Дыхательная гимнастика при различных заболеваниях органов дыхания. Реферат: ЛфК при заболеваниях дыхательных путей

К специальным физическим упражнениям, используемым при заболеваниях органов дыхания относятся: статические дыхательные упражнения, в том числе сознательно управляемое локализованное дыхание, и динамические, дренирующие, растягивающие плевральные спайки, с произнесением звуков. При выполнении любого из названных упражнений возможны удлинение и углубление вдоха или выдоха, задержки дыхания после вдоха или выдоха.

Статические дыхательные упражнения

При их исполнении основное внимание уделяется работе определенных групп дыхательных мыши, самому акту дыхания (соотношению дыхательных фаз) и вентиляция определенных отделов легких в статическом положении туловища и конечностей. Дыхание выполняется обычно через нос, но при обструктивных нарушениях выдох может выполняться и через рот с сопротивлением или без него, а также с произнесением звуков.
■ Смешанное (полное) дыхание, проводимое в исходном положении (и.п.) стоя, сидя без опоры на спинку стула или сидя верхом на стуле, руки вдоль туловища, осуществляется с участием всей основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры.
■ Грудное дыхание выполняется с участием мышц грудной клетки в и.п. стоя, сидя, руки вдоль туловища, на поясе. Этот тип дыхания позволяет увеличить вентиляцию в верхних и средних отделах легких.
■ Брюшное дыхание осуществляется в и.п. лежа на спине с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами (упор на стопы), сидя с опорой о спинку стула, стоя, руки за голову. При этом дыхании увеличивается вентиляция в нижних и средних отделах легких. Увеличить вентиляцию в верхних отделах легких можно при спокойном или углубленном дыхании в положении сидя с опорой рук перед собой о спинку стула, руки на поясе, на бедрах или стоя с руками на поясе. Вентиляция в нижних отделах легких увеличивается, если руки поднять выше горизонтального уровня. В положении лежа на боку с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами увеличивается вентиляция нижнего отдела легкого, так как нижний купол диафрагмы двигается в этом положении с максимальной амплитудой.
■ Сознательно управляемое локализованное дыхание способствует увеличению вентиляции в одном легком или его части. При выполнении этих упражнений во время выдоха слегка сдавливается грудная клетка пациента в области, где должна быть увеличена вентиляция, а во время вдоха давление на грудную клетку постепенно уменьшается Пациент вынужден, преодолевая сопротивление, больше напрягать мышцы именно там, где оказывается давление. В результате в этой области увеличивается движение ребер и возрастает вентиляция. Различают дву- и одностороннее; право-и левостороннее нижне- и верхнегрудное; дву- и правостороннее среднегрудное; заднегрудное дыхание.

При выполнении нижнегрудного дыхания руки массажиста помещаются на нижнебоковые отделы грудной клетки в и.п. пациента сидя, стоя. Давление оказывается с обеих сторон (двустороннее) или с одной (одностороннее). Одностороннее нижнегрудное дыхание может выполняться сидя, стоя или лежа на валике на противоположном боку. Давление оказывается на нижнебоковую поверхность грудной клетки во фронтальной плоскости с одной стороны.

Среднегрудное дыхание выполняется в и.п. стоя, сидя, лежа на левом боку. При одностороннем дыхании руки инструктора помещаются на средние отделы правой половины трудной клетки спереди и сзади. При двустороннем дыхании одна рука располагается на грудине, другая — сзади на середине грудной клетки. Грудная клетка сдавливается в сагиттальном направлении.

Верхнегрудное дыхание выполняется в и.п. стоя, сидя, лежа на спине. Руки инструктора помещаются в подключичные области и оказывают давление в дорсальном направлении с обеих или с одной стороны.

Заднегрудное дыхание выполняется в и.п. сидя с максимально кифозированной спиной ("поза кучера") или лежа на спине. Руки инструктора помешаются на нижне-средние отделы грудной клетки и оказывают давление вентрально.

Динамические дыхательные упражнения выполняются с движением туловища и конечностей. При этом отведение и разгибание конечностей, а также разгибание туловища обычно сопровождается вдохом, сгибание и приведение — выдохом. Для усиления вентиляции в задних сегментах легких вдох выполняется при сгибании грудного отдела позвоночника, а выдох — при его разгибании.

Статические и динамические дыхательные упражнения могут выполняться с углублением и замедлением фаз дыхания в зависимости от особенностей нарушения ФВД Так, при рестриктивных изменениях рекомендуются упражнения с углублением вдоха, а при обструктивных - удлиняется выдох, а вдох не углубляется и даже может быть специально уменьшен. При этом максимально исключается напряжение скелетных мышц, чтобы не вызвать рефлекторного напряжения гладкой мускулатуры бронхов.

Известно, что при отсутствии препятствий поток газа по дыхательным трубкам является спокойным, ламинарным, и только в местах деления бронхов появляются завихрения и поток становится турбулентным. При ламинарном потоке газа сопротивление увеличивается обратно пропорционально 4-й степени радиуса. Следовательно, изменение радиуса даже на малую величину влечет за собой значительное увеличение сопротивления Например, при бронхиальной астме (БА) оно может увеличиться в 20 раз. Этому способствует и появление турбулентного движения воздуха в бронхах, заполненных даже небольшим количеством мокроты. Установлено, что сумма линейного и поперечного давления (на стенку бронха) воздушного потока — величина постоянная.

Увеличение линейного давления, что наблюдается в суженных дыхательных путях, уменьшает давление на стенки, вызывая еще большее их сужение во время быстрого выдоха (1, 6).

Дыхание с замедленным удлиненным выдохом способствует увеличению давления на стенки бронхов и снижает линейное давление и, следовательно, препятствует сужению ВПП.

Дренирующие упражнения представляют собой сочетание произвольного динамического дыхания с определенным положением тела. При этом основополагающим является топографическая анатомия бронхов, долей и сегментов.

Основная цель упражнений — облегчение откашливания содержимого ВПП, бронхоэктазов и других полостей, сообщающихся с бронхами. Особенностью выполнения дренирующих упражнений является придание такого положения телу, когда дренируемая область находится над бронхом, расположенным вертикально. В таком постуральном положении пациент должен, постепенно углубляя дыхание, дождаться появления кашля, а затем, откашливаясь, изменить положение тела на противоположное. Такие движения повторяют многократно. Перед выполнением дренирующих упражнений целесообразно принять лекарство, разжигающее мокроту.

Упражнения для дренирования целой доли легкого или ее сегментов

Дренирование верхней доли правого легкого проводится в и.п. сидя, отклонившись назад, левое предплечье - на правом бедре, правая рука поднята вверх. Затем пациент, покашливая, должен выполнить несколько наклонов вниз и влево, касаясь правой рукой пола. Движение повторяют 6—12 раз. Дренирование левой верхней доли проводится с поднятой левой рукой.

Дренирование средней доли выполняется лежа на наклонной плоскости (ножной коней приподнят на 10—15 см) на левом боку, отклонившись кзади, чтобы предплечье правой руки легло сзади на кушетку. При появлении кашля — поворот на живот. (Так же дренируют 4—5 сегменты левой доли, но в положении лежа на правом боку).

Дренирование нижних долей происходит при максимальном наклоне туловища вперед и пребывании в таком положении до появления кашля, а затем возвращение в вертикальное положение. Для дренирования одной нижней доли используется и.п. лежа на противоположном боку с приподнятым ножным концом на 30—40 см и затем при появлении кашля — поворот на одноименный бок.

