Социальные проблемы россии и альтернативные пути их решения. Основные социально-значимые проблемы современного общества

К началу XX века социальная помощь в основном осуществлялась через церкви, общины, семьи. Однако в результате происходящих процессов индустриализации, урбанизации и индивидуализации общественной жизни эти каналы начинают разрушаться. В связи с этим в первой половине XX столетия происходит перераспределение ролей: одним из главных гарантов социальной защищенности человека становится государство.

Историческая справка

Социальная работа как профессиональная деятельность формируется в конце XIX - начале XX в. Само понятие «социальная работа» производно оттермина «социальный работник», который был предложен С. Паттеном в 1900 г.; в профессиональном значении оно впервые начало употребляться в Англии, США, а затем в разное время и в странах Западной Европы.

Интенсивное развитие капитализма, характеризующее этот период, сопровождалось включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием работников наемного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений трудящихся.

Нарастание социального неравенства и отсутствие государственных механизмов социальной зашиты способствовало социальным взрывам, потрясшим мир в первые десятилетия XX в. Революционные движения на Западе, три российские революции, мировая война, «великая депрессия» в Америке заставили власти западных государств искать адекватные меры по социальной защите населения, внедрять активную социальную политику. В XX веке развитие европейской и американской цивилизации характеризуется тем, что наряду с репрессиями появляется и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей.

Поиск теоретических решений возрастающих социальных проблем начался еще в XIX в. Возникают первые социальные теории и доктрины, которые и поныне определяют социальную политику некоторых государств. Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX - начале XX в. в США и Западной Европе способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед личностью, о том, что наиболее рациональным способом решения возникших социальных проблем являются социальные реформы в совокупности с индивидуальным подходом к каждому человеку, нуждающемуся в помощи. В результате этих теоретических изысканий сформировалось три подхода к решению социальных проблем.

Первый подход - революционно-преобразовательный (марксистское направление). Суть его: решить социальные проблемы можно лишь революционным путем, преобразовав само общество. На практике такой подход нашел свое воплощение в бывшем СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии и Латинской Америки в XX в.

Второй подход - реформистский. Его представители также считали, что причины социальных невзгод заложены в обществе, но выход видели не в революционном преобразовании социума, а в его постепенном реформировании. Данный путь социальных преобразований и развития выбрало большинство стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом процессе скандинавские страны.

Третий подход - антропологический , сторонники которого исходят из положения, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения - Мэри Ричмонд, автор классической теории социальной работы, описанной в книге «Социальные диагнозы» (1917). Основываясь на американской идеологии индивидуализма, М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Человек выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

Точка зрения

«В Великобритании дискуссия о том, что представляет собой социальная работа, ведется на протяжении многих лет и является предметом экзистенциальной важности. Ответы могут быть разными.., по сути - это финансируемая государством деятельность, связанная с рядом „тяжелых случаев", в отношении которых необходимо повседневно применять правила, законы, политику. Социальная работа усиливает права, которые не были замечены в другом месте, и обязанности, которые клиентура социальных работников отменила. Поэтому социальная работа является институтом, ориентированным на государство, а не на клиента» (Harris R. Beyond rhetoric: A challenge for international social work // International Social Work. 1990. 33 (3). P. 204-205).

В начале XX века благотворительные общественные организации стали пополняться уже профессиональными кадрами социальных работников, которых готовили многие высшие и средние учебные заведения. Так, постепенно оказание помощи незащищенным слоям населения теряет характер неорганизованной благотворительности и филантропии и приобретает профессиональное качество и соответствующее начинание под названием «социальная работа». Одновременно возникают новые формы деятельности: например, движение сеттльментов (The settlement house movement) - организация поселений для иммигрантов в США и Англии, эльберфельдская система оказания помощи бедным (Elberfeld system) в Германии, Финляндии, Швеции, с частичным участием государственных служащих и др.

Но главным игроком на социальном поле, безусловно, становится государство. Во все большей степени оно начинает осознавать необходимость вмешательства в социальную сферу, а значит, и иметь на государственной службе профессиональных социальных работников. В первые десятилетия XX в. практически все развитые государства проводят активную экспансию в социальную сферу: выстраивают социальную политику, создают правовую базу, разрабатывают модели и системы социальной поддержки населения. В это же время вырисовываются и различия в моделях социальной поддержки населения в разных странах Запада.

Точка зрения

Считается, что в США социальная работа излишне сосредоточена на сфере микропрактики с индивидами и семьями, опираясь в этой сфере в основном на клиническую модель. В 1990 году американский теоретик социальной работы Г. Шпехт предостерегал: «Исходя из существующего положения дел, можно ожидать, что профессия будет полностью поглощена психотерапией в ближайшие 20 лет и функции социальной работы в государственных социальных службах станут незначительными... Психотерапия отвлекла социальную работу от ее первоначальной мечты, мечты о совершенствовании общества, создании „города прекрасного", „нового общества" и „новых границ"» (Specht Н. Social work and the popular psychotherapies // Social Service Review. 1990. 64 (3). P. 345).

В процессе исторического становления социальной работы сформировались три основные сферы практики.

В первой сфере социальная работа предстает как инструмент механизма государственного благосостояния. Внутри нее государство эффективно диктует конкретные направления практики, на которых профессия сосредоточивает свои силы. Кроме того, кадровый состав в своем большинстве также напрямую нанимается государством или государственными службами, которые основаны им и поэтому подотчетны государству. Эта сфера практики включает следующие конкретные направления социальной работы: оказание необходимой поддержки и осуществление контроля за условно осужденными, работу с несовершеннолетними правонарушителями и взрослыми преступниками в коррекционных учреждениях, социальное обслуживание семьи, защита и опека детей, работа в системе социального обслуживания, семейной помоши по различным направлениям социальной поддержки. В этой сфере работают сложившиеся механизмы социального контроля и зашиты.

