Близорукость у детей: возможно ли ее вылечить.

Страдает практически треть старшеклассников. Врачи-офтальмологи даже дали неофициальное название такой патологии - «школьная близорукость».

Причина, по которой возникает близорукость у детей школьного возраста, вполне понятна. Это повышенная нагрузка, которую получают глаза ребенка, когда он начинает учиться. Причем зрительное напряжение возникает не только на школьных уроках, но еще и дома, во время подготовки домашних заданий. В связи с актуальностью данной проблемы многих родителей и педагогов волнует вопрос о методах борьбы с данной патологией и способах ее предупреждения.

Механизм возникновения близорукости

Проблема миопии очень хорошо изучена врачами. Известен и механизм развития данной патологии. Дети, страдающие миопией, хорошо видят те предметы, которые находятся вблизи. А вот с теми объектами, которые расположены далеко, возникают проблемы: отсутствует четкость изображения.

Физиологическая причина такой проблемы может крыться в состоянии глазного яблока. Оно либо имеет удлиненную форму, либо его роговица чересчур сильно преломляет изображение. Подобные нарушения приводят к тому, что картинка фокусируется не на сетчатке, как это положено в норме, а перед ней. Из-за подобных нарушений ребенок не может четко увидеть предметы, находящиеся вдали.

Причины школьной близорукости

Глазное яблоко может иметь деформированную форму из-за генетической предрасположенности. Такая патология возникает и в результате больших зрительных нагрузок, которые имеют место в процессе школьной учебы.

Конечно, близорукость может быть выявлена у детей любого возраста. Однако чаще всего подобная патология возникает в период школьной учебы (с семи до четырнадцати лет). Причем жертвами сильной учебной нагрузки становятся не только те дети, которые имеют генетическую предрасположенность. Миопия выявляется и у полностью здоровых школьников.

Причинами близорукости в столь юном возрасте являются не только повышенные учебные нагрузки, являющиеся настоящим стрессом для еще не окрепших зрительных органов. Современные дети много пользуются мобильными телефонами, с увлечением играют в компьютерные игры и проводят много времени перед экраном телевизора. Как же все это действует на глаза? В нормальном состоянии зрительная система хорошо воспринимает предметы, находящиеся от ребенка на удаленном расстоянии. А вот для того чтобы увидеть близкорасположенные объекты, глаз должен напрячься, задействовав при этом свой фокусирующий аппарат (изменить форму хрусталика с помощью деформации мышечной системы). Но что происходит при частых и длительных нагрузках? Мышцы перестают расслабляться и принимать свое исходное положение.

Данное явление офтальмологи называют «спазма аккомодации». Симптомы патологии аналогичны тем, которые имеют место при возникновении миопии. Именно поэтому называют еще и ложной близорукостью. Такая патология возникает из-за:

Плохого освещения рабочего места; - нарушения тонуса шейных и спинных мышц; - неправильного рациона питания; - значительной нагрузки на зрительные органы из-за их длительной фокусировки на объектах, расположенных на небольшом расстоянии; - длительного нахождение за компьютером; - нарушений в психологической сфере; - несоблюдения правил гигиены глаз; - неправильного распорядка дня.

Ложная близорукость у детей школьного возраста излечима. Следует только вовремя выявить данную патологию и принять все соответствующие меры для избавления от нее. В противном случае глазу придется подстраиваться под новые для него условия, что в большинстве случаев приводит к возникновению истинной анатомической близорукости.

Симптомы миопии

Определить близорукость в школьном возрасте бывает очень сложно. Многие дети просто не могут определиться с тем, насколько хорошо они видят. Даже когда приводит к снижению успеваемости, истинную причину появления плохих отметок в дневнике они порой объяснить просто не в состоянии.

Родители могут заподозрить появление близорукости у ребенка, если он:

Хмурится или прищуривается, когда смотрит вдаль; - часто жалуется на возникновение головных болей; - держит учебники и другие предметы очень близко к лицу; - часто моргает или трет глаза.

Что делать при появлении школьной близорукости?

Какие меры необходимо предпринять родителям, если у их ребенка появились первые признаки миопии? Прежде всего следует отвести свое чадо к врачу. Специалист подберет коррекцию этого заболевания и назначит необходимую терапию.

Если обнаружилась близорукость у детей школьного возраста, лечение данной патологии должно проходить в зависимости от ее степени. При назначении курса врач также учтет имеющиеся осложнения и прогрессирование миопии.

Родители должны знать о том, что полностью устранить данную проблему нельзя. Важнейшей задачей терапии явится остановка патологии или замедление ее прогрессирования. К ней также можно отнести коррекцию зрения и профилактику осложнений.

Особенно важно уделять пристальное внимание школьной близорукости, имеющей прогрессирующую форму. Она имеет место в том случае, если зрение у ребенка падает больше, чем на половину диоптрии в год. Своевременно начатое лечение при такой патологии даст большее количество шансов для сохранения зрения.

Коррекция миопии

Если обнаружена близорукость у детей школьного возраста, лечение начинается с подбора очков. Это позволит произвести коррекцию зрения. По большому счету, лечением это назвать нельзя. Однако очки в детском возрасте снижают прогрессирование миопии. Это происходит за счет устранения напряжения на глаза.

Если в слабой или в средней степени находится близорукость у детей школьного возраста, лечение с помощью очков не должно состоять в их постоянном ношении. Их рекомендуют только для дали. Но бывает, что ребенок чувствует себя вполне комфортно и без очков. В таком случае заставлять их носить не стоит.

У ребенка может быть обнаружена высокая степень миопии или же ее прогрессирующая форма. В этом случае рекомендуется постоянное ношение очков. Это особенно актуально при появлении у школьника расходящегося косоглазия. Очки при этом позволят предотвратить амблиопию.

Дети постарше могут пользоваться контактными линзами. Они особенно актуальны при анизометропии, когда между глазами наблюдается большая разница рефракции (более 2 диоптрий).

Ортокератологический метод

Какие еще могут быть способы устранения патологии, если обнаружена близорукость у детей школьного возраста? Лечение порой осуществляется с применением ортокератологического метода. Он предусматривает ношение ребенком специальных линз. Эти приспособления меняют форму роговицы, делая ее более плоской. Однако стоит иметь в виду, что при данном методе устранение патологии возможно только в течение одного-двух дней. После этого роговица восстанавливает свою форму.

Использование специальных средств

Какие еще существуют способы устранения патологии, если обнаружена близорукость у детей школьного возраста? Лечение может проводиться при помощи «расслабляющих очков». Они имеют слабоположительные линзы. Это и позволяет снизить аккомодацию.

Медиками разработаны и еще одни очки. Они носят название «лазер-вижн». Такие очки немного улучшают зрение вдали, но лечебного эффекта при этом не оказывают. Если возникла близорукость у детей школьного возраста, лечение в домашних условиях можно осуществлять при помощи специальных компьютерных программ. Они расслабляют глазные мышцы и снимают их спазм.

