Влияние гиподинамии на состояние сердечно-сосудистой системы. Гиподинамия: последствия, профилактика, причины и особенности лечения

Человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю машин.

Но в отличие от социальных, биологические процессы меняются очень медленно, в связи с этим возникает несоответствие, о котором русский физиолог И.П. Павлов писал: «Тело человека состоит их массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть нашего тела, исторически тренированную, в покое, не дать ей работы – это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего нашего существа…».

Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий организм с его сложными функциями по существу остается без изменений. Он так же, как много тысяч лет назад, для своего нормального функционирования требует физической нагрузки. Так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным образом жизни. А подобных профессий сейчас большинство. Видный американский врач-кардиолог, профессор В. Рааб исследовал состояние сердца физически активных (спортсмены, солдаты) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, уже в 17–35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника» («деятельного» потому, что люди вершат большие дела, а «бездельники» – при этом не затрачивают больших мышечных усилий).

Гиподинамия – Это ограничение объема и интенсивности двигательной деятельности, вызывающее изменения в организме человека, которые характеризуются снижением функциональной активности и расстройством взаимосвязей органов и систем. Влияние гиподинамии на организм человека представляется в различных формах.Хроническая гиподинамия характеризуется низким уровнем повседневной двигательной активности, что зависит от условий труда и быта. Это наиболее распространенная форма гиподинамии, связанная с отсутствием воспитания у человека необходимости в активных движениях.

Острая гиподинамия возникает при внезапном и продолжительном ограничении двигательной деятельности у физически активных до этого момента людей (резкое прекращение тренировок у спортсменов, изменение профессии, клиническая гиподинамия и др.).

Выделяют также общую (ограничение двигательной активности всего организма) илокальную (ограничение движений группы мышц) гиподинамию.

При достаточно длительном воздействии гиподинамии на организм развиваются изменения, называемые синдромом гиподинамии.

Синдром гиподинамии – это комплекс сдвигов в различных органах и системах, возникающих при различных формах гиподинамии и на различных этапах детренированности.

Нервная система и двигательные функции . Существенные изменения при гиподинамии происходят в деятельности нервной системы, в частности коры больших полушарий головного мозга – расстройства двигательных функций (например, нарушение координации движений при ходьбе).

Функции двигательного аппарата . Гиподинамия всегда сопровождается атрофией и дегенерацией (перерождением) скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес мышц уменьшается, отмечается замена мышечной ткани на жировую. В результате теряется устойчивость восстановительных процессов, надежность координации движений, уменьшается тонус мышц, выносливость, скорость, сила. Детренировка мышц живота происходит относительно быстро, неблагоприятно сказывается на функциях кровообращения, пищеварения, дыхания.

Синдром гиподинамии сопровождается ослаблением связочного аппарата, что приводит к разболтанности суставов, развитию плоскостопия, отмечается деминерализация костей.

Вегетативные функции . В результате гиподинамии происходят выраженные изменения в системе кровообращения: уменьшаются размеры сердца, снижается ударный и минутный объем крови, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, удлиняется время ее кругооборота.

От недостаточной физической нагрузки сердце человека слабеет, ухудшается функция механизмов сосудистой регуляции, отмечается слабость мышц стенок сосудов, что влечет снижение артериального давления (гипотонию), в результате которой снижается работоспособность человека.

Синдром гиподинамии сопровождается ухудшением экономичности функций дыхания, наблюдается снижение функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников.

Следует отметить, что гиподинамия, каким бы фактором она не вызывалась и к какой бы форме не относилась, всегда сопровождается состоянием психического стресса, поскольку само состояние гиподинамии глубоко неадекватно для нормальной жизнедеятельности и тяжело переносится организмом. Отмечается эмоциональная неустойчивость, снижение физической и умственной работоспособности. Гиподинамия характеризуется также снижением устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Длительная неподвижность (например, при строгом постельном режиме) приводит к значительному ухудшению физиологических функций. Но если для человека вводятся ежедневные получасовые – часовые занятия физическими упражнениями, то проявления гиподинамии или отсутствуют, или оказываются менее выраженными. Следовательно, физические упражнения являются эффективным средством, предохраняющим организм от неблагоприятных последствий недостаточной производственной или бытовой двигательной активности.