Вторая сфера практики связана с деятельностью по усилению социального функционирования индивидов и семей, которая напрямую выходит на работу с клиентами. Эта сфера практики имеет несколько ответвлений, включая клиническую социальную работу, семейную терапию, консультирование по вопросам брака, социальную работу в медицине, психиатрии и психотерапии. В данной области практики социальной работы специалисты работают с теми, кто становится их клиентами. Ома охватывает как частные службы, так и государственные.

Третья сфера практики представляет социальную работу, направленную на повышение благосостояния людей, заботу об укреплении здоровья, сплоченности и дееспособности общества. Диапазон деятельности в рамках данной сферы широк: от развития микросопиаль- ной среды до разработки макросоциальной политики. В целом ее можно определить как социальное развитие , поскольку основные цели деятельности здесь направлены на улучшение окружающей среды и общества, в которых развиваются и живут люди. Главной функцией социальной работы в этой сфере выступает служение обществу со всеми его контекстами, включая сообщества и социальные группы, этнические группы, регионы и нации. Кроме того, здесь отражается созидательная миссия профессии - внесение вклада в строительство лучшего мира на различных уровнях. Большинство социальных работников, занятых в этой сфере практики, работают в общественных организациях, остальные - в государственных учреждениях, в том числе в области социального управления, политики, планирования и программирования. И тех и других объединяют общие цели.

Реальный баланс между тремя сферами практики существенно различается в разных государствах.

Точка зрения

В странах Африки социальная работа подчинена государственной системе социального обеспечения и коррекционным подходам, а социальному развитию как направлению социальной работы уделяется лишь незначительное внимание: «Переход к социальному развитию как сфере практики социальной работы стал следствием низкой эффективности коррекционных подходов, которые в основном решают проблемы на микроуровне практики, а такие проблемы, как безработица, СПИД, беженцы, экология, укрепление порядка, остаются за пределами их воздействия» (Kaseke Е. A response to social problems in developing countries // Social Policy and Administration. 1990. 24 (1). P. 19).

В странах Европы существует множество структур, с помощью которых функционируют институты социальной помощи и поддержки. Они отличаются друг от друга, что отражает не только особенности функциональных позиций, которые они занимают в обществе, но и различные взгляды на роль государства в социальном обеспечении граждан, а также на ответственность семьи за выживание и благополучие зависимых ее членов.

В процессе институционализации социальной работы в современных обществах сложилось несколько ее типов:

  • ? государственный;
  • ? общественный;
  • ? смешанный.

Каждый из них имеет свои достоинства и проблемные стороны.

Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением тех членов общества, которые нуждаются в помощи, и ресурсов, выделяемых на оказание поддержки. Минус такого типа социальной работы состоит в том, что помощь в данном случае перестает быть непосредственной этической обязанностью членов общества, а социальное положение нуждающихся неподконтрольно общественности.

Общественная организация , или самоорганизация, помощи нуждающимся представляется значительным явлением с точки зрения качества социокультурной жизни. В этом случае более сильная часть членов общества без побуждения со стороны государства берет на себя ответственность за поддержку более слабой. Реализуется не просто финансовая и материальная помощь, но осуществляется социализация нуждающихся в изменяющихся условиях, поиск путей адаптации, организация их социального участия.

Если ответственность за помощь нуждающимся в ней возлагать только на добровольные общественные организации, их работа не будет носить регулярного характера, поскольку первоочередными для людей являются те основные социальные функции, выполнением которых они заняты постоянно. В отношении же маргинальных групп общественность сама по себе не будет осуществлять ни систематической помощи, ни постоянного контроля.

. Социальные проблемы: специфика, уровни и способы решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социальной проблемы и ее истоки.

2. Подходы к определению понятия «социальная проблема».

3. Виды и уровни социальных проблем.

4. Пути решения социальных проблем.

5. Технология решения проблем в социальной работе.

Технологическая задача социальной работы заключается в

выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в

распоряжении социальных служб инструментария и средств

своевременном скорректировании действий социального работника

и поведения объекта социальной работы для оказания

ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является

важнейшим фактором, от которого зависят определение

работы с клиентом.

Социальная проблема - это сложная познавательная задача,

решение которой приводит к существенным теоретическим

или практическим результатам . Для ее решения

необходима соответствующая информация об объекте социального

воздействия, об условиях, обстоятельствах и других

факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и

поведение.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер,

затрагивая интересы значительной части человечества. Так,

демографические, экологические, техногенные, продовольственные,

энергетические и другие проблемы в настоящее

время приобретают глобальный характер, и их разрешение

требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные

проблемы могут касаться интересов отдельных или

нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы,

распространяющиеся на отдельные страны, национально-

этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы

жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут

быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-

политическую, духовную или собственно социальную

сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают

личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия

личности и социальной среды. К социальной среде относят

все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту

социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы

является точное ее формулирование. Если проблема правильно

сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять

поиск недостающей информации в нужном направлении;

во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария

социального воздействия, а следовательно, и эффективность

социальной работы. Одним из важнейших требований к

формулированию социальной проблемы является ее обоснованность.

Она должна вытекать из реальных потребностей и

предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими

или теоретическими потребностями делает проблему произвольной,

надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным,

первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической

деятельности социальных служб и организаторов социальной

Практическая потребность и значимость социальной проблемы

не только активизируют деятельность специалистов социальных

служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный

и физический потенциал, но и придают поиску технологических

решений творческий, новационный характер.

Применительно к практике социальной работы, понятие «социальная проблема» может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей,интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рас-

сматривать как существующие на следующих уровнях организации :

- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одно-

временно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, на-

пример, проблема переходности экономической жизни;

- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем пробле-

мы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резко-

го снижения уровня жизни среднего класса;

- на уровне личности , когда носителем проблемы является конкретный че-

ловек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окру-

В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего,

проблемы второго и третьего уровней организации. Решение социальных проблем на макроуровне - это задача социальной политики.

Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной

проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.

Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта , под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник. При подобном подходе есть возможность подробно рассмотреть всю совокупность вопросов, касающихся конкретного субъекта.

Результаты проведённого анализа социальной ситуации субъекта позволя-

ют принять адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем, которые осложняют процесс жизнедеятельности субъекта. В самом процессе решения социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов .

