Охагуро: зачем замужние японки красили зубы в черный цвет? Замужние женщины Японии красили зубы в черный цвет: истоки традиции Охагуро – чернение зубов по-японски.


Япония – до такой степени самобытная страна, что некоторые ее старинные традиции кажутся созданными с одной единственной целью – удивить европейцев. К ним относится и обычай чернить зубы девушки перед замужеством и после перехода в статус жены – обычай, впрочем, почти ушедший в прошлое.

Охагуро – чернение зубов по-японски


Чернозубые японки, которых встречали путешественники и колонизаторы из Старого Света, наводили последних на мысль о том, что они видят перед собой надежный способ предотвратить супружеские измены. Ведь с точки зрения европейских канонов красоты такой женский облик скорее отталкивает, черные зубы уродуют. Но все дело было как раз в обратном: на протяжении веков, а возможно, и тысячелетий, охагуро кроме символического значения преследовало цель улучшить здоровье зубов и повысить привлекательность их владелицы.

Первые находки, подтверждающие существование традиции охагуро, относятся к эпохе Кофун – периоду строительства курганов, который продолжался с III по VI вв. По свидетельству историков, краска была обнаружена на человеческих останках и на погребальных фигурках. С течением времени сама процедура окрашивания и состав красящей смеси совершенствовались. Самый знаменитый рецепт смеси для охагуро связывают с именем Гэндзи (Цзяньчжэнь) – китайского монаха, который принес на японские острова учение буддийской школы Риссю. Сам старинный рецепт находится в хранилище Сесонн в храме Тодай-дзи.


Жители Страны восходящего солнца на протяжении всей своей истории вкладывали глубокий смысл в каждый цвет. Черный в Японии – возможно, самый уважаемый, означающий постоянство. Прибывшие на острова в VI веке последователи буддизма считали черный цвет «неподвижным», ведь он не меняется в зависимости от освещения, его нельзя закрасить каким-либо другим цветом. Другими словами, главная характеристика черного – это постоянство. А замужняя женщина, носившая такой признак статуса, заслуживала уважение и одобрение.

«Железная вода», «подведение бровей» и легенда об Охагуро-бэттари


Окрашивание зубов давало и практический положительный эффект – оно защищало зубную эмаль от повреждений и предотвращало таким образом порчу зубов. Каких-либо негативных воздействий на организм за века практикования охагуро и расходования тонн красящего состава историками не выявляется.

Для проведения процедуры использовалась канэмидзу – «железная вода». Требовалось раскалить на огне ржавые железные стержни, опустить их в смесь воды и саке и выдерживать около недели. После в смесь добавляли галлы – наросты - листьев сумаха, называемые чернильными орешками. Краску наносили на зубы ежедневно.


Поначалу чернение зубов было прерогативой аристократических семейств, девушкам красили зубы с началом их перехода в новый период жизни, сводившимся к поиску мужа. Чернили зубы и мужчины, как правило, при достижении возраста совершеннолетия. На территории императорского дворца Киото обряд чернения зубов мальчикам правящей семьи сопровождался церемонией хикимаю – «подведение бровей».


Существует легенда об Охагуро-бэттари – призраке женщины, на лице которой нет ничего кроме улыбающегося рта с черными зубами. Это существо не приносит вреда, разве что напугает встретившегося с ним человека – оно порой маскируется под чью-нибудь жену или сестру, всегда прикрывая лицо рукавом. Голову призрака украшает цунокакуси – убор невесты, а сама она одета в праздничное кимоно. Охагуро-бэттари считается призраком некрасивой женщины, покончившей с собой из-за того, что никто не захотел на ней жениться.



Буддизм сделал охагуро обычным и для людей простого, крестьянского происхождения, и на протяжении веков оно применялось всеми сословиями. Даже воины перед боем красили свои зубы. В период Эдо, который начался в XVI веке, традиция начала сходить на нет, но охагуро продолжали делать представители императорской семьи, знатные мужчины, женщины перед свадьбой и после замужества, а также представители некоторых профессий – например, гейши.


Обычай сохранился вплоть до второй половины XIX века, когда правительством Мэйдзи охагуро было запрещено и Япония стала переходить от привычной для нее изоляции и консерватизма к активному культурному взаимодействию с иностранными государствами.
Традиция охагуро не исчезла окончательно – ее и сейчас порой придерживаются пожилые японки, а кроме того, это атрибут национальных праздников и театральных постановок. В настоящее время для окрашивания зубов используют чернила, смешанные с зубным воском.

