Психология болезней: Аденоиды.

Вопрос от Елены Переваловой:

У моей дочери сильно увеличились аденоиды, я беспокоюсь за ее здоровье. В чем причина этого заболевания?

Ответ эксперта:

Аденоиды – это разрастание тканей миндалины, расположенной на задней части носоглотки. Из-за чего ребенку становится трудно дышать носом, и возникают проблемы со слухом. Заболевание встречается у детей в возрасте от 12 месяцев до 14 лет. Для человека, страдающего полипами, характерен частый ринит, рот малыша постоянно открыт. При длительном проявлении отека у маленького человека изменяются контуры лица. Разрастание лимфоидной ткани – это в первую очередь психосоматика аденоидов, у детей она проявляется чаще.

Психосоматическая основа

Увеличение лимфоидной ткани, из которой состоят аденоиды, происходит в те моменты, когда организму необходима защита. Наиболее подвержены образованию полипов дети:

Как помочь ребенку, страдающему аденоидами

Проблема разросшихся полипов устраняется оперативным методом, но из-за психосоматической основы этот способ не решает основную проблему. Наиболее действенными способами борьбы с аденоидами являются:

  • Налаживание внутрисемейных отношений.
  • Сын или дочь должны знать, что любимы в любых ситуациях.
  • Следует подчеркивать нужность и важность малыша в своей жизни.
  • Совместное обсуждение детских страхов и переживаний.
  • Следует обучить маленького человека приемам эмоциональной разгрузки.

Маме малыша, склонного к аденоидическим проявлениям, следует пересмотреть свои взгляды на окружающую действительность и разобраться со своей личностью:

  • Осознание того, что не каждая мелочь требует переживаний.
  • Следует разобраться с собственными страхами.
  • Изменение модели поведения происходим совместно с изменениями взглядов, убеждений и образа жизни в целом.
  • Любовь и внимание к ребенку – залог крепкого физического и психического здоровья.

Игнорировать появление полипов не следует, так как это может привести к серьезным проблемам в физиологическом и психологическом аспектах. При обнаружении разрастания лимфоидных клеток необходимо обратиться к медицинскому специалисту, посетить психолога.

Видео: Психологическая причина аденоидов у детей

Довольно часто родители сталкиваются с тем, что ни врачам, ни диагностам не удается установить истинную причину болезни ребенка. Другая ситуация - длительное лечение, которое не приводит к выздоровлению. Доктора говорят, что «это хроническое», и выписывают очередной рецепт на таблетки или уколы. Прервать замкнутый круг может психосоматическая медицина, которая позволит установить истинные глубинные причины недуга и подскажет, как ребенка вылечить.




Что это такое?

Психосоматика - это направление в медицине, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие тех или иных болезней. Многие великие врачи описывали эту связь, утверждая, что у каждого физического недуга есть психологическая первопричина. Да и сегодня многие практикующие врачи уверены, что на процесс выздоровления, к примеру, после хирургической операции, напрямую влияет настроение больного, его вера в лучший исход, его состояние духа.


Наиболее активно эта связь начала изучаться врачами еще в начале XIX века, большой вклад в это изучение внесли в середине XX века врачи из США, России, Израиля. О психосоматическом заболевании сегодня доктора говорят в том случае, если подробное обследование ребенка не показало каких-либо физических причин, которые могли бы способствовать развитию его заболевания. Причин нет, а болезнь есть. С точки зрения психосоматики, рассматривают и неэффективное лечение. Если все назначения врача выполняются, препараты принимаются, а болезнь не отступает, то это тоже может быть свидетельством ее психосоматического происхождения.


Специалисты-психосоматы рассматривают любую болезнь, даже острую, с точки зрения прямой связи между душой и телом. Они считают, что у человека есть все необходимое для того, чтобы выздороветь, главное - осознать глубинные причины недуга и принять меры к их устранению. Если выразить эту мысль в одной фразе, то получится знакомое всем утверждение – «Все болезни от нервов».


Принципы

Психосоматика основывается на нескольких важных принципах, которые обязательно должны знать родители, если они решили искать истинные причины болезни своего ребенка:

  • Негативные мысли, тревога, депрессия, страхи, если они довольно продолжительные или глубоко «спрятанные» всегда приводят к возникновению тех или иных физических болезней. Если изменить образ мышления, установки, то болезнь, которая не «поддавалась» медикаментам, уйдет.
  • Если причина найдена верно, то излечение труда не составит.
  • Человеческий организм в целом, как и каждая его клетка, имеет свойство самовосстанавливаться, регенерировать. Если позволить организму это делать, то процесс выздоровления будет более быстрым.
  • Любая болезнь у ребенка говорит о том, что малыш не может быть самим собой, что он испытывает внутренний конфликт. Если ситуацию разрешить, болезнь отступит.





Кто наиболее подвержен психосоматическим заболеваниям?

