Расхождение паспортного и биологического возраста. Индивидуальное развитие организма биологический и паспортный возраст Биологический и паспортный возраст ребенка

1) Время окостенения скелета

4) Вторичные половые признаки

Наследственность;

Конституция человека;

Определение готовности детей к обучению в школе

Готовность ребенка к школе принято определять на трёх уровнях



Морфофункциональный - состояние здоровья ребёнка. Сюда включается уровень физического развития, соответствие биологического и паспортного возраста ребёнка. Число острых заболеваний за последний год (резистентность). Психическое здоровье. Наличие или отсутствие у ребенка хронических болезней. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения, развитие речи.

Интеллектуальный или умственный - память, мышление, восприятие, воображение, накопленные умения и навыки.

Личностный - отношение к учёбе, школе, сверстникам, умение общаться, действовать по правилам, заданным учителем.

Как определить морфофункциональную готовность ребенка к школе?

Первый, морфофункциональный уровень готовности ребенка к школе определяют врачи в детской поликлинике или в детском саду. Перед школой каждый ребёнок проходит углубленный медицинский осмотр, результаты которого вносятся в медицинскую карту ребенка по форме 026/у.

Сюда входит

Определение роста, массы тела ребёнка, окружности груди. Осмотры невролога, ЛОРа, хирурга, ортопеда, офтальмолога, логопеда, дерматолога, психиатра. Для девочек - гинеколога.

Если ребёнок имеет хроническое заболевание и наблюдается у какого-то врача специалиста, к списку врачей перед школой добавляется этот доктор. Это может быть нефролог, гастроэнтеролог, аллерголог, сурдолог и др.

Общие анализы крови и мочи, анализ крови на сахар, анализ кала на яйца гельминтов, ЭКГ.

В самом конце ребенка осматривает педиатр, оценивает результаты осмотра всех специалистов результаты ЭКГ и анализов и делает общее заключение о состоянии здоровья ребенка.

Ребенок готов к обучению в школе на морфофункциональном уровне если

Показатели массы тела и роста ребенка соответствуют возрасту. Биологический возраст находится в соответствии с паспортным. У ребёнка есть более 2х постоянных зубов.



Группы здоровья 1, 2, 3.

Тест Керна Йерасека

Для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе наиболее широко и часто используется ориентировочный тест Керна-Йерасека. Раньше этот тест проводили в кабинетах здорового ребёнка в детских поликлиниках. Теперь таких кабинетов нет и тест иногда проводят в детских садах перед школой или в самих школах.

Он позволяет определить достаточно ли развиты у ребенка навыки, необходимые в школе. Умение рисовать, мышление, речь, умение сосредоточиться, выполнить задание.

Вся организационная и практическая работа по медицинскому контролю должна проводиться в тесном контакте с комитетами по физической культуре и спорту, которые возглавляют руководство всей работой по физкультуре и спорту.

Медицинское наблюдение за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом является обязательным и осуществляется в форме регулярных медицинских осмотров:

· а) первичных - перед началом занятий физическими упражнениями и спортом;

· б) повторных - в процессе занятий;

· в) дополнительных осмотров перед ответственными соревнованиями.

Индивидуальное развитие организма биологический и паспортный возраст

Паспортный (календарный) возраст - это возраст по дате рождения и текущей дате.

Биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфологического и функционального развития органов и систем ребенка (в том числе и психического развития).

Критерии установления биологического возраста:

1) Время окостенения скелета

2) Время прорезывания и смены зубов

3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)

4) Вторичные половые признаки

Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного возраста и региона, полученные за последние 10 лет.

Считается, что биологический возраст соответствует паспортному, если:

1) Длина тела не меньше средней стандартной величины

2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см

3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет - 4-5.

4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.

Критерии определения биологического возраста:

Зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

Скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

Зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);

Наследственность;

Конституция человека;

Зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

Наиболее важный аспект – связь биологического возраста с внешними (экзогенными) факторами, особенно в экстремальных условиях окружающей среды. Окружающая среда – это комплекс не только природных, но и социальных условий. Особую роль среди внешних факторов играют антропогенные, то есть создаваемые деятельностью самого человека. При благоприятных климатических и, особенно, социальных условиях биологический возраст несколько отстает от хронологического. Противоположная картина отмечается, например, в условиях сильного стресса (фашистские концлагеря), повышения фона ионизирующей радиации (чернобыльцы).

Весьма значительно и влияние социальных факторов: в группах с повышенным долголетием широко распространены традиции уважения к старикам, их особый социальный статус. Чрезвычайно важна роль социальных преобразований, направленных на повышение здоровья, при освоении новых экстремальных экологических ниш, таких как космос, вахтовые поселения на севере, в пустыне и т.д.

