Детские инфекции: профилактика, симптомы и лечение. Наиболее распространенные детские заболевания

Когда болеет ребенок, думаешь – лучше бы заболел сам. Спеша на помощь своим деткам, не занимайтесь самолечением. Некоторые болезни имеют особенность «маскироваться» под совершенно другие заболевания и тут без помощи специалиста не обойтись.

Какие бывают детские болезни

Одно из главных мест занимают — это наиболее частые детские болезни. Сразу после рождения ЖКТ малыша начинает работать в «новом режиме», и первые проблемы начинаются с всем известного плача от «газов в животике». Педиатры рекомендуют чаще выкладывать младенца на живот, сухое тепло, укропные капли, кормление по часам. К трем месяцам боли обычно проходят и благополучно забываются.

Если в начале жизни мы приучаем детей к режиму, то с течением времени, зачастую, все меняется. Нерегулярное питание, обилие продуктов плохого качества, напичканных всякими «Е», отражаются на ЖКТ ребенка возникающим гастритом.

Рефлюкс

Когда ребенок жалуется на боли в животе, страдает отрыжкой с неприятным запахом, можно подозревать рефлюкс – воспаление в пищеводе. Причина – забрасывание содержимого желудка обратно в пищевод, попадание желчи в желудок.

Запор и понос

Запор и – расстройства кишечника, связанные с неправильным питанием и стрессами. Даже есть такое понятие – «нервный желудок». Также могут быть следствием и инфекционного заболевания. Главное, найти причину и назначить соответствующее лечение. Если причина – инфекция, потребуется прием противомикробных препаратов.

Аутоиммунные заболевания происходят из-за сбоя в иммунной системе ребенка. Организм «борется» сам с собой. Нужна консультация и помощь врача иммунолога.

Ожирение у детей

Поистине болезнью века можно назвать детское ожирение. К сожалению, побочным эффектом компьютеризации стало, проведение детьми перед экраном монитора больше времени, чем на улице. Недостаток подвижных игр, обилие жирной и вредной пищи, состоящей из множества консервантов, является провоцирующим фактором. Чревато сахарным диабетом, заболеваниями печени, ИБС и даже ранним инфарктом и инсультом.

Такие органы пищеварения как желудок, толстый и тонкий кишечник, а также двенадцатиперстная кишка имеют ряд взаимосвязанных между собой болезней – , гастроэнтерит, энтероколит, дуоденит, язвенная болезнь.

Перечисленные болезни имеют общую симптоматику и причины возникновения.

Инфекционные заболевания у детей

Довольно разнообразны и заразны. С распространением вакцинации риск заболеть некоторыми болезнями практически сведен к нулю. Но, несмотря на это, знать об этих заболеваниях необходимо.

Вирусный паротит (свинка), скарлатина, полиомиелит, дифтерия. Довольно внушительный список. Источник заболеваний – вирус, передающийся от больного человека. Все заболевания имеют определенный инкубационный период – время развития болезни в организме. Инфекционные заболевания вовсе не безобидны, опасны осложнениями. Лечение проводится строго под наблюдением врача! От всех этих болезней делаются прививки, и не стоит пренебрегать ими.

Грипп

Если вышеописанными заболеваниями человек болеет один раз, то инфекция преследует нас на протяжении всей жизни. Укрепляйте иммунитет ребенка, закаливайте организм, запишите его в спортивную секцию, раз в год возите дитя к морю. Дизентерия – болезнь грязных рук. Не разрешайте детям есть немытые овощи и фрукты, обучайте правилам личной гигиены, не покупайте продукты в подозрительных товаров.

Заболевания мочевой системы

Дети, как и взрослые подвержены . Не редко родители приводят ребенка с жалобами на боль в почках, резь при мочеиспускании, кровянистые выделения. Как правило это симптомы таких заболеваний как, уретрит и другие. Своевременно начатое лечение позволит избежать осложнений, например камни в органах мочевой системы.

Болезни органов дыхания у детей

Пневмония – бактериальное с признаками ОРЗ. Своевременно начатое лечение – залог быстрого выздоровления. Не запускайте , всегда обращайтесь за медицинской помощью.

Возникает из-за распространения простуды на бронхи. Может протекать в легкой форме, а может, и в тяжелой, с высокой температурой. Сопровождается сильным сухим кашлем с отхождением мокроты или без, в зависимости от степени заболевания. Современные лекарственные препараты прекрасно справляются с данным заболеванием. Народная медицина тоже имеет в своем арсенале действенные рецепты.

Стоматологические заболевания

Стоматологические болезни детей – это заболевания слизистой оболочки рта. Низкая сопротивляемость к инфекциям, различные травмы, вирусы, являются причиной развития , заед. Болезни ротовой полости хорошо лечатся полосканием средствами народной медицины и медицинскими препаратами в домашних условиях.

Лор заболевания у ребенка

ЛОР болезни у детей могут возникнуть с первых дней жизни. Воспалительные заболевания могут возникнуть как осложнения инфекции. Часто , которые выражаются и , затягиваются из-за развивающегося , . Очень важно своевременно лечить заболевания ушей, горла и носа, так как существует опасность развития воспалительного процесса мозговой ткани, что может быть угрозой жизни. К таким заболеваниям относятся , воспаление и другие.

Мы рассмотрели список детских болезней наиболее частых, которые могут возникнуть с первого года жизни и приносят переживания родителям.

И напоследок. Чтобы дети меньше болели надо начинать заботиться об этом с первого дня жизни – не пренебрегайте грудным вскармливанием. Только с молоком матери ребенок получает все необходимые витамины, сильный иммунитет, сопротивляемость болезням.

Закаляйте ребенка, позвольте ему побегать босиком, не кутайте слишком тепло, не спешите при любом заболевании давать антибиотики. Дети – наше будущее. Пусть они будут здоровы и прекрасны!


Процесс привыкания к внешнему миру зачастую связан c проблемами, некоторые из которых имеют отношение к работе ЖКТ. Довольно часто у малышей наблюдается затруднение отхождения каловых масс, в простонародье именуемое запором. Неприятное явление требует тщательной...


Каждая женщина, ставшая матерью, беспокоится о здоровье малыша. Чаще всего маленьких детей и их родителей беспокоит проблема нерегулярного стула. Чтобы избавиться от подобной неприятности и облегчить процесс дефекации у ребенка необходимо использовать проверенное...


Отит – заболевание ушей, которое появляется преимущественно у детей. Рынок фармакологии предлагает значительное количество лекарственных препаратов, которые помогают бороться с этим недугом, на сегодняшний день. Одним из таких средств выступает Отипакс, рассмотрим...


Насморк – это один из симптомов простудного заболевания. Помимо жидких выделений из носа, у человека проявляется заложенность, которая мешает спать по ночам. Избавиться от этого состояния помогают специальные спреи или капли. Но бывают случаи, когда заложенность не...


Болезнь малыша – большой стресс для родителей. Привычный распорядок дня и процедуры подвергаются кардинальным изменениям, как только у младенца проявляются малейшие признаки заболевания: сокращается время прогулок, ограничивается двигательная активность крохи....


Все дети очень подвижны и любят проводить время на воздухе, где видят много интересного и удивительного. Но бывают обстоятельства, при которых время прогулки следует урезать, или на время отменить ее. Главнейшей причиной ограничений является болезнь. Необходимо ли...


Частые простудные заболевания у детей могут очень беспокоить родителей. Как помочь ребенку в этой ситуации?

Нередко под частыми простудами родители подразумевают ОРЗ. Но респираторные болезни практически всегда вызываются вирусами и являются нормой для детей.

До определенного возраста ребенок может болеть очень часто, особенно, если он посещает сад или иное детское учреждение. Каждый раз, сталкиваясь с новыми вирусами, организм не только вырабатывает антитела, но и заболевает.

Даже дети с сильным иммунитетом не застрахованы от ОРВИ, но у них болезнь чаще всего протекает в легкой форме. Обычно к школе количество ОРЗ снижается, так как организм уже успел познакомиться с большинством вирусов и имеет готовые антитела к ним.

Но бывают ситуации, когда у малыша имеются хронические заболевания рото- и носоглотки, и переохлаждение, пребывание на сквозняке приводят к постоянным обострениям. Это и есть простуда.

Встречи с новыми вирусами и реактивация условно-патогенной микрофлоры под действием внешних или внутренних факторов – вот основные причины постоянных болезней детей.

Но что делать, если частые простуды у ребенка ослабляют его иммунитет и любые заболевания протекают тяжело, с осложнениями?

