Утилизационный сбор от 1 января. К чему приведет введение утилизационного сбора. Утилизационный сбор в ПТС, что это

6 февраля 2016 года был введен утилизационный сбор на специальную технику и прицепы. Данная новость получила довольно широкий резонанс с весьма негативным оттенком, поэтому мы просто не могли отреагировать на нее. Что представляет собой новый налог, для чего он нужен, и кто его должен платить? Именно на эти вопросы мы будем искать ответы в этой статье.

Что такое утилизационный сбор

Своеобразный налог на утилизацию, который был введен в феврале 2016-го, – это практически тот же самый налог на прицепы и еще девятнадцать видов специальной строительной, промышленной и сельскохозяйственной техники. Обязанность уплаты по нему возложена, разумеется, на владельцев транспортных средств – на частных лиц, государственные и коммерческие компании.

Чем утилизационный сбор-2017 отличается от уже действующих налогов и пошлин? Все очень просто. Если последние направляются на пополнение бюджета государства, но новый сбор предназначен совсем для других целей, подробно описанных ниже:

  • улучшение экологической обстановки в стране за счет соблюдения всех современных стандартов относительно утилизации старых машин и механизмов;
  • замена старой техники на новую. То есть модернизация автопарков самых разнообразных предприятий, приобретение более эффективных, высокопроизводительных и экономичных машин;
  • импортозамещение. Утилизационный сбор по замыслу разработчиков законопроекта должен значительно уменьшить объемы импорта прицепов и прочей техники, бывшей в употреблении. Это, в свою очередь, подтолкнет отечественного производителя к созданию выгодной и разумной альтернативы. Уверенности в том, что подобные замыслы будут воплощены в реальность, нет, однако, по сути, идея не так уже плоха.

Куда пойдут деньги с утилизационного сбора

Основная цель, для достижения которой и вводится новый налог, – это улучшение экологической обстановки в стране. Средства, полученные от владельцев техники, согласно законодательству, должны направляться на создание мощной и соответствующей самым современным стандартам инфраструктуры. Последняя будет обеспечивать эффективную переработку отходов, которые образуются после выхода машин и механизмов из строя. Также уже в 2017-м планируется выделение денег на поддержку государством всех промышленных отраслей.

Вполне возможно, что эта цель будет достигнута. Уверенность в это вселяет пример с уже работающим законом, предполагающим утилизационный сбор на грузовые и легковые машины, средства с которого позволяют государству поддерживать предприятия, осуществляющие производство автомобилей «экологичных» классов – Евро-4 и Евро-5. Также они дают возможность создавать новые рабочие места, что также можно отнести к плюсам.

Сколько придется платить покупателям прицепов, и чем недовольны производители

Самый насущный вопрос – это сумма нового сбора, которая в основном и вызвала крайне негативную реакцию производителей самой различной техники. В чем именно заключается проблема? Попробуем разобраться в этом как можно более подробно.

Базовая ставка сбора на прицепы не так уж велика, если учитывать тот факт, что платить его будет предприятие, а не частное лицо – 150 тысяч рублей. Но эта сумма, как мы уже выяснили, является базовой. Кроме того, необходимо учитывать понижающие и (для транспортных средств и спецтехники старше трех лет) повышающие коэффициенты. Из-за них утилизационный сбор, а вместе с ним и стоимость нового полуприцепа, может подняться на целых полмиллиона рублей.

Чтобы свести к минимуму взлет цен на прицепную технику в 2017 году, в законодательстве изначально были предусмотрены субсидии отечественным производителям. Однако для их получения предприятие должно соблюсти следующие требования:

  • выполнение всех производственных процессов исключительно на территории нашей страны;
  • применение в изготовлении прицепной или другой техники комплектующих, производимых только в России или государствах Евразийского союза.

Учитывая тот факт, что подавляющее большинство техники собирается сегодня из импортных узлов и деталей, можно понять, что претендентов на субсидию остается очень мало.

Именно ставка сбора и коэффициенты вызвали основное недовольство и производителей, и владельцев техники. Они полностью уверены в том, что процесс утилизации на самом деле обходится значительно дешевле. Приводились разные цифры, но подавляющее большинство экспертов считает, что одного процента от себестоимости того же прицепа или какой-либо сельскохозяйственной машины с головой хватит на то, чтобы утилизировать их по всем современным нормам.

Простые примеры расчета утилизационного сбора

Как мы уже упоминалось выше, базовая ставка составляет 150 тысяч рублей. Но чтобы правильно рассчитать сбор для своей техники, вам придется учитывать коэффициенты, с которыми результат может быть следующим:

  • новая прицепная техника – 150 000 × 0,4 = 60 тысяч рублей;
  • прицепная техника старше трех лет – 150000 × 1,8 = 270 тысяч рублей.

