Почему у детей может возникать тугоухость и как с этим бороться. Симптомы и лечение тугоухости у детей

Как известно, здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Степень выраженности того или иного чувства может довольно сильно отличаться. Например, у одного человека острое обоняние, позволяющее вычленять отдельные компоненты из большого количества ингредиентов, составляющих духи, а другой не слышит запаха испорченной пищи. Среди пяти чувств для человека важнее всего зрение и слух: именно через них мы получаем максимальную информацию об окружающей обстановке. Если по какой-то причине человек, привыкший опираться на все свои пять чувств, утрачивает какое-то из них, то у него появляется, особенно на первых порах, острое чувство нехватки информации. Но бывают ситуации, когда по той или иной причине человек лишен полноценного восприятия мира уже с момента своего рождения или с раннего детства. Это ситуации, когда ослаблены зрение или слух. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 тыс. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости(так специалисты называют ослабленный слух). Если к этому числу детей с врожденной тугоухостью прибавить тех детей, которые рождаются с нормальным слухом, но по тем или иным причинам утрачивают его полноту, становится ясна актуальность этой проблемы. В этой статье мы затронем тему врожденной или приобретенной в грудном возрасте тугоухости.

Татьяна Савинова
Врач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центромВрач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центром

Что такое тугоухость и почему она возникает

В зависимости от места повреждения слухового анализатора врачи подразделяют тугоухость на сенсоневральную (звуковоспринимающую) и кондуктивную (звукопроводящую).

Сенсоневральная тугоухость обусловлена повреждением слухового нерва и внутреннего уха, иными словами – той части слухового анализатора, которая ответственна за восприятие и передачу импульсов в головной мозг.

Кондуктивная тугоухость возникает из-за нарушения нормального анатомического строения, вследствие чего нарушается проведение звуковых колебаний по наружному и среднему уху к внутреннему. В частности, к кондуктивной тугоухости относится повреждение барабанной перепонки, звуковых косточек среднего уха – осложнения острого отита, который мог протекать даже бессимптомно.

Снижение слуха может быть выражено в разной степени: от незначительного снижения слуха на одно ухо и до полной глухоты.

Какие дети обычно страдают тугоухостью? Перечислим факторы, которые могут привести к нарушению слуха:

1. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, особенно в первые три месяца беременности, когда происходит закладка органа слуха (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз).

2. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: сепсис, вирусные инфекции, болезни ЛОР- органов, в т.ч. патология наружного и среднего уха.

3. Использование матерью во время беременности и ребенком медикаментов, обладающих токсическим воздействием на орган слуха (антибиотики группы аминогликозидов – стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., фуросемид, аспирин).

4. Наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора. Вероятность развития тугоухости у ребенка, один из родителей которого болен, при некоторых формах тугоухости составляет до 50%.

5. Токсикозы беременности.

6. Асфиксия новорожденного.

7. Внутричерепная родовая травма.

8. Гемолитическая болезнь новорожденных.

9. Недоношенность (вес при рождении менее 1500 г).

10. Поражения внутреннего уха, возникшие в результате контузии.

11. Алкогольная и иная интоксикация во время беременности.

Диагноз- чем скорее тем лучше

Определять состояние слуха у детей первых месяцев жизни должны врачи или медсестры комнат здорового ребенка городских поликлиник с помощью прибора под названием «звукореактотест», который производит звуки определенной частоты.

При этом фиксируются реакции ребенка на сигналы. Такое исследование должно проводиться наравне с проверкой прибавки массы тела, полноценности питания ребенка, т.е. в ходе традиционного медицинского наблюдения ребенка первых месяцев жизни. Однако надо иметь в виду, что иногда этот тест в поликлинике не проводится. В этой ситуации родители сами могут, наблюдая за развитием ребенка, заподозрить какие-то отклонения, одной из причин которых может быть сниженный слух.