Практика чернения зубов свойственна не только культуре Японии. Похожий обычай существовал и местами сохранился и в некоторых районах Китая, юго-восточной Азии, на островах Тихого океана. Испанский колонист Антонио де Морга, посетивший Филиппины в XVII веке, рассказывал в своих сочинениях, что местные жители используют черную краску для зубов в качестве ухода за собой.


Интересно, что чернили зубы когда-то и русские красавицы. Эта процедуру начали применять не позднее XVII века. Вероятно, она связана с тем, что при использовании тогдашних белил, содержащих ртуть, зубы со временем портились и местами становились черными. Черная краска же выравнивала цвет женской улыбки, а кроме того, давала понять, что женщина имеет высокий статус и может себе позволить дорогие средства ухода за собой. Кроме того, кариес, который встречался относительно редко и был отличительной особенностью сладкоежек, считался болезнью богатых, а богатство не считалось зазорным лишний раз подчеркнуть.

Чернение зубов - странный на современный взгляд, но все же довольно безобидный способ сделать внешность ярче. Но история знала куда более опасные и , к которым прибегали модницы прошлых веков.

Сегодня белоснежная улыбка является признаком здоровья и уверенности в себе. Но такое правило появилось относительно недавно, в той же Японии существовал обычай, когда женщины наоборот пытались всеми силами очернить свои зубы. Давайте узнаем об этом подробнее …

Согласно археологическим исследованиям на территории Японии чернили зубы, начиная с доисторических времен.

В японской живописи, в частности в гравюрах укиё-э эпохи Эдо, и старинной японской литературе часто встречаются изображения и ссылки на охагуро, в «Гэндзи моногатари» Гэндзи «Цуцуми Тюнагон моногатари», произведениях написанных в период Хэйан.

Но в былые времена чернили зубы не только японские жены. Аристократы, самураи, императорские особы считали чернение зубов символом социального положения и достойной родословной.

Самый первый случай применения охагуро был описан в Повести о Гэндзи XI века, хотя существует мнение, что обычай возник намного раньше. Смысл этого ритуала заключался в том, что девочка из богатой семьи, которая вот-вот вступит во взрослую жизнь, должна очернить свои зубы ради будущего мужа. Кстати, взрослая жизнь в те времена начиналась лет в девять.

Черный цвет обозначал постоянство, такими же должны быть и отношения жены с мужем. Хотя такое символическое обозначение ритуала со временем стерлось, а мода на почернение зубов только больше распространялась. Позже чернить зубы стали все богатые аристократы, позже обычай вошел и в жизнь более бедных слоев населения.

Охагуро, как можно сделать выводы из произведений японской литературы, повествующей о жизни аристократов эпохи Хэйан, практиковали и мужчины и женщины по достижению совершеннолетия и проведения церемонии гэмпуку (или гэмбуку, примерно можно перевести как первая одежда). Отмечая вхождение во взрослую жизнь, мальчики в возрасте между 11 и 17 годами (или от 12 до 18 лет) посещали святыни наследственных ками. Мальчикам дарили первую взрослую одежду, делали прически мужского стиля (мидзура) и награждали взрослым именем (эбоси-на). В период Хэйан церемония была доступна только для отпрысков благородных аристократических и самурайских семейств, только в период Муромати гэмпуку распространилась и на детей более низких сословий. Значительно упрощенная церемония для девушек, в возрасте от 12 и 14 лет, называлась моги и сосредотачивалась вокруг наряда.

Ингредиенты — рисовый сироп, соль, мирин, сахар, рисовая плесень, ржавый метал, чайные листья

Особый интерес представляет отвар, который использовали при окрашивании зубов. Основным компонентом было вонючая темно-коричневого цвета жидкость из уксусной кислоты под названием kanemizu (かねみず) с железом, растворенном в ней. Для изготовления такого отвара используются старые кусочки железа и рисовая шелуха, которые замачивают вместе и ставят в теплое место летом на 3 дня, а зимой — на 7 дней, чтобы выделилась ржавчина. Сначала на зубы наносится пчелиная кислота — продукт жизнедеятельности пчел, в котором содержатся дубильные вещества, а затем наносится отвар железа. Если проделать эту процедуру несколько раз, то зубы станут черными.