Еще в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Прежде всего, они начинают терять кальций. Это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они склерозируются, т. е. пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретенные ранее навыки, не образуются новые. Все это самым отрицательным образом отражается на здоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.

Характер движения в суставе определен его строением. В коленном суставе ногу можно только сгибать и разгибать, а в тазобедренном суставе движения могут совершаться во всех направлениях. Однако амплитуда движений зависит от тренировки. При недостаточной подвижности связки теряют эластичность. В полость сустава при движении выделяется недостаточное количество суставной жидкости, играющей роль смазки. Все это затрудняет работу сустава. Недостаточная нагрузка влияет и на кровообращение в суставе. В результате питание костной ткани нарушается, формирование суставного хряща, покрывающего головку и суставную впадину сочленяющихся костей, да и самой кости идет неправильно, что приводит к различным заболеваниям. Но дело не ограничивается только этим. Нарушение кровообращения может привести к неравномерному росту костной ткани, вследствие чего возникает разрыхление одних участков и уплотнение других. Форма костей в результате этого может стать неправильной, а сустав потерять подвижность.

Гиподинамия отрицательно влияет как на взрослых, так и на детей и подростков. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у трети из них обнаружить патологию сердечно - сосудистой системы. Это указывает на необходимость принятия срочных мер, направленных на усиление двигательной активности растущего организма.

Изучив функциональные возможности кардиореспираторной системы, были получены доказательства, что у современных школьников постепенно снижаются относительные величины МПК, а, следовательно, ухудшается физическая работоспособности. Оказалось, что функциональные возможности кардиореспираторной системы современных школьников ниже, чем их сверстников и 1950-1970-х годах. Особенно заметны сдвиги у девочек, у которых отмечено снижение с возрастом исследуемого показателя. В возрасте 9-10 лет физическая работоспособность школьниц оценивалась как удовлетворительная (37,8 мл/кг), а в 15-16 лет - неудовлетворительная (29,9 мл/кг). Ухудшение функциональных возможностей систем кровообращения и дыхания сопровождалось постепенным увеличением с возрастом жировой ткани (в организме девочек в возрасте 9-10 лет содержание жира составляло свыше 24% от всей массы тела, в 13-14 - свыше 25%, а в 15-16 лет - около 29%).

Снижение функциональных возможностей кардиореспираторной системы современных школьников в основном связано с гиподинамией. Обнаружено, что с возрастом двигательная активность (ДА) имеет тенденцию к снижению, особенно четко выраженную у девушек. Отмечено, что среди детей всех возрастов есть подвижные дети, с высоким уровнем ДА, выполняющие в день 18 тыс. шагов, и малоподвижные, с низким уровнем двигательной активности, совершающие менее 11 тыс. шагов.

В результате определения МПК/кг у детей с разным уровнем ДА выявлено четкое изменение этого показателя в зависимости от физической активности детей. Школьники, выполняющие от 12 до 18 тыс. шагов в день, имели достоверно большие величины МПК/кг, чем их малоподвижные ровесники. Эта разница в активности свидетельствует о том, что выполнение в день менее 12 тыс. шагов приводит к развитию гиподинамии. Об этом говорят результаты обследования школьников обычной и школы полного дня, которая отличалась не только организацией учебного процесса, но и двигательным режимом дня. В школе полного дня между уроками практиковалась так называемая «динамическая пауза» и во второй половине дня - спортивный час. Во всех возрастных группах обеих школ с 9 до 16 лет отмечены достоверные различия в относительных показателях МПК/кг.

Методом непрямой калориметрии была оценена энергетическая стоимость 11 тыс. шагов. Оказалось, что мальчики 7-9 лет на 1 тыс. шагов тратили 21 ккал, а 14-16 лет - 42 ккал; девочки 7 лет-9 19 ккал, а 14-16 лет - 35 ккал. Повышение с возрастом энергозатрат связано не только с тем, что у школьников старших классов шаг становится шире и размашистее, по и тем, что большая энергостоимость связана с неодинаковым процентным содержанием скелетных мышц в организме детей и подростков. У ребенка в возрасте 10 лет из всей массы тела на скелетные мышцы приходится 20%, а у 14-летних - 26%.