Для того, чтобы родители могли правильно оценить ситуацию, приведем этапы нормального развития грудного ребенка:

  • в возрасте 2-3 недель ребенок вздрагивает при громких звуках;
  • в возрасте 2-3 недель – замирает при звуке голоса;
  • в возрасте 1 месяца – поворачивается на звук голоса, звучащего позади него; в
  • возрасте 1-3 месяцев – оживляется, слыша голос матери;
  • в возрасте 1,5-6 месяцев – криком или широким открытием глаз реагирует на резкие звуки;
  • в возрасте 4 месяцев – поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса;
  • в 2-4 месяца появляется гуление;
  • в возрасте 4-5 месяцев гуление переходит в лепет, который становится более эмоциональным, когда в комнату входят родители;
  • в возрасте 8-10 месяцев ребенок осваивает произнесение новых звуков;
  • в 1 год – начинает произносить простые слова;
  • в любом возрасте – проявляет беспокойство во сне при громких звуках и голосах.

Ранняя диагностика тугоухости чрезвычайно важна, поскольку первые два года жизни во многих отношениях являются самыми важными для развития ребенка, в частности для развития его речи, интеллекта, эмоциональности. Ребенок как слышит, так и говорит. Не получая из_за тугоухости полной звуковой информации, ребенок воспроизводит ее по аналогии с услышанным. Кроме того, отсутствие коррекции сниженного слуха в первые два года жизни может оказать необратимое воздействие на способность использования остаточного слуха. Иными словами, без коррекции ребенок утрачивает способность использования звуковой информации.

Поэтому, заподозрив у ребенка нарушение слуха, родители должны обратиться в специализированное медицинское учреждение. В Москве это Детский городской сурдологический центр. Здесь с помощью современнейших диагностических методов ребенок даже первых дней жизни может быть обследован на предмет состоятельности слухового анализатора.

На всех этапах аудиологическое (инструментальное) обследование обязательно проводится параллельно с педагогическим. Данные аудиологического и педагогического обследования сопоставляют между собой, и только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха малыша определено объективно.

Как уже было сказано, ранняя диагностика на первых этапах опирается на наблюдения родителей (педагогический аспект обследования) и результаты обследования с помощью звукореактотеста.

Далее на приеме у ЛОР-врача или в специализированном сурдологическом учреждении состояние слуха у детей первого года жизни оценивается на основе выявления поведенческих реакций на разные звуковые стимулы по специальной методике. Таких методик существует несколько. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки (погремушки, резиновые пищащие игрушки, дудка, барабан и др.), тоны аудиометра, голос и шепот. Диагностика основана на выявлении тех частот звуковых сигналов, на которые ребенок демонстрирует поведенческую реакцию. Дело в том, что чем ниже частота звука, тем субъективно более громким он воспринимается; чем выше частота, тем звук кажется тише. Как правило, при тугоухости страдает восприятие высокочастотных звуков. Также в методике учитывается расстояние, с которого подается звук. Частота звучания каждой игрушки, голоса, шепота заведомо известна, поэтому, предъявляя ребенку звуки разных игрушек и отслеживая поведение и физиологические реакции малыша, врач может определить те частоты, которые ребенок воспринимает хуже.

К методам объективного исследования сохранности функции внутреннего уха относятся компьютерная аудиометрия, акустическая импедансометрия, метод отоакустической эмиссии и другие. Эти исследования проводятся с использованием новейших технологий и являются очень результативными и полезными в диагностике, особенно у грудных детей.

Окончательный аудиологический диагноз ставится на основании результатов нескольких методов исследования слуха, которые дополняют друг друга.

Лечение и реабилитация

Дальнейшая судьба ребенка с нарушенным слухом определяется следующими обстоятельствами:

  • возрастом, в котором произошло нарушение функции слуха;
  • сроком обнаружения тугоухости;
  • степенью снижения слуха;
  • правильностью оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, иными словами – тех возможностей слухового анализатора, на которые можно опираться в лечении и педагогической коррекции;
  • своевременностью начала ответных лечебных и педагогических шагов.

20 процентов всех случаев тугоухости относятся к кондуктивному типу и являются следствием острых и хронических отитов, к этой группе относятся и врожденные пороки развития наружного и среднего уха. В настоящее время оториноларингология обладает достаточно эффективными возможностями для лечения этих заболеваний и восстановления функции слуха. В этих случаях показано лечение основного заболевания, например антибактериальная терапия антибиотиками последних поколений при отитах и хирургическая коррекция врожденных или произошедших вследствие воспаления анатомических дефектов.