Значительную роль в нарушении дренирующей функции бронхов играют изменения слизистой оболочки бронхов с нарушением реснитчатого эпителия и раннее экспираторное закрытие дыхательных путей (ЭЗДП). В здоровых легких ЭЗДП происходит в конце максимального выдоха на уровне остаточного объема легких (ООЛ). Раннее ЭЗДП возникает при частичном сужении просвета мокротой, вследствие воспаления слизистой оболочки или бронхоспазма: в области сужения ускоряется поток и снижается радиальное давление, препятствующее спадению бронхов. То же происходит при потере эластичности бронхиол и альвеол, ускорении дыхания. При раннем ЭЗДП развивается гипоксемия.

Под влиянием физических упражнений выведение мокроты происходит благодари перемещению мокроты за счет силы тяжести во время пребывания больного в постуральном положении, передвижению мокроты в момент выдоха за счет кинетической энергии воздушной струи, локальному повышению внутриальвеолярного и внутрибронхиального давления при сжатии руками грудной клетки во время выдоха, отделению вязкой мокроты от слизистой оболочки бронхов при локальной вибрации грудной клетки.

Применение функционального углового стола, методика ЛГ на котором предусматривает сочетание дренирующих упражнений с массажем, способствует получению максимального дренирующего эффекта.

Упражнения для растягивания спаек создают условия, при которых благодаря эластическим свойствам грудной клетки и легочной ткани разобщаются листки плевры, что и способствует растягиванию спаек. Упражнения эффективны только в период образования спаек.

Стадии формирования плевральных спаек

Выделяют три стадии формирования плевральных спаек.

В первой (ранней) стадии , которая длится 15 дней, спайка представляет собой рыхлую соединительную ткань, инфильтрированную фибробластами. Вновь образующиеся кровеносные сосуды состоят из одного слоя эндотелия. В этот период при выполнении специальных упражнений возможен разрыв спаек.

Вторая стадия (продолжительность от 15 дней до 2 мес.) — стадия фибриляогенеза: фибробласты превращаются в зрелые фиброциты, которые продуцируют коллаген; сосуды формируют эластический каркас, но имеют извитое строение. Параллельно в самой спайке идет формирование эластических волокон из ретикулярных клеток. На этой стадии при использовании специальных упражнений возможно растягивание спаек.

В третьей стадии (свыше 2 мес.) наступает полный фиброз: сплошное развитие коллагеновых волокон, ткань становится грубоволокнистой и практически нерастяжимой («жесткий фиксатор»). Такие спайки, ограничивая подвижность легких, отрицательно влияют на ФВД и с помощью физических упражнений растянуть их уже невозможно.
■ Для растягивания спаек диафрагмального отдела плевральной полости используется глубокое диафрагмальное дыхание с паузой после вдоха в положении лежа на спине или лежа на боку, одноименном больному легкому, с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами.
■ Для растягивания спаек в костальном отделе плевры используются и.п. лежа на боку, одноименном здоровому легкому, стоя, сидя. Во время выдоха и его задержки поднимают вверх руку на стороне поражения плевры. Одновременно может быть выполнен наклон туловища в здоровую сторону при локализации спаек в боковом отделе, разгибание туловища — при спайках в переднем отделе и сгибание туловища — в заднем отделе.
■ При локализации спаек в синусах в и.п. сидя или стоя, с руками заложенными за голову, выполняют резкий глубокий вдох и задерживают дыхание на 3—5 с.

Упражнения с произнесением звуков (звуковая гимнастика)

Цель звуковой гимнастики — нормализовать продолжительность и соотношение вдоха и выдоха (1:1,5; 1:1,75), увеличить или снизить сопротивление воздушной струе на выдохе, облегчить выделение мокроты. При заболеваниях бронхолегочной системы используются упражнения с произнесением согласных и гласных звуков. Согласные звуки создают вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи и бронхиолы.

По силе воздушной струи согласные целятся на три труппы: наименьшая сила развивается при звуках м-м-м, р-р-р; средней интенсивностью обладает струя при звуках б, г, д, в, з; наибольшая интенсивность — при звуках п, ф. Гласные звуки позволяют удлинить выдох и выровнять сопротивление в ВПП. Их произносят в определенной последовательности: а, о, и, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующие звуки ж-ж-ж-ж, р-р-р-р повышают эффективность дренирующих упражнений.

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Брянский Государственный Университет им. Академика И.Г. Петровского»

Р Е Ф Е Р А Т

Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания

Выполнил: студент физико-математического

факультета, 1 курса, 1 группы Куцебо А.С.

Проверила: Сулимова А.В.

Брянск 2010


Вступление 2
1. История лечебной физической культуры (ЛФК) 4
4
1.2 ЛФК в Европе 6
1.3 ЛФК в России 8
2. ЛФК – цели, формы применения и противопоказания 11
3. Средства, формы и методики ЛФК 14
4. Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания,задачи и противопоказания 16
5. Комплексы упражнений, направленных на лечение заболеваний органов дыхания 21
5.1 При пневмонии 21
5.1.1 Комплекс № 1 22
5.1.2 Комплекс № 2. 22
5.1.3 Комплекс № 3. 23
5.2 При плеврите 24
5.2.1 Комплекс № 1. 25
5.2.2 Комплекс № 2. 25
5.2.3 Комплекс № 3. 26
5.3 При остром бронхите 27
5.3.1 Комплекс № 1. 27
5.3.2 Комплекс № 2. 28
5.3.3 Комплекс № 3. 28
5.4 При бронхиальной астме 28
5.4.1 Комплекс № 1. 30
5.4.2 Комплекс № 2 30
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Вступление

Человек - общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например, вертикальному положению тела, специфическому строению конечностей и сложной организации мозга. Человек со всеми его специфическими особенностями есть продукт общественно исторического развития. При этом он имеет не только свою общественную историю, но и свою естественную предысторию. Эволюция анатомо-физиологического строения животных постепенно подготовила возможность перехода к анатомо физиологическому строению человека. А возникновение сознания было подготовлено всем предшествующим ходом естественной истории умственного развития животных. Начало изготовления искусственных орудий труда ознаменовало собой начало возникновения человека. И в результате неуклонно развивающейся трудовой деятельности человек не только видоизменял природу, но и видоизменялся сам. Пока, наконец, не достиг в течение сотен лет современного типа строения и не превратился в новый биологический вид, именуемый Homo Sapiens (разумный человек).

Тело человека, как и всех животных, имеет клеточное строение. Образующие его клетки имеют различное строение соответственно выполняемым ими функциям и формируют различные ткани (мышечную, нервную, костную, внутренней среды и другие). Из тканей составляются органы и системы органов.

Связь всех органов и тканей друг с другом и связь всего организма с внешней средой осуществляется нервной системой. Наивысшее анатомическое и функциональное развитие головного мозга и его коры отличает человека от всех животных. Выражением особого развития нервной (интеллектуальной) деятельности у человека служит наличие, кроме первой сигнальной системы, - условно рефлекторных связей, сформировавшихся при непосредственном воздействии раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды - еще одной сигнальной системы, заключающейся в восприятии речи, сигналов, заменяющих непосредственное восприятие раздражителя. Вторая сигнальная система лежит в основе процесса мышления, свойственного лишь человеку.

