Загрязнение шумовое. Шумовое загрязнение окружающей среды

Экология звука.

Ухо-первый орган восприятия,который формируется у зародыша, и во время его нахождения в матке ухо-самый главный орган, благодаря которому развивается сознание зародыша и посредством которого он слышит биение сердца матери и звуки из внешнего мира.

О существовании загрязнения окружающей среды, озоновых дырах и т.д знают все, но о существовании шумового загрязнения и акустической экологии задумываются немногие.

Если мы поймём значение звука в нашей жизни,мы сможем также понять и то что говорят о себе посредством звука то или иное место или общество.

Наше урбанистическое общество загрязнено шумами моторов и механизмов. Мы это чувствуем и научили наши уши игнорировать то что они слышат, тем самым активно подавляя их естественную способность слышания.

В результате этого подавления и музыка более всего распространённая в звуковом городском пейзаже, является примитивной и лишённой ньянсов и оттенков, именно из-за того,что наше подавленное звуковосприятие разучилось слышать эти оттенки и получать от них удовольствие. Всё что нам нужно это чёткий простой ритм и простая легкозапоминающаяся мелодия, рингтон:)

Реальность урбанистического общества такова: мы предпочитаем технические достижения цивилизации, такие как современные способы перемещения, тишине, даже когда мы хотим сбежать из города на природу, мы пользуемся машиной, поездом, самолётом. Фактически чем дальше и быстрее мы перемещаемся, тем больше тишины мы уничтожаем.

Что такое экология звука?

Это наука изучающая взаимоотношения между живыми организмами и их звуковым окружением.Её задача-привлечь внимание к нездоровому дисбалансу в их отношениях, улучшить акустическую экологию и сохранить акустически сбалансированные soundscapes (звуковые пейзажи).

Осознаём мы этого или нет, но наши уши более внимательны когда мы попадаем в непривычное окружение,например когда путешествуем. Слушание становиться чрезвычайно важным для выживания, попыткой найти ориентацию в незнакомом месте.

Наши уши словно прочищаются и начинают работать в состоянии “боевой готовности”.

Мы должны практиковать “прочистку” ушей и в нашей повседневной жизни. Это значит более активно и осознанно использовать наши уши. Они “включены” 24 часа в сутки, даже когда мы спим, уши работают и в отличие от глаз они не имеют век, чтобы прикрываться.

Использовать их активно означает вначале открыть их для всех звуков, задайте себе вопросы “какой первый звук я услышал сегодня?”, “сколько раз я слышал сегодня пение птиц?”, можете ли вы на них ответить? Результатом открытия осознанного слышания будет стремление защитить наши уши и создать им моменты и места тишины в нашей ежедневной жизни.

Всем знакомы приятные,це лительные моменты тишины, когда мы вырываемся из городской жизни на природу. Это необходимо, потому что акустические загрязнения приводят к психическим расстройствам и заболеваниям.

Слушание и производство звуков находяться в тесном взаимоотношении. Шумное окружение заглушает наши шаги, наше дыхание и нашу нормальную разговорную речь.

Наша слушательная способность всегда очищается и улучшается когда мы находимся в “Hi-fi” (высококачественном) звуковом окружении. Hi-fi здесь следует понимать не как высококлассную звуковоспроизводящую аппаратуру, а естественные звуки природы и окружающей среды, а также звуки акустических музыкальных инструментов. Потому что именно эти звуки и пытается воспроизвести Hi-fi аппаратура.

Так вот, когда мы находимся в таком высококачественном звуковом окружении, мы часто испытываем желание слушать и также производить звуки.

В этом окружении мы можем найти баланс между слушанием и звучанием и этот баланс помогает нам обрести наш внутренний баланс и жизнеспособность.

Однако чаще всего современное звуковое окружение является lo-fi, низкокачественным, преобладание урбанистических шумов является причиной того, что мы теряем энергию. Мы вынуждены повышать голос,современное звуковое окружение относится с пренебрежением к нашим ушам и голосу. Результатом являются частые стрессы у людей живущих в городах.

