Дислексия что это такое и чем вызвана болезнь? Дислексия у детей – коррекция, симптомы, лечение.

Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Основными признаками дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

Возможные причины дислексии у ребенка:

  • Патологии внутриутробного развития.
  • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
  • Поражение ЦНС у малыша.
  • Генетическая наследственность.
  • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
  • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса состоит из занятий, которые называются:

  • Способность восприятия . Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
  • Переключение . Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
  • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
  • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
  • Координация . Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
  • Освоение символов.
  • Легкое чтение.
  • Освоение символов относительно слов.

Методика Корнева

А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • Рядоговорение.
  • Ритмы.
  • Субтест «повторение цифр».
  • Кулак-ребро-ладонь.

Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития», З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис )

Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев )

Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий )

Дислексия - проблемы с навыками чтения - совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)

Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и , необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

Игры для профилактики дислексии

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

Дети, страдающие от дислексии, часто испытывают трудности во время учебного процесса. Проблемы с чтением, речью, восприятием звуков и букв осложняют запоминание нового материала, мешают проявлению способностей. При дислексии дети плохо анализируют слова по звучанию, не воспринимают их как единое целое, нередко пишут задом наперёд буквы и цифры.

При выявлении дислексии родителям не стоит опускать руки, записывать ребёнка в категорию «проблемных» учеников. Регулярные занятия с логопедом, психологом, закрепление материала дома частично или полностью исправят положение. Не всегда можно добиться идеальных результатов для развития грамотности, но дети-дислексики нередко становятся успешными в других сферах жизни.

Что такое дислексия

Наследственное заболевание развивается при неполноценном функционировании определённых участков головного мозга. При этой патологии страдает задняя часть левой извилины.

Нарушение фонологического процесса вызывает проблемы с распознаванием, анализом, сочетанием и запоминанием звуков. Нередко дислексия сочетается с другим заболеванием – дисграфией (отмечены проблемы с написанием букв и цифр). Комплексный подход к коррекции обеих патологий при правильном настрое родителей и детей, своевременном распознавании проблем, помощи специалистов даёт положительный результат.

Основные проявления (у пациента отмечены один-два или несколько признаков):

  • слабое понимание, неправильное написание букв;
  • проблемы с образованием речи;
  • снижение слуховой памяти;
  • сложность в подборе слов для описания определённого явления (предмета, живого существа);
  • слабое запоминание названий объектов, одушевлённых и неодушевлённых предметов;
  • нарушения вербальной речи.

Нельзя считать дислексиков ущербными, отсталыми людьми. Идеальный почерк, письмо без ошибок, пересказ длинных текстов, нередко, для многих – недостижимая задача. Но при неполном излечении человек тоже может быть талантливым и, даже, гениальным.

Примеров множество:

  • Леонардо да Винчи.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Кира Найтли.
  • Том Круз.
  • Владимир Маяковский.
  • Орландо Блум.
  • Мэрилин Монро, другие знаменитые личности.

Дислексия нарушает понимание произносимых текстов, ухудшает процесс счёта и письма, но обостряет органы чувств, способствует проявлению других талантов. Нередко дислексики становятся успешными людьми в сферах, требующих проявления творческого мышления, аналитики, слома стереотипов.

Особенности:

  • нестандартное, образное мышление;
  • развита любознательность, проявляется яркий ум;
  • развитие проницательности, интуиции;
  • тяга к творчеству;
  • восприятие мыслей как реальности;
  • интеллект выше среднего уровня.

Совет родителям! Не пытайтесь полностью переделать ребёнка, страдающего дислексией. При правильном подходе к лечению уходят негативные проявления, но сохраняется живость ума, отличная образная память, нестандартное мышление. Задача взрослых – раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал, помочь в самореализации. Попытки «загнать в рамки» губят личность, мешают развитию талантов, ухудшают психоэмоциональное здоровье ребёнка.

Причины развития патологии

Мозговая дисфункция развивается под влиянием некоторых биологических факторов:

  • повреждение головного мозга во время внутриутробного развития плода;
  • токсические поражения центральной нервной системы в перинатальном периоде;
  • грипп, краснуха, корь, перенесённые во время беременности;
  • родовые травмы;
  • внутричерепные кровоизлияния при сложных, затяжных родах;
  • инфекционные заболевания с поражением мозга после рождения;
  • тяжёлые хронические патологии у детей раннего возраста;
  • как один из симптомов при ДЦП, дизартрии.

Проблемы с чтением и письмом нередко возникают при наличии социально неблагоприятных факторов. Даже здоровый малыш зачастую испытывает трудности на занятиях в садике/школе, если родители не считали умственное, речевое развитие приоритетами в раннем возрасте.

