Как помогает психотерапия человеку? «Психотерапия помогла мне найти смыслы в жизни.

Чем сложнее экономическая ситуация и неоднозначнее ближайшее будущее, тем труднее справляться со стрессом. К сожалению, в уныние вгоняет не только курс доллара и неясность перспектив. Незалеченные детские травмы, проблемы в отношениях с близкими, болезненные разводы, эмоциональное давление, обиды и утраты трудно переживать без помощи специалиста. К счастью, сейчас в России появилось достаточно подготовленных психотерапевтов, способных лечить душевную боль.

Существует миф, будто психотерапия не помогает и человек должен уметь самостоятельно справляться со своими проблемами. Но это, конечно, совсем не так: ничего он не должен и не умеет. Многим из нас только кажется, будто мы в норме, раз уж мы не устраиваем истерик на людях и способны взять себя в руки и не унывать.

Пока мы держим себя в этих самых руках, стресс только усиливается, не срываться становится все труднее, и никто не знает, каким взрывом это все закончится.

Добавьте сюда еще и нашу традицию изливаться друг другу за бутылкой (еще один рецепт от всех бед, который любят рекомендовать противники психотерапии) — и к депрессии прибавится алкоголизм и связанные с ним болезни. Все это заставляет задуматься: так ли уж страшны или бесполезны психотерапевты? Ведь это такие же врачи, как нефрологи, гастроэнтерологи или кардиологи. Первые лечат почки, вторые — ЖКТ, третьи — сердце. А психотерапевты лечат душу.

Как любые специалисты, психотерапевты бывают хорошими, посредственными и плохими. С последними лучше вообще никогда не иметь дела: такой специалист не просто не поможет, а еще и откровенно навредит, нанеся вам дополнительную травму, от которой ваше состояние только ухудшится. Как понять, что перед вами типичный троечник, которому стоило бы выбрать другую профессию? Есть несколько причин насторожиться и поискать другого специалиста.

1. Врач ведет себя непрофессионально

Есть несколько очень простых вещей, которые не должен делать ни один психотерапевт. Ему нельзя говорить о других людях, которые проходят у него терапию, — исключением могут быть истории, которые помогут вам, но и в этом случае врач не должен упоминать имена и детали. Нельзя брать трубку или — тем более — есть во время сессии. Нельзя вообще отвлекаться.

Кроме того, плохо, если он дает советы и навязывает вам решение, слишком много говорит о себе, совсем ничего не говорит, высмеивает других врачей и не позволяет вам уйти и обратиться к кому-нибудь другому, даже если вам хочется. Все это — признаки того, что вы имеете дело с плохо подготовленным человеком, который не знает и не умеет делать элементарных вещей.

IMDb Кадр из фильма «Мой лучший любовник»

2. Врач не соблюдает границы

Вообще-то границы в отношениях врача и пациента могут нарушаться с обеих сторон. Но контролировать их может и должен именно доктор. Итак: если он позволяет вам звонить в любое время суток и задерживаться после окончания сессии — это неправильно. Дело в том, что четкие рамки создают у пациента ощущение стабильности, без которого не появляется доверия к терапевту (а без доверия терапия не будет эффективной).

Совсем плохо, конечно, если границы нарушает сам врач: флирт с пациентом — вопиющий случай, но и такое бывает.

Встречаться с пациентами и флиртовать с ними врачам категорически запрещено: если возникнут какие-то чувства, терапевт должен будет передать вас другому специалисту. Врачам вообще нельзя вступать с пациентами в какие-либо отношения, кроме «врач - пациент»: вы не можете ходить вместе на фитнес или участвовать в любительских театральных постановках. Встречаться можно только в кабинете врача.

IMDb Кадр из фильма «Цвет ночи»

3. Вы не можете дождаться очередной встречи с терапевтом

Если вы живете от одной психотерапевтической сессии до другой, если жизнь замирает, пока вы не прибегаете к терапевту и не делитесь с ним новой порцией своих переживаний, в этом есть что-то не то. Как говорит Кимберли Ки, бывший президент Американской ассоциации консультантов и автор книги «Десять способов остаться на высоте в борьбе за власть», «замечательно, что есть человек, который делит с вами всю боль, которую приносит жизнь, но психотерапевт не должен быть тем солнышком, вокруг которого проходит ваша орбита».

В процессе работы он должен помогать находить свои сильные стороны, стать более уверенным в себе, более счастливым человеком.

Если этого не происходит и единственное место, где вы чувствуете себя хорошо, — это кабинет врача, значит, либо он намеренно пытается заставить вас впасть в зависимость от него, либо просто не умеет помогать людям.

IMDb Кадр из сериала «In Treatment»

4. Вы не чувствуете серьезной работы

Нужно понимать: терапия — это не всегда приятно. У каждого из нас есть темы, которые нам больно обсуждать, неприятные воспоминания, события, о которых мы предпочли бы забыть, чувства, которых больше никогда не хочется испытывать. Если терапевт старательно избегает обсуждения этих тем, значит, он вам не поможет. Терапия — это не приятная светская беседа, после которой у вас останется ощущение, будто вы прекрасно провели время, да и только.

