Виляние хвостом собаки. А

Фернандо, о котором повествует этот рассказ, не был героем. Утопающего ребенка из бурлящего потока не вытаскивал, не защищал своего хозяина при ночном нападении. Он не боролся с ядовитой змеей, угрожающей хозяйке в саду, не предвещал распространяющегося пожара, дабы спасти таким образом целую семью. Фернандо в своем коротком «быть» выполнял другое значительное задание. Он стал символом любви и дружбы для ста тысяч человек, живущих в дебрях первобытного леса на севере Аргентины в городе Ресистенсия, где к домашним животным относятся довольно прохладно.

Певец Фернандо Ортиц в сороковых и пятидесятых годах зарабатывал свой хлеб исполнением танго и других народных мелодий в ночных ресторанах севера Аргентины. Чаще всего он выступал в Ресистенсии, где у него было больше всего зрителей. Как-то утром, когда Фернандо Ортиц, довольный собой и всем миром, завтракал в кафе «Лос Банкос», к его столу приблизился, виляя хвостом, лохматый маленький песик. Тут же прибежал официант, чтобы прогнать назойливое животное. Ортиц, у которого пробудилось чувство симпатии к четвероногому, не позволил. Собака доверчиво подошла к Ортицу и разрешила себя погладить. Не отказалась она и от кусочка хрустящего печенья. Ортиц пожелал узнать, кто хозяин собаки и как ее зовут. «Не знаю, - ответил официант. - Она появилась здесь несколько дней назад, когда была сильная гроза. Так как она никому не мешает, может оставаться, пока ее кто-нибудь не возьмет. Мы зовем этого пса Неряхой, потому что он такой грязный».

Ортиц расплатился и встал, Неряха тоже. Ортиц вернулся в гостиницу. Неряха следовал за ним по пятам. Ортиц пошел в свою комнату, Неряха за ним. Оба стояли друг против друга. Певец смотрел на пса, пес смотрел на певца. Союз дружбы был заключен без слов. Ортиц купил поблизости еду на обед, но уже на двоих. Потом оба проспали послеобеденную сиесту, как это принято в жарких регионах Аргентины, и Ортиц заманил своего подопечного в ванну для наведения чистоты. В этом отношении их точки зрения резко расходились, и только что заключенный союз мог распасться. В конце концов Ортицу все же удалось вымыть пса.

Не нужно особо упоминать, что Неряха вечером провожал певца к месту работы. Очень заинтересованная всем происходящим собака терпеливо ждала, пока не кончилось выступление Ортица.

Первую ночь друзья проспали вместе в номере гостиницы, но на следующее утро - скандал! Администрация гостиницы «Колоп» отказала Неряхе. Пока очень подавленный Ортиц все это принимал к сведению, Неряха решил проблему. Он нашел у входа в гостиницу защищенное, очень удобное углубление и с тех пор постоянно там ночевал.

Вскоре жители Ресистенсии привыкли видеть певца Фернандо Ортица в сопровождении маленькой белой собачки, которая повсюду следовала за ним. Кто улыбался доброжелательно, а кто и недобро, когда эта пара прогуливалась днем по улицам или сидела в кофейнях, а вечером выступала в ночных ресторанах. Певца часто спрашивали, какой породы его собака. «Трудно сказать, - сомневался Ортиц. - В лучшем случае белый жесткошерстный потомок шпица».

Как-то вечером, по окончании работы Ортиц встретился по привычке с несколькими друзьями в винном погребке, конечно в сопровождении своей собаки. Неряха считал совершенно нормальным занимать свое место на стуле. Такая наглость, по мнению посетителей, вызывала общий смех.

Как зовут твоего пса? - захотел кто-то узнать.

Честно говоря, нет у него имени. Когда я его взял, он назывался Неряхой, - ответил Ортиц удрученно.

Это же чепуха! Во-первых, он уже не грязный, во-вторых, он к тебе привязан, как ребенок, и принадлежит тебе, как сын, поэтому имеет право носить твое имя. Следовательно, теперь его зовут Фернандо.