Общие причины дислекции:

  • дефицит общения, невнимание к развитию речи;
  • отсутствие внимания к воспитанию, развитию малыша;
  • использование двух – трёх языков в семье.

Диагностика и признаки

Диагностика заболевания включает несколько мероприятий:

  • специальные тесты для выявления проблем с чтением;
  • исследование головного мозга.

При подозрении на дислексию обратитесь к специалистам:

  • логопеду;
  • детскому психологу:
  • неврологу.

Большинство родителей не могут вовремя распознать проблемы с восприятием информации, различные расстройства чтения по причине отсутствия знаний в этой области. О развивающемся заболевании говорят многие симптомы. Важно вовремя распознать их, не списывать неудачи во время учебного процесса на невнимательность, гиперактивность или недостаточный уровень подготовки к школе.

Обратите внимание на перечень признаков, свидетельствующих о первичных расстройствах чтения. Вы обнаружили у сына или дочки более пяти симптомов? Как можно скорее обратитесь за врачебной помощью.

Ранние признаки:

  • проблемы с изучением алфавита, плохое запоминание таблицы умножения;
  • ребёнку сложно выполнить простые указания;
  • малыш отказывается рисовать, возникают сложности с проведением простых линий, раскрашиванием фигур;
  • никак не удаётся правильно держать ложку;
  • заметны проблемы с развитием мелкой моторики;
  • выраженные проблемы с речью;
  • сложно рассказать, о чём сказка, малыш слабо запоминает стихотворения;
  • ребёнок невнимательный, не может сосредоточиться;
  • малыш отказывается читать вслух;
  • ребёнок изменяет порядок букв при письме, плохо держит ручку.

В дошкольном возрасте добавляются новые признаки:

  • плохая речевая память;
  • развитие речи проходит с опозданием;
  • ребёнку сложно запоминать новые слова и понятия;
  • при чтении, письме возникают сложности;
  • ребёнок замыкается, не может наладить контакт со сверстниками.

У младших школьников отмечены следующие нарушения:

  • движения импульсивные, неловкие;
  • новые навыки сложно освоить;
  • ученик заменяет одни слова другими, схожими по значению;
  • появляется разворот букв и слов, написание справа – налево (е – э, дом – мод);
  • возникают проблемы с декодированием многих слов;
  • ребёнок путает арифметические знаки, схожие по написанию;
  • при дислексии у детей младшего школьного возраста сложно запоминать факты.

При отсутствии коррекции, невнимании к потребностям ребёнка в 4–7 классе проявляются следующие симптомы дислексии:

  • закрепляется нежелание читать, пересказывать, писать;
  • почерк так и остаётся некрасивым, размашистым либо слишком мелким, неясным;
  • ученик плохо ориентируется в выражении лица, слабо понимает язык тела;
  • техника чтения низкая;
  • речевая память слабая;
  • ребёнок не в состоянии спланировать многие повседневные дела;
  • неправильное произношение, написание слов;
  • сверстники считают ребёнка не развитым, избегают общения, насмехаются;
  • учителя нередко не уделяют ученику достаточно внимания, называют нерадивым, несерьёзным, часто предлагают перевести в класс для отстающих детей.

По адресу узнайте об эффективных методах лечения поноса у грудничка.

В старших классах проблема не исчезает:

  • сохраняется неправильное произношение слов;
  • ученик не полностью воспринимает объём информации;
  • скорость письма и чтения ниже, чему одноклассников;
  • ученик медленно читает, часто допускает ошибки;
  • подростку сложно приспособиться к изменениям;
  • навыки письма развиты недостаточно для возраста.

Эффективные способы коррекции

Задача родителей – вовремя обратить внимание на первые признаки развития дислексии у детей. Не стоит думать, что со временем проблема исчезнет, малыш подрастёт, догонит других деток. Занятия с логопедом, детским психологом и неврологом – обязательный элемент терапии.

Не всегда удаётся полностью излечить заболевание, но создать оптимальные условия для развития навыков чтения, письма, общения со сверстниками можно. Важно найти профессионалов, владеющих современными методами лечения дислексии у детей разного возраста.

Традиционный способ лечения дислексии – логопедическая коррекционная работа. В процессе терапии врач с подключением родителей исправляет неречевые процессы и патологии речи.

Требуется настойчивость, ежедневный труд не только в кабинете врача, но и дома. По возможности отдайте малыша в логопедический садик с грамотным персоналом.

