кто хочет провести коллективную работу.

Такое понятие, как коллаж, появилось в конце XX века и за короткое время произвело позитивное впечатление на любителей искусства. Для составления данной композиции применяется определенная «платформа» в виде листа бумаги, ватмана или какой-либо ровной поверхности, на которой с помощью клея закрепляются различные изображения. Как дополнительный вид декора к коллажу могут крепиться различные аппликации и небольшие предметы. Главная особенность коллажа - это возможность сочетания различных изображений, не схожих по своей тематике. Собранная история на «платформе» выделяется своей оригинальностью и неповторимостью. За последнее время коллаж стал настоящим произведением искусства, который может создать каждый желающий.

Песочная терапия

В психологической практике используют множество методов для работы с людьми, имеющими психологические проблемы, а также детьми. Одним из них является базовая техника арт-терапии с использованием песка. Метод пользуется популярностью из-за своей эффективности и несложности в использовании. Пациент при помощи песка пытается гармонизировать свое внутреннее и внешнее "Я", а также побороть стресс. При проведении терапии используют поднос с песком, водой и небольшими фигурками. Пациент, используя собственную фантазию, должен соединить все воедино. Создание песочных композиций, а также их реконструкция - особый ритуал. На основе него можно проследить динамику психических изменений. Это своеобразная методика арт-терапии. Человек погружается в творчество и учится слушать свои мысли, что способствует решению психологических проблем, которые были до терапии.

Цветотерапия

Цветотерапия - современный метод психокоррекции с использованием цветовой палитры. С древних времен считалось, что цвет обладает силой, восстанавливающей душевной спокойствие, и способен излечить различные болезни. Считается, что человек воспринимает цвета не только с помощью зрения, но и бессознательно поглощает его через кожные покровы, мышцы и даже кости. Современные специалисты применяют цветовую терапию для лечения стрессов, головных болей, хронической усталости и недосыпа и других психологических проблем. Также лечение цветом хорошо влияет на восстановление состояния и внешнего вида кожи человека, прекрасно стимулирует иммунитет. Цветотерапию также применяют при пониженном аппетите, аллергии, заболеваниях кожи, ЖКТ и других болезнях. Любой человек после тяжелого дня инстинктивно мечтает оказаться в подходящей цветовой среде, искупаться в синем море, полежать на зеленой лужайке и тому подобное.

Сказкотерапия

Сказкотерапия является одним из нововведений в арт-терапии. В психологии данный метод психокоррекции и психопрофилактики стал использоваться специалистами сравнительно недавно. Сказки еще с давних времен наши предки использовали для передачи информации. Сказочные истории очень глубоко воздействуют на подсознание и сознание как деток, так и взрослой аудитории. У детей данный метод развивает фантазию и учит их искать выходы из различных жизненных ситуаций. С взрослыми людьми терапия работает также прекрасно. Современные специалисты довольно часто стали применять сказкотерапию на своих семинарах, тренингах или индивидуальных сеансах, ведь ее можно отнести к ресурсной технике арт-терапии. Во время проведения данной терапии могут использоваться не только существующие произведения, но и придумываться новые. Сегодня сказкотерапия являются серьезным средством формирования сознания взрослых и отличным методом воспитания детей.

Фототерапия

В современном мире фототерапия является методом психокоррекции из одной из разновидностей арт-терапии. Данный темп терапии стремительными темпами набирает популярность. Специалисты используют различные фотографии для лечения депрессивных состояний, познания пациентами своего внутреннего мира, чувств и страхов. Методика работы данной терапии довольно проста. Пациент рассматривает различные фотоснимки, чтобы погрузиться в события своего прошлого. Во время продолжительного рассказа специалист делает различные пометки, а потом на их основе строит выводы о проблемах и их причинах. Фототерапия может быть индивидуальной, групповой или даже семейной. Для ее проведения человеку понадобится мобильный телефон, цифровая камера или просто старый фотоаппарат. Данный вид арт-терапии может использоваться для лечения людей различных возрастов во время решения большого списка проблем.

Глинотерапия

Глинотерапия - метод, который применяется в психологии и является разновидностью арт-терапии. Эту методику используют в лечении страхов, агрессии, неуверенности в себе у взрослых и детей. Также с успехом применяется при лечении гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей. Глинотерапия помогает человеку выразить те чувства, которые спрятаны в его подсознании и не находят выхода. Также при правильной интерпретации получившихся фигур можно понять, каких чувств и эмоций не хватает в жизни человека, о чем он даже еще не подозревает. Если на первых занятиях у человека не получаются фигуры, они ему не нравятся, то это тоже оказывает определенный терапевтический эффект. На последующих занятиях у человека все равно начнет получаться лучше. Видя повышение своего мастерства, он получает эмоциональное удовлетворение. У гиперактивных ребят, детей с синдромом дефицита внимания формируется усидчивость и улучшается концентрация внимания.