Ответ на этот вопрос однозначен - любой ребенок любого возраста и пола. Однако наиболее часто болезни имеют психосоматические причины у деток, которые находятся в периодах возрастных кризисов (в 1 год, в 3 года, в 7 лет в 13-17 лет). Воображение у всех детей очень яркое и реалистичное, порой у малышей стирается грань между вымышленным и реальным. Кому из родителей не приходилось хоть раз замечать, что ребенок, который очень не хочет по утрам идти в садик, чаще болеет? А все потому, что болезнь он создает сам, она необходима ему, чтобы не делать то, чего так не хочется - не идти в детский сад.


Болезнь нужна, как способ обратить на себя внимание, если его в семье уделяется мало, ведь с больным ребенком общаются больше, чем со здоровым, его окружают заботой и даже подарками. Заболевание у детей часто является защитным механизмом в пугающих и неопределенных ситуациях, а также способом выразить свой протест, если в семье долгое время царит обстановка, в которой малышу неуютно. Многие родители, пережившие развод, прекрасно знают, что в пик переживаний и семейной драмы ребенок «так не вовремя» начал болеть. Все это - лишь самые элементарные примеры действия психосоматики. Есть и более сложные, глубинные и запрятанные далеко в подсознание малыша причины.

Прежде чем их искать, нужно обратить внимание на индивидуальные качества ребенка, на его характер, на манеру его реагирования на стрессовые ситуации.


Наиболее серьезные и хронические заболевания случаются у детей, которые:

  • не умеют справляться со стрессом;
  • мало общаются с родителями и окружающими о своих личных проблемах и переживаниях;
  • находятся в пессимистичном настроении, всегда ждут неприятной ситуации или подвоха;
  • находятся под влиянием тотального и постоянного родительского контроля;
  • не умеют радоваться, не умеют готовить для других сюрпризы и подарки, дарить радость другим;
  • боятся не соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители и педагоги или воспитатели;
  • не могут соблюдать режим дня, не высыпаются или плохо питаются;
  • болезненно и сильно принимают во внимание чужое мнение;
  • не любят расставаться с прошлым, выбрасывать старые сломанные игрушки, заводить новых друзей, переезжать на новое место жительства;
  • склонны к частым депрессиям.



Понятно, что по отдельности каждый перечисленный фактор случается время от времени с каждым человеком. На развитие болезни же влияет продолжительность эмоции или переживания, а потому опасна долгая депрессия, а не одноразовая апатия, опасен длительный страх, а не минутное состояние. Любая негативная эмоция или установка, если она длится достаточно долго, способна вызвать определенное заболевание.


Как найти причину?

Все без исключения болезни, по утверждениям известных мировых психосоматов (Луизы Хей, Лиз Бурбо и других), строятся на пяти основных ярких эмоциях:

  • страх;
  • гнев;
  • грусть;
  • интерес;
  • радость.


Рассматривать их нужно в трех проекциях - как ребенок видит себя (самооценка), как ребенок видит окружающий мир (отношение к событиям, явлениям, ценности), как ребенок взаимодействует с другими людьми (наличие конфликтов, в том числе и скрытых). Нужно установить доверительные отношения с ребенком, постараться вместе с ним выяснить, что же его волнует и тревожит, что огорчает, есть ли люди, которых он не любит, чего он боится. Помочь в этом могут детские психологи, врачи-психотерапевты. Как только обрисуется приблизительный круг эмоций ребенка, можно приступать к прорабатыванию глубинных причин.


Некоторые популярные авторы (та же Луиза Хей) составили психосоматические таблицы , чтобы облегчить задачу. В них указаны заболевания и наиболее распространенные причины их возникновения. Однако слепо доверять таким таблицам нельзя, ведь они довольно усредненные, составленные зачастую при наблюдении за небольшой группой людей со сходными симптомами и душевными переживаниями.

Таблицы не учитывают личности и индивидуальности вашего ребенка, а это очень важный момент. Поэтому с таблицами желательно ознакомиться, но анализ ситуации лучше провести самостоятельно или обратиться к специалисту в области психосоматики - сейчас и такие есть.


Следует понимать, что если болезнь уже проявилась, она очевидна, то путь пройден очень большой - от мысли до эмоции, от создания ошибочных установок до превращения этих установок в неправильный образ мышления. А потому процесс поиска может быть достаточно долгим. После того как причина будет найдена, придется поработать надо всеми изменениями, которые она вызвала в организме - это и будет процесс лечения. О том, что причина найдена правильно и процесс излечения начался, будет свидетельствовать улучшение общего состояния, снижение симптоматики. Родители практически сразу обратят внимание на позитивные изменения в самочувствии малыша.


Развитие заболевания

Нужно понимать, что сама по себе мысль не вызывает приступ аппендицита или появление аллергии. Но мысль дает импульс к мышечному сокращению. Эта связь понятна всем - головной мозг дает команды мышцам, приводя их в движение. Если у ребенка внутренний конфликт, то одна мысль будет говорить ему «действуй» и мышцы будут приводиться в готовность. А другая (конфликтующая) эмоция будет говорить «не надо так делать» и мышца застынет в состоянии готовности, не совершая движения, но и не возвращаясь в исходное спокойное состояние.