В данном примере приведен расчет лишь для самых маломощных машин, используемых в сельском хозяйстве и промышленности. Если же брать более производительную технику, сумма сбора на нее может достигать 600 тысяч рублей (коэффициент для техники старше трех лет равен 40).

К чему приведет введение утилизационного сбора

Основная масса негативных отзывов от потребителей основана на том, что вводимый с 2017 г. сбор значительно повысит стоимость прицепной и другой техники. Но Минпромторг опровергает столь пессимистичные прогнозы. Его представители утверждали и продолжают утверждать, что влияние нового сбора будет минимальным. К примеру, прогнозируется, что цены на технику с 2017-го вырастут максимум на 6 процентов.

Не ожидается даже минимального роста стоимости прицепов российского производства, так как компании, осуществляющие их изготовление из отечественных комплектующих, могут воспользоваться программой государственного субсидирования.

Более логичными являются мнения о том, что три года, являющиеся основанием для применения повышающего коэффициента – это совсем небольшой срок для качественной техники. Прицепы в нашей стране могут эксплуатироваться десятилетиями, а их частая замена совершенно никакого положительного эффекта на экологию не дает. Да и рентабельность предприятий из-за покупки новой техники каждые 3 года вряд ли вырастет.

Утилизационный сбор: будет ли отменен

Волна возмущений по поводу введения в 2017 году нового сбора докатилась до президента РФ, который отреагировал довольно оперативно. Он дал распоряжение пересмотреть соответствующие нормы законодательства и отменить утилизационный налог для некоторых категорий техники уже к апрелю.

Впрочем, на данный момент нет никакой информации, подтверждающей, что утилизационный сбор-2017 отменен. Все законы продолжают действовать по сегодняшний день, а значит, владельцам прицепов, сельскохозяйственной и другой техники придется вносить оплату в установленные сроки.

С 1 января 2016 года на всю сельхоз-, дорожную и строительную технику в России веден утилизационный сбор. Новые поправки в закон, внесенные 6 февраля 2016 года, обладают особенностями – теперь утилизационный сбор коснулся и тех, кто имеет прицепы на самоходном транспорте.

Многие граждане возмущены подписанием данного постановления, тем более что в условиях экономического кризиса многим итак приходится несладко. Откуда взялись дополнительные пошлины? Правительство объясняет свое решение желанием позаботиться об экологии, от загрязнения которой страдает в первую очередь подрастающее население. Также это вынужденная мера, которая позволит сформировать стимул для замены устаревшей техники на более новую.

Пытаясь сэкономить, фермеры достаточно часто завозят из других стран в Россию машины, бывшие долгое время в употреблении. Но зачем пользоваться изношенным старьем, если можно купить новый агрегат отечественного производства, который по словам чиновников, ничем не уступает иностранному изготовителю?

Именно бесконтрольный ввоз в страну заграничной б/у техники больше всего волнует правительство, которое в законе об утилизационном сборе устанавливает конкретные сроки по эксплуатации транспортных сельскохозяйственных средств, не менее жесткие требования коснулись объема выбросов в воздух вредных веществ. Ведь, как известно, отслужившая свой век техника наносит огромный урон экологической обстановке в России, которая итак далека от идеальной.

Согласно официальной статистики, прошедшие 5 лет ознаменовались ввозом в РФ как минимум 17000 тракторов, которые применяются в сельхозработах, 350 изрядно «поношенных» зерноуборочных и кормоуборочных агрегатов. Основными поставщиками, сбывающими нам б/у транспортные средства, являются высокотехнологичная Германия и США, однако в руки российских фермеров техника попадает в упадническом состоянии.

Откуда «ветер дует»

Прежде утилизационный сбор распространялся исключительно на легковые и грузовые автомобили, осенью 2012 года закон вступил в действие и работает до сих пор. Согласно ему, существует несколько тарифных ставок:

  • собственники легковых машин уплачивают 20 000 рублей;
  • фуры, грузовики и автобусы должны вносить взносы в размере 150 000 рублей.

Изначально чиновники определили утилизационный сбор в качестве еще одной меры, которая позволит поддержать российский автопром. Ведь вносить отчисления в госказну обязаны были только те, чьи авто выпущены за границей. Однако в августе 2012 года РФ вошла в состав ВТО, и явная дискриминация отдельных владельцев средств передвижения не осталась незамеченной.

Поэтому уже в январе 2014 года утилизационный сбор стал взиматься со всех автолюбителей. Именно этот утилизационный сбор стал основой для разработки похожей меры воздействия на владельцев сельхоз, строительной и лесной техники. Соответственно, уплачивать сбор придется российским заводам и фабрикам, основная деятельность которых как раз состоит в выпуске таких машин.