Исходя из приведенных данных, нетрудно рассчитать, сколько энергии тратят школьники различного возраста и пола на 11 тыс. шагов. Если учесть, что мальчики в возрасте 10-16 лет расходуют в сутки 2200-2900 ккал, а девочки 2000-2700 ккал и что 25-30% этих энергозатрат должно приходиться на двигательную активность, то становится очевидным дефицит движении, который создается при выполнении 10-11 тыс. шагов, приводящий к значительному снижению аэробных возможностей организма. Следовательно, ДА и максимальное потребление кислорода находятся в прямой зависимости: чем выше число локомоций (ходьба), тем лучше функциональное состояние кардиореспираторпой системы.

Салахутдинова Алина

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия №3 ЗМР РТ

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника

Выполнили: ученицы 8 «А» класса

Салахутдинова Алина

Якимова Валерия

Руководитель: Иванова А.В.

г.Зеленодольск

2016

1.Актуальность……………………………………………………………………….

2.Цель …………………………………………………………………………………

3.Задачи……………………………………………………………………………….

4.Целевая группа……………………………………………………………………..

5.Концепция проекта…………………………………………………………………

6.Ожидаемые результаты ……………………………………………………………

7.Заключение................................................................................................................

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника.

1.Актуальность

Обозначенная проблема достаточно актуальна, так как о гиподинамии и общей тенденции к ограничению количества двигательной активности современных людей говорится очень часто. Отметим сразу же, что состояние гиподинамии опасно и все потому, что оно оказывает негативное влияние на весь организм человека в целом. Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением мышечной активности. По своей выраженности и последствиям оно может быть различным, и обусловлено условиями работы человека, длительностью и степенью недостаточности мышечных нагрузок. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний. Она сопровождается снижением общей работоспособности, что обуславливается уменьшением легочной вентиляции и снижением газообмена в организме. Масса и объем мышц снижаются, в них наблюдаются выраженные дистрофические изменения, уменьшается содержание миоглобина и гликогена, происходит изменение сократительного аппарата, мышечного тонуса, и, как следствие, ослабление выносливости. Вследствие уменьшения нагрузки на сердечнососудистую систему оказывается ухудшенным функциональное состояние сердца, его размеры уменьшаются, работа становится менее «экономичной». Появляется учащение и снижение силы сердечных сокращений, уменьшение ударного и минутного объема крови.

2.Цель

Выявить количество школьников страдающих гиподинамией с помощью метода анкетирования, наблюдения, впоследствии сравнения, обработки и представления полученных данных, а так же разработать методы борьбы с гиподинамией.

3.Задачи

  • Найти способы предотвращения гиподинамии у детей школьного возраста.
  • Выявить количество школьников, страдающих гиподинамией.
  • Познакомить учащихся с причинами появления гиподинамии.
  • Рассказать школьникам о последствиях гиподинамии и ее влиянии на организм.
  • Разработать программу физических упражнений, направленных на борьбу с малоподвижностью.

4.Целевая группа проекта

Участниками данного проекта являются учащиеся Гимназии №3, а также медицинский работник общеобразовательного учреждения, педагоги и родители учеников.

Важную роль в физическом развитии детей играют педагоги и родители, от которых зависит развитие гиподинамии у ребенка.

Профессиональной задачей медика является контроль за состоянием здоровья школьников и выявление развития гиподинамии у обучающихся.

5.Концепция проекта

В первую очередь необходимо рассмотреть симптомы и причины развития гиподинамии у человека.

Симптомы гиподинамии:

  • Вялость
  • Усталость
  • Сонливость
  • Быстрая утомляемость
  • Снижение аппетита
  • Апатия

Причины появления гиподинамии:

  • малоактивный образ жизни;
  • использование транспорта даже для коротких расстояний;
  • длительный постельный режим;
  • преобладание пассивных форм отдыха;
  • чрезмерные интеллектуальные нагрузки, не оставляющие времени для занятий спортом или подвижных игр.