В зависимости от типа заболевания специалисты предлагают определённый метод коррекции дислексии:

  • дисэйдезия (детки не понимают, что слово – это единое целое). Сложная форма заболевания, коррекция проходит с переменным успехом. Иногда помогает мультисенсорная методика;
  • дисфонезия (затруднён анализ слов по их звучанию). Основа терапии – фонетические методы. Во время курса лечения детки учатся различать слова;
  • диснемкинезия (плохой, неряшливый почерк, написание цифр и букв задом наперёд). Логопеды считают: основная причина нарушения – дезориентация в пространстве. Начало коррекции – пояснение понятий левой и правой стороны, далее проводятся занятия по выработке правописания.

Хорошие результаты дают:

  • метод Дейвиса;
  • физическое движение;
  • психологическая помощь;
  • обучение при помощи специальных компьютерных программ, облегчающих распознавание букв, порядка слов в предложении, фонетических конструкций;
  • создание комфортного микроклимата в семье и классе;
  • точное планирование дня, составление чёткого расписания занятий;
  • при тяжёлых формахнародные средства, лекарства для улучшения внимания и памяти;
  • раннее выявление первичного расстройства при чтении, пересказе текстов.

  • развивайте речь, больше общайтесь с малышом с раннего возраста;
  • первые мини-занятия по чтению в игровой форме начинайте с 3,5–4 лет;
  • приучайте малышей к книжкам с малых лет, читайте сказки, показывайте картинки, подчёркивайте, сколько интересных вещей можно узнать благодаря чтению;
  • привлекайте деток к изготовлению карточек с буквами;
  • читайте малышам короткие рассказы на интересную тему, просите пересказать, задавайте вопросы по тексту;
  • не навешивайте на сына или дочку ярлыки, если у деток не всё получается во время уроков чтения;
  • поднимайте самооценку, не скупитесь на похвалу при успехах;
  • развивайте другие навыки, приобщайте к творчеству, дайте раскрыться талантам, которые наверняка есть в каждом малыше.

Теперь вы знаете, что такое дислексия у детей. При выявлении нарушений не паникуйте: существуют методы коррекции этого заболевания. Настройтесь на регулярные занятия со специалистами, выполняйте рекомендации врачей дома. Самостоятельно справиться с дислексией у детей невозможно: требуется помощь опытного логопеда, психолога и детского невролога.

Подробнее о том, что такое дислексия у детей в следующем видео:

Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.

Иными словами, дислексия является специфическим расстройством чтения, возникающим по причине нарушений в процессе обработки мозгом получаемых графических символов.

Общее описание

Несмотря на общность основной симптоматики, дислексия наряду с трудностями в овладении чтением не является спутником умственной отсталости и наоборот, как это не касается и нарушений зрения и слуха. Указанные состояния вызываются иными причинами, что определяет нарушение чтения в качестве неспецифических (вторичных) симптомов. Возвращаясь к дислексии, следует заметить, что она является сложным для диагностирования расстройством. При этом в процессе диагностики следует учитывать массу факторов. Фиксирование показателей чтения производится врачом, также он делает отметки и там, где проявляются нарушения чтения.

Различные тесты, которые проводит специалист, ориентированы на проверку слуха, а также способности к возможности воспроизведения речи. Проверяется также и то, каким образом ребенком лучше воспринимается информация, в устном виде (в процессе разговора) или же в тактильном (при собственноручном выполнении действий). Исследования также предусматривают заключение относительно того, насколько эффективно действуют три основные составляющие, которые включает в себя сенсорная система.

Виды дислексии

Дислексия, симптомы которой могут выражаться по-разному, в некоторых случаях определяется как «словесная слепота». Связывают ее с понижением в определенном участке мозга активности, при этом известно, что дислексия – актуальный диагноз в той или иной ее форме для людей в рамках 5-12% общего их количества. Теперь детальнее рассмотрим основные формы, в которых может проявляться данное заболевание.

  • Дислексия фонематическая. Данная форма нарушения чтения является наиболее распространенной среди школьников младших классов. Связана она с недоразвитостью функций, характерных для фонематической системы. Так, отличием одной фонемы от другой является масса смыслоразличительных особенностей (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.). При изменении в слове одной из фонем (дом – ком, козы – косы и т.п.) либо же при изменении их последовательности (пила – липа), меняется смысл. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). Кроме того, выделяют здесь также побуквенность чтения и искажение, которым наделяется звукослоговая структура (перестановка слогов и звуков, пропуск вставки, букв).
  • Дислексия семантическая. Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).
  • Дислексия аграмматическая. Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма дислексии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
  • Дислексия оптическая. Ее проявления заключаются в трудностях, связанных с усвоением и смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т).
  • Дислексия мнестическая. Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.