Этот механизм достаточно примитивно может объяснить, почему формируется заболевание. Речь идет не только о мышцах рук, ног, спины, но и о маленьких и глубоких мышцах внутренних органов. На клеточном уровне при длительном таком спазме , который практически не ощущается, начинаются метаболические изменения. Постепенно напряжение передается и соседним мышцам, сухожилиям, связкам, и при достаточном накоплении наступает момент, когда самый слабый орган не выдерживает и перестает функционировать так как положено.


Мозг «сигнализирует» не только мышцам, но и железам внутренней секреции. Известно, что испуг или внезапная радость вызывают усиление выработки надпочечниками адреналина. Таким же образом и другие эмоции влияют на баланс гормонов и секреторных жидкостей в организме. При дисбалансе, который неизбежен при длительном воздействии на определенный орган, начинается болезнь.

Если ребенок не умеет «сбрасывать» эмоции, а только накапливает их, не высказывая, не делясь своими мыслями с окружающими, скрывая от них свои настоящие переживания, боясь быть непонятым, наказанным, осужденным, то напряжение доходит до определенной точки, и выбрасывается в виде болезни, ведь выход энергии нужен в любом виде. Очень убедительно выглядит такой довод - два ребенка, которые живут в одном городе, в одной и той же экологической обстановке, которые питаются одинаково, имеют одинаковый пол и возраст, не имеют врожденных болезней, болеют почему-то по-разному. Один за сезон ОРВИ переболеет до десяти раз, а другой не заболеет ни разу.


Таким образом, влияние экологии, образа жизни, питания, состояния иммунитета - не единственное, что влияет на заболеваемость. Ребенок с психологическими проблемами заболеет несколько раз в году, а малыш без таковых проблем - не заболеет ни разу.

Не совсем очевидной пока для исследователей является психосоматическая картина врожденных заболеваний. Но большинство специалистов в области психосоматики рассматривают такие недуги как следствие неправильных установок и мыслей женщины во время беременности и даже задолго до ее наступления. В первую очередь важно понимать, как именно женщина воспринимала детей до беременности, какие эмоции у нее вызывал плод во время беременности, а также как она в это время относилась к отцу ребенка.

У гармоничных пар, которые обоюдно любят и ждут своего малыша, гораздо реже дети страдают врожденными заболеваниями, чем в семьях, где мама испытывала неприятие папиных слов и поступков, если регулярно задумывалась о том, что и беременеть-то вовсе не стоило. Мало кто из мам, воспитывающих детей-инвалидов, детей с тяжелыми врожденными недугами готовы признаться даже самими себе, что были и негативные мысли, и скрытые конфликты, и страхи, и неприятие плода в некоторые моменты, может, даже были мысли об аборте. Вдвойне трудно потом осознать, что ребенок болен из-за ошибок взрослых. Но помочь облегчить его состояние, улучшить качество жизни мама все-таки может, если наберется мужества проработать глубинные причины заболевания малыша.


Возможные причины некоторых заболеваний

Как уже говорилось, причины следует рассматривать только с учетом характера и особенностей данного конкретного ребенка, его семейной обстановки, отношений между родителями и малышом, и других факторов, которые могут оказывать влияние на психику и эмоциональное состояние ребенка. Мы же приведем лишь несколько диагнозов, наиболее изученных психосоматическим направлением медицины с возможными причинами их возникновения: (для описания использованы данные нескольких диагностических таблиц - Л. Хей, В. Синельникова, В. Жикаренцева):

Аденоиды

Достаточно часто аденоидит развивается у детей, которые чувствуют себя нежеланными (подсознательно). Маме стоит вспомнить, не испытывала ли она желания сделать аборт, не было ли разочарования после родов, послеродовой депрессии. Аденоидами ребенок «просит» любви и внимания, а также призывает родителей отказаться от конфликтов и ссор. Чтобы помочь малышу, нужно изменить отношение к нему, удовлетворять его потребности в любви, разрешить конфликты со второй половиной.

Лечебная установка: «Мой малыш желанный, любимый, он всегда был нам необходим».


Аутизм

Наиболее вероятной причиной аутизма считается защитная реакция, которую включил малыш в какой-то момент, чтобы «закрыться» от скандала, криков, оскорблений, побоев. Исследователи полагают, что риск развития аутизма выше в том случае, если ребенок становится свидетелем сильных скандалов родителей с возможным применением насилия в возрасте до 8-10 месяцев. Врожденный аутизм, который медики связывают с генной мутацией, с точки зрения психосоматики, является длительным ощущением опасности у мамы, возможно с самого ее детства, страхи во время беременности.