После ознакомления с ними следует выявить количество учащихся Гимназии №3, которым можно поставить диагноз гиподинамия.

Чтобы обнаружить учеников, проявляющих описанные ранее симптомы, мы должны пройти по классам, понаблюдать за учениками, побеседовать с ними, узнать, как они себя чувствуют, какие недомогания испытывают.

После того, как мы проведем собственные исследования по поиску учеников, у которых проявляются признаки гиподинамии, необходимо проинформировать педагогов о проявлениях гиподинамии, их влиянии на организм и последствиях. В завершении беседы узнать их мнение по данной проблеме, дать советы по профилактике.

Влияние гиподинамии на организм:

  • Негативно влияет на работу сердечнососудистой системы.

Снижается тонус сосудов, ослабевает работа сердечной мышцы.

  • Замедляются метаболические процессы.

В последствие этого нарушается обмен веществ, уменьшается основной обмен, клетки плохо снабжаются питательными веществами.

  • Уменьшается общий тонус организма, и как результат, снижается трудоспособность.
  • Снижается и мышечный тонус организма, соответственно, человек становится слабее.

Последствия гиподинамии:

  • Уменьшение выносливости.
  • Расстройства нервной системы.
  • Проблемы с опорно-двигательной системой.
  • Нарушение функционирования сердечно-сосудистой системы.
  • Снижение работоспособности мозга.
  • Гормональные нарушения.

Профилактика гиподинамии:

  • Ходьба в аэробном темпе по одному часу в день;
  • Зарядка дома;
  • Интенсивные прогулки, движение;
  • Отказ от использования лифта;
  • Активные игры на свежем воздухе;
  • Посещение спортивных секций;
  • Увеличение подвижности суставов посредством растяжки;
  • Занятия спортом как дома, так и в школе или в фитнес-центрах, посещение бассейна.

После проведения опроса мы можем составить целостную картину о проявлении гиподинамии в нашей школе, а значит, и сформировать методы борьбы с данной проблемой.

Сначала представим результаты опроса (Анкетирование в Приложении 1):

Распределение учеников по группам здоровья:

1 группа

«здоровые» - это лица, не предъявляющие никаких жалоб и у которых в анализе и во время осмотра не выявлены хронические заболевания или нарушения функции отдельных систем и органов.

2 группа

«практически здоровые» - лица, имеющие в анализе острые или хронические

заболевания, но не имеющие обострений в течение нескольких лет, с непродолжительными потерями трудоспособности.

3 группа

«больные, нуждающиеся в лечении» - лица с редкими обострениями; лица с частыми и продолжительными потерями трудоспособности.

4 группа

«дети инвалиды»

Вывод:

1 группу (это абсолютно здоровые дети) не имеет ни один школьник. Больше

всего детей со 2-ой группой здоровья-98% , причем дети, которые приходят в образовательное учреждение уже имеют 2 группу здоровья.

Исследования показали, что большинство школьников этой группы имеют проблемы с осанкой, зрением - это основные диагнозы детей 2-й группы.

Это дети, которые могут заняться своим здоровьем - начать заниматься спортом

и перейти в 1-ю группу, т.к. низкая физическая активность только усугубляет

данные заболевания.

Также можно сделать вывод, что старшеклассникам больше времени

требуется на подготовку к урокам, они ведут менее активный образ жизни,

поэтому у них в основном 2-я группа здоровья.

Методы:

  • опрос учеников и учителей, с целью выяснения наличия признаков гиподинамии у школьников;
  • составление программ физических упражнений;
  • проведение зарядок;
  • выделение времени на занятия физической активности;

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

Главное ожидание реализации проекта - предупреждение развития гиподинамии у детей школьного возраста,а также её предотвращение, профилактика и контроль.