80 процентов, иными словами – подавляющее большинство всех больных, страдают сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено достаточно эффективных средств. Хотя делаются попытки восстановления слуха, утраченного в результате острых инфекций, таких как грипп, менингит и другие, с помощью лекарственных средств и гипербарической оксигенации. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве таких случаев лечение также малоэффективно. В этой ситуации следует в срочном порядке обратиться к сурдологам, поскольку дети младшего возраста на фоне ослабления слуха быстро утрачивают речевой навык и потом для его восстановления требуются большие усилия. Важнейшим и нередко единственным способом социальной реабилитации детей с поражением слухового анализатора является слухопротезирование в сочетании с длительной педагогической коррекцией.

Необходимость слухопротезирования определяется специалистом после инструментального обследования ребенка. Оно проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.

Необходимость быстрого слухопротезирования после диагностики тугоухости определяется стремительным замедлением речевого, интеллектуального и эмоционального развития на первом – втором году жизни при отсутствии у ребенка звуковой стимуляции. Слуховые аппараты бывают трех типов: карманные, заушные и внутриушные. Наиболее часто для детей применяются заушные слуховые аппараты. Особые сложности возникают при слухопротезировании маленьких детей, потому что они не могут рассказать врачу о своих ощущениях. Если усиление звука очень велико, то появляется опасность травмы внутреннего уха, если недостаточно –слуховой аппарат не будет выполнять свою функцию. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был тщательно обследован в специализированном учреждении.

Для соединения уха малыша со слуховым аппаратом используется специальный ушной вкладыш. Он помещается в ушную раковину и слуховой проход. Вкладыши бывают стандартные и индивидуальные. Индивидуальные вкладыши формуются из специальной массы по слепку уха ребенка, что обеспечивает максимальное соответствие формы вкладыша строению наружного уха. При этом создаются оптимальные условия для коррекции слуха, эффективность слухопротезирования увеличивается. В нашем Центре детям со сниженным слухом с первых месяцев жизни и до 16 лет современный слуховой аппарат выдается бесплатно.

После изготовления и начала применения слухового аппарата наступает очередь сурдологопедического этапа, во время которого сурдопедагог обучает ребенка говорить, при необходимости читать по губам, применяются методики, стимулирующие речевую функцию, в частности пальчиковые игры. В Москве есть 12 детских садов и 7 школ для детей со сниженным слухом. В детских садах занятия проводятся настолько интенсивно и эффективно, что слабослышащие дети подчас опережают по своему интеллектуальному развитию детей с нормальным слухом. Дети даже при полной глухоте научаются говорить достаточно чисто.

В заключение подчеркну: очень важная роль в своевременной диагностике тугоухости и ее дальнейшей коррекции отводится родителям пострадавшего ребенка. Именно родители подчас являются той движущей силой, которая в конечном итоге помогает ребенку адаптироваться в обществе и максимально реализоваться. Чем раньше родители заметят отклонения в нормальном развитии ребенка и выявят снижение слуха, тем эффективнее будет дальнейшая работа врачей и педагогов. Помните: диагноз «тугоухость» не является приговором, препятствующим реализации потенциала, который заложила в ребенка природа.

Теги:

Снижение слуха различной степени у детей вызывается целым рядом причин. Так, врожденная глухота у детей причины, как правило, имеет следующие:

  • генетическая предрасположенность;
  • травмы во время родов;
  • различные перенесенные инфекции у мамы во время вынашивания младенца;
  • сложное течение беременности.

В целом, как у детей, так и у взрослых, различные степени глухоты могут вызвать следующие причины:

  1. Травмы головы или уха. В этом случае заболевание поддается лечению, главное, начать его вовремя.
  2. Регулярное воздействие чрезмерных шумов. Например, громкой музыки или шумов на производстве. Они повреждают волосковые клетки и вызывают признаки нейросенсорной глухоты.
  3. Хроническая ушная инфекция.
  4. Наличие инородного предмета или серной пробки в ухе. Можно ли вылечить глухоту такого рода? Конечно, причем быстро и просто.
  5. Хронический воспалительный процесс в среднем ухе. Глухота у детей, причины которой – воспаления, встречается довольно часто.
  6. Перенесенные инфекционные заболевания, которые вызывают кондуктивное нарушение слуха различной степени у взрослых и у детей из-за избытка жидкости в слуховом проходе.
  7. Прием некоторых медикаментов, оказывающих негативное влияние на слух.
  8. Возрастные изменения. Они вызывают дегенерацию в сенсорных клетках, которые не могут обновляться.
  9. Аутоимунные заболевания. Например, системная красная волчанка.
  10. Отосклероз.
  11. Злокачественные и доброкачественные опухоли.