Дислексия: симптомы

Данное заболевание, как и любое другое, имеет характерные свои симптомы и их правильнее назвать конкретными проблемами, с которыми дислектики в той или иной мере вынуждены сталкиваться. К наиболее распространенным из них относятся следующие:

  • Задержка в развитии, отмечаемая в способности писать и читать, а также в способности к запоминанию орфографии;
  • Дезорганизация;
  • Пространственная дезориентация;
  • Трудности, отмечаемые в восприятии информации;
  • Трудности, возникающие в усвоении слов;
  • Непонимание прочитанной информации;
  • Нарушение в координации, неуклюжесть;
  • Синдром, возникший на почве нехватки внимания, который в некоторых случаях проявляется в гиперактивности.

Следует отметить, что всеми симптомами дислексии являются симптомы дезориентации. Само заболевание распознать в отдельности невозможно, в отличие от дезориентации. Так, в качестве результата ориентации выступает точность восприятия обстановки, окружающей человека, в том числе и двухкамерных слов, распечатанных на бумаге. Учитывая тот факт, что печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает характерные пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают ее другие.

К другим симптомам дислексии определяют следующие проявления, характерные для дислектиков:

  • Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения;
  • Повторение ошибок, возникающее в процессе письма/чтения (пропуск, перестановка букв/слов);
  • Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время;
  • Трудности в письме;
  • Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности;
  • Возможны проблемы со зрением – зачастую оно не соответствует требованиям к его характеристикам для чтения;
  • Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.

Причины дислексии

На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

Лечение дислексии

Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни, одновременно с этим нередки случаи развития функциональных навыков чтения. Преимущественно же определенная часть дислектиков должного уровня грамотности не достигает никогда.

Особенность лечения заключается в корректировке всего учебного процесса, в том числе и в прямом/непрямом обучении распознаванию слов наряду с навыками, предусматривающими выделение компонентов в словах. В прямом обучении применяются специального типа фонетические методы, идущие в отдельности от обучения чтению. Что касается непрямого обучения, то оно предусматривает внедрение в программы по обучению чтению специального типа фонетических методов.

Применяться могут подходы, в которые входит обучение чтению выражениями и словами в целом, а также подходы, в которых используется иерархия по приобретению навыков начиная со звуковых единиц и далее, по возрастанию, слов и предложений. Дополнительно рекомендуется использование подходов с воздействием сразу на несколько видов органов чувств. Во многих случаях полезным является освоение ребенком компьютера для помощи в выделении в тексте слов либо для восприятия им слов в процессе чтения письменной речи.

Что касается иных способов лечения (оптометрический тренинг и т.п.), а также медикаментозного лечения, то их эффективность не является доказанной, более того, на этом основании использовать их не рекомендуется.

При любого типа нарушениях речи и при подозрении на дислексию в частности необходимо обратиться к логопеду.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Мигрень представляет собой достаточно распространенное неврологическое заболевание, сопровождающееся выраженной приступообразной головной болью. Мигрень, симптомы которой заключаются собственно в боли, сосредотачиваемой с одной половины головы преимущественно в области глаз, висков и лба, в тошноте, а в некоторых случаях и в рвоте, возникает без привязки к опухолевым образованиям мозга, к инсульту и серьезным травмам головы, хотя и может указывать на актуальность развития определенных патологий.

Дислексия - что это такое: болезнь, педагогическая запущенность или особенность функций определенных отделов головного мозга? В каждом случае, дислексия индивидуальна – считают врачи. По статистике, на 5 мальчиков страдающих данным нарушением, приходится 1 девочка. Среди левшей дислексиков больше, чем среди правшей.

Дислексия - что это?

Нарушение узнавания различных знаков, символов и поэтому возникновение сложности в понимании – так обозначена дислексия, в международном медицинском справочнике МКБ – 10. Термин «дислексия» древнегреческого происхождения δυσ –нарушение, λέξις – речь. Дислексики – люди, которым сложно обучиться навыкам чтения, письменной речи. Выявленная дислексия у взрослых – показатель недостаточного внимания коррекции расстройства в детстве.

Причины дислексии

Дислексия встречается как у людей, с достаточным уровнем интеллекта (до 5%), так и с особенностями психического развития (25 – 50%). Механизмы дислексии не до конца ясны специалистам, но главная роль в возникновении принадлежит наследственной или генетической предрасположенности к нарушению (в 70% случаев). Не менее важными считаются и другие причины дислексии:

  • нейробиологические факторы – активность и плотность левой средней височной извилины значительно снижены;
  • нарушение в равновесии между полушариями;
  • правополушарный ;
  • беременность осложненная инфекциями (краснуха, герпес, корь) или применением токсичных веществ (курение, алкоголь, наркотики);
  • аномалии родовой деятельности: асфиксия плода, преждевременная отслойка плаценты;
  • травмы, тяжелые инфекции (менингит);
  • социальные факторы: синдром изоляции, неблагополучная семья, педагогическая запущенность или чрезмерные обучающие нагрузки.