Первый – сбор, обработка и осмысление информации о человеке или

группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.

Второй - методический, предполагающий формулировку основных це-

лей, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

И, наконец, третий, завершающий – это практический или процедурный

этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта.

Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных

этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом:

Во-первых, это технологии социального анализа и социального исследова-

ния, которые позволяют глубоко и подробно изучить конкретную социальную ситуацию, проанализировав её на различных уровнях. Основными уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или уровень

малых групп, уровень больших социальных групп и слоёв, уровень территориальных общностей различного масштаба, национально-государственный уровень и, наконец, транснациональный или глобальный уровень.

Такой «многослойный» анализ позволяет не только сопоставить различное

видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени

сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы, вскрыть некоторые тенденции её функционирования и развития, а также, общие направления её решения.

Во-вторых , необходимо указать на такой класс социальных технологий,

как технологии социального воздействия, которые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация и т.п.). Помимо универсальных технологий к этому классу относятся частные социальные технологии, предназначенные для решения проблем конкретных социальных субъектов (детей, инвалидов, малоимущих и др.). Если технологии социального исследования могут быть эффективно использованы на первом этапе решения какой-либо социальной проблемы, то технологии социального воздействия эффективны и результативны на втором и третьем этапах деятельности. Рассмотрение этих технологий будет предметом последующих разделов учебного пособия.

Технология решения социальных проблем. Диагностируя социальную проблему, нужно иметь в виду стадии ее развития: возникновение, обострение, разрешение. В процессе диагностики нужно определить, насколько глубока проблема, и в зависимости от этого оценить ее важность для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы, в зависимости от того, на какой стадии развития она находится, неодинаковы. Если в процессе целенаправленного воздействия проблему разрешать в самом начале ее становления, то тем самым можно ограничить реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе ее саморазрешения, то, по сути, приходится преодолевать ее негативные последствия. Нити целенаправленного воздействия на нее во многом будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными последствиями. Следовательно, для решения проблемы важно обоснование этапа, на котором оно будет наиболее эффективным.

Проблема в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Достаточно обширный сектор рассмотрения социальных проблем связан с так называемым сферным подходом. Особен-ность этого подхода заключается, во-первых , в том, что в при-вычном словоупотреблении под названием “социальная сфера”, “сфера производства” и т. д. подразумевают комплексы, вклю-чающие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельности, управляемые целым рядом руководящих орга-нов. Во-вторых , определенные виды социальных услуг реали-зуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначению, но также в рамках ряда дру-гих: так, образовательной деятельностью занимаются не толь-ко учреждения Министерства образования и науки РФ, но так-же структуры Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства культуры и т. д., не говоря уже о него-сударственных организациях, роль которых в последние годы возрастает.

Проблемы детей в той или иной мере затрагивает деятель-ность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Наконец, в-третьих , существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огром-ное значение именно для социального развития и решения воз-никающих социальных проблем.

Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность об-щества и все функции государства, причем ряд элементов в рам-ках такой структуры являются “пограничными”, лежат на сты-ке социальной сферы и смежных областей деятельности. В рам-ках сферного подхода можно рассмотреть такие актуальные социальные проблемы, как проблемы в сфере социально-тру-довых отношений, в области охраны здоровья населения, социоэкологические проблемы, проблемы в области образования, культуры и досуга, социальной защиты населения и др.

Проблемы в сфере социально-трудовых отношений.

Важ-нейшее место в социальной работе должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальный работник реализует мероп-риятия по содействию занятости населения. В современных ус-ловиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т. е. на основе сотрудничества с пред-принимателями (работодателями) и профсоюзами (объединени-ями наемных работников). Оформление и поддержание социаль-ного партнерства между всеми участниками социально-трудо-вых отношений, организация деятельности трехсторонних комис-сий являются неотъемлемой частью социального управления.


Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения “приносящего доход занятия” является содействие самозанятости, организации ма-лых предприятий на семейной или соседской основе. Преобла-дание в настоящее время среди них торговых или простейших сервисных предприятий — не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Мировая практи-ка показывает, что ему по силам и интеллектуальные услуги, и разработка новых технологий. Конечно, главное в такой деятель-ности — индивидуальная инициатива потенциальных предпри-нимателей, однако региональная администрация может поддер-жать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвес-тиционного климата, защиты от криминалитета, предоставле-ния региональных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожалению, в условиях глубокого системного кри-зиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные профессии могут гарантировать тру-доустройство лицам, направляемым на переобучение. Нет дос-товерных данных, показывающих, какая часть лиц, получив-ших переподготовку, находит работу в соответствии с получен-ной профессией.

Спецификой современного уровня социально-экономичес-кого развития как в Российской Федерации в целом, так и в от-дельных регионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачиваемой работы не гарантируют получение до-хода, эквивалентного не только минимальному потребительс-кому бюджету, но даже душевому прожиточному минимуму. То есть работающий и получающий заработную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, полуторная, двойная ставка и т. д.), получения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи лич-ных вещей, реализации квартиры, дачи и т. д. Наконец, обра-щение в органы социальной защиты может предоставить чело-веку (семье) адресную социальную помощь.

Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстано-вимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для инди-вида, так и для общества в целом — повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обеспеченности. В рамках этого направ-ления применяются такие методы, как согласование и приня-тие более высоких тарифов и ставок заработной платы (в усло-виях рыночного хозяйства только на основе соглашения между основными агентами трудовых отношений); обеспечение своев-ременности выплаты заработной платы и наказание за корыст-ную ее задержку работодателями; введение тех или иных реги-ональных (отраслевых) надбавок отдельным категориям рабо-тающих (за особые условия труда, в силу высокой социальной значимости, для привлечения кадров).

Наконец, функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приоб-рела особую остроту. В настоящее время стремление к сиюми-нутной экономии, ослабление контролирующей роли государ-ства иногда приводят к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устаревшее и опасное оборудование мед-ленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоян-ные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция работодателей, реализующих техно-логии, повышающие безопасность труда, пропаганда трудоох-ранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и для общества в целом, однако другие социальные проблемы имеют не меньшую важность.