7.Заключение

В заключение хотим отметить, что в настоящее время у большинства школьников можно обнаружить развитие гиподинамии. Оно достаточно опасно, так как это может повлиять на эмоциональное и физическое состояние ребёнка. Для устранения данной проблемы нужно заниматься спортом, больше дышать свежим воздухом и делать специальные физические упражнения.

Приложение 1

Анкетирование

1.Сколько времени в сутки

вы проводите в движении?

2.Выполняете ли по утрам утреннюю зарядку?

3.Как вы считаете, необходим ли 3-ий урок физкультуры в школе?

4.Надо ли заниматься спортом?

5.Занимаетесь ли вы спортом?

6.Много ли вы проводите времени за компьютером? Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов « Физиологические основы двигательной активности» 1991

Гиподинамия: суть проблемы, связь с болезнями, влияние на здоровье, как бороться

Гиподинамию называют «болезнью цивилизации», и в последние годы врачи по-настоящему забили тревогу, ведь гиподинамии стали подвержены не только взрослые, но и дети, а состояние это, не являясь болезнью, тем не менее приводит к серьезным нарушениям – ожирению, .

Человек тысячелетиями работал над тем, как облегчить свой быт, изобретая всевозможные приспособления и устройства. Сегодня, чтобы преодолеть расстояние, не нужно идти пешком не один десяток километров, а для добычи пищи даже не придется прикладывать особых физических усилий.

Домашние хлопоты мы с удовольствием доверяем технике, уборку может сделать робот-пылесос, а со стиркой прекрасно справляется стиральная машина. Повседневная жизнь сейчас не требует затрат сил, нужно лишь правильно нажимать кнопки на бытовых приборах.

Автоматизация производства значительно облегчила задачи трудящихся, и даже те профессии, которые еще недавно требовали физических усилий, перешли в разряд «сидячих».

Конечно, жизнь стала комфортной, а основной значимый ресурс – время – существенно экономится при использовании личного транспорта и всевозможных гаджетов. Вместе с тем, этого самого времени и не хватает на пешие прогулки, посещение спортзала, утреннюю зарядку. То есть, экономия времени наносит урон самому важному – здоровью человека.

Отправляясь домой после тяжелого трудового дня, подчас проведенного именно сидя, многие тотчас же принимают горизонтальное положение на диване перед телевизором или сидячее за компьютером, а вдобавок ко всему рядом оказывается тарелка с едой, и хорошо, если она будет полезной, ведь и пищевые пристрастия поменялись не в лучшую сторону, усугубляя обменные нарушения параллельно с недостатком движений.

Еще десятилетие назад дети активно гуляли на улице после занятий в школе, посещали бассейны и спортивные секции. Сейчас досуг многих школьников – компьютер, который есть практически в каждом доме. Гиподинамия у детей еще более опасна, чем у многих взрослых, так как растущий организм требует адекватной работы мышц, сердца, сосудов, а от этого зависит и умственная деятельность, развитие интеллекта, способность к дальнейшему обучению.

Двигательная активность – основной компонент правильной жизнедеятельности и залог здоровья, еще древние целители знали правило «движение – жизнь!», но в последние десятилетия большинство из нас об этом забывает, больше беспокоясь о личном комфорте.

Недостаток физической активности пагубно сказывается на состоянии внутренних органов, приводит к развитию тяжелейшей патологии, вызывает расстройства эмоциональной сферы, депрессии, неврозы, хотя многие из нас склонны связывать эти явления с экологической обстановкой, нагрузками на работе и в школе, проблемами в семье. Все взаимосвязано, и движение играет далеко не последнюю роль в качестве нашей жизни.

Проблема гиподинамии имеет не только медицинские, но и социальные аспекты, ведь патология, возникающая по причине недостатка движений, требует серьезных затрат на лечение со стороны государства и самого пациента, ограничивает трудоспособность и даже становится причиной инвалидизации. Яркий тому пример – сердечно-сосудистые заболевания, диагностируемые все чаще у молодых и трудоспособных людей.