Также существует большое количество аппаратных способов лечения миопии. К ним относятся вакуумный массаж и электрическая стимуляция, лазерная терапия инфракрасного типа и т. д.

Препараты для избавления от миопии

Какими медикаментозными средствами лечится близорукость у детей школьного возраста? Препараты для избавления от данной патологии должны назначаться врачом совместно с выполнением специальных упражнений, а также соблюдением правильного рациона питания и режима дня.

При слабой степени заболевания рекомендованы комплексы, состоящие из минеральных веществ и витаминов. Хорошо, если в составе таких препаратов будет находиться лютеин. Витаминно-минеральные комплексы имеют огромное значение при устранении близорукости у детей, так как предупредят дальнейшее развитие патологии и снизят вероятность появления осложнений. Порой специалист назначает препараты кальция и средство «Трентал»

Одной из причин возникновения миопии может стать дистрофия сетчатки глаза. Как в таком случае лечить близорукость у детей школьного возраста? Таблетки для устранения этого явления должны воздействовать на сосуды сетчатки, улучшая в них кровообращение. Такое действие оказывают препараты «Викасол», «Эмоксицин», «Дицинон» и другие. Однако стоит иметь в виду, что не назначаются при имеющихся кровоизлияниях.

В том случае, когда при близорукости происходит образование патологических очагов, применяют препараты рассасывающего действия. Это могут быть такие средства, как «Лидаза» и «Фибринолизин».

Применение медикаментов при ложной миопии

В том случае, когда близорукость у школьника связана со спазмом глазной цилиарной мышцы, возникает необходимость в ее расслаблении. При этом ребенку окулист назначает специальные капли. Причем их применение должно сочетаться с выполнением зрительных упражнений.

В состав расслабляющих капель входит атропин. Это вещество содержится в листьях и семенах некоторых растений и является ядовитым алкалоидом. Препараты с атропином способствуют повышению внутриглазного давления. Они и приводят к тому, что наступает паралич аккомодации. Другими словами, происходит изменение фокусного расстояния. Паралич, вызванный действием препарата, длится в течение 4-6 часов, после этого происходит расслабление мышцы.

Курс такого лечения длится, как правило, в течение месяца. При этом может использоваться такой препарат как «Ирифрин», который чередуется с «Мидриалилом» или с «Тропикамидом».

Хирургическое лечение

При прогрессирующей близорукости, а также при развитии различных осложнений корректирующая терапия не сможет справиться с патологией. В таких случаях применяется склеропластика, являющаяся одним из методов хирургического лечения. Основанием для ее проведения служит быстро усугубляющаяся миопия (более одной диоптрии в год). В результате операции укрепляется задний полюс глаза и улучшается его кровообращение.

Какое еще может быть применено, чтобы устранить близорукость у детей школьного возраста, лечение? Отзывы специалистов высоко оценивают возможности лазерной хирургии. Данный метод будет особенно эффективным при прогрессирующем недуге в качестве меры для профилактики отслойки сетчатки и появления в ней разрывов.

Гимнастика для глаз

Для того чтобы остановить миопию у ребенка, необходимо использовать комплексную терапию, которая помимо приема лекарственных средств должна включать в себя и немедикаментозные методы. Одним из них является гимнастика для глаз. Правильный подбор упражнений позволяет укрепить мышцы и осуществлять постоянный контроль над их состоянием. Причем такой комплекс эффективен не только в качестве лечения, но и для профилактики миопии.

И здесь можно использовать упражнения, рекомендованные Ждановым. Этот российский ученый и общественный деятель известен как автор методики восстановления зрения без операций. В своих способах он совместил некоторые штрихи из практики йогов и разработки Бейтса.

Как же при использовании такого метода должна устраняться близорукость у детей школьного возраста? Лечение по Жданову предполагает использование комплекса, включающего в себя:

Пальминг (наложение ладоней на закрытые глаза); - упражнения с морганием; - расслабление с закрытыми глазами с визуализацией приятных воспоминаний; - упражнение «Змейка», при котором следует вести глазами по воображаемой синусоиде; - соляризацию, то есть кратковременную остановку взгляда на свече, находящейся в темной комнате.

Полезные продукты

Как должно проходить, чтобы устранить близорукость у детей школьного возраста, лечение? Питание одновременно с проводимой терапией должно включать в себя продукты, богатые витаминами, минералами и микроэлементами. Особенно важны для глаз хром и медь, цинк и магний. Также желательно употреблять продукты, богатые витаминами А и D.

Таким образом, для лечения миопии нужно есть:

Черный и серый хлеб, а также его сорта с отрубями; - мясо птицы, кролика, а также баранину и говядину; - морские продукты; - молочные, вегетарианские и рыбные супы; - овощи (свежую, цветную, морскую и квашеную капусту, брокколи и свеклу, молодой зеленый горошек, сладкий перец и морковь); - гречку, овсянку, темные макароны; - кисломолочные продукты; - яйца; - чернослив, инжир, курагу, изюм; - растительные жиры в виде льняного, оливкового и горчичного масла; - зеленый чай, компоты, фреши, кисели; - свежие ягоды и фрукты (персики и облепиху, дыню и абрикос, черную и красную смородину, мандарины и грейпфруты, апельсины и черноплодную рябину).

Питание должно состоять из небольших порций, которые употребляются шесть раз в день.

Как еще можно устранить близорукость у детей школьного возраста? Лечение народными средствами также бывает весьма эффективным, но проводиться оно должно в комплексе с выполнением упражнений и употреблением богатых целебными веществами продуктов.

Избавить ребенка от миопии можно при помощи трав. Для приготовления целебного снадобья готовят отвар из 15-20 грамм листьев и плодов красной рябины и 30 грамм двудомной крапивы. Ингредиенты заливают 400 мл теплой воды, кипятят на медленном огне четверть часа и настаивают 2 ч. Принимают по полстакана в теплом виде за 15 минут до еды три раза в течение дня.

Также для и ее профилактики отлично подходит черника. В этой ягоде много марганца и других веществ, которые полезны для глаз.

При близорукости вашему ребенку могут помочь средства, в рецептуру которых входит хвоя. Ее заготавливают в сентябре, чтобы затем всю зиму можно было принимать целебные отвары.

С каждым годом растет количество детей с диагнозом «миопия». Из-за широкой распространенности заболевания, оно оказывается овеянным спорами и народными домыслами. Для того чтобы предупредить или эффективно лечить близорукость у детей, необходимо обладать полной и достоверной информацией о первых признаках заболевания, причинах его возникновения, способах диагностики и лечения.

Глаз ребенка со 100% зрением устроен так, что воспринимаемое изображение переносится на сетчатку. Но если глазное яблоко имеет не круглую форму, а удлиненную в горизонтальной плоскости, изображение не доходит до сетчатки и отображается перед ней. В итоге ребенок видит расплывчато. Чтобы появилась четкость восприятия можно сократить расстояние до объекта или использовать вогнутые линзы.

Близорукость – снижение остроты зрения, связанное с нарушением оптики глаза и проявляющееся в расплывчатости и помутнении объектов на отдаленном расстоянии. Лечение во многом зависит от типа заболевания, могут быть назначены витамины, медикаменты, физиотерапия, гимнастика, помощь народными средствами.