Профилактика

Если ребенок часто простужается, необходимо позаботиться о мерах профилактики. В первую очередь, следует посетить профильных специалистов для выявления очагов хронической инфекции.

Этим занимаются стоматологи и ЛОР-врачи. Нередко обитатели рото- или носоглотки провоцируют постоянные обострения хронического фарингита, тонзиллита или аденоидита. Иногда источником инфекции выступают и кариозные зубы.

Для санации этих полостей обычно достаточно провести бакпосев с определением чувствительности бактерий к антибиотикам и при выявленном росте культур назначить соответствующий препарат.

Кроме того, наряду с медикаментозным лечением важно позаботиться о повышении неспецифического иммунитета – закаливании ребенка.

Закаливание

Закаливание позволяет добиться следующих эффектов:

  1. Укрепить неспецифические защитные силы организма.
  2. Повысить сопротивляемость вирусным и бактериальным инфекциям.
  3. Снизить частоту простуд и ОРВИ или облегчить течение этих заболеваний.

Закаливание может включать различные мероприятия. Это может быть обтирание прохладной водой или обливание холодной, контрастный душ. Начинать всегда следует с простых вещей. Иногда достаточно надевать детям на один слой одежды меньше, чтобы организм начал активнее сопротивляться инфекциям. Родителям следует знать, что закаливающие меры уместны лишь тогда, когда дети здоровы. Кроме того, не стоит стремиться к впечатляющему результату в короткий срок. Обычно такая тактика только ухудшает состояние здоровья ребенка.

Повышение неспецифической защиты – процесс плавный, с учетом сопутствующей соматической патологии ребенка, его темперамента и особенностей развития.

Эффективное закаливание невозможно без правильно организованного режима температуры и влажности в помещении.

Режим температуры и влажности

Общеизвестным является тот факт, что адекватная температура и влажность воздуха в детской влияют на течение простуды и ОРВИ. Если ребенок с рождения привык к прохладе, его организм не начнет бурно реагировать на изменение погоды.

Влажный воздух в помещении препятствует пересыханию слизистых оболочек рта и носа, что повышает эффективность неспецифической защиты – лизоцима и местных антител класса A.

Температура 18–20 градусов и влажность 60–70% позволяют иммунитету работать в полной мере и бороться с инфекциями.

Но иногда этих мер оказывается недостаточно и приходится прибегать к лекарственным средствам.

Лекарственная профилактика

Несмотря на то, что лекарственная профилактика ОРВИ и простуды применяется достаточно широко, ее эффективность остается сомнительной. Почему так происходит?

Очень часто для снижения заболеваемости ОРВИ педиатры и терапевты назначают противовирусные препараты. Однако крупномасштабные исследования не подтвердили их действенности, в большинстве случаев эффективность таких лекарств сопоставима с плацебо.

Не обладают доказательной базой такие популярные противовирусные средства, как Арбидол, Амизон, Амиксин, Гропринозин, Анаферон. Их применение при частых простудах у ребенка в большинстве случаев бессмысленно.

Также с целью повышения местного иммунитета врачи могут порекомендовать препараты, содержащие лизаты наиболее распространенных возбудителей. Эти лекарства известны под такими названиями:

  • Бронхомунал.
  • Бронхо-ваксом.
  • ИРС 19.
  • ИОВ малыш.

Их эффективность также не подтверждается во многих исследованиях, но практикующие врачи часто отмечают снижение заболеваемости ОРЗ на фоне такой терапии. В некоторых ситуациях часто болеющему ребенку помогает вакцинация.

Вакцинация

Введение вакцины защищает от одного конкретного возбудителя. Но нередко болезни дыхательной системы провоцируются гемофильной палочкой. Она может вызывать развитие рецидивирующего отита, бронхита или пневмонии.

Прививка от этого микроорганизма снижает частоту таких патологий, и обычные ОРВИ протекают у детей без тяжелых осложнений.

Вакцинация от гриппа позволяет часто болеющим детям избежать этого опасного заболевания. А, учитывая угнетающее действие данного вируса на иммунитет, она является непрямой профилактической мерой и в отношении других инфекций.

Частые простуды и ОРЗ подразумевают постоянное врачебное наблюдение за детьми, изменение образа жизни, прием лекарств при необходимости. Кроме того, родителям следует знать, что заболевший ребенок может возвращаться в детский коллектив лишь после полного выздоровления, иначе болезни будут постоянно рецидивировать, а иммунитет ослабевать.

Наиболее часто причины психосоматических расстройств у детей кроются в неправильном воспитании, когда родители подавляют детскую личность, или, наоборот, разрешают ребенку слишком многое. Любые перегибы могут спровоцировать возникновение различного расстройств психологического характера. Метафизика болезней и других недугов берет свои истоки в раннем детстве, и нередко эта симптоматика сопровождает ребенка на протяжении всей жизни.

Факторы психосоматических заболеваний и расстройств

Взаимоотношения между супругами оказывают наибольшее влияние на здоровье и формирование характера детей. Если они оставляют желать лучшего, то в семье неизбежны конфликты, свидетелем и невольным участником которых становится ребенок. В зависимости от семейной психологической обстановки и происходящих событий, ребенок подвергается острым психическим травмам или оказывается в хронической психотравмирующей ситуации.

Психосоматические причины болезней детей связаны в первую очередь с взаимоотношениями в семье и с родителями. Усиливает их значимость то, что в детстве мама и папа являются для ребенка наиболее важными людьми и все, что с ними связано, имеет для них особое значение. Таким образом, получается, что конфликты между родителями становятся причиной внутренних конфликтов для ребенка, а это самый главный разрушающий здоровье фактор.

Большим стрессом для малыша является разлука с близкими, особенно с мамой. У него сразу снижаются активность и аппетит, нарушается сон. Именно поэтому не все дети могут легко приспособиться к детскому саду.

Также факторами психосоматических заболеваний являются ссоры родителей, которые всегда негативно отражаются на состоянии ребенка. Очень болезненно дети переносят развод, особенно если находятся в этот период в подростковом возрасте. У них появляется ощущение собственной вины в происходящем, которое сохраняется длительное время, а затем нередко трансформируется в разные болезни. Развод родителей может вызвать у ребенка и другие негативные эмоции, например страх, что ушедший (как правило, папа) его перестал любить, или озлобленность против того родителя, который остался рядом. В таких ситуациях дети становятся более конфликтными, требуют к себе больше внимания, возникает эмоциональная неустойчивость. У них могут появиться чувство стыда за своих родителей, свою семью и даже мысли о самоубийстве. В подсознании ребенка откладываются мысли, что развод родителей связан с тем, что он плохой. Это не только порождает ощущение вины, но и желание соответствовать этому. Поэтому характер и поведение ребенка могут значитель
но измениться, вплоть до нарушения общепринятых норм и правил. Порой на фоне вины, гнева и ненависти развиваются или обостряются заболевания различных органов.

Одной из причин возникновения психосоматических расстройств у детей является эгоцентрическое восприятие мира. Им кажется, что все происходящее так или иначе связано с ними, и если родители разводятся, то они несут за это ответственность. Усугубляет ситуацию ложь родителей и попытка скрыть правду. Чаще всего семью покидает отец, и мать начинает обвинять его, изливая свои эмоции ребенку, которому тяжело выносить этот груз. Правильно поступают родители, которые могут сами отвечать за свои поступки и избавить ребенка от ощущения вины.

Причины болезней у детей на духовном уровне

Причины болезней детей на духовном уровне наиболее часто встречаются в семьях с нарушенными взаимоотношениями, где роль каждого из домочадцев способствует развитию определенной болезни. В каждой семье свой уклад, но можно выделить три основных модели внутрисемейных отношений:

  • авторитарность - жесткость в общении, которое строится на приказах взрослых; ребенок в такой семье растет инфантильным, эмоционально не развивается;
  • отвержение - ребенка вынуждают отказаться от собственного «Я», что приводит к замкнутости и аутизму;
  • делегирование - родители не осознают, что ребенок является отдельной личностью, не воспринимают его реалистично и переносят на него свои желания, занимаются планированием и устройством его жизни.

В психосоматогенных семьях выделяют пять основных характеристик:

  • родители озабочены жизнью ребенка, пытаются решить его проблемы и поэтому не позволяют ему развивать самостоятельность и укреплять защитные механизмы психики - таким образом, они способствуют формированию внутреннего конфликта;
  • повышенная чувствительность каждого в семье к стрессам других;
  • взаимоотношения в семье не изменяются с течением времени, так как у ее членов низкая способность адекватно реагировать на новые обстоятельства и развиваться;
  • члены семьи не выражают открыто несогласия, не обсуждают проблемы из-за боязни конфликтов;
  • супругов объединяет только забота о ребенке, и в случае его болезни их отношения стабилизируются.

