Умственное утомление и усталость. Причины и виды утомления

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

При умственной работе может возникать и субъективное чувство усталости (в отличие от утомления, являющегося объективным показателем). Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудаче в ней. И, наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят фактическом наступлении состояния утомления у человека. В этом случае показатели работоспособности, в частности продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в отличие от физического, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия.

Чрезмерные нагрузки ведут к переутомлению. Чувство усталости служит сигналом к отдыху от физического труда. При умственной деятельности усталость бывает выражена не так резко, обычно в форме снижения интереса к работе. Однако здесь больше опасностей к развитию чрезмерного нервно-психического перенапряжения. Симптомы утомления быстро проходят. При переутомлении подобные симптомы принимают стойкий характер. В случае легкой степени переутомления достаточно перерыва в работе, привычного отдыха и сна, чтобы силы восстановились. Тяжелая степень переутомления требует длительного прекращения работы и специального лечения. Если эти меры не будут приняты, может развиться заболевание. Следовательно, утомление целесообразно считать нормальным состоянием организма, а переутомление -пограничным состоянием между здоровьем и болезнью.

Парадокс заключается в том, что и отсутствие физической деятельности, называемое гиподинамией, тоже порождает своеобразное утомление уже от детренированности мышц. К тому же нервная система, лишенная поддержки со стороны мышц, не может наладить правильную регуляцию функций. Вот почему при гиподинамии развиваются разнообразные, особенно сердечно-сосудистые, заболевания. Все это означает, что человек должен жить в определенном диапазоне оптимальных нагрузок.

Нередко общая усталость появляется при отсутствии утомления. На первый взгляд это может показаться странным. Однако память практически каждому из читателей может подсказать подобные ситуации. Возьмем, к примеру, школьников. Они часто жалуются, что быстро устают в классе. Специалисты установили, что это далеко не всегда связано с истинным утомлением. Гигиенисты пишут об особой форме школьной усталости. Она развивается зимой в душных классах со спертым, "мертвым" воздухом. Достаточно посидеть в таком помещении полчаса - час, и возникают сонливость, вялость, плохое настроение. Собственно утомления здесь нет, его вызывает только работа. При заболевании нервной системы усталость иногда становится хронической. Врачи тогда говорят об астеническом состоянии. Утомления здесь тоже нет.

Еще одна особенность - при легкой, но однообразной деятельности утомление возникает и развивается значительно быстрее, чем при разнообразном труде. К тому же оно имеет, как правило, локальный характер. Устают только отдельные работающие органы, обычно руки, спина, зрение или слух. Это связано с особенностями монотонной работы, вызывающей повышенное нервно-психическое напряжение. Имеют значение и особенности психики человека. Общительные люди, стремящиеся к активному контакту с внешним миром (экстраверты), особо чувствительны к монотонии. Замкнутые люди, углубленные в свои внутренние переживания, меньше подвержены ее действию. Причины локальной усталости лежат в утомлении нервных центров. Она развивается значительно раньше, чем периферическое утомление мышц. Чем тяжелее работа, тем большее значение приобретает периферический компонент.

С позиций физиологии утомление - это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ. Чувствуем ли мы это? Конечно. Усталость появляется обычно в тот момент, когда организм израсходовал большую долю энергоресурсов, а их активное пополнение еще не началось. Как только включаются энергетические резервы, возбуждается кора головного мозга и работать становится легче -открывается "второе дыхание". Это - стадия компенсируемого утомления. Если же нагрузка продолжается, то чувство усталости нарастает, "третье дыхание" не возникает, и работа выполняется за счет силы воли. Это -стадия некомпенсированного утомления.

Воля контролируется корой больших полушарий, в которой развивается охранительное торможение. Оно защищает мозг от избыточного количества сигналов от рабочих органов и предохраняет его от повреждения. Чрезмерная работа приводит к стадии парабиотического торможения в коре больших полушарий. Тогда уже не срабатывает и воля - человек вынужден прекратить работу.

Таким образом, повышение работоспособности и ускорение роста производительности труда должны быть связаны не только с его облегчением, но и умением человека получать радость от деятельности, активно преодолевать утомление, включать свои резервы.

Умственная трудоспособность - вещь индивидуальная, и наступает у всех по-разному. Однако причина умственного переутомления всегда одна: большой объем умственной работы при недостаточном отдыхе. Впрочем, на умственную трудоспособность не самым лучшим образом могут повлиять эндокринные нарушения, депрессия, истощающие хронические заболевания.