В зависимости от причин и времени возникновения близорукость бывает врожденная или приобретенная. Врожденная возникает в результате негативного влияния некоторых факторов во время беременности, а также может быть обусловлена наследственностью. Причины приобретенной миопии более обширны, часто она возникает из-за черепно-мозговых травм и болезней нервной системы.

Кроме врожденной и приобретённой близорукости, иногда выявляется ложная близорукость (миопия) у детей. Четкое видение объектов в этом случае нарушается из-за спазма аккомодационной мышцы глаза, тонус которой влияет на форму хрусталика. По сути это не миопия, а функциональное нарушение зрения, которое поддается коррекции, заметный эффект принесет гимнастика и аппаратное лечение. Если вовремя не обратится за медицинской помощью, ложная миопия может развиться в близорукость легкой степени.

Второе основание для классификации близорукости – степень выраженности дефекта. Она может быть слабой (первой), средней (второй) и высокой (третьей) степени. Более безопасны первая и вторая, так как они не прогрессируют и не доставляют значительного дискомфорта.

Миопия высокой степени прогрессирующая, расплывчаты объекты не только на далеком расстоянии, но и на достаточно близком. Часто сопровождается астигматизмом, который вызывает двоение и искажение предметов. Вылечить эту степень гораздо сложнее, витамины и лечение народными средствами не помогут.

Симптомы и диагностика миопии

С помощью своевременного выявления близорукости у ребенка можно вылечить ее в более короткие сроки либо затормозить развитие болезни, препятствовать ее переходу в более тяжелую степень. Основная трудность в определении симптомов – отсутствие жалоб ребенка.

Постепенное прогрессирование заболевания часто остается незамеченным, так как не приносит выраженного дискомфорта. Только при высокой степени миопии озвучиваются жалобы.

Наблюдение за ребенком поможет заметить признаки близорукости:

  • низкий наклон головы к рабочей поверхности при чтении, письме, рисовании и прочих занятиях, связанных с распознаванием мелких объектов;
  • появление усталости и головных болей при долгом напряжении глаз (просмотр длинных фильмов, чтение книг и т.п.);
  • появление прищура, когда необходимо разглядеть объект вдали;

Если обнаружены вышеперечисленные признаки – нужно обратиться за помощью к офтальмологу. Врач поставит правильный диагноз, с учетом типа нарушения и степени его выраженности. Затягивать с визитом в медучреждение не стоит: чем раньше начато лечение, тем больше вероятность выздоровления и применения более «мягких» методов – помогут витамины и профилактические меры.

Как лечить близорукость у детей? Для того чтобы лечение принесло результат, врачу понадобятся данные диагностических обследований. Первое что сделает офтальмолог – осмотрит каждый глаз ребенка, учитывая форму, размер и расположение глазных яблок.

Близорукость у детей до трех лет, в том числе новорожденных, определяется через наличие или отсутствие фокусировки взгляда на ярких игрушках. Начиная с трехлетнего возраста, остроту зрения проверяют с помощью таблиц с изображением предметов и животных, используя корректирующие линзы.

Состояние роговичного слоя, передней камеры, глазного дна и хрусталика исследуется с помощью бомикроскопии и офтальмоскопии. Клиническая рефракция описывается после скиаскопии и рефрактометрии. Для уточнения структурных характеристик глаза может быть проведено УЗИ.

Ложная близорукость выявляется с помощью определения объема и запаса аккомодационных возможностей: при отсутствии спазма мышц ребенку удается разглядеть предмет при использовании линзы с чрезмерной или недостаточной коррекцией. Если обнаружен спазм, потребуется дополнительная консультация невропатолога, потому что возможно наличие нарушений со стороны нервной системы.

Методы лечения миопии у детей разных возрастов

Решение о том, как лучше лечить близорукость у детей принимается офтальмологом с учетом степени ее выраженности. При незначительном прогрессировании, менее ½ диоптрии за год, необходимо наблюдение и усиление профилактических мер: витамины, чередование нагрузки, общее укрепление организма.

Если ухудшение зрения происходит быстрее, то вылечить близорукость поможет комплексная терапия, которая включает следующие методы:

  1. Оптическая коррекция , то есть подбор очков. Лечение близорукости у детей старшего школьного возраста может проводиться с помощью контактных линз. При миопии более 6 диоптрий, а также при прогрессирующем течении требуется постоянное ношение очков.
  2. Гимнастика , включающая различные упражнения для глаз, выполняется при близорукости у детей и для ее профилактики. Упражнения основаны на моргании с разной частотой, зажмуривании, фиксации на движущихся объектах, чередовании фокуса на приближенных и отдаленных предметах, массировании век и различных движений глазными яблоками. Гимнастика, в частности, массирование, может применяться даже у новорожденных детей.
  3. Лечение медикаментами – комплексный прием лечебных препаратов. Включает витамины для глаз специально предназначенные для детей разных возрастов, при близорукости. Это, как правило, комплексы с B1, B6 и B Также необходимо применение капель для глаз, улучшающих обменные процессы в тканях, и препаратов, расширяющих сосуды.
  4. Лечение близорукости (миопии) у детей народными средствами основано на употреблении продуктов, содержащих витамины и микроэлементы. Хороший результат в составе комплексной терапии может принести прием отваров шиповника, крапивы, очанки, сиропов хвои ели, брусники и клюквы. Также можно делать компрессы из вишневых листьев или зеленого чая. Народными средствами можно усилить питание сетчатки и сосудов, вылечить миопию в сочетании с другими методами. Осторожно следует применять лечение народными средствами новорожденных, это объясняется высокой распространенностью аллергических реакций.
  5. Физиотерапия включает лечение лазером, вакуумный массаж, электрофорез. Последнее время доказывает свою эффективность аппаратное лечение близорукости у подростков и детей старше 3 лет. В основе этого метода – тренинг аккомодационных мышц с помощью компьютерных программ. Его можно применять также для снятия аккомодационного спазма (ложная миопия).
  6. Хирургическая операция. Этот метод может быть рекомендован для лечения у детей и подростков высокой степени близорукости с прогрессированием. Сюда не относится лазерная коррекция, которая может быть проведена только после достижения 18 лет.

Можно ли с помощью одного метода вылечить близорукость у ребенка? Нет. При кажущейся простоте, миопия – заболевание, требующее всестороннего охвата лечебными мероприятиями и вспомогательными средствами. Лечение комплексное, каждый метод по-своему специфичен, это обеспечивает положительный результат даже при миопии высокой степени.

Профилактика миопии

Чаще всего близорукость у детей школьного возраста возникает из-за чрезмерной зрительной нагрузки. Во время обучающих занятий необходимо правильно организовать рабочее место. Письменный стол и стул подбираются в соответствии с ростом ребенка, удобны в этом плане наборы мебели с возможностью высокой и низкой установки рабочей поверхности.