ТРИ ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА

Ученые (и не без основания!) считают: нельзя достоверно судить о возрасте человека лишь по числу прожитых им лет. Существует не один, а три возраста человека:

* Паспортный;
* Биологический;
* Психологический.

Паспортный , или хронологический, возраст указан в Вашем паспорте.

Биологический возраст характеризует объективное состояние физиологических систем организма и показывает, сколько Вам лет на самом деле.

Психологический возраст – это Ваше субъективное восприятие, насколько молодым Вы себя чувствуете.

И вот что интересно: совершенно не имеет значения, каков Ваш паспортный возраст! Он относителен и может очень сильно отличаться от биологического возраста человека, а также от его возраста психологического. Двадцать Вам лет или пятьдесят, эти цифры – условность, и говорят лишь о том, сколько раз вместе с планетой Земля Вы обернулись вокруг Солнца. Гораздо важнее возрасты биологический и психологический.

Чтобы определить биологический возраст, протестируйте себя по таблице доктора Сухова (кликните по таблице, чтобы увеличить):

Выполните все 11 тестов. Затем заполните вторую таблицу своими результатами и проставьте против каждого результата тот возраст, который ему соответствует по таблице доктора Сухова:

Набранные Вами цифры возрастов сложите и разделите полученную сумму на 11. Это и будет Ваш биологический возраст. Можно выполнить не все тесты, а хотя бы некоторые из них, и тогда полученную сумму необходимо разделить не на 11, а на количество выполненных тестов.

Что делать, если результаты Вас не порадовали? – не расстраиваться: биологический возраст — не приговор! Помолодеть можно, для этого достаточно лишь изменить свой образ жизни: питайться правильно, высыпаться, почаще бывать на свежем воздухе и побольше двигаться (например, начните делать зарядку).

И еще: к резкому старению организма приводит хронический стресс. Если устранить его причину, а это вполне возможно при желании, все параметры, характеризующие возрастные изменения, как правило, улучшаются и человек объективно «молодеет». Ведь физическое состояние организма в огромной степени зависит от условий среды и образа жизни человека:

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАШЕ ЗДОРОВЬЕ?

А через две недели вновь пройдите тесты – и Вы наверняка увидите разницу. Возрастные показатели – перед Вами, натренируйте себя хоть до 20-летнего уровня!

Но это ещё не всё! Биологический возраст человека также очень зависит от возраста психологического, который определяется возрастом его души. Каждый наверняка знает людей, сумевших до весьма преклонного возраста (паспортного) сохранить юношескую энергию и свежесть восприятия жизни.

Бывает и наоборот: сравнительно молодой человек уже тяготится грузом прожитых лет и жить ему скучно, тяжело, он чувствует себя то ли слишком старым, то ли слишком взрослым…

Определить Ваш психологический возраст поможет методика
«Из прошлого — в будущее»:

Возьмите карандаш и лист бумаги и проведите на нем прямую линию – это будет линия Вашей жизни. Обозначьте её начало и конец. И отметьте также точку, в которой, как Вам кажется, Вы находитесь сейчас, например так:

Теперь вспомните все значимые события Вашей жизни: как хорошие, радостные, так и грустные. Все. Школа, учёба в вуз, рождение ребёнка или внука, свадьба, какая-то значимая встреча, развод, путешествие. Поставьте точки, соответствующие этим событиям, на первом отрезке, который является Вашим прошлым. Чем значимее событие, тем жирнее должна быть точка.

Теперь на отрезке, который является Вашим будущим, отметьте события, которые Вы планируете, которые с Вами ещё произойдут.

Если больше событий будущих – всё в порядке: у Вас много планов, Вы молоды душой! Если же больше событий прошлых, всё самое хорошее, похоже, у Вас уже в прошлом.

И вот что важно: психологический возраст влияет на возраст биологический, и чем более молоды Вы душой, тем более молодо и здорово Ваше тело. Быстрота реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов — лишь от Вас самих зависит, обладаете Вы этим или всё уже куда-то подевалось.

Как и биологический, психологический возраст – тоже не приговор: можно изменить биологический возраст и помолодеть телом; можно изменить психологический возраст и помолодеть душой.

Как это сделать? – начните с трёх самых важных вещей:

1. Начать ставить цели. Чтобы запланировать себе на будущее побольше интересных и ярких событий. Поставить перед собой амбициозные цели и наметить шаги по их осуществлению: конкретные дела. Взять новый лист бумаги и отметить эти события жирными точками на своём грядущем жизненном пути.

2. Начать побольше двигаться. Заняться, к примеру, танцами! Это может быть классический танец, народный, брейк или танец живота. Танцевать можно дома в одиночестве – просто включить музыку и начать двигаться! Или записаться в группу. С каждым движением, пусть и неловким, Вы будете уменьшать свой психологический возраст, а с ним и биологический, реальный. Заниматься можно чем угодно: танцами, бегом, плаванием, лыжами или коньками или просто пешими прогулками на свежем воздухе — главное, двигайтесь побольше! Это — второе.