У здорового человека способность к обработке информации зависит, с одной стороны, от врожденных особенностей центральной нервной системы и ее тренированности, с другой - от количества поступающих к мозгу питательных веществ. Следовательно, самый простой способ борьбы с умственным переутомлением - обеспечить мозг усиленным питанием.

Если в любом поисковом сервере сделать запрос о лечении умственного переутомления, поток самых разных методик и предложений на эту тему может привести, по меньшей мере, в легкое замешательство. Здесь и гомеопатия, и аромотерапия, и иглоукалывание, и облучение всеми мыслимыми и немыслимыми излучениями, и, конечно, невероятное количество биологически активных добавок.

Однако начинать надо не с этого. В первую очередь имеет смысл разобраться, не вызвано ли переутомление каким-нибудь заболеванием: достаточно сходить на прием к терапевту и пройти стандартное обследование: врачебный осмотр, анализы крови и мочи, электрокардиографию. Если с организмом все в порядке, причина переутомления в вас самих.

Причины умственного переутомления

Неправильно работаем

Лев Толстой в своей «Исповеди» хвастал тем, что мог долго работать за письменным столом, а потом выйти в поле и долго косить - и не почти не испытывать ни физической, ни умственной усталости. И правильно: Толстой таким образом грамотно организовывал свой отдых, ведь чередование умственной и физической нагрузки переносится гораздо легче, чем каждая из них по отдельности.

В идеале после каждого часа напряженной умственной работы необходимо делать десятиминутный перерыв. Конечно, мы не всегда это можем себе позволить. Но даже когда выпадает свободная минутка, мы предпочитаем «потупить» перед телевизором или перед монитором, чем встать, пройтись, размяться или сделать несколько упражнений.

Недавно журнал American Journal of Epidemiology опубликовал исследование, в котором говорится: «Пятьдесят пять и более рабочих часов в неделю (одиннадцать часов в день при пятидневке) приводят к достаточно низким показателям в тестах на словарный запас и сообразительность. Оптимальный вариант 35-40 — часовая рабочая неделя ». Понятно, что к начальству не подойдешь и не скажешь: «Хотите, что бы коллектив лучше работал, сократите продолжительность рабочего времени ». В таких условиях повысить работоспособность можно за счет небольших перерывов.

Не стесняйся почесать языком за чашкой кофе с коллегами по работе. Вот что по этому поводу говорит Оскар Ибарра, автор одного из исследований, проведенных в Университете штата Мичиган: «Иногда пустословие бывает полезно. Те, кто делает перерывы в работе и в течение десяти минут трепится с сослуживцами, лучше проходят тесты на сообразительность, чем те, кто выполняет их сразу, без разговоров. И вот почему — коммуникативное общение обостряет память и активизирует другие функции мозга, потому, что требует обработки информации (например, определять, врет собеседник или говорит правду) ».

Тем же, у кого удаленная работа, могут контролировать свое рабочее время и без опасения, что ему объявят выговор сделать перерыв на час или два. Главное — не сидеть как робот и помнить, что если вы отвлечетесь и отдохнете, это предотвратит умственное переутомление и повысит вашу работоспособность.

Не забывайте устраивать себе выходные дни (особенно это касается тех, кто работает на расстоянии и на себя). Лучший отдых - отдых на природе! Охота, рыбалка, походы в лес за ягодой, лазанье по горам, шашлыки на даче — всё это хорошие способы дать своему мозгу отдохнуть от напряжённых будней, зарядиться энергией и увеличить работоспособность мозга.

Ну и конечно, говоря об отдыхе и его влиянии на умственное переутомление, следует отметить важность здорового и полноценного сна. Ведь известно, что недосыпание и нехватка сна приводят к преждевременному переутомлению и принятию недальновидных решений.

Соблюдайте распорядок: каждый день засыпайте и просыпайтесь в определенное время. Даже в выходные старайтесь придерживаться установленного режима.


Неправильно живем

Обратите внимание на то, как распределяется нагрузка на мозг в течение дня. Если стремиться жить в таком режиме, чтобы «включать мозги», едва открыв поутру глаза, а «выключать» перед сном, переутомление неизбежно. Утомленный мозг будет делать все больше и больше ошибок, на устранение которых понадобятся дополнительные силы и время.

Поэтому не ставьте перед собой целью объять необъятное: все равно не получится. Распределите свои дела так, чтобы была возможность их чередовать, найдите в расписании «зазор» для небольшой прогулки и постарайтесь не злоупотреблять работой в ущерб ночному отдыху, сон должен продолжаться не менее 7-8 часов. Как же тогда жить и где искать спасение от гор невыполненных дел? Спасение - в грамотной организации своих дел. Эйнштейн, например, спал по 11-12 часов в сутки, не брезговал отдыхом посреди дня и все успевал.