Величина утилизационного сбора

Многие думают, что взимание утилизационного сбора возможно только в России, но смеем вас заверить – Европа уже давно знакома с платежом. К примеру, в ЕС налог составляет 10 евро на единицу средства передвижения. Соседняя Украина ввела утилизационный сбор еще в 2013 году, Беларусь ознаменовалась мартом 2014 года, в Казахстане платеж взимается с 2016 года.

Однако Россия, что называется, перещеголяла всех и каждого, ведь в нашей стране на сегодняшний день зафиксирован самый высокий утилизационный сбор в мире. Базовая величина взноса в 2017 году составляет 150 000 рублей, понижающие и, наоборот, повышающие эту цифру показатели назначаются в зависимости от типа техники, ее веса, грузоподъемности, мощности и объема двигателя. Повышающие коэффициенты действуют в отношении машин, которые находятся в эксплуатации от 3 лет и более.

Как рассчитать сумму по утилизационному платежу

Итак, чтобы рассчитать величину утилизационного сбора достаточно просто уметь умножать. Базовый тариф, который равен 150 000 рублей, умножается на коэффициент подержанной техники. Этот коэффициент можно определить, ознакомившись с официальным документом http://government.ru/media/files/Altv6yfRQSbubohFc31nRUHkZvCYpx8L.pdf.

К примеру, новый колесный трактор, мощность силового устройства которого не превышает 30 л, насчитывает платеж 150 000 × 0,4, что равняется 60 000 рублей. Трактор, которому более 3 лет, обойдется собственнику в сбор размером 60 000 × 1,8, согласитесь, сумма получается уже достаточно ощутимая (270 000 рублей).

Именно такой механизм начисления утилизационного взноса делает покупку устаревшей техники невыгодной и затратной, прежде всего, для фермера.

Как оплатить утилизационный взнос в 2017 году

Если вы занимаетесь производством или переработкой молока и молочных продуктов, не стоит суетиться – в 2017 году утилизационный сбор вместо вас внесут импортеры. Вам остается только заплатить за технику.

Если рассматривать формальную сторону вопроса, своевременные отчисления по утилизационному сбору отслеживают работники Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы (этот подпункт касается только импортеров). То есть как раз те, кто собирается продать указанную выше технику, столкнутся со сложными формальностями, которые им придется решать.

Реальные затраты по утилизации

По словам изготовителей машин, утилизация оценивается в гораздо меньшую стоимость. Если взять во внимание всю сельхозтехнику, стоимость утилизационной процедуры гораздо ниже 1% от реальной себестоимости. Таким образом, вряд ли устаревший трактор, который мы выше приводили в пример, оценивается в сумму 270 000 рублей.

Греет душу только то, что правительство пообещало направить вырученные средства не только на экологию, т. к. проследить перемещение денежных потоков в данном случае крайне сложно, но и на поддержку отечественных изготовителей.

Ожидаемые правительством результаты

По прогнозам Минпромторга, в 2017 году будет наблюдаться рост стоимости сельхозтехники на 6,5%, причем утилизационный сбор никак не повлияет на закупочную стоимость машин. Дело в том, что принято решение выделить российским производителям деньги из бюджета. Ведомство также обещает взять под контроль сведения, регулярно поступающие от отраслевых союзов в отношении повышения цен на отечественную сельхозтехнику от 6,5%.

Однако руководители российских заводов не столь оптимистично смотрят в будущее. Импортеры авто пошли на уступки и не стали включать в цену машин дополнительные размеры утилизационного платежа, а сократили ставку собственной маржи.

Некоторые специалисты откровенно не понимают, на каких основаниях сделан вывод, что техника, отслужившая 3 года, уже является непригодной и чем она плоха. Действительно, трактор, косилки и комбайн служат дольше обычных транспортных средств. Считается, что постоянная замена оборудования не может спровоцировать уменьшение себестоимости на продукт и не способствует увеличению эффективности работы оборудования.

Более того, фермеры изумляются, зачем постоянно менять комбайн, ведь современный агрегат – это почти «Феррари», а такие машины не меняют часто.

Что означает утилизационный сбор для отечественных предприятий

Уже прошло 2 месяца после того, как внесенные в закон об утилизационном сборе поправки касательно уплаты обозначенных сумм за прицепы вступили в силу. Недавно в СМИ появились первые комментарии о нововведении, которые дали курганские производители, занимающиеся в 2017 году выпуском легковых авто с прицепами.

