Почему нельзя верить снам? Верить снам или не верить — мнение Церкви.

Для меня новая статья - это не что-то выдуманное, а всегда пережитое. Наше священническое служение - это погружение в глубину жизни, где можно черпать самые разные темы для новых духовных бесед. А ещё - соприкосновение с народом, почти всегда с его горестями, и редко - с радостями. Священнику нужно уметь сопереживать людям. Лучше всего это удаётся на исповеди. За прошедший пост их было немало, а значит, были поводы о многом подумать. И хотя мы постоянно говорим, что на исповеди нужно каяться в грехах, а не разговаривать про жизнь, люди всё равно успевают задать вопросы и хотя бы кратко обсудить свои наболевшие проблемы. Говорят, что нет глупых вопросов, есть глупые ответы... И каждому вопрошавшему, согласно Св. Писанию, надо дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Довольно много вопросов относительно снов. Иногда прямо цитируют Шекспира: «Ну и сон же мне приснился! Такой сон, что не хватит ума человеческого объяснить его!» («Сон в летнюю ночь»). Батюшка, помоги разобраться!!!

Довольно часто во сне людям являются усопшие сродники. Что это значит? Кто-то получает особые откровения и ответы на вопросы жизни, как, например, известный английский писатель Вальтер Скотт. Он говорил: «Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах».

Кому-то снятся даже цветные , а многие композиторы во сне слышат музыку. Бывают такие сны, что, проснувшись, будильник хочется расцеловать... А кто-то повторит слова Золушки: «Сон - это желание, которое загадывает сердце, когда человек крепко спит». И с таким сном совсем не хочется расставаться... Одним словом, сны и сновидения - тема для новой духовной беседы.

Давайте откроем «Лествицу» и немного её почитаем. В этой книге мы найдём много мудрых советов, а потому будем читать её не только Великим постом, но регулярно и понемногу. Итак, «сновидения есть движение ума при недвижности тела» (Лествица 3, 25).

В этих словах «Лествицы» говорится о важном свойстве нашего ума - его подвижности.

Остановить движение ума и сердца никто не может, но можно задать им правильное направление

Как источник не может не источать воду, а горящий огонь - свет и тепло, так и ум не может не рождать помышления. К сказанному добавим, что не только разум, но и сердце постоянно пребывает в движении. Оно порождает чувства. Остановить движение ума и сердца никто из людей не может, но зато можно задать им правильное, с точки зрения Евангелия, направление. Естественно, с Божией помощью.

Говоря о сновидениях, мы касаемся интересной духовной проблемы. Известно, что обычный человек 1/3 своей жизни проводит во сне. Для неверующих людей здесь всё просто. Сон - это время, необходимое для телесного отдыха и восстановления утраченных сил. Сон для большинства - бесплатное туристическое бюро, позволяющее за 8 часов попасть куда захочется.

Таким образом, жизнь для религиозного скептика представляется в виде пёстрого калейдоскопа, где следует чередование дней и ночей, времени труда и отдыха, когда сам человек уподобляется постоянно работающему механизму с интервалами для остановки и передышки.

Назначение человека намного выше трудов по снисканию хлеба насущного

Совсем другой взгляд на время ночного сна у христианина. В христианстве человек никогда не сравнивался с заведёнными часами. Назначение человека намного выше всевозможных трудов и хлопот по снисканию хлеба насущного и обустройству временной жизни. Каждый из нас призывается к Богоугождению, что достигается исполнением евангельских заповедей. Жизнь христианина воспринимается как важная и ответственная задача, поставленная Самим Богом каждому из людей. Верующий человек чувствует, что жить надо как-то по-особому, совсем не так, как живут все. Особенность нашей (христианской) жизни - в познании и исполнении воли Божией. Обучая себя в таком духовном делании, христианин со временем почувствует особую ценность земной жизни. Она для него будет подобна висящему над пропастью мосту, по которому следует пройти. Мост над бездной - единое целое, без всяких разрывов, так и дни земной жизни для христианина - неразрывная цепь, соединяющая временное с вечным. И это действительно так. В деле спасения нет остановок, перерывов на обед или выходных дней. Жизнь души и её развитие происходят и днём, и ночью, а значит, и во время сна. Об этом Христос говорит в Евангелии: подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт не знает он (Мк. 4, 26-27).