Расстояние до книги или тетради должно составлять 30-35 см. Правильное освещение в комнате – следующий немаловажный фактор для сохранения остроты зрения. Нужно выработать у ребенка привычку сохранять правильную осанку при работе за столом: сидеть ровно, слегка опираясь на спинку стула, не наклоняясь к рабочей поверхности и не сгибаясь в сторону. Гимнастика для глаз и позвоночника поможет снять напряжение в перерывах.

Нельзя читать или писать в движущемся транспорте, в неподходящей позе, создающей неправильный угол зрения, при недостаточном или чрезмерно ярком освещении. Следует чередовать степени нагрузки: учебные занятия сочетать с видами деятельности, которые требуют физической активности.

Большую нагрузку на глаза дети получают при работе с компьютером и при просмотре телевизора. Расстояние до монитора должно составлять 50 см, время работы – 15 минут для младших школьников, до полутора часов в день (с перерывами) для детей старше 10 лет.

Рекомендованное расстояние до телевизора – не менее 2 метров в зависимости от диагонали экрана. Продолжительность просмотра для дошкольников не должна превышать 40 минут в день, младшие школьники могут смотреть телевизор до 3 часов с перерывами.

Витамины и микроэлементы, поступающие в достаточном количестве, снижают риск развития миопии. С помощью правильного питания и приема поливитаминов можно снизить риск возникновения и развития миопии. В рационе должны быть продукты содержащие витамины группы B и витамин А, к ним относятся овощи, особенно морковь, сыр, печень, яйца.

Также необходим витамины С и PP, которыми богаты многие фрукты, ягоды и овощи. Поддерживающие здоровье глаз жирные кислоты и полиненасыщенные жиры содержатся в морской рыбе. Профилактика народными средствами включает употребление настоев и отваров лечебных трав, компрессы на их основе.

Важен правильный режим дня ребенка: достаточная физическая активность и пребывание на свежем воздухе являются не только средствами для поддержания здоровья глаз и организма в целом. Особенно показаны игры с мячом, в которых требуется фокусировка взгляда на движущемся объекте. Можно играть в баскетбол, футбол, теннис, лапту, разрешается ежедневная зарядка и гимнастика.

Полезное видео о лечении близорукости у детей

Мне нравится!

Более 90% доношенных малышей при рождении имеют дальнозоркость, которую ещё называют “запас дальнозоркости”. Причём этот “запас” должен составлять у новорожденного +3,0Д - +3,5 Д. Это связано с тем, что глаз у новорожденного меньше, чем у взрослого. Переднезадний размер глаза новорожденного около 17-18 мм, трёхлетнего малыша – 23 мм, а взрослого – 24мм. Таким образом, интенсивный рост глазного яблока происходит в возрасте до трёх лет, а окончательное формирование глазного яблока завершается к 9-10 годам. Природа предусмотрела всё: она дала человеческому глазу запас в 3,5 диоптрии, который расходуется по мере роста глаза и к 9-10 годам глаз ребёнка, как правило, имеет нормальную (эмметропическую) рефракцию. Поэтому дальнозоркость является нормой для детей. Но, если при рождении выявляется дальнозоркость +2,5Д и менее или нормальная рефракция глаза (эмметропия), то у ребёнка высока вероятность развития близорукости в будущем, т.к. этого “запаса” мало для роста глазного яблока.

В здоровом глазу изображение проецируется непосредственно на сетчатку. Но при увеличенной длине глазного яблока (при этом оно напоминает куриное яйцо) или же при усиленном преломлении лучей света в глазу, изображение не достигает сетчатки, а проецируется перед ней и в результате воспринимается расплывчатым. При приближении предмета к глазам или при использовании отрицательных линз, изображение проецируется как раз на сетчатку и воспринимается глазом чётко. В этом и заключается суть миопии.

Причины близорукости у детей

Близорукость может быть наследственной, врождённой и приобретённой. Многочисленные исследования показали, что наследственность играет ключевую роль в развитии близорукости, причём наследуется не само заболевание, а предрасположенность к его возникновению. Установлено, что, если один из родителей страдает миопией, то риск её возникновения у ребёнка повышается; но он повышается ещё больше, если миопией страдают оба родителя. Таким образом, необходимо предпринять все меры для предотвращения развития болезни у таких детей.

Врождённая близорукость появляется при диспропорции между длиной глаза (переднезадней осью) и силой преломления (рефракцией), но она не прогрессирует лишь в том случае, если у ребёнка нет наследственной слабости и повышенной растяжимости склеры. Но, в большинстве случаев такая близорукость сочетается со слабостью склеры и её повышенной растяжимостью и она неуклонно прогрессирует, что может привести к тяжёлым необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения, что может стать причиной инвалидности по зрениию. Причиной развития врождённой близорукости может стать врождённая патология роговицы или хрусталика, недоношенность, наследственная патология склеры, а также врождённая глаукома. Но одного повышенного внутриглазного давления недостаточно для развития близорукости. Для её возникновения повышенное давление должно сочетаться со слабостью склеры.

Но чаще близорукость развивается и прогрессирует в школьном возрасте, что связано с увеличением зрительной нагрузки, нарушением осанки, несбалансированным питанием (недостатком кальция, магния, цинка и др.), неправильной организацией рабочего места, чрезмерным использованием компьютера или телевизора, а также с ускоренным ростом ребёнка. Немаловажную роль играют сопутствующие заболевания (например, сахарный диабет) и инфекции, которые могут провоцировать развитие близорукости.

Таким образом, выделяют следующие факторы риска развития близорукости:

1. Наследственность.
2. Врождённые аномалии глазного яблока.
3. Недоношенность (миопия возникает в среднем у 40%).
4. Повышенная зрительная нагрузка.
5. Несбалансированное питание.
6. Несоблюдение гигиены зрения.
7. Инфекции и сопутствующие общие заболевания (частые ОРЗ, сахарный диабет, синдром Дауна, синдром Марфана и др.).
8. Врождённая глаукома.

Непосредственными же причинами развития близорукости являются увеличение переднезаднего размера глаза более 25 мм при нормальной преломляющей силе глаза (осевая миопия) или увеличение преломляющей силы при нормальном переднезаднем размере (рефракционная миопия), а также их сочетание (смешанная миопия).

Виды близорукости

Миопия бывает физиологической, патологической (миопическая болезнь) и лентикулярной. Физиологическая миопия может быть осевой или рефракционной, патологическая – только осевой, а лентикулярная – только рефракционной.

Физиологическая близорукость возникает обычно в период интенсивного роста, и степень её увеличивается до момента окончания роста глаза. Такая близорукость не приводит к инвалидности.

Лентикулярная близорукость часто бывает при сахарном диабете или центральной катаракте.

Патологическая близорукость может начинаться, как физиологическая, но для неё характерно упорное прогрессирование, при быстром росте глазного яблока в длину. Зачастую она и приводит к инвалидности.