Под общее ликование последовала торжественная церемония крещения, вместо святой воды пришлось довольствоваться шипучкой с маленькой добавкой вина. И Неряха стал называться Фернандо.

Несмотря на очень душевные отношения между Фернандо и певцом Фернандо Ортицем, последний не мог себя считать единственным хозяином и властелином Фернандо. Пес имел очень ярко выраженный компанейский характер и мгновенно завязывал дружеские связи. Никогда он не был навязчив. Он умел, благодаря свойственному ему такту, вовремя исчезать до появления неприязни к нему. Детям дарил он особую любовь: завидев играющих ребятишек, он всегда радостно подбегал к ним и с удовольствием принимал ласки со всех сторон. Высшим наслаждением для него было, лежа на спине, подставлять живот для поглаживания. И к старым людям он был очень расположен.

В Аргентине пенсия выплачивается только лично и подпись получателя обязательно заверяется печатью банка, поэтому в первые дни месяца около банка часто образуется длинная очередь пенсионеров. К ним и присоединялся «Апостол Мира и Дружбы» - Фернандо - и помогал старикам скоротать время ожидания. Однажды утром, когда Фернандо составлял компанию пенсионерам в очереди перед банком, проходящий мимо видный сеньор бросил на собаку дружелюбный взгляд и сказал ему несколько ласковых слов. Это был директор банка. Когда швейцар открыл дверь, Фернандо беззастенчиво прошествовал за сеньором в банк. Даже табличка «Директор» не могла его остановить, и он вошел в помещение. Озадаченный и одновременно развеселившийся от такой смелости сеньор директор поглядел на маленькую собачку. За его многолетнюю службу в банке такого еще никогда не случалось! Но пока он принимал решение, Фернандо сел на задние лапки и стал служить, размахивая передними и глядя при этом особенно проникновенно и дружелюбно на своего двуногого друга. Короче говоря, директор банка нажал на звонок, и появившемуся слуге был заказан завтрак на двоих. Завтрак для Фернандо сервировался на лоточке на ковре, печенье предусмотрительно было замочено в кофе. Позавтракав, Фернандо растянулся на ковре, намереваясь основательно подремать.

Банковская деятельность директора и собачья дружба не очень хорошо совмещаются, поэтому директор был вынужден перед началом работы распрощаться со своим четвероногим другом. Фернандо один не мог или не хотел выбраться из банка, и директор лично сопровождал его до входной двери. Эта церемония теперь повторялась изо дня в день, даже когда не было очереди пенсионеров. Спустя некоторое время Фернандо дали понять, что ему придется признавать в качестве сопровождающего чиновника низшего ранга. Через несколько лет директор был переведен в другой город. Новый директор не питал особой любви к собакам, а завтрак Фернандо, к сожалению, не был предусмотрен в официальном протоколе банка Ресистенсии, так что пришлось собаке вычеркнуть эту часть дневной программы. Но пенсионерам Фернандо был и в дальнейшем верен во время их ожидания.

Со временем популярность и известность Фернандо в городе очень поднялась, но вместе с этим появилось и множество общественных обязанностей. Особый нюх, можно даже сказать, шестое чувство было у него на свадьбы и праздники. Везде он был любимым гостем, даже талисманом. Говорили, что его присутствие приносит счастье молодоженам или полный успех празднику. Никогда Фернандо не появлялся раньше времени. Заставляя ждать, он удостаивался аплодисментов многочисленных гостей. Торжественной походкой, с гордо поднятой головой он шествовал мимо присутствующих прямо на кухню. Когда он чувствовал себя особенно хорошо в человеческом обществе, то садился на стул и снисходительно позволял себя баловать.

Фернандо всегда появлялся отлично причесанный, белая шерстка его блестела. Этим он был обязан одной даме, оставшейся неизвестной, которую он навещал всегда после обеда. Она была единственным человеком, от кого он терпеливо сносил купание и расчесывание, чтобы быть красивым оставшуюся часть дня.