Атопический дерматит

Как и большинство заболеваний, которые имеют то или иное отношение к аллергии, атопический дерматит - это неприятие чего-либо. Чем сильнее ребенок кого-то или что-то не хочет принимать, тем сильнее проявления аллергической реакции. У грудничка атопический дерматит может быть сигналом того, что ему неприятны прикосновения взрослого (если его берут слишком холодными или мокрыми руками, если от человека при этом исходит резкий и неприятный малышу запах). Кроха таким образом просит не трогать его. Лечебная установка: «Малыш находится в безопасности, ему ничего не угрожает. Все люди вокруг желают ему добра и здоровья. Ему уютно с людьми».

Такой же установкой можно пользоваться при других видах аллергии. Ситуация требует устранения неприятного физического воздействия.


Астма, бронхиальная астма

Эти недуги, как и некоторые другие болезни, связанные с возникновением дыхательной недостаточности, чаще случаются у деток, которые патологически сильно привязаны к своей маме. Их любовь буквально «удушающая». Еще один вариант - строгость родителей при воспитании сына или дочки. Если малышу с самого раннего возраста внушают, что плакать нельзя, громко смеяться неприлично, прыгать и бегать на улице - верх дурного тона, то ребенок растет, боясь выражать свои истинные потребности. Они его постепенно начинают «душить» изнутри. Новые установки: «Мой ребенок в безопасности, он любим сильно и безусловно. Он прекрасно может выражать свои эмоции, он искренне плачет и радуется». Обязательные меры - устранить педагогические «перегибы».

Ангина

Болезнь может говорить о страхе ребенка высказать что-то, попросить о чем-то для него очень важном. Иногда дети боятся поднять голос в собственную защиту. Ангина более свойственна робким и нерешительным детям, тихим и застенчивым. Кстати, похожие глубинные причины могут крыться и у детей, страдающих ларингитом или ларинготрахеитом. Новые установки: «У моего ребенка есть право голоса. Он родился с этим правом. Он может открыто и смело сказать все, что думает!». К стандартному лечению ангины или хронического тонзиллита обязательно стоит добавить ролевые сюжетные игры или посещение кабинета психолога, чтобы ребенок смог осознать свое право быть услышанным.


Бронхит

Бронхит, особенно хронический, очень нужен ребенку для того, чтобы примирить своих родителей или других родственников, с которыми он проживает совместно или разрядить накаленную обстановку в семье. Когда малыша душит кашель, взрослые автоматически замолкают (обратите внимание при случае - это действительно так!). Новые установки: «Мой ребенок живет в гармонии и мире, ему нравится общаться со всеми, ему приятно слушать все вокруг, потому что он слышит только хорошее». Обязательные родительские действия - срочные меры по устранению конфликтов, причем убирать надо не только их «громкость», но и сам факт их существования.


Близорукость

Причины близорукости , как и большинства проблем со зрением, в нежелании что-то видеть. Причем нежелание это имеет осознанный и решительный характер. Близоруким может стать малыш в 3-4 года из-за того, что с рождения видит в своей семье что-то такое, что его пугает, заставляет закрывать глаза. Это могут быть сложные отношения родителей, физическое насилие и даже каждодневный приход к ребенку няни, которую он не любит (в этом случае у ребенка часто развивается параллельно и аллергия на что-нибудь).


В более старшем возрасте (в школьном и подростковом) диагностированная близорукость может говорить об отсутствии у ребенка целей, планов на будущее, нежелание видеть дальше сегодняшнего дня, страх перед ответственностью за принятые самостоятельно решения. Вообще, многие проблемы с органами зрения связаны с этими причинами (блефарит, конъюнктивит, при гневе - ячмень). Новая установка: «Мой ребенок четко видит свое будущее и себя в нем. Ему нравится этот красивый, интересный мир, он видит все его краски и детали». В младшем возрасте нужна коррекция отношений в семье, пересмотр круга общения чада. В подростковом ребенку требуется помощь в профориентации, общение и сотрудничество со взрослыми, выполнение их ответственных поручений.


Диарея

Речь идет не о единичном поносе, а о проблеме, имеющей затяжной характер или поносе, повторяющемся с завидной частотой. Жидким стулом детям свойственно реагировать на сильный страх, на выраженное беспокойство. Понос - это бегство от чего-то, что не поддается детскому осмыслению. Это могут быть мистические переживания (страх Бабая, зомби) и вполне реальные страхи (боязнь темноты, пауков, тесных помещений и так далее). Нужно выявить причину страха и устранить ее. Если это не получается в домашних условиях, следует обязательно обратиться за помощью к психологу.

Новая установка: «Мой малыш никого не боится. Он смелый и сильный. Он живет в безопасном пространстве, где ему ничего не угрожает».


Запоры

Склонность к запорам свойственна жадным детям, впрочем, и взрослым тоже. А также запоры могут говорить о нежелании ребенка расставаться с чем-либо. Иногда запоры начинают мучить ребенка именно в то время, когда он переживает серьезные жизненные перемены - переезд, перевод в новую школу или садик. Ребенок не хочет расставаться со старыми друзьями, со старой квартирой, где ему все понятно и привычно. Начинаются проблемы со стулом. Запоры у грудничка могут быть связаны с его подсознательной тягой вернуться обратно - в привычную и защищенную среду материнской утробы.