Для точной оценки индивидуального развития рекомендуется учитывать возраст человека. Это связано с тем, что для каждого организма характерны только ему присущие темпы развития. Именно поэтому сроки отдельных возрастных этапов биологического развития не всегда совпадают с возрастом.

Если попытаться дать определение возрасту , то его можно обозначить как длительность существования организма от момента рождения до настоящего времени. Существует понятие календарного (паспортного) и биологического возраста. Календарный возраст измеряется количеством вращений Земли вокруг Солнца и выражается в календарной шкале. Однако, календарный возраст не может служить в полной мере показателем здоровья, трудоспособности, качества жизни лиц одного и того же года рождения. Хорошо известно, что даже внешний облик людей одного календарного возраста бывает настолько разным, что ориентировочное определение возраста может быть ошибочным.

В связи с этим для оценки жизнеспособности, функционального состояния организма используется не календарный, а биологический возраст, более адекватно отражающий меру возрастных изменений организма, его биологические возможности в отношении предстоящей жизни, темпы старения.

Под биологическим возрастом понимают достигнутый уровень морфологического и функционального развития организма. Биологический возраст оценивается по комплексу показателей: физическому развитию (рост, вес и т. д.), срокам окостенения скелета ("костный возраст"), степени половой зрелости, показатели артериального давления, состояние аккомодации зрения, слуховой порог и др.

Фактором, который еще более осложняет точную характеристику истинного возраста, является процесс, получивший наименование акселерация. Этот процесс характеризуется следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.

У долгожителей биологический возраст обычно меньше календарного. Если же биологический возраст опережает календарный, то говорят о преждевременном старении. Последнее является одной из важных проблем геронтологии.

Поэтому наряду с детьми-акселератами, т. е. ускоренно развивающимися, есть дети-ретарданты, развивающиеся медленно, которые отстают в физическом и половом развитии. Поэтому нередко один и тот же календарный возраст объединяет разный в биологическом отношении контингент детей.

В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст занимающихся, индивидуальные особенности развития.

Критерии биологического возраста . При определении биологического возраста учитывают достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур в сравнении со средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития. Индивидуальные колебания процессов роста и развития послужили основанием для введения такого понятия, как биологический возраст или возраст развития.

Основными критериями биологического возраста являются:

зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;

скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета)

зубная зрелость (сроки прорезывания зубов, стертость зубов);

4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма па основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

5) морфологическая и психологическая зрелость.

Оценка биологического возраста производится при сопоставлении соответствующих показателей развития обследованного индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы.

Половая зрелость. Оценивается на основании степени развития половых признаков, таких как волосы на лобке: Волосы в подмышечных впадинах: Набухание сосков у мальчиков:Выступание кадыка: Перелом голоса: Развитие молочных желез у девочек:.

Скелетная зрелость . Основными показателями возрастной дифференцировки костей скелета являются центры окостене­ния, сохранность или закрытие эпифизарных хрящевых зон роста, у младенцев - зарастание родничков на голове. У взрослых оцениваются сопряженные с процессом старения изменения компактного вещества кости (истончение), губчатого вещества (разрежение). В периоде старения как критерий биологического возраста используются проявления остеопороза и остеосклероза, остеофитоза (разрастания костной ткани в области фаланг кисти, стопы и на позвонках).

Оссификация скелета тесно связана с биологическим развитаем всего организма (длина тела, темпы роста, стадии по­лового созревания), а ее стадии ее приурочены к определенным; этапам онтогенеза.

Для оценки скелетной зрелости чаще всего используется определение индексов запястья и различных трубчатых костей на основе рентгенограмм.

Зубной возраст . Определяется на основании числа прорезав­шихся и находящихся в состоянии замены молочных зубов у ребенка, у" взрослых - по состоянию стертости постоянных зубов.

Морфологическая зрелость . Оценивается на основании развития сопорно-мышечного аппарата - мышечной силы, выносливости, частоты движений.

Под психологической готовностью ребенка к школе, понимается уровень морфологического и функционального разви­тия, при котором требования системы обучения, нагрузки и новый режим дня не будут обременительны для будущего школьника,

С морфологической и психологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают уровень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточный для рначала школьного обучения.

библиографическое описание:
Основные понятия возрастной антропологии / Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

html код:
/ Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

код для вставки на форум:
Основные понятия возрастной антропологии / Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

wiki:
/ Титаренко Е.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. — №10. — С. 78-82.

В ходе установления личности человека, целесообразно начинать идентификационные исследования с определения общих признаков личности, которые служат не только как источник дополнительной информации, но и позволяют провести судебно-медицинское разграничение объектов подлежащих дальнейшему сравнительному исследованию, тем самым, снижая как объем необходимых сопоставлений, так и вероятность случайной ошибки (Абрамов С.С., 1996). Одним из таких признаков является возраст человека.