Процесс отпадения от Бога и начало духовного опустошения происходят по такому же принципу, когда человек, потерявший внутреннюю бдительность, делается жертвой диавольской злобы и хитрости. И снова мы читаем в Евангелии про сон: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл (Мф. 13, 24-25).

Наша задача - сделать сон временем духовного накопления

В этих двух Евангельских текстах говорится о времени сна, когда менялось духовное состояние человека. В первом случае оно совершенствовалось, во втором - разрушалось. Таким образом, сон - это особый период христианской жизни, и наша задача - сделать его временем духовного накопления.

Что для этого требуется? Прежде всего, нужно опытно убедиться в различии нашего состояния в периоды бодрствования и ночного отдыха. Первый период можно назвать активным и сознательным, и потому полноценным, в то время как сон - это состояние заторможенности и бессознательности, что и определяет его неполноценность. Днём человек накапливает впечатления и переживания; ночью идёт их обработка и, что немаловажно, - особое воздействие на нашу внутреннюю жизнь. Можно уподобить дневное время киносъёмке, а ночное - просмотру записанного. Всё увиденное и услышанное в период бодрствования не исчезает, а откладывается в особом архиве, каковым является память. Ночью этот архив активизируется с помощью тонких душевных механизмов, полноценно работающих даже во сне.

Правильная религиозная жизнь - это всегда тонкое соприкосновение с духовным миром. На христианина и его внутренний мир влияют не только добрые ангелы, но и падшие злые духи.

Ученик преп. Макария Египетского, авва Евагрий Понтийский (IV в.), говорит, что бесы, как существа нематериальные, способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти («О помыслах», 25). Бесы есть духи, имеющие способность проникать в сферу нашего сознания, а потому - они творцы многих наших снов. Примерно то же самое говорил древнегреческий мудрец и философ Платон: «Внутри каждого, даже самого лучшего из нас, дремлет неуправляемый дикий зверь, который просыпается, когда мы спим».

Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием, и человек полностью отдаётся во власть сна. Сны рождаются в нашем сознании и могут принять любое направление не только от естественных причин, например, от болезни или переедания, но и от воздействия на человека злых духов - бесов. Тогда сновидения становятся опасными внушениями, кошмарами, ложными «вещими» знаками... Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сне как откровение свыше, но христианин должен принимать это как искушение от падших духов.

Имея огромный опыт борьбы с человеком, бесы используют проверенный способ нашего смущения, когда через сны показывают наших родных и близких, пребывающих в скорбях и страданиях.

Говорит о таком коварстве демонов в своих наставлениях: «Бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих».

А закончим нашу беседу важным советом из «Лествицы», который постараемся исполнить в нашей жизни. «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Из «Духовного дневника» епископа Арсения (Жадановского)

Каждый из нас испытывает сновидения. Одни спокойно переносят их, не тревожатся, другие же придают им большое значение или, как говорится, верят снам; отсюда у многих беспокойство, уныние, гадательные предположения и даже желание удовлетворять, исполнять то, что снится. Интересно установить поэтому истинный взгляд на сновидения, и в этом могут хорошо помочь нам богомудрые отцы, хорошо знавшие человеческую природу со всеми ее хорошими и дурными сторонами и проникавшие духовным опытом в высокие тайны духовных явлений. Можно различать три рода сновидений: 1) сны естественные, 2) сны от врага рода человеческого и 3) сны от смотрения Божия.


Сны обыкновенные, естественные. Во время сна деятельность нашего тела и души не прекращается, сном парализуется только рассудок или та часть нашего духа, которая заправляет всем нашим внутренним существом. И вот мы, во время сна оставшись без руководителя, предаемся необузданному течению своих мыслей и мечтаний, необузданному, как кони без седока; отсюда сновидения часто носят на себе печать несвязных мечтаний, хотя материал для этих ночных наших грез заимствуется из нашей же собственной жизни; потому-то у богача бывают свои сны, каких не видит бедняк; у бедняка — свои, каких не видит богач; у женщин — свои, у детей свои и т.д. Если материал для обыкновенных наших сновидений заимствуется из нашей же жизни, то сновидения могут до некоторой степени быть показателями нашего душевного состояния, нашего вообще настроения и, если хотите, нашего нравственного роста. Не оттого ли один обладает мирным, спокойным, тихим сном, другой мятется и во сне. У нас берется как образец сон дитяти — мирный, безмятежный, и это, конечно, потому, что и жизнь его такова. «Кто хранит себя чистым, — читаем мы у аввы Дорофея, — у того огнь сердечного горения не допускает погрузиться в сон чувственный, а такой пользуется только естественным».