И как все живое – организм человека подвержен разрушению, причем как со стороны внешних факторов окружающей среды, так и вследствие неразумного отношения к своему здоровью. На данный момент очень актуальная тема лечебная физическая культура (ЛФК) – как метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. В своем реферате я хотел бы более подробно остановиться на применении ЛФК при заболеваниях органов дыхания.


1. История лечебной физической культуры (ЛФК)

История лечебной физкультуры - это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней - это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.

Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое - русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом - мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры. При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. То есть двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку медицина - народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.

1.1 ЛФК в Древней Греции и в Древнем Риме

Древнегреческий философ Платон (около 428-347 гг. до н. э.) называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх (127 г) - «кладовой жизни». В Древней Греции первые сведения о медицинской гимнастике относят к 5 веку до нашей эры и связывают их с врачом по имени Геродик. Об этом замечательном враче мы можем узнать из историко-философских трактатов Платона. Он пишет «Геродик был учителем гимнастики: когда он заболел, он применил для лечения гимнастические приемы; в начале он терзал этим главным образом самого себя, а затем впоследствии остальную часть человечества». Геродика считают основателем лечебной гимнастики, впервые больные стали обращаться за помощью не в храмы, а в гимназии - в учреждения, в которых преподавали гимнастику. Сам Геродик по свидетельству Платона страдал каким-то неизлечимым недугом (вероятно туберкулезом), однако, занимаясь гимнастикой, он прожил чуть ли не до ста лет, обучая своих пациентов лечебной гимнастике. Позже Гиппократ, ученик Геродика, которого справедливо называют отцом медицины. (460-377 гг. до н. э.) привнес в греческую гимнастику определенные гигиенические знания и понимание «лечебной дозы» физических упражнений для больного человека. Гиппократ считал физические упражнения одним из важнейших средств медицины. И заботясь о сохранении здоровья людей, он рекомендовал заниматься тем, что сегодня называется физкультурой - «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - говорил он. Клавдий Гален (129-201 г. н. э.) - последователь и поклонник Гиппократа, анатом, физиолог и философ, первый известный нам спортивный врач, который в начале своей врачебной карьеры лечил гладиаторов в древнем Риме. Он создал основы медицинской гимнастики - гимнастики для восстановления здоровья и гармоничного развития человека.

Например, он пропагандировал оздоровительную гимнастику, осуждая бездумное увлечение спортом. При этом он выражался резко и образно. Гален писал, осуждая древнеримских атлетов: «Пренебрегая старинным правилом здоровья, которое предписывает умеренность во всем, они проводят свою жизнь в избыточных тренировках, много едят и много спят, подобно свиньям. Они не имеют ни здоровья, ни красоты. Даже те из них кто от природы хорошо сложен, в дальнейшем пополнеют и вздуются. Они могут валить и наносить раны, но не могут сражаться». В своих трудах Гален обобщил уникальный опыт лечения боевых травм, а также опыт последующей мирной врачебной практики. Он писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

1.2 ЛФК в Европе

В средние века в Европе занятия физическими упражнениями, практически не применялись, хотя в эпоху возрождения (в XIV-XV веках) с появлением работ по анатомии, по физиологии и по медицине, интерес к физическим движениям для лечения болезней естественно повысился. Итальянский врач и ученый Меркуриалис, на основании анализа доступной литературы того времени написал известное сочинение «Искусство гимнастики», в котором он описал массаж, баню и телесные упражнения древних греков и римлян. Если бы не это произведение, то возможно в те годы в Европе так и не пробудился бы интерес к лечебной гимнастике древних целителей.

Введение.

Краткая история развития ЛФК.

Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузкина ма лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов. (1844-1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.

Открытия великих физиологов - И.М.Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова (1849-1936), Н.Е.Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н.Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Сера-зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ-культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии - в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н.Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О.Ф.Кузнецов, Б.А.Поляев, С.Д.Поляков, Н.Н.Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском государственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стоматологическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой К.П.Левченко) и других медицинских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международных конференций, научных контактов с зарубежными специалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент С.В. Хрущев). Ассоциация ежегодно проводит международные конференции по актуальным проблемам специальности.

1. АФО органов дыхания.

Дыхательная система состоит из путей, проводящих воздух – носовая

полость, гортань, трахея и бронхи и собственно дыхательной части – легких.

В носовой полости находится орган обоняния. Перегородка, переходящая из

хрящевой и костной частей, делит ее на две половины. Стенки носовой

полости и носовая перегородка, покрытые изнутри слизистой оболочкой,

выстланы мерцательным эпителием. Реснички мерцательного эпителия

колеблются против движения вдыхаемого воздуха, удаляя наружу, вместе со

слизью пылевые частицы и таким образом, очищая вдыхаемый воздух. В носовую

полость открывается воздухоносные полости соседних костей - придаточные

пазухи носа. Пройдя через носовую полость, воздух согревается, увлажняется,

очищается и попадает сначала в носоглотку, затем в ротовую часть глотки и в

гортанную часть. Из гортанной части глотки воздух направляется в гортань,

в передней области шеи, где заметны контуры гортанного возвышения.

Непосредственным продолжением гортани является трахея. Длина ее от 9 до 12

см., а диаметр около1,5 – 2 см. Слизистая оболочка ее выстлана мерцательным

эпителием, имеет много желез. Из области шеи трахея переходит в грудную

полость и на уровне IV – V грудных позвонков делится на правый и левый

главные бронхи. В области корней легких бронхи делятся сначала на долевые,

а затем на сегментарные бронхи. Сегментарные бронхи продолжают делиться на

более мелкие бронхи (каждый на два), образуя бронхиальное дерево правого и

левого легких. Воздух свободно проходит через дыхательные пути, т.к. стенки

дыхательной трубки не спадаются благодаря наличию в них хрящевой основы.

Легкие лежат в грудной полости по обеим сторонам от сердца. Каждое легкое

заключено в замкнутый тонкостенный мешок, образованный, тонкой, влажной,

блестящей оболочкой – плеврой. Различают два листка плевры, без перерыва

переходящих один в другой: пристеночный и легочный. Между ними имеется

щелевидная плевральная полость, которая содержит небольшое количество

плевральной жидкости, играющей роль смазки при непрерывно совершающихся

дыхательных движениях легких. При воспалении легких, туберкулезе и ряде

других заболеваний пристеночный листок плевры может срастись с легочным

листком, образуя спайки. При некоторых болезненных состояниях между

листками плевры может скапливаться значительное количество жидкости или

воздуха, что ведет к сдавливанию легкового и нарушению его функций. Легкое

имеет конусовидную форму. Его нижняя поверхность вогнутая и прилежит к

диафрагме – мышце, отделяющей грудную полость от брюшной. Верхушка легкого

на 2-3 см. выступает над ключицей, заходя в нижнюю область шеи. Каждое

легкое бороздами делится на доли – левое на две, правое на три. Доли

легкого состоят из сегментов, сегменты – из долек, в которые входят

дольковые бронхи. Продолжая делится внутри дольки, бронхи переходят сначала

в конечные, а затем в дыхательные бронхиолы. Дыхательные бронхиомы

образует альвеолярные ходы, на их стенках расположено множество маленьких

пузырьков – альвеол. Стенки альвеол снаружи оплетены густой сетью

мельчайших кровеносных сосудов – капилляров и представляют собой мембрану

толщиной менее 1мкм, через которую происходит газообмен между кровью,

протекающей через капилляры и воздухом, вентилирующим альвеолы. Легочная

артерия, разветвляясь в легком соответственно делению бронхов вплоть до

мельчайших капилляров, приносит в легкое из правового желудочка сердце

бедную кислородом венозную кровь. Через просвет капилляра одновременно

могут пройти 1-2 эритроцита. В результате газообмена кислород вдыхаемого

воздуха переходит в эритроциты, а углекислый газ переходит из

эритроцитов в альвеолярный воздух. Т.о. венозная кровь обогащается

кислородом превращается в артериальную и по двум легочным венам

направляется обратно в левое предсердие сердца. Этот путь называется

малым кругом кровообращения.