Применение техники и упражнений арт-терапии - метод воздействия на психику человека при помощи средств, образов, предметов, занятия и так далее. Арт-терапия способна вернуть к нормальной жизни человека с психическими расстройствами. Арт-терапия влияет на подсознание. За счет методики ее проведения, у человека на подсознательном уровне формируется изменение черт характера, поступков. Так, человек может избавиться от фобий, полюбить то, что ранее ему казалось чуждым, и так далее. Психология арт-терапии - уникальная возможность понять то, что было непонятно, увидеть, то, что было не видно, изменить то, что было невозможно, а также повысить самооценку, поднять настроение, изменить характер, поведение и много другое. Но вместе с тем методику арт-терапии может внедрять только знающий область психиатр. Судя по советам психиатров, методы и техники арт-терапии использовать следует лишь в тех случаях, когда возникшую проблему сложно решить другим методом, когда во время лечения человек чувствует себя некомфортно.

Например, отсутствие желания жить, депрессивное состояние, нахлынувшая апатия и так далее причин имеют много. Это может быть психологическая травма, полученная в раннем детстве, временный кризис, развитие страха и тому подобное. Чтоб справиться с этим, приема одних медикаментов мало. Тревога, страх, апатия, депрессия, отлично поддаются лечению во время игры, через искусство и так далее. Определенную технику арт-терапии и упражнения можно выбрать на свое усмотрение. Главное, чтобы это заинтересовало пациента. Только так арт-терапия принесет положительный результат. Самая популярная и часто используемая методика - воздействие через искусство, рисунок, цвет, музыку. Для детей более подходит сказкотерапия, игротерапия и другие. Главный результат - это изменение человека, когда он перестал свои мысли держать в себе. Все негативное он смог вылить на бумагу, открывшись. Регулярное проведение арт-терапии изменит жизнь к лучшему.

Впервые термин «арт-терапия» был введен в психологию в 1938 году Хиллом. Он употребил его при описании своей работы с больными туберкулезом, отметив, что занятия изобразительным искусством существенно улучшили их состояние.

Что это?

Арт-терапия – одно из ведущих направлений в психотерапии. С помощью этого метода можно проводить реабилитационную, терапевтическую и коррекционную работу. Арт-терапия отлично подходит для диагностики психического состояния.

Изначально пациентам предлагалось рисовать карандашами или красками. В настоящее время арт-терапия успешно развивается и включает в себя различные виды искусства: танцы, музыку, литературу, фотографию, лепку. В процессе занятий человек расслабляется, забывая о проблемах и стрессах, познает свое «Я». Это помогает разобраться с внутренними конфликтами, избавиться от комплексов и зажимов.

Этот метод терапии хорош, когда человеку трудно найти нужные слова или довериться психотерапевту. Через выражение своего «Я» и своего состояния в рисунках или лепке, в прозе, пациент раскрывается, давая возможность специалисту точно определить проблему. При этом проецирование переживаний происходит неосознанно, отсутствует критика и коррекция разума. Проще говоря, человек не думает над тем как социально одобряемо выразить свои чувства, рассказать о проблемах.

Наверное, главным достоинством арт-терапии является ее доступность, любой может заниматься ею самостоятельно в домашних условиях. Просто рисуя незамысловатые узоры и картинки или с помощью раскрасок-атистресс. Это точно поможет снять напряжение и отвлечься от проблем.

Показания к арт-терапии могут быть следующие:

  • стресс,
  • экзистенциальный или возрастной кризис,
  • неумение контролировать эмоции (ранимость, вспыльчивость и тому подобное),
  • сниженное настроение, апатия, потеря интереса к жизни,
  • депрессивное состояние,
  • психологические травмы,
  • страхи, повышенная тревожность,
  • негативная Я-концепция, комплексы, заниженная самооценка,
  • межличностные или внутренние конфликты.

Цели и преимущества

Основной целью арт-терапии является научить человека самопознанию, самовыражению и самоанализу. Лучшее понимание себя и своих желаний приводит к гармонизации психического состояния пациента.

К целям арт-терапии также можно отнести:

  • снятие эмоционального (физического) напряжения,
  • развитие личности пациента,
  • повышение самооценки,
  • принятие психологических проблем,
  • гармонизацию состояния пациента,
  • социальную адаптацию , улучшение коммуникации.