Фернандо покидал празднества, когда считал нужным, к общему сожалению присутствующих. Как сознательный четвероногий гражданин города, часть своего драгоценного времени он посвящал политике. Он присутствовал на всех значительных событиях, сидел или стоял рядом с ораторами на трибуне. Последние были иногда в недоумении, кому адресованы аплодисменты - им или Фернандо. Политики видели в его присутствии хороший, а в отсутствии - плохой знак для предстоящих выборов. После победы на выборах Фернандо награждался бесчисленными вкусными кусочками. Что предпринимали побежденные, на митингах которых он тоже сидел на трибуне, в его истории не отмечено.

Особой страстью Фернандо было искусство, а именно музыка и театр. Он участвовал во всех важных мероприятиях: ложился около артиста, опустив голову между передними лапами, моргая глазами и навострив уши, следил за выступлением. Собака рядом с артистом - невероятно в Аргентине, где собаки считаются низшими существами. Только собак - поводырей слепых можно взять с собой в магазин или ресторан. Но Фернандо излучал что-то магическое! А кроме того, он не принадлежал одному хозяину, отвечающему за его действия.

Но вернемся к Фернандо, к его присутствию на сцене. Публика следила за артистом и за собакой. Если Фернандо до конца концерта оставался на своем месте, артист мог рассчитывать на бурные аплодисменты. Если же собака вставала раньше и уходила, вслед за ней уходила и публика. Однажды - единственный раз - дошло и до такого: Фернандо встал во время концерта, спокойно поднял ногу у занавеса и исчез. Вся публика последовала за ним, разве только ножку никто у занавеса не поднял. Честно говоря, другого этот артист и не заслуживал.

В другой раз знаменитый виртуоз давал концерт в Ресистенсии. Вскоре после начала выступления он заметил собаку на сцене. Он сделал недовольную гримасу, возникло опасение, что он прервет концерт, но постепенно его неудовольствие перешло в приветливую улыбку, когда он понаблюдал за игрой ушей и глаз собаки. У многих зрителей создалось впечатление, что артист с того момента играл исключительно для Фернандо: часто их взгляды встречались, и артист старался превзойти самого себя. По окончании концерта музыкант подошел к рампе и дважды поклонился. Первый раз восторженным слушателям, потом чуть в сторону - Фернандо.

В Аргентине существует закон о борьбе с бешенством, предусматривающий отлов бродячих собак. Не придет владелец отловленной собаки в течение 24 часов - ее усыпят. В определенные дни недели ездят ловцы с фургоном по городу. Работа эта довольно презренная, поэтому им платят поштучно. Как-то утром Фернандо беззаботно прогуливался в Центральном парке. Не подозревая плохого, он, виляя хвостиком, доверчиво подошел к трем ловцам с петлями, мгновенно был окружен, что-то тонкое и жесткое обвило и беспощадно затянуло ему шею. Не помогли ни сопротивление, ни испуганный визг и кусание. Фернандо грубо потащили и заперли в фургоне.

Это насильственное похищение не осталось незамеченным. Толпа детей бежала за фургоном с громким криком и плачем: «Фернандо, они поймали Фернандо, помогите!» Через две улицы на углу кофейни «Сорокабана» стояло несколько человек, погруженных в очень важные, но бесполезные политические разговоры. Один из них, услышав имя «Фернандо» и увидев приближающийся фургон, поднял тревогу. Тут же, на углу, фургон был остановлен тремя мужчинами, среди которых был Татало Домингес, бывший аргентинский чемпион, боксер-тяжеловес, который причислял себя к друзьям Фернандо. Что было дальше - осталось невыясненным. По словам администрации, это была «дискуссия». Другой источник информации сообщает достоверно о неповторимых ругательствах боксера, вслед за которыми последовали его же кулаки. Документально доказано, что ловцы и возница трусливо уступили и не оказали сопротивления, когда боксер открыл дверь фургона. Первым выскочил маленький белый комочек, вслед за ним еще 12 представителей семейства Canis, или, проще, «собачье дворянство обыкновенное». Дверь в кофейню была случайно открыта, и вся собачья свора с ходу кинулась внутрь и спаслась под столами и стойкой. С тех пор городская администрация, а вернее «отдел по борьбе с бешенством», наказала Фернандо полным отсутствием внимания к его особе.