Руководители заводов признаются, что, когда увидели цифры, которые им придется уплатить за прицепы, не поверили собственным глазам. В отношении прицепов в законе прописан фиксированный коэффициент, который равен 2,2, при базовом тарифе в сумме 150 000 рублей фабрика обязана заплатить государству 330 000 рублей с 1 устройства. Для грузовых машин эта цифра взлетает до комических размеров – чтобы оплатить прицепы к фурам, необходимо за каждую единицу внести от 1,5 до 3 миллионов рублей. Пока что об обоснованности показателей не идет речи, руководителей больше интересует вопрос: как с такими отчислениями им не разориться?

Генеральный директор Александр Тупицын недоумевает, как при себестоимости устройства в 40 000 рублей, мультиплатеж может достигать величины, превышающей в 8 раз. За последний год с заводского контейнера сошло около 27000 прицепов, несложно рассчитать, во сколько обойдется уплата нового налога.

Вот почему некоторые собственники предпочитают временно прикрыть производство, продумать пути, как можно выйти из положения, не нарушая российское законодательство в 2017 году, и сохранить фабрику.

Безусловно, правительство пообещало субсидировать заводы, но суммы, которые будут выделяться, несопоставимы с реальными расходами.

В 2016 году был введен утилизационный сбор на впервые ввозимые или производимые на территории РФ самоходные машины и прицепы к ним, а также на прицепы к колесным транспортным средствам. Рассмотрим, кто является плательщиками утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы, а также поговорим об этих объектах.

Согласно Закону об отходах (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон об отходах)) утилизационный сбор уплачивают в целях обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья человека и окружающей среды за транспортные средства (далее - ТС), ввозимые или изготовленные на территории РФ с учетом их технических характеристик и износа.

С 1 января 2016 года список облагаемой утилизационным сбором техники расширен. В него включены самоходные машины и прицепы к ним, а также прицепы к колесным ТС (далее - объекты) (ст. 24.1 Закона об отходах; Федеральный закон от 29.12.2015 № 392-ФЗ).

При этом перечень самоходных машин и прицепов к ним, облагаемых утилизационным сбором (далее - Перечень самоходных машин и прицепов к ним) (утв. пост. Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее - Постановление № 81)), был утвержден лишь в феврале 2016 года. Одновременно с ним Правительство РФ установило правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких объектов, а также возврата и зачета излишне уплаченных (или взысканных) сумм (далее - Правила) (утв. пост. Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее - Постановление № 81)).

Важно!
Утилизационный сбор за транспортные средства был введен в России в 2012 году одновременно со вступлением страны в ВТО. До 2016 года он распространялся лишь на колесные транспортные средства. Базовая ставка по легковым автомобилям для расчета сбора установлена в размере 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов - 150 000 рублей. С 1 января 2016 года утилизационный сбор распространен на самоходные машины и прицепы к ним, а также на прицепы к колесным транспортным средствам. Базовая ставка для них установлена на уровне 150 000 рублей.

Что касается прицепов к колесным ТС, то они стали объектом обложения утилизационным сбором также с 10 февраля 2016 года (п. 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утв. Постановлением № 81). По ним утилизационный сбор взимается в порядке, установленном для колесных ТС (за исключением размера утилизационного сбора, см. ниже).

Таким образом, помимо колесных ТС Сбор теперь уплачивается в отношении:

  • прицепов к автомобилям с максимальной технически допустимой массой более 10 тонн (Раздел VII Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (далее - Перечень колесных ТС и прицепов к ним));
  • самоходной техники и прицепов к ней (Перечень самоходных машин и прицепов к ним), указанных в таблице.

Самоходная техника и прицепы к ней, облагаемые утилизационным сбором

Отметим, что в мае 2016 года были внесены изменения в упомянутые Перечни, отменяющие уплату утилизационного сбора в отношении прицепов максимальной технически допустимой массой до 10 тонн, а также снижающие ставки утилизационного сбора на прицепы максимальной технически допустимой массой более 10 тонн (пост. Правительства РФ от 11.05.2016 № 401). Таким образом, с момента вступления в силу изменений (с 12.05.2016) фактически отменен утилизационный сбор для прицепов (предназначенных как для колесных ТС, так и для самоходных машин) до 10 тонн. При этом нет особых указаний, которые распространяли бы действие этих изменений на ранние периоды (в частности, с 10.02.2016 по 12.05.2016).