Проблемы в сфере охраны здоровья .

Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или от-сутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодатель-ством. Так, статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-уча-стники признают право каждого человека на наивысший дос-тижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках по-литики в области здравоохранения. Эти меры касаются меди-цины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового разви-тия детей. То есть политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения.

Основы законодательства Российской Федерации об охра-не здоровья граждан закрепляют право на охрану здоровья (ст. 17) и медико-социальную помощь (ст. 20), причем они обеспечи-ваются не только мерами по развитию здравоохранения в це-лом и медицины в частности, но также охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставле-нием населению доступной медико-социальной помощи. В та-ком подходе находит свое отражение сложная, не только меди-цинская, но и социальная природа феномена здоровья.

Важным фактором здоровья являются уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансирован-ным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть про-житочного минимума рассчитывается в основном исходя их та-ких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия, кру-пы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на раз-витие детей.

Важными факторами деятельности социального работни-ка в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредите-лей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря конт-роля над соблюдением стандартов коммунального обслужива-ния и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекци-онной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

Социоэкологические проблемы .

Весьма важным и масш-табным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий.

Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воз-действий на окружающую среду, выбросов, отходов, загрязне-ний. Однако применявшиеся прежде примитивные технологии давали возможность природе ассимилировать антропогенные воздействия, хотя первые экологические катастрофы относят-ся еще к временам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выб-росы и устранить их враждебное воздействие на окружающую среду. Наиболее вредными последствиями грозит индустриаль-ная технология и бытовые отходы больших городов и населен-ных пунктов. Масштабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных про-цессов, иногда создания промышленных производств по утили-зации отходов.

Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизи-ровать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреацион-ной деятельности, социального туризма дало возможность мно-гим странам найти выход из переживаемого ими кризиса и до-биться высокого уровня жизни населения.

Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость соче-тания развития трудовой занятости и охраны окружающей сре-ды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь регионального) управления. В ее рамках дол-жен постоянно поддерживаться баланс между сохранением при-роды и ее использованием.

Проблемы в сфере образования .

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для ин-дивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-техническая револю-ция предъявляет высокие требования как к стартовому образо-ванию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобуче-нию взрослых. Образование вносит важнейший вклад не толь-ко в распространение знаний, но также в формирование лично-сти обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потреб-ностям общества.

В нашей стране накоплены богатые традиции развития об-разования разных уровней. В условиях современного социаль-но-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десятилетия и столетия предшествующей ис-тории, относятся к важнейшим направлениям социальной ра-боты.

Политика субъектов Федерации в области образования оп-ределяется как федеральным, так и региональным законодатель-ством и должна вестись на основе региональных образователь-ных стандартов, отвечающих территориальной специфике.

Сама образовательная структура представляет собой дос-таточно сложный феномен, так как она включает в себя учреж-дения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрос-лым возможности получения образования, так и их профессио-нальная подготовка. Система образовательных учреждений ох-ватывает различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

Проблемы в сфере культуры и досуга .

На протяжении мно-гих лет истории Советского Союза развитие культурно-досуго-вой деятельности осуществлялось на базе постулата, сформу-лированного в свое время К. Марксом, о том, что свободное вре-мя личности есть пространство ее действительного развития.

Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспита-ние населения. Коммерческая успешность досуговой деятель-ности была вторичной. Напротив, государство выделяло значи-тельные средства на создание и поддержание деятельности те-атров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бес-платно либо за доступную для населения плату.

Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятельнос-ти был характерен только для нашей страны. Большинство го-сударств, именуемых социальными и заботящихся о развитии своего человеческого потенциала, проводят разграничение меж-ду культурой и просвещением как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отрас-лью коммерческой деятельности, главной целью которой явля-ется извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов ре-ализуются программы бесплатного или льготного приобщения к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, ин-формационными сетями.

Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств. Активно орга-низуются спортивные или художественные кружки на муни-ципальном или общинном уровне как форма социальной рабо-ты с детьми и молодежью, способ вытеснения антисоциального, криминального влияния улицы.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к куль-турно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой дея-тельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает оп-ределенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, полнос-тью использовать отпуск. Безработные или лица, формально занятые, но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свободным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое состояние ведет к материальным трудностям, пси-хологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени. Люди старших возрастных групп (40 лет и выше) стали тратить больше времени на работу на садовом (дачном) участке, приоб-ретение дополнительного источника дохода (шитье, вязание, вышивание, различного рода ремонтные работы и т. д.). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выста-вок и т. д.), домашние настольные игры, дневной сон и т. д.

У лиц возраста от 16 до 30 лет включительно остаются по-пулярны спортивные соревнования, дискотеки, клубы по инте-ресам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизи-лось количество молодых людей, интересующихся искусством, занимающихся прикладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появил-ся “зажиточный” слой молодежи и лиц среднего возраста в воз-расте от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекцио-нирование, посещение ресторанов, баров, игорных и развлека-тельных заведений.

Уменьшение у большинства населения экономических воз-можностей для отдыха связано также с сокращением традици-онных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, Украине и Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоров-ления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокра-щению инфраструктуры отдыха в целом.

Между тем рекреация относится к числу важнейших функ-ций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затра-ченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рас-сматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных групповых конфликтов.

Решение жилищных проблем является важнейшим элемен-том обеспечения социального развития, в серьезной степени свя-зано не только с экономикой, но также с идеологией социально- экономической направленности движения страны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и ме-тодов их достижения. Плановая экономика неоднократно про-возглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жи-лищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое противоре-чие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными по-казателями.

Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставле-нию жилья, однако дает возможность его приобретения на ры-ночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, ка-кие может себе позволить потребитель. Противоречие этой мо-дели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяю-щие удовлетворять жилищные потребности на рыночной осно-ве. Следует заметить, что большинство типов социальных госу-дарств проводят жилищную политику, обусловливающую пре-доставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

Помимо сферного подхода проблемы социальной работы можно выстроить также на основе ее ориентации на социально-демографические группы населения: проблемы детей и подро-стков, социальные проблемы молодежи, женщин, пожилых лю-дей и проч. Такой подход позволяет сосредоточить в едином со-держательном и организационном блоке все проблемы, касаю-щиеся данной социально-демографической группы, и наметить пути их разрешения.