Обследование ребенка при близорукости

На приёме врачу необходимо рассказать о течении беременности и родов, о перенесенных ребёнком заболеваниях, о том, когда появились первые признаки снижения зрения и в чём они выражались, о жалобах на данный момент, о длительности и условиях зрительной работы, о сопутствующих или перенесенных заболеваниях, в том числе и инфекционных, есть ли у ребёнка родственники страдающие близорукостью, пользовался ли ребёнок очками и в течение какого времени, менял ли очки и как часто, проводилось ли лечение и был ли от него эффект.

При первом осмотре в 3 месяца врач проводит наружный осмотр глаз ребёнка. При осмотре врач обращает внимание на величину, форму и положение глазных яблок, фиксирует ли глазками яркие игрушки. Затем при помощи офтальмоскопа осматривает роговицу, отмечает, нет ли изменения её формы и размера; осматривает переднюю камеру глаза (это расстояние между роговицей спереди и радужкой сзади). При близорукости передняя камера, как правило, глубокая, но этот показатель может оценить лишь врач.

Потом врач обращает внимание на хрусталик: нет ли центральной катаракты, которая также может ухудшать зрение вдаль; и на стекловидное тело: нет ли там плавающих помутнений. В самом конце офтальмоскопии врач осматривает глазное дно. При близорукости, из-за растяжения заднего отрезка глаза, почти постоянно наблюдаются изменения вокруг диска зрительного нерва – появление миопического конуса или стафиломы. Миопический конус располагается в виде полумесяца вокруг диска зрительного нерва. При прогрессировании миопии миопический конус увеличивается и превращается в стафилому, которая охватывает диск зрительного нерва в виде кольца. Таким образом, стафилома, по сути, является следствием увеличения миопического конуса.

При высокой степени близорукости (более 6,0Д) на глазном дне могут наблюдаться усиление пигментации, атрофические изменения, разрывы, кровоизлияния, которые появляются вследствие растяжения и ломкости сосудов; а также отслойка стекловидного тела и сетчатки. Часто атрофический процесс захватывает центральную зону сетчатки, что значительно ухудшает зрение. Характерным для близорукости является появление пятна Фукса – пигментации на месте кровоизлияния или дистрофического очага в макулярной зоне сетчатки. При врождённой близорукости на глазном дне возникают изменения, характерные для высоких степеней. Такая близорукость быстро прогрессирует и часто приводит к инвалидности, поэтому очень важно поставить диагноз как можно раньше для проведения своевременного лечения.

Следующим этапом обследования является скиаскопия (или теневая проба). Скиаскопию проводят следующим образом: врач сидит напротив ребёнка на расстоянии 1 метр и освещает зрачок зеркалом офтальмоскопа, при этом зрачок освещается красным светом. При покачивании офтальмоскопа на фоне красного свечения зрачка появляется тень. Наблюдая за характером движения тени, врач устанавливает вид рефракции (миопия, эмметропия или гиперметропия). Чтобы установить степень рефракции, врач подставляет к глазу скиаскопическую линейку, состоящую из отрицательных линз (при миопии), начиная с самой слабой, и отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться. Затем, сделав определённые расчёты, врач устанавливает степень миопии и выставляет точный диагноз. Но в возрасте до года за 15 мин. до этого исследования необходимо закапать тропикамид 0,5% для определения более точного диагноза. Выделяют три степени миопии: слабая – до 3,0 диоптрий, средняя – 3,25-6,0 диоптрий, высокая – 6,25 и выше.

С помощью ультразвукового исследования (УЗИ) можно выявить смещение хрусталика, изменения и отслойку стекловидного тела, отслойку сетчатки, определить вид миопии (осевая или рефракционная) и измерить переднезадний размер глаза.

Если в 6 месяцев и старше родители замечают, что у ребёнка расходящееся косоглазие, то это повод для обращения к офтальмологу, так как расходящееся косоглазие в ряде случаев, может быть признаком наличия близорукости. На втором плановом осмотре врач использует те же методики, что и при первом. При этом необходимо обязательно сравнить результаты скиаскопии с предыдущими результатами. И, если была выявлена близорукость в 3 месяца, то необходимо установить или исключить её прогрессирование, т.к. следствием её может быть необратимое нарушение зрения, что требует незамедлительного проведения лечения.

С года родители могут заметить, что их ребёнок плохо видит вдаль и стремится всё приблизить поближе к глазам, что прищуривается или часто моргает. В этом случае родители должны обязательно показать малыша офтальмологу, чтобы исключить развитие близорукости, особенно, если кто-то из родителей страдает ею.
Примерно до трёх лет обследование при близорукости ограничивается лишь вышеперечисленными методами.

С трёхлетнего возраста вдобавок к вышеперечисленным методам применяется определение остроты зрения каждого глаза при помощи таблиц. После выявления сниженной остроты зрения врач подбирает корригирующие линзы, улучшающие зрение вдаль. При близорукости это отрицательные линзы. Для определения степени близорукости силу линз постепенно увеличивают, пока не будет достигнута наилучшая острота зрения. Вместо скиаскопии с этого возраста можно применять метод авторефрактометрии, предварительно проведя пятидневную атропинизацию. Также можно детально осмотреть передние структуры глаза при помощи щелевой лампы, а с помощью офтальмоскопии, провести более детальный осмотр центральных и периферических отделов глазного дна. Скиаскопию проводят после предварительной атропинизации в течение 5 дней. Через 2 недели после последнего закапывания атропина уточняют коррекцию. Но наиболее детально исследовать глазное дно можно при помощи осмотра с фундус-линзой.

Зрение школьников нужно проверять ежегодно, т.к. все они относятся к группе риска по развитию близорукости. Чаще у школьников развивается близорукость слабой или средней степени, которая, как правило, не прогрессирует и не вызывает появления осложнений. Первым признаком развития миопии может быть временное и внезапное ухудшение зрения вдаль, при сохранении хорошего зрения вблизи. Школьники жалуются, что стали плохо видеть написанное на доске, а при пересаживании на передние парты становится лучше видно, жалуются на повышенную утомляемость глаз. Это состояние называется спазмом аккомодации. Он возникает при спазме ресничной мышцы, которая регулирует кривизну хрусталика и, соответственно, преломление лучей. Причиной спазма может быть вегетативная дистония, часто встречающаяся у лиц молодого возраста, несоблюдение правил при зрительной работе, астения, истерия и повышенная нервная возбудимость. Как правило, чётко определить остроту зрения и рефракцию при спазме аккомодации не удаётся, т.к. она колеблется. Но, прокапав атропин в течение 5 дней и, обнаружив нормальную остроту и рефракцию, после атропинизации, можно выставить диагноз – спазм аккомодации. Врач назначит лечение для снятия этого спазма и направит на консультацию к неврологу.

При слабой и средней степени миопии у ребёнка симптоматика та же, что и при спазме аккомодации, но она постоянная. При скиаскопии определяется миопическая рефракция, а зрение улучшается лишь с отрицательными стёклами. Нередко такие дети прищуриваются, что несколько улучшает зрение вдаль. При высокой степени миопии и при миопической болезни зрение, как правило, значительно снижено, особенно, если появились осложнения; также ребёнок может отмечать наличие “плавающих мушек” перед глазами, что может говорить о возможном наличии деструкции стекловидного тела.