Прогноз лечения глухоты

На вопрос о том, можно ли вылечить глухоту, ответ однозначен – своевременное комплексное лечение значительно увеличивает шансы на успех, особенно у детей. Это утверждение касается острой или внезапной глухоты. Лечение практически не приносит результатов, если патология хроническая. Можно ли вылечить глухоту у людей с атеросклерозом, гипертонией и нарушениями кровоснабжения? Только в исключительных случаях. Лечение возрастной глухоты и патологии, вызванной перечисленными состояниями, практически не оказывает эффекта. Такие нарушения можно скорректировать с помощью слуховых аппаратов.

Профилактика глухоты

Предупредить развитие врожденной патологии у детей помогает соблюдение всех рекомендаций врача в период беременности будущей мамы. В первый год жизни ребенка важно тщательно следить за его здоровьем, обследоваться у специалистов. Признаки патологии у детей, выявленные своевременно, могут быть полностью устранены.

Тугоухость у ребенка - это состояние, характеризующееся прогрессирующим или стойким снижением слуха. Заболевание может диагностироваться у ребенка в любом возрасте, даже у новорожденных. В настоящее время известно очень много предрасполагающих факторов, которые приводят к снижению звукового восприятия. Все они подразделяются на несколько крупных групп и определяют особенности протекания патологии.

Характеристика тугоухости у ребенка представлена ниже.

Любая форма болезни отличается отсутствием реакции на звук, исходящий от игрушек, на шепот или голос матери. Помимо прочего, в клинической картине имеются расстройства психического и речевого развития. Особенность диагностики - это проверка детским врачом-отоларингологом, основывается она на проведении определенных мероприятий посредством специального набора инструментов. Кроме установления верного диагноза они имеют целью определение этапа тугоухости. С опорой на этиологический фактор терапия может быть физиотерапевтической, медикаментозной и хирургической. Зачастую лечение требует комплексного подхода.

Классификация данного заболевания

Тугоухость у ребенка отличается неполной потерей слуха, при которой пациент воспринимает звуки довольно неразборчиво. Врачи отмечают четыре степени тугоухости. Речь в зависимости от усиления степени становится все менее понятной. Последняя степень находится на границе с полной утратой слуха.

Заболевание делится по длительности:

  • острое - слух ухудшается постепенно, с начала этого процесса прошло не больше месяца; возникает в большинстве случаев в результате травмы или инфекции;
  • внезапное течение - появляется очень быстро, вплоть до пары часов;
  • подострое - со времени ухудшения слуха прошло от одного до трех месяцев;
  • хроническое - пациент болеет дольше трех месяцев; эта стадия поддается терапии хуже всего.

По месту воспаления слухового анализатора классифицируют тугоухость:

  • невральную;
  • кондуктивную;
  • смешанную;
  • сенсорную;
  • нейросенсорную.

Если тугоухость у ребенка развивается лишь в одном ухе, это означает, что болезнь отличается односторонним характером. Двусторонняя - при наличии патологии в обоих ушах.

Степени патологии

Специалисты, определяя степень тяжести патологии, за основу берут результаты речевой и тональной аудиометрии:

  • Тугоухость 1 степени у ребенка (с колебаниями от 26 до 40 дБ). Ребенок может отчетливо понимать и слышать разговорную речь в 4-6 метрах, а шепот воспринимает на расстоянии от одного до трех метров. При постоянном шуме разбор речи затрудняется.
  • Тугоухость 2 степени у ребенка (с колебаниями от 41 до 55 дБ). Пациент понимает разговор в двух-четырех метрах, с одного метра - шепот.
  • Тугоухость 3 степени у ребенка (с колебаниями от 56 до 70 дБ). Малыш различает разговор в одном-двух метрах, шепот при этом приобретает неразборчивый характер.
  • Тугоухость 4 степени у детей (с колебаниями от 71 до 90 дБ). Совсем не слышна разговорная речь.

В случае, если слуховой порог выше 91 дБ, врачи диагностируют глухоту. В ряде случаев, установив причины заболевания, получается предпринять необходимые меры, которые способны притормозить прогрессирование процесса ухудшения слуха.