По такому принципу построены президентская программа “Дети России”, федеральные программы “Старшее поколение”, “Планирование семьи”, “Профилактика безнадзорности и пра-вонарушений несовершеннолетних”.

Однако выделение отдельных блоков в структуре соци-альных проблем имеет свои сложности. Предполагается, что объектом социальной работы в данном случае являются наибо-лее нуждающиеся в помощи категории населения: уязвимые, социально “слабые”. Однако субъективное представление о со-циальной “слабости” не всегда совпадает с объективным содер-жанием этого понятия, особенно в настоящее время, когда слож-но выделить в нашей стране социально “сильную” категорию.

Так, принято формировать особый подход в отношении женщин, и это совершенно справедливо: женщины находятся в трудной социальной ситуации из-за необходимости совмеще-ния своих семейных и внесемейных ролей, материнства и внедомашней занятости. Это общемировая проблема, которая сво-еобразно решается в различных обществах, но нигде еще не на-шла оптимального разрешения. Однако в настоящее время весь-ма уязвимой социально-демографической категорией в нашей стране становятся мужчины, с их крайне низкой средней ожи-даемой продолжительностью жизни, высоким уровнем смерт-ности от неестественных причин, особенно в трудоспособном и детородном возрастном диапазоне 20-40 лет, неблагоприятным образом жизни и состоянием здоровья.

Сложными остаются проблемы пожилого населения России; положение стариков оказывает шокирующее эмоционально--психологическое воздействие на каждого человека.

Однако пристальное исследование данного вопроса показы-вает, что объективно наиболее уязвимой категорией в России является детское поколение, тяжелое социальное положение которого накладывает отпечаток на процесс их развития и за-тем на всю дальнейшую жизнь.

Разумеется, концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве выз-вана в значительной степени дефицитом социально-экономичес-ких ресурсов, невозможностью организации всеохватной соци-альной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход, ситуативно объяснимый в условиях кризиса и даже продуктивный, с точки зрения кон-центрирования ресурсов различных ведомств на проблеме оп-ределенной социальной группы может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность.

Поэтому, планируя социальные мероприятия в отношении по-жилых и престарелых, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом, работоспособном возрасте, чтобы потом проявиться в пенсионные годы. Пытаться воздействовать только на последнее звено этой неразрывной цепочки было бы нецелесообразно. Кро-ме того, такой подход обусловливает деятельность, построен-ную на началах социального реагирования: определенные ме-роприятия или комплексы мероприятий в ответ на имеющиеся трудности. Меньше выражено стремление предотвращать по-явление этих трудностей. Можно сказать, что такой подход ори-ентирован скорее на выживание определенных групп населе-ния, чем на социальное развитие всего общества.

Вопросы и задания

1. Раскройте проблемы в сфере социально трудовых отно-шений.

2. Какие проблемы характерны в сфере охраны здоровья?

3. Назовите социоэкологические проблемы современности.

4. Какие проблемы существуют в сфере образования, сфе-ре культуры и досуга?

5. Назовите проблемы в жилищно-коммунальной сфере.

6. Охарактеризуйте современные демографические проб-лемы.

. Социальные проблемы: специфика, уровни и способы решения.

Вопросы для обсуждения:

    Понятие социальной проблемы и ее истоки.

    Подходы к определению понятия «социальная проблема».

    Виды и уровни социальных проблем.

    Пути решения социальных проблем.

    Технология решения проблем в социальной работе.

Технологическая задача социальной работы заключается в

выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в

распоряжении социальных служб инструментария и средств

своевременном скорректировании действий социального работника

и поведения объекта социальной работы для оказания

ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является

важнейшим фактором, от которого зависят определение

работы с клиентом.

Социальная проблема - это сложная познавательная задача,

решение которой приводит к существенным теоретическим

или практическим результатам . Для ее решения

необходима соответствующая информация об объекте социального

воздействия, об условиях, обстоятельствах и других

факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и

поведение.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер,

затрагивая интересы значительной части человечества. Так,

демографические, экологические, техногенные, продовольственные,

энергетические и другие проблемы в настоящее

время приобретают глобальный характер, и их разрешение

требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные

проблемы могут касаться интересов отдельных или

нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы,

распространяющиеся на отдельные страны, национально-

этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы

жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут

быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-

политическую, духовную или собственно социальную

сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают

личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия

личности и социальной среды. К социальной среде относят

все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту

социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы

является точное ее формулирование. Если проблема правильно

сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять

поиск недостающей информации в нужном направлении;

во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария

социального воздействия, а следовательно, и эффективность

социальной работы. Одним из важнейших требований к

формулированию социальной проблемы является ее обоснованность.

Она должна вытекать из реальных потребностей и

предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими

или теоретическими потребностями делает проблему произвольной,

надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным,

первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической

деятельности социальных служб и организаторов социальной

Практическая потребность и значимость социальной проблемы

не только активизируют деятельность специалистов социальных

служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный

и физический потенциал, но и придают поиску технологических

решений творческий, новационный характер.

Применительно к практике социальной работы, понятие «социальная проблема» может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей,интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рас-

сматривать как существующие на следующих уровнях организации :

- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одно-

временно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, на-

пример, проблема переходности экономической жизни;

- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем пробле-

мы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резко-

го снижения уровня жизни среднего класса;

- на уровне личности , когда носителем проблемы является конкретный че-

ловек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окру-

В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего,

проблемы второго и третьего уровней организации. Решение социальных проблем на макроуровне - это задача социальной политики.

Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной

проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.

Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта , под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник. При подобном подходе есть возможность подробно рассмотреть всю совокупность вопросов, касающихся конкретного субъекта.

Результаты проведённого анализа социальной ситуации субъекта позволя-

ют принять адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем, которые осложняют процесс жизнедеятельности субъекта. В самом процессе решения социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов .

Первый – сбор, обработка и осмысление информации о человеке или

группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.

Второй - методический, предполагающий формулировку основных це-

лей, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

И, наконец, третий, завершающий – это практический или процедурный

этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта.

Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных

этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом:

Во-первых, это технологии социального анализа и социального исследова-

ния, которые позволяют глубоко и подробно изучить конкретную социальную ситуацию, проанализировав её на различных уровнях. Основными уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или уровень

малых групп, уровень больших социальных групп и слоёв, уровень территориальных общностей различного масштаба, национально-государственный уровень и, наконец, транснациональный или глобальный уровень.

Такой «многослойный» анализ позволяет не только сопоставить различное

видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени

сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы, вскрыть некоторые тенденции её функционирования и развития, а также, общие направления её решения.

Во-вторых , необходимо указать на такой класс социальных технологий,

как технологии социального воздействия, которые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация и т.п.). Помимо универсальных технологий к этому классу относятся частные социальные технологии, предназначенные для решения проблем конкретных социальных субъектов (детей, инвалидов, малоимущих и др.). Если технологии социального исследования могут быть эффективно использованы на первом этапе решения какой-либо социальной проблемы, то технологии социального воздействия эффективны и результативны на втором и третьем этапах деятельности. Рассмотрение этих технологий будет предметом последующих разделов учебного пособия.

Технология решения социальных проблем. Диагностируя социальную проблему, нужно иметь в виду стадии ее развития: возникновение, обострение, разрешение. В процессе диагностики нужно определить, насколько глубока проблема, и в зависимости от этого оценить ее важность для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы, в зависимости от того, на какой стадии развития она находится, неодинаковы. Если в процессе целенаправленного воздействия проблему разрешать в самом начале ее становления, то тем самым можно ограничить реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе ее саморазрешения, то, по сути, приходится преодолевать ее негативные последствия. Нити целенаправленного воздействия на нее во многом будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными последствиями. Следовательно, для решения проблемы важно обоснование этапа, на котором оно будет наиболее эффективным.

В процессе диагностики необходимо учитывать диалектическую связь между социальными проблемами. Это означает, что решение данной проблемы имеет следствием возникновение новой или даже нескольких проблем, то есть ее решение относительно. Например, решение проблемы безработицы в СССР в начале 30-х годов имело следствием возникновение таких проблем, как неэффективная занятость, проблема ручного труда, проблема дисциплины и т. д. Более того, практика показывает, что социальные проблемы нельзя решить навсегда. В частности, проблемы, возникающие в результате действия закона возвышающихся потребностей, постоянно возобновляются, и в этом смысле они вечны. По мере социального развития через разрешение противоречий посредством социального управления или стихийно проблемы снимаются, но при этом они воспроизводятся на качественно новом уровне.

Диагностика предполагает оценку степени остроты данной социальной проблемы, когда на основе анализа устанавливается взаимосвязь разных проблем и выясняется среди них ключевая, устранение которой приводит к решению многих проблем. Например, при разработке первого советского плана ГОЭЛРО, специалисты пришли к выводу, что решение проблемы электрификации позволило бы существенно снизить затраты живого труда и высвободить время на собственно социальное развитие общества, повысить качественные характеристики живого труда (его производительность, качество образования, уровень квалификации работников), существенно изменить образ жизни и в городе, и на селе, повысить культурно-образовательный уровень населения. Поэтому она оценивалась как ключевая, а программа электрификации определялась как ведущее звено плана.

Выявление в процессе диагностики основополагающей, ключевой проблемы соответственно требует и концентрации ресурсов на ее решение. В то же время, необходимо такое распределение ресурсов, которое обеспечивало бы, хотя, может быть, и более низкими темпами, решение других, сопряженных с ключевой, проблем.

Поднимая вопрос о приоритетности и комплексности решения той или иной проблемы, необходимо соотносить затраты и потери, которые общество может нести, если социальные проблемы не будут решаться вовремя. Наиболее ярким примером, когда общество несет большие потери, является подростковая преступность. Ныне государство тратит огромные средства на содержание различного типа исправительных учреждений для подростков (колонии, спецшколы и т. п.) и несоразмерно мало на профилактику правонарушений, создание различных подростковых клубов, кружков и т. д.

В качестве приемов диагностики можно использовать известные и положительно зарекомендовавшие себя приемы, такие, как наблюдение (визуальное, статистическое, социологическое); построение дерева проблем; ранжирование проблем по степени актуальности и значимости; проведение прикладного социологического исследования проблемной ситуации, включая анализ данных социальной статистики, экономических параметров, материалов эмпирических обследований (анкетирования, интервьюирования и т. д.). Для диагностики социальных проблем могут быть использованы методы прогнозирования, программирования и планирования. Такие, например, как метод Дельфи и программно-целевой. Диагностируя проблемы, можно пользоваться методом социальных образцов, аналогий, сравнений, исторических параллелей.

Тема 4. Разрешение социальных проблем как содержание технологического процесса в социальной работе.

Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременном скорректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.

Социальная проблема это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам . Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты.

Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы.

Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизируют деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений творческий, инновационный характер.

Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий.

Социальное противоречие - это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является прежде всего результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности. Характер проявления социальных противоречий зависит от специфики взаимодействия противоборствующих сторон (тенденций), от условий, обстановки, в которых оно происходит, а также от степени обостренности.

При отсутствии нейтрализующих факторов социальное противоречие развивается, достигая крайних степеней обострения. В своем развитии противоречие проходит несколько стадий.

1. Стадия тождества . Она характеризуется возможностью возникновения противоречия из-за наличия пусть даже несущественных различий.

2. Стадия существенных различий . Она характеризуется перерастанием несущественных различий в существенные и их периодическим проявлением.

3. Стадия противоположностей . Эта стадия характеризуется поляризацией антагонизма в отношениях, перерастанием существенных различий во взаимоотрицающие противоположности.

4. Стадия конфликта . На этой стадии взаимоотношения сторон достигают крайней степени обострения и достигают степени открытого противоборства.