Ребёнок, страдающий миопией должен состоять на учёте у офтальмолога и наблюдаться один раз в 6 месяцев. При этом врач сравнивает результаты проведённого обследования с результатами предыдущих обследований. При слабой степени миопии (до 3,0 дптр) изменения глазного дна минимальны, лишь иногда можно увидеть миопический конус у диска зрительного нерва. При средней степени – изменения глазного дна более выражены: сосуды сетчатки сужены, могут быть начальные дистрофические изменения, отложения пигмента, начальные изменения в макулярной области, миопические конусы или стафиломы. При высокой степени близорукости изменения ещё более выражены, вплоть до обширной атрофии сетчатки и её отслойки.

Если в течение года близорукость увеличилась на 0,5-1,0 диоптрию, то это медленно прогрессирующая миопия, если на 1,0 диоптрию и более, то это быстропрогрессирующая миопия. В среднем, прогрессирование начинается с 6 лет, а заканчивается к 18. Прогрессирование близорукости может привести к необратимым изменениям на глазном дне, приводящим к значительному ухудшению и даже к полной утрате зрения. При быстром прогрессировании миопии задний полюс глаза удлиняется, сетчатка же, выстилающая глаз изнутри не настолько эластична, как склера, она растягивается до определённого момента, а затем, на фоне дистрофических изменений и истончения, появляются разрывы и в дальнейшем может произойти и её отслойка. При растяжении сетчатки растягиваются и сосуды. Они становятся неполноценными, не могут обеспечить сетчатку питательными веществами и кислородом. За счёт растяжения они становятся очень ломкими и в результате возникают кровоизлияния. Также изменения происходят и в стекловидном теле – появляются плавающие хлопья, изменяется его структура, в дальнейшем может произойти отслойка стекловидного тела, что за частую и является предвестником отслойки сетчатки. Такую близорукость ещё называют миопической болезнью. При подозрении на прогрессирующую близорукость необходимо периодически (раз в 6 месяцев) повторять УЗИ глаз, для оценки течения заболевания.

Лечение близорукости у детей

Лечение миопии зависит от её степени, прогрессирования и наличия осложнений. Главной задачей лечения является остановка или замедление прогрессирования болезни, предупреждение возникновения осложнений, а также коррекция зрения. Вылечить близорукость у детей нельзя. Особое внимание следует обратить на прогрессирующую близорукость. Чем раньше начать её лечение, тем больше у ребёнка шансов на сохранение зрения. Допустимо увеличение миопии не более, чем на 0,5 дптр в год.

В лечении миопии все методики применяются в комплексе, что даёт наилучший результат. Так физиотерапевтическое лечение, оптические упражнения сочетают с медикаментозным лечением, а при высокой степени или при прогрессировании близорукости и с хирургическим.

В первую очередь врач подбирает очки. Назначение очков – это не лечение, это лишь коррекция зрения для большего комфорта пациента. Но при миопической болезни очки несколько снижают прогрессирование, за счёт уменьшения напряжения глаз. Поэтому при выявлении врождённой близорукости очки должны быть назначены как можно раньше. При миопии слабой и средней степени очки назначаются для дали, носить постоянно их нет необходимости. Если ребёнок чувствует себя комфортно без очков (это в основном касается слабой степени), то заставлять его их носить не нужно. При высокой степени миопии, а также при прогрессирующей, очки назначаются для постоянного ношения. Это особенно важно, когда у ребёнка появляется расходящееся косоглазие, чтобы предотвратить развитие амблиопии. Помимо очков старшим детям можно пользоваться контактными линзами, особенно это актуально при большой разнице рефракции (больше 2,0 диоптрий) между глазами, так называемой анизометропии.

Ортокератологический метод заключается в периодическом ношении специальных линз, которые изменяют форму роговицы, уплощая её. Но этот эффект сохраняется только в течение 1-2 суток, после чего форма роговицы восстанавливается.

Также при слабой степени миопии можно назначить, так называемые, “расслабляющие” очки – это очки со слабоположительными линзами, которые способствуют расслаблению аккомодации. Кроме того, существуют и компьютерные программы, расслабляющие аккомодацию, которыми можно пользоваться и в домашних условиях.

Хороший эффект дают тренировки ресничной мышцы. При этом к глазу подставляются попеременно положительные и отрицательные линзы.
Немедикаментозное лечение всех видов миопии включает соблюдение общеукрепляющего режима, прогулки на свежем воздухе, занятия плаванием, режим зрительной нагрузки, сбалансированное питание, богатое витаминами и микроэлементами и глазные упражнения (упражнения с линзами, упражнение “метка на стекле”).

Хороший эффект оказывает электрофорез с дибазолом или с миопической смесью (хлорид кальция, димедрол, новокаин), рефлексотерапия.

Существуют такие очки – лазер-вижн, которые несколько улучшают зрение вдаль при их ношении. Суть такая же, что и при прищуривании при близорукости, но лечебного эффекта они не оказывают.

Также при близорукости в комплексе с немедикаментозным назначается и медикаментозное лечение. При слабой степени близорукости назначают витаминно-минеральные комплексы, особенно содержащие лютеин (окувайт лютеин, витрум вижн или любые другие).

Предупреждению прогрессирования и появления осложнений способствуют препараты кальция, витамины никотиновая кислота (как в таблетках, так и в инъекциях), трентал. Но сосудорасширяющие препараты нельзя назначать при наличии кровоизлияний. При начальной дистрофии назначают аскорутин, дицинон, викасол, трентал, эмоксипин – эти препараты способствуют улучшению кровообращения в сетчатке, тем самым, замедляя дистрофический процесс. При образовании патологических очагов назначают рассасывающие препараты (коллализин, фибринолизин, лидаза).

При появлении осложнений или при быстром прогрессировании проводится хирургическое лечение – склеропластика. Показаниями к этой операции являются: миопия 4,0 дптр и выше, поддающаяся коррекции, быстро прогрессирующая (более 1 дптр в год), при бостром увеличении переднезаднего размера глаза и при отсутствии осложнений на глазном дне. Суть операции состоит не только в укреплении заднего полюса глаза, для предотвращения дальнейшего растяжения склеры, но и для улучшения её кровоснабжения. Для этого либо к заднему полюсу подшивают трансплантат, либо инъекционно вводят жидкую взвесь из измельчённой ткани за задний полюс глаза. Трансплантатами могут быть донорская склера, коллаген или силикон. Но к выздоровлению она не приводит, а лишь уменьшает прогрессирование и улучшает кровоснабжение структур глаза.

Сейчас широко применяется и лазерная хирургия. При лечении миопии она особенно эффективна для предупреждения возникновения разрывов и отслойки сетчатки при быстром прогрессировании заболевания. При этом происходит “припаивание” сетчатки в местах её истончения и вокруг существующих разрывов. Отслойка сетчатки также является показанием для хирургического вмешательства.