В таких семьях не принято свободно проявлять свои чувства, обычно происходит подавление отрицательных эмоций, и ребенок усваивает подобное поведение, что затем приводит к телесным проявлениям (болезням). Родители не умеют открыто демонстрировать свои эмоции, в том числе боль, и на своем примере вырабатывают у ребенка терпение. Ребенок начинает многие психотравмирующие ситуации и болезни воспринимать как неизбежные наказания за свою вину, за то, что он недостаточно хорош.

Ещё одной духовной причиной болезней детей является неготовность родителей, прежде всего, матери, к своей роли. У нее недостаточно внимания и наблюдательности, чтобы заметить физическое состояние ребенка и распознать его значение. Родители не способны конструктивно обсуждать возникающие проблемы и находить верное решение, втягивают ребенка в конфликты. В этом случае болезнь является способом сглаживания конфликтной ситуации, так как родители направляют свои силы на лечение ребенка, а их собственные проблемы отступают на второй план. Таким образом, они уходят от решения своих личных вопросов и ответственности, прежде всего за себя. В дальнейшем они своим поведением поощряют и провоцируют болезни у ребенка, все более усугубляя неблагоприятный психологический климат в семье и вырабатывая у него выгодные для себя реакции. Болезнь закрепляется у ребенка на подсознательном и поведенческом уровне и затем проявляется при столкновении с жизненными трудностями.

Как правило, члены психосоматогенной семьи отличаются низкой коммуникативностью (подавление эмоций, недомолвки и скрытие правды выражаются в бедной речи и невербальном поведении). Они склонны отрицать имеющиеся проблемы психологического характера и проявляют любовь и внимание к своему чаду только в случае его болезни. По этой причине болезнь становится выгодной для ребенка, так как в этом случае он получает поддержку и поблажки со стороны родителей без требований терпения и насаждения вины.

В формировании телесных реакций у ребенка в раннем возрасте большую роль играет мать. Именно под ее воздействием малыш вырабатывает телесные реакции - своеобразный язык.

Австрийская врач-педиатр, психоаналитик М. Малер в 1965 г. впервые описала черты матери в семье с психосоматикой. Как правило, это авторитарная, вездесущая, проявляющая открытую или скрытую тревожность, навязчивая и требовательная особа. Отец в такой семье - слабая личность, которая не в состоянии противостоять доминирующей матери. Обычно он находится в стороне от тесной связки мать-ребенок. Мать, являющаяся по складу характера дисгармоничной личностью, имеющая внутренние конфликты, противоречиво относящаяся к членам семьи на эмоциональном уровне, не позволяет ребенку отделиться. Она подавляет его личность и самостоятельность. Она не способна решить свои проблемы и мешает развитию ребенка. Она подсознательно ощущает вину, неустойчива к стрессам, не способна находить конструктивные решения и порождает конфликты. Повышенная тревожность и страхи делают ее активность дезорганизованной, поэтому она не в состоянии понять причин болезни ребенка и найти пути для улучшения обстановки в семье. У такой матери имеется свой негативный опыт и имеются признаки непринятия собственного тела, зародившиеся в прародительской семье. Также выявляется нарушение взаимодействий с собственной матерью в ранние годы жизни.

Мать может скрыто отвергать ребенка, в таком случае ребенок на языке тела пытается привлечь ее внимание и болеет, а та в свою очередь поощряет такую связь. Возможно, взаимодействие матери и ребенка по принципу симбиоза, когда телесный контакт раннего общения закрепляется, и формирование новых форм взаимодействия сдерживается.

Метафизические причины болезней у детей

В большинстве случаев метафизической причиной болезней у детей является неприятие в семье. Оно может проявляться явно и скрыто. Явное неприятие ребенка происходит порой тогда, когда его рождение не было запланированным или его пол не совпал с желаемым (все хотели мальчика, а родилась девочка, или наоборот). Появление малыша нарушило привычную жизнь родителей или не оправдало их ожиданий. Скрытое неприятие ребенка выявить сложнее. Может казаться, что его рождению рады, уделяют ему внимание, заботятся, но в общении с ним не проявляют душевности. Такое порой происходит в том случае, если мать из-за ребенка не смогла сделать карьеру, и вынуждена заниматься его воспитанием и домашним хозяйством. Лишая своего малыша тепла и нежности, она постепенно вызывает у него в ответ то же неприятие. Ребенок в такой семье наполнен обидой, которая трансформируется в различные болезни.

Метафизические причины болезней у детей кроются в том, что на фоне постоянного психического напряжения в семье многие жизненные ситуации воспринимаются более сложно, и ребенок часто подвергается эмоциональным потрясениям. Неблагоприятные взаимоотношения в семье приводят не только к многочисленным конфликтам, но и неправильному воспитанию ребенка. В результате он находится в ситуации, которую ему создают родители и которую сам изменить не может. Ребенок не в состоянии преодолеть внутренний конфликт, в связи, с чем у него возникают проблемы в общении, и накапливается негативный жизненный опыт, наполненный психотравмирующими ситуациями.

Усиливают напряженность психологической обстановки в семье также социально-экономические факторы, например неудовлетворительные условия проживания, профессиональная занятость родителей и раннее определение ребенка в детский сад в связи с возвратом мамы к трудовой деятельности.

Хроническая психотравма приводит к развитию невроза, который развивается у всех членов семьи, но вредит в первую очередь ребенку и затем является основой для развития у него других болезней. Невроз всегда наблюдается в семьях, где между супругами или между ними и их родителями происходят конфликты, а также, если в семье отсутствует стабильность.

Духовные причины тяжелых заболеваний в детском возрасте

При неправильном воспитании для ребенка постоянно создаются психотравмирующие ситуации, а невроз проявляется в форме истерии, неврастении, навязчивых состояний.

Духовной причиной тяжелых заболеваний в детском возрасте является нарушение системы отношений, что возникает при несоответствии притязаний личности реальным возможностям. Внутренний конфликт становится для ребенка наиболее значимым в жизни. Он не разрешается и затягивается, а психическое напряжение усугубляет ситуацию. Ребенок становится эмоционально неустойчивым и легко возбудимым. Он находится в постоянных болезненных переживаниях, что снижает его способность к самоконтролю и продуктивной деятельности (учебе), не позволяет развиваться волевым качествам.

Как правило, склонные к истерикам дети растут изнеженными, заласканными, им многое позволено, и взрослые часто идут им на уступки. Также часто эти дети имеют неадекватную самооценку, так как родители преувеличивают их заслуги и достоинства. В результате такие дети склонны к капризам, много требуют, они отличаются низкой устойчивостью к стрессу и приобретают определенные болезни. Психастенический невроз может развиться у ребенка и в том случае, если родители эмоционально отвергают его или проявляют по отношению к нему чрезмерные строгость и требовательность. Часто такое отношение к ребенку складывается у них с самого рождения или возникает после каких-то трагических событий.

Неврастения может развиться при дисгармоничном воспитании, когда родители находятся в постоянной тревоге и сомнениях. Они могут быть озабочены здоровьем ребенка, его общением со сверстниками, школьной успеваемостью, его будущим, но ребенок при этом продолжает часто болеть, а взаимоотношения с другими людьми не складываются. В основе такого поведения родителей обычно находятся собственные нерешенные проблемы, которые они маскируют озабоченностью судьбой своих детей.

Ещё одна духовная причина тяжелых заболеваний – деспотизм и завышенные требования родителей. Эти факторы могут привести к тому, что дети, подчиняясь, подвергаются умственным и физическим перегрузкам (много времени и сил уделяют учебе, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, к которым, возможно, не имеют больших способностей и т.п.). Обычно при таком воспитании ребенок получает недостаточно тепла и ласки от родителей. Это тоже неблагоприятно отражается на незрелой психике и еще растущем, подверженном неблагоприятному воздействию организме ребенка и приводит к развитию психосоматических болезней.

Метафизические причины заболеваний у детей

Одна из явных метафизических причин заболеваний у детей – жестокое воспитание, когда родители постоянно ругают, наказывают ребенка, проводят воспитательные беседы в неподходящей обстановке (например, когда тот сидит за обеденным столом или в присутствии друзей, посторонних людей). Все это вызывает стресс и формирует невротические реакции, ухудшает общение и взаимопонимание и приводит к болезням.