Причины гиподинамии и ее влияние на организм

Гиподинамия – результат неправильного образа жизни, а основными причинами ее считают:

  • Использование автоматизированного труда;
  • Урбанизацию;
  • Распространение «сидячих» профессий, работа преимущественно за компьютером или с бумагами более востребована;
  • Применение достижений технического прогресса в быту;
  • Сознательный отказ от двигательной активности.

В большинстве случаев именно эти факторы становятся решающими в ограничении подвижности, но случается, что гиподинамия возникает по независимым причинам и вопреки нашему желанию. К этим случаям относят травмы и тяжелые заболевания, препятствующие двигательной активности. Стоит, однако же, отметить, что и лежачим больным нужна максимально возможная работа мышечного аппарата, так как им как никому другому опасно обездвиживание ввиду повышенного риска и других опасных осложнений.

Хроническая гиподинамия у детей – следствие неправильного образа жизни и организации режима дня. Часто вина за это лежит на родителях, которые не только сами не подают положительного примера, но и не способствуют увеличению роли спорта в досуге ребенка.

Интеллектуальные профессии стали более востребованы, а без образования сложно достичь многих желаемых целей, поэтому с первых классов дети ориентированы именно на обучение. Проводя много часов за партой, дети устают, а лучшим отдыхом находят компьютерные игры или просмотр телевизора дома, тем более, если родители этому не препятствуют. Дорога из школы домой не добавляет движений, ведь современные мамы и папы забирают детей на автомобиле, а совокупная двигательная активность состоит из движений кистью руки, в которой – авторучка в школьных стенах, компьютерная мышка – дома.

Помимо воспитания в семье, определенную негативную роль играет низкая квалификация и часто равнодушное отношение к своему труду со стороны учителей физвоспитания. Школьники не стремятся на уроки физкультуры, находя всяческие причины для их прогула. Родители чрезмерной опекой вносят свою лепту и на этом этапе обучения: они могут оградить чадо от занятий, ведь процент не совсем здоровых детей растет, а, значит, если ребенок периодически болеет, то ему незачем посещать физкультуру.

Другими причинами, приводящими к гипокинезии (ограничению подвижности) у детей, помимо воспитания, могут стать независимые от режима дня факторы – перинатальная и родовые травмы, перенесенные тяжелые инфекции в раннем детстве, мозговые дисфункции и патология нервной системы, заболевания внутренних органов, когда занятия спортом действительно противопоказаны.

Что происходит в организме при недостатке движений?

последствия малоподвижного образа жизни

Достаточная физическая активность обязательно нужна для развития мышц, правильной работы сердца и сосудистой системы. При активных движениях улучшается доставка крови к органам, усиливается обмен, повышается умственная и физическая работоспособность, развивается выносливость, формируется иммунитет и стрессоустойчивость.

Малоподвижный образ жизни не предполагает активной работы мышц, суставов, усиления обменных процессов, поэтому, даже пролежав или просидев весь день, человек чувствует себя очень усталым, причем, даже больше, чем те, кто активно двигался несколько часов подряд.

Влияние гиподинамии на организм человека огромно. Казалось бы, недостаток движений – не болезнь, а всего лишь внешнее условие, которое, к тому же, не доставляет дискомфорта и даже наоборот – лежать на диване вполне приятно, однако список состояний, которые провоцирует гипокинезия, внушителен:

  1. Излишний вес;
  2. Артериальная гипертензия;
  3. Хроническая и ;
  4. Эндокринно-обменные расстройства;
  5. Депрессии, неврозы;
  6. , сколиоз, остеопороз;
  7. Заболевания бронхолегочной системы.

Как видно, недостаток двигательной активности так или иначе влияет на все органы и системы, приводя к их дисфункции. Длительная гиподинамия вызывает постепенную атрофию мышечного аппарата, за которой следует обеднение кальцием костей и остеопороз. Повышение аппетита на фоне гипокинезии вызывает ожирение, которое еще больше препятствует выполнению физических упражнений.

Лишний вес, эндокринно-обменные сдвиги, атеросклероз вызывают артериальную гипертензию, поражение коронарных артерий с сердечной патологией. Страдает и головной мозг: недостаточный приток кислорода и поражение его сосудов способствуют снижению интеллектуальных возможностей, памяти, внимания, нарушается умственная работоспособность, появляется склонность к неврозоподобным расстройствам, бессоннице.