Под возрастом человека, в настоящее время понимается отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и социальном развитии человека.

Столь многогранная характеристика «возраста» обусловлена становлением и развитием геронтологии – науки изучающей старение в разнообразных медико-биологических аспектах.

Во-первых, произошла коренная ломка самого понятия «возраст человека». Раньше возраст однозначно понимали как число прожитых человеком лет, а затем произошло разделение этого понятия на паспортный (календарный, хронологический) и биологический (функциональный) возраст.

Календарный (паспортный) возраст – это показатель хронологической шкалы, определяемый по паспортным данным индивида, и измеряется периодом времени прошедшего в абсолютном выражении (т.е. в годах, месяцах, днях и т.д.) с рождения человека по настоящий конкретный момент.

Биологический возраст – модельное понятие, определяемое как соответствие индивидуального морфофункционального уровня некоторой среднестатистической норме данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологических систем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма.

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития человека. Неравномерность возрастных изменений - одна из важнейших закономерностей индивидуального развития. Именно это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма. (Белозерова Л.М., 2000).

Для биологического определения и понимания сути индивидуального развития используется понятие «онтогенез».

Онтогенез (от греч. ontos - существо и genesis - происхождение) - это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения . Впервые термин был введен Э. Геккелем в 1866 г. при формулировании им своего биогенетического закона, подразумевая под онтогенезом только процесс внутриутробного развития. В настоящее время с этим термином связывается вся последовательность преобразований организма от момента зачатия до окончания жизненного цикла (смерти).

Традиционно жизненный цикл представляется в виде плавно переходящих друг в друга периодов развития, зрелости как этапа стабилизации биологических параметров, и старения – процесса постепенного угасания жизнедеятельности.

Исследование онтогенеза предоставляет своеобразный ключ к пониманию явления биологической изменчивости человека. Эти знания существенны для понимания индивидуальных различий формы и функций организма, поскольку многие из этих особенностей определены различиями в относительной скорости роста отдельных частей тела. Изучение процесса развития важно для выяснения механизмов эволюции человека, так как эволюция морфологических признаков во многом сводится именно к изменению генетически обусловленного роста и развития.

Разные стороны (аспекты) этого явления изучает эмбриология и биология развития, физиология и биохимия, молекулярная биология и генетика, медицина, педиатрия, возрастная психология и множество других дисциплин. Этой же проблеме посвящено отдельное направление биологической антропологии - возрастная антропология или ауксология (от греч. auxano - расти).

В общие задачи возрастной антропологии входит:

  • исследование изменчивости антропологических признаков в процессе роста и развития;
  • выявление механизмов различных преобразований в онтогенезе человека (прежде всего морфологических и функциональных). Следует заметить, что исследования эти ведутся с учетом широкого спектра биологических и социальных факторов - без учета этой информации они просто не имеют смысла;
  • изучение географических (экологических) и эпохальных (исторических) особенностей процесса развития человека.

Характерный для человека процесс роста называют в биологии аллометрическим (от греч. allos - иной). В отличие от изометричекого роста (характерного для ряда многоклеточных), в ходе развития органы и части нашего тела увеличиваются непропорционально друг другу. Они растут с разными скоростями по сравнению с остальными соматическими параметрами и относительно друг друга, результатом чего является изменение пропорций тела.

Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать рядом общих особенностей. К таковым относят:

  • Непрерывность - рост отдельных органов и систем организма человека не бесконечен, он идет по так называемому ограниченному типу . Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, то есть существует норма реакции. Но наш организм представляет собой открытую биологическую систему - это субъект постоянного непрерывного развития на протяжении всей жизни. Нет ни одного параметра (и не только биологического), который не находился бы на протяжении жизни в развитии или изменении.
  • Постепенность и необратимость - непрерывный процесс развития можно разделить на условные стадии - периоды, или этапы, роста - идущие последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этих этапов невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях.
  • Цикличность - хотя онтогенез является процессом непрерывным, темпы развития (скорости изменений признаков) могут существенно отличаться во времени. У человека существуют периоды активизации и торможения роста . Существует цикличность, связанная с сезонами года (например, увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса - осенью), а также - суточная (например, наибольшая активность роста приходится на ночные часы, когда наиболее активна секреция гормона роста (СТГ) и ряд других.
  • Гетерохрония, или разновременность (основа аллометричности), проявляется в неодинаковой скорости созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. Естественно, что на первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.
  • Чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам - темпы роста ограничива­ются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реак­ции, определенной наследственно. В этих пределах процесс развития удерживается эндогенными регуляторными механизмами. В этой регуляции существенная доля отно­сится к собственно генетическому контролю , реализованному на уровне организма бла­годаря взаимодействию нервной и эндокринной систем (нейроэндокринная регуляция). Есть регуляция иного характера, например, биомеханическая (т.е. взаимозависимость признаков) или тканевая (обусловленная взаимодействием между тканями в процессе роста).
  • Половой диморфизм – как особенность биологической изменчивости человека, проявляется на всех этапах его онтогенеза (хотя и с неодинаковой степенью выраженности для разных систем признаков). Различия, обусловленные "фактором пола", настолько существенны, что игнорирование их в исследовательской практике является недопустимым. Естественно, данные по росту и развитию мужчин и женщин сравни­ваются друг с другом, но ни в коем случае не смешиваются в ауксологических исследова­ниях.