Плательщики утилизационного сбора

Плательщиками утилизационного сбора являются физические и юридические лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Закона об отходах):

  • ввозят облагаемые утилизационным сбором объекты на территорию РФ;
  • производят облагаемые утилизационным сбором объекты на территории РФ;
  • приобрели облагаемые утилизационным сбором объекты на территории РФ у лиц, которые не уплачивали утилизационный сбор при ввозе рассматриваемого в статье имущества на территорию РФ в качестве личного (льготные категории, см. далее);
  • приобрели облагаемые утилизационным сбором объекты на территории РФ у лиц, не уплативших утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивают в отношении объектов (п. 6 ст. 24.1 Закона об отходах):

  • ввозимых в качестве личного имущества участниками Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637), либо признанных в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-I);
  • которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло 30 и более лет и которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, а также сохранены или отреставрированы до оригинального состояния. Виды и категории таких объектов определяет Правительство РФ (в отношении колесных ТС - утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291; в отношении самоходных машин аналогичного документа пока нет).

ПРИМЕР
Новый покупатель самоходной машины (прицепа к ней или к колесному ТС) обязан уплатить утилизационный сбор, если предыдущим собственником (продавцом) является:
- консульство иностранного государства;
- дипломатическое представительство;
- международная организация, пользующаяся привилегиями и иммунитетами;
- физическое лицо, являющееся сотрудником перечисленных выше учреждений (или член семьи такого сотрудника).

Кроме того, если в нарушение установленного порядка прицеп или самоходная машина были ввезены или реализованы на территории РФ после 10.02.2016 без уплаты утилизационного сбора, то покупатель должен самостоятельно уплатить утилизационный сбор до постановки объекта на учет.

Размер утилизационного сбора

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки (установлена в размере 150 000 руб.) и коэффициента, предусмотренного отдельно для каждого вида объекта (примечание 4 к Перечню самоходных машин и прицепов к ним).

Коэффициенты приведены в Перечне самоходных машин и прицепов к ним. Их размер зависит от года выпуска объекта, его массы и других физических характеристик, оказывающих влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты объектом своих потребительских свойств.

ПРИМЕР
Компания приобрела новый снегоход с объемом двигателя не более 299 куб. см.
Согласно Перечню самоходных машин и прицепов к ним:
- код - 8703 10 110 0;
- коэффициент - 0,4;
- базовая ставка - 150 000 руб.

Сумма утилизационного сбора будет равна:

0,4 x 150 000 руб. = 60 000 руб.

А вот за ввозимый на территорию РФ снегоход старше трех лет, классифицируемый по коду 8703 10 110 0 с объемом двигателя не более 299 куб. см., придется заплатить больше:

0,7 x 150 000 руб. = 105 000 руб.

Согласно примечанию к Перечню самоходных машин и прицепов к ним размер утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых утилизационный сбор был ранее уплачен, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении вновь созданных (достроенных) объектов, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых было осуществлено изготовление (достройка).

Что касается прицепов к колесным ТС, то базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора для них также установлена в размере 150 000 рублей (примечание 6 к Перечню колесных ТС и прицепов к ним).

Администрирование утилизационного сбора

Администрированием утилизационного сбора занимаются:

  • Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) - в отношении объектов, ввезенных на территорию РФ;
  • Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) - в отношении объектов, выпущенных на территории РФ, либо объектов, в отношении которых утилизационный сбор ранее не был уплачен.

При ввозе на территорию РФ импортеры (или их уполномоченные представители), уплатив необходимую сумму утилизационного сбора, представляют в таможенный орган (Раздел II Правил), в котором осуществляется декларирование объектов, следующие документы:

  • расчет суммы утилизационного сбора (Приложение № 1 к Правилам);
  • копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • копии платежных документов об уплате утилизационного сбора (оплата может также осуществляться с использованием электронных средств платежа, в том числе через платежные терминалы или банкоматы);
  • решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов в счет его предстоящей уплаты (Приложение № 2 к Правилам), выданное таможенным органом (в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) ранее утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете), и его копию;
  • копию документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика (если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется последним).

Если компания имеет льготы, то ей следует представить документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.

Таможенный орган после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (либо отметку об основании его неуплаты, например "Утилизационный сбор не уплачивается, абзацы 2 (3, 4) пункта 6 статьи 24.1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ"). При этом плательщику или его уполномоченному представителю выдают приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяются ФТС России (в настоящее время соответствующий документ готовится: https://regulation.gov.ru/projects#npa=18995).

В иных случаях администрированием утилизационного сбора занимается ФНС России, которая ставит отметку об уплате (или основания для неуплаты) в паспорт объекта. Для ее проставления плательщики (или их уполномоченные представители) по истечении трех рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора должны представить в налоговый орган (Раздел III Правил) следующие документы.