Дислексия - симптомы

Диагностика дислексии может вызывать затруднения и быть сопутствующим симптомом более тяжелых нарушений. Родители, учителя могут заметить особенные трудности ребенка при обучении, что является поводом посетить специалиста. При этом, важно обратить внимание: общий уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Симптоматика дислексии:

  • затруднения в изучении алфавита;
  • буквы, слова, цифры – видят иначе;
  • отставание в письме, чтении;
  • дефекты в звукопроизношении;
  • плохая память на имена, числа, только что прочтенный текст;
  • прочтение текста медленное с большими паузами и перестановками букв, слогов в словах;
  • математические вычисления представляют сложность;
  • плохое распознавание букв, дающих одинаковые звуки;
  • чтение первой строки текста может быть правильным, но с последующей строки восприятие теряется;
  • высокая эмоциональная лабильность (раздражение, гнев);
  • во взрослом возрасте: затрудненное изложение мыслей, неспособность запоминать маршруты, даты;
  • пространственные нарушения и ориентация на местности: верх-низ, правое-левое – трудноразличимые категории.

Виды дислексии

Яркая симптоматика не обязательно предполагает наличие всех проявлений, и симптомы зависят, прежде всего, от вида нарушения. Специалистами выделены следующие формы дислексии:

  1. Аграмматическая дислексия - характеризуется недоразвитой речью, грамматическая конструкции предложения: времена, падежи, окончания неправильно согласованы: «я хотеть пойти на улица», «пестрый кошка».
  2. Фонематическая (акустическая) дислексия – самая распространенная среди младших школьников. Происходит перестановка слогов, смешение букв по одному различимому признаку в схожих словах и искажение структуры слова (ком-лом-дом, круг-друг, сосна-насос, наши-шина).
  3. Мнестическая дислексия – при этой форме, возникают сложности в определении букв в произносимом звуке или слове.
  4. Семантическая дислексия – чтение не представляет труда, но «механическое» и каждое слово воспринимается изолированно от всего текста и смысл прочитанного дислексик объяснить не сможет.
  5. Оптическая дислексия – проявляет себя по-разному: соскальзывание при чтении на другие строки текста, зеркальное чтение (справа налево), неправильное понимание букв, состоящих из одинаковых элементов, но с разным расположением (И-Н-П).
  6. Тактильная дислексия – схожа с оптической, но свойственна только незрячим людям. Во время чтения книг по Брайлю происходит соскальзывание пальцев на другие строки, путаница букв со схожим написанием.

Дислексия и дисграфия

Дислексия заболевание, часто сопровождающееся другими нарушениями. – нарушение письменной речи. Во время написания текста ребенком, происходит перестановка слогов, написание букв в зеркальном положении. Написанный текст изобилует ошибками, отсутствием заглавных букв и знаков препинания. Дисграфия может быть самостоятельным расстройством, интеллект при этом, также как при дислексии сохранен.

Лечение дислексии

Специфических схем медикаментозного лечения дислексии не существует. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше разнообразных мероприятий можно провести для улучшения успеваемости ребенка. Коррекция дислексии осуществляется логопедом, а при сопутствующих заболеваниях подключаются невропатолог, психиатр, офтальмолог. Программа коррекции включает в себя упражнения:

  • на работу со звукопроизношением;
  • на формирование грамматических систем;
  • на развитие слухоречевой и ;
  • на интеграцию зрительных и звуковых образов.

Известные люди с дислексией

Дислексия - болезнь гениев, существует мнение у некоторых специалистов - в этом можно убедиться, изучая биографии известных людей, страдающих расстройством, что не помешало им добиться успеха, стать востребованными в профессии и любимцами публики. Дислексия у знаменитостей, которые преодолели свои комплексы, и служат отличным примером, что не надо отчаиваться для других:

Дислексия - книги

Дислексия – что это такое и как избавиться от дислексии взрослому человеку самостоятельно. Все эти вопросы поднимаются в литературе, посвященной дислексии:

  1. «Дар дислексии» Р. Дэйвис
  2. «Дар обучения» Р. Дэйвис
  3. «Коррекция аграмматической дислексии» Е. Мазанова
  4. «Дислексия или Почему…» Т. Воронина
  5. «Дислексия мозга. За гранью известного» Т. Гогуадзе

Одной из самых распространенных логопедических проблем у детей младшего школьного возраста является дислексия – невозможность овладения ребенком навыками чтения и письма при сохранении его умственных способностей.