Если ребенок находится в поиске разрешения конфликта, то он хочет, чтобы его поняли, чтобы с его личностью считались. Поэтому он может вступать в ссоры, протестовать, писать о своих чувствах в дневнике, совершать какие-то поступки. Дети, которые не могут отстаивать свое «Я» и оставляют негативные переживания неотреагированными эмоционально, реагируют на них телом в виде психосоматических болезней.

Дети, страдающие от жестокого обращения, получают не только психические, но и физические травмы. Жестокость по отношению к ребенку связана с насилием, которое проявляется в пренебрежении его потребностями, психическом давлении, физическом воздействии, порой действиях сексуального характера. Психические травмы и неврозы в этом случае неизбежны. Последствия такого воздействия могут серьезно повлиять на здоровье и психику ребенка и отразиться на всей его дальнейшей жизни.

Жестокое отношение к ребенку чаще скрывается родителями, но о нем можно догадаться по многим признакам. О психологическом насилии со стороны взрослых свидетельствуют обвинения и ругань в адрес ребенка при посторонних, нежелание его утешить, когда это действительно необходимо, открытое выражение неприязни, избыточная критика, а также отождествление его с ненавистным родственником. К счастью, большинство родителей любят своих детей, заботятся об их здоровье и благополучии, поэтому обращаются за помощью к врачам, психологам и читают книги о воспитании.

Для того чтобы вырастить ребенка здоровым, психически полноценным, необходимо в первую очередь признать, что он - индивидуальность и в меру своего возраста самостоятельная личность. Поэтому подход к ребенку и другим членам семьи по принципу «он мой» необходимо изменить. Маленькому человеку необходимо уважение. Оскорбления и унижения в семье подавляют его личность и мешают расти и развиваться. Надо понимать, что малыш появился на свет не для того, чтобы все время доставлять нам радость и удовольствие, как в первые месяцы жизни, пока он крохотный лежит в кроватке и большую часть времени спит. Если родители понимают свое назначение, смысл своих обязанностей и долга перед ребенком, то он растет здоровым, внутренне свободным, легко приспосабливается к жизненным переменам (посещению детского сада, школы и др.). Если взаимоотношения между родителями осложнены, в семье происходят конфликты, то это отражается на отношении к детям и их психическом состоянии, так как они все время находятся в стрессе.

Стоит пересмотреть отношение к ребенку, если он все время что-то делает не так и вызывает раздражение и злость; если из ваших уст звучат фразы «молчи лучше», «ничего ты не умеешь» и т.п.; если словам ребенка не придают значения («и слушать не буду», «опять ты врешь»). При таком отношении ребенок теряет уважение к себе и перестает доверять самым близким - родителям. Он подавляет свои негативные эмоции, что является причиной многих болезней и неудач в жизни из-за неуверенности, боязни критики, подверженности стрессам. Уважение к ребенку помогает улучшить взаимоотношения и психологическую обстановку в семье, а значит, дает шанс на сохранение здоровья.

Часто взрослые ошибочно считают, что маленькие дети не понимают ничего, что происходит вокруг них, а потому не стесняются выяснять при них отношения друг с другом, не следят за своим поведением. Они не замечают, что ребенок чутко на все реагирует, и даже если еще не понимает всех слов, то перенимает эмоциональное состояние взрослых, особенно родителей. У него в ранние годы сильная привязанность к матери, и на многие события он реагирует так же, как и она. Если при этом ребенка пытаются оградить от правды, делают вид, что все в порядке, то он замечает у взрослых и улыбку на лице, и в то же время тревожность, и поэтому оказывается в противоречивом состоянии, которое приводит к внутреннему конфликту. В такой семье и другими болезнями, которые затем превращаются в хронические. Только разобравшись в истинной обстановке в семье, можно найти выход из этой ситуации.

Метафизика детских болезней и недугов

С раннего возраста ребенок в процессе воспитания получает от родителей множество установок. Они могут быть как прямыми директивами, так и косвенными. В таком виде, по мнению американских психологов Р. Гулдинг и М. Гулдинг, родители передают детям свои неразрешенные проблемы. Ребенка можно научить только тому, что умеешь и имеешь сам. Если родители не смогли стать самостоятельными личностями, не избавились от груза из своего детства и, воспитывая ребенка, постоянно твердят заученные советы своих родителей о том, как нужно относиться к себе и людям, как следует поступать, как жить, то они перекладывают этот груз на своих детей.

Родительские директивы могут быть не только в виде многократных повторений определенных установок, но и в виде неясного поведения или выражения мыслей, однако с четким намерением дать понять ребенку, что в случае их невыполнения последует наказание. Иногда подразумевается не явное наказание (ругань, порка), а косвенное - например, ребенок будет виноват в происходящем, причем родители помогут ему осознать, что все произошло именно из-за него. Таким образом, ребенка вынуждают даже без четких директив выполнять желания взрослых и заставляют отказаться от собственных интересов, мешают развитию самостоятельности и вырабатывают нежелание быть ответственным. Ребенок, которого все время заставляют не быть собой, находится в постоянной неудовлетворенности и внутреннем конфликте. В итоге он становится более несчастным по сравнению с родителями, что приводит к развитию психосоматики.

Из всех многочисленных установок, навязываемых детям и влияющих на метафизику детских болезней, выделяют несколько наиболее частых:

  • «не живи» (родители столкнулись с множеством проблем, которые появились после рождения ребенка, но оказались к ним не готовы; они во всем обвиняют ребенка и не желают нести ответственность);
  • «не будь ребенком» (родители не умеют общаться с детьми, не умеют расслабляться и с пользой отдыхать, они ощущают вину за свою радость и требуют от ребенка быть серьезным);
  • «не верь себе» (родители убеждены, что лучше знают потребности ребенка в жизни, и все решают за него, обрекают на многочисленные «должен» и «обязан»);
  • «будь самым лучшим» (ребенка убеждают, что он непременно должен оказаться лучше всех, чтобы быть счастливым. Если же лучше всех быть не получается, то значит и счастливым быть нельзя);
  • «не чувствуй» (родители не понимают своего тела, сдерживают эмоции и требуют того же от ребенка, он перестает воспринимать сигналы организма о неблагополучии, отказывается от своих желаний) ;
  • «нельзя никому верить» (родители представляют ребенку мир враждебным и дают понять, что для выживания необходимы хитрость, напор и т.п.);
  • «не делай» (ребенок перестает проявлять инициативу, он сомневается и во многом испытывает затруднения, боится начинать новые дела, опасается неудачи).

Эти установки чаще преподносятся не в прямом виде, а маскируются всевозможными назиданиями и предостережениями, которые оседают в подсознании ребенка:

  • «Что ты говоришь?! И тебе не стыдно?!» (родители не могут воспринять ситуацию, реагировать адекватно и перекладывают ответственность на ребенка, порождая у него чувство вины и стыда, в результате ребенок несет на своих плечах непосильный груз, растет несчастным и озлобляется, у него может появиться такая черта, как вредность);
  • «Не балуйся!» (дети познают мир в игровой форме, поэтому могут для игры использовать самые разные предметы. Если они берут или делают что-то недозволенное или опасное, то это по недосмотру взрослых или из-за их неспособности предвидеть ситуацию; взрослых в этом случае родители своими словами перекладывают ответственность на ребенка и обвиняют его);
  • «Не ешь мороженое, а то заболеешь!» (в этом случае если у ребенка и заболит горло, то от сдерживаемых обиды, недовольства и слов; болезни горла часто являются результатом того, что ребенка заставляют замолчать при плаче, ругают за высказывание эмоций и мыслей);
  • « Перестань дурачиться!» (родители, чьи воспоминания о детстве безрадостные и которые привыкли сдерживать свои эмоции, не позволяют ребенку шумно веселиться; они запрещают естественное для детей спонтанное проявление эмоций и активности, что вызывает у них не только недовольство, но и нарушения формирования личности и предпосылки для болезней);
  • «Перестань плакать! Успокойся!» (родители заставляют ребенка сдерживать свою боль и делать вид, что все в порядке, а это приводит к подавлению и накоплению негативных эмоций);
  • «Не держи книгу так близко, не смотри много телевизор, а то зрение испортишь!» (отчасти родители правы, но они не пытаются помочь найти ребенку альтернативное занятие, расширить круг интересов, объяснить, почему зрение может испортиться, поэтому ребенок продолжает вести себя по-прежнему, а зрение действительно может испортиться из-за запрета, нежелания взрослеть и боязни будущего, ведь родители отвлекают от всего интересного и рисуют скучные перспективы);
  • «Осторожно! Споткнешься и упадешь!» (это прямое внушение при частом повторении превращается в программу; родители не помогают ребенку быть уверенным, не предоставляют поддержку для проявления самостоятельности, заставляют сомневаться в своих силах).