Новая лечебная установка: «Мой ребенок легко расстается со всем, что ему уже не нужно. Он готов к восприятию всего нового». На практике требуется доверительное общение, частое обсуждение достоинств нового садика или новой квартиры.


Заикание

Достаточно часто начинает заикаться ребенок, который не чувствует себя в безопасности на протяжении достаточно долгого времени. А еще этот речевой дефект свойственен деткам, которым строго запрещают плакать. Дети-заики в глубине души сильно страдают от невозможности самовыражаться. Следует понимать, что эта возможность пропала раньше, чем нормальная речь, и во многом ее исчезновение стало причиной возникновения проблемы.

Новая установка: «Мой ребенок имеет огромные возможности показать миру свои таланты. Он не боится выражать свои чувства». На практике заике хорошо заняться творчеством, рисованием и музыкой, но лучше всего - пением. Категорические запреты плакать - путь к болезням и проблемам.

Насморк

Затяжной ринит может говорить о том, что у ребенка заниженная самооценка, о том, что он остро нуждается в понимании своей истинной ценности в этом мире, в признании его способностей и заслуг. Если ребенку кажется, что мир его не понимает и не оценивает по достоинству и это состояние затягивается, может быть диагностирован гайморит. Лечебная установка: «Мой ребенок - самый лучший. Он счастливый и очень любимый. Он просто необходим мне». Дополнительно нужно поработать с оценкой ребенком самого себя, чаще хвалить его, поощрять.


Отит

Как и любые другие заболевания органов слуха, отит могут вызвать негативные слова, ругань, мат, который ребенок вынужден слушать от взрослых. Не желая слушать чего-то, ребенок сознательно ограничивает способности своего слуха. Более сложен механизм развития сенсоневральной тугоухости и глухоты. В случае таких проблем ребенок категорически отказывается прислушиваться к кому-то или чему-то, что сильно ранит его, оскорбляет, унижает его достоинство. У подростков проблемы со слухом связаны с нежеланием слушать родительские наставления. Лечебные установки: «Мой ребенок послушен. Он хорошо слышит, ему нравится прислушиваться и слышать каждую деталь этого мира».

На деле нужно снизить избыточный родительский контроль, говорить с ребенком на приятные и интересные для него темы, избавиться от привычки «читать морали».


Повышенная температура, лихорадка

Беспричинная лихорадка, повышенная температура, которая держится без видимых на то причин при нормальных анализах, может говорить о внутреннем гневе, который накопился у ребенка. Злиться чадо может в любом возрасте и невозможность высказать злобу выходит наружу в виде жара. Чем младше ребенок, чем труднее ему выражать свои чувства словами, тем выше у него бывает температура. Новые установки: «Мой ребенок позитивен, он не злится, он умеет отпускать негатив, не копит его и не таит зла на людей». На деле следует настроить ребенка на что-то хорошее. Внимание малыша нужно переключить на красивую игрушку с добрыми глазами. С ребенком большим обязательно нужно пообщаться и выяснить, какие конфликтные ситуации у него недавно были, на кого он держит зло. После проговаривания проблемы чаду станет значительно легче, и температура начнет снижаться.


Пиелонефрит

Это заболевание достаточно часто развивается у детей, которые вынуждены заниматься не «своим» делом. Мама хочет, чтобы сын стал хоккеистом, поэтому ребенок вынужден посещать спортивную секцию, в то время как самому ему ближе игра на гитаре или рисование пейзажей восковыми мелками. Такой ребенок с подавленными эмоциями и желаниями - оптимальный кандидат на роль пациента врача-нефролога. Новая установка: «Мой ребенок занимается любимым и интересным делом, он талантлив и у него большое будущее». На практике нужно позволить ребенку самому выбрать себе дело по душе и если хоккей давно не в радость, нужно без сожалений расставаться с секцией и идти в музыкальную школу, куда он так рвется.


Энурез

Основной причиной этого неприятного ночного явления чаще всего выступает страх и даже ужас. Причем наиболее часто, по утверждениям экспертов в области психосоматики, у ребенка чувство страха каким-то образом связано с отцом - с его личностью, поведением, воспитательными методами папы, его отношением к ребенку и его матери. Новые установки: «Ребенок здоров и ничего не боится. Его папа любит и уважает его, желает ему добра». На деле порой требуется достаточно емкая психологическая работа с родителями.


Выводы

Рвота, цистит, пневмония, эпилепсия, частые ОРВИ, стоматит, сахарный диабет, псориаз и даже вши – каждый диагноз имеет свою психосоматическую причину. Главное правило психосоматики – не подменять традиционную медицину. Поэтому поисками причин и устранением их на психологическом и более глубинном уровне следует заниматься параллельно с назначенным лечением. Так, вероятность выздоровления существенно вырастает, а риск рецидива заметно снижается, ведь найденная и решенная правильно психологическая проблема - это минус одна болезнь.

Все о психосоматических причинах детских болезней смотрите в следующем видео.