Овладейте одной из методик релаксации (подробнее см. Пять лучших техник релаксации ). Их предлагают практики йогов, китайская фалунь дафа , многие западные школы. Комплекс нехитрых дыхательных и физических упражнений позволит за небольшое время достичь расслабления и восстановить внутренние резервы. Хороший эффект дают и теплые ванны с добавлением ароматических масел, солей и настоев.


Неправильно питаемся

Умственная работоспособность головного мозга зависит от количества потребляемой нами пищи. Ученые из Университета Флориды, при помощи эксперимента доказали, что сытость приводит к отупению и отрицательно влияет на умственную работоспособность.

В ходе эксперимента, лабораторных крыс разделили на две одинаковые группы. Первая группа получала пищи в избытке, в то время как рацион второй группы был существенно ограничен.

Регулярные наблюдения показали, что организм недоедающих крыс вырабатывает на порядок меньше цитохрома (протеин, разрушающий клетки головного мозга), который, по утверждению ученых, наносит непоправимый вред головному мозгу, а следовательно влияет на работоспособность мозга в целом, и в частности на процесс принятия решений, на развитие памяти и мышления.

Реакция второй группы крыс, голодных, была гораздо лучше, чем у тех, которые употребляли столько пищи, сколько хотели. Интервью, которое ученые дали СМИ, они резюмировали следующими словами: «Теперь можно с уверенностью утверждать, что голод полезен для здоровья и положительно сказывается на увеличении работоспособности мозга ».

Итак, умственное переутомление - это состояние, с которым может столкнуться каждый современный человек. Многие с иронией относятся к этому заболеванию, и, столкнувшись с ним, очень часто не обращают на него внимание. Хотя врачи уже давно внесли его в классификацию болезней.

И стоит заметить, как и другие заболевания, умственное переутомление имеет собственные причины, симптомы и возможные последствия.

С причинами умственного переутомления мы уже разобрались. Самыми явными причинами, вызывающие это заболевания являются: тяжелый труд, отсутствие отдыха, неблагоприятные условия труда, неправильный образ жизни и питания.
Давайте посмотрим

Какие симптомы у данного недуга
Как известно, умственное переутомление может быть трех стадий, и симптомы проявляются в зависимости от стадии этого состояния.

Но все же существуют общие объективные признаки, с помощью которых можно определить степень заболевания.
- постоянная усталость, которая не проходит после ночного отдыха;
- головные боли без явных тому причин;
- покраснение глаз;
- изменение цвета лица, синяки под глазами, отеки;
- неспособность заснуть при усталости, особенно в вечернее время;
- повышение и понижение артериального давления;
- повышенная раздражительность и нервная возбудимость;
- потеря концентрации, ухудшение памяти, рассеянное внимание;
-большое количество ошибок при умственной работе;
- тошнота, рвота;
- апатия, плохое настроение.

Но стоит помнить, что полностью полагаться на эти признаки для определения точного диагноза - нельзя, так как это может свидетельствовать и о других заболеваниях. Например, за резким понижении или повышении давления, тошноте, головных болях, покраснении глаз может скрываться гипертония или другие заболевания сердечно-сосудистой системы.

I стадия характеризируется субъективными признаками, такими как нарушение сна (трудности при засыпании, частые пробуждения и сильная усталость после ночного отдыха), отсутствие аппетита. На этой стадии утомление также может проявляться в не состоянии справиться с психическими или физическими нагрузками.

Во II стадии объективные симптомы очень хорошо выражены, что приносит дискомфорт и снижает качество жизни. К предыдущим симптомам на I первой стадии присоединяются: быстрая утомляемость, тягостные ощущения в сердце, после физической нагрузки могут появляться спазмы или дрожание конечностей. Дело в том, что именно на этой стадии начинают происходить изменения практически всех органов организма. Сон начинает ухудшаться, не приносит облегчение, что связано с кошмарами, пробуждениями и т.д.

Тем не менее, могут происходить всплески работоспособности, например ранним утром или в период вечернего отдыха.

Также этой стадии характерно нарушение обмена веществ, вследствие чего происходит снижение веса. У человека может без причины как понижаться, так и повышаться давление. Присутствует нездоровый внешний вид, побледнение лица, синяки под глазами, посинение губ и мраморная кожа. Стоит упомянуть, что в интимном плане у мужчин страдает сексуальная функция, а женщинам характерна задержка месячных а также ее прекращение.