Второй род сновидений — это от наветов врага рода человеческого, который пользуется всеми средствами, лишь бы только повредить человеку. И в этих сновидениях ухищрения врага часто бывают весьма тонки; при этом он, прежде всего, ополчается на тех, которые верят снам, а таких людей немало, даже среди верующих, по-видимому, христиан. Демоны могут являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажать их жительство, обещать венцы небесные. Цель демонов смущать такими сновидениями может быть двоякая: или возвести человека на высоту сомнения и гордыни, каковая высота, конечно, вместе с тем есть и погибельная пропасть, или же вообще сбить человека с пути истины, как, например, случилось это с иноком, о котором повествует преподобный Кассиан Римлянин . Демоны, усмотрев, что один инок дал цену себе, то есть впал в самомнение, начали представлять ему сновидения, что будто бы на одной стороне святые апостолы, мученики и все христиане находятся во тьме — в аду и терпят страшные мучения, а на другой иудеи во свете наслаждаются блаженством. При этом демон, разумеется, во образе ангела, дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил на деле. Он пошел к евреям и не только принял их веру, а еще и женился на еврейке...

Помимо обольщений видениями, почитать надо сновидениями, навеянными врагом, и то, если грезится что-либо во сне противное вере, либо Церкви Святой, либо жизни благочестивой, а между тем пред сном и вообще в бодрственном состоянии ничего подобного у тебя и в голове не было. Как же нам отревать от себя злые сновидения врага? Что касается, прежде всего, видений во сне Ангелов и т.п., то по пробуждении нужно смириться, нужно так себе сказать: грешный я человек, я недостоин таких видений! И вот, если эти видения были обольстительные, они бесследно для нас пройдут; сразу о них произойдет забвение. Как предохранять себя от вражьих сновидений, это нам указывает Святая наша Церковь, которая точно нежная мать в этом отношении все предусмотрела. Она велит каждому из нас, пред тем как лечь в постель, сначала поцеловать святой крест свой на груди, потом перекрестить постель свою от ног до головы и во все стороны и в то же время читать молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» Вся эта молитва направлена против демонской силы, например: «...да погибнут беси от лица любящих Бога...», — «Радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси» и проч.

И нужно сказать, ничего так не боится диавол, как крестного знамения. В книге преподобного Иоанна и Варсонофия мы читаем: «Святого Креста диавол показать нам в сновидении не может, ибо не находит средства изобразить его другим, превратным образом, чем как он есть. Он может показать нам якобы ангелов, Самого Христа под видом простых людей, может нам показать Святое Причастие под видом простого хлеба, но Креста — нет, ибо уже самый вид, самое знамение, образ Креста диаволом нетерпим, ибо на Кресте разрушена сила его, Крестом нанесена ему смертоносная язва» (Руководство к духовной жизни...). Поэтому мы, крестом ограждаемы, всегда можем противодействовать наветам диавола. Однажды явился демон святому Симеону Столпнику , который спасался на столпе, и явился ему в виде светлого ангела, да еще с огненными конями и с огненною колесницею и, искушая его, завел с ним такую речь: «Вот, Симеон, ты угодил Богу так, как Илия пророк, и потому я послан сюда на землю, чтобы восхитить тебя, как Илию, на этой колеснице на небо...» Святой поверил было, да как только перекрестился и сказал: «Господи, благослови (то есть перейти со столпа на колесницу)!» — как вдруг не стало ни ангела, ни копей, ни колесницы, — все исчезло. Так крестное знамение спасло преподобного. Хорошо поэтому делают те, которые часто ограждают себя крестным знамением. Случился ли наплыв дурных мыслей, произошло ли затруднение, препятствие в деле, подверглись ли мы искушению, соблазну пред сном и после, — при каждом пробуждении, если сотворим крестное знамение, этим мы заграждаем доступ к себе вражьей силы, разрушаем все вражий козни и наветы.