В Ресистенсии есть место, где по традиции встречаются артисты. В известном доме в большом саду избранные артисты создали клуб. Здесь занимаются музыкой и литературой, художники устраивают выставки. Новые народные мелодии звучат здесь в первый раз в сопровождении сверчков и запаха тропических цветов.

«Фогон» означает лагерный костер, место встречи. «Арриерос» называют аргентинских погонщиков скота. Это уникальное высокочтимое ремесло теперь почти исчезло из-за появления современного транспорта. Погонщики должны были быть очень опытными в общении со стадами, особенно с крупным рогатым скотом. Они имели высокое чувство ответственности, их обязанностью было сохранить как можно больше животных до конца многокилометрового пути, проходящего через джунгли и голые жаркие степи. Арриерос должны были хорошо знать страну, пастбища, места отдыха и водопоя, уметь защитить животных от хищников и от других неприятностей. Арриерос встречались со многими людьми, узнавали новости, обменивались мнениями и поэтому имели большой авторитет у местных жителей. Их с удовольствием принимали на кострах, где угощали «асадо» - так называют жареное на костре мясо с вином. На этих встречах всегда звучала гитара, создавая соответствующее настроение. Одним из постоянных гостей в «Фогон де лос Арриерос» был певец Фернандо Ортиц в сопровождении Фернандо, который чувствовал себя там как дома, сидел обычно, согласно его высокому положению, на стуле среди поэтов, певцов, художников и прочих одаренных людей. В течение этих ночных разговоров родилась идея еще при жизни поставить памятник Фернандо. Почему такая честь выпала маленькому уличному псу, не совершившему волнующего всех геройского поступка, приносящего ему признание людей? Потому что этот маленький уличный пес своей добротой и жизнерадостностью сумел разбудить в людях все хорошее.

При появлении Фернандо совершенно незнакомые между собой люди подходили к нему, ласкали его и начинали беседовать. Так сближались люди, у которых иначе не было бы причины знакомиться. А при последующих встречах говорилось: «Помните? Мы познакомились у Фернандо?».

В 1957 году президент Аргентины генерал Педро Евгенио Арамбуру посещал Ресистенсию. Все меры для охраны и защиты президента были приняты. На улицах и площадях, в правительственных зданиях - везде, где должен был прошествовать президент, военные и полиция заботились о его безопасности. Все входы и выходы были под контролем, и в самом зале находилась полиция в штатском. Когда после официальной части программы садились к столу - случилось… Явился Фернандо - по своему обыкновению ни минутой раньше, ни минутой позже, дошел до середины зала, и тут один из офицеров захотел его выгнать. Фернандо испуганно сжался, но начальник полицейской охраны, знакомый Фернандо, приказал офицеру пропустить собаку. Тот отошел, решив, наверное, что это причуда губернатора. Фернандо выпрямился и продолжал свой путь. Один из участников банкета увидел его, и все начали шептать: «Фернандо, Фернандо!» Президент удивленно ожидал прихода высокого чиновника. Наверно, он думал об испанском гранде в эмиграции - Фернандо ведь значит «королевский». Его удивление было безгранично, когда он увидел маленького белого лохматого пса, гордо шагающего прямо к столу.