К сожалению,несмотря на чрезвычайную важность нашего первого органа восприятия, слишком мало внимания уделяется решению проблем звуковой экологии в нашем обществе…

По материалам книги “DHVANI.Nature and Culture of Sound.” by S.C.Malik

Выделяют загрязнение шумовое, которое оценивается как одно из самых вредных для человека. Все люди издавна жили в окружении звуков, в природе нет тишины, хотя и громкие звуки тоже очень редки. Шелест листвы, щебет птиц и шорох ветра нельзя назвать шумом. Эти звуки полезны для человека. А с развитием технического прогресса актуальной стала проблема шума, который людям приносит много проблем и даже приводит к болезням.

Хотя звуки не повреждают окружающую среду и воздействуют только на живых организмов, можно говорить о том, что загрязнение шумовое в последние годы стало экологической проблемой.

Что такое звук

Слуховой аппарат человека устроен очень сложно. Звук - это волновое колебание, передающееся через воздух и другие компоненты атмосферы. Эти колебания воспринимаются сначала барабанной перепонкой человеческого уха, потом передаются в среднее ухо. Звуки проходят через 25 тысяч клеток, прежде чем осознаются. Обрабатываются они в мозге, поэтому если они очень громкие, то могут привести к большим проблемам со здоровьем. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 15 до 20000 колебаний в секунду. Меньшая частота называется инфразвуком, а более высокая - ультразвуком.

Что такое шум

В природе мало громких звуков, в основном они тихие, благоприятно воспринимаемые человеком. Шумовое загрязнение окружающей среды случается, когда звуки сливаются и превышают по интенсивности допустимые пределы. Силу звука измеряют в децибелах, и шум более 120-130 Дб уже приводит к серьезным расстройствам человеческой психики и отражается на состоянии здоровья. Шум имеет антропогенное происхождение и повышается с развитием технического прогресса. Сейчас уже даже в загородных домах и на даче сложно спрятаться от него. Естественный природный шум не превышает 35 Дб, а в городе человек сталкивается с постоянными звуками в 80-100 Дб.

Шумовой фон выше 110 Дб считается недопустимым и очень вредным для здоровья. Но все чаще с ним можно столкнуться на улице, в магазине и даже дома.

Источники шумового загрязнения

Самое вредное воздействие оказывают звуки на человека в Но даже в загородных поселках можно страдать от шумового загрязнения, вызванного работающими техническими приспособлениями у соседей: газонокосилкой, токарным станком или музыкальным центром. Шум от них может превышать предельно допустимые нормы в 110 Дб. И все же основное загрязнение шумовое происходит в городе. Источником его в большинстве случаев являются транспортные средства. Самая большая исходит от автомагистралей, метро и трамваев. Шум в этих случаях может достигать 90 Дб.

Предельно допустимые нормы звука наблюдаются во время взлета или посадки самолета. Поэтому при неправильной планировке населенных пунктов, когда аэропорт оказывается вблизи от жилых домов, шумовое загрязнение среды около него может привести к проблемам у людей. Кроме транспортных шумов, человеку мешают звуки стройки, работающих климатических установок и радиорекламы. Причем современному человеку уже не скрыться от шума даже в квартире. Постоянно включенные бытовые приборы, телевизор и радио превышают допустимый уровень звуков.

Как звуки влияют на человека

Восприимчивость к шуму зависит от возраста человека, состояния его здоровья, темперамента и даже пола. Замечено, что женщины более чувствительны к звукам. Кроме общего шумового фона, на современного человека оказывают влияние и неслышимые и ультразвук. Даже кратковременное их воздействие может вызвать головные боли, нарушения сна и расстройство психики. Влияние шума на человека изучалось давно, еще в античных городах вводились ограничения на звуки в ночное время. А в средние века существовала казнь "под колоколом", когда под воздействием постоянных громких звуков человек погибал. Сейчас во многих странах действует закон о шуме, который защищает горожан ночью от акустического загрязнения. Но угнетающе действует на людей также полное отсутствие звуков. Человек теряет работоспособность и испытывает сильный стресс в звукоизолированном помещении. А шумы определенной частоты, наоборот, могут стимулировать процесс мышления и улучшают настроение.