III стадия - самая тяжелая и проявляется неврастенией. Человек на этой стадии страдает повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, сильная бессонница, которая вызывает сонливость в дневное время. Работа органов значительно нарушена, поэтому переутомление II и III стадии нужно лечить, так как человек выбивается из нормальной жизни на долгое время.

Как себе помочь при умственном переутомлении

Самое главное правило при лечении умственной усталости - снизить все виды нагрузки, которые все это время воздействовали на организм больного человека.
Для начала общие рекомендации

Делайте массаж головы

Массаж головы и шеи улучшает кровоток в коре головного мозга, а следовательно полезен для клеточного мозгового кровообращения.

Если есть возможность, посетите профессионального массажиста, если с финансами или со временем туго, поможет самомассаж. Информации о том, как сделать самомассаж головы и воротниковой зоны в интернете, пруд пруди. Скажу только то, что если ежедневно по десять минут в течение нескольких недель вы будете выполнять подобный массаж, то заметите, что к вечеру способность четко и ясно мыслить не пропадет, и усталость не будет уже такой явной. Как приер иожете взять Цигун: Массаж лица и головы .


Используйте цвета и ароматерапию

Доказано, что некоторые запахи и цвета оказывают успокаивающее воздействие, другие же наоборот, являются возбудителями и раздражителями для мозга. Работу мозга хорошо стимулирует желтый цвет — он тонизирует и бодрит, повышает умственную работоспособность и поднимает настроение (можете над рабочим столом повесить рисунок, в котором этот цвет преобладает).

При лечении этого заболевания очень часто применяют эфирные масла, так как они способствуют повышению мозговой активности, и помогают предотвратить последствия умственной усталости.
Базилик, мята, розмарин - этих три масла чаще всего используют в этих целях. Если вы проснулись уставшим и не выспавшимся, сделайте ванну и добавьте в воду 6 капель розмарина - это поможет вам перед тяжелым рабочим днем.
А ромашку лучше всего пить в виде чая, и постарайтесь поменьше пить кофе и крепкого чая.

Из запахов также хорошо подходят цитрусовые и древесные ароматы. Используйте натуральные эфирные масла, а не освежители для воздуха.

Но ни в коем случае нельзя злоупотреблять эфирными маслами. Очень многим они помогает в критической ситуации, когда человеку нужна ясная голова. Их можно использовать время от времени, когда действительно требуется быстрая помощь. Но лучше всего делайте перерывы в работе, находите пару минуток для отдыха.


Дайте мне волшебную таблетку

К сожалению, большинство предлагаемых препаратов для борьбы с умственным переутомлением обладают одним серьезным недостатком. Они недостаточно изучены, несмотря на то, что некоторые из них существуют не одну сотню лет. Поэтому их использование во многом напоминает лотерею - либо поможет, либо не поможет, либо навредит.

Особенно это касается биологически активных добавок (БАДов). Их существует великое множество, и все они, как правило, недешевы. В чем же разница между лекарственным препаратом и БАДом? Для поступления в продажу лекарство должно получить сертификат, подтверждающий его эффективность и безопасность, оговаривающий четкие показания, противопоказания и побочные эффекты. С БАДами другая история - для торговли ими достаточно гигиенического сертификата - такого же, как для продуктов питания. Сертификат подтверждает только то, что данный препарат съедобен. Об эффективности, безопасности и всем остальном - ни слова. А ведь многие распространители биоактивных добавок даже гигиенического сертификата на них не имеют…


Перед мозговым штурмом

О том, как хорошо жить, не перерабатывая, чередуя нагрузки и полноценно отдыхая, чаще всего мы вспоминаем в ситуации аврала - когда головой приходится поработать усиленно и сверхурочно. Чем можно помочь мозгу?

Самым распространенным стимулятором в ситуациях мозгового штурма является кофеин. И напрасно: большое количество кофе вызовет лишь повышенную нервную возбудимость, дрожь в руках и неспособность сосредоточиться. Кроме того кофеин не лучшим образом сказывается на сердечно-сосудистой системе, а при длительном употреблении может вызвать привыкание.

Лучше обратиться к так называемым растениям-адаптогенам: женьшеню, лимоннику, аралии, элеутерококку. Они тонизируют, повышают умственную и физическую работоспособность, благотворно влияют на иммунитет. Причем воздействуют они мягко, не истощая организм, в отличие от стимулирующих препаратов. И, наконец, растительные адаптогены хорошо изучены и доступны практически в любой аптеке.