Терапия — это трудная работа, во время которой придется бродить по темным закоулкам своей души и вытаскивать скелеты из стоящих там шкафов. Врач в этом процессе должен выполнять функцию провожатого — поддерживать, сопереживать, помогать найти выход.

Но не избегать проблем: он нужен вам, чтобы вычистить эту гадость. Впрочем, если после посещения терапевта вам становится еще хуже, это уж совсем плохо: скорее всего, это означает, что терапевт концентрируется на плохом и не помогает вам переключиться на хорошее, то есть попросту ковыряет раны, не залечивая их.

IMDb Кадр из фильма «Принц приливов»

5. Вам кажется, что врач осуждает вас

То, что вы совершенно точно не должны чувствовать на приеме у психотерапевта, — это чувство стыда. Если вы чувствуете, будто врач осуждает вас, если вы стесняетесь говорить о чем-то и думаете, прежде чем сказать то, что покажет вас в невыгодном свете, бегите от такого терапевта: вы впустую тратите деньги.

Врач ни в коем случае не должен осуждать вас, критиковать (да и вообще как-то оценивать) ваши поступки и чувства, обвинять вас, ваших близких и друзей в чем-то.

Вы приходите к психотерапевту, чтобы вас выслушали — и помогли. А осуждения и обвинений в нашей жизни и так достаточно: для этого у нас есть родители, партнеры, начальство и мы сами.

Ну и последнее: если вам кажется, что терапевт глуп или неопрятен, если он вам просто не нравится, его привычки раздражают, а в кабинете его неприятно пахнет — ищите другого психотерапевта. Пусть ваш доктор вам нравится!

IMDb Кадр из фильма «Антихрист»


Помощь, “исправление” ситуации, исцеление от травмы, проживание сложных чувств, выявление повторяющихся сценариев и их изменение – вот лишь небольшой перечень примерных запросов потенциальных клиентов.

Однако еще до того, как вы шагнете в этот мир под названием “психотерапия”, важно понять, как помогает она человеку, и поможет ли психотерапия конкретно в вашем случае.

Основные идеи помощи в психотерапии

Важно понимать, что на сегодня есть два направления психотерапии: врачебная (клиническая) и неврачебная (неклиническая). В первом случае человек, который приходит на прием – пациент , во втором – клиент .

Заглянем в Википедию:

…приказ Минздрава определяет специальность «врач-психотерапевт». Это лицо с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело», получивший подготовку по специальности «психиатрия». Для краткости их часто и называют просто «психотерапевт».

В то же время слово «психотерапевт» используется для обозначения лиц, получивших образование в сфере одного из методов психотерапевтической практики. Это люди с высшим психологическим (но не медицинским) образованием, что происходит аналогично некоторым европейским странам, где «психотерапевты» это гуманитарное образование, не привязанное к медицинскому.

1. Если не требуется назначение лекарственных препаратов, то наиболее частый выбор – второй вариант.

Еще один момент: чем будет помогать психотерапевт? Если вы предпочитаете четкие схемы решения проблем, если вам нужен человек, который “покажет правильный путь”, ваш выбор – директивная психотерапия. Если вы готовы взять и ее качество – то недирективная.

2. Оба варианта имеют право на существование, однако в чем будет заключаться помощь – решать только вам.

Третий нюанс: группа или личная работа? У каждого из направлений есть свои плюсы и свои минусы. Тет-а-тет с психотерапевтом можно поднять очень личные, глубокие вопросы и темы. Зато в группе вы избавлены от эффекта “одного взгляда” – то есть, вы сможете опираться сразу на несколько взглядов.

3. Если вам важно, чтобы психотерапия помогла с “групповыми” задачами (как я действую в социуме, в группе), если вам важно много откликов – вам будет полезна , а для решения личностных проблем – .

Чем обычно помогает психотерапия?

1. Найти выход из “психического убежища”, большая психическая свобода.

Если только речь не идет о расстройствах, а просто о “среднем человеке”, измотанном делами, переживаниями, то психотерапия помогает:

  • пересмотреть свои (часто слишком жесткие, либо неактуальные, либо взаимно конфликтующие) установки, убеждения, принципы,
  • изучить разный опыт (в группе, на основе знаний психотерапевта),
  • прояснить , что скрывается за теми или иными понятиями

Например, дружба: всегда ли она должна быть “крепкая”? Может, лично для вас в некоторых случаях будет достаточно и приятельских отношений? Любовь: что вы под этим подразумеваете? Уверены ли, что с одним человеком действительно можно прожить всю жизнь? Что вы готовы “положить на алтарь любви”, от чего можете отказаться в жизни ради эфемерного понятия? Различаете ли любовь и влюбленность, бдительность и тотальный контроль, близкие отношения и эротическое напряжение?

  • понять , в какой степени вы проживаете свою жизнь, вы ли делаете выбор, что для вас важно в этой жизни, или нет,
  • определить , не скрываетесь ли вы в своей повседневной жизни: в алкоголе, в работе, в чтении, в размышлениях, в погоне за достижениями, в отношениях (“строите семью”, “спасаете мужа / жену”) от реальной жизни.

2. Прожить старое.