Вред шума для человека


Влияние шума на окружающую среду

  • Постоянные громкие звуки разрушают растительные клетки. Растения в городе быстро засыхают и гибнут, деревья живут меньше.
  • Пчелы при интенсивном шуме теряют способность ориентироваться.
  • Дельфины и киты выбрасываются на берег из-за сильных звуков работающих сонаров.
  • Шумовое загрязнение городов приводит к постепенному разрушению сооружений и механизмов.

Как защититься от шума

Особенностью акустических воздействий на людей является их способность накапливаться, и человек оказывается незащищенным от шума. Особенно от этого страдает нервная система. Поэтому процент психических расстройств выше среди людей, работающих на шумных производствах. У молодых парней и девушек, постоянно слушающих громкую музыку, слух через некоторое время снижается до уровня 80-летних стариков. Но, несмотря на это, большинство людей не догадываются о вреде шума. Как же можно защитить себя? Рекомендуется использовать индивидуальные средства защиты, например, беруши или наушники. Получили распространение звукоизолирующие окна и стенные панели. Нужно стараться дома использовать как можно меньше бытовых приборов. Хуже всего, когда шум мешает человеку нормально выспаться ночью. В этом случае его должно защитить государство.

Закон о шуме

Каждый пятый житель большого города страдает от заболеваний, связанных с шумовым загрязнением. В домах, расположенных около крупных магистралей, превышен на 20-30 Дб. Люди жалуются на громкие звуки, издаваемые стройками, вентиляцией, предприятиями, дорожными работами. За городом жителям досаждают дискотеки и шумные компании, отдыхающие на природе.

Чтобы защитить людей и дать им выспаться, в последние годы все чаще принимаются областные регламентирующие время, в которое нельзя производить громкие звуки. В это, как правило, период с 22 часов вечера до 6 часов утра, а в выходные - с 23 до 9 часов. Нарушители подвергаются административным наказаниям и крупным штрафам.

Шумовое загрязнение окружающей среды в последние десятилетия становится самой актуальной проблемой мегаполисов. Вызывает беспокойство снижение слуха у подростков и увеличение количества психических заболеваний у людей, работающих на производствах, связанных с сильным шумом.

Скажите, какая мелодия звучит сейчас у вас в голове? Может быть, «Серенада» Шуберта или «Времена года» Вивальди? Хотя, скорее, наверное, незамысловатая песенка, которую крутили около ближайшего магазина?..

А вы всегда замечаете, что звучит вокруг?

Большинство людей, живущих в городах, постоянный звуковой фон воспринимают как что-то совершенно естественное. Количество поглощаемой нами звуковой информации огромно, но что из этого мы воспринимаем, слышим, а что «пропускаем мимо ушей»?

Но вот парадокс: обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, звуки воздействуют на нас - на наше настроение, наше состояние.

Музыка может «вознести до небес», наполнить жизнью, а может довести до глубокой депрессии и даже до самоубийства. Об этом знали в давние времена, потом забыли, но во второй половине XX века о связи музыки и психики вспомнили вновь.

Музыка используется в психологии и медицине, например, для реабилитации или анестезии, существует «музыка для расслабления», «музыка для производства» и так далее. Одно время появились простые рецепты: Чайковский - от язвы, Бетховен - от гастрита…

Но если даже одно и то же лекарство на разных людей действует по-разному, может ли такая неуловимая субстанция, как музыка, влиять на всех одинаково? А способны ли мы сами определить, что слушать, а что нет, или мы лишь пассивные потребители того, что модно в наше время?