Не забывайте, что после периода усиленной работы и отдых должен быть усиленным. После длительной умственной работы организм просто скандирует: «В отпуск!». Хорошо бы к нему прислушаться. Подойдет также смена обстановки: поездка в другой город, турпоход, вылазка на природу.


Долгосрочное вложение

Бывает, что умственного утомления накопилось столько, что даже выполнение привычного объема работы становится затруднительным. В этом случае на помощь придут ноотропные препараты. Эти лекарства действуют непосредственно на мыслительные процессы (noos по-гречески - разум, мышление), улучшают память, повышают концентрацию внимания и общую активность мозга, при этом уменьшая чрезмерную нервную возбудимость и тревожность. Но эффект от ноотропов развивается не сразу: для достижения ощутимых результатов их надо принимать 2-3 месяца. К счастью, они малотоксичны и имеют минимум противопоказаний и побочных эффектов.

Самый известный, «эталонный» ноотропный препарат - это пирацетам. Он используется с 1963 года и успел хорошо себя зарекомендовать. Вплоть до сегодняшнего дня пирацетам - один из самых эффективных представителей ноотропов.

Еще одно признанное и известное средство - экстракт реликтового растения Гинкго билоба. Он выпускается многими фирмами под разными названиями и используется при умственном переутомлении, а также нарушениях памяти при атеросклерозе мозговых сосудов, после инсульта, инфекций ЦНС и в пожилом возрасте.

Среди более новых, но весьма эффективных ноотропных препаратов стоит упомянуть пиритинол, пикамилон, мексидол, бемитил и другие.

Методика лечения различных стадий

На I стадии лечение происходит с помощью уменьшения психоэмоционального воздействия. Человек должен соблюдать режим дня, исключить интеллектуальную нагрузку и значительно снизить физическую нагрузку. Такое лечение займет от 2-4 недель, затем следует постепенно вводить интеллектуальные нагрузки, на восстановление человеку понадобиться примерно столько же времени 2-4 недели.

Что касается II стадии , то здесь человеку необходим отдых от повседневной деятельности, который должен длиться 1-2 недели. Он должен включать в себя активный отдых, например прогулки на свежем воздухе, аутогенные тренировки и массаж. Затем в течение 1-2 месяцев нужно вводить обычный режим работы, только стоит помнить, что что на протяжении всего времени больной должен придерживаться правильного режима дня.

Лечение III стадии переутомления должно происходить в специальной клинике в течение 2 недель, где человек сможет полностью расслабиться, после чего такой же период времени нужно выделить на активный отдых. После этих двух стадий лечения на протяжении 2-3 месяцев должен происходить постепенный этап возврата в нормальную жизнь.

Кстати, для профилактика умственного переутомления почаще читайте полезную литературу. Польза чтения для повышения работоспособности мозга, думаю, ни у кого не вызывает сомнения. Чтение не только увеличивает концентрацию внимания, но и стимулирует воображение: содержание книги превращается в наших головах в визуальные образы. Следовательно, мозг тренируется. Ученые из клиники Майо (США) убеждены, что чтение уменьшает вероятность того, что со временем мы будем тупить по любому поводу. «Новый материал — это не только новая информация, но и новые образы в голове. Любая историческая книга заставит вас проводить сравнение с настоящим, что задействует аналитические способности, за которые отвечает правое полушарие » - говорит один из исследователей клиники Майо.

Вместо того чтобы пялиться в телевизор, возьмите какую-нибудь познавательную книжку и уделите ее прочтению хотя бы 30 минут (ежедневное получасовое чтение увеличит работоспособность вашего мозга).
Говоря о познавательной и полезной литературе, я имею в виду отечественную и зарубежную классику, историческую и специальную литературу, поэзию:О). А вот желтая пресса (кто с кем, у кого больше, а у кого дороже), комиксы и другое подобное чтиво вряд ли хорошо скажутся на увеличении работоспособности головного мозга.
По материалам

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление , т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Часто состояние утомления смешивают с усталостью - субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.

Усталость – субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологичес­кого восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать воле­вым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения.

Таблица 3

Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)

Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание Редкие отключения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, подтягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умствен­ная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглу­шить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужден­ном состоянии можно не заметить утомления. Так, несмотря на то, что экза­мены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоцио­нальный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобили­зует студента, неудача иногда может привести к депрессии. После сессии у студентов нередко наблюдается нервное переутомление. Особенно у тех, кто мало и не систематически трудился в течение семестра и выполнявших, несмотря на усталость, огромную работу непосредственно перед экзаменом. В результате нервная перегрузка бывает настолько значительна, что для ее снятия требуется вмешательство врача.

Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доми­нанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие за­дачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведен­ного на отдых.

Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недоста­точна для полного восстановления работоспособности человека и функцио­нального состояния его организма возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.

В развитии переутомления выделяют несколько степеней: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое (тал. 4).

При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:

Чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;

Отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;

Повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;

Снижение аппетита;

Головокружение и головная боль.

Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращать­ся по времени период оптимальной работоспособности и продолжение рабо­ты требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается ка­чество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появ­ляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом рабств, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, по­вышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль. По данным К.К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40%,повышенная раздражительность - в 32%,понижение аппетита - в 27% и головная боль - в 26%.

Таблица 4

Характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом Степень переутомления
начинающееся легкое выраженное тяжелое
Снижение дееспособности малое заметное выраженное резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью не полностью не значи-тельно
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временами неустойчи-вость настроения раздражи-тельность угнетение, резкая раздражи-тельность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться многим труднее засыпать, просыпать-ся сонливость днем бессон-ница
Снижение умственной работоспособ-ности нет трудно сосредото-читься временами забывчи-вость заметное ослабление внимания и памяти
Профилакти-ческие мероприятия упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения очередной отпуск или отдых необходимо ускорение очередного отпуска и организо-ванного отдыха лечение
Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными . Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

4.4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:

Длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению;

Малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда;

Эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона;

Снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Большие фи­зические и умственные нагрузки приводят к общему утомлению, зачастую снижая умственную работоспособность студентов.

К средствам физической культуры относятся: физические упражнения , оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиениеские факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Исследования показывают, что использование средств физической культуры в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенство­ванию студентов.

Существуют разнообразные формы использования двига­тельной деятельности в активном отдыхе в режиме учебно-трудового дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) .

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты ) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц – антогонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений. Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Для профилактики нервно-эмоционального и психофизи­ческого утомления используются такие термины, как рекреация, релаксация.

Термин рекреация - (в переводе с латинского) - восста­новление посредством двигательных действий развлекательно-занимательного характера.

Релаксация (в переводе с латинского) уменьшение напря­жения, постепенное ослабление, какого либо состояния после прекращения действия факторов, вызвавших это состояние.

Различают отдых пассивный (сон) и активный , связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые по­казавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

Систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

Ритмичную и системную организацию умственного труда;

Постоянное поддержание эмоции интереса;

Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

Организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

Двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

5.1. Общая физическая и специальная подготовка, ее цели и задачи.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических способностей.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические способности, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс, обеспечивающий преимущественное развитие тех физических способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

Спортивная подготовка;

Профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых,

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с проблемой переутомления. Некоторые иронически относятся к болезни, вообще не воспринимают ее серьезно, а на самом деле все может закончиться достаточно тяжелыми последствиями. Психотерапевты давно считают это состояние недугом, который приводит к разным болезням. Часто человек переутомляется после тяжелого труда, когда вообще забывает отдыхать, спит максимум по 4 часа в сутки, при этом неправильно питается или вообще забывает поесть.

Симптомы

Переутомление может протекать в 3 стадиях, именно от этого зависит симптоматика. К общим признакам относятся:

  • Беспричинная головная боль.
  • Сильная , которая длится даже после ночного сна.
  • Красные глаза.
  • Изменяется цвет лица, под глазами можно заметить отеки и синяки.
  • Тяжело заснуть, в голове путается много разных мыслей.
  • Подскакивает или .
  • Человек нервный, раздражителен.
  • Возникают проблемы с памятью, вниманием, тяжело сконцентрироваться.
  • Тошнота со рвотой.

Обращаем ваше внимание, что эти признаки часто могут указывать на конкретное заболевание – резкое понижение или повышение давление, головную боль, тошноту, сбои в работе сердца, сосудов.

Методы лечения умственного переутомления

Очень полезны эфирные масла, повышающие активность головного мозга, избавляющие от усталости. Главное не злоупотребляйте эфирным маслом, иначе эффект будет обратным.

Некоторым масла помогают в критических ситуациях, когда срочно нужен чистый мозг. Разрешается только периодически использовать средства, потому что организм привыкнет и не будет воспринимать ароматы.

Отдайте предпочтение розмарину, мяте, базилику. Проснулись разбитыми? Не выспались? Примите ванну, капните в нее розмарин (6 капель). Тоже самое можете сделать перед работой. Кроме того, выпейте , при этом не злоупотребляйте крепким чаем, кофе.

Для сохранения бодрости нужно взять аромалампу и капнуть в нее (не более 8 капель), поставьте ее на рабочий стол. Вы едите за рулем? Тогда лучше всего нанести по капли на запястье.