Процессы дыхания регулируются центральной нервной системой. Парный

дыхательный центр состоит из двух частей – центра вдоха и центра выдоха.

Углекислота, накапливающаяся в крови при активном использовании клетками

кислорода, и молочная кислота, попадающая в кровь в больших количествах

при интенсивной мышечной работе, возбуждают дыхательный центр мозга,

вследствие чего частота и глубина дыхания увеличиваются. В регуляции

дыхания большую роль играют также блуждающие нервы.

Особое значение имеют воспринимающие концевые нервные аппараты –

хеморецепторы, расположенные в стенках аорты и в местах разветвления общих

сонных артерий. Они регистрируют изменения газового состава крови, и

посылают соответствующие сигналы в дыхательный центр. Повышение

концентрации углекислого газа, и понижение концентрации кислорода в крови

приводят к возбуждению дыхательного центра, учащению дыхания и увеличению

вентиляции легких. Понижение концентрации углекислого газа угнетает

дыхательный центр, вентиляция легких уменьшается.

Для исследования дыхательной функции легких измеряют жизненную емкость

легких - максимальный объем воздуха, который можно с усилием выдохнуть

после самого глубокого вдоха. Она в среднем +3,5 л., а у хорошо

тренированных лиц – до 6 л. Объем воздуха, проходящий через легкие за 1

мин., называют минутным объемом дыхания. В норме он равен 6-9 л.

2. Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК.

Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях

дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности

произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и

форсирования. С помощью специальных статистических и динамических

дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более

глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм

дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при

рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со

специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания

усиливают кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и

полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной

полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение

лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов

дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в

дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью

физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной

Задачи ЛФК: 1) улучшение дыхательной функции;

2) укрепление дыхательной мускулатуры;

3) увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы;

4) способствовать растяжению плевральных спаек и очищению

дыхательных

путей от патологического секрета.

Противопоказания к назначению лечебной гимнастики:

1) острая стадия болезни (высокая температура,

астматический приступ);

2) злокачественные новообразования легких;

3) острые гнойные воспаления;

4) опасность возникновения кровотечения.

Конечным проявлением заболеваний органов дыхания становятся нарушения газообмена в легких и тканях. Патологические изменения функции дыхания могут возникнуть вследствие:

Ограничения подвижности грудной клетки и легких, которые могут быть причиной поражения дыхательной мускулатуры и иннервирующих ее нервов, а также малоподвижного образа жизни. Расстройства дыхания могут быть связаны с поражением плевры и накоплением жидкости (выпота), газа (пневмоторакс), крови или гноя в плевральной полости, плевральными спайками и швартами, деформациями грудной клетки и позвоночника;

Нарушений проходимости дыхательных путей, которые могут быть функциональными (спазм гладкой мускулатуры бронхов) и органическими (при воспалительных процессах с обильной мокротой, при сужении, деформации или сдавлении опухолями и рубцовыми сращениями трахеи и бронхов). Сужение верхних дыхательных путей приводит к инспираторной одышке;

Уменьшения дыхательной поверхности при воспалительных процессах в легочной ткани (пневмонии, абсцессах и др.), разрастании соединительной ткани в легких, ателектазах (спадение участков легкого при закупорке или сдавлении просвета воздухоносных путей): быстрое уменьшение дыхательной поверхности вызывает снижение газообмена в легких, развитие кислородного долга и плохо переносится организмом;

Ухудшения эластичности легочной паренхимы, которое наиболее выражено при хроническом бронхите, хронической пневмонии, бронхиальной астме, а также при возрастных изменениях тканей легких;

Нарушения диффузии газов в легких. Патологически измененные альвеоло-капиллярные мембраны становятся плохо проницаемыми для кислорода; это наблюдается при диффузном разрастании соединительной ткани в легких после воспалительных процессов, при длительном воздействии различных вредных факторов на производстве (пневмокониоз), при некоторых формах туберкулеза легких, отеке легкого;

Нарушений центральной регуляции дыхания и кровообращения, которые могут наступать при застойных явлениях в малом круге кровообращения и при изменениях состава крови (уменьшении числа эритроцитов и количества гемоглобина, нарушении способности гемоглобина связывать кислород и отдавать его тканям).

Универсальными проявлениями расстройства дыхания служат гипервентиляция и гипоксия.

При гипервентиляции изменяются частота, ритм и характер дыхания. Гипервентиляция является наиболее подвижной компенсаторной реакцией при кислородном голодании (гипоксия). Она сопровождается мобилизацией кровообращения, в частности, увеличением скорости тока крови и минутного объема сердца, что ускоряет доставку кислорода к тканям и выведение углекислоты. При заболеваниях легких встречаются различные виды гипоксий. Гипоксическая гипоксия, проявляющаяся в уменьшении количества кислорода в крови, обусловлена чаще всего недостаточной вентиляцией легких или нарушением диффузии газов. Циркуляторная, или застойная, гипоксия встречается при заболеваниях легких, когда недостаточность газообмена становится следствием расстройства кровообращения. Анемическая гипоксия обусловлена понижением кислородной емкости крови в связи с уменьшением в ней гемоглобина.

Средства ЛФК (физические упражнения, массаж, ходьба, плавание, оздоровительный бег, занятия на тренажерах, массаж и др.), рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус и улучшаются психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.

Систематические физические упражнения, улучшая крово- и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. Структуры регенерирующих тканей приспосабливаются к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательной мускулатуры, суставного аппарата, грудной клетки и позвоночника.

Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (спайки, абсцессы, эмфизема, склероз), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений становится восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений улучшает обменные процессы в органах и тканях.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, в порядке приспособления формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Более совершенные компенсации при заболеваниях с необратимыми изменениями в аппарате дыхания (эмфизема, пневмосклероз и др.) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

Физические упражнения содействуют выведению патологического содержимого (слизь, гной, продукты распада тканей) из воздухоносных путей или легких.

Физические упражнения могут способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции. В основе механизма нормализации лежит перестройка патологически измененной регуляции функции органов внешнего дыхания. Восстанавливающийся при регенерации концевой аппарат интерорецепторов создает предпосылки для нормализации рефлекторной регуляции дыхания. Путем произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигаются полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходимая глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление (ликвидация ателектазов) и равномерная вентиляция легких. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный дыхательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. Нормализация газообмена при этом происходит в результате воздействия не только на внешнее, но и на тканевое дыхание (повышение окислительных процессов на периферии и коэффициента утилизации кислорода под влиянием физических упражнений).

При заболевании легких страдают все системы организма и в первую очередь сердечно-сосудистая. Физические упражнения оказывают нормализующее влияние на кровообращение. Они положительно воздействуют на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к различным физическим нагрузкам.