Нейросенсорная тугоухость у детей

Такая форма патологии является соединением неврального и сенсорного типа. Воспалению могут подвергаться и один, и одновременно несколько отделов: слуховой нерв, внутреннее ухо. Чаще всего такая разновидность тугоухости у ребенка развивается из-за травм, которые были получены в процессе родов и при воздействии вирусов или токсинов.

Такая патологическая форма чаще всего бывает у детей, около 91 % случаев. В семи процентах ситуаций выявляются кондуктивные дефекты. Меньше всего встречается смешанная тугоухость.

Кондуктивная тугоухость у маленьких пациентов

Такая форма заболевания, как кондуктивная, является нарушением, распространяющимся в области внешнего уха, косточек среднего уха и барабанной перепонки. В такой ситуации специалисты выделяют первую и вторую степени ухудшения слуха.

Причинами появления кондуктивного типа, как правило, становятся:

  • серная пробка;
  • травматические нарушения барабанной перепонки;
  • процессы воспаления в ухе;
  • сильное воздействие шума;
  • в полости среднего уха разрастается косточка.

Диагностика проблем со слухом на самых первых стадиях дает возможность предотвращения глухоты и прочих опасных осложнений. Терапию данного заболевания должен осуществлять квалифицированный специалист, способный подобрать индивидуальный подход к такой проблеме и курс лечения.

Причины тугоухости у детей

В настоящее время специалисты не могут дать точные сведения о том, из-за чего может появиться данное заболевание. Однако после тщательного анализа и изучения данной патологии был выявлен определенный перечень предполагаемых факторов-источников:


Нужно заметить, что причинами возникновения заболевания также могут стать:

  • аденоиды;
  • серная пробка;
  • дефекты барабанной перепонки;
  • отит;
  • тонзиллит;
  • различные травмы отделов органов слуха.

В некоторых случаях на патологический процесс у подростков может повлиять постоянное прослушивание музыки на большой громкости.

Ниже представлены симптомы тугоухости у ребенка.

Симптомы данной патологии у малышей

Основное значение в распознавании детской тугоухости отводится в первую очередь наблюдательности родителей. Их должно насторожить отсутствие у ребенка до четырех месяцев реакции на громкие звуки; в четыре-шесть месяцев нет предречевых вокализаций; в семь-девять месяцев малыш не способен установить источник звука; в один-два года нет словарного запаса.

У малышей постарше может отсутствовать реакция на разговорную речь или шепот, звучащие сзади; ребенок может переспрашивать одно и то же по несколько раз; не отзываться на имя; не различать окружающие звуки; говорить громче, чем нужно, а также читать по губам.

У детей с тугоухостью отмечаются присутствует полиморфный дефект произношения звуков и резко проявляющиеся трудности дифференциации фонем на слух; крайне ограниченный лексикон, грубые искажения слого-звуковой словесной структуры, отсутствие сформированного лексико-грамматического речевого строя. Все это вызывает формирование у школьников со слабым слухом различных типов дислексии и дисграфии.

Тугоухость при лечении ототоксическими лекарственными средствами обычно диагностируется у детей через два-три месяца после этого и отличается двусторонним характером. Слух может снизиться до 40-60 дБ. У ребенка первыми симптомами тугоухости являются вестибулярные нарушения (головокружение, неустойчивая походка), шум в ушах.

Особенности диагностики заболевания

При беременности основная диагностика - это процедура скрининга. Если дети входят в состав группы риска тугоухости врожденного типа, они должны подвергаться особо тщательному осмотру. При отчетливом восприятии новорожденным малышом громких звуков отмечаются такие непроизвольные реакции, как заторможенность сосательного рефлекса, моргание и т.п. В дальнейшем с целью выявления дефектов проводится такая процедура, как отоскопия.

Для хорошего исследования слуховой функции у ребенка более старшего возраста нужно провести аудиометрию. Для дошкольников существует игровая форма данной диагностики, для школьников - аудиометрия тональная и речевая. При обнаружении специалистом определенных отклонений используется в дальнейшем электрокохлеография, посредством которой может быть выявлен участок поражения органа слуха.

Кроме отоларинголога, детскую тугоухость диагностируют также отоневрологи и сурдологи.