Еще одна фундаментальная характеристика суммируется из всех приведенных выше - это индивидуальность процесса онтогенеза . Люди рождаются, растут, развиваются, ста­реют, умирают в соответствии с некоторыми закономерностями. Но динамика онтогене­тического развития отдельного человека неповторима . Она предсказуема лишь в общих чертах, из прочих - уникальных "деталей" - складывается морфологическая индивидуаль­ность человека.

Попытки периодизации онтогенетического развития человека восходят к античным временам - Пифагору и Гиппократу. С тех пор было предложено огромное количество вариантов деления онтогенеза человека на периоды.

В России вопросами периодизации онтогенеза занимались: А.П. Рославский-Петровский, Н.П. Гундобин, А.Ф. Тур, В.В.Бунак, А.В. Нагорный (Хрисанфова Е.Н., 1996). Однако трудно найти какую либо универсальную схему, поскольку, исследуя различные проявления возрастной изменчивости, специалисты отдают предпочтение тому варианту, который наиболее соответствует объекту изучения.

А.В. Нагорным и его учениками в 60-х годах XX столетия, была разработана общая фундаментальная схема, по которой цикл индивидуального развития человека разделяется на два крупных этапа:

  • период пренатального развития - внутриутробный этап, длящийся от момента об­разования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения;
  • постнатальное развитие - земная жизнь человека от рождения до смерти (от пер­вого вдоха до последней мысли).

Этап постнатального онтогенеза, согласно схеме принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва 1965 г.), делится на следующие периоды:

  • Новорожденные – от рождения до 10 дней.
  • Грудной ребенок - от 110 дней до 1 года.
  • Раннее детство - от 1 года до 3 лет.
  • Первый период детства - от 4 до 7 лет.
  • Второй период детства:
    • - 8-12 лет для мальчиков;
    • - 8-11 лет для девочек.
  • Подростковый возраст:
    • - 13-16 лет для мальчиков;
    • - 12-15 лет для девочек.
  • Юношеский возраст:
    • - 17-21 год для мужчин;
    • - 16-20 лет для женщин.
  • Зрелый возраст:
    • первый период
      • - 22-35 лет для мужчин;
      • - 21-35 лет для женщин.
    • второй период
      • - 36-60 лет для мужчин;
      • - 36-55 лет для женщин.
  • Пожилой возраст:
    • - 61-74 года для мужчин;
    • - 56-74 года для женщин.
  • Старческий возраст:
    • - 75-90 лет для обоих полов.
  • Долгожительство - старше 90 лет.

Каждый из этих периодов постнатального онтогенеза имеет свои качественные и количественные возрастные характеристики, но так как жизнь человека не представляет собой равномерно развивающегося процесса, то в течение ее наблюдается несколько более или менее резких сдвигов, из которых каждый отмечает собой начало нового жизненного этапа. Эти сдвиги носят название возрастных кризисов. Важнейшими из них для клиники, и для судебно-медицинской экспертизы возраста являются:

  • Период полового созревания или пубертатный кризис;
  • Период полового увядания или климактерический возрастной кризис;
  • Период постарения или старческий возрастной кризис.

Установление возраста в разные периоды жизни основано на оценке степени выраженности признаков эволюции и инволюции организма. При этом одни и те же признаки в разные возрастные периоды имеют различное идентификационное значение.

23 Октября 2012

Жизнь на склоне
Не умирай раньше смерти! – этот девиз поэта по-своему используют психотерапевты

На вопросы ответственного редактора приложения «НГ-сценарии» Юрия Соломонова отвечает ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Ирина Рощина.

– Ирина Федоровна, кто-то из писателей однажды не без изящества сказал: «Каждый человек сам выбирает себе возраст». С вашей точки зрения, этот девиз может оказывать психотерапевтическое влияние на того, кто в него поверит?