3. Основы методики лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания.

В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются упражнения малой интенсивности. Следует учесть, что выполнение необычных по координации физических упражнений может вызвать нарушение ритмичности дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится лишь после многократных повторений движений. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений.

Подбираются упражнения соответственно требованиям, предъявляемым клиническими данными. Например, для растягивания плевродиафрагмальных спаек в нижних отделах грудной" клетки применяются наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким вдохом; для растягивания спаек в боковых отделах грудной клетки - наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким выдохом. Толчкообразный выдох и дренажные исходные положения способствуют выведению из дыхательных путей скопившейся мокроты и гноя. При снижении эластичности легочной ткани для улучшения легочной вентиляции применяются упражнения с удлиненным выдохом и способствующие увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы.

При выполнении специальных упражнений во время вдоха под воздействием дыхательных мышц происходит расширение грудной клетки в передне-заднем, фронтальном и вертикальном направлениях. Поскольку вентиляция осуществляется неравномерно, больше всего воздуха поступает в части легкого, прилегающие к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагмы, хуже вентилируются верхушки легких и отделы около корня легкого.

При выполнении упражнений в исходном положении лежа на спине ухудшается вентиляция в задних отделах легких, а в исходном положении лежа на боку почти исключаются движения нижних ребер.

Учитывая, что неравномерность вентиляции легких особенно проявляется при заболеваниях органов дыхания, специальные дыхательные упражнения следует применять при необходимости улучшить вентиляцию в различных участках легких. Увеличение вентиляции верхушек легких достигается за счет углубленного дыхания без дополнительных движений руками в исходном положении руки на пояс. Улучшение вентиляции задних отделов легких обеспечивается усилением диафрагмального дыхания. Увеличению поступления воздуха в нижние отделы легких способствуют упражнения в диафрагмальном дыхании, сопровождающиеся подъемом головы, разведением плеч, подъемом рук в стороны или вверх, разгибанием туловища. Дыхательные упражнения, увеличивающие вентиляцию легких, незначительно повышают потребление кислорода.

При лечебном применении дыхательных упражнений необходимо учитывать ряд закономерностей. Обычный выдох осуществляется при расслаблении мышц, производящих вдох, под действием силы тяжести грудной клетки. Замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких в обоих случаях обеспечивается в основном за счет эластических сил легочной ткани. Форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох. Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, подъемом ног вперед и т. п. При необходимости щадить пораженное легкое дыхательные упражнения проводятся в исходных положениях, ограничивающих подвижность грудной клетки с больной стороны (например, лежа на больном боку). При помощи дыхательных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания.

Больше других применяются упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания (для лучшего эффекта в этих случаях рекомендуется вести подсчет“про себя”), Оно уменьшает скорость движения воздуха и снижает сопротивление его прохождению через дыхательные пути. Учащение дыхания увеличивает скорость движения воздуха, но при этом увеличивается сопротивление и напряжение дыхательных мышц. При показаниях к усилению вдоха или выдоха следует во время выполнения дыхательных упражнений произвольно изменять соотношение по времени между вдохом и выдохом (так, при усилении выдоха - увеличивать его продолжительность).

Лечебная физическая культура противопоказана в острой стадии большинства заболеваний, при тяжелом течении хронических заболеваний, при злокачественных опухолях мышц.

4. ЛФК при заболеваниях легких.

В занятиях ЛФК (лечебная гимнастика, массаж) при заболеваниях органов дыхания применяют общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, активизируют дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используют упражнения умеренной и большой интенсивности. Если эта стимуляция не показана, применяют упражнения малой интенсивности. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гиперкапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координацию дыхания и движений. Упражнения подбирают соответственно требованиям, предъявляемым клиническими данными. Например, для растягивания плевродиафрагмальных спаек в нижних отделах грудной клетки применяют наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким вдохом; для растягивания спаек в боковых отделах грудной клетки - наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким выдохом. Толчкообразный выдох и дренажные исходные положения способствуют выведению из дыхательных путей мокроты и гноя. При сохранной эластичности легочной ткани для улучшения легочной вентиляции применяют упражнения с удлиненным выдохом, способствующие увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы.

При выполнении специальных упражнений во время вдоха под воздействием дыхательных мышц происходит расширение грудной клетки в переднезаднем, фронтальном и вертикальном направлениях. Поскольку вентиляция осуществляется неравномерно, больше всего воздуха поступает в части легкого, прилегающие к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагмы, хуже вентилируются верхушки легких и отделы, расположенные вблизи корня легкого. При выполнении упражнений в исходное положение лежа на спине ухудшается вентиляция в задних отделах легких, а в исходном положении лежа на боку почти исключаются движения нижних ребер.;

При лечебном применении дыхательных упражнений необходимо учитывать ряд закономерностей:

Обычный выдох осуществляется при расслаблении мыши, производящих вдох, под действием силы тяжести грудной клетки; замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких в обоих случаях обеспечивают в основном эластические силы легочной ткани.

Форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох; усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, поднятием ног вперед и др.;

При необходимости щадить пораженное легкое дыхательные упражнения проводятся в исходных положениях, ограничивающих подвижность грудной клетки с больной стороны (например, лежа на больном боку);

При помощи дыхательных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания; чаще других применяются упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания (для лучшего эффекта в этих случаях рекомендуется считать про себя): оно уменьшает скорость движения воздуха и снижает сопротивление его прохождению через дыхательные пути. Учащение дыхания увеличивает скорость движения воздуха, но при этом увеличиваются сопротивление и напряжение дыхательных мышц;

При показаниях к усилению вдоха или выдоха во время выполнения дыхательных упражнений следует произвольно изменять соотношение времени вдоха и выдоха (например, при усилении выдоха увеличивать его продолжительность);

Добавочное сопротивление (вдох через суженные губы, через трубочку, надувание резиновых игрушек или камер и т.п.) уменьшает частоту, увеличивает глубину дыхания и активизирует работу дыхательных мышц. Дышать рекомендуется через нос; при этом наряду с очищением и увлажнением вдыхаемого воздуха раздражаются рецепторы верхних дыхательных путей, что рефлекторно приводит к расширению бронхиол, углублению дыхания и повышает насыщение крови кислородом.

Обучение больных полному дыханию и его сознательному регулированию начинается со статических упражнений. В занятиях используют упражнения в ритмическом статическом дыхании, при котором больные несколько урежают дыхательные движения за счет их углубления (сознательное управление дыханием). Это упражнение тонизирует межреберную мускулатуру, увеличивает силу дыхательной мускулатуры и тренирует больного в частом форсированном дыхании. Исходное положние сидя на стуле, после глубокого вдоха больной делает поочередно на форсированном выдохе наклоны туловища в стороны с поднятой вверх рукой.

Для увеличения подвижности диафрагмы, повышения тонуса мыши брюшною пресса и межреберной мускулатуры при выполнении динамических дыхательных упражнений целесообразно вводить в занятия отягощение в виде мешочка с песком (1,5-2 кг), гантелей, гимнастических палок и др.