Предыдущий опыт часто бывает “заморожен”: тогда человек сталкивается с одними и теми же сценариями. Классический пример – анекдот “если пятый муж бьет по морде”. И да, дело не в морде, а в не определенной пока потребности.

Например, “быть хорошим человеком”, “сделать все правильно”, “терпеть во имя чего-либо”, “построить семью, как у родителей”, “убедиться, что все мужчины / женщины – …”

Найти “ложный путь”, по которому человек снова и снова заходит на очередной виток “хождения по кругу” – достойная задача для психотерапии. Найти, реализовать стоящую за этим потребность (истинную), допрожить чувства, ситуацию, и…

3. Попробовать новое!

Как много можно было бы сделать в жизни, если бы не… когда бы вы могли… чтобы хотелось и моглось…

Вместо того, чтобы очередной раз мечтать “опять в Париж”, вполне можно попробовать новый опыт в безопасных условиях. Часто таковым опытом становится:

  • проживание агрессии (оказывается, можно сказать: ты мне не нравишься, отойди! я это не хочу / не буду! я хочу тебя понять, наконец! я злюсь, когда ты говоришь вот это!)
  • опыт принятия (оказывается, меня можно принимать таким, какой я есть, без требований “стать таким, каким мне хочется тебя видеть!”)
  • опыт безоценочных суждений (отойти в сторону от “ты хороший / плохой”, “подходишь / не подходишь”, “это хорошо / это плохо”)
  • переживание истинной близости (не путать с сексуальной, в которой таковой как раз может и не быть): оказывается, вы кому-то небезразличны, кто-то небезразличен вам, можно вместе проживать горестные, радостные, интересные моменты,
  • интерес к достижениям: истинный вместо мнимого – если родители хотели, чтобы вы стали художником / адвокатом / врачом / космонавтом, порой бывает сложно добраться до , который питает истинную потребность развиваться, интересоваться, что-то делать и добиваться важных высот.

09:42:00 Почему психотерапия помогает одним людям и не помогает другим?

В наши дни многие люди сталкиваются лицом к лицу с неумолимыми требованиями слишком быстро меняющейся жизни. Старые способы достижения внутренней гармонии и целостности, которые так хорошо работали в прежние времена, с ужасающей быстротой становятся бесполезными. Мы ищем ответы - новые или древние - в различных книгах, религиях и видах психотерапии.

Немного истории


  • Почему психотерапия помогает одним людям и не помогает другим?

  • В тех случаях, когда людям удается реально и сознательно изменить себя и свою жизнь, что именно они делают?

  • Что упускает большинство из нас, когда мы терпим провал в области самосовершенствования?

С этих вопросов начал свое исследование Юджин Джендлин, известный американский психотерапевт, психолог и философ. Он провел обширное исследование разнообразных форм психотерапии, от классических до новейших. Команда Джендлина проанализировала записи буквально тысяч часов сеансов психотерапии со множеством различных терапевтов и клиентов. Затем они попросили терапевтов и клиентов оценить успешность этой психотерапии, а также использовали различные психологические тесты для оценки позитивных изменений. Если наблюдалось согласие между всеми этими тремя оценками - терапевта, клиента и теста - то этот курс терапии использовался в дальнейшем изучении. В результате было получено две группы записей: успешной и неуспешной психотерапии. Полученные результаты ошеломили их!

Сначала они обращали внимание на то, что делали терапевты во время сессий. Здравый смысл подсказывал им, что успешность терапии должна в первую очередь определяться поведением терапевта. Всегда считалось, что в случае успешности терапии терапевты в какой-то степени более уверенны, более непосредственны и сообразительны… Но оказалось, что никаких явных отличий в поведении терапевтов назвать было нельзя. В обоих наборах записей терапевты, по сути, были одни и те же. Они старались сделать все возможное, все, что было в их силах - и тем не менее, одним клиентам становилось лучше, а другим - нет.

Тогда исследователи стали внимательно изучать, что делали клиенты в этих записях - и вот тут-то они сделали удивительное и важное открытие: между успешными и неуспешными клиентами было явное отличие. И это отличие можно было услышать по первой же записи или по нескольким начальным сессиям с ними. Оказалось, что аудиозаписи успешных клиентов в основном состояли из тишины, т.е. там люди молчали по большей части. В то время как в записях клиентов неуспешных все было заполнено звуком, они там очень много говорили. Т.е. стало очевидным, что во время тишины клиент что-то делал, осталось только выяснить что. И Джендлин постепенно выяснил, что они делали, и прописал это в виде техники, в виде шести шагов. Джендлин не считает, что фокусинг - это техника или методика. Фокусинг - это то, на чем должна быть основана любая психотерапия, какая бы она ни была. И это легко показать на практике.

Фокусинг - это естественный навык, который был открыт, а не изобретен. Он был открыт посредством наблюдения за тем, что делают люди для успешных изменений. Способность фокусирования - врожденная способность каждого человека, она есть у всех. Однако у большинства она подавлена вследствие переживаний отчужденности и боли в детстве и воспитания в нашей культуре, которая заставляет людей терять доверие к своим чувствам. Нам надо заново научиться пользоваться этой способностью. Как и любой навык, способность к фокусингу можно развить.