Губернатор, сам ошарашенный визитом Фернандо, поспешил объяснить извиняющимся тоном господину президенту удивительные привычки этой необычной собаки, присутствие которой на всех праздниках считается хорошим признаком. Последовало несколько характерных анекдотов, вызвавших у генерала добрую улыбку. Фернандо пока двигался медленно за стульями, принимая тайные кусочки с большим достоинством. В программе была предусмотрена речь губернатора. Когда тот поднялся и, привычно покашливая, обратился с величайшим уважением к президенту, Фернандо воспользовался случаем и прыгнул на стул. Смех ближайших участников прервал речь отца города, а тот, глядя поверх очков, искал причину веселья. Слуга прибежал, чтобы прогнать Фернандо со стула, но губернатор, не теряя самообладания, приказал не терпящим возражений тоном: «Фернандо останется на стуле, дайте мне другой!». Президент Арамбуру выразил благодарность губернатору за произнесенную речь, и они снова сели за стол. Фернандо, конечно, в середине, как и положено знаменитой собаке в Ресистенсии. Генерал Арамбуру сам лично занялся теперь божественным Фернандо, чтобы понять странное поведение людей. Он нагнулся к собаке и погладил ее по голове. Фернандо смотрел снизу на президента. В его глазах был странный блеск доброты и преданности, который произвел сильное впечатление на президента. Он долго не отводил взгляд от собаки. Знаменитый президент забыл на время свой высокий пост и сказал Фернандо: «Ты в своем мире действительно король. А мой удел - собачья жизнь!…»

Праздничный прием был окончен. Генерал Арамбуру поднялся, странное выражение было на его лице, когда Фернандо провожал гостей.

Шли годы, Фернандо старел… Он не потерял дружелюбия и доброты, но ноги его стали слабыми и глаза подслеповатыми. Его сшибла машина, сломала ему ногу. Недавно живущий в Ресистенсии ветеринар взялся его лечить и попытался отодвинуть старость. Пес все вытерпел спокойно, и дела его пошли на поправку. Но однажды Фернандо пошел, как обычно, к «Фогон де лос Арриерос». Не доходя до ворот, он упал без сил. Немедленно вызванный ветеринар сделал все возможное. Фернандо уложили в одном из залов. Пес стонал и вздыхал в страданиях. Он еще раз поднял свою лохматую голову, но взгляд его уже искал другой мир. Короткий хрип - и голова упала на лапы. Фернандо покидал этот мир, город Ресистенсию и множество своих друзей. Жители города не хотели смириться с тем, что Фернандо больше не будет шествовать по улицам, никогда больше не будет присутствовать на праздниках и политических трибунах. Его друзья с согласия городских властей решили его похоронить на пешеходной дорожке, там, где он делал свои последние шаги. И Фернандо - собака улиц Ресистенсии - был похоронен на улице. Бургомистр официально пригласил жителей города на похороны. Группа скаутов выкопала могилу. Улицы были наполнены людьми, прощающимися с Фернандо. Директор городского театра произнес растроганную речь, в которой выразил большую любовь и признательность Фернандо от всех почитателей необыкновенного пса, который сблизил и сделал добрее многих людей этого маленького городка.

Только одного человека не было на прощании - Фернандо Ортица! Певец был не в состоянии проститься со своим четвероногим другом, судьба которого была тесно связана с ним. Для него, да и для всех тех, кто любил это маленькое существо, он остался навсегда живым, как добрый дух и покровитель Ресистенсии.

Лапы и тело собаки помогают ей подать целый ряд различных сигналов: прочтите о том, что вы можете узнать, взглянув на вашего любимца. Передние лапы собаки выставлены вперед, передняя часть тела прижата к земле, зад приподнят,а голова находится у земли. Эту позу называют игровым поклоном , и, соответственно, собака .

Собака уверенно стоит на прямых ногах, возможно, она медленно продвигается вперед, сохраняя тот же уверенный вид. Это значит, что собака готова к поединку с вами , поскольку чувствует свое главенство в данной ситуации. Если собака склонна к доминированию, то она будет всегда использовать такую позу, чтобы продемонстрировать власть и намерение за нее сразиться.

Если стойка собаки приобретает некоторый наклон, это значит что пес готов броситься в бой немедленно .