При воспитании у больных навыков полного дыхания во время ходьбы и различного рода мышечной деятельности используют большинство динамических дыхательных упражнений. Предлагают следить за ритмом и глубиной дыхания во время обычной (простой) ходьбы по ровной местности - сначала произвольное дыхание, затем выдох на 2-3-4-5 шагов. В дальнейшем ходьба усложняется включением простых физических упражнений для верхних конечностей. По мере освоения навыков дыхания во время ходьбы по ровной местности больные приступают к тренировке дыхания при восхождении на лестницу (вдох на 1-2 ступеньки, выдох на 2- 4 ступеньки и т.д.).

Внимание! Для каждого сочетание числа шагов или ступенек лестницы, соответствующее вдоху или выдоху, подбирается индивидуально.

Затем больных обучают контролировать дыхание при физической нагрузке, требующей большой координации, в занятия вводят упражнения с гимнастическими предметами (гантели, булавы, мячи и др.).

В целях дозирования физической нагрузки используют изменение темпа и амплитуды степени мышечного напряжения, числа и продолжительности выполняемых упражнений и пауз для отдыха, изменение плоскости движения и исходных положений и числа дыхательных упражнений.

Включение в реабилитационный комплекс интенсифицированных циклических физических упражнений (60-75 % аэробной способности) позволяет добиться существенного улучшения или восстановления нарушенных функций сердечно-сосудистой и бронхолегочной систем, повышения работоспособности больных и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Выделяют 4 степени двигательных возможностей и в соответствии с ними 4 двигательных режима. При отсутствии данных эргометрии для назначения двигательного режима используют клинико-функциональные показатели, полученные в состоянии покоя.

I степень (резкое снижение двигательных возможностей). Одышка при ходьбе в среднем темпе по ровной местности, затрудненное дыхание. Легочный процесс обычно в фазе вялотекущего обострения, реже неполной ремиссии. Резко нарушена функция внешнего дыхания II-III степени). Часто бывают осложнения в виде эмфиземы легких, признаки легочной гипертензии и перегрузки правых отделов сердца, диффузные изменения миокарда и снижение ею сократительной способности (данные ЭКГ). При эргометрии пороговая нагрузка 50 Вт и ниже. Больные находятся на щадящем режиме.

II степень (значительное снижение двигательных возможностей). Одышка при ходьбе в ускоренном темпе по ровной местности или в среднем темпе но лестнице. Легочный процесс в фазе неполной ремиссии или вялотекущего обострения. Значительное снижение функции внешнею дыхания (II степени). Нередко определяются эмфизема легких, перегрузка правых отделов сердца, диффузные изменения миокарда. При эргометрии пороговая нагрузка у мужчин 50-100 Вт. у женщин 50-85 Вт. Больные находятся на щадяще-тренирующем режиме.

III степень (умеренное снижение двигательных возможностей). Одышка появляетея при подъеме по лестнице в ускоренном темпе или при беге трусцой. Легочный процесс обычно в фате неполной ремиссии или ремиссии. Вентиляционная недостаточность I степени.

Осложнения бронхолегочного заболевания или отсутствуют, или выражены незначительно: эмфизема легких, перегрузка правых отделов сердца. При эргометрии пороговая нагрузка у мужчин 101-150 Вт, у женщин 86-125 Вт. Больные находятся на тренирующем режиме.

IV степень (двигательные возможности сохранены). Одышка появляется только при быстром подъеме по лестнице или медленном беге, быстро исчезает после прекращения нагрузки. Легочный процесс находится в фазе ремиссии (возможно, неполной). Вентиляционной недостаточности нет или имеются незначительные изменения отдельных спирографических показателей. Как правило, к этой группе относятся липа молодого и среднею возраста, занимающиеся оздоровительной физкультурой. При эргометрии пороговая нагрузка у мужчин выше 150 Вт, у женщин 125 Вт. Больные находятся на интенсивно-тренирующем режиме (Клапчук В.В., 1990).

Велотренировки выполняются в положении сидя. В вводном разделе (3-5 мин) проводится разминка - вращение педалей в темпе 40-60 об/мин при мощности нагрузки в пределах 25-40% от достигнутой при предварительно проведенной велоэргометрии. Затем скорость вращения педалей доводят до 60 об/мин и мощность нагрузки повышается до достижения расчетной тренирующей ЧСС (основной раздел). После этого мощность нагрузки снижается на 50-75 %.

В заключительном разделе (5-6 мин) постепенно снижают мощность нагрузки и темп вращения педалей 25-40% пороговой мощности.

При отсутствии данных субмаксимального теста величина тренирующих нагрузок во время занятий на велоэргометре зависит от двигательных возможностей больного: при II степени они составляют 0,6-1.3 Вт/кг массы тела, при III - 1,1-1,9 Вт/кг и при IV -1,6-2,5 Вт/кг. Наибольшая тренирующая ЧСС составляет соответственно 120, 140 и 160 в минуту. Построение каждого занятия и смена циклов тренировок такие же, как и в индивидуальных тренирующих программах.

Ходьба по лестнице является общедоступным способом тренировки в амбулаторных условиях. Для больных со II степенью двигательных возможностей темп подъема составляет 16-20 ступеней в минуту, а спуска - 50-60 ступеней в минуту (при спуске энергозатраты составляют 1/3- 1/2 энергозатрат при подъеме), с III степенью -темп подъема 30-35 ступеней в минуту, а спуска - 80-90 ступеней в минуту, с IV степенью - темп подъема 50-60 ступеней в минуту, а спуска - 110-120 ступеней и минуту. Продолжительность каждой тренировки до 30 мин. Больным с I степенью двигательных возможностей ходьбу по лестнице не назначают.

Плавание проводится стилем брасс. Каждая тренировка состоит I из 3-5-минутного подготовительного периода (гимнастические упражнения в воде и «плавание» на месте), основного и заключительного (медленное плавание в течение 3 мин) периодов.

Бег. В первой половине тренирующею курса рекомендуется бег на месте в темпе 150-160 шагов в минуту. Если тренирующая ЧСС не достигает заданной величины, то темп увеличивают до 170-180 шагов в минуту. В последующем используется бег трусцой по ровной местности со скоростью 7-8 км/ч.

5. ЛФК при пневмонии.

Пневмония – воспаление легких. Бывает очаговая – когда воспален

отдельный участок легочной ткани, и крупозная - поражающая целую долю или

все легкое. Заболевание затрагивает и сердечно-сосудистую и нервную

системы. При крупозной и очаговой пневмониях в просветах альвеол

образуется экссудой (мокрота) что исключает пораженный участок из акта

дыхания. После крупозной пневмонии могут оставаться спайки,

ограничивающие нормальное дыхание.

Задачи лечебной физкультуры при пневмонии:

1) усилить крово-и лимфообращение в легких, чтобы быстрее

рассосался экссудат и выделялась мокрота;

2) предупреждать осложнение (атеросклероз легких, спайки в

полости плевры);

3) нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации

организма;

4) восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к

5) улучшить нервно-психическое и общее состояние;

При крупозной пневмонии лечебной физкультурой можно заниматься,

когда температура снизится до 37,5о и если сердцебиение не учащенное.

При очаговой пневмонии при нормальной или субфебриальной температуре.

В I периоде (постельный режим) занятия проводят в исходном положении

лежа на спине, включают общеразвивающие упражнения, способствующие

движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса и

дыхательные упражнения.

Во II периоде (полупостельный режим) упражнения выполняют в исходном

положении сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый

мяч и гимнастическая палка).

В III периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных

исходных положениях, с предметами и без них, на гимнастической стенке, во

теннис, гребля.