Первоисточники

В США основан и успешно функционирует Институт фокусинга (там даже есть страничка на русском), проводятся тренинги, издаются книги по этому направлению. На форуме Абилити, в теме, посвященной фокусингу, можно найти достаточно информации как на русском, так и на английском. В этой же теме есть описание алгоритма фокусинга. Но чтобы досконально разобраться в том, что такое фокусинг, лучше, конечно, пройти тренинг у опытного ведущего.

Фокусинг на русском языке

Совершенно очевидно, что есть люди, которым психотерапия не помогает. Причин тому множество.

Это могут быть люди, выбравшие «не ту таблетку ».
Страдание, дискомфорт, тупик, и вместе с тем надежда, а еще СМИ, рекомендации авторитетных персон или отзывы счастливчиков, которым терапия помогла, зачастую подталкивают людей обратиться к психологу или психотерапевту за помощью. Однако дальше приходится чем-то платить. И я говорю не только о времени, эмоциональных и материальных затратах, связанных с прохождением психотерапии, хотя и они весьма внушительны.

Я о том, что не любому человеку идею взросления возможно продать.

Иногда человек хочет избавиться от какого-то своего мучения. Одновременно с этим, он оказывается совершенно не готов воспринять и смочь выносить реальность таковой, какая она есть: со всеми её законами и данностями. А еще с тем фактом, что прошлое невозможно ни исправить, ни просто вычеркнуть и забыть.

Правильнее было бы сказать – придется пережить шок от увиденного, обнаружить себя выжившим и начать искать смысл жить дальше, несмотря на всё то, что происходило с человеком прежде.
Но только жить теперь как-то иначе: в этом несовершенном мире, приняв и своё несовершенство тоже. А к этому вдобавок ещё и свои одиночество, отдельность, слабость, окончательность всего сущего, неизвестность будущего, и при этом — неотвратимость последствий любого из своих выборов и ответственности за них. Ну и так далее. То есть сила сопротивления изменениям может превышать все вложения, делающиеся в сторону перемен.

Иногда люди ждут, что от самого факта обращения к специалисту в их жизнь твердой поступью войдет Счастье. И на терапии они всё также ждут: «Ну когда же? Когда же станет легче?». А легче не становится, потому что жизнь сама по себе — штука нелегкая, хоть и простая по своему устройству. Счастье глазами ребенка и счастье взрослого – явно не одно и то же.

То есть, чтобы начало помогать, ожидания от жизни (и, как следствие — от терапии) тоже придется пересматривать, постепенно, преодолевая обиды, депрессию, боль и трагедию своего прошлого, вместе с терапевтом перерабатывая и оплакивая все это, переходить от привычных жалоб и обвинений к реалистичному витальному запросу.

Потому что терапия призвана решать не вопросы «осчастливливания» или облегчения, а помогать учиться жить, исходя из того дефицита, где человек себя обнаружил в настоящем, и с теми ресурсами, которые ему только лишь предстоит отыскать.

Терапия способна создать лишь возможность для того, чтобы крепчать и находить в себе мужество: к взрослению, то есть ясному незамутненному видению реальности и совладанию с ней. Находить силы, помогающие отсоединяться от детских ожиданий и представлений. И это бывает порой непереносимо трудно, потому что касается изменения привычного восприятия как себя и своих реальных возможностей, так и других людей и окружающего мира в целом.

Бывает и такое, что таблетка выбрана верно, но человек не ожидал , что для его прихода в реальность потребуется столько времени. Это происходит, когда сила желания своих изменений и сила сопротивления переменам примерно равны. На работу с пониманием и присвоением этой противоборствующей энергии (но на мой взгляд, конечно, защищающей человека от приходящего извне, так как он уже имел неполезный опыт влияния авторитетного окружения) может уходить действительно немало времени, энергии и терапевтического принятия.
И с этим ничего не поделаешь, сопротивление можно только принять и уважительно к нему относиться, обсуждая на встречах: порой удельный вес набирается, зреет в человеке постепенно. Но потом, как правило, происходит характерный рывок, какой-то резкий переход на новый уровень, где работа идет уже на другой глубине и в другом темпе (ресурсы-то все равно прибывают, рано или поздно начнется развитие).

Естественно, есть и те, кто пришел « не к тому Морфеусу ». Это может быть не тот терапевт, потому что субъективно не понравился, не подошёл, не внушил доверия ни как человек, ни как проводник в терапевтическом процессе. Что ж, всё бывает. Антипатию никто не отменял. Бывает, что не срослось, не получилось сотрудничества, и люди имеют полное право отказаться от этого специалиста, чтобы пойти искать себе другого проводника, и поискав, выбрать того, с кем им все равно, неизбежно предстоит спуститься в свой Ад.

Но антипатия – еще не показатель непрофессионализма. Если есть нарушения Этического Кодекса, тогда эти нарушения должны быть выявлены и, собственно, подтверждены доказательствами.
Психотерапевт, который разглашает конфиденциальные данные, безостановочно болтая о своих клиентах где попало, предлагает двойные отношения или обмен иными услугами, кроме согласованной изначально платы за свою работу, эксплуатирует сексуальность клиента или принуждает его к сексу, запугивает, из личной выгоды пользуясь клиентским «переносом» и прочие нарушения Этики, должен понести ответственность за свои умышленные вредоносные действия. Для этого существуют Этические Комитеты, призванные разбираться с подобного рода нарушениями и принимать решения о продолжении психотерапевтической практики конкретного специалиста.