  1. Расчет суммы утилизационного сбора. Форма расчета утверждена приказом ФНС России (приказы ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@, от 24.10.2016№ ММВ-7-3/578@).
  2. Бланки паспортов, оформляемых на самоходные машины и (или) прицепы, или паспорта ТС, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор.
  3. Копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).
  4. Документы, подтверждающие факт приобретения объекта на территории РФ в случае его приобретения у лиц, не уплачивающих или неосновательно не уплативших утилизационный сбор.
  5. Копии паспортов, выданных на объекты, в отношении которых утилизационный сбор был ранее уплачен и на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) объекты (если в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта).
  6. Копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
  7. Копию документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика.

В случае переплаты утилизационного сбора плательщик в дополнение к указанным документам подает заявление о зачете переплаты в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (Приложение № 3 к Правилам). Вместе с заявлением нужно представить документы, подтверждающие факт переплаты, или решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (Приложение № 2 к Правилам, п. 18 Правил), выданное ранее налоговым органом, и его копию (при наличии).

Указанные документы подают в инспекцию:

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет налоговый орган проставляет на бланках паспортов и (или) в паспортах (дубликатах) отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику или его уполномоченному представителю.

Отметим, что при уплате утилизационного сбора в отношении менее пяти самоходных машин и (или) прицепов к ним в один день расчет представляется в бумажном виде. А в случае уплаты утилизационного сбора в отношении более чем пяти самоходных машин и (или) прицепов к ним в один день расчет представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном ФНС России.

Для плательщиков - крупнейших производителей самоходных машин и (или) прицепов к ним предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора (Раздел IV Правил; Порядок признания производителей самоходных машин и (или) прицепов к ним крупнейшими, утв. приказом Минпромторга России от 18.02.2016 № 406). Они вправе самостоятельно проставлять на бланке паспортов объектов отметку об уплате утилизационного сбора и представлять расчеты раз в квартал (в электронной форме) - не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан бланк паспорта.

Крупнейшие производители уплачивают утилизационный сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет.

Утилизационный или экологический сбор – это обязательный разовый платеж за утилизацию , который гарантирует, что по окончанию срока службы техника или автотранспортное средство не останется гнить на улице, стоять в лесу, ржаветь на дне водоема и так далее.

Уплачивая этот взнос в бюджет, производитель или продавец (в случае, если техника импортная), по сути, оплачивает утилизацию, которая произойдет гораздо позже, может даже спустя десятилетия. С момента принятия в 1998 году Федерального закона N89 «Об отходах производства и потребления» ставки и условия оплаты многократно менялись.

В 2012 году пошлины на импорт транспортных средств пришлось снизить. Это произошло из-за вступления РФ в ВТО. Параллельно появился специальный сбор на утилизацию автомобилей, поступающих из-за рубежа, который уплачивался при таможенном оформлении.

Сумма платежа значительно возросла – базовая ставка на легковой автотранспорт составляла 20 тысяч, а на грузовики и автобусы – 150 тысяч рублей. К номиналу применялись корректирующие коэффициенты , зависящие от технических характеристик и возраста авто.

При этом увеличение размера платежа для авто с большим износом было довольно значительно. Для автомобиля старше 5 лет применялся коэффициент 35,1, и порой величина экологического платежа была в несколько раз выше, чем стоимость самого автомобиля. Эта мера была направлена на сокращение потока подержанных иномарок, ввозимых в РФ, а также на поддержку российского автопрома.

Правила членства России в ВТО таковы, что положения для российских производителей и зарубежных партнеров должны быть равными. Поэтому уже с 2012 года сбор на утилизацию стали применять к автомобилям и технике отечественного производства. При этом существовали госгарантии по возмещению расходов на создание утилизационной инфраструктуры.

Резонансным нормативным актом можно считать поправки, внесенные Федеральным законом N392 от 29.12.2015 . Увеличилось количество лиц, обязанных платить за будущую утилизацию, выросли и суммы платежа.

С февраля 2016 года плательщиками сбора стали компании, производящие и ввозящие . Сумма сбора выросла, но не за счет увеличения ставки, а благодаря индексации коэффициента. На новую технику коэффициенты увеличились в среднем на 65%.

На транспортные средства, с момента производства которых прошло более 3 лет, индексация коэффициентов не производилась, так как они изначально были высокими.

Кто сегодня платит

Сегодня плательщиками экологического сбора являются производители , если техника изготовлена в РФ, или импортеры , если транспортное средство произведено за границей. В большинстве случаев при покупке транспортного средства в РФ этот платеж производить не нужно.

В отношении ввозимых в Россию транспортных средств сбор осуществляет Таможенная служба, для производимых в РФ – налоговые органы. В ПТС к автомобильному средству ставится специальная отметка об уплате данного сбора.