При помощи этого метода психотерапии корректируется психоэмоциональное состояние человека. Что приводит к следующим положительным изменениям:

  • пациент учиться выражать негативные чувства (страх, обиду, агрессию и прочее) в приемлемой форме,
  • происходит снятие стресса, повышенной тревожности, эмоционального напряжения,
  • побеждаются фобии и страхи, удается избавиться от комплексов и зажимов.

Арт-терапия помогает раскрыть творческий потенциал, развить эмоциональный самоконтроль, помогает выразить чувства и переживания, не прибегая к словам, наладить контакт между психотерапевтом и пациентом.

Процесс терапии более напоминает занятие хобби, что не вызывает настороженности и предубеждений у пациента. В его основе лежит сублимация , это позволяет трансформировать внутренние конфликты, эмоциональное напряжение и прочие проблемы в более приемлемый для пациента и социума вид.

Важно, что в арт-терапи и ставка делается не на талант и способности, а на выражение своего «Я».

Она идеальна для работы с маленькими детьми, лицами с ограниченными возможностями, замкнутыми подростками, людьми в преклонном возрасте.

Приемы

В арт-терапии выделяют два основных направления.

Суть первого метода использование творческого потенциала пациента для воссоздания (выявления) и разрешения травмирующей ситуации (или других проблем).

Второй прием основан на природе эстетической реакции, которая способна преобразовать негативное воздействие аффекта в позитивное.

В процессе арт-терапии пациент может выполнять задание на заданную тему, и особое внимание уделяется сочетанию цветов их яркости, оформлению и деталям.

Также пациенту может даваться свобода в выборе темы, материалов, сюжета и при этом специалист будет оценивать выбор техники, материалов, манеру выполнения.

Одним из популярных приемов арт-терапии является метод Мандала. Мандала – это симметричные элементы, прорисованные в окружности с выраженным центром. Пациент может рисовать мандалы по шаблону или используя собственную фантазию. Рисунки такого типа издревле считались, оказывающими благотворное влияние на душу. Рисование мандал помогает обрести внутреннюю гармонию. Изучение Мандал и их воздействие на эмоциональную сферу начал еще Густав Юнг. Он определил, что данная техника позволяет понять свое «Я» через раскрытие «внутреннего ребенка».

Виды арт-терапии

Арт-терапия популярный и быстроразвивающийся метод психотерапии. В его основе лежала работа с рисунками пациента, теперь он включает в себя множество разнообразных техник. Основные виды арт-терапии следующие:

  • изотерапия (рисование),
  • фототерапия (создание коллажей, фотографирование),
  • музыкотерапия (прослушивание музыки),
  • песочная терапия (рисование песком),
  • сказкотерапия (сочинение сказок),
  • дэнстерапия (занятия танцами).

Изотерапия

Изотерапия это наиболее распространенный вид арт-терапии, который позволяет корректировать состояние пациента благодаря изобразительному искусству (живопись, лепка, рисунок). Особое внимание психотерапевт уделяет используемым краскам, их сочетанию, яркости. Так работы в преимущественно пастельных тонах говорят о ранимости и тонкой душевной организации. Яркие и насыщенные цвета говорят о позитивном настрое пациента, а использование темных тонов – о подавленном или депрессивном состоянии.


Этот метод можно практиковать, самостоятельно используя раскраски-атистресс или рисуя самостоятельно. Чтобы терапия была успешной стоить помнить о следующем:

  • лепка помогает справляться с сильными негативными эмоциями (агрессия, злость),
  • садясь за рисование, необходимо позаботься о разнообразии в выборе цветов,
  • выбирая «инструменты» (краски, ручки, карандаши, мелки, фломастеры) для рисования, необходимо помнить, что кисть и краски помогают легче раскрепоститься, что важно в самом начале терапии.
  • рисуя не нужно задумываться о красоте и правильности, а стремиться к выражению своих переживаний.

Фототерапия

Фототерапия один из самых «молодых» видов арт-терапии. Он начал развиваться в США в 70х годах прошлого века. С его помощью успешно решаются многие психологические проблемы.

В процессе терапии пациенту предлагается самому создавать фотографии или работать с уже готовыми специально подобранными материалами, составлять коллажи или инсталляции.

Психотерапевт уделяет внимание восприятию клиентом фотографий, эмоциям, которые они вызывают, деталям, например, времени года, когда снимок был сделан.

Это могут быть фотографии с участием пациента, или созданные им.

Фотографии клиента могут помочь разобраться с его отношением к себе, выявить комплексы, оценить ситуацию в семье.

Как правило, специалиста может насторожить ситуация, когда у человека нет вообще фотографий или на всех он находится в центре «внимания».