Однако реальное причинение вреда клиенту, и клиентское восприятие терапевта, который причиняет вред (потому что быстро не помог или сказал то, что не понравилось) – не одно и то же. Факты вреда обнаруживаются по реальным действиям. И если вредящих клиенту действий не выявлено, а обвинение и распространение таких обвинительных комментариев имеет место – это называется клеветой. То есть распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Статья 128.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, между прочим. И терапевт, являющийся гражданином своего государства, как и другие его граждане, имеет законное право обратиться в Суд с целью защиты чести и достоинства, если его привилегия жить с чистой репутацией и незапачканным именем кем-то умышленно нарушена.

Некоторым людям «одного Морфеуса недостаточно ». Их травма в прошлом была настолько существенной, глубинной и во всех смыслах опустошающей, а к настоящему времени успела обрасти столь тяжелыми и многослойными негативными последствиями, что диалоговой психотерапии может быть просто недостаточно.

Нередко бывает, что люди доходят до терапевтической поддержки в тяжелейшем состоянии, и их ресурсы (всех видов) ничтожно малы, в то время как серьезную работу, связанную с лечением от депрессии, например, делать необходимо прямо сейчас.

Порой клиентам требуется дополнительное медикаментозное лечение (которое может быть назначено только психиатром), психотерапевтические или учебные группы (где необходимо присутствовать и желательно активно участвовать), самоанализ (необходима рефлексия), медитативные практики (требует энергии, воли и времени) или хотя бы даже ведение дневника (который нужно садиться и писать, а это также требует волевых усилий и затрат времени).

Или необходимо просто больше встреч со своим терапевтом, а им и на одну встречу в неделю приезжать стоит огромного напряжения. То есть ч асто это случаи, когда человек запрашивает жизнеизменяющую психотерапию, и ожидает наступления в своей повседневной жизни внешних значительных и резких перемен. Однако выдерживать может только поддерживающий формат работы.

Как в сказке «Каша из топора», ? Не наваристо, потому что кроме воды и топора ничего в котел не кладётся, а исцеление буквально, только в обмен на деньги, получить проблематично.

Наверняка есть и другие причины неработающей психотерапии, в том числе связанные с непониманием реально выполнимого запроса, квалификацией делающего терапию специалиста, реалистичности оценки ресурсов для ее прохождения и состояния клиента. Поэтому в любых случаях, когда есть ощущение, что терапия не помогает, очень важно вносить эту тему в обсуждение с терапевтом (я говорю о всех случаях, кроме Этических нарушений, с ними все же нужно разбираться отдельно). Вот тогда появляется шанс.

ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГИ НЕ ПОМОГАЮТ?

Я не часто, но регулярно сталкиваюсь с мнением о том, что психологи не помогают. Некоторые говорят, что либо они ничего не делают, либо непонятно что они делают. На мой взгляд, существует ряд фактов, которые дали жизнь этим суждениям.

Часть I.
Реальность и мифы.

1.Объективный непрофессионализм.
Начнём сразу с того, что непрофессионализм в условиях только встающего на ноги российского института психологии и психотерапии не редкость. Естественно, есть психологи уровень профессионализма которых оставляет желать лучшего. И, как известно: о хорошем не говорят (или говорят единожды), а о плохом часто и много. Так и ширится мнение о бесполезности психологического знания. И в этом случае мнение о «не помощи» имеет объективную почву.

2. Подмена понятий.
Далее необходимо заметить тот факт, что психологию и психотерапию путают с вещами, не имеющими к ней ни какого отношения. К ним нередко относят и экстросенсорику, парапсихологию и прочие метафизические и эзотерические расклады. Я не стремлюсь умалить области этих знаний, но, как правило, в этих случаях мы сталкиваемся с подменой понятий. Получается ситуация, когда мы ходим к костоправу и на основании результатов его деятельности ругаем хирургов.

3. Профессиональное сообщество.
Сверхпопулярное, на мой взгляд, утверждение с помощью которого обесценивают психологическую работу звучит следующим образом: психолог - такой же человек с такими же проблемами и заботами, и, следовательно помочь ни чем не может.

На это у меня есть два возражения: поэтическое, и профессиональное. Первое: психолог без проблем не психолог, ибо сытый голодного не разумеет. Второе: раскрою Вам небольшой секрет, что психологи не работают в одиночку, если случай вызывает затруднение, он выносится на супервизию к более опытным коллегам (естественно с соблюдением рамок конфиденциальности). Супервизия - это что-то вроде консилиума врачей по сложным случаям. Работая с одним психологом, знайте, что на Вас работает целое психологическое сообщество.

Часть II.
Особенности психологического консультирования/психотерапии.

Далее я бы хотел привести ряд требований, которые психологи предъявляют своим клиентам. В странах Европы, где психология и психотерапия вошли в повседневную жизнь, и выведены на уровень гос.медицинского страхования (в Германии, например), без соблюдения этих требований клиент может даже не начинать предъявлять претензии по работе психотерапевта.