Наиболее часто при нарушениях семейных взаимоотношений причиной возникновения психосоматических заболеваний у детей является недостаток теплых чувств при общении с одним из родителей. Это проявляется как на словах, так и невербально (мимикой, жестами). Одной из причин психосоматических болезней у детей являются, помимо указаний, высказывания бесчувственным или отстраненным тоном. Так ребенок не получает одобрения, поддержки и сопереживания, а попытки добиться внимания родителей всячески пресекаются. Взрослые открыто игнорируют ребенка, не признают в нем личность и не интересуются им, а его слова оставляют их равнодушными или вызывают раздражение.

Также среди причин психосоматических детских заболеваний выделяют непоследовательное воспитание. Родители то разрешают, то запрещают, то удерживают рядом, то не желают слушать. Детям сложно понять таких родителей, которые могут отреагировать на них самым неожиданным образом. Это приводит к тому, что дети перестают им доверять и скрывают свои эмоции. Ребенок не может сам выйти из сложившейся ситуации так, чтобы сохранить самоуважение, и начинает болеть. Помочь ребенку в выздоровлении в этом случае может только ясность в семейных, а особенно супружеских, отношениях.

С наступлением холодов заболеваемость среди детей резко возрастает, но некоторые дети болеют нечасто или относительно легко, а часть из них – практически не вылезают из простуд, каждый эпизод длится по несколько недель, и болезни, по сути, плавно перетекают из одной в другую. И нередко те родители, которые практически не видят в межсезонье и зимой своих детей здоровыми, сильно переживают по поводу того, можно ли вообще прервать череду этих бесконечных болезней. Они ищут врачей и препараты, которые могут помочь в устранении постоянного и , непрерывных и их осложнений. Именно эти семьи и становятся постоянными посетителями педиатров и иммунологов, ЛОР-врачей и специалистов других отраслей. Возникает закономерный вопрос – почему дети часто болеют, почему некоторых малышей относят к категории «ЧБД» – «часто болеющих детей»?

Оглавление:

Как часто болеет ребенок?

В категорию ЧБД можно, в зависимости от возраста, отнести детей, которые болеют простудными и иными инфекциями от 6 до 20 и более раз за год . Если же говорить о детях разных возрастов, категориями ЧБД считают:

  • В возрасте до 1 года детей, болеющих более четырех эпизодов за год,
  • В возрасте 1-3 лет тех малышей, которые болеют более 6-7 раз за год,
  • После 4-5 лет детей, которые болеют простудами более пяти эпизодов за год, а у школьников более трех раз в году.

Причем простуды у таких детей обычно протекают тяжело или длительно, более 7-10 дней, и зачастую требуют приема антибиотиков, а также имеют различные осложнения простуд.

Данный факт создает серьезные проблемы для всей семьи, отражаясь как на физическом развитии малышей, так и на их нервно-психическом статусе, но важно подчеркнуть, что категория ЧБД – это не заболевания детей, подобное состояние не выставляется диагнозом.

Эта группа детей включает тех малышей, которые намного чаще чем в среднем в популяции, болеют , причем они не связаны с определенными врожденными особенностями, наследственными болезнями или приобретенными соматическими патологиями (то есть это относительно здоровые при рождении дети, которые просто часто простужаются).

Наиболее часто такие дети страдают (насморки), назофарингитами (сочетание насморка с поражением глотки), и (поражения гортани и трахеи), . Кроме того, у таких детей могут быть частые или , а также имеются такие ЛОР-осложнения как , или иные проблемы.

В чем опасность частых простуд?

Как таковые, простуды тренируют иммунную систему, но если это частые и повторяющиеся патологии, они могут приводить к нарушениям в функционировании и созревании различных тканей и органов. Это не только бронхолегочная система, но и пищеварительный тракт и нервная система (особенно вегетативный ее отдел). Частые простуды подрывают иммунную резистентность детского организма, формируют срывы в адаптационных и компенсационных механизмах тела. Другими словами, у таких детей хуже функционируют и менее тренированы все органы и системы тела . Из-за постоянных простуд и нахождения дома на больничном, такие дети меньше бывают на свежем воздухе, у них органичен двигательный режим, что может приводить еще и к развитию дополнительных обменных заболеваний, и , дистрофическим проявлениям.

Поэтому у таких малышей достаточно заметны отставания физического развития – по росту и весу, а также психомоторные навыки . У детей с частыми простудами нередко применятся большое количество лекарственных препаратов ( , противовоспалительные, ), которые могут также обладать иммуносупрессивными эффектами – они в определенной мере могут подавлять естественный иммунитет.

Причины простуд у детей

Если говорить о причинных факторах, которые лидируют в генезе детских простуд, то можно на первое место, несомненно, поставить вирусные инфекции. Но нередко начинаясь как вирусные, инфекции зачастую осложняются микробными поражениями, что усугубляет тяжесть заболеваний и резко повышает риски формирования различных вторичных осложнений – это , . Если верить исследованиям, насчитывают около 60-ти различных причинных факторов, которые ответственны за высокую заболеваемость. Все эти группы факторов можно объединить в разделы:

Внимание! Немалую роль играет наличие у ребенка особого вида инфекции – скрытых вирусных, к которым могут относиться – герпесная группа – , или . Хотя мало еще изучены вирусы , восьмого, но они также могут иметь значение.

Если говорить о микробной инфекции, то важными для детей могут становиться , гемофильная инфекция, клебсиелла и некоторые другие микробы. Нередко дополнительным фактором может стать и наличие кишечных инфекций.

Роль иммунитета в частой заболеваемости

Зачастую в частых или длительных заболеваниях детей винят ослабление иммунитета, но далеко не все родители могут оценить все те факторы, которые могут приводить к ослаблению иммунной защиты их малыша. Так, функционирование иммунной системы начинает формироваться еще в утробе матери, поэтому такие факторы как развитие внутриутробной инфекции, резкая недоношенность детей или их незрелость в результате влияния различных факторов могут грозить тем, что дети затем, после рождения, могут часто болеть и длительно переносить каждый эпизод инфекции.

Важно для полноценного становления иммунитета ребенка кормление его грудным молоком . В нем содержатся иммуноглобулины и иные иммунные факторы, которые помогают незрелой иммунной системе младенца более адекватно реагировать на внешние стимулы и раздражители. С материнским молоком передается и часть готовых антител, которые защищают его на протяжении первых месяцев жизни от простуд и инфекционных болезней. При раннем переводе детей на смеси или отказе от ГВ, дети могут болеть простудами с раннего возраста, что ослабляет иммунную защиту . Кроме того, негативно могут влиять на иммунную систему такие обменные патологии и дефицитные состояния как гипотрофия, анемии различного типа или рахит, .

Выраженным негативным влиянием на иммунитет обладают:

Обследования часто болеющих детей: какие анализы сдавать?

Если ребенок часто болеет, каждый эпизод простуды длится более 2 недель или часто формируются осложнения, требующие лечения серьезными препаратами, важно провести полноценное обследование ребенка и прицельный анализ его образа жизни, чтобы выяснить наличие проблем с иммунной системой или же те факторы, которые ведут к подобным проблемам в отношении ОРВИ.

Первое, что нужно сделать – обратиться к педиатру с просьбой о направлении для консультации к иммунологу. Для посещения этого специалиста предварительно нужно прохождение обследования:

  • сдается , в котором оценивается функционирование иммунной системы в целом по количеству лейкоцитов и составу формулы. Сдвиг в ней в сторону лимфоцитоза или лейкоцитоза (особенно до юных форм) покажет – вирусные или же микробные.
  • исследование крови на наличие скрытых инфекций (герпесной группы), микоплазменного или хламидийного инфицирования, РС-инфицирования.
  • посев отделяемого с носа и глотки на флору.
  • аллергологическая диагностика с изучением уровня иммуноглобулинов Е (общей и специфических фракций).
  • иммунограмма с изучением иммуноглобулинового спектра и активности фагоцитоза.
  • рентгенография грудной клетки, а при подозрении на ЛОР-патологии – черепа и придаточных носовых пазух.

Обратите внимание

При наличии определенных симптомов необходимы консультации невролога и гастроэнтеролога, эндокринолога, ЛОРа и других специалистов.

Чем опасны частые болезни детей?