Чернение зубов указывало на замужний статус женщины. Перед тем, как войти в дом мужа, жена обходила семерых родственников, которые давали ей содержащую железо краску, и затем начиналась процедура под названием «первое чернение». Ее важность выражалась такой пословицей — «Поскольку черный цвет всегда остается черным, не изменяясь, такими будут и отношения между мужем и женой». Очерненные зубы показывали, что жена клялась в вечной преданности супругу.

Кроме чернения зубов, и девочкам и мальчикам, в том числе сбривали естественные брови и рисовали их (хикимаю). Традиция продолжалась, во всяком случае, в императорском окружении до конца периода Эдо. Чернить зубы было принято при заключении политических браков, когда девочки высокопоставленных военных выходили замуж.

В период Эдо, кроме того, что мужчины из императорского окружения продолжали практиковать охагуро, чернение зубов бытовало среди замужних женщин, девушек, которым исполнялось восемнадцать лет, а также гейш и проституток. Взрослые люди, которые проживали вне главных городов Японии, чернили зубы во время многочисленных мацури, свадебных церемоний и похорон.

Традиция сохранилась вплоть до эпохи Эдо, когда все замужние женщины сбривали брови и красили зубы.

5 февраля 1870 года правительство Мэйдзи запретило практику охагуро , но сегодня охагуро можно увидеть районах, где проживают гейши, а также во время национальных праздников.

В начале периода Мэйдзи был небольшой всплеск популярности охагуро, в период Тайсё традиция уже практически исчезла.

Сегодня охагуро можно встретить только в традиционном театре, карюкае, иногда — на мацури, в исторической драме 1960-х годов, в фильмах. Если делается охагуро, то обычно подводят брови (делают «хикимаю»).

Охагуро – важная форма культурной истории Японии. Чернение зубов в Японии имеет множество причин и затрагивает многие факторы. Во-первых, в азиатских культурах огромное символическое значение всегда имел цвет. Согласно буддизму, который оказал серьезное влияние на развитие японской истории, культуры, философии, черный – «неподвижный» цвет, он никогда не изменяется и не может быть закрашен другим цветом. Таким образом, чёрный цвет представляет постоянную силу и достоинство благодаря своему визуальному восприятию.

Чернение зубов среди мужчин в эпоху Хэйан олицетворяло неприкосновенную лояльность и доказательства в пользу того, что нельзя служить двум господам одновременно.

С охагуро связано немало призрачных историй. В одной легенде рассказывается о злом духе, который очень любил попить кровушки у девственниц, поэтому незамужние девушки чернили зубы, чтобы обмануть вампира.

Ещё одна очень известная история в «Эхон яку моногатари» – Охагуро Бэттари, история о женском призраке (ёкай), который появляется в сумерках обычно возле святыни или храма, расположенных вне города. На Охагуро Бэттари надето красивое кимоно, как считают некоторые, это свадебное кимоно, но лицо призрак всегда отворачивает или скрывает в одежде. Если смотреть на него сзади, то сложится впечатление, что это очень красивая, молодая женщина, и она заинтересовывает случайных прохожих. Но стоит что-нибудь у призрака спросить, как он с радостным восклицанием «Гя!» поворачивается лицом и прохожий, обычно это мужчина, увидев лицо призрака, умирает от страха. У Охагуро Бэттари на белом, как маска, лице нет никаких человеческих черт, кроме огромного рта, полного острых зачерненных зубов. Когда-то призрак был предположительно женщиной, которая страдала от своей непривлекательности и не могла выйти замуж. Она решила покончить жизнь самоубийством и в конечном итоге превратилась после смерти в Охагуро Бэттари.

В театре использовали чернила, смешанные со скипидаром, но сейчас во время представления традиционных японских пьес применяют чернила с зубным воском.

Вспомните еще , а так же что такое Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Необычная традиция чернения зубов существовала в Японии с древнейших времен, как минимум с V века, а в древнекитайском трактате о Японских островах упоминается как о «стране чернозубых». В разные исторические периоды обычай чернения зубов, или охагуро, имел неодинаковое распространение среди представителей японского общества. Но в том или ином виде этот необычный ритуал дожил до 20-х годов XX века.