– Думаю, да. Дело в том, что в практической работе психологи иногда встречают такие феномены. И обнаруживается, что есть люди, которые обладают самоощущением определенного возраста. Он может быть больше реального возраста или наоборот – меньше. Замечательная актриса Алла Сергеевна Демидова писала, что она всю сознательную жизнь чувствовала себя на сорок лет. Знаю человека уже почтенного возраста, который не раз говорил мне: «Как ни удивительно, но я все время ощущаю себя на 38 лет. Мне кажется, что это какой-то мой базисный возраст. Я когда и моложе был и когда стал старше этого возраста, все равно продолжаю себя ощущать в этом возрастном диапазоне».

Безусловно, это ощущение есть не у всех. Во всяком случае, восприятие человеком своего возраста в контексте всей жизни, к сожалению, исследовано в психологии недостаточно. Характеристика человеческого возраста возможна с разных позиций. Скажем, есть хронологический (паспортный) возраст – это тот срок, который вы на данный момент прожили. Есть биологический возраст, который определяется не паспортными данными, а состоянием различных систем организма и скоростью их возрастных изменений. То есть можно по совокупности биологических параметров, отражающих состояние сердечно-сосудистой, эндокринной и др. систем организма, узнать биологический возраст человека. Разные системы организма изменяются с возрастом в разном темпе. У кого-то раньше начинаются изменения в эндокринной системе, у кого-то в сердечно-сосудистой системе.

Есть еще понятие и психологического возраста, которое научно мало разработано. Это то, как человек себя ощущает в данный момент жизни. Пока анализ этих состояний сводится к метафорическим описаниям, таким как «бодрость духа», «ясность мысли» и т.д.

Подводя итог, можно сказать: если биологический возраст опережает хронологический, мы имеем дело с ускоренным старением. Если же все выглядит наоборот – мы говорим о том, что человек стареет медленнее и успешнее.

Важно понимать, что каждый из нас стареет индивидуально. Конечно, есть общие закономерности этого этапа жизни, но персонально на качества старости каждого из нас влияет то, как мы прожили предыдущие годы своей жизни. В этом контексте очень важно, как пожилой человек использует опыт предыдущих этапов своей жизни, и то, насколько он научился использовать сознательно или невольно наработанные стратегии саморегуляции для борьбы с теми изменениями, которые с годами в нас происходят. Если человек находит в себе и для себя различные способы саморегуляции и пользуется ими, то это приводит к гармоничному ощущению себя в старости. И в молодости, и при старении мы можем быть здоровыми или переносить болезни, что, конечно же, влияет на организм, психику, продолжительность жизни и на то ощущение возраста, о котором вы спросили.

– Можем ли мы при этом предполагать, что есть национальные, этнические особенности старения, возраста, отношения к старости?

– Конечно. Потому, что человек и его психика определяются биологическими, психологическими и социальными факторами. А это и образ жизни, и привычки, правила, стереотипы и даже предрассудки той среды, в которых протекает жизнь каждого из нас. Это все нельзя сбрасывать со счета. С другой стороны, есть биологические факторы, обуславливающие, скажем, генетическую предрасположенность к каким-то болезням, и это в итоге может проявиться как у жителя высокоразвитой страны, так и у того, кто живет в менее комфортной для существования среде.

Но, безусловно, еще и другое: общество, которое заботливо и ответственно относится к старению каждого своего гражданина, делает старость людей благополучной, обеспеченной и, если хотите, радостной. Тут огромную роль играют как материальные, так и моральные условия, а также уровень психологической культуры общества.

Кроме этого, если говорить о национальных особенностях, можно вспомнить, что в восточных культурах (а в России такие регионы представлены в полной мере) отношение к старикам традиционно замечательное. В человеке, прожившем долгую жизнь, окружающие априори видят мудреца, советчика, наставника. Отсюда уважение, внимание и даже послушание. Причем это соблюдается и по отношению к тем старцам, которые вовсе не обладают этими важными для своего возраста качествами и не являются носителем мудрости своего народа. Можно говорить, что при таких традициях и молодые, и зрелые люди чувствуют себя уверенно, зная, что в старости их ждет такое же уважение и понимание.

– А такое понятие, как «красивая старость», психология как наука признает и как-то комментирует?

– Это понятие связано, конечно же, не только с внешним видом старого человека, а скорее определяется особенностями личности и делами и достижениями человека. Если человек все предыдущие этапы своего существования развивался, сознательно работал над собой, то и в старости он живет интересно, активно, отыскивая для себя какие-то новые возможности, занятия, контакты. Это включает в себя и расширение круга интересов, и достижение новых реальных целей. Конечно, резкая смена образа жизни в определенном возрасте уже нежелательна. Но тот, кто набирал с годами мудрость и опыт, это и сам понимает. Главное, что таких людей не жизнь ведет, а они – ее. То, что личность может развиваться до конца жизни, доказано всеми исследованиями. Это во-первых. А во-вторых, если раньше между старостью и болезнью всегда ставился знак равенства, то есть преобладало отношение к старости как к болезни, то сегодня это представление начинает в обществе меняться. Хотя это процесс нелегкий. Например, еще нередко срабатывает странная целесообразность: стоит ли прилагать значительные усилия для лечения тех, кто все равно уже заканчивает свою жизнь.