Понятно, что любая личность в процессе жизнедеятельности вступает в супружеские и семейные отношения, во взаимоотношения с родителями, родственниками, с детьми, друзья ми и товарищами, с коллективом и различными объединения ми, общественными организациями, и, наконец, обществом в целом. В процессе этих взаимоотношений в силу объективно имеющихся личностных различий в потребностях, интересах, степени их реализации могут возникать проблемы. Личностная проблема - это по существу столкновение между притязаниями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой характер, а иногда и их сочетание.

Как показывает опыт, распознание, формулирование и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста в области социальной работы. Разрешение личностных проблем - дело не только сложное, но и деликатное, Непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины и бездушия, умение вносить коррективы в технологический процесс- важнейший показатель профессионализма специалистов социальной работы.

С технологических позиций, в социальной работе при решении личностных проблем следует придерживаться следующих принципов:

    системный подход при анализе и решении личностных проблем;

    соответствие инструментария конкретно решаемым проблемам

    опора на физические и духовные ресурсы клиента;

    контроль действенности применяемого инструментария;

В совокупности эти принципы обеспечивают эффективность решения социальных проблем, однако их реализация требует постоянной проверки действенности избранных средств воздействия на клиентов. Вместе с тем технологическая последовательность решения проблем не только полезна, но и необходима. И чем жестче ей следуют на практике, тем явственнее проявляется ее благотворная значимость.

Социальный работник в процессе деятельности постоянно решает какие-либо проблемы. Определение линии индивидуального или межличностного поведения субъекта социальной работы является проблемой лишь в рамках социального контекста. Такой же подход должен осуществляться к поведению и проблемам клиента. Прежде чем определить линию поведения индивида как значительное отклонение от нормы, необходимо выяснить, угрожает ли это по ведение тем или иным институтам, убеждениям, ведет ли к нерационалъному расходу ресурсов, а также затрагивает ли жизнь большого числа людей. Поэтому, когда какая-либо специфическая социальная проблема привлекает всеобщее внимание и рассматривается как повод для политического решения, необходимо разобраться, само ли явление меняет свою природу или же происходят из мнения в обществе. Сказанное в первую очередь относится к таким серьезным проблемам, как плохое обращение с детьми или супругой (супругом), пожилыми членами семьи, внебрачные дети, наркомания, токсикомания, безработица и др.

Социальный работник должен представлять, что, как правило, выделяют две стороны проблемы: гносеологическую и предметную .

В гносеологическом смысле , т.е. с точки зрения познавательного процесса, проблемная ситуация - это противоречие между знанием о потребностях людей и возможностями каких результативных практических или теоретических действий и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих действий. Проблема в познавательном или практическом смысле всегда есть «осознанное противоречие».

Предметная сторона проблемы - это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов. Подобные проблемы угрожают стабильному функционированию общественной организации, и одновременно являются главным фактором социальных изменений, развития, отражением деятельной сущности социальных субъектов.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. Часто эта взаимосвязь выражается в недостаточной осведомленности о реальной социальной ситуации, вследствие чего бывает невозможно применить уже имеющееся знание для регулирования социальных процессов и обнаружении таких процессов и явлений, природа которых теоретически не конкретизирована, а, следовательно, нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества.

Социальная проблема может и не осознаваться как общественная потребность, так как порождающие ее противоречия не достигли того уровня, на котором они становятся очевидными. Наконец, будучи осознаваемой, социальная проблема не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны заинтересованность в ее решении и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая готовность и заинтересованность образуют «основу социального заказа» - выявления имеющихся и раз работки новых технологий для решения проблемы.

Социальные проблемы существенно различаются по масштабности. Одни не выходят за рамки жизни некоторого коллектива, организации. Другие затрагивают интересы целых регионов, больших социальных групп и общественных институтов. Наконец, на высшем уровне социальные проблемы охватывают интересы и потребности всего общества, становятся социетальными или даже глобальными.

Как уже было сказано, проблемы возникают, с одной стороны, из-за изменений в самом обществе, с другой стороны, из-за изменений в поведении объектов социальной работы.

Какова должна быть реакция общества на социальные проблемы?

Для решения социальных проблем, затрагивающих интересы многих людей, требуется изменение социальной политики в широком плане, увеличение средств, идущих на социальные цели. Очевидна необходимость новой, гуманной, политики, которая должна включать

Политику в сфере регулирования занятости и доходов населения, позволяющую учитывать реалии экономики и рынка рабочей силы и охватывающую все население;

Политику в области общего и профессионального образования, обеспечивающую востребованность специалистов народным хозяйством;

Политику распространения социальной защиты на все население, а не только на неблагополучные семьи или группы риска.

Исходя из определения социальной работы как профессионального содействия людям в решении их жизненных проблем, обратимся к технологии их правильной постановки и эффективного решения. Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить.

Прежде чем приступить к практическому решению жизненной проблемы, нужно выяснить, разрешима ли она. Конечно, интуиция нередко подсказывает человеку безошибочно, по плечу ему «проблемный груз» или нет. Но не всегда следует доверять интуиции.

Любая жизненная проблема, решением которой люди озабочены, относится к одной изтрех категорий :

    реально разрешимая, т.е. существуют необходимые и достаточные условия для этого;

    потенциально разрешимая , т.е. пока нет условий для ее решения, но они могут быть,

    принципиально неразрешимая , т.е. нет и не может быть необходимых и достаточных условий для разрешения этой проблемы.

Целесообразно в процессе решения проблем учитывать критерии разрешимости жизненной проблемы:

1. Информационный критерий отражает наличие информации, необходимой и достаточной для оценки проблемы и ориентации в складывающейся обстановке.

2. Детерминационный критерий отражает осознание и формулировку причин, препятствующих достижению поставленных целей. Не осознав этих причин затруднений, нельзя судить о разрешимости проблемы.

З. Ресурсный критерий отражает наличие ресурсов, необходимых для разрешения жизненной проблемы.

4. Инструментальный критерий отражает наличие нужных способов, средств разрешения проблемы. Необходимо не только иметь достаточно ресурсов, но и использовать их с соответствующим эффектом.