В некоторых случаях экологический сбор не применяется :

  • транспортные средства, ввозимые в качестве личного имущества по государственной программе добровольного переселения соотечественников из других стран;
  • раритетные экземпляры, которые были произведены более чем 30 лет назад и не используемые с целью извлечения коммерческой выгоды,они должны иметь оригинальные кузов и раму, быть отреставрированными до первоначального состояния;
  • если транспортное средство является собственностью консульства, дипломатического представительства, принадлежит сотрудникам этих ведомств и членам их семей;
  • в случае, если транспортное средства не входит в установленные законом перечни, определяемые Постановлением правительства РФ №1291 и №81 .

В редких случаях покупателю транспортного средства нужно оплатить самостоятельно, а именно, когда:

  • автомобиль или иная техника приобретены за рубежом и ввезены на территорию РФ;
  • лица, у которых был куплен транспорт, уплачивали данный сбор в силу освобождения от уплаты по закону;
  • при покупке у лиц, которые по каким-либо иным причинам не совершали этот обязательный платеж.

Ставки, коэффициенты и объекты применения

Для полуприцепов утилизационный сбор никогда не начислялся . Согласно ГОСТ, прицепы и полуприцепы имеют разную конструкцию и принцип действия, в связи с этим утилизационный сбор на ввозимые или произведенные в РФ полуприцепы не предусмотрен.

Изменение в законодательстве в 2016 году вызвали негодование среди отечественных производителей и крупных импортеров . Базовая ставка платежа на прицепы составляла 150000 рублей, при этом коэффициент на самый легкий из них (от 0,75 до 3,5 тонны) составлял 2,2. Получается, что за прицеп, стоимостью 80 тыс. рублей, пришлось бы заплатить 330 тысяч сбора. По сути, это – легковой прицеп, который используются гражданами для личных целей.

Производители прицепов обратились с письмом к Правительству, в котором выразили крайнюю обеспокоенность о возможном закрытии всей отрасли, так как сбор превышал все производственные расходы в несколько раз, и при такой стоимости техники покупать ее никто не будет.

В рамках проекта «Прямая линия с Президентом» главой государства было дано Поручение правительству РФ об урегулировании данного вопроса. В результате «новогодним подарком» для российских машиностроителей стала отмена непосильного платежа практически на все прицепы.

Исключение составили десятитонники и более тяжелые прицепы. Поправки вступили в силу с 1 января 2017 года.

Сегодня базовая ставка на прицепы весом 10 тонн и выше составляет 150 тысяч рублей. Эта ставка корректируется коэффициентами, для прицепов младше трех лет он равен 1, а старше 3 лет – 7.

Сумма платежа рассчитывается по формуле:

U = B * K, где

U – сумма платежа, B – базовая ставка, K – коэффициент.

Например: новый автоприцеп массой 12 тонн, ввезенный из-за границы, будет облагаться сбором в сумме 150000 * 1 + 150000 рублей. Сумма сбора на прицеп массой 15 тонн, произведенный более чем три года назад с момента уплаты сбора: 150 000 * 7 = 1050000 рублей.

Основным документом, который регулирует уплату утилизационного сбора, является Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».

Правовые акты, которыми были внесены изменения и дополнения в эти законы:

Также ФНС утвердила формы по утилизационному сбору. Расчет суммы в отношении самоходных машин и прицепов к ним регулируется Приказом от 24.10.2016 №ММВ-7-3/578 .

Расчет суммы сбора для колесных транспортных средств и прицепов к ним можно сделать, руководствуясь Приказом от 24.10.2016 №ММВ-7-3/577 .

Реальные затраты

Освобождение от платежа позволило вздохнуть с облегчением как производителям большинства прицепов, так и покупателям. До исключения из перечня прицепов массой от 0,75 до 10 тонн ставка и коэффициенты были таковы, что сумма сбора превышала себестоимость техники в несколько раз.

Правительство пыталось «мягко приучить» бизнес, что платить придется, предоставив отсрочку оплаты на срок до девяти месяцев для крупнейших производителей. Производители же просто приостановили выпуск новых изделий, а импортеры перестали ввозить прицепы из-за рубежа. В результате перечни пересмотрели, и правительство приняло единственно верное продуктивное решение.

Что же касается десятитонных и более тяжелых прицепов, то они составляют небольшую долю предложения на рынке и имеют высокую себестоимость. В среднем, реальные затраты на уплату экологического сбора составят от 5 до 10% к себестоимости единицы новой техники.