Лечится ли детская тугоухость?

При тщательно осуществленных диагностических процедурах и своевременном и полноценном лечении тугоухости у детей можно значительно повысить вероятность обретения полноценного слуха. Нужно сказать, что при начале данной патологии имеется шанс привести слух в норму.

При сопровождении заболевания сенсоневральными расстройствами с целью восстановления понадобится осуществление имплантации сенсоров. Естественно, на положительный исход также влияет и время обращения к специалисту: чем раньше будут начаты лечебные манипуляции, тем больше шансы на успешный исход.

Лечение данной болезни у малышей

Совокупность методов реабилитации и лечения маленьких пациентов с тугоухостью подразделяются на хирургические, функциональные, физиотерапевтические и медикаментозные. В ряде ситуаций бывает достаточно осуществления несложных мероприятий (удаления у пациента серной пробки или чтобы восстановить слух.

У детей кондуктивная тугоухость, обусловленная дефектами целостности слуховых косточек и барабанной перепонки, обычно требуется слухоулучшающее оперативное вмешательство (протезирование слуховых косточек, тимпанопластика, мирингопластика и т.д.).

Лекарственное лечение тугоухости у детей проводится на основании степени тугоухости и этиологического фактора. Если снижается слух из-за сосудистых нарушений, выписываются лекарственные средства, которые улучшают снабжение кровью внутреннего уха и церебральную гимодинамику («Бендазол», «Эуфиллин», «Папаверин», никотиновую кислоту, «Винпоцетин»). При инфекционном происхождении детской тугоухости медикаментами первой линии становятся нетоксичные антибиотики. Если интоксикации острые, то осуществляются дезинтоксикационная, метаболическая и дегидратационная терапия, а также гипербарическая оксигенация.

Немедикаментозными лечебными методами при детской тугоухости являются пневмомассаж ушной перепонки, электрофорез, иглорефлексотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и магнитотерапия.

Во многих ситуациях единственным методом реабилитации пациентов с становится слухопротезирование. Если имеются соответствующие показания, то маленьким пациентам проводится

В комплексную реабилитацию при данном заболевании включаются помощь детского психолога, дефектолога, сурдопедагога и логопеда.

Профилактика и прогноз детской тугоухости

Если у ребенка была своевременно диагностирована тугоухость, это дает возможность предотвращения отставания в развитии интеллекта, задержки развития речи, возникновения психологических осложнений психологического характера.

При раннем проведении терапии в большей части случаев получается добиться стабильного состояния и успешно провести реабилитационные манипуляции.

Профилактика тугоухости у маленьких пациентов включает в себя исключение факторов риска перинатального типа, осуществление вакцинации, отказ от применения ототоксических лекарственных средств, предотвращение патологий ЛОР-органов. Чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, у которого была выявлена тугоухость, необходимо сопровождать его на всех возрастных этапах комплексными медико-педагогическими мероприятиями.

Такая патология у ребенка - это довольно серьезная проблема, причиняющая неокрепшему организму сильный дискомфорт. Поэтому следует внимательно относиться к детям и не откладывать визит к врачу, если имеются какие-то подозрения.

Мы рассмотрели степени тугоухости у детей и методы лечения данной патологии. Здоровья вам и вашим детям!

Известно, что слух играет важную роль в развитии ребёнка. От него зависят познавательная активность, усвоение знаний и умений, становление речи и абстрактно-логического мышления. Нарушение слуха у детей появляется вследствие повреждения или недоразвития слуховых органов или головного мозга. Выделяют:

Отличаются механизм поражения, диагностика и лечение. Однако симптомы схожи, поэтому только врач определяет источник болезни.

Тугоухость — неполная утрата слуха, когда человек воспринимает звуки приглушёнными, неразборчивыми. Выделяют 4 степени снижения слуха. Чем выше степень, тем менее разборчивой кажется человеку речь. Последняя граничит с глухотой — полной потерей слуха. Симптомы болезни зависят от причин возникновения и возраста ребёнка.

Классификация

По длительности болезни выделяют:

  1. Внезапно возникшее снижение слуха. Развивается за несколько часов.
  2. Острое. От момента ухудшения слуха прошло не более 28 дней. Развивается из-за инфекционных болезней, нарушений кровообращения или травм.
  3. Подострое. Человек болен 1–3 месяца.
  4. Хроническое. Заболевание возникло более трёх месяцев назад. Как правило, хуже остальных поддаётся лечению.