Возможно ли предъявлять такие требования в нашей стране? - это вопрос очень неоднозначный. История нашего государства наполнена массой событий, которые имели огромную разрушающую силу в отношении личности, попирались важнейшие человеческие потребности в свободе и безопасности и т.д.

Итак, вот требования, которые предъявляются психотерапевтами клиентам в странах Европы.

1. Оплата/Гонорар.

В идеале:
Не мудрствуя лукаво, первый факт - это факт оплаты, даже не материального состояния, а того, что вы принимаете внутреннее решение раз в неделю вкладывать определенные суммы в терапию; делать усилия, для того чтобы зарабатывать эти средства, и выделять время на зарабатывание этих средств. Оплата - это фундамент Вашей работы, так как бесплатная терапия малоэффективна.

Старик Фрейд вообще говорил, что терапия должна оплачиваться из своего кармана, и, только в этом случае она эффективна.

Мое мнение: деньги, вложенные в себя, вернутся в большем количестве.

Ибо при эффективной работе над собой не надо будет больше заглушать тревогу покупкой дорогостоящих шмоток и прочих мат.предметов, пьянством и прочими затратными забавами, которые дают спокойствие только на непродолжительное время - вы будете спокойны и уверены изначально.

Не надо будет работать на ненавистной работе за символичную оплату - проработанный человек с лёгкостью найдёт сферу приятной ему деятельности с необходимым ему доходом.

Как есть:
Не жили богато - не хрен начинать! Такая пословица действует в нашей стране. Свыше 70 лет страна жила в условиях чисто символичных средств, в условиях административной экономики. Были деньги и стабильные зарплаты. Доходы были гарантированы для всех, только вот на них купить ничего было нельзя. В результате большая часть страны вообще разучилась зарабатывать деньги.

Данный навык, вообще, не входил в общую социальную структуру, этому нигде не учили (да и сейчас особо нигде не учат).

Что явилось результатом? Работать умеют многие, а вот зарабатывают не все. И многие так и не научились зарабатывать. Времена круто поменялись, а люди нет… вернее не все… вернее большая часть не поменялась. Кто-то оказался просто без знаний о добыче самого ликвидного и востребованного ресурса.

И пока человек копошится и решает проблемы: на что прожить до зарплаты, и как бы заплатить за квартиру, ни о какой терапии речи быть не может.

Ещё не мало тех кто норовит, как бы так бесплатно… Вообще у нас большая сложность с оплатой нематериальных ценностей, уж каковы причины данного соц.феномена - это тема отдельного эссе. Но такая проблема очевидна.

И не редко приходится не заниматься терапией, а объяснять почему за работу нужно платить, что вообще за работу нужно платить денежки (на формальном уровне это понимают все, но вот на уровне внутреннего принятия - для некоторых это звучит как откровение - есть и такие), Другими словами, сначала занимаемся терапией причин, которые мешают человеку жить, получая необходимое количество материальных ресурсов, в том числе для работы над собой. Опять же, терапия «денежных проблем» не всегда оперативна и быстра, так как в большинстве случаев требует глубинной проработки, но бесплатно заниматься этим никто не будет.

В западных странах с этим попроще - материальные взаимоотношения являются неотъемлемой частью менталитета, а у нас это скорее исключения. И вообще, у нас стыдно жить в достатке, стыдно реализовывать свои желания. Жизнь без денег - это даже не абсурд. В этом есть своя логика, если человек сам всю жизнь прожил без денег, то он искренне верит что и другие должны обходиться без них. И его, как правило, окружают такие же люди, которые с радостью подтверждают его жизненную позицию.

2. Время/длительность.

В идеале:
Скажем, если человека в возрасте 20-и лет посетила мысль что, его жизнь идет «с натугой» и над этим надо подумать и поразбираться, то на работу с терапевтом у него уйдет 2-а года.

Современное психологическое знание в среднем отводит по году на анализ одного десятилетия жизни, плюс-минус полгода в зависимости от подвижности психики клиента и степени травматизации: если 30 лет - то 3 года, если 50 - пять лет.

И после этих сроков можно говорить о том, что работа результативна. Одна, две встречи ничего, по сути, не решат. Терапия вещь длительная и после длительной работы мы можем говорить о каких-либо результатах или предъявлять претензии по поводу их отсутствия.

Как есть:
В нашей с Вами родной стране люди продолжают наивно полагать, что 20-30 лет мы жили в одних установках и системах ценностей, которые формировались годами, а здесь, за пару встреч сразу все изменится.

Теоретически человек может принять чуждый ему сценарий поведения, оперативно и в кратчайшие сроки поменять свое поведение, но то, на сколько он будет соответствовать его жизненному опыту и насколько себя человек будет комфортно чувствовать, живя по навязанным установкам - большой вопрос.

Есть и специалисты, которые охотно идут этому навстречу. Хочешь быть лидером - «щас» научим, два занятия и вы лидер. Хочешь много денег - и этому научим. Научим всему! Хоть мысли читать. Хоть, что…

И действительно дают кучу установок, которые реально списаны с реальных людей, успешных, великих и т.д. «На! Делай так и все будет ОК!»