Когда собака, напротив, не хочет вступать в конфликты , она показывает, что готова подчиняться: укладывается на спину или бок и позволяет увидеть ее живот. Это жест покорности, помогающий избежать конфликтов. Важный нюанс: если собака явно расслаблена, занимая эту позу, и при этом рядом находится вожак, то это демонстрация признания вожака главным . Переворачиваясь кверху животом перед хозяином, предлагая почесать брюшко, то пес, фактически, показывает, что признал хозяина вожаком .

Прочтите обязательно: (описание десятков сигналов, которые подает собака, фактически - собачье-русский словарь)

Собака может класть голову на шею сородича или ставить лапу на спину другой собаки. Это - жест доминирующих собак , вожаков или желающих стать лидерами. Такой жест показывает, кто в стае главный.

Если во время общения с человеком или на прогулке собака взяла руку хозяина или поводок в рот, это плохой признак. Скорее всего, собака не видит в своем хозяине вожака .

Чтобы привлечь внимание хозяина , собаки могут использовать разные жесты: положить лапу на колено, подсунуть голову под ладонь, помахать лапой в воздухе, сидя напротив хозяина.



Если шерсть на загривке и спине стала дыбом, это значит, что собака готова проявить агрессию . Когда собака ощетинивает нижнюю часть спины, она сообщает нам: «Я зла, не трогайте меня!» Вставшая на плечах и загривке шерсть означает, что собака готова к моментальной атаке.

Сидя, собака немного приподнимает переднюю лапу. Это значит, что она чувствует себя незащищенной , обеспокоенной и встревоженной.

Пес трет нос и морду передними лапами, трется о землю грудью, переворачивается, затем трется о землю спиной. Часто можно наблюдать это после кормления, а также тогда, когда хозяин готовит для собаки пищу. Так собака показывает, что она предвкушает положительные эмоции или уже наслаждается ими.

Отправив естественные надобности, собака дерет землю и траву лапами. Дело в том, что на лапах собаки расположены особые железы, придающие каждому животному индивидуальный запах. Так собака оставляет на земле и траве метки, по которым другие собаки поймут, что она здесь побывала.

Собачий «язык хвоста»

Собака виляет хвостом. Это признак возбуждения . Степень возбуждения можно оценить, оценив скорость виляния. Виляние хвоста заменяет собаке улыбку. Люди улыбаются, увидев приятного человека или вспомнив что-то особенное. Точно так же собаки начинают вилять хвостом другой собаке или человеку при встрече. Кроме того, пес может вилять хвостом при виде других живых существ. Это может быть лошадь, мышь, кот. То, что собака не считает живым, виляния хвоста она не удостоит. Вы ставите перед любимцем миску с едой, и пес начинает вилять хвостом - он показывает, что благодарен вам . Однако, обнаружив в комнате уже наполненную миску, собака вилять хвостом не станет, она сразу начнет есть. Этот факт - доказательство того, что виляние хвостом - часть коммуникации.

Люди не разговаривают со стенами, а собаки не обращают виляние хвоста к предметам.

Если в игре собака словно бы атакует вас, лает, прыгает, рычит, но при этом широко виляет хвостом, этот жест позволяет понять, что все действия пса - просто игра, собака говорит вам «Ты мне симпатичен!»

Если во время дрессировки собака слабо, медленно повиливает хвостом, это признак того, что она хочет понять, что ей нужно сделать, но у нее не вполне получается . Вы увидите, что собака поняла свою задачу, как только амплитуда и скорость виляния вырастут.

Горизонтальное, но не жестко зафиксированное положение хвоста - признак внимания . Это значит, что собака чем-то заинтересована, она считает, что поблизости происходит что-то интересное.

Хвост, приподнятый в положении между вертикальным и горизонтальным, означает: «Я здесь главный!» , это жест вожака.

Хвост, поднятый вверх и немного загнутый назад, говорит о том, что собака чувствует себя уверенно доминирующей, позиционирует себя самой главной и ощущает свою власть.

Положение хвоста ниже горизонтального, но не между ногами говорит о том, что у собаки все в порядке, она расслаблена .