Если у ребёнка средняя, высокая степень близорукости или миопическая болезнь, то имеет место посещение специального детского сада. Дети из группы риска должны проходить периодические осмотры офтальмолога, чтобы как можно раньше выявить и предотвратить прогрессирование близорукости. При любой степени близорукости необходимо показываться офтальмологу каждые 6 месяцев.

Начиная с раннего возраста детей нужно приучать к “правильному чтению”: расстояние от глаз до книги (картинки, игрушки) должно быть не менее 30 см; к правильной осанке. Высота стола (парты), стула должны соответствовать росту ребёнка. Необходимо правильное и достаточное освещение рабочего места. Должное внимание нужно уделить и физическому воспитанию детей. Питание должно быть полноценным и разнообразным.

При миопии необходимо своевременно менять очки, т.к. избыточное напряжение аккомодации способствует прогрессированию близорукости. Обязательно необходимо выполнять упражнения для глаз в домашних условиях. Вот комплекс упражнений для ресничной мышцы по Аветисову:

1. Круговые движения глаз вправо и влево.
2. Движения глаз вверх, вправо, влево, по диагонали.
3. Лёгкие надавливания тремя пальцами рук на верхнее веко при закрытых глазах.
4. Сильные зажмуривания глаз.
5. На стекло наклеивается круглая метка диаметром 3-5 мм. Человек становится на расстоянии 30-35 см от окна, за окном фиксирует взглядом предмет (дом, дерево и др.) на 1-2 сек., затем взгляд переводится на 1-2 сек. на метку на стекле, затем взгляд переводится обратно. Это упражнение необходимо повторять не менее 2 раз в день от 3 минут в начале курса до 7 минут в конце. Курсы повторять ежемесячно. Длительность курса – 10-15 дней.

Высокие степени близорукости, а особенно при наличии осложнений, являются противопоказанием к активным видам спорта, запрещены бег, прыжки и любые упражнения с сотрясением тела. Детям с таким диагнозом назначается специальный комплекс физических упражнений.

Прогноз

Слабая и средняя близорукость, возникшая в школьном возрасте, как правило, не прогрессирует и не приводит к возникновению осложнений. Она хорошо исправляется очками. Прогноз в отношении её вполне благоприятный. При высоких степенях близорукости острота зрения даже после коррекции линзами остаётся сниженной. При врождённой и прогрессирующей миопии, и при возникновении патологических изменений на глазном дне и в стекловидном теле прогноз в отношении зрения ухудшается. Он особенно неблагоприятен в случае появления изменений в центральной зоне сетчатки – в макулярной зоне, когда значительно ухудшается зрение. При отсутствии коррекции миопии возможно появление расходящегося косоглазия.

Если миопия стабилизировалась, то через 2 года можно провести рефракционную операцию и избавиться от очков. Но это касается лишь пациентов старше 18 лет. Рефракционная хирургия сейчас очень распространена. У врачей уже достаточно опыта в этой сфере, плюс ко всему совершенствуется и медицинская аппаратура, поэтому эти операции сейчас пользуются успехом среди страдающих миопией, тем более что они безболезненны и безопасны.

Врач офтальмолог Одноочко Е.А

Профилактика близорукости для детей — это меры, о которых надо знать всем родителям, независимо от того, есть ли у ребенка проблемы со зрением. Это связано с тем, что в мире все больше людей вынуждены носить очки и линзы для коррекции зрения. Статистика утверждает: близорукостью страдает каждый третий человек на планете. Если вовремя не начать лечение, это грозит не только ухудшением качества жизни, но и инвалидностью.

Современные дети особенно подвержены риску заработать близорукость. Поэтому родителям стоит заботиться о гигиене зрения ребенка еще с раннего дошкольного возраста.

Гигиена зрения: профилактика близорукости у детей

Близорукость (миопия) — одно из самых распространенных детских заболевания. Чаще всего выявляется у детей среднего школьного возраста. Однако нередкими стали случаи ухудшения зрения и у дошкольников, которые испытывают сильные нагрузки на зрение.

Миопия — это нарушение (дефект) зрения, при котором человек хорошо видит предметы вблизи, но расплывчато на дальнем расстоянии. Требует обязательной коррекции, без чего будет прогрессировать и вызывать осложнения.

Близорукость относится к тем заболеваниям, которые невозможно вылечить. Можно скорректировать и остановить ухудшение, но вернуть зрение уже не получится. Поэтому важно не только регулярно проверять детское зрение, но и знать, какие причины вызывают близорукость.

Причины близорукости у детей:

    Наследственная предрасположенность. Если у мамы и папы слабое зрение, то риск появление миопии у ребенка достигает 50%. Таким детям надо не пропускать визиты к офтальмологу и тщательно проводить профилактику близорукости.

    Образ жизни. Сюда относится слабая физическая активность и большие зрительные нагрузки вблизи (чтение, компьютер, работа с мелкими предметами).

    Некоторые заболевания повышают риск развития близорукости : травмы головы или позвоночника, неправильная осанка, проблемы с щитовидкой и детские инфекции.

    У дошкольников одним из факторов риска стало раннее развитие . У малышей зрение еще не приспособилось для работы на близком расстоянии. Поэтому раннее обучение чтению, письму, работа за столом с мелкими предметами (при чрезмерном увлечении) приводит к тому, что ребенок начинает хуже видеть.

Как лечить близорукость у детей

К сожалению, изменения в глазном яблоке необратимы. Полностью вылечить близорукость уже не удастся, но методы коррекции помогают избежать более серьезных проблем со зрением.

Для того чтобы близорукость не прогрессировала, ребенку назначают очки или контактные линзы. В зависимости от степени заболевания, могут прописать их носить постоянно или только во время чтения и работы за компьютером. Врачи могут порекомендовать и глазную гимнастику, но серьезные дефекты зрения она не исправит.

В зависимости от степени нарушения и осложнений также назначают:

    медикаментозное лечение (глазные капли, витамины, сосудорасширяющие препараты);

    склеропластику — оперативное лечение близорукости. Показана при высокой степени миопии или ее прогрессирующей форме;

    физиотерапию — массаж, лазеротерапия, электрофорез и др.

Зрительный аппарат у детей постоянно развивается, поэтому лазерную коррекцию зрения детям до 18-20 лет не назначают. Иногда она может быть проведена при таких заболеваниях, как анизометропия, косоглазие, амблиопия.

Как защитить ребенка от близорукости

Профилактика близорукости у детей нужна и тем, кто видит хорошо, и тем, кто уже носит очки. Причем придерживаться этих правил надо не только с началом школьной жизни, а с самого рождения. Тогда у ребенка будет больше шансов сохранить хорошее зрение или, по крайней мере, снизить наследственный фактор.

Меры профилактики:

    С самого рождения комната ребенка должны быть достаточно светлой и хорошо освещенной .

    Книги для самых маленьких должны быть качественными: с большим шрифтом и четкими картинками.

    В первый год жизни ребенка необходимо посетить офтальмолога в 3, 6 и 12 месяцев .