Как учесть утилизационный сбор

В бухгалтерском учете данный сбор отражается на счете 76 (Расчеты с разными дебиторами и кредиторами). На , на котором обычно отражают расчеты по налогам и сборам, эти суммы проводить нельзя, потому как утилизационный сбор не обладает обязательными признаками налогообложения и не соответствует определению сбора, которое дает глава 8 НК РФ .


Сумма сбора относится на расходы в период, когда он был начислен. При этом сам платеж может быть осуществлен в следующем отчетном периоде, например, крупные производители обязаны уплатить сбор в течение 45 дней в следующем квартале . Датой начисления сбора считается день, когда возникла обязанность по его уплате, то есть день схода транспортного средства с конвейера или день пересечения границы.

Некоторые плательщики относят сумму сбора на расходы в тот период, в котором была произведена фактическая выплата, с целью снизить себестоимость готовой продукции, но это является нарушением.

Налогооблагаемая база при расчете НДС определяется как договорная цена транспортного средства. При этом по отдельным составным частям этой базы НДС не начисляется, то есть выделять сбор в налогооблагаемой базе не нужно.

Расчет сбора предоставляется по специальной форме производителями в налоговый орган, импортерами – в таможенные органы. Если при проверке расчета не обнаружено недочетов и есть подтверждение поступления платежа в бюджет, ФНС или орган ФТС ставит специальную отметку в паспорта технических средств.

Особый порядок администрирования предусмотрен для крупнейших производителей, состав которых отражен в специальном реестре. Они имеют возможность самостоятельно ставить специальную отметку с последующей проверкой в налоговом органе.

История существования утилизационного сбора в России неоднозначна, и, скорее всего, в ближайшем времени по данному виду платежа произойдут изменения. В частности, планируется ввести утилизационный сбор на станки и производственное оборудование.

Новости относительно утилизационных сборов до их отмены приведены ниже.

В отношении транспорта, ввозимого из-за границы, утилизационный сбор взимается Федеральной таможенной службой. Иные транспортные средства находятся в компетенции Федеральной налоговой службы. Видится необходимость рассмотреть главные правила уплаты данного платежа: кто платит утилизационный сбор, и как производится расчет утилизационного сбора.

Кто платит утилизационный сбор на автомобили

Чаще всего при покупке автомобиля в России покупателю не требуется самостоятельно уплачивать утилизационный сбор. Обычно утилизация автомобилей оплачивается российскими автопроизводителями или импортерами транспорта. При приобретении нового «железного коня» в автомобильном салоне судить об уплате указанного обязательного платежа можно по наличию отметки об этом в ПТС. Так что для конечных покупателей транспорта в России в большинстве случаев подобная трата исключается. Однако может возникнуть ситуация, когда придется раскошелиться. Кто платит утилизационный сбор на автомобили :

  • при приобретении машины за границей и последующем ввозе ее в Россию;
  • при покупке транспорта у лица, которое освобождено от уплаты вышеуказанного сбора;
  • при приобретении автомобиля у лица, которое должно было заплатить утилизационный сбор, однако не сделало этого.

Утилизационный сбор в ПТС, что это

Если утилизация автомобилей должна быть оплачена, но оплачена не была, то регистрирующий орган откажет в постановке таких транспортных средств на учет. Чтобы обезопаситься от подобных неприятностей, следует внимательно изучить особые отметки в ПТС, который выдан после 31 августа 2012 года.

Утилизационный сбор в ПТС, что это такое? С сентября 2012 года запрещается выдача ПТС без отметок, подтверждающих, что утилизация автомобилей оплачена, или субъект освобожден от ее оплаты. Если подобной отметки в документе нет, то лучше не заключать сделку. Если в ПТС имеется отметка, свидетельствующая об освобождении от уплаты обязательного платежа, то следует самостоятельно заплатить утилизационный сбор.

Расчет утилизационного сбора

Утилизационный сбор равен базовой ставке, установленной для расчета его суммы, умноженной на коэффициент, который зависит от возраста машины. Базовая ставка для легковых транспортных средств определена в размере 20000 рублей. Коэффициент для новых автомобилей составляет 0,1, а для автомобилей старше трех лет – 0,15. Следовательно, произведя расчет утилизационного сбора , при ввозе новой машины придется раскошелиться на 2000 рублей. Утилизация автомобилей старше трех лет оплачивается в размере 3000 рублей. Стоит помнить, что данные цифры действительны только для транспорта, ввозимого физическими лицами с целью личного использования.

Когда утилизационный сбор уплачен, необходимо предъявить в таможенный орган подписанный расчет его суммы, а также подтверждающие его уплату платежные документы. Когда оформление будет завершено, таможенный орган выдаст ПТС, содержащий отметку, свидетельствующую об уплате платежа за утилизацию, а также приходный ордер.