Опущенный к задним ногам хвост может означать разное, это зависит от положения тела собаки. Собака стоит, ее ноги выпрямлены, хвост немного движется назад и вперед - собака подавлена или плохо себя чувствует . Если при этом задние ноги немного согнуты - пес чувствует себя незащищенным. Такое часто случается, если собака попала в незнакомое окружение или ситуацию.

Хвост, прижатый между задних ног, сообщает: «Не обижай меня, я боюсь!» Часто такое поведение можно увидеть, если рядом находится доминирующая собака или человек, оно означает, что собака приняла свой более низкий социальный статус.

У некоторых пород собак язык тела отличается от «общепринятого»: например, у хвост зажат между задних лап в нормальном состоянии.

Когда собака ощетинивает хвост, она демонстрирует свою агрессию . Значение трактуется в зависимости от положения хвоста. Если пес держит хвост прямо, он сообщает: «Я буду драться, если ты готов!». Поднятый или немного загнутый назад хвост говорит о другом: «Я не боюсь тебя! Я буду драться и докажу, что я главный!»

Для собак, внешне похожих на волков, высоко поднятый хвост с изломом имеет то же смысловое значение, что и описанное выше ощетинивание шерсти на хвосте. Это предупреждение о возможной агрессии .

Распространенное мнение о том, что собака виляет хвостом, чтобы выразить радостные эмоции, по сути, верно. Но виляние пятой конечности у собак связано и с другими психологическими состояниями.

Виляние хвоста – это способ передать информацию в окружающий мир, появившийся у собак в ходе эволюции. Собака использует свой хвост как одно из средств общения, который дополняет голосовую и телесную формы.

Зачем собака машет хвостом

Ученые, исследующие собак, заметили, что сначала махание хвостом имело физиологическое объяснение. Анальные железы собаки источают уникальный запах. У каждой особи он свой, исключительный и неповторимый. Хвост помогает распространить по воздуху аромат, обозначив территорию, предупредив врагов и конкурентов. Этот жест позволяет быстрее сориентироваться в поиске второй половины для продолжения рода.

Дальнейшее изучение показало, что собакам как стайным животным важно общение и обмен информацией. Хвост в этом деле стал важным подспорьем. Собаки с его помощью могут выразить много эмоций, получать и передавать другим важные сведения. Со временем человек тоже научился распознавать собачьи жесты и определять, почему хвост питомца виляет.

Значения жестов

Положение тела, хвоста собаки, а также способы виляния показывают, в каком настроении находится животное. Можно выделить следующие основные позиции и значения жестов:

  1. Твердая стойка с приподнятыми головой и хвостом. Собака уверена в своих силах и превосходстве. Она в хорошем расположении духа, спокойна.
  2. Хвост и голова вытянуты в длину по линии холки, уши прижаты. Собака напряжена, чувствует и выражает угрозу.
  3. Голова находится на уровне тела, хвост приопущен, уши прижаты, шерсть на холке поднята, издается рык или лай. Собака агрессивна, чувствует угрозу и готова к нападению.
  4. Собака переступает, голова подвижна – то опустится, то поднимется, хвост приподнят и немного виляет. Собака насторожена, но готова к контакту, настроена дружелюбно.
  5. Собака подвижна, часто и с большой амплитудой виляет хвостом, тянется мордой вперед, издает нетерпеливые звуки. Собака радостна, счастлива, жаждет общения, звукового и телесного контакта. И также предвкушает появление пищи.
  6. Хвост и голова опущены, уши прижаты. Признание превосходства, усталость, обида.
  7. Голова опущена, тело ссутулено, хвост находится между задних лап. Демонстрация подчиненности, подавленности.

Толкование направлений виляния хвостом

Одним из весомых событий по определению значений собачьих жестов стало открытие итальянских зоопсихологов. Они обнаружили, что мозг собак в течение жизни развивается асимметрично, как у людей. Правое полушарие связано с расходом энергии, разрядкой, негативом. Левое – отвечает за обогащение энергией и приятные эмоции: спокойствие, безопасность, привязанность, любовь.