Человек начинает делать, только не у всех получается. А почему? Да потому, что у «тех успешных» совсем другая личностная структура, другой ранний опыт, другая семья, другие ценности, и эти вещи родные для них, но ни для кого другого.

…У кого-то в принципе, нет опыта принятия решений, у кого-то проблемы с коммуникабельностью, у кого-то панический страх публичного выступления. А человеку говорят: «Иди и делай!»

Как он это будет делать, если ни семья, ни общество не ставили его в те ситуации, в которых он бы мог этому научиться. Причем речь даже не просто об опыте, а об опыте психическом, опыте реагирования и подсознательного знания того, что ситуация в которую его толкают нормальная и естественная, а не из ряда вон.

«Так мы ж тебе сказали что делать! Ты не сделал! Какие к нам претензии». Ещё хуже, когда человек начнёт жить по навязанным рекомендациям. Что-то вроде носить тяжести, будучи к этому физически неготовым…, и грыжа, и геморрой и многое другое обеспечено.

В переложении на психологическую тематику это проявится массой необъяснимых тревог, беспокойных беспричинных состояний, психосоматическими проявлениями и т.д. Ну…, у кого-то с большей интенсивностью, у кого-то с меньшей.

Пример:
Если человека в младенчестве мать брала на руки и они у неё при этом тряслись, не удивляйтесь, что сейчас у него большой уровень личностной тревоги, что-то с уверенностью в себе. И лишь докопавшись до этого, проработав это, можно устранить эту тревогу. И только после этого действие возымеют конкретные рекомендации по уверенному поведению, а упражнения, вступающие в противоречия с ранним опытом малоэффективны.

Но такие вещи быстро не выявляются, и не прорабатываются за пару сеансов/сессий.

3. Рефлексия/самосознание.

В идеале :
Говорить откровенно и честно. Говорить о своих чувствах, а именно Страх, Радость, Вина, Обида Злость.

Как есть:
Рефлексия это одно из умений - работать с собой, отражать свои внутренние содержания. Отражать свои теневые и явные содержания сознания.

Данные умения закладываются глубоко в раннем детстве (по Н.Мак-Вильмс, «Психоаналитическая диагностика»). И зависит, опять же, от состояния матери, от особенностей взаимодействия с ребенком на определённых возрастных этапах.

Но у нас все опять же многим сложнее, много неполных семей, с различной социальной и личностной проблематикой. С отражением внутреннего состоянии и осознаванием своих внутренних процессов в нашей стране плохо..
Получается, что вместо психотерапии мы начинаем обучать человека общаться со своим внутренним миром, так как без этого не может быть речи о дальнейшей работе - это тоже терапия, но в нашей действительности, я считаю это обязательным и первостепенным элементом психотерапевтической работы с клиентами.

Пример:
Терапевт выполняет роль материнской фигуры и вместе с клиентом проходит этапы развития необходимые для формирования рефлексивных функций сознания, которые тот когда-то не прошел.

И после того как мы научились отражать себя, мы можем переходить к работе с другими проблемами.

В этой связи я бы упомянул ещё один социальный феномен. Очень популярны психологические тесты, различные самостоятельные системы так или иначе объясняющие поведение людей, характеризующие их особенности и свойства. А ещё, например, «Хочешь узнать все про себя? ИМЯ на номер 0881 и пришлем тебе кто ты».

Для тех, кто интересуется глубже: Человек с «синдромом диффузной идентичности» плохо знает кто он сам, он не может ответить на вопрос «кто Я?» и посредством внешней информации добирает недостаток. В нашей стране таких людей много, некоторые говорят: большинство.

Все эти тесты - это компенсационный механизм общества, который призван восполнить недостаток информации о себе, так как функции рефлексии слаборазвиты.

Есть люди, которые самостоятельно начинают понимать, что причина жизненных злоключений в слабом, либо искаженном осознании себя и своих внутренних процессов. Они принимают внутреннее решение поработать над этим и увеличить уровень осознанности/рефлексии. Хорошо! Как вы будете это делать? Если раньше у Вас не было опыта осознавания себя и вокруг такие же малосознающие люди. У кого Вы этому будете учиться? И откуда Вы узнаете, что другие демонстрируют осознание, а не патологичные проявления, манипуляции, истерии, игры?

К.Г.Юнг определял интеграцию сознания и подсознания как главную психическую задачу, которую человек решает на протяжении всей жизни, где решение каждого уникально. И в окончании оной его ожидает либо полная осознанность (доступность подсознательных содержаний, возможность проговаривать их и передавать окружающим), либо полный "распад", маразм и т.д.

В этот пункт упирается вообще многое, и естественно тема идентичности и самосознания заслуживает отдельного очерка.

4. Отрицательный терапевтический эффект.

В идеале:
Пример: есть случаи, когда клиенты просто уходят, выражая свой гнев и злость, обесценивают и ругают терапевта; это так же считается результатом, в том случае, если человек, вообще, не мог выразить свой гнев агрессию и злобу. Не мог говорить о своем недовольстве по поводу чего-либо.

Целью психолога является создать ситуацию, в которой человек может проявить содержания своего сознания и понять, что они ему доступны, что он может их выразить/прожить и не чего с ним ни случится. И это будет весьма и весьма положительным фактом для человека не проявляющего своих чувств, но если для этого потребуется спровоцировать клиента на агрессию, то любой терапевт сделает это, правда, в том случае если нет иного пути подвигнуть человека на проявление внутренних содержаний сознания.