Эта проблема значительно затрудняет общее развитие, ведь без чтения невозможно получить необходимые, базовые знания для последующего обучения в школе и дальнейшей жизни. Именно поэтому такой вопрос как диагностика и способы коррекции дислексии сегодня очень актуален во всем мире.

Современные логопедические методики позволяют своевременно помочь ребенку младшего школьного возраста (если появились такие симптомы) и способствуют его дальнейшей социальной адаптации путем поэтапного устранения этого заболевания. Разработаны специальные комплексы упражнений, выполняя которые, ребенок может сначала начать читать отдельные буквы, а затем и вовсе целые слова и предложения. Регулярные занятия с логопедом, выполнение специальных упражнений позволят добиться хорошего результата коррекции дислексии у младших школьников.


Как уже упоминалось выше, дислексия – это форма логопедической патологии, которая характеризуется нарушениями чтения и письма, невозможностью ребенка овладеть данными навыками при сохранении общего умственного развития ребенка. Иными словами, это то состояние, при котором ребенок может путать отдельные слова, буквы, неправильно их писать или читать.

В младшем школьном возрасте эта проблема встречается часто – именно в этот период закладываются навыки письма и чтения и наиболее актуальны для ребенка. Именно так он узнает новую информацию и приобретает новые способности и развивает их.

В случае дислексии происходит торможение этих процессов, что, безусловно, негативно сказывается как на адаптации ребенка в детском коллективе, так и на его индивидуальном развитии.


По всем остальным навыкам ребенок нисколько не уступает сверстникам – проблема заключается лишь в письме и речи.

Изначально у школьников с дислексией начинают возникать трудности в чтении, так что на данном этапе родителям следует установить, не является ли это заболевание причиной нарушения зрения. Если проблема связана со зрением, следует отправиться вместе с ребенком на консультацию к врачу-офтальмологу, подобрать очки или линзы с необходимыми диоптриями.


Все это позволит быстро и надежно разрешить ситуацию. В противном случае, если причиной трудностей в процессе обучения, длительных нарушений чтения и письма стала дислексия, родителям ребенка необходимо своевременно обратиться к логопеду. Постепенно, занимаясь с ребенком совместно со специалистом, можно успешно устранить создавшуюся проблему.

Виды дислексии


В результате постоянной невозможности прочесть увиденное центры головного мозга, отвечающие за речевые способности и письменность, не получают достаточного количества возбуждения – нервных импульсов.

В нормальном состоянии, при отсутствии дислексии, увиденный текст стимулирует головной мозг, который автоматически узнает ранее виденное слово, и в конечном результате ребенок это слово произносит вслух.

В случае данной логопедической патологии формируется неправильный стереотип действий: ребенок не может прочесть слово, и оно не закрепляется в механизмах памяти. Именно поэтому каждый раз, снова и снова на уроках чтения у него возникают трудности с этим навыком.


Существует классификация видов дислексии, которая полностью систематизировала ее виды. Специалисты-логопеды выделяют такие разновидности данной логопедической проблемы:

  • мнестическая дислексия;
  • фонематическая дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • аграмматическая дислексия;
  • оптическая дислексия.

Следует рассмотреть все формы заболевания отдельно.

Мнестическая


Обусловлена нарушениями памяти ребенка. Вследствие непонимания он неспособен визуально запомнить вид каждой из букв алфавита, поэтому он допускает ошибки в составлении слов, написании букв, чтении и письме.

Проблемы памяти обусловлены нарушениями ее механизмов: попросту не происходит воспроизведение, анализ и фиксация полученной информации.


Выделяют также подвид мнестической – тактильную дислексию, которая возникает у слепых детей. Ей характерны нарушения в использовании речевых символов, их неправильный подбор ребенком.

Фонематическая


Характеризуется тем, что ребенок путает похожие слова, читая их по слогам – созвучные либо же схожие по написанию между собой. Дети с этой формой логопедической патологии могут также переставлять буквы местами в похожих словах и изменять их порядок. Таким образом, для этой формы характерно нарушение фонематической системы слова.

Семантическая

В данном случае у детей не нарушено правильное чтение слов; все слова они читают правильно, однако совершенно не могут пересказать смысл только что прочитанного. Смысловая связь слов будто теряется на фоне правильного произношения и прочтения букв и слов.