Стадии умственного утомления

Первая стадия

Появляются субъективные признаки – нарушается сон (человеку трудно заснуть, он быстро просыпается, а утром сложно проснуться), пропадает аппетит. Уставший не выдерживает физические и психические нагрузки.

Вторая стадия

Усталость ярко выражена, приводит к неприятному дискомфорту, снижению качества жизни. Кроме того, что человек быстро устает, его беспокоят неприятные ощущения в сердца, после физических нагрузок дрожат конечности, появляется спазм. Если своевременно не принять меры, у человека начнут изменятся все органы, при этом нарушается сон, постоянно беспокоят кошмары.

Иногда на этой стадии появляются всплески работоспособности – рано утром или поздно вечером. Кроме того, на этой стадии возникают сбои в обмене веществ, человек резко теряет вес, появляются проблемы с давлением, больной ужасно выглядит:

  • Бледнеет лицо.
  • Синеют губы.
  • Кожа мраморная.
  • Лицо застывшее, человек выдавливает из себя улыбку.
  • У мужчин возникают проблемы во время секса.
  • У женщин происходят сбои в менструальном цикле, у некоторых они вовсе прекращаются.

Третья стадия

Внимание! Нельзя так уставать, чтобы доводить себя до . В данном случае человек страдает от бессонницы, постоянно устает, нарушается работа внутренних органов, человек полностью выбивается из нормальной жизни.

Лечение переутомления

Прежде всего необходимо отказаться от умственных нагрузок, которые в течение длительного времени негативно влияли на ваш организм. Переутомление первой стадии лечится за счет того, что уменьшается психоэмоциональное воздействие. Важно, чтобы уставший придерживался определенного режима дня, на некоторое время полностью отказался от всех физических нагрузок. Лечение занимает не менее месяца, затем можно понемногу снова умственно нагружать себя, главное в это время избегать стресса.

На второй стадии человек должен полностью отдохнуть от своего вида деятельности (хотя бы две недели). В данном случае необходим активный отдых – прогулки на воздухе, катание на велосипеде, путешествие, которое даст возможность оторваться от всех проблем. Дополнительно может потребоваться массаж, аутогенные тренировки. Затем старайтесь постепенно налаживать свой режим работы.

На третьей стадии переутомление лечится только в специальных клиниках не менее двух недель. Лучше всего отправиться куда-то ближе к морю, купить себе путевку в санаторий, в котором можно отдохнуть и оздоровиться. Затем внимательно пересмотрите свой график. Чтобы ситуация не повторилась, возможно от чего-то необходимо отказаться.

Профилактика

Чтобы избежать переутомления, соблюдайте такие условия:

  • Любую работу выполняйте постепенно.
  • Будьте последовательны.
  • Не забывайте чередовать отдых и работу.
  • Благоприятно относитесь к своему виду деятельности, нельзя что-то делать через силу.

Если научитесь все делать постепенно, вы сможете спокойно освоить свою специальность, не потеряете силы. После овладения мастерством работа для вас покажется легкой, не нужно будет лишний раз волноваться и расстраиваться.

Важно! Уже давно доказано в медицине: умственное переутомление намного опаснее физического. Человеческий мозг может работать через силу, при этом не подает сигналы на то, что устал, в отличие от мышц. Иногда головной мозг так устает, что тяжело поднимать руки и передвигать ноги.

Некоторые специалисты уверены, чтобы одолеть переутомление, нужно как можно больше уставать, как бы это парадоксально не звучало. Оказывается, тот, кто часто устает, имеет высокую выносливость, человек отлично натренирован, без проблем сделает работу даже усталым.

Запомните, не стоит изводить себя: всей работы не переделаешь, а денег не заработаешь. Берегите здоровье!

Переутомление – состояние, с которым сегодня часто сталкиваются не только взрослые, но и дети. Оно характеризуется пониженной активностью, сонливостью, нарушением внимания и раздражительностью. Причём многие люди считают, что переутомление – несерьёзная проблема, и что достаточно хорошо отоспаться, чтобы оно прошло. На самом же деле избавиться от такого нарушения невозможно длительным сном. Все наоборот - постоянное желание спать и неспособность восстановить силы после сна – это основные симптомы переутомления.

Ещё каких-то 10 лет назад переутомление встречалось только у взрослых, но сегодня такое нарушение очень часто можно встретить у ребёнка, особенно у такого, которого с самого раннего детства родители стремятся всячески развивать, стремясь сделать из него «гения».