Если ребенок практически постоянно болеет – это проблема не только самой семьи, лечащего врача, но и общества в целом. Такие дети обычно не могут прививаться по графику вакцинации, имеют проблемы с посещением сначала дошкольных учреждений, а потом и со школьным обучением – они пропускают занятия и имеют сниженную успеваемость. Родители таких детей вынуждены пропускать работу или уволиться с нее, что отражается на материальном достатке семьи. Государство тратит на реабилитацию и лечение таких детей большие средства в масштабах всей страны. И, кроме того, у ребенка, относимого к категории ЧБД, формируются своеобразные порочные круги в отношении здоровья, которые делают решение проблемы затрудненным.

На фоне слабого иммунитета ребенок часто болеет, частые болезни ослабляют иммунитет, и на фоне ослабления иммунитета ребенок опять болеет. В результате образуется повышенная чувствительность тела ребенка к различным микробным и вирусным агентам, у него снижаются защитные резервы и истощаются механизмы резистентности, нередко формируются вялотекущие или хронические инфекции, а также развивается неблагоприятный фон для соматической патологии – аллергизации организма, развития пищеварительных расстройств, поражения желез внутренней секреции. В свою очередь «букет» из инфекционных и соматических заболеваний приводит и развитию значительного отставания как физического развития, так и нервно-психического.

Обратите внимание

По мере взросления формируются и психологические проблемы – комплекс неполноценности, робость и нерешительность в силу гиперопеки родителей, неуверенность в себе, физическая слабость. В силу невозможности ведения привычного для детей образа жизни, это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, может стать отшельником.

Это тоже важный факт в пользу того, чтобы родители активно занимались профилактикой частых болезней и укреплением иммунитета детей.

Методы реабилитации часто болеющих детей

Дети, которые достоверно чаще и дольше болеют, требуют от врача и родителей планомерной работы в плане их лечения, становления иммунитета и закаливания. И хотя родители считают эти факторы маловажными, уповая исключительно на лекарства, но именно правильное питание, строгий режим дня и процедуры закаливания, активная физическая нагрузка и частое пребывание на свежем воздухе – это ключевые факторы борьбы с болезнями. А вот медикаментозными методами коррекции иммунитета, лечением простуд и их осложнений должны заниматься специалисты – иммунологи или педиатры.

Нет единого универсального подхода к терапии детей из категории ЧДБ, их реабилитации и к профилактике частой заболеваемости. Все это связано с тем, что организм каждого ребенка индивидуален, и в каждом клиническом случае и ситуации, у каждого конкретного малыша нужно подбирать свои, индивидуально подходящие под возраст и состояние здоровья методики.

Но важно остановиться на общих методах и принципах реабилитации детей, часто страдающих от простудных заболеваний. Основная цель такого лечения болеющих детишек – это снижение заболеваемости до физиологически допустимой и воздействие на причинные факторы, которые приводят к простудам и болезням. Принципы терапии подобны таковым, как и у здоровых детей, сюда будет входить воздействие на причины ( , ), а также препараты, направленные на механизмы и симптомы патологии.

Если говорить о лечении вирусных инфекций , для категории ЧБД применяют около 10-ти различных групп средств, они направлены на подавление размножения вирусов. Ели речь идет о лечении гриппа, в детском возрасте применяют препараты, подавляющие активность вирусов – (сегодня считается уже не очень эффективным), тамифлю и реленза. При тяжелых вирусных инфекциях для этиологической терапии показано применение серьезных препаратов (рибавирин, ганцикловир, ацикловир). Их применяют только по строгим показаниям, только выверяя дозировку и под контролем врача.

Также показано применение препаратов – индукторов , их применяют по схемам, которые используют для укрепления иммунной системы, поддержания клеточного и гуморального звена, активизации резистентности.

При необходимости борьбы с вторичной инфекцией применяют только по показаниям, с учетом чувствительности к ним микробной флоры. Также показано применение физиотерапии, лечебной физкультуры, методов закаливания и препаратов, обладающих иммуностимулирующим эффектом.

Все препараты применяет только врач, и любые препараты нужно обсуждать с ним, а самостоятельно можно применять только немедикаментозные средства и профилактические мероприятия.

Профилактика частых простуд у детей

Важно думать о последующем здоровье ребенка еще при беременности, начиная с периода зачатия и даже ранее. Так, если женщина планирует беременность, важно немедленно отказаться от всех вредных привычек - не только приема алкоголя и курения, но и пищевых излишеств, приема вредных продуктов и много чего еще. Важно провести санацию очагов хронической инфекции, пролечить все хронические патологии и скорректировать эндокринные расстройства, устранить обменные нарушения.

Роль грудного кормления

Еще перед родами стоит готовиться к грудному вскармливанию, а после рождения крохи сразу же приложить его к груди, чтобы он получил первые же капли молозива, которое помогает запуску иммунитета. Важно, чтобы кроха получил молозиво в первые же минуты жизни, оно богато иммуноглобулинами, которые защищают кроху от инфекций и стимулируют иммунитет. Не менее важно естественное вскармливание и в последующем, когда кроха будет расти и развиваться. В составе грудного молока содержится большое количество иммуноглобулинов, защитных факторов и белков, витаминов и биологических веществ, которые приводят к тому, что иммунитет активно формируется и стимулируется. В среднем, до введения прикорма нужно кормить кроху только грудью около полугода. Если же есть необходимость в докорме, нужно тщательно подбирать смеси, чтобы они не провоцировали аллергию и не влияли на иммунитет.

Соблюдение режима дня

Практически для всех малышей из этой группы типично расстройство в работе вегетативной нервной системы и ее центральных отделов, за счет чего им нужны строгие режимные мероприятия, настраивающие на слаженную работу все системы и органы. Кроме того, эти дети должны дольше спать примерно на час-полтора в сравнении с ровесниками , чтобы они могли восстанавливать силы. Детям, которые часто болеют, важно длительно ежедневно пребывать на свежем воздухе, но продолжительность будет варьировать от погоды и состояния малыша. Отказаться от прогулок можно только при сильных ливнях или снегопадах, сильном штормовом ветре . Остальные дни вполне можно использовать для прогулок при походах со школы или из детского сада. Длительное пребывание в закрытых помещениях негативно влияет на иммунную систему.

Профилактические прививки

Часто болеющим детям профилактическая вакцинация даже более важна, чем здоровым, от многих инфекционных заболевания можно защитить их за счет прививок . Так, им проводят все те же вакцинации – против и , все остальные, что положены по календарю и дополнительные, . Если говорить именно о гриппе, детей прививают заранее, до начала сезона так, чтобы иммунитет успел выработаться. Запрещено делать прививки больным детям или в период эпидемии – они не помогут, а только навредят.

Рекомендуем прочитать:

Полноценные меры гигиены

Важно у часто болеющих малышей обращать внимание на питание, которое обогащается белками и витаминами, минеральными компонентами, в то время как количество быстрых углеводов (это сладости, конфеты, сахар) стоит уменьшить в рационе . За счет злоупотребления данными продуктами происходят колебания глюкозы крови, что ведет к перевозбуждению нервной системы. Не менее важным моментом будет отказ от приема аллергенных продуктов, особенно если в роду есть аллергики и необходимо профилактировать аллергию. Особенно важно исключать из рациона детей продукты с пищевой химией. Все питание детей стоит подбирать максимально натуральным, чтобы оно легко усваивалось и подходило по возрасту. Это важно для полноценной работы ферментов и стимуляции аппетита.

Как сделать, чтобы ребенок меньше болел?

Помимо заботы о физическом здоровье ребенка, важно также активно заботиться о его психологическом комфорте и проводить активную профилактику проблем и расстройств психики.

Обратите внимание

Нередко родителям просто незаметно серьезное психологическое состояние, проблемы психики ребенка, и изменения его поведения они списывают на характер или перевозбужденность, избалованность родными. Но если у детей формируются неврозы или депрессии, которые возможны даже в годовалом возрасте, это крайне отрицательно влияет на психику.

Причинами для подобных расстройств могут стать проблемы семьи или общения с ровесниками, конфликты между родителями, гибель или болезни близких людей. Они могут приводить к постоянной подавленности, замкнутости и переживаниям, ведущим к проблемам нервной системы. Могут влиять на психику проблемы в общении со взрослыми в детских коллективах, рождение еще детей в семье, отношения с друзьями и много что еще.

Нередко подобные проблемы приводят к тому, что запускают патологические программы – стремление заболеть, чтобы обратить на себя внимание, получив порции заботы и любви. Важно тщательно проанализировать окружение ребенка и его общение, в чем могут быть проблемы его общения, поведения. Иногда может помочь только психолог или психотерапевт.