В ходе экспериментов к собакам подводили кошек, хозяев или явно доминирующих собак. При виде хозяина или любимого корма животные виляли хвостами в правую сторону. Если они наблюдали вблизи себя кошку или другую собаку, то начинали махать хвостами в левую сторону. Причем амплитуда движения соответствовала силе эмоции.

Эти полезные наблюдения привели к выводам, что направление движений хвоста отражает эмоциональный настрой питомца. Движения хвоста слева, за которые отвечает правое полушарие, выдает негативные эмоции собаки. И, наоборот, если собака машет хвостом с акцентом вправо, она показывает мозговую активность левого полушария и выражает позитивный настрой.

Движения хвостом или задом у пород с купированными хвостами помогают человеку лучше понять питомца. А с незнакомыми собаками этот индикатор позволяет разобраться, когда безопаснее держаться подальше, а когда – самое время наладить контакт.

Ч асто кажется, что в собачьих глазах можно рассмотреть душу и прочитать мысли животного. Но если внимательно понаблюдать за движениями пса, станет очевидным тот факт, что эти животные активно используют невербальные методы общения и язык телодвижений, при помощи которого и передают информацию человеку и другим животным. К примеру, ответ на вопрос почему собака виляет хвостом довольно прост – это ее самый активный орган для общения.

Именно при помощи хвоста животное в состоянии демонстрировать все свои эмоции. Помимо хвоста, собаки используют для общения глаза, уши и даже шерсть на загривке. Достаточно лишь внимательно наблюдать за питомцем, чтобы научиться растолковывать его настроение. Что означают виляния хвостом

Как правило, движения хвостом у собак могут быть различными по направлению и интенсивности. Таким образом животные выражают:

  • радость;
  • интерес;
  • агрессию;
  • чувство вины.

Многие считают, что если собака виляет хвостом, значит радуется встрече с хозяином, новыми людьми или другими собаками. Обычно это виляние происходит очень активно, при этом хвост поднимается на уровень спины. Таким образом демонстрирует свое дружелюбие, он готов играть и открыт к общению. Убедиться в этом поможет игривый взгляд, который однозначно даст понять, что животное в данный момент не опасно.

А вот если агрессивно настроенная собака виляет хвостом, то ее движения будут иметь более широкий размах (хвост станет подниматься выше, чем находятся лопатки) и характеризоваться некоторым замедлением. Подобным поведением пес демонстрирует свою сосредоточенность и готовность в любой момент ринуться в атаку. Поэтому вас следует быть осторожнее с такой собакой – она может быть опасной для вас.

Когда собака будет признавать свою слабость или показывать готовность подчиниться, она будет слабо вилять хвостом, опущенным вниз. Обычно такое поведение характерно для маленьких щенков рядом со взрослой собакой. Точно так же ведут себя и те животные, которые провинились и хотят немного смягчить своими действиями последующее наказание.

Сложный язык общения

Почему собака виляет хвостом? Любое виляние свидетельствует о том, что пес испытывает сильное эмоциональное возбуждение. Но вот точно ответить, какой направленности эмоции – положительной или отрицательной – практически невозможно. К примеру, сильные виляния хвостом на охоте говорят о том, что терьер взял след и намерен продолжать поиски добычи. А служебная овчарка такими же движениями будет показывать, что она готова задержать преступника. Многие люди ошибочно бы растолковали эти виляния ка обычное желание поиграть.

В случае с терьером и овчаркой можно наглядно рассмотреть интересную закономерность. В тех сферах деятельности, где собаки не могут использовать голос в качестве общения (лай может попросту спугнуть дичь или преступника), они более активно передают информацию именно при помощи хвоста. И часто этот язык несколько отличается от языка обычных домашних собак. Поэтому не нужно подходить к незнакомому псу даже в том случае, если он выглядит весьма безобидно. Вы никогда не сможете точно быть уверены в его мыслях и настроении.