Фотографии, не имеющие отношения к пациенту, помогают понять проблемы связанные с его личной жизнью.

Основу этого метода арт-терапии составляет работа с восприятием пациентом фотографий, обсуждение созданных снимков, составление историй на основе фотографий.

Фототерапия способствует успешной социализации пациента и разрешению проблем с коммуникацией.

Музыкотерапия

В основе этого вида арт-терапии лежит благотворное воздействие музыки на эмоциональное состояние пациента.

Музыкатерапия может быть пассивной, когда человек просто прослушивает музыку или активной, когда сам играет на музыкальных инструментах, поет или танцует.

Положительное влияние музыкотерапии основывается на положительном воздействии звуковых вибраций на эмоциональное и физическое состояние человека. А ассоциации вызванные прослушиванием композиций улучшают психологическое состояние пациента.

Сеанс музыкотерапии можно разделить на три этапа:

  • подстройка,
  • введение,
  • закрепление.

На этапе подстройки подбирается мелодия наилучшим образом соответствующая состоянию и настроению пациента. На втором этапе музыкальное произведение должно «нейтрализовать» отрицательные чувства, утешить, вселить надежду. На этапе закрепления – музыка должна вселить веру в себя и свои силы, зафиксировать достигнутый результат.

Наиболее эффективна терапия классической музыкой.

Но можно подбирать любую музыку на свой вкус, главное чтобы она вызывала положительные эмоции.

В Японии набирает популярность, такой вид музыкотерапии, как караоке, позволяющий не только наслаждаться музыкой, но и самовыражаться.

Сказкотерапия

Сказкотерапия идеально подходит детям и взрослым, особенно склонным к фантазиям. Этот вид терапии помогает наилучшим образом понять состояние пациента. Легко решить с помощью этого метода и межличностные и внутренние конфликты. Суть метода состоит в создании сказок, обсуждении уже известных произведений. Сочиняя собственную историю человек, находит выход из затруднительной ситуации, учиться понимать свои чувства, выражать их.

Дэнстерапия

В основе танцевальной терапии лежит выражение эмоций через движение, танец. Для этого не нужно уметь танцевать или стараться выполнять движения идеально, главное свобода самовыражение. Этот метод позволяет освободиться от комплексов и внутренних зажимов, изменить взгляд на мир. Основа этого терапевтического метода лежит в телесно-ориентированной терапии , суть которой состоит в том, что любые долго накапливаемые эмоции отрицательно влияют не только на психологическое состояние, но и на физическое. Эффект от дэнстерапии будет при условии достижения полной свободы в процессе танца. Этот вид терапии не равнозначен занятиям в танцевальной студии, так как занятия с тренером подразумевают выполнение движений по шаблону, а дэнстерапия – прежде всего свобода самовыражения.

Основные техники

Как уже упоминалось арт-терапией можно заниматься самостоятельно и со специалистом.

Для самостоятельной терапии подойдут следующие несложные упражнения.


«Настроение». Суть задания нарисовать свое настроение, неважно абстрактный это рисунок, портрет или пейзаж, главное чтобы он выражал эмоциональное состояние. Можно рисовать ручкой, карандашами, красками, фломастерами, восковыми мелками. После того как рисунок закончен, его необходимо рассмотреть и проанализировать. Что он выражает? Грусть? Радость? Это то состояние, в котором человеку комфортно находиться? Если нет, можно приняться за изменения рисунка. Можно добавлять цвета, убирать и закрашивать элементы, даже обрезать часть рисунка.

«Монстр». Для того чтобы победить страхи или избавится от внутренних конфликтов идеально подойдет упражнение в ходе которого нужно слепить свой страх или проблему. Подойдут любые материалы, пластилин, соленое тесто, специальная глина. Необходимо подумать и представить свой страх или иную проблему, вылепить ее образ. Когда фигурка будет готова, психологи советуют высказать ей все, что накопилось, излить весь негатив, а после переделать фигурку, придав ей более позитивный вид.

«Сказка о герое». Это упражнение подразумевает написать сказку о вымышленном персонаже, который проходя через ряд трудностей, обретает желаемое, приобретая еще и некий жизненный опыт. В спокойной и приятной атмосфере нужно сесть и подумать о том, каким будет герой, сюжет произведения, записать, а потом перечитать сказку, найти общее между ее героем и собой, оценить на каком этапе сказки находитесь именно вы, что нужно до достижения хэпиэнда.

Арт-терапия удобный и не сложный метод, позволяющий разрешить множество психологических проблем и у детей и у взрослых, как с психотерапевтом, так и самостоятельно.