Этот вид еще известен как механическое чтение. Интересная особенность, что такие дети намного лучше, нежели те, у кого другой вид дислексии, улавливают новую информацию на слух.

Аграмматическая

Этот вид характеризуется невозможностью согласования окончаний слов между собой во фразах или предложениях, которые были написаны либо произнесены ребенком. Например: “высокий дерево”, “холодный вещь”, “маленькое тетя” и т.д.

Оптическая

Для нее характерно нарушение пространственного восприятия отдельных букв или слогов: ребенку трудно отличать схожие между собой по написанию буквы. Буквы могут быть близко расположены друг к другу или состоять из похожих частей, которые по-разному расположены. Все это влечет за собой нарушения в чтении фраз и предложений, в которых выявляются такие буквы.

Причины и механизмы дислексии

Основными причинами возникновения дислексии являются нарушения метаболических процессов в головном мозге – замедление обмена веществ вследствие незначительного или длительного кислородного голодания.


Основной причиной нарушений письма и чтения в случае дислексии является функциональная недостаточность головного мозга. Если состояние мозга не критично, процесс запоминания и усвоения новой информации закрепляется в ассоциативных связях, при помощи которых в дальнейшем реализуются механизмы памяти. В случае отклонения ассоциативные связи не формируются, или их формирование затруднено. Это обуславливает все проявления дислексии: недостаток речевого общения, письма и чтения на фоне нормального общего развития.

Формирование этой дисфункции также может возникать даже после незначительного кислородного голодания мозга у ребенка − в процессе родовой деятельности либо в последнем триместре беременности. Как следствие, развивается гипоксия головного мозга во внутриутробном периоде (или послеродовом).


На развитие дислексии оказывают влияние следующие факторы:

  • Генетическая детерминированность.

Доказано, что у лиц с этой патологией в детстве риск возникновения нарушений речи и письма у их потомства проявляется в большей степени, т. е это состояние может передаваться по наследству.

  • Травматические факторы.

Родовая / черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга или его ушиб; они также могут обуславливать развитие этой патологии.

  • Инфекционные процессы матери во время беременности.

Определенные заболевания способны вызывать гипоксию плода, что также способствует формированию дислексии в дальнейшем.

Врожденные пороки развития центральной нервной системы – головного и спинного мозга.
Они приводят к функциональной недостаточности полушарий, периодическому или постоянному кислородному голоданию.

  • Врожденные пороки сердца.

Сердечно-сосудистая система обеспечивает трофику головного мозга и всего организма в целом. При снижении этой функции (чаще всего вследствие пороков) у ребенка могут возникнуть логопедические отклонения в дальнейшей жизни.

  • Гендерный признак.

Девочкам тоже свойственно развитие дислексии. Но установлено, что мальчики значительно чаще подвержены данному состоянию, чем девочки.

Основные симптомы


Это состояние влечет за собой особые трудности, с которыми сталкивается ребенок в младшей школе: недостаток навыков чтения и письма, безусловно, отрицательно сказывается на адаптации в детском коллективе и его психоэмоциональном состоянии. Ребенок становится капризным, неуверенным в себе, более закрытым и эмоционально подавленным.


Каждому сознательному родителю необходимо своевременно выявить дислексию у ребенка для скорейшей ее коррекции и в дальнейшем полного устранения. Однако следует помнить, что это состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями: патологией зрения, серьезными, грубыми нарушениями памяти или интеллекта, похожими по симптоматике и проявлениям.

Существует несколько признаков, по которым можно заподозрить симптомы дислексии у младших школьников или детей дошкольного возраста:

  • ребенок не понимает прочитанную информацию (буквы, фразы или предложения);
  • в том случае, если во время чтения ребенок не может прочесть определенную фразу или предложение;
  • значительные сложности или невозможность освоения навыка письма;
  • орфографические ошибки (ребенок неправильно пишет отдельные буквы, путает их местами с похожими между собой);
  • замена ребенком отдельных слогов в слове;
  • если он неправильно произносит прочитанные буквы и постоянно ошибается в чтении.

Выделяют также и другие специфические признаки:

  • у ребенка возникают значительные трудности с речью или письмом, хотя остальное развитие ребенка соответствует норме;
  • значительные трудности в освоении новой информации;
  • сложности с ориентированием в пространстве;
  • нарушения мелкой моторики;
  • обучение значительно затруднено из-за нарушений чтения или письма.

Коррекция дислексии

На данный момент разработан комплекс специальных логопедических упражнений, которые позволяют значительно улучшить речь или письмо детей-дислектиков – тех, у кого обнаружено это состояние. Однако стоит помнить о том, что невозможно абсолютно избавить ребенка от этой проблемы, ведь причиной ее служит нарушение функциональной активности полушарий головного мозга.