Есть, наконец, третий род сновидений истинных, посылаемых Божиим Промыслом. Здесь может иметь значение общение душ наших, человеческое предчувствие, влияние Ангелов, и особенно Ангела хранителя, воздействие на нас святых. История и опыт свидетельствуют о возможности подобных сновидений. Как же распознавать эти сновидения и как нам относиться к ним? Прежде всего, праведные сны свойственны людям святым, а не нам грешным. У нас часто за множеством грехов и несовершенств отсутствует или, лучше, притуплена способность различения духовных явлений, и если наяву это постоянно проявляется относительно всего, вокруг нас и в нас самих совершающегося, то тем более мы можем неправильно понять, что с нами было в сновидениях. А поэтому лучше всего ко всякого рода снам относиться с осторожностью, не задумываться над ними: не беспокоиться и не стараться их разгадывать. «Верующий сновидениям — вполне неискусен, а неверующий никакому сну — истинно любомудр»,— говорит преподобный Иоанн Лествичник. А премудрый сын Сирахов относительно людей, верующих в сны, сказал: «Верить снам то же, что хвататься за тень и гнаться за ветром. Многие обольстились сновидениями и погибли, потому что верили им» (Ср.: Сир.34:2-7). Преосвященный Феофан Затворник на вопрос: «Верить ли снам?» — писал: «Лучше не верить. И если какие сны сбываются, то по сбытии — нужно благодарить Господа за милость, а также за приятные и назидательные сны благодари Господа» (472 письмо). И святые угодники Божии, действительно, относились с осторожностию даже к истинным сновидениям. Они по нескольку раз проверяли их. Нужно поэтому так представлять дело. Если Промыслу Божию угодно что-либо посредством сновидения внушить человеку, то тот же Промысл Божий поможет человеку и его разъяснить. Лучше всего какое-либо чрезвычайное сновидение не самим разгадывать, а поведать его духовно-опытным людям, духовникам, старцам, которые, зная все ухищрения врага, скорее могут разобраться в этих сновидениях; во-вторых, не стараться во что бы то ни стало разъяснить сон, а предоставить спокойно времени, ибо Сам Господь, Промыслитель наш, приведет его к исполнению. И не дай Бог за разъяснением снов обращаться к гадальщикам и знахарям — это значит еще более запутывать дело и отдаваться в руки врага. Пусть же дурные сны служат для нас побуждением к трезвению, молитве и исправлению нашей жизни; за хорошие, добрые, приятные — станем благодарить Господа и нашего Ангела хранителя, а в чрезвычайных сновидениях, которые, кстати сказать, бывают весьма редки, будем предоставлять себя Промыслу Божию.

После пробуждения, многие пытаются понять их значение с помощью онлайн-сонников и всевозможных народных толкований. Однако сегодня достаточно хорошо изучены наукой, которая уверяет, что они не имеют связи с потусторонним миром. Как же расшифровать сигналы, которые посылает нам мозг во время сна?

Нужно ли толковать сны?

Все люди способны видеть сны: даже слепым от рождения снятся звуки. Сюжеты формируются под действием множества физических и психических раздражителей: состояния здоровья, позы, давно минувших или свежих впечатлений, температуры воздуха и даже аромата в комнате спящего. Они могут быть настолько яркими и реалистичными, что влияют на настроение в течение всего дня. Но нужно ли пытаться их толковать?

Психолог К. Холл собирал сновидения людей более 30 лет. К 1985 году он скопил 50 тысяч историй людей разного возраста, вероисповедания, социального статуса, и пришел к выводу, что все они достаточно предсказуемы и однообразны:

    незнакомец во сне, как правило, - агрессор;

    дети чаще видят во сне животных, а взрослые – людей;

    в мужских снах преимущественно фигурируют мужчины, а в женских – представители обоих полов;

    большинство событий во сне происходят дома или на работе;

    путешествия во сне, в основном, осуществляют пешком или на машине;

    молодым людям сексуальные сцены снятся чаще, чем взрослым;

    злых и жестоких людей мы видим во сне чаще, чем добрых и милых.