    Полноценное питание играет большую роль для растущего организма, в том числе и для профилактики миопии у детей. Для здоровья глаз необходимы витамины А, В, С, лютеин, каротин, кальций. Поэтому обязательно в детском рационе должны присутствовать молочные продукты, яблоки, цитрусовые, черника, черная смородина, клюква, свиная печень, яйца, сливочное масло, рыба, овощи, зелень.

    Детям до трех лет стоит ограничить время возле экранов до минимума (есть рекомендации совсем исключить телевизор и гаджеты до 3 лет), после 3 лет допустимая норма — 30 минут в день, для школьников — 1,5 часа.

    В любом возрасте ребенок должен много двигаться и проводить время на свежем воздухе . Прогулки и активные игры вне помещения способны снизить риск развития близорукости и могут приостановить ее прогрессию. Это связано с благоприятным воздействием дневного света на глаза и возможностью смотреть вдаль, а не только перед собой.

    Защищать глаза от ультрафиолета. Прямые солнечные лучи способствуют развитию близорукости, поэтому для защиты от солнца детям надо носить солнцезащитные очки и широкополые панамы.

    Стол ребенка должен стоять у окна , свет должен падать с правой стороны, в вечернее время необходимо обязательно включать дополнительное освещение — настольные лампы 60-100 Вт. Мебель должны соответствовать росту ребенка.

    При выполнении любых работ за столом, необходимо приучать ребенка держать ровно спину . Расстояние от глаз до стола равняется длине от локтя ребенка до его кисти.

    Избегайте чрезмерного напряжения глаз. Чем ближе тетрадь, книга, мелкие предметы, тем сильнее напрягаются глаза для фокусировки. Оптимальным считается расстояние в 30 см. При чтении, выполнении домашних заданий, просмотре мультфильмов надо делать 10-минутные перерывы каждые 30-40 минут.

    Нелишним будет делать и простую зарядку для глаз. Всего несколько минут в день помогут снять перенапряжение глаз и потренировать мышцы.

По данным НИИ офтальмологии имени Гельмгольца, близорукость среди школьников (70–80-х годов) составляла от 7,4 до 8,4 процента. Но если в 1-х классах это было 2,1, то в 10-х классах - от 16,2 до 32,2 процента.

Если близорукость возникла, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость - это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями, приводящими к инвалидности.

Одна из причин близорукости раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии).

Особое значение приобретает эта проблема в связи со школьной реформой и охраной зрения у шестилеток. Занятия с ними должны вестись так, чтобы не провоцировать развитие близорукости.

На пороге 60-х годов близорукость была характерна для возраста от 10 до 18 лет. Сейчас она возникает у младше школьников и даже воспитанников детских садов. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой детей. Многие родители с гордостью говорят о том, что их дети читать начинают в ясельном возрасте. А это опасно, поскольку аккомодация еще не созрела.

Там, где дети «кабинетные» (этим грешат специальные школы), близоруких больше. А вот деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение.
Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки.

Школьники не должны забывать и о том, что существует немало профессий, где близорукость недопустима.
С близорукостью никто не хочет мириться. Близорукость - массовый дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. В течение многих лет близорукость занимает одно из первых мест по инвалидности. Специалисты многих стран - а среди них не только врачи, но и инженеры, физики, химики, механики - неутомимо постигают механизмы близорукости, создавая различные способы ее предотвращения.
Даже одно перечисление гипотез и методов лечения глазных болезней займет уйму времени. Сегодня мы уже знаем немало. В течение последних двадцати лет многое изучено, и главный вклад в достижение мировой офтальмологии внесли советские ученые.

Отличное зрение - важная составная часть здоровья.
Всем надлежит заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста не забывайте об этом. Любое понижение остроты зрения должно вызывать законный вопрос: что это, с чем связано? Как приостановить возможный процесс близорукости?
Основное направление профилактики близорукости - укрепление физического состояния. Исключительно важно это для учащихся городских школ, особенно специальных - с преподаванием иностранных языков, физико-математических и других дисциплин, где порой физкультуре уделяется мало времени.

Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно (детям - под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз.

Близорукость у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса.
Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.

В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом.

Соблюдение гигиенических условий работы - очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка.

Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 - 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.

Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.

Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.

Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.

Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 - 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки. Можно просто подложить под верхний край книги какой-либо предмет.
Домашние занятия учащихся 1- 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 - 2 ч, учащихся 3 - 4-х классов - 2 ч, старших школьников - не более 3 - 4 ч. При этом через каждые 30 - 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.

Желательно, чтобы летние каникулы дети проводили за городом, среди зелени. На этот период следует до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.

Детям вредно долго смотреть телепередачи.
Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. К сожалению, не все придерживаются этих рекомендаций, в результате зрение детей страдает.

Очень плохо влияет на зрение чтение в трамвае, троллейбусе, автобусе. Плохое освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта утомляют глаза.

Повышенная зрительная нагрузка при малой физической активности - самый серьезный фактор, способствующий снижению остроты зрения.
Наряду с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 - 12 раз (голова неподвижна).
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 - 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 - 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15 - 30 с.

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 - 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 - 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 - 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 - 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня - 5 мин, а в остальные дни - 7 мин.

Физкультура для близоруких школьников.

Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 - 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 - 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 - 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс основной гимнастики для девочек 12 - 14 лет с близорукостью 3 - 6 диоптрий

1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 - 60 с. Дыхание ритмичное.

2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе - опускать. 4 - 6 раз.

3. И. п. (исходное положение) - стоя ноги вместе, руки опущены - о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками- выдох. Повторите 8 - 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 - 10 раз, с движением глаз 4 - 5 раз.

4. И. п. - стоя, руки на поясе (варианты - за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне - выдох. 5 - б раз.

5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 - 8 раз каждой ногой.

6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 - 12 раз.

7. И. п. - о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 - 6 раз.

8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. - лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 - 8 раз;
б) и. п. - то же. Подтянуть согнутые ноги к груди - выдох, вернуться в и. п. - вдох. Смотреть на колени. б раз;
в) и. п. - то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 - 12 раз.

9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 - 5 мин.

10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10-15 мин.

11. Упражнения для мышц глаз:
а) и. п. - сидя. Зажмуриваться. б - 8 раз;
б) и. п. - то же. Часто моргать 30 - 40 с;
в) и. п. - то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 - 40 с.

12. Дыхательные упражнения.

В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.
В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 - 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 - 150 - о средней, до 150 - 170 - о большой.

Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 - 14 лет с близорукостью 3 - 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 - 2 кг)

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 - 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.

3 И п. - сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 - 10 раз.

4. И. п. - стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 - 4 раза в каждую сторону.

5. И. п. - то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 - 10 раз. Следить за мячом. При наклоне - выдох.

6. И. п. - лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 - 8 раз.

7. И. п. - лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8 - 10 раз.

8. И. п. - упор лежа (на руки).
Сгибание и разгибание рук. 8 - 10 раз.

9. И. п. - стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 - б раз.

10. И. п. - стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней) . 8 - 10 раз.

11. И. п. - стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 - 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая - вдох, при возвращении в и. п.- выдох.

12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 - 3 мин.