«Уши - это ворота мира»

Наш слух - это наша связь с миром, которую мы всегда, даже неосознанно, стремимся восстановить. Способность слышать можно развивать, и дело не только в физическом слухе, но и в нашем внимании, а главное - в желании услышать что-то или кого-то.

К музыке тоже стоит отнестись внимательней. Как, с помощью чего она воздействует на нас? Ее основа, или средства выразительности, для любого времени и стиля одинакова: 1) ритм и темп; 2) мелодия и гармония; 3) форма; 4) динамика, или громкость звучания.

Ритм - основа всего

День - ночь, усилие - отдых, а прислушайтесь к биению собственного сердца... Природу не назовешь хаотичной, все подчинено порядку, основа которого - ритм, он задает движение, энергию жизни.

Поставьте утром живую ритмичную музыку, например, Бранденбургские концерты Баха или любимый рок-н-ролл, и на работу вы соберетесь быстрее, чем обычно, а вот медленная музыка утром может сыграть с вами злую шутку.

Вечером же отдохнуть поможет спокойная мелодия, например романтическое фортепиано или легкий джаз. Каждый, конечно, подберет музыку на свой вкус.

Ритм еще и мощное средство объединения, вспомним магию русского хоровода, где нет солистов, а ритм каждого вплетается в общий ритм. Быть может, это было отражением того, как жизнь каждого человека вплетается в единую жизнь природы.

Сейчас мы реже задумываемся о законах природы (хотя их никто не отменял), но так здорово почувствовать себя «в едином ритме» с кем-то, мы стремимся к этому, не желая оставаться в одиночестве.

Правда, навязчивый жесткий ритм может стать опасным, и особенно опасным, если в ход идет бич нашего времени - излишняя громкость звука.

«Человечество глохнет!»

Как хочется иногда посидеть в тишине!

Но нам, похоже, это не грозит: городской звуковой фон (шум автомобилей, строительных машин, бытовых приборов) таков, что слух быстро притупляется.

Добавьте к этому развитие воспроизводящей техники («чем громче, тем лучше»), привычные наушники, и станет понятно, почему медики бьют тревогу: «Человечество глохнет!»

При громкости в 65 Дб мы начинаем реагировать на музыку независимо от наших этических и эстетических установок: любая будет вызывать сильное напряжение, усталость, раздражительность.

Сейчас принято массовые, особенно молодежные мероприятия сопровождать громкой музыкой с навязчивым ритмом. А что, здорово - это сплачивает, добавляет драйва!

Но психологи предупреждают: это демобилизует мыслительную активность, разрушает способность человека к личностному общению, то есть мы не объединяемся, а привязываемся к ритму музыки, уже не обращая внимания на тех, кто рядом.

Возникает знаменитый эффект толпы, вспышки агрессии здесь не удивительны, да и внушить толпе можно что угодно.

Знаете, как не поддаться эффекту толпы? Не попадать в нее! А уж если попали - стараться не потерять себя, оставаться человеком в любых обстоятельствах, выбор остается всегда.

Психологи говорят, что путь человека зависит от того, как он сумеет гармонизировать свой индивидуальный ритм с ритмами других людей.

Если группа людей, даже небольшая, достигает такой гармонии, она способна свернуть горы, потому что ее основа - уважение, поддержка, стремление услышать друг друга, а не подавлять, как в случае толпы.

Мелодия и мысль

Мы все очень разные, поэтому готовые рецепты из Интернета подойдут далеко не всем.

И снова хочется сказать: выбор всегда за нами. Можно поглощать бесхитростные мелодии из телевизора, но психологов наша поп-культура и в этом отношении не устраивает (ну и привередливые же!).

Простенькие мелодии хороши для дискотек, для «отрыва», который время от времени нам нужен, но, если их слушать часто, они делают более примитивным мышление. В них нет глубины, полутонов, времени на размышление. Что ж, можно и так, но тогда с развитием творческих способностей будет сложнее.