– Вы хотите об этом поговорить?

– Это, конечно же, в корне неверная позиция. Ее нельзя оправдать ни профессионально, ни морально. Но в нашем обществе, мне кажется, с осуждением аморальности такого отношения к больным старым людям дело обстоит не лучшим образом. Помимо падения нравов сказываются многие социальные проблемы, превращающие пожилых людей в изгоев, лишних членов семьи и т.д.

– Но нередко у нас можно наблюдать активность пожилых людей в общественном поле. Взять те же митинги. Казалось бы, пассионарность, активность с годами уходит, но некоторые пожилые люди находят для себя некие компенсаторы, когда вдруг выходят на площадь – что-нибудь требовать или защищать…

– Тут все зависит от конкретного человека. Понимание перспективы жизни у пожилых людей иное. Оно ограничено продолжительностью оставшейся жизни, и поэтому нужно ставить перед собой реальные, выполнимые задачи. Но чувство долга перед родными, близкими, перед собой – оно никуда не исчезает. Вот оно и заставляет одних доводить до ума домашние, семейные дела, находить смыслы и цели именно в этом. А есть те, чье сознание всегда было включено в общественные сферы, и это тоже не исчезло. И вот такие старые активисты могут находить удовлетворение в митинге, собрании, встрече с депутатом, в публичной критике сложившегося порядка вещей…

– Понятно, что улучшить социальные условия для стариков, поднять пенсии ваша наука не в силах. Но все-таки какова роль психологии, психиатрии в поддержании этого слоя общества в нормальном психологическом, духовном состоянии?

– Врачи-психиатры занимаются лечением психических заболеваний в позднем возрасте. Есть даже такое направление в психиатрии – геронтопсихиатрия. Психиатры лечат весь спектр психических заболеваний у больных в позднем возрасте. Важной особенностью лечения больных в позднем возрасте является комплексный подход к больному. Потому что старость – это такой возраст, когда соматическая и психическая сферы человека находятся в тесном взаимодействии. Поэтому обострение любого хронического заболевания (желудка, почек, сердца) приводит к ухудшению психического состояния больного. И наоборот – если подлечить хроническое соматическое заболевание, то улучшается и психический статус пациента.

В проблемах старения есть, конечно, и психологическая составляющая. А значит, есть психологи, хотя их явно недостаточно, которые работают с пожилыми пациентами. Они хорошо знают психологические особенности нормального и патологического старения, владеют методами диагностики вариантов нормального и болезненного старения, проводят коррекционно-реабилитационные занятия, занимаются тренингом памяти и других функций, а также другими формами поддержки психического здоровья пожилых и старых людей.

Кстати, когнитивный тренинг необходим и здоровому стареющему человеку. Особенно это важно для тех, кому за 50. С этой возрастной черты уже требуются тренировка памяти, внимания, мышления. Это должно быть регулярной дополнительной нагрузкой, которые американцы образно называют «массажем мозга».

– У нас уже не вызывают зрительский смех фразы из американских фильмов вроде «Ты был сегодня у своего психотерапевта?» или «У тебя проблема? Ты хочешь об этом поговорить?»

– Я не хочу сказать, что у нас в этом смысле проблема психологической помощи достигла американских масштабов. Но, несмотря на то что личный психолог есть далеко не у каждого даже в Москве, возможность получения психологической помощи становится все более реальной. Это выражается прежде всего в том, что люди уже не боятся пойти на прием к психологу. К психиатру за лечением, конечно, пойдет не каждый. Остается довольно стойкое и несправедливое предубеждение против психиатрического лечения. Но обращаться за психологической помощью для себя и для детей стали многие.

Сложнее дело обстоит с пожилыми людьми. Они очень обделены психологической помощью и часто за ней приходят в поликлинику – к терапевту, невропатологу.

У нас была удачная научная программа, когда в обычной районной поликлинике был организован специальный кабинет для пожилых людей, который мы, чтобы никого не пугать, поименовали табличкой «психоневролог». В этот кабинет терапевты, другие специалисты направляли преимущественно пожилых людей с психическими проблемами. У них психиатры, психологи обнаруживали депрессивные расстройства и другие симптомы психического неблагополучия. С пациентами тщательно и внимательно работали психиатры и психологи, занимались лечением, психокоррекцией, психотерапией. Пожилым пациентам очень нравилось отношение к ним, они отмечали существенное улучшение качества своей жизни. Но потом, к сожалению, этот кабинет закрыли, и работа была прервана. При этом часть пациентов довольно долго после этого приезжала на амбулаторный прием к нам в НЦПЗ.