Недостаток двигательной активности приводит к атрофии мышц спины и шеи, следом за которой не заставят себя ждать дегенеративные процессы в позвоночнике. Остеохондроз в наше время диагностируется начиная с 30-летнего возраста и даже раньше, а виной всему – гиподинамия. У детей длительное сидение провоцирует искривление позвоночника, которое негативно влияет на развитие и рост внутренних органов, предрасполагая к различной патологии.

Проявления гиподинамии

Так как недостаточная двигательная активность – это не болезнь, то нет и характерных симптомов, говорящих именно о гипокинезии. С другой стороны, малоподвижные люди испытывают ряд негативных проявлений этого состояния:

  • Снижение умственной и физической работоспособности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Раздражительность, частые смены настроения, склонность к апатии;
  • Снижение или, наоборот, неумеренное повышение аппетита.

Эти же признаки характеризуют гиподинамию в детском возрасте. К ним могут добавляться ожирение, которым страдает все большее число современных детей независимо от пола, патология пищеварительной системы (гастриты, колиты, нарушения работы печени).

Если не задуматься об образе жизни и не принять срочных мер по его нормализации, то к описанным признакам гиподинамии у взрослых присоединятся боли и слабость в мышцах и костях, атрофические изменения мышечной системы. Со временем разовьется ожирение, атеросклероз, гипертония, диабет, ишемическая болезнь сердца – наиболее частые последствия гиподинамии, и тогда негативные симптомы будут связывать уже с конкретным заболеванием, часто забывая и игнорируя первопричину.

Наряду с физическим дискомфортом, лица с недостатком двигательной активности испытывают и массу психологических проблем. Они раздражительны, эмоционально неустойчивы, склонны к апатии, а в ряде случаев дело доходит до серьезной депрессии, вплоть до , требующих вмешательства специалиста. Хроническая гиподинамия ухудшает иммунитет, люди становятся подвержены различным инфекциям, часто болеют простудами.

Представительницы прекрасного пола при снижении двигательной активности без удовольствия отмечают характерные изменения внешности: бледность лица, появление морщин и мешков под глазами, увеличение окружности живота, целлюлит. Эти признаки недостатка движений могут стать сигналом к изменению образа жизни.

Вынужденная гиподинамия у пациентов после тяжелых операций или травм – значимый фактор риска , тромбоэмболий, инсультов, осложнений в виде застойной пневмонии, пролежней. Для профилактики таких последствий рекомендованы посильные упражнения в кровати, при необходимости помощь оказывают инструктор ЛФК и массажист.

После некоторых видов лечения, включая операции, которые не обездвиживают, врачи настоятельно рекомендуют раннюю активизацию для профилактики многих неблагоприятных последствий, улучшения работы сердечно-сосудистой системы, усиления регенерации тканей за счет притока крови, но часть пациентов игнорирует эти советы, ссылаясь на боль или чувство страха, слабость, а иногда – попросту не желая подниматься с больничной кровати, наслаждаясь «законным» лежанием в процессе лечения.

Как бороться с гиподинамией?

Все мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. В случае гипокинезии речи о болезни и не зайдет, если вовремя принять соответствующие меры. Медикаментозного лечения для гиподинамии не предусмотрено, а к лекарствам и другим процедурам врачи вынуждены прибегать в тех случаях, когда на фоне отсутствия движений развились те или иные заболевания.

Для профилактики гиподинамии необязательно выделять много часов свободного времени или закупать дорогостоящие тренажеры. Меры предупреждения гиподинамии и организации правильного образа жизни доступны всем, просты и не требуют материальных затрат. Главное – желание.

Прежде чем приступить к реализации плана по увеличению доли физической активности в повседневной жизни, стоит отказаться от вредных привычек, самой частой из которых считается курение. Это пристрастие свойственно многим лицам интеллектуального труда, «сидячих» профессий, распространено среди молодежи, не приветствующей спорт и физическую культуру.