При помощи упражнений можно в значительной мере поспособствовать формированию ассоциативных связей, а значит, и запоминанию, усвоению и воспроизведению полученной информации. Коррекция дислексии, регулярные упражнения с родителями и логопедом могут привести к значительному прогрессу в плане навыков чтения и письма, сделав процесс обучения ребенка менее трудоемким и более эффективным.


Коррекция является наиболее эффективной на ранних этапах развития дислексии. Чем раньше была диагностирована эта логопедическая патология, тем выше вероятность успешного преодоления ее проявлений.

Коррекция дислексии у младших школьников требует определенного подхода со стороны логопеда – необходимо проведение коррекционной семантической работы. Трудности в чтении, которые возникают у детей с этой проблемой, не могут быть устранены обычными школьными методиками.


Необходимо подобрать комплекс упражнений (например, проводить тренировки со слогами слов, при помощи специального логопедического арсенала и обеспечения растягивать или замедлять звучание отдельных слов, постепенно переходя к более сложному – фразам и предложениям). Характерной трудностью для таких детей являются новые или длинные слова. Необходимо подобрать контекстные ключи, по которым они смогут запомнить значение того или иного слова.

В логопедической практике выбор комплекса упражнений зависит от вида дислексии: коррекции бывают разные.

Наиболее популярными и эффективными считаются методики Корнева и Дэйвиса.

Методика Дэйвиса

Методика Дэйвиса подразумевает концепцию переключения сознания: после выполнения комплекса упражнений ребенок овладевает новыми словами, буквами и фразами и может воссоздать их в неискаженном виде, избежав, таким образом, дисграфии – неспособности воспроизведения слов в письменном виде.

Упражнения, которые включены в методику Дейвиса:

  • способность к восприятию − позволяет воссоздавать в памяти у ребенка свои образы и применять их в дальнейшем для чтения или письма (например, упражнение «Найди слово»);
  • переключение – упражнения, позволяющие «переключить сознание» (запоминание и воспроизведение ранее сложных для усвоения слов);
  • разрядка (позволяет ребенку вовремя «разряжать» свое сознание для отдыха от процесса обучения);
  • координационные упражнения (позволяют ребенку лучше ориентироваться в пространстве);освоение новых символов, легкое прочтение фраз и предложений.

Методика Корнева подразумевает коррекцию дислексии посредством выполнения специальных тестов – речевой гимнастики:

  • тест на “рядоговорение”;
  • субтест «Повторение цифр»;
  • тест на ритмы;
  • проба или тест «Кулак-ребро-ладонь».

Стоит заметить, что вышеуказанные методики тренировок при дислексии не являются единственными – существует огромное множество упражнений, которые можно использовать для улучшения произношения слов, чтения и навыка письма у детей. Подбор комплекса индивидуальных упражнений осуществляет специалист-логопед, однако контроль их выполнения и регулярность должны быть обязанностью родителей.


Лишь в таком случае значительно увеличивается шанс на успешное преодоление трудностей обучения. В процессе коррекции поначалу дети неизбежно сталкиваются с трудностями, поэтому родителям необходимо не прекращать курс тренировок и каждый раз указывать ребенку: “Найди свои ошибки”. Только таким образом можно в конечном итоге получить хороший результат: правильную речь ребенка.

Не стоит забывать и о слуховом запоминании информации, т.к.звуки являются хорошими раздражителями для головного мозга. С их помощью навыки можно улучшить либо же закрепить (звуковые раздражители способствуют более быстрому становлению ассоциативных связей, а следовательно, и закреплению в памяти новых букв и слов). Такие формы упражнений являются не только полезными, но и высокоэффективными.

В заключение


Профилактические меры в отношении этого расстройства речи и письма должны дать хороший результат, но только с раннего детства родители должны заниматься со своим ребенком. Упражнения, преподнесенные в игровом виде, особенно хорошо усваиваются детьми: они обеспечивают правильное формирование абстрактного и логического мышления у детей в дальнейшем и являются одной из мер борьбы с этим заболеванием.

Ранняя диагностика дислексии и правильно подобранный комплекс логопедических упражнений поспособствуют лучшему усвоению школьной программы в дальнейшем, познанию новой информации, а также успешной социальной адаптации ребенка в детском коллективе.


Повторяем: у детей с дислексией совершенно не нарушено общее развитие. Все усилия родителей окупятся с лихвой: они позволят ребенку вести полноценную жизнь, в т.ч. получить качественное образование – неотъемлемую часть жизни успешного взрослого человека.