– Им важно было общение?

– Общение тоже. Но главным все-таки была профессиональная клинико-психологическая помощь. Мы же их консультировали, выписывали лекарства, психологи занимались с ними когнитивным тренингом, другими методами психотерапии. И то, что они к нам возвращались и очень высоко оценивали получаемую помощь, говорит об эффективности нашей работы и необходимости развития амбулаторной геронтологической службы.

– Я не сомневаюсь. Вы же специалисты. Но когда таковых поблизости нет, их место занимают шарлатаны, целители всего и вся. Одни просто изображают чудо-врачей, другие за счет ловких манипуляций втираются в доверие, и дальше, сами знаете, что происходит…

– Да, это действительно широко распространено. И никто эту, проблему серьезно не решает. Я могу говорить об этом как психолог. Это объясняется тем, что у многих пожилых людей снижаются критические возможности. Они становятся очень доверчивыми. Бдительность ослабевает, увеличивается вера в чудные исцеления и легкие способы что-то выиграть, получить дешевое и эффективное лекарство. Когда пожилые люди лишены возможности получать качественную медицинскую помощь, у них вольно или невольно возникает вера в чудесную таблетку от всех болезней. Но разумного человека, который стареет активно, критично, такими психологическими фокусами убедить невозможно.

– С другой стороны, и молодые люди попадаются на эти махинации! И все потому, что плохо образованны, легковерны. У меня есть пытливые студенты, которые читают много современной литературы. Приходит такой студент с новостью: «Слышали? Нашли лекарство против старения…»

– И мне приходится напоминать, что старение – это сложнейший системный процесс возрастных изменений во всех системах организма и никакой чудо-таблеткой его не замедлить и уж тем более не остановить. Гораздо более правильно утверждать, что к активной успешной старости нужно готовиться смолоду. Уровень образования, полученный в молодости, способность достигать поставленные цели, жизненный оптимизм – все это определяет качество старости, что подтверждается огромным числом примеров.

– Это верно. Но при этом нельзя обойти вопрос, который занимает всех людей: что с возрастом происходит с нашей памятью?

– С памятью происходят изменения, которые характерны и для других психических функций. По мере старения снижаются темп и объем психической деятельности, что сказывается на объеме запоминания новой информации, возрастает забывчивость на текущие события. То есть любой здоровый пожилой человек, как правило, признает, что память у него стала хуже. Причем память на прошлое остается хорошей, а вот события, только что произошедшие, запоминаются хуже. Но это не мешает нормальной жизни. Пожилые люди понимают, что они довольно быстро забывают элементы текущей жизни. Поэтому они применяют самые разные компенсаторные приемы – делают записи, кладут вещи на определенное место, снижают темп деятельности, тренируют память. А она действительно в определенных пределах поддается тренировке. Но, повторю, память на прошлое при нормальном старении практически не страдает. И произвольная память – тоже. Когда пожилой человек ставит себе задачу что-то запомнить, ему это неплохо удается. Да, требуется больше времени и усилий, но результат это оправдывает.

– Некоторые пожилые люди, например, учат стихи…

– Очень хорошо. Это как раз элементы когнитивного тренинга. Еще полезно работать с памятью на прошлое: вспоминать события, детали, даты. Также полезно тренировать память на текущие события, которая особенно подвержена возрастным изменениям. Поэтому все, что касается текущего запоминания – стихи, кроссворды, головоломки, загадки, решение задач и прочее, – несомненно, идет на пользу. Писать, читать, считать, запоминать – вся эта вербальная деятельность со словами чрезвычайно полезна. Главное, делать это в разумных объемах, предпочитая то, что больше нравится (с удовольствием!) и что имеет смысл для самого человека. Причем делать все надо не спеша. Тише едешь – больше запомнишь, я бы так перефразировала известную пословицу. Темп психической деятельности с возрастом снижается у всех. А импульсивное стремление к быстроте приводит к ошибкам, которые, естественно, раздражают и могут отвратить от действительно полезных занятий, снизить самооценку и т.д.

Я хочу подчеркнуть, что, безусловно, существует активное и успешное старение. Многое зависит от того, как человек прожил свою жизнь, как подготовился к старости, чем он в ней занят, какие нити связывают его с окружающими и с самим собой.

На мой взгляд, в шкале ценностей любого уходящего поколения на первом месте должно стоять и, я уверена, стоит чувство семьи, рода. Этот приоритет рождается из ощущения, понимания того, что ты еще можешь сделать для родных, близких. Многое решают чувства, из которых главное – это любовь. Тот, кто растет в атмосфере тепла, семейной гармонии, ощущает на себе любовь не только родителей, но и бабушек, дедушек, вырастает психологически более защищенным и психически здоровым. Роль старшего поколения в психическом здоровье последующих поколений семьи очень велика.