В зависимости от места повреждения слухового анализатора (ухо, нерв и слуховые центры головного мозга) выделена классификация тугоухости, включающая:

  • кондуктивную;
  • сенсорную;
  • невральную;
  • сенсоневральную (нейросенсорную);
  • смешанную.

Аномалия затрагивает одно или оба уха. Развивается односторонняя или двусторонняя патология соответственно.

Схема строения уха.

Периферические нарушения (первые два вида) распространяются на ухо или слуховой нерв, центральные обусловлены поражением или недоразвитием центров слуха головного мозга. В последнем случае снижения слуха нет. Трудности возникают с обработкой звуковой информации: её обнаружением, различением, узнаванием, запоминанием. Человек не понимает, что он услышал.

Кондуктивная

Кондуктивный вид характеризуется нарушением структуры внешнего уха, барабанной перепонки или косточек среднего уха (молоточка, наковальни, стремечка). Слух снижается до 1 или 2 степени. Первоисточниками часто становятся серная пробка, отиты, повреждения барабанной перепонки, отосклероз (разрастание кости среднего уха), воздействие шума.

Сенсорная

При сенсорной тугоухости изменяется анатомия улитки внутреннего уха. Она представляет собой костный канал в виде спирали, сужающийся к концу. Он заполнен жидкостью, а внутри расположены волоски, которые передают слуховой сигнал к нерву и далее в мозг. Тугоухость возникает из-за приобретённого или врождённого нарушения волосков улитки. Появляется 1 степень снижения слуха или глухота.

Невральная

При невральной тугоухости поражается слуховой нерв или слуховой отдел мозга, и импульсы, поступающие от уха, не передаются или не обрабатываются. Сюда относят и слуховую нейропатию, когда не синхронизированы возбуждения в волокнах слухового нерва, повреждены улитка или слуховой нерв. В некоторых случаях поражение возникает в нескольких отделах.

Сенсоневральная (нейросенсорная)

Сенсоневральное снижение слуха — комбинация сенсорного и неврального видов. Поражается один или несколько отделов слухового анализатора: внутреннее ухо (встречается чаще всего), слуховой нерв или мозговой центр слуха. Нейросенсорная тугоухость у детей чаще возникает из-за родовых травм, воздействия токсинов (алкоголя), аллергенов, вирусов.

Врачи проводят специальное исследование, чтобы отличить сенсоневральное поражение от кондуктивного. Затем выясняют, какой отдел слухового анализатора нарушен. Нейросенсорная тугоухость у детей лечится только с помощью слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов.

Смешанная

Смешанный вид возникает при сочетании кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. При данной форме снижения слуха лечение комплексное, включающее медикаментозную терапию и использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.

Степени

Классификация по степени ухудшения слуха:

  1. При первой степени тугоухости больной различает звуки громкостью 26–40 дБ (децибел). Сохраняется восприятие разговорной речи на расстоянии 6–3 метров, шёпотной – 2 метра — у уха.
  2. Вторая степень характеризуется различением звуков на уровне 41–55 дБ. Больной слышит на расстоянии 3 метров – у уха. Шёпот не различает или распознаёт у уха.
  3. При третьей степени человек слышит речь в диапазоне 56–70 дБ, произнесённую громко у уха. Шёпот не распознаёт.
  4. При четвёртой степени тугоухости больной различает крики у уха громкостью 71–90 дБ.

Ухудшение слуха и глухота не повод опускать руки. Современные технологии позволяют частично или полностью вернуть слух. Независимо от степени разрушения слухового восприятия ребёнка учат общаться, используя голос и чтение по губам.

Причины

Причины тугоухости у детей:

  1. Наследственность и генетические мутации.
  2. Патологии беременности: инфекционные заболевания (грипп, краснуха, паротит), повышенное артериальное давление, употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, бесконтрольный приём медикаментов.
  3. Родовые травмы и неполноценное развитие ребёнка раннего возраста (преждевременные роды или недостаток веса, гипоксия).
  4. Болезни и травмы, перенесённые после рождения: инфекции (менингит , энцефалит, грипп, паротит), болезнь Меньера, акустическая неврома, синдром Мёбиуса, артрогриппоз, отиты, желтуха , долгое воздействие шума или резкий громкий звук (взрыв), механические повреждения (авария, падение).
  5. Аденоиды . У детей раннего возраста патологическое увеличение миндалины может привести к закупорке слуховой трубы и временному снижению слуха. Симптом исчезнет после избавления от аденоидов.
  6. Ушная сера и инородные тела, которые забивают слуховой проход.
  7. Химиотерапия и приём антибиотиков.