Холл приводит очень много подобных наблюдений, развенчивая представление о мистической природе сна. Да, сны кажутся странными и нелогичными, но их сюжеты легко сопоставить с реальными событиями и личными переживаниями. Зачем же придумывать несуществующий смысл увиденному во сне дереву, кошке или драке?

Психоаналитический подход к толкованию снов

Поиском скрытого (к счастью, не мистического) смысла снов активно занимается психоанализ. Представители разных школ подходят к толкованию по-разному.

Зигмунд Фрейд первым предложил использовать для анализа сновидений метод свободных ассоциаций. По его словам, сюжет сна не столь важен. Необходимо обращать внимание на мелкие детали и пытаться осмыслить роль каждой из них. Таким образом, человек сможет осознать скрытое желание, спрятанное за сновидением. Фрейд считал, что большинство этих цензурированных желаний имеют сексуальный характер или выражают подавляемую агрессию.

Карл Густав Юнг толковал сны несколько шире, уделяя внимание «коллективному бессознательному», древним мифам и тайному языку символов. Однако Юнг во многом был мистиком, верил в существование души и утверждал, что неврозы современного человека связаны с утратой веры в Бога.

Современные психоаналитики связывают сны с проявлениями бессознательных влечений и утверждают, что именно их подавление ведет к различным , депрессиям и некоторым другим психическим заболеваниям. Однако единой, доказанной концепции сновидений не существует, что связано с различными подходами к самой теории сознания и личности.

Чем опасны сонники?

Чаще всего превратному толкованию сновидений подвержены женщины. Увидев дурной сон, они вспоминают рассказы бабушек, наделяют его скрытым смыслом, и могут даже посчитать вещим. Чтобы понять тайное предостережение, ищут в интернете всевозможные сонники, которые до смешного иррациональны: офисный стул могут объяснять скорой гибелью собаки, а опадающие осенние листья – хроническим заболеванием почек.

Нельзя верить и «сонникам Фрейда»: психоаналитики никогда не рассматривают символы в отрыве от контекста и реальной личности. То, что представлено в интернете под видом толкования снов, – шарлатанство.

Сила самовнушения действительно может привести человека к реальному заболеванию. Психологический настрой толкает впечатлительных людей на заведомо опасное поведение: они хуже питаются, одеваются не по погоде, сильно переживают, а заработав ОРВИ, гастрит или , с уверенностью заявляют: «Не зря мне приснился этот сон!»

Как реагировать на плохие сны?

Не бойтесь своего подсознания. Если вы увидели во сне нападение – скорее всего, вы переживаете по поводу предстоящего важного события или пережили конфликт. Приснилась болезнь или смерть родственника? Это может говорить о том, что вы беспокоитесь за его здоровье. Снится, что любимый человек изменяет? Возможно, вас впечатлил рассказ подруги, мучает ревность, неуверенность в себе или угрызения совести.

В любом случае, не стоит искать черную кошку в темной комнате. Особенно если ее там нет. Критично относитесь к любой информации и помните, что мы сами можем выбирать, как сновидение повлияет на нашу жизнь.

Мария Ниткина

Чем на самом деле являются наши сновидения: загадочными знаками из потустороннего мира или больными фантазиями нашего ума? Разъясняет кандидат богословия Ярослав Хижняк.

Сальвадор Дали, Сон ІІ, 1931 год

Современный мир разнообразен в своих формах. У него множество развлечений и… грехов. Он активно отстаивает социальную справедливость и право на улучшение уровня жизни. Во все времена люди порой доходили до безумства в поисках эффективных средств достижения земных благ. Но мы знаем, что быть счастливым - не значит оправдываться: дескать, мы призваны в этот мир для того, чтобы наслаждаться его благами, и неважно, каким путем мы этого достигнем.