1).И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены.

Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к

носкам. Повторить 2-4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.

2) И.п. – то же, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без

остановки налево. Повторить по 2-4 раза в каждую сторону. Темп

медленный. Дыхание свободное.

И.п. – то же. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох.

Повторить 3 раза. Темп медленный.

И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую

в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в

и.п. То же левой ногой. Повторить по 2-4 раза каждой ногой. Темп

средний. Дыхание свободное.

5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед,

сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки

вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2-6 раз. Темп

средний. Дыхание свободное.

6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны

вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить

– выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять

мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2-4

раза. Темп медленный. Дыхание свободное.

8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения

туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4-6 раз

в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободно упражнениях и хорошем самочувствии.

9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2-4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.

11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать – вдох. Повторить 2-4 раза. Темп медленный.

12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

13) Спокойная ходьба 1-2 мин., полностью расслабь мышцы рук и туловища.

6. ЛФК при плевритах.

Плеврит – воспаление плевры, покрывающей легкие, внутреннюю часть грудной клетки и диафрагму. Это заболевание со скоплением жидкости в плевральной полости или без скопления желудка. Плеврит чаще вторичен и связан с туберкулезным процессом в бронхиальных желудках, ревматизмом, пневмонией опухолевыми процессами.

Задачи ЛФК:

1.улучшить крово- и лимфообращение в легких и плевре;

2.остановить образование спаек, и развитие пареза дыхательных мышц;

3. укрепить организм и повысить его сопротивляемость.

В остром периоде течения болезни ЛФК противопоказано. Можно начинать заниматься лишь при выздоровлении, когда уменьшается экссудат, температура падает до 35оС и ниже, появится шум от трения плевры.

В I периоде (постельный режим) упражнения выполняют в исходных положениях лежа на спине и сидя на постели.

Во II периоде (полупостельный режим) исходные положения, стоя и в ходьбе.

В III периоде (тренировочный) исходные положения различные. Используется дозировочная ходьба, упражнения общеразвивающие, с предметами, на тренажерах, шведской стенке, а так же игра в волейбол, теннис.

ЛФК при экссудативном плеврите во II периоде.

1) И.п. – стоя, руки на голове. Наклон туловища вправо и влево. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.

2) И.п. – стоя, руки опущены. Поднять руки вверх над головой. Опустить и завести их за спину - выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

3) И.п. – стоя, руки вытянуты вперед, ладони соединены. Развести руки в стороны, удерживая их на уровне плеч – вдох, свести выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

4) И.п. - тоже, руки опущены. Поднять правую руку вперед и сделать ею круговое движение назад с большим размахом вперед, затем поменять движение рук. Повторить 2-4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.

5) И.п. – стоя, руку на поясе. Свести локти назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

6) И.п. – тоже, в руках резиновый мяч. Ударить мячом о стенку на уровне груди и поймать. Повторить 6-8 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

7) И.п. – то же. Поднять правую согнутую в колене ногу, бросить из-под нее мяч вверх и поймать. То же, подняв левую ногу. Повторить 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

8) И.п. – стоя, руки опущены. Развести руки в стороны – вдох, положить ладони на нижние ребра, слегка нажимая на них – выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

9) Спокойная ходьба с опущенными расслабленными руками 1-2 мин.

Заключение.

ЛФК улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь лучше обогащается кислородом. Ткань легких становится более эластичной, легочное кровообращение усиливается, облегчается работа сердца. Ток крови в сосудах ускоряется, возрастает количество крови, циркулирующей в организме, и весь организм лучше снабжается питательными веществами. В крови увеличивается содержание эритроцитов. ЛФК активизирует выработку биологически активных веществ, значительно увеличивает сопротивляемость организма к вирусам и бактериям. Кроме того, физические упражнения усиливают деятельность надпочечников, вырабатывающих противовоспалительные гормоны, которые значительно уменьшают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов.

Таким образом, правильное и регулярное применение ЛФК в лечении человека с заболеваниями органов дыхания значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.

Список литературы.

1. А. В. Машков “Основы лечебной физической культуры”.

2. В. Е. Васильев “Лечебная физическая культура”.

3. Ю. М. Бормаш “Человек”

4. К. Н. Прибылов “Лечебная физкультура”

5. С. Л. Аксельрод “Спорт и здоровье”

6. К. В. Майстрах “Профилактика заболеваний”

7. .Н. Транквиллитати – «Восстановить здоровье» 1992 г.

8. Б.С. Толкачев -«Физкультурный заслон» ОРЗ – 1992 г.

9. Физиотерапия, массаж лечебная физкультура. Под редакцией В.И. Сухарева 1965 г.

Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика при различных болезнях легких направлены на восстановление бронхиальной проводимости, улучшение отхождения густой мокроты. Упражнения способствуют лучшему кровоснабжению легких и других органов, оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом.

Лечебная физкультура

Любые физические нагрузки, какими бы щадящими они не были, нельзя выполнять при тяжелой дыхательной недостаточности, интоксикации, кровохарканье, лихорадке, гнойных процессах в легких и бронхах.

Занятия физкультурой при болезнях легких и бронхов должны начинаться с самых простых и легких в выполнении упражнений. Особенно это важно при

Постепенно под контролем врача по лечебной физкультуре переходят к более сложным упражнениям.

Главное в лечебной физкультуре – это регулярность проводимых мероприятий. Организм должен постепенно привыкать к нормальной работе, перестраиваться после заболевания на новый уровень. Всё должно проходить максимально комфортно для настоящего состояния больного.

Комплекс упражнений

Комплекс начинается с упражнений в положении лежа и сидя. При этом тренируются различные виды дыхания – верхнее диафрагмальное и нижнее. Пациент, лежа или сидя осуществляет поднятия рук вверх и вниз, махи руками, вращательные движения плечевым поясом. Во время зарядки следует внимательно следить за дыханием. Оно должно быть максимально глубоким и эффективным. Если во время упражнение пациент задыхается, кашляет, следует сократить объем физических упражнений до приемлемого уровня или вовсе прекратить их на время.

Для более эффективных тренировок к упражнениям привлекаются дополнительные инструменты. Это может быть обычная палка, легкие гантели, эластическая лента, резиновый мяч.

Одно из упражнений, направленных на быстрое отхождение мокроты, заключается в заведении рук с палкой или лентой за спину. Затем совершаются наклоны вперед назад, из стороны в стороны. Данное упражнение на первом этапе восстановления можно проводить в постели, сидя или лежа. Постепенно все физические нагрузки совершаются в положении стоя.

Длительность тренировок, их интенсивность зависят от состояния пациента. Необходимо учитывать уровень артериального давления, пульс, температуру тела, возраст пациента, его тренированность.

Дыхательные гимнастики

Практикуются различные дыхательные гимнастики, помогающие восстановить здоровье при легочных патологиях.

Метод волевой ликвидации глубокого дыхания Бутейко (ВЛГД) помогает при бронхолегочных заболеваниях, пневмонии, бронхиальной астме, ХОБЛ, аллергии, стенокардии и других заболеваниях сердца, мигрени, желудочно-кишечных коликах, гипертонии.


Метод Бутейко. Видео

О парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой известно далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос.


Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Видео

Остановимся подробней на проверенной веками дыхательной гимнастике по системе йогов.