Мелодия, как объясняет музыкальный словарь, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту».

Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту.

Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно ее открывать всю жизнь.

Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

В поисках гармонии

Гармония - в переводе с греческого «созвучие», «соразмерность». Кто не мечтает о ней? В музыке это сочетание звуков, в общении - понимание друг друга.

А что происходит в нашей душе, нашем внутреннем мире?

Кто-то вспомнит, что в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами.

Она может многое о нас рассказать - или о нашем стремлении упорядочить жизнь, придав ей устойчивый ритм, или о желании взлететь над обыденным, разбивая привычные рамки и овладев искусством импровизации.

Может быть, именно сейчас пришла пора пересмотреть свою музыкальную коллекцию?

В то же время в нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы их забыть, также есть мелодии любимые, волнующие нас на протяжении всей жизни. Если у вас их нет, пожалуйста, поищите - и в глубине своей души, и в бескрайних музыкальных просторах.

Такая музыка выведет из самой глубокой депрессии, вернет к самому себе, даст новые силы.

Мы можем идти по разным тропам - музыкальным и жизненным, примерять на себя разные жанры и модные веяния, но, услышав первые же знакомые звуки, невольно обернемся и вспомним, восстановим связь с чем-то очень дорогим.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие», - писал Томас Карлейль.

Стол, тонарм, картридж с иглой - это части сложной механической системы со множеством колебательных контуров, которая является источником звука. Все (или почти все) любители винилового звука понимают, что достижение результата в этой области - не просто набор определенных технологических формальностей, но и некое интуитивное, сердечное дерзновение, которое сродни изготовлению и настройке музыкального инструмента. Сегодня мы в гостях у мастеров из Clearaudio

Основатель Clearaudio Питер Зухи (в русском языке аналогом этой западнославянской фамилии будет Сухой) в начале 70-х вместе с семьей переехал из Чехословакии в Германию, подальше от крепких коммунистических объятий. Не просто специалист-инженер, но и истовый мастер и ценитель аналогового звука, за 30 лет Питер Зухи сделал свою маленькую семейную фирму (чуть более 30 человек в штате) всемирно известным виниловым брендом, а кроме того, и одним из центров аудиофильских звукозаписей.

Сложно слыть специалистом в кулинарии, если ты куришь и вырос на фастфуде близ химического завода. Такую же, как мне видится, аналогию можно применить и в аудио. Штаб-квартира и сборочные мощности Clearaudio располагаются в небольшом здании в гуще классического баварского леса - в лице которого, таким образом, любой компонент Clearaudio всегда имеет мощный поверочный эталон звукового полотна, не отравленный индустриальными источниками.

Делегацию из России встречает сын Питера - Роберт Зухи, который работает здесь вместе с сестрой Вероникой и братом Патриком. Сам Питер официально находится на пенсии, но вообще-то он по-прежнему не расстается со своей компанией и часто бывает здесь в своем рабочем кабинете. Вот что рассказал нам Роберт Зухи.

БУДУЩИЕ ПРОДУКТЫ CLEARAUDIO

Производство гибридных солнечно-водородных источников питания замкнутого контура. Днем энергия солнечных батарей (площадь 2x1 м) питает аудиокомпоненты и разлагает воду на водород и кислород. Ночью водород окисляется обратно в воду; при этом выделяется ток для аудиосистемы. Проектируемые водородные блоки будут обладать мощностью 500 Вт, а стоить в пределах двух-трех тысяч евро - то есть сопоставимо хорошими кондиционерами электропитания.

5 ФАКТОВ О КАРТРИДЖАХ CLEARAUDIO

  1. При сборке топового картриджа Goldfinger предусмотрено проведение 20 различных измерений.
  2. В Clearaudio при отборе магнитов используют прибор для измерения магнитом поля собственною производства.
  3. Чем магнит меньше и мощнее, тем лучше будет музыкальный результат. В Clearaudio Goldfinger установлены самые сильные в мире микромагнитики с абсолютно одинаковыми характеристиками.
  4. Толщина провода в катушке для картриджа - 12 мкм.
  5. Картридж Talisman делается за один день, a Goldfinger за шесть.