Симптомы

Первая диагностика нарушений слуха выполняется родителями в домашних условиях. Обратите внимание на такие симптомы:

  • отсутствие реакции ребёнка на внезапные громкие звуки, малыш не находит источник шума;
  • говорит громче, чем требуется для того, чтобы его услышали;
  • подходит близко к источнику звука, чтобы расслышать;
  • отсутствие лепета в 6 месяцев и речи после года.

Помните, чем раньше выявлено поражение слуха, тем благоприятнее исход.

У новорождённых

У новорождённых детей (в возрасте от рождения до 28 дней) тугоухость развивается из-за неправильного внутриутробного развития, родовых травм или болезней раннего периода. Обязательно проверьте слух малыша, если были:

  • патология беременности (мама перенесла инфекционные заболевания, принимала медикаменты или употребляла алкоголь во время беременности);
  • недоношенность или малый веса малыша;
  • тяжёлые роды;
  • снижение слуха у родственников ребёнка.

Родители замечают снижение слуха у новорождённых в возрасте 2–3 недель. Обратите внимание, реагирует ли малыш на громкие внезапные звуки вздрагиванием и замирает ли, когда слышит голос мамы или других близких.

Диагностика слуха у младенца.

Диагностика

После обнаружения симптомов нарушения слуха необходимо обратиться к доктору для установления точного диагноза и выбора подходящего лечения. Врачебная диагностика включает аудиологическое обследование специальными приборами. Аудиотесты проводят в роддоме. В остальных случаях проверку проходят начиная с возраста 1 месяц, при наличии тревожных симптомов. Процедура длится 10–15 минут.

Лечение

Лечение зависит от причины нарушения слуха. Чаще всего включает:

  1. Медикаментозную терапию. Препараты направлены на улучшение кровообращения в головном мозге и внутреннем ухе («Компламин», «Кавинтон», «Винкапан», «Аминалон»), тканевого обмена («Кокарбоксилаза», «Пирогенал», витамины группы В и Е), проведения импульсов («Галантамин», «Стрихнин», «Прозерин»).
  2. Электро- и акустическую стимуляцию.
  3. Установку слухового аппарата.
  4. Кохлеарную имплантацию.
  5. Занятия с дефектологом и сурдопедагогом.

Глухота

Для глухих доступны звуки громкостью от 91 дБ и выше. Такие люди не распознают разговорную и шёпотную речь. Полная потеря слуха может быть врождённой, приобретённой до того, как ребёнок научился говорить (от 1 до 5 лет), или после овладения речью.

Нарушения фонематического слуха

Фонематический слух — возможность человека распознавать речевые звуки (так называемые фонемы). Это основа понимания речи. Поражение фонематического слуха, как следствие нарушения в головном мозге, проявляется двумя путями:

  • несформированностью образов звуков, из-за чего ребёнок не отличает одни фонемы от других;
  • заменой схожих звуков при разговоре.

В результате ребёнок частично понимает речь и говорит, или не распознаёт речевые звуки полностью. Ухудшение фонематического слуха не связано с тугоухостью или глухотой.

Слуховые нарушения проявляются определённым уровнем снижения слуха — от незначительного до абсолютного (глухоты). Причины тугоухости у ребёнка — недоразвитость или повреждение уха, слухового нерва, головного мозга. Своевременная диагностика и лечение могут частично или полностью вернуть слух малышу. Важно обратить внимание на тревожные симптомы и обратиться к врачу. Помнит: острое течение болезни легче поддаётся терапии, и вероятность вернуть слух больше.

Понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Классификация тугоухости у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% - кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Причины тугоухости у детей

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу , педиатру и детскому отоларингологу . Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия .

Из немедикаментозных методов лечения тугоухости у детей используются пневмомассаж барабанной перепонки , иглорефлексотерапия , магнитотерапия , эндоуральный

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.