5. Мотивационный критерий отражает наличие мотивов, которые в достаточной степени побуждают людей к достижению целей и преодолению трудностей.

б. Экономический критерий отражает допустимые затраты при решении жизненных проблем. Если затраты больше, чем ожидаемый эффект, то проблема может быть квалифицирована как неразрешимая.

Комплексное применение критериев разрешимости жизненной проблемы позволяет всесторонне оценить ее. Однако возникают и такие проблемы, при оценке которых достаточно воспользоваться одним-двумя критериями. Так, если человек решает проблему выбора занятий или места жительства, то достаточно будет применить информационный критерий.

Жизненные проблемы можно характеризовать с разных сторон:

Психологической,

Социологической,

Материальной.

Социальную технологию указанные проблемы интересуют с точки зрения их эффективного решения. Все же, о чем говорилось до сих пор, имеет смысл лишь постольку, поскольку позволяет уяснить главное - разрешимы ли они.

У человека есть три пути решения проблем :

    Устранение - снятие проблем ной ситуации, в которой находится индивид, путем изменения им целей.

    Нейтрализация - ослабление или снятие ее субъективного переживания посредством вытеснения проблемы из ближайшего жизненного пространства, ограничения или блокирования действия стимулирующих факторов

    Решение - выбор действия, которое обеспечивает эффективное функционирование социальной системы - человека, группы, организации.

Существует два варианта решения жизненных проблем : оптимальное и удовлетворительное. в итоге получается достаточно хороший результат.

Любая жизненная ситуация своеобразна, следовательно, требуется особый, подход к ее преодолению. Но поскольку все проблемы решаются или должны решаться, то сам процесс решения имеет общезначимые элементы, которые будущим специалистам по социальной работе полезно знать.

Общие принципы решения проблем :

1. Принцип активности предполагает активное вмешательство субъекта в жизненные ситуации.

2. Принцип творчества ориентирует на творческое решение любой жизненной проблемы.

З. Принцип причинности. Достижение успеха зависит от взаимосвязи между что мы изменяем., и т что хотим изменить. Изменение одной переменной приведет к изменению другой переменной только в том случае, если между ними существует причинная зависимость.

4. Принцип комплексности предполагает расширение границ исследуемого объекта с целью использования информации о более крупной системе, частью которой он является. Обычно же мы стараемся свести сложные проблемы к одной или нескольким разрешимым. Действуя таким образом, мы часто уменьшаем шансы найти решение.

5. Принцип социальной помощи заключается в том, что у каждого человека могут быть такие жизненные проблемы, решение которых предполагает оказание ему поддержки, помощи со стороны других людей. В такой помощи нуждаются люди, пережившие стихийные бедствия и оставшиеся без средств к существованию, беженцы, престарелые и др. Даже преуспевающий человек может оказаться в кризисной ситуации, которая вынуждает его обращаться к по мощи других: близких, друзей, специалистов.

6. Принцип контроля . Лишь немногие проблемы удается решить полностью. Обычно изменяющиеся условия порождают новые проблемы или возрождают старые. Поэтому необходимо постоянно следить за результатами исполнения принятых решений, чтобы гарантировать получение требуемых результатов.

Социальные проблемы можно рассматривать на теоретическом (как проблемы научного исследования) и практическом (в плане их диагностики и решения) уровне. Социальный работник, специалист по социальной работе в основном сталкиваются с ними в практической деятельности, и могут влиять как на теоретическую разработку проблем, так и на формирование и реализацию социальной политики в плане профилактики возможных социальных проблем.

Социальные проблемы

Бедность – показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточной степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Текущая бедность – бедность семей, находящихся в данный момент в тяжёлом материальном положении.

Глобальная бедность – отсутствие у семьи таких важнейших компонентов, как собственность, недвижимость (в том числе жильё).

Бездомность - отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование.

Безработица – незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Безнадзорность – отсутствие у детей постоянного присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

Беспризорность – отсутствие у детей родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Бродяжничество – социальное явление, которое характеризуется скитанием лиц без определённого места жительства и занятий в течение длительного времени на неограниченной территории.

Девиантное поведение – поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Депривация – последствия относительной бедности, предполагающие не невозможность удовлетворить свои элементарные потребности, а лишение материальных благ «сверх первой необходимости».

Жестокое обращение в семье – структурный признак внутрисемейных отношений, который выражается в систематическом причинении вреда кому-либо из членов семьи, нанесение ущерба путём морального, эмоционального, психологического, физического или сексуального насилия.

Алкогольная зависимость – хроническое заболевание, которое развивается в результате бесконтрольного и систематического употребления спиртных напитков и приводит к физиологическим, психологическим и социальным расстройствам.

Наркотическая зависимость (наркомания) - хроническое заболевание, которое возникает в результате длительного употребления психоактивного вещества (веществ), влияющих на эмоциональное состояние индивида, при чем последний не может самостоятельно прекратить его Применение, несмотря на возникающие в связи с этим серьезные проблемы (ухудшение здоровья, столкновения с законом, социальные и экономические осложнения).

Иждивенчество – состояние зависимости от поддержки или существование за счёт других лиц или иных факторов.

Инвалидность – ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными или иными барьерами, мешающими человеку быть интегрированным в общество.

Маргинальность - состояние, при котором индивиды утрачивают признаки принадлежности к стабильному социальному институту, слою, группе в рамках сложившихся отношений.

Нищенство – состояние, при котором ведение нормального образа жизни становится невозможным или затруднительным из-за отсутствия материальных и денежных средств, собственности, навыков трудовой деятельности, а социальное функционирование обеспечивается в определяющей мере сбором подаяний.

Одиночество – социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчуждённостью и эмоциональной невовлеченностью индивида.

Самоубийство (суицид) – свободное и намеренное прекращение человеком своей жизни.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли.

Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей, фактическое неосуществление родителями заботы о своих детях.

Созависимость – болезненная зависимость от спонтанных, неуправляемых форм поведения и от одобрения другими в поисках безопасности и значимости своего я.