Как показывает практика, большая часть клиентов, некоторое время спустя, сознают происходящее. Они понимают, что недавно позволили себе то, что не позволяли на протяжении всей жизни - это достаточное достижение.

Как есть:
Ну, если человека начать провоцировать на агрессию, до того как он овладеет рефлексией, то вряд ли он отразит что сделал нечто такое, чего не делал доселе.

Исключения составляют случаи, когда у человека наблюдается аффективный заряд (назревающая истерика, суицидальные мотивы и т.д.), который явно может выйти ему боком. Поэтому лучше пусть проревётся, проорётся в присутствии специалиста. Об осознании здесь уже речи не идёт. Еще один нюанс: использовать эту технику можно только после установки прочного эмоционального контакта - доверия, длительного диалога и т.д.

Применять эту технику следует с большой осторожностью, и те, кто этим часто и неумело пользуются, дали психологам дурную славу.

5. Интенсивность переживаний.

В идеале:
Делать усилия и говорить о том, что Вам причиняет боль.

Есть масса случаев, когда человек сталкивается с психическими содержаниями, волнующими его на столько, что он не может продолжать работу над собой. В этом случае так же есть ответственность специалиста, а именно создать ситуацию, в которой человек бы прожил то, что так долго от себя отталкивал, но здесь требуются и усилия клиента. И если последний отказывается взглянуть в лицо своим сложностям … - это его выбор и его ответственность.

Если Вы вступаете на путь работы над собой, то будьте готовы к тому, что будет сложно, что придётся разбираться и думать над событиями, которые давно уже прошли, которых, казалось, уже нет…

Как есть:
Естественно, опять же, переходить к работе с содержаниями, которые волнуют очень сильно, следует после того, как человек продемонстрирует достаточный уровень самосознания. Страх о чём-то вспомнить иногда настолько силен что, требуется масса времени и усилий, для того чтобы человек осознал связь между травматическим событиями, псих.защитами, которые явились следствием этих событий, и актуальными проблемами личности.

Интервенции и интерпретации "с кандачка" не всегда проходят, вернее большей частью не пройдут, возможно, вызовут реакцию противоположную осознанию, укрепление защит.

Зачастую диагностика проблемы занимает значительно меньше времени, чем сопровождение клиента до момента осознания проблемы, её структуры, и причин.

6.Отвественность за себя.

В идеале:
Вы принимаете утверждение о том, что человек сам ответственен за свою судьбу и в состоянии повлиять на неё.

Как есть:
Как говорить об этом, я даже не знаю, страна, где люди жили по велению царя батюшки (или иной указующей персоны), где выбор личности считался чем-то странным…

Здесь мне вспоминается высказывания одного нашего политического деятеля «Предлагаю отменить выборы, и установить конституционную монархию! Такая форма организации гос.аппарата - дешевле, ибо мы избавляемся от необходимости постоянно тратиться на организацию выборов».

Для страны, где все ждут, что за тебя выберут и что-то решат, когда же примут закон, дающий всеобщее благо - это подходящая форма организации государства. Свобода выбора воспринимается ещё некоторыми как феномен.

Скажу иначе. Большая удача работать с тем, кто принимает ответственность за свою судьбу на себя, остальных же остаётся медленно подводить к этой идее. Ведь, иногда не все в состоянии вынести столько ответственности…

Эпилог .

Вообще, работа в нашей стране часто ставит в ситуации, когда проблема не может быть разрешена с помощью готовых алгоритмов действий. Подавляющее большинство случаев требует создания и изобретения нового. Не все устоявшиеся психологические парадигмы подходят для работы в условиях российской действительности, иногда приходится прибегать к эклектическим подходам.

Здесь я описал ряд особенностей свойственных нашей действительности. Я думаю, без учета этих особенностей психолог/психотерапевт вряд ли сможет прийти к положительным подвижкам в работе с клиентом, если не наоборот.

Что же касается клиента то, для эфективной работы с психологом/психотерапевтом ему следует выполнить следующие условия:

1. Оплачиваете терапию регулярно.

2. Уделяете достаточно времени на анализ всех значимых событий жизни.

3. Стремитесь к самосознанию и хотите этому учиться.

4. Принимаете утверждение что это работа, а не праздник и веселы метаморфозы, и как правило она будет сопровождаться не только положительными эмоциями.

5. Говорите с терапевтом о неприятных Вам вещах и готовы испытывать негативыные чувства.

6. Если при прочтении фразы "Человек сам ответственен за свою судьбу" Вы не подпрыгиваете на стуле от злости и не начинаете ругать государство, окружающуюю действительность и т.д.

Эта статья наполнена словами об усилиях, страхах и сложностях. Поход к хирургу тоже занятие не из приятных, но в некоторых случаях это просто необходимо. Операции вещь болезненная, но в результате Вы становитесь здоровее.

Как гласит древне-китайская мудрость:
«Каждая сложность это дар, поднимающий нас на более высокую ступень развития».

«Помните, что самое холодное и темное время бывает перед рассветом…»