  • Психосоматика
  • У детей
  • Книги

От родителей часто можно услышать жалобы на регулярные воспаления аденоидов у ребенка. Причины недуга обычно ищут в плохой экологии, несформированной детской иммунной системе и пр. Такая постановка вопроса требует доработки – нельзя смотреть на ребенка только с физической стороны, ведь существуют и более тонкие структуры (эмоции, ментальность). И если ни врачам, ни диагностам не удается установить источник болезни, то решить такую задачу, отыскав ее глубинные причины, поможет психосоматическая медицина.

Природа психосоматических расстройств

Профильная медицина, рассматривающая связь души с физическим телом, называется психосоматикой. Она же объясняет влияние эмоций, душевного состояния на формирование тех или иных заболеваний.

Специалисты утверждают, что у всех болезней есть психологический источник из подсознания. С самого момента рождения ребенок попадает в среду, в которой имеются свои параметры и правила, но малыш уже имеет внутри себя определенный набор потребностей, верований. И часто находит «коса на камень» - ребенку надо приспосабливаться к окружающему миру, как-то взаимодействовать с ним. Такая притирка может порождать некоторые негативные переживания и тревогу. А заболевания психологической природы есть не что иное, как реакция организма малыша на стрессовую ситуацию.

Давным-давно было высказано предположение о связи эмоционального перенапряжения и болезни на физиологическом уровне. В дальнейшем было доказано, что в стрессовой ситуации мозг начинает активно стимулировать работу желез внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, гипоталамус). Они, в свою очередь, увеличивают синтез определенных гормонов. Для полноценного функционирования организму необходимо, чтоб количество гормонов пребывало в определенном соотношении, нарушение этого эндокринного равновесия приводит к сбоям в работе органов и систем.

Не все заболевания являются психологически окрашенными. Однако, при наличии у ребенка постоянных обострений одного характера и безрезультатном лечении, стоит задуматься об источнике недомоганий в виде душевной дисгармонии.

Почему именно аденоиды?

ЛОР-заболевания составляют большую часть патологий детского возраста, проблемы с аденоидами входят в это число. Они представляют собой разращение лимфоидной ткани в полости носа, составляющей носоглоточную миндалину. Данный недуг чаще проявляется у детей в 3–7 лет, т. е. во время возрастных кризов. Именно в этот период высок риск развития психосоматических болезней. Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями с непроходящим насморком и отитами, то нужно посетить врача на предмет аденоидита.

Нос у человека считается символом собственного «я», своей ценности. Об этом говорит и литература: «Высоко задрать нос», «Не суй свой нос в чужие дела». Существует мнение, что выделения из носовых ходов (насморк) – это невыплаканные слезы, невысказанный внутренний призыв о помощи. Психосоматика аденоидов у маленьких детей обнаруживает глубоко спрятанный страх, горе, жалость и пр.

Однако ведь не у каждого ребенка на фоне негатива и стрессовых ситуаций появляется психосоматическая патология. Возникнет она или нет, зависит от многих причин.

Специалисты утверждают, что у чувствительных детей с тонкой душевной организацией значительно чаще поражаются вирусами верхние дыхательные пути и аденоиды. Психосоматика идентифицирует восприятие таких малышей, как пограничное, они ощущают эмоции других людей, часто «предвидя» события, которые еще не произошли, но уже назревают. Такие дети часто чувствуют недостаток любви, свою ненужность, несвоевременность своего появления в семье, даже если это не так.

Главная причина такой ситуации – психологически напряженные отношения между родителями, трения, регулярные ссоры. Часто мама и папа не могут, да и не хотят прийти к согласию между собой, в отношениях с бабушками и дедушками. Как итог, уходит любовь, растет чувство неудовлетворенности жизнью. Но ребенок подсознательно винит во всем себя.

Дети не знают, как бороться со страхами, гневом, боятся о них рассказать. Как следствие, загоняют их внутрь, переживают все в одиночестве. Такие эмоции «перекрывают» носо- и ротоглотку, вызывая разрастание лимфоидной ткани и формирование хронического аденоидита психосоматического характера.

Практикующий психотерапевт, гомеопат В.В. Синельников в книге «Возлюби болезнь свою» пишет, что за детскими недугами скрыты колоссальные эмоциональные переживания. Чтоб перебороть такое заболевание, нужно меняться и ребенку, и родителям.

Как помочь?

Родителям прежде всего необходимо обратить внимание на психосоматические аспекты проблемы. Работа должна вестись в двух направлениях: нужно пересмотреть отношения внутри семьи и вести коррекцию психоэмоционального состояния ребенка.

Чтоб помочь малышу в такой ситуации, надо восстановить в доме здоровую атмосферу. И если в отношениях взрослых и присутствует натянутость, малыш должен осознать, что он будет любим и желанен в любом случае.

Психология настаивает, что лучшее лекарство – это слово! Обсуждайте с ребенком все моменты, беспокоящие его, даже если проблемы малыша кажутся надуманными и несерьезными. Дети боятся говорить из страха быть непонятыми, поэтому надо работать в этом направлении постоянно. Ведь все отрицательные переживания ребенка, которые он «носит в себе», могут вылиться в серьезное заболевание, и аденоидит не исключение.