Посмотрите на эту микрофотографию канавки винилового диска. При производстве лаковой матрицы, с которой потом печатается тираж, тангенциальный резак имеет угол захода 90 градусов. По идее, таким же. должен быть и профиль канавки пластинки. Мы протестировали с микроскопом около 5 тысяч пластинок, и ни разу в канавке угол не составил 90 градусов

Тонарм и остальные компоненты винилового проигрывателя сначала проектируются на компьютере в виде 3D-модели, которая затем служит основой для рабочих чертежей и спецификаций. Весь процесс, с начала проектирования до появления модели на рынке, занимает от одного до двух лет. Плюс каждая страна, где продается техника Clearaudio, - не только Россия, но и Южная Корея, и Канада, и Филиппины, - имеет свои требования по безопасности электроприборов, которым нужно соответствовать

Сборка тонармов - только ручная работа

Подшипник для тонарма Clearaudio Universal заказывается на предприятиях, специализирующихся на медицинском оборудовании. Воздушный зазор в таких подшипниках составляет 2 микрона, что в двадцать раз меньше толщины человеческого волоса. Все они проверяются на отсутствие акустических резонансов. Процесс трудоемкий и недешевый, пожму тонармы Universal дороже, чем, например, Satisfy. Процедура окончательной обработки подшипников включает и ручную полировку

Печатные платы проектируются в Clearaudio, заказываются у внешнего поставщика в десяти километрах отсюда, а затем тестируются перед сборкой - один только тестер для контроля сюит более двадцати тысяч евро

Когда-то Clearaudio выпускала и акустику, но сейчас, сосредоточившись на виниле, делает мойки для пластинок. Двигатель для них можно приобрести в Китае за 9 евро, говорит Роберт Зухи, но мы покупаем их в Германии - за 30 евро - такие же используются для привода дворников в грузовиках Mercedes. В первом случае вероятность отказа - 30 процентов, а во втором - ноль процентов, сломать невозможно. На сборку топовой модели Double Matrix с трансмиссионной линией воздухоотвода уходит два дня

Этот высокоточный станок для обработки тонарма также используется на заводе Porsche для тонких прецизионных деталей

Данные по скорости вращения диска, уровню детонации и прочим механическим параметрам каждого собранного проигрывателя Clearaudio заносятся в базу данных сервисной службы. Каждый собранный двигатель Clearaudio проходит обкатку в течение 48 часов. Если по тем или иным причинам аппарат возвращается с неисправностью, эта информация очень поможет при диагностике

Проигрыватель Innovation с тангенциальным тонармом ТТ1

Для изготовления стола используется композит из 12 слоев, проклеенных под гнетом 60 тонн, в результате чего его плотность становится как у нержавеющей стали. После этого материал никак не реагирует на влажность и температуру. 1 квадратный метр такого композита стоит 900 евро. Также он используется в качестве пола в машинах инкассаторов

В ближайшее время на рынке появится новый усилитель Concept с ДУ под одноименную вертушку. Ориентировочная цена - 1900 евро