Дыхательная техника в йоге

После снятия отека легких и в восстановительный период при других легочных патологиях показана гимнастика по системе йогов.

Методы контроля дыхания в йоге, известные как «пранаямы», означают «продление жизненной силы». Они направляют практикующего в правильный путь, помогают правильно выполнять вдохи и выдохи. Они могут улучшить объем легких, помогают уменьшить стресс и упорядочить ум, а также самостоятельно выработать методы контроля дыхания.

Некоторым людям достаточно сложно заниматься йогой с точки зрения исполнения поставленных задач в данной практике, в то время как другим познание всех «азов» йоги и медитации дается легко. Первоначально, человек, выполняющий дыхательные упражнения в йоге, может почувствовать неравномерность этого процесса, но с течением времени и с приобретенными навыками, йогическое дыхание станет гладким и легким.

Техника для начинающих

Она разработана с целью помочь практикующим научиться осознавать и контролировать свое дыхание, расслабиться во время брюшного дыхания, снять стресс и полностью дышать. Также данная техника упоминается как диафрагмальное дыхание, как метод, позволяющий перейти от небольшого грудного дыхания к глубокому дыханию полной грудью. Чтобы иметь возможность практиковать этот метод, необходимо:

  • Сидеть на полу, скрестив ноги и положить ладони на живот
  • Держа спину прямо, медленно сделать вдох через нос и использовать диафрагму, толкая при этом руку вперед, глубоко заполняя воздухом легкие
  • После выдоха воздуха через нос, сжать мышцы живота, чтобы вытолкнуть воздух из легких
  • Промежуточный этап дыхательной техники

Три фазы дыхания, немного более сложные, чем простое брюшное дыхание, стимулируют человека дышать полноценным образом, чтобы заполнить легкие воздухом снизу вверх. В то время как дыхание через нос выполняется одним непрерывным дыханием, легкие будут заполняться в три этапа:

Во время первой фазы (похожей на брюшной дыхание) человек вдыхает и заполняет нижнюю часть легких, используя диафрагму.

Он продолжает вдыхать воздух на второй фазе, чтобы расширить и открыть свою грудную клетку.

На третьем этапе, воздух попадает в верхнюю части грудной клетки и нижнюю часть горла.

Необходимо положить руки на живот, а затем на ребра и, наконец, на верхнюю часть груди при выполнении трехэтапного дыхания, чтобы убедиться в том, что техника исполнена правильно.

Прогрессивная техника

На сегодняшний день доступно также обучение так называемому «огненному дыханию», технике, которая может усилить диафрагму, расширить объем легких и помочь очистить дыхательную систему. Чтобы практиковать эту технику, которую иногда называют «сильфонное дыхание» или «очищающее дыхание», рекомендуется находиться на высоком полу со скрещенными ногами и ладонями, опирающимися на колени. После этого нужно быстро дышать через нос, этот процесс будет напоминать фырканье. При выполнении данной техники акцент нужно ставить как вдохе, так и на выдохе. По мере увеличения количества вдохов, необходимо развивать устойчивый темп и ритм. При правильном выполнении, желудок будет пульсировать в одном ритме с дыханием.

Дыхание Уджайи

Уджайи – это комплекс дыхательных упражнений, который переводится как «победоносный», он успокаивает ум, повышает температуру тела и способствует ясности ума. Этот комплекс может помочь развитию концентрации и позволяет контролировать дыхание при переходе от одной позе йоги к следующей.


Дыхание Уджайи. Видео

Чтобы практиковать дыхание уджайи, нужно начинать с комфортной позы на полу или крепком стуле. Вдох через нос необходимо делать, слегка сжимая заднюю часть горла и направляя воздух вдоль его задней стенки. Выдох через рот надо производить со звуковым сигналом «ха» и повторить его несколько раз.

Сегодня большинство людей считает, что йога – это переживание чистого экстаза через единение ума, души и тела. Но многие практики и учителя йоги согласятся, что помимо обеспечения релаксации и умиротворения, йогическая практика развивает безграничные способности человека, помогающие ему контролировать свой разум и быть в гармонии со своей внутренней сущностью.

Только тренированные мышцы способны обеспечить полноценное дыхание и нормальный газообмен, поэтому в лечении органов дыхания физическим упражнениям отводится особое место.

Они направлены на тренировку прежде всего тех мышц, которые задействованы в процессе дыхания: диафрагмы, наружных и внутренних межреберных мышц, квадратной мышцы поясницы, прямой и поперечной мышц живота, наружной и внутренней косых мышц живота и др.

Кроме того, дыхательные упражнения способствуют созданию разветвленной кровеносной системы в тканях бронхов, легких и всей грудной клетки, что значительно улучшает кровоснабжение этих органов.

Упражнение 1
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Разведите руки в стороны (рис. 49) и глубоко вдохните. Во время усиленного выдоха сделайте пружинящие движения руками назад и чуть вперед, вдох – руки вниз. Повторите 5–7 раз.

Упражнение 2
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч.
Сделайте глубокий вдох; на выдохе выполните пружинящие движения руками: одной – вверх и назад, другой – вниз и назад. Затем поменяйте руки местами. Повторите в среднем темпе 4–6 раз. Дыхание равномерное.

Упражнение 3
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, ступни параллельны, плечи развернуты, туловище выпрямлено, руки на талии.
Вдохните и сделайте полуприседание. Вернитесь в исходное положение – выдохните. Повторите 6–8 раз.

Упражнение 4

Сделайте вдох, затем, медленно выдыхая, наклоните туловище вперед (рис. 50), свободно покачивая руками. Повторите 4–5 раз.

Упражнение 5

Обопритесь правой рукой на спинку стула, левую поставьте на пояс. Глубоко вдохните; выдыхая, сделайте маховые движения правой ногой вперед-назад. Сделайте то же, выполняя махи другой ногой. Повторите каждой ногой по 4–5 раз.

Упражнение 6
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
Разведите руки в стороны – вдох; медленно наклонитесь вперед, стремясь достать пальцами рук пола, – выдох.
(При возникновении головокружения нужно сразу сесть на стул.)

Упражнение 7
Исходное положение – стоя, ноги слегка расставить, руки на бедрах.
Сделайте глубокий вдох; выдыхая, наклоните туловище вправо, помогая поднятой вверх левой рукой. Сделайте то же в другую сторону. Повторите по 4–5 раз в каждую сторону.

Упражнение 8
Исходное положение – стоя боком к стулу.
Обопритесь левой рукой о спинку стула. Сделайте глубокий вдох, согните в колене правую ногу и на выдохе выполняйте круговые движения в тазобедренном суставе то в одну, то в другую сторону. То же другой ногой. Повторите по 4 раза каждой ногой.

Упражнение 9
Исходное положение – стоя, руки на спинке стула. Сделайте глубокий вдох, присядьте – выдох, вернитесь в исходное положение – вдох. Повторите 6 раз.

Упражнение 10
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Сделайте глубокий вдох и на выдохе выполните круговые движения туловищем: вперед, в сторону, назад. Повторите 3–4 раза в ту и другую сторону.

Упражнение 11
Исходное положение – стоя, ноги слегка расставлены. Возьмитесь руками за спинку стула. Выдохните и сделайте приседание, если трудно – полуприседание. Повторите 8-10 раз.

Упражнение 12
Выполняйте ходьбу в среднем темпе в течение 3–5 мин: на 3–4 шага – вдох, на 5–7 шагов – выдох.