Помимо курения, усугубляет ситуацию и характер питания, поэтому рацион тоже желательно сбалансировать, насытив его витаминами, белком в виде овощей, фруктов, нежирного мяса и рыбы, отказавшись от плотного ужина поздно вечером, бокала пива или другого алкоголя.

Если так сложилось, что род деятельности не позволяет активно двигаться, то следует определить время для физических упражнений – утренняя гимнастика, вечерний поход в спортзал, дневная прогулка в парке. Для обеспечения нормальной работы сердца и других внутренних органов необходима как минимум получасовая двигательная нагрузка, например, ходьба пешком не менее 2 км (желательно несколько раз в день). Для активизации всех групп мышц очень полезен бег.

Оздоровиться и «подкачать» мышцы можно и дома. В помощь – гантели, эспандер, скакалка, велотренажер, домашний турник. Нехитрые упражнения помогут укрепить мышцы пресса, спины и шеи, полезны отжимания и приседания, которые вообще не требуют наличия спортивного инвентаря.

Очень хорошим занятием для тех, кто решил бороться с гиподинамией, будет посещение бассейна. Плавание стимулирует кровоток, закаляет, укрепляет мышцы, предупреждает остеохондроз и, вместе с тем, очень безопасно, ведь риск травм при плавании минимален. Кроме того, вода благотворно действует на нервную систему, успокаивает, снимает стресс.

Постепенно распространяется увлечение велосипедом. Многие добираются таким образом даже на работу, развивая при этом мышцы и повышая общий тонус. В крупных городах это средство передвижения даже помогает сэкономить время, которое может быть проведено в многокилометровой «пробке».

В случае, когда на фоне недостатка двигательной активности развились какие-то заболевания, нужно отправляться к врачу за диагностикой и лечением, но стоит помнить, что прием медикаментов не заменяет рациональной подвижности, гимнастики, посильных упражнений дома.

Особую категорию людей составляют больные с ожирением. Эта патология появляется в результате малоподвижной жизни, а затем ограничивает ее еще больше. Человеку с ожирением перед началом спортивных занятий нужно обязательно проконсультироваться у врача, определить допустимый уровень нагрузки, возможно – понадобятся услуги инструктора ЛФК. Эта же рекомендация касается и тех, кто страдает повышенным давлением, сахарным диабетом, болезнями сердца и мозга.

В случае вынужденной гиподинамии, например, после перелома, операции, инсульта на помощь придут массажисты и специалисты по лечебной физкультуре, которые помогут увеличить, насколько это возможно, уровень двигательной активности.

Реабилитация после тяжелых заболеваний может потребовать нахождения в специальных центрах, где работают квалифицированные специалисты и есть необходимые тренажеры для восстановления работы конкретных групп мышц. Лечение и реабилитация проводятся под контролем кардиологов, неврологов, травматологов, специалистов по питанию. Физическая активность может быть дополнена физиотерапевтическими процедурами, позволяющими повысить тонус мышц и нормализовать работу внутренних органов.

Если пациент после тяжелого недуга прикован к постели, то первостепенная задача – предупредить тромбоэмболические осложнения. Для этой цели необходимы не только соответствующие препараты, но и специальная дыхательная гимнастика, которой обучает персонал отделения больницы.

Для трудоспособных и относительно здоровых людей отличным способом борьбы с гиподинамией будет посещение фитнесс-клуба, спортивного зала или площадки на улице. Детей с раннего детства нужно приобщать к утренней гимнастике, полезны занятия в спортивных секциях, бассейне, прогулки на свежем воздухе и активные игры.

Гиподинамия – серьезная проблема современности, но с ней нужно и можно бороться. К счастью, в моду постепенно входит здоровый образ жизни, где нет места вредным привычкам, все чаще на улицах можно встретить «бегунов», велосипедистов, все больше открывается спортивных клубов. Человечество осознало проблему и пытается с ней бороться, а это вселяет надежду, что физическая культура станет неотъемлемой частью повседневной жизни и поможет избежать проблем со здоровьем и нам, и нашим детям.