Причины

Из всего вышесказанного становится понятно, что переутомление – это реакция нервной системы на психические, умственные или физические раздражители. Конечно же, оно не может развиться, если такое воздействие имеет кратковременный характер, но при длительном воздействии переутомление возникает в 90% случаев. То есть несоответствие периодов труда и отдыха, независимо от того, какой именно деятельностью занимается человек, приводит к переутомлению.

Постоянное беспокойство и нахождение в состоянии также приводит к переутомлению, которое при этом носит эмоциональный или психологический характер.

Неблагоприятная атмосфера в семье – причина такого расстройства, как переутомление у взрослого или ребёнка, поскольку в такой ситуации нарушается баланс между позитивными и негативными эмоциями, что неблагоприятно влияет на здоровье.

Кроме того, причинами этого нарушения могут быть:

  • неудовлетворённость отношениями, работой, зарплатой и т. д.;
  • неблагоприятные бытовые условия;
  • неправильное питание, при котором организм недополучает витаминов и микроэлементов;
  • негативное видение событий и ситуаций в жизни.

У ребёнка переутомление может возникнуть:

У совсем маленького ребёнка грудного возраста тоже изредка диагностируется переутомление организма. Причины такого расстройства могут заключаться в неспособности матери создать гармоничные условия для бодрствования и отдыха малыша. А ещё симптомы нарушения часто проявляются у подростков, что связано с гормональной перестройкой организма.

Симптомы

У ребёнка и взрослого симптомы переутомления могут быть различными. К тому же признаки переутомления различаются в зависимости от вида нарушения – физическое, психическое, эмоциональное или умственное. Но есть и общие симптомы, среди которых:

  • сонливость (взрослый или ребёнок постоянно хочет спать, но при этом сон не добавляет бодрости);
  • раздражительность;
  • заторможенность реакций;
  • неспособность сосредоточиться на выполнении определённых задач или действий.

Признаками того, что у взрослых физическое переутомление, являются:

  • боли в мышцах;
  • беспокойный сон или возникновение бессонницы;
  • боли в области глаз, жжение;
  • апатичность, или, наоборот, раздражённость;
  • боли в области сердца;
  • нарушение аппетита и часто снижение массы тела.

У ребёнка симптомы того, что у него физическое переутомление, проявляются в нежелании играть со своими сверстниками, отказе от активных игр и неспособности сосредоточиться на решении простых задач. Кроме того, у ребёнка отмечается плаксивость, он становится капризным, раздражительным. Обычно, когда ребёнок в таком состоянии, родители считают, что ему следует отоспаться и все пройдёт. На самом же деле, сон у ребёнка с таким нарушением, как переутомление, не приносит облегчения, как и у взрослого человека с таким же диагнозом.

Умственное переутомление характеризуется головными болями, покраснением белков глаз, скачками артериального давления. Также человек жалуется на бессонницу, кожа его лица становится сероватой, под глазами появляются синяки или «мешки». Такие же признаки умственного переутомления присущи детям.

Кроме того при умственном и эмоциональном переутомлении у человека могут возникать и дополнительные симптомы:

  • бессонница;
  • частые и ;
  • потливость в ночное время;
  • ухудшение памяти и внимания;
  • повышение или понижение температуры тела.

Если говорить про детей, то сильное переутомление у них выражается специфической симптоматикой, которая обычно не присуща взрослым. Хотя, конечно же, как уже отмечалось выше, есть и классические симптомы. У ребёнка с таким нарушением может отсутствовать реакция на окружающие раздражители, тогда как в норме дети с радостью познают новое и являются весьма активными.

Кроме того, у ребёнка с переутомлением организма может отмечаться суета – он начинает писать нечётко, двигает руками и ногами без причины, постоянно норовит сменить позу. Беспричинные страхи тоже являются симптомом умственного и эмоционального переутомления у ребёнка, поэтому родители должны обращать внимание на любые несвойственные малышу проявления, чтобы исключить вероятность развития такого нарушения, как переутомление организма. Нарушение у детей выражается и неврологической симптоматикой. В частности, малыш может строить гримасы, передразнивать взрослых людей, кривляться перед зеркалом или перед окружающими.

Диагностика

Лечение переутомления организма проводит врач-невропатолог, невролог и психотерапевт. При этом поставить правильный диагноз врач может на основании опроса взрослого человека или родителей ребёнка.

Также важно исключить вероятность развития у человека неврологических патологий, а при наличии высокой температуры – исключить вероятность воспалительного процесса в организме.

Лечение

Лечение нарушения у детей и взрослых будет различным, хотя есть и общие мероприятия, которые применяют в терапии