Очищающая вибрация древних песен. Молодые музыканты готовы вернуть фольклор в деревни. Кажется, безостановочное погружение музыки в стихию электронного саунда, сэмплов и компьютерных эффектов достигло критической точки и у части молодых людей породило обратную реакцию. С танцполов ночных клубов они ринулись в фольклорные студии, чтобы постичь мир «экологии звука», очистить песню до первозданного совершенства. Из таких искателей и собрался всероссийский фестиваль «Молодые голоса-2008. Музыка в стиле этно», который прошел в Ижевске на прошлой неделе.
Праздник преображения
Второй фестиваль собрал почти три десятка исполнителей из Карелии, Татарстана, Марий Эл, Пензенской области и Удмуртии. К удивлению организаторов, больше всего участников представляло родниковый край (в прошлом году музыканты из Удмуртии были в явном меньшинстве), что дало повод говорить о возрождении культурных традиций в республике. Кульминацией фестиваля-конкурса стал гала-концерт финалистов на Центральной площади Ижевска в День молодежи. Право участия в open-air получили двенадцать музыкантов, девять из которых стали лауреатами конкурса (по трое на каждое призовое место). Кстати, курирующее фест Министерство культуры РФ выделило победителям по программе поддержки талантливой молодежи премии в размере от 30 до 60 тысяч рублей.
В ожидании своего выхода на сцену по брусчатке прогуливались девушки в холщовых сарафанах и туниках, кое-кто щеголял лаптями и самовязаными гетрами. Из чехлов извлекались деревянные дудочки, удмуртские крези и ивановские гармони.
Вскоре на площади, которая по обыкновению в дни публичных праздников превращается в полупьяную ярмарку, возникла атмосфера совершенно особой энергетики. Самыми простыми словами, определяющими ее, были бы Добро и Радость – именно так, с большой буквы. Такой чистый внутренний свет на лицах горожан удается увидеть нечасто. С удивительной легкостью праздные гуляющие превращались во внимательных слушателей и аплодировали участникам конкурса так же неистово, как заезжим знаменитостям.
А уровень исполнительского мастерства на фестивале оказался и вправду высоким, даром что возрастной ценз ограничивал возраст конкурсантов двадцатью пятью годами. Что же, это очень хорошее начало. Председатель конкурсного жюри, исполнительница старинного русского фольклора, сказительница (она не поет – сказывает), «ангельский глас России», народная артистка России Елена Сапогова подтверждает:
- Судить было очень сложно, поскольку всегда страшно недооценить, недолюбить молодого музыканта. В первую очередь мы оценивали то, как исполнители трактуют песню, как владеют голосом, насколько они искренни. От них еще нельзя требовать такого же глубокого вложения души в песню, которое есть у опытных исполнителей, все-таки среди конкурсантов даже 14-летние дети. Но некоторые из участников уже сейчас умны и тонки в своем искусстве. Например, когда Катя Максимова пела старинную удмуртскую песню, я, не понимая ни слова, едва не плакала от восторга перед этой силой, глубиной. От того, что совсем юная девочка с такой любовью поет вековечные песни.
- Некоторые участники представили песни в жанре, который принято обозначать как этнофутуризм, то есть сплав традиции и новаторства…
- Понятно желание некоторых исполнителей соединить старую и современную традицию, сделать фольклорной песне новую аранжировку. Не всегда им хватает вкуса, чтобы этот синтез не казался нарочитым, искусственным. Но мы не вправе обвинять их: они с детства окружены грохочущими негармоничными ритмами. Нужно понимать, что нынешняя музыка – это качка, а старинная народная – это очищающая вибрация.
И совсем особый случай, когда молодой исполнитель умеет прочитать старинную песню так, будто она написана только что, не меняя в ней при этом ни ноты. За это мы сразу первое место давали.