В укреплении иммунной защиты и профилактике частой и длительной заболеваемости важна физическая культура и спорт, массажи и дыхательные практики, а также процедуры регулярного закаливания. Необходимо проведение курсов массажа до 4 раз в год, а проведение дыхательных упражнений возможно ежедневно, что помогает увеличить вентиляцию легких, а также реактивность слизистых, активизирует местный иммунитет.

Важно обратить внимание на которое проводят с раннего возраста, соблюдая главные принципы – систематичность процедур и постепенное нарастание интенсивности. Наиболее оптимальными для детей любого возраста станут контрастные души, с началом процедур в периоды полного здоровья и наращиванием интенсивности крайне медленно и осторожно. В периоды болезней процедуры нужно приостановить, а затем приступить к ним снова, с менее активных воздействий и более высоких температур, чем это было ранее. Подобные методики позволяют тренировать резистентность тканей и сосудов к перепадам температуры, влажности, помогают защищаться от вирусных атак.

Можно дополнить данные методики укрепления иммунной защиты фитотерапией под руководством врача. У большинства детей она дает выраженные и активные результаты, за исключением детей аллергиков, у которых нужно применять ее крайне осторожно. Применимы настои и отвары трав, чаи и сборы в местной форме – для ингаляций и промывания полостей тела, а также применяя внутрь.

Сколько бы автор ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно и философски, не как к трагедиям, а как ко временным мелким неприятностям, удается это далеко не всем и не всегда. В конце концов совсем не редкость ситуации, когда мама просто не может сказать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ - эти ОРЗ просто не заканчиваются. Одни сопли плавно перетекают в другие, заложенный нос переходит в заболевшее ухо, бледнеет покрасневшее горло, но сипнет голос, увлажняется кашель, но в очередной раз повышается температура...

КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?

Раньше говорили: «Что поделать, такой уродился» и добавляли: «Потерпи, перерастет».

Сейчас говорят: «Плохой иммунитет» и, как правило, добавляют: «Надо полечить».

Давайте попробуем разобраться, что же все-таки надо делать - терпеть или лечить?

Родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета - т. н. первичные иммунодефицит ы - редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит - это состояние смертельно опасное и оно не имеет никакого отношения к двухмесячному насморку.

Таким образом, частые ОРЗ - в подавляющем большинстве случаев следствие вторичного иммунодефицита - т. е. ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то угнетается.

Главный вывод:

если нормальный от рождения ребенок не вылазит из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала.

Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней.

Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны прежде всего понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так - не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях.

А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто.

Судите сами. Дитя часто болеет. Куда маме податься за советом?

Начнем с бабушки. И что услышим: он у тебя плохо ест, тоже мне мать, ребенка накормить не в состоянии; кто ж так дитя одевает - совершенно голая шея; он раскрывается ночью, поэтому спать надо в теплых носках и т. д. С песнями и танцами накормим. Очень теплым шарфиком плотно замотаем. Носки наденем. Частота ОРЗ от всего этого не уменьшится, но бабушке легче.

Обратимся за помощью к друзьям, знакомым, сослуживцам. Главный совет (мудрый и безопасный) - потерпи. Но обязательно услышим историю о том, как «у одной женщины ребенок все время болел, но она не пожалела денег и купила ему специальный и очень биологически активный витаминный комплекс с добавками толченых рогов высокогорного тибетского козла, после чего все как рукой сняло - ОРЗ прекратились, аденоиды рассосались, а знаменитый профессор сказал, что он потрясен, и купил комплекс своему внуку». Кстати, последняя упаковка этих витаминов еще есть у Клавдии Петровны, но надо спешить - сезон охоты на козлов закончен, новые поступления будут только через год.

Поспешили. Купили. Начали дитя спасать. Ах, как стало легко! Нам, родителям, легко - все-таки мы для дитя ничего не жалеем, мы, родители, правильные. ОРЗ продолжаются? Ну, это такой ребенок .

Может все-таки обратимся к серьезным врачам?

Доктор, у нас за год 10 ОРЗ. Мы уже съели за этот год 3 кг витаминов, 2 кг лекарств от кашля и 1 кг антибиотиков. Помогите! От нашего несерьезного педиатра Анны Николаевны толку никакого - требует ребенка закалять, а как же его такого «безиммунитетного» закалять! У нас наверняка какая-то страшная болезнь завелась...

Ну что ж, давайте обследуем. Поищем вирусы, бактерии, глисты, определим состояние иммунитета.

Обследовали. Нашли герпес, цитомегаловирус, лямблии, а в кишечнике стафилококк. Анализ крови с умным названием «иммунограмма» показал многочисленные отклонения.

Теперь все понятно! Это не мы виноваты! Мы, родители, - хорошие, внимательные, заботливые. Ура!!! Мы нормальные! Бедная Леночка, сколько на нее сразу всего навалилось - и стафилококк, и вирусы, ужас! Ну да ничего! Нам уже рассказали про специальные лекарства, которые всю эту гадость обязательно изведут...

А еще что приятно, можно эти анализы продемонстрировать бабушке, она небось и слова такого не слышала - «цитомегаловирус»! Но хоть критиковать перестанет...

И обязательно покажем анализы Анне Николаевне. Пусть осознает свои заблуждения, хорошо, что мы ее не послушались и не стали с такой жуткой иммунограммой закаляться.

Самое печальное в том, что Анна Николаевна заблуждения признавать не хочет! Утверждает, что стафилококк - вполне нормальный обитатель кишечника у большинства людей. Говорит о том, что невозможно жить в городе и не иметь антител к лямблиям, герпесу и цитомегаловирусу. Упорствует! Настаивает на том, что все это ерунда, и лечить отказывается! Вновь и вновь пытается убедить нас в том, что виноваты во всем не стафилококки-герпесы, а мы - родители!!!

Автор отдает себе отчет в том, что вы можете очень расстроиться и даже закрыть эту книгу. Но Анна Николаевна абсолютно права с максимально возможной степенью вероятности - виноваты действительно вы, родители! Не по злому умыслу, не от вредности. По незнанию, по непониманию, по лености, по доверчивости, но виноваты вы.

Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками решить эту проблему невозможно. Устраняйте конфликт с окружающей средой. Изменяйте образ жизни. Не ищите виновных - это тупик. Ваши и вашего ребенка шансы вырваться из замкнутого круга вечных соплей - вполне реальны.

Еще раз повторюсь: волшебных таблеток «от плохого иммунитета» не существует. Но есть эффективный алгоритм реальных практических действий. Мы не будем рассказывать обо всем подробно - ответам на вопросы о том, как должно быть, и без того посвящено множество страниц, как в этой, так и в других книгах автора.

Тем не менее, наиболее принципиальные моменты мы сейчас перечислим и подчеркнем. Фактически это и будут ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Фиксирую внимание - это не разъяснения, а уже готовые ответы: разъяснений уже было столько, что если они не помогли, так значит, ничего не поделаешь, хотя Леночку очень жалко...

ВОЗДУХ

Чистый, прохладный, влажный. Избегать всего, что пахнет - лаки, краски, дезодоранты, моющие средства.

ЖИЛЬЕ

При малейшей возможности организовать ребенку персональную детскую комнату. В детской комнате нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке (обычная вода без дезинфицирующих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром. Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Складывание всего разбросанного + мытье пола + вытирание пыли - стандартные действия перед сном. На стене в комнате - термометр и гигрометр. Ночью они должны показывать температуру 18 °С и влажность 50-70%. Регулярное проветривание, обязательное и интенсивное - утром после сна.

СОН

В прохладной влажной комнате. По желанию - в теплой пижаме, под теплым одеялом. Белое постельное белье, постиранное с использованием детского порошка и тщательно выполосканное.

ПИТАНИЕ

Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставлять ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда есть согласен, а тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать кормление в промежутках между кормлениями. Не злоупотреблять заморскими продуктами. Не увлекаться разнообразием питания. Естественные сладости (мед, изюм, курага и т. п.) предпочесть искусственным (на основе сахарозы). Следить, чтоб во рту не было остатков пищи, особенно сладкой.

ПИТЬЕ

По желанию, но у ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Обращаю внимание: не получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Оптимальное питье: негазированная, некипяченая минеральная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи. Температура напитков комнатная. Если ранее всё грели - постепенно уменьшать интенсивность нагревания.