Главным в психосоматике является параллельное использование приемов традиционной медицины и терапии на психологическом уровне. Помните, что взаимопонимание и любовь – основа здоровой и счастливой жизни в семье!

  • Луиза Хей
  • Лиз Бурбо
  • Аденоидит - одно из самых распространенных «детских» заболеваний. У взрослых такой проблемы не встречается. Очень часто детские врачи не могут объяснить, почему у того или иного ребенка развилось разрастание глоточной миндалины. Родители лишь получают лист назначений или направление на операцию. В то же время психосоматика как знание поможет избежать неприятного недуга.

    Общая информация о заболевании

    Аденоидами или аденоидитом в медицине называют патологические увеличение глоточной миндалины. Она состоит из лимфоидной ткани и выполняет защитные функции - останавливает продвижение болезнетворных бактерий, вирусов, грибков. Во время болезни гриппом, например, глоточная миндалина может увеличиться, но после выздоровления она принимает нормальные размеры.

    У некоторых детей миндалина увеличивается вне связи с болезнью как таковой. Разрастание лимфоидной ткани признается патологическим, оно приводит к затруднению или полному исчезновению носового дыхания.

    Чаще всего увеличенные аденоиды встречаются у детей в возрасте от 3 до 7 лет.


    Причины развития патологии медицине точно неизвестны. Во всем считаются повинными вирусы и бактерии, а также предшествовавшие разрастанию болезни респираторного толка .

    Существует несколько степеней недуга, и если при первой и второй степени носовое дыхание частично сохранено, хотя и затруднено, то при 3 степени оно отсутствует полностью. Помимо того, может быть снижен слух, отсутствует обоняние, ребенок начинает «гундосить», поскольку меняется тембр его голоса.


    Малыш старается дышать только ртом, что существенно увеличивает вероятность легочных и бронхиальных патологий, он плохо спит по ночам, может храпеть. Из-за необходимости постоянно дышать через рот у ребенка появляется особое выражение лица, снижаются его способности к обучению, внимание, коммуникабельность.

    1-2 степени аденоидита обычно лечат консервативно, при 3 степени показана операция по удалению разросшейся лимфоидной ткани глоточной миндалины. Консервативное лечение очень часто оказывается безрезультатным.


    Психосоматические причины

    Психологов, психотерапевтов и педиатров давно интересует вопрос, почему вирусы и бактерии в равной степени влияют на всех детей, а аденоидные вегетации встречаются не у всех. Говорить об индивидуальной предрасположенности не приходится, ведь аденоиды по наследству не передаются.

    Часто болеющие малыши - тоже не причина, ведь и среди них есть большой процент детей, которые хоть и болеют часто, но аденоидитом не страдают.


    Психосоматическая медицина, находящаяся на стыке психологии, физиологии и анатомии, утверждает, что аденоидами ребенок всегда что-то пытается сообщить миру.

    Если родители услышат и поймут, то проблема будет решена, произойдет обратное развитие миндалины, как это происходит после обычного вирусного заболевания у здорового малыша. Если не услышат и будут продолжать усиленно лечить чадо от аденоидита, то без операции не обойтись.

    С точки зрения психосоматики, глоточная миндалина как часть лимфосистемы человека выполняет функцию ассенизатора, мусорщика. Она собирает все ненужное и выводит из организма, она является первым барьером на пути вирусов и бактерий. К негативным эмоциям и мыслям у психосоматики отношение как к мусору. Их тоже нужно своевременно собирать и выводить .



    Если же ребенок не справляется с обилием собственных негативных мыслей, если их накапливается слишком много, то глоточная миндалина начинает усиленно расти, чтобы успеть переработать большой объем «мусора».

    Когда взрослые слышат о таком понятии, как негативные мысли у детей, они приходят в недоумение - разве может у малышей быть столько негатива?

    Давайте рассмотрим, какими могут быть истинные причины аденоидов у ребенка.

      Материнские страхи и беспокойство . Есть у опытных педиатров даже особый термин - синдром беспокойной матери. Такие мамы переживают за каждый появившийся на коже малыша прыщик, сразу бегут к врачу на прием, большая часть их переживаний - надуманные, пустячные страхи. Ребенок чувствует это избыточное беспокойство и расценивает единственным верным способом - как угрозу своему существованию. Если мать при этом начинает обрабатывать игрушки антисептиком, твердить об опасности луж и цветочков во дворе, об опасности беспризорных животных, то малыш рискует не только заполучить разрастание гланд в ответ на угрозу извне, но и стать аллергиком.

      Семейные сцены . Если ребенок обладает повышенной чувствительностью нервной системы и нежной психикой, то для него настоящей угрозой извне становятся семейные сцены, конфликты и скандалы родителей. Если психологический фон в семье неблагоприятный, то ребенку ничего другого не остается, как защищаться самостоятельно. Как он может это сделать? Физически - почти никак. Но его иммунитет-защитник приходит в ответ на тревогу в боевую готовность, а в числе первых начинает разрастаться глоточная миндалина.