Все виды благочестия (общественного, религиозного) настолько уменьшили свое влияние на общество, что, кажется, совсем исчезли. И человек, воодушевленный мифами о красивой жизни, готов идти на любые авантюры. Да, вполне естественно, что человек хочет жить, как все нормальные люди, иметь комфортное жилье, отмечать праздники. Но плохо, когда человек, привыкший говорить «хочу», начинает жить по принципу «хочу быть начальником, а все чтобы были моими подчинёнными; хочу, чтобы всё в мире было только для меня». Для достижения этой цели человек прибегает к самым изощрённым средствам, в том числе таким, как колдовство и гадание по снам. Наделяя сны таинственностью и сакральностью, он часто даже не задумывается над их происхождением.

Встречаются суеверные люди, которые вроде бы и в церковь ходят по праздникам, никого не убили и не обокрали, которые считают себя православными, но на самом деле таковыми не являются. Такие люди свято верят предписаниям всякого рода экстрасенсов и «бабок», которые говорят, что хотят помочь им, а на самом деле тянут за собою в пропасть.

Наши сны: знаки или больное воображение

Чем на самом деле являются наши сновидения: загадочными знаками из потустороннего мира или больными фантазиями нашего ума?

Во время сна, когда ослабевает наше самосознание, мы теряем контроль над собой, мы становимся искренни, и нам совсем нечего стыдиться - с нашего лица спадает маска, осуществляются все наши несбывшиеся желания, и мы становимся самими собой. Характерные для наших снов образы и душевные состояния есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности. Трезвая и умелая оценка сновидений может помочь в познании себя и на многое открыть глаза. Сны в какой-то степени могут быть индикатором чистоты души.

Иногда во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение души - лишь поверхностное, в её недрах ещё таится грех. Святые отцы утверждают, что только при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми. Характер снов отвечает духовному состоянию человека. Враг рода человеческого, имея доступ к нашим душам во время нашего бодрствования, имеет его и во время сна. И во время сна он соблазняет нас грехами, примешивая к нашему мечтанию своё мечтание. Также, заметив в нас внимание ко снам, он придаёт им привлекательность и возбуждает к этим бредням большее внимание, и мы постепенно начинаем доверять им. Такое доверие всегда связано с гордостью, которая делает наш внутренний взгляд на нас самих помрачённым.

Не на всех снах можно акцентировать своё внимание. Сам Господь повелевает богоизбранному народу через Моисея: “Не ворожите и не гадайте” (Лев. 19:26). Каждый человек вправе решать, как ему жить. “Безрассудные люди, - говорит премудрый Сирах, - обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале” (34:1–3).

Сны довольно часто вводят нас в заблуждение и противоречат реалиям жизни. Преподобный Кассиан Римлянин рассказывает историю об одном человеке, которому во сне падшие ангелы внушили, что он проживёт долгую жизнь. Он собрал достаточно сбережений, чтобы беззаботно прожить до старости, но вдруг заболел и вскоре умер - и таким образом не мог получить никакой пользы от своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел.

Не принимай и не отвергай

Как в отношении рассуждения о снах - являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений у святых отцов есть правило: не принимать и не отвергать. Это разумное правило спасёт человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать Божественной благодати, а также спасёт от хулы на благодать, если действительно имело место её проявление.

К сожалению, не все люди хотят задуматься над этим. Им невыгодно назвать свои ошибки грехом, а не добродетелью. Они не только не хотят каяться, они хотят превозноситься, представляя свои греховные действия как образец для окружающих, и в конце концов падшее человеческое естество берёт своё. Множество людей, в том числе высокообразованных специалистов, в случае неудач прибегают к гаданию по снам. И хорошее светское образование здесь не помогает, и религиозный скептицизм куда-то исчезает. Даже те, кто идут в ногу со временем, продвигают прогресс вперёд, вплоть до выращивания отдельно взятых органов, всё же остаются суеверными, всё так же боятся рассказать кому-то свой плохой сон, чтобы он не сбылся, или наоборот, рассказывают хороший в надежде на то, что он непременно сбудется. Человек боится поменять что-то в своей жизни, ему проще сказать, что так делают все. Это очень плохо, потому что, не имея истинной веры в Бога, человек неизбежно освобождает в своей душе место для веры ложной, суетной и мелкой.