ОДЕЖДА

Достаточный минимум. Помнить о том, что потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть предметов одежды больше, чем на его родителях. Уменьшение количества - постепенное.

ИГРУШКИ

Самым тщательным образом следить за качеством, особенно если ребенок берет их в рот. Любой намек на то, что данная игрушка пахнет или пачкается, - от покупки отказаться. Любые мягкие игрушки - накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов. Предпочесть игрушки моющиеся. Моющиеся игрушки мыть.

ПРОГУЛКИ

Ежедневные, активные. Через родительское «устал - не могу - не хочу». Очень желательно перед ночным сном.

СПОРТ

Идеальны занятия на свежем воздухе. Любые виды спорта, предусматривающие активное общение с другими детьми в замкнутом пространстве, не желательны. Плавание в общественных бассейнах нецелесообразно для часто болеющего ребенка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Хороши по месту постоянного жительства, когда состояние здоровья не позволяет выйти из дома. Сначала надо перестать быть часто болеющим и только потом начинать посещение хора, курсов иностранного языка, студии изобразительного искусства и т. п.

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ

Ребенок должен отдохнуть от контактов с множеством людей, от городского воздуха, от хлорированной воды и бытовой химии. В подавляющем большинстве случаев отдых «на морях» не имеет к оздоровлению часто болеющего ребенка никакого отношения, поскольку большинство вредных факторов сохраняется плюс добавляется общественное питание и, как правило, худшие, в сравнении с домашними, жилищные условия.

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды - трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.

ПРОФИЛАКТИКА ОРЗ

Крайне маловероятно, чтоб часто болеющий ребенок постоянно переохлаждался или килограммами поедал мороженое. Таким образом, частые болезни - это не простуды, это ОРВИ. Если Петя в пятницу наконец-то здоров, а в воскресенье вновь имеет заложенный нос, так это значит, что в интервале пятница-воскресенье Петя нашел новый вирус. И в этом однозначно виноваты его родственники, в частности, дедушка, который воспользовался неожиданным выздоровлением, дабы срочно сводить внука в цирк.

Главная задача родителей - в полном объеме реализовать рекомендации, подробнейшим образом изложенные в главе 12.2 - . Всячески избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.

Если ребенок часто болеет ОРВИ, значит, он часто инфицируется.

Ребенок не может быть в этом виноват. Это модель поведения его семьи. Значит, надо менять модель, а не лечить ребенка.

ЛЕЧЕНИЕ ОРВИ

Лечить ОРВИ - это не значит давать лекарства. Это значит создать такие условия, чтоб организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями здоровья справился с вирусом. Лечить ОРВИ - это значит обеспечить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, тепло одеть, не кормить, пока не попросит, активно поить. Солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела - вполне достаточный список лекарств. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Если ребенок часто болеет, так значит любой лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись . Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится без реальных на то оснований - от страха, от боязни ответственности, от сомнений в диагнозе.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Очень важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры вовсе не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет . Но ведь сплошь и рядом ребенок идет в детский коллектив буквально на следующий день после улучшения состояния. А еще раньше, до детского коллектива, он отправляется в поликлинику, где его смотрит врач, который говорит, что ребенок здоров.

В очереди к врачу и на следующий день в школе или в детском саду ребенок обязательно встретится с новым вирусом. Ребенок с еще не окрепшим после болезни иммунитетом! Новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей, с большей вероятностью осложнений, потребует применения лекарств.

Но и эта болезнь закончится. И вы пойдете в поликлинику, а затем в детский сад... А потом будете рассказывать про часто болеющего ребенка, который «таким уродился»!

Стало лучше - это значит надо начинать нормально жить. Нормальная жизнь - это не поход в цирк, не школа и уж тем более не детская поликлиника. Нормальная жизнь - это прыганье-скакание на свежем воздухе, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек.

При активном образе жизни и максимально возможном ограничении контактов с людьми полное восстановление требует, как правило, не более недели. Теперь можно и в цирк!

Не надо забывать о том, что контакты с людьми рискованны, прежде всего, в помещениях. Игры с детьми на свежем воздухе, как правило, безопасны (если не плеваться и не целоваться). Отсюда вполне приемлемый алгоритм посещения детского сада сразу после выздоровления - ходить туда тогда, когда дети выходят на прогулку. Погуляли, все на обед в помещение, а мы домой. Понятно, что реализовать такое получается далеко не всегда (мама работает, воспитательница не согласна, детский сад далеко от дома), но такой вариант по крайней мере можно иметь в виду.

И в заключение отметим очевидное: алгоритм «действий после выздоровления» распространяется на всех детей, а не только на часто болеющих. Это фактически одно из важнейших правил, которое помогает нормальному ребенку не стать часто болеющим.

Ну а коль скоро мы заговорили про «всех детей», заметим, что отправляясь после болезни в детский коллектив, надо думать не только о себе, но и о других детях. В конце концов, ОРВИ может протекать в легкой форме, когда температура тела остается нормальной. Побежали сопли, вы пару дней посидели дома, а потом отправились в детский сад, оставаясь при этом заразными!

Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести, но в любом случае с момента нормализации температуры тела должно пройти не менее трех суток .

ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВО В

«НЕСАДИКОВСКИЙ» РЕБЕНОК

Ситуация, при которой ребенок становится часто болеющим лишь после того, как начинает посещать детский сад, - абсолютно типична. До трех лет практически не болел, гуляли, закаляли, никогда и ничем не лечили. В три года пошел в детский сад - и за зиму пять ОРЗ... Вы уже поняли, кто виноват? Однозначно не ребенок.

Когда произносится фраза «до трех лет не болел», так этой фразой утверждается - имеем абсолютно нормального, здорового ребенка. Изменилась окружающая среда - начались болезни.

Что делать? Во-первых, признать тот факт, что невозможно начать активно общаться с детьми и не заболеть. Да вы, собственно, были к этому готовы, но не думали, что болезни будут постоянными. Постоянные болезни - значит, либо вы торопитесь с возвращением к детям после болезни, либо что-то принципиально неверно в самом детском саду (принимают больных детей, не проветривают, мало гуляют и т. д.).

Имеем ли мы возможность повлиять на детский сад? Как правило, не имеем. Можем ли поменять детский сад? Иногда можем. Но это непросто и дорого.

Можем ли мы не отвести ребенка в детский сад, если начальство на работе нас требует, да и врач не намерен продлевать больничный лист?

Не можем. Поменять садик не можем. Не отвести в садик не можем. Отводим. Заболеваем. Выздоравливаем. Отводим. Заболеваем. Вдруг понимаем, что все, на работе заработанное, мы тратим на детские болезни!

И тогда кто-то из окружающих произносит фразу: ваш ребенок «несадиковский» . И все вдруг становится понятным. Работу бросаем. В садик ходить прекращаем. И действительно через 1-2 месяца перестаем быть часто болеющим ребенком.

мы не смогли найти нормальный детский сад.

Мы перестали ходить в детский сад потому, что мы не имели возможности восстановить ребенка после болезни.

Обратите внимание: «мы не смогли...», «мы не имели возможности...».

не бывает несадиковских детей. Бывают несадиковские родители .

Мы не нашли нормальный детский сад потому, что его просто не существует.

Мы не имели возможности восстановить ребенка после болезни, потому что такой возможности не предусматривают инструкции нашего педиатра и кодекс законов о труде.

не бывает несадиковских родителей. Бывает несадиковское общество.

Но на самом деле все вовсе не так драматично. Поскольку даже очень частые ОРЗ при правильном лечении совершенно не отражаются на здоровье ребенка.

Заболел. Увлажнили, проветрили, напоили, закапали нос. Выздоровел. Походил два дня в детский сад. Заболел. Увлажнили, проветрили, напоили, закапали нос. Выздоровел. Мы ничего опасного, плохого, вредного не делали.

Но если каждый чих - повод для назначения десятка сиропчиков-таблеточек, для издевательств под названием «отвлекающие процедуры», для инъекций антибиотиков, для тщательного обследования, для консультации десятка специалистов, каждый из которых считает необходимым добавить к лечению еще парочку-другую препаратов, - такие ОРЗ однозначное и очевидное ЗЛО и такие ОРЗ бесследно не проходят и безболезненно не перерастаются. И для такого ребенка детский сад опасен. И родители опасны. И врачи...

Если ребенок болеет ОРЗ часто, пусть даже очень часто, но выздоравливает не с помощью лекарств, а естественным образом - так пусть болеет, пусть ходит в детский сад, пусть вообще делает, что хочет.

Это не вредно - так болеть и так выздоравливать!