    Таким образом, у детей, которые чувствуют угрозу извне (реальную или надуманную их родителями), разрастание аденоидов имеет исключительно защитный механизм.



    Как лечиться?

    Понимание и обнаружение психосоматической причины аденоидов нисколько не освобождает родителей от необходимости соблюдать врачебные назначения. Психологическая работа должна вестись параллельно с лечением , тогда результат будет более быстрым и позитивным.

    Очень часто ребенку с аденоидами нужен хороший детский психолог. Поскольку предпосылки обычно создают сами родители, то работать этот специалист должен не только с малышом, но и с его родителями.

    Физически данный недуг связан с разрастанием лимфоидной ткани в ротоглотке человека. Всем известные гланды и аденоиды — это скопления лимфоидной ткани, которые расположены в разных местах в ротоглотке (чтобы не было путаницы, отметим, что общее их название — миндалины). Интересующие нас аденоиды находятся наверху, на стыке носоглотки и ротовой полости и не видны невооруженным глазом.

    Подозрением на аденоидит (или аденоидную вегетацию – воспаление и увеличение аденоидов) могут служить: невозможность дышать носом (так как перекрывается носоглотка), симптомы насморка, ухудшение слуха (частично перекрывается слуховой проход), изменение голоса (гнусавость).

    Психосоматика аденоидита

    При составлении психосоматической картины аденоидита необходимо взять за основу значение лимфосистемы (как мы уже выяснили, аденоиды относятся к этой системе) для человеческого организма. Лимфатическая система выполняет функцию мусорщика, собирая и выводя отходы из крови и тканей органов. Она (вернее содержащиеся в ней лимфоциты) также обезвреживает вирусы и бактерии (которые как отходы выводятся ею же).

    На психологическом уровне эта работа выполняется так: негативные мысли и эмоции также равнозначны мусору, отходу, которые мешают нормально функционировать человеку, и которые необходимо выводить из его внутреннего мира. Если человек (ребенок) застревает в негативных переживаниях, которые начинают накапливаться, а психика не успевает их «обезвреживать», то начинает увеличиваться (переполняется негативом) соответствующий физический орган.

    Психологические причины аденоидита

    Какие же негативные переживания заставляют опухать аденоиды у детей? Остановимся на часто встречающихся:

    • Страхи родителей (особенно у мамы по поводу и без (скорее без повода: мелкие, но преувеличенные, на пустом месте: это — про слишком беспокойных мам).

    Возникает вопрос: При чем тут ребенок – это же у мамы куча беспокойств и страхов? При том, что это страхи связаны с ребенком (нам кажется, что он простудится, если не оденем еще во что-то (хотя, на дворе — май), каждый день протираем спиртом его игрушки (вдруг микробы попадут в рот) и т.п. Но напрягают эти страхи обоих.

    Отсюда, следует выход из ситуации: если бы ребенок поделился бы с родителями со своими переживаниями, то до аденоидита бы дело не дошло (как у зврослых: поговорил с кем-нибудь – и полегчало). Но как может это сделать маленький ребенок? Ведь, как правило, этим недугом часто страдают маленькие дети от 2-3 до 7 лет. В этом возрасте (да и постарше) дети еще не умеют как-то обозначать свои переживания по вышеназванному поводу.

    • Эта ситуация с трениями в семье отягощается тем, что ребенок между ссорящимися папой и мамой, «между двух огней» (здесь это не громкая фраза, а психологически очень тяжелый стресс для еще неокрепшей психики ребенка) часто начинает чувствовать себя ненужным, лишним, нежеланным . Такие постоянные негативные мысли и переживания также являются психосоматическими причинами воспаления аденоидов.

    Если бы все это дети могли высказать – открыть психологический, так сказать, «предохранительный клапан», то душа ребенка очистилась бы от негативных мыслей и эмоций (ментального и эмоционального мусора), и не было бы необходимости его телу реагировать болезнью на душевную боль. Так что, все — в руках родителей: если споров не избежать, то обнимите ребенка и постарайтесь по возможности объяснить заранее, что споры иногда случаются, когда два человека о чем-то говорят, но что вы любите его, что вы счастливы, что он родился у вас и т.д.

    Да и вообще, даже если у вас в семье ссоры очень редки, и ваш ребенок не болеет, попробуйте каждый день вечером перед сном говорить вашему ребенку (детям) эти важные слова: я тебя люблю, я счастлива, что ты у меня есть, ты – самый лучший (добрый, умный, красивый,..), ты – мой помощник и т.д .

    Озвучивайте все положительные качества в утвердительной форме, как будто он уже их имеет. А, если у него уже эти качества есть, то, тем более нужно их укреплять через похвалу и одобрение. Очень скоро вы приятно удивитесь полученному результату (проверено практикой)!

    Пусть ваши дети будут здоровыми и счастливыми!