Та самая Катя Максимова, шестнадцатилетняя первокурсница Республиканского музыкального колледжа, в итоге заняла второе место. Всем взяла – и голосом, и манерой. «Подлинным» оказался не только ее вокальный стиль, но и наряд: удмуртский костюм для Кати искали по всей Малой Монье, откуда она родом. Наконец, в сундуке одной деревенской бабушки отыскалось традиционное клетчатое домотканое платье из тонкой шерсти. Фартук тоже подобрали. А вот с монистами проблем не возникло: нагрудное украшение из крупных серебряных рублевиков переходит в катиной семье от матери к дочери уже больше двухсот лет, с восемнадцатого века. В него даже петровские копейки-»чешуйки» вшиты, не говоря уже о монетах с чеканным профилем Екатерины Великой. Парадокс же в том, что удмуртские песни и традиционные обряды Катя изучала уже в городе – в родной деревне настоящих народных гуляний с песнями и плясками уже давненько нет. «Надо это возвращать, чтобы молодежь понимала, как все происходило в старину», - уверена юная певица.
Расширяя границы мира
А вот восемнадцатилетняя студентка музыкального колледжа Анастасия Коновалова, ставшая лауреатом первой степени, свой костюм (пожалуй, самый живописный на конкурсной сцене) сшила сама – точно под разудалую шутейную песню, привезенную из полевой экспедиции в Кировскую область. Сарафан скопировала до последней детали с традиционного костюма вятской крестьянки. «Все складки сосчитала, чтобы точно силуэт воспроизвести. На фартуке – вышивка крестом, которую тоже использовали в Кировской области. А пояс – точная копия того, который носила моя прабабушка», - объясняет Настя. Но на создании собственных концертных костюмов останавливаться не собирается:
«Есть у меня задумка: создать в Удмуртии Дом фольклора, взять маленьких детей и с самого раннего возраста воспитывать их в традициях народной культуры. Через игру дать им представление о той духовной и материальной культуре, которая существовала веками. Они не только петь будут учиться, но и ткать, прясть, шить, с деревом работать. Конечно, они будут соприкасаться и с современной культурой в повседневной жизни (вечером на дискотеку могут пойти, почему бы и нет), но у них уже будет возможность сравнивать. Беда в том, что современные молодые люди эту возможность сравнивать потеряли. Подлинной народной культуры сейчас нет не только в городе, но и в деревне. Когда я приезжаю в свой родной поселок Чур и пою народные песни бывшим одноклассникам, для них это открытие, культурный шок».
У Насти и мама, и бабушка поющие. И можно было бы объяснить ее интерес к народной культуре голосом крови, генетической предрасположенностью. Но ее источник света – в ней самой. Нужно только было зачерпнуть поглубже.
- Я пою уже давно, но только в этом году поняла, насколько в действительности мне это нравится. Это такое ощущение кайфа! Раньше я могла разную музыку слушать – и хаус, и рок, и попсу. А недавно все эти записи просто выкинула – они начали резать мне уши! - и начала скупать диски аутентичных исполнителей. Как белгородские бабуськи поют, а казачьи хоры какие есть!.. Такие сокровища открываются! Я начала понимать, какой на самом деле может быть музыка, сколько в ней гармонии и красоты. Слушая эстраду сейчас, я чувствую, сколько в ней искусственности. И чувствую, насколько естественна и органична древняя музыка. Она живая, настоящая.
И чем глубже народной культурой занимаешься, тем бесповоротнее меняется восприятие всего окружающего. Если раньше, глядя на дерево, я видела только само дерево – ствол, ветви, то теперь перед глазами встает весь ряд смыслов, которые наши предки связывали с этими деревьями. Березу, например, на Руси практически обожествляли, не случайно так много обрядов с ней связано. И я, кажется, начинаю угадывать то, что видели в ней наши предки. Вообще на вещи начинаешь смотреть шире, они становятся многозначными, глубокими. Мир будто расширяется. Мифология становится второй реальностью.
В подтверждение своих слов Настя говорит, что в начале июля собирается в Первоуральск, где такие же хранители народной культуры устраивают ночь Ивана Купалы. «Это будет настоящая реконструкция – с играми вокруг костра, с купанием, с обрядовыми песнями».
Вот так происходит поиск молодыми людьми своего пути и своего места в меняющемся мире. И уж точно не случайно многие из них нашли опору не в зыбких придумках недавних лет, а в проверенных веками устоях. Борис Гребенщиков когда-то спел: «Чтобы стоять, я должен держаться корней». Нынешние ребята над корнями ясно видят крону богини-березы и черпают силы от ее рук-ветвей.
Алиса ЧУДОВА