Как полагают исследователи, изначально традиция чернения зубов носила исключительно практическое значение. Нанося специальный раствор на зубы, японцы тем самым защищали эмаль и предотвращали старение. Как показывают археологические раскопки, останки жителей японского архипелага, датируемые III-VI веками нашей эры, уже содержат следы применения охагуро.


Смесь для охагуро состояла из раствора железа и уксусной кислоты, который имел темно-коричневый цвет. Для его получения требовалось опустить раскаленный стержень железа в смесь воды и сакэ и продержать там в течение недели. Для придания охагуро черного цвета в раствор добавляли специальный краситель - ингредиент из растения сумаха. Для достижения наилучшего эффекта раствор необходимо было наносить ежедневно, что было довольно хлопотно.

Вплоть до XII века традиция охагуро была широко распространена во всех слоях японского общества. К чернению зубов прибегали члены императорской семьи, служители буддийских храмов и большинство обычных японцев. Но в то же время военные не использовали защитных смесей для зубов. Постепенно традиция охагуро приобрела еще одно значение: молодые юноши и девушки чернили зубы во время церемонии совершеннолетия, тем самым давая понять окружающим, что они готовы к вступлению в брак.

В период примерно с XV и по XVII век охагуро применяли в узком кругу знати и императорской семьи. Помимо них охагуро пользовались лишь молодые девушки, которым рано было выходить замуж. После XVII века японское общество охладело к охагуро. Его применение практиковали члены императорской семьи, дамы зрелого возраста и знатные мужчины. Этот обычай был также распространен среди гейш и юдзё (женщин, занимавшихся оказанием сексуальных услуг). У большинства же японцев черные зубы стали ассоциироваться со старостью.


В 1870 году, на волне отказа от самоизоляции и поворота Японии к западному миру вышел указ, запрещающий членам императорской семьи и представителям высших слоев общества делать охагуро. На этом фоне и остальное население архипелага стало реже прибегать к традиционной процедуре, а к 20-м годам прошлого века охагуро исчезло совсем.

Сегодня традиция чернения зубов, просуществовавшая более тысячи лет, присутствует в основном в сфере традиционного японского искусства. Актеры исторических театров, участники религиозных обрядов, а также гейши - вот те немногие, кто пользуется охагуро. Но это уже скорее дань традициям, чем ритуал защиты зубов.


Зубы чернили в древней Японии, Индокитае и в России.
Индейцы Майя красили зубы в голубой цвет бирюзой и в зеленый нефритом.
В общем виде такой обычай существовал и во Вьетнаме.

В Японии:
1/ По древнему обычаю перед тем как войти в дом мужа, жена шла к родственникам, которые давали ей специальную "зубную" краску, содержащую железо, после чего начиналась процедура «первого чернения». Очерненные зубы служили символом ВЕЧНОЙ ПРЕДАННОСТИ супругу.
Важность ритуала подтверждается поговоркой: «Поскольку черный цвет всегда остается черным, не изменяясь, такими будут и отношения между мужем и женой».

2/Л. Фройш описывает обряд чернения зубов “охагуро”: “... европейские женщины чистят зубы, чтобы сохранить их белизну, тогда как японские женщины, используя железо и уксус, чернили зубы и губы”.
Эта традиция пришла с материка, видимо, с Корейского полуострова. “Изначально обычай касался только девочек, но, начиная с XI в. (эпоха Хэйан), обычай распространился среди мужчин придворной аристократии. Самураи презирали этот стиль, но среди представителей дома Тайра было принято следовать такому обряду. Обычай сохранился вплоть до эпохи Эдо (XVII-XIX вв.), когда все замужние женщины сбривали брови и красили зубы”.
Отвар для чернения зубов:
Для изготовления такого отвара используются старые кусочки железа и рисовая шелуха, которые замачивают вместе и ставят в теплое место летом на 3 дня, а зимой - на 7 дней, чтобы выделилась ржавчина. Сначала на зубы наносится пчелиная кислота - продукт жизнедеятельности пчел, в котором содержатся дубильные вещества, а затем наносится отвар железа. Если проделать эту процедуру несколько раз, то зубы станут черными.
Раствор предотвращал появление трещин и болей в зубах. Возможно, при недостатке на Японских островах многих витаминов, поддерживающих здоровье зубов, и при низком уровне стоматологической помощи этот обряд был в некоторой степени вынужденной мерой.
В России:
А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву": "....Прасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы, как уголь. Бровь в нитку, чернее сажи ".
По многочисленным свидетельствам иностранных посетителей России XVI-XVII вв. (Флетчера, Олеария, Петрея, Вебера и других), бытовая сторона русской жизни поражала их воображение.
К примеру, макияж: русские женщины красили не только лицо, но и тело, руки, глаза разными красками, на толстый слой белил наносились красные, синие и темные тона, черные ресницы белились, светлые затемнялись. На этой маске сияли огромные черные глаза, русские женщины владели секретами окрашивания (!) белков глаз (якобы состав был из металлической сажи, водки и розовой воды). Мало того, они чернили даже зубы. В данном случае - это "превращение необходимости в украшение". Зубы у русских, как это нередко бывает у северных народов, не получающих в достаточном количестве витаминов и кальция, не отличались белизной.
(Даже в учительных наставлениях XVII в., где рассказывалось о важности каждодневных умываний, ничего не говорилось о зубах и необходимости их чистить).
Знатные женщины в Московии использовали ртутные белила, после чистки которыми зубы мгновенно становились белыми, но длительное применение такого способа очистки зубной эмали приводило к разрушению сначала зубов, а затем к отравлению женского организма в целом. Чтобы испорченные зубы не отличались от здоровых, женщины мазали их специальным черным составом.

***Насчёт того,откуда появился обычай,в Италии примерно в XV веке начали чернить зубы сурьмой,а Екатерина и Мария Медичи привезли этот обычай во Францию,откуда он покатился по Европе и докатился до России.

До эпохи Мэйдзи (с 1868 по 1912 год) в Японии, юго-восточной части Китая и Юго-Восточной Азии существовал довольно популярный обряд чернения зубов - охагуро. Для него изготавливали специальную краску, в которой основной составляющей был темно-коричневый раствор железа в уксусной кислоте (для этого железные опилки растворяли в уксусе). Затем раствор смешивали с растительными дубильными веществами, например, порошком из галлов сумаха дубильного (вид небольшого лиственного дерева). И после этого, раствор приобретал черную окраску и становился нерастворимым в воде. Обычно краситель наносили раз в один или несколько дней. В конце периода Хэйан (с 794 по 1185 год) в черный цвет таким образом красили зубы достигшие совершеннолетия мужчины и женщины из аристократических семей, а также служители больших храмов. Прежде всего, это делалось для красоты, а также с практической целью: особая черная краска для зубов мешала появлению кариеса. Кроме того, стойкость черной краски на зубах замужних женщин ассоциировалась с бесконечной верностью мужу. В период Муромати (с 1336 по 1573 год) охагуро наблюдалось только среди взрослых людей. Однако в начале периода Сэнгоку, длившегося до начала 17 века, чернить зубы начали девочкам в возрасте от 8 до 10 лет, которые были дочерьми военачальников. Все это делалось для того, чтобы показать, что девочка достигла совершеннолетия (хотя это было не так), и быстрее выдать её замуж за выгодного кандидата. А после периода Эдо (с 1603 по 1868 год) эта традиция почти изжила себя. Почерненные зубы плохо пахли, сам процесс почернения занимал много времени и начал ассоциироваться с приближающейся старостью. По этим причинам почернение зубов делали только мужчины и замужние женщины, а также девушки, которым было больше 18 лет, из императорских и аристократических семей. Простые люди чернили зубы только для торжественных мероприятий, вроде свадебных церемоний, похорон и мацури (праздников, аналогичных фестивалю в современной Японии). Традиция охагуро постепенно вымерла после 1873 года, когда императрица Японии решила, что она больше не будет чернить зубы, и появилась на публике с белыми зубами. В наши дни почерненные зубы крайне редко можно увидеть у пожилых женщин Юго-Восточной Азии. Интересно, что в 17 веке в России наряду с использованием белил и румян, также было распространено чернение зубов у дам высшего света. Используемые ими свинцовые белила, как известно, пагубно влияли на их здоровье и на здоровье зубов, в частности. Поэтому, чтобы скрыть недостатки (появившийся кариес), женщины чернили свои зубы. А впоследствии белые зубы даже стали обозначением того, что женщина не использует белил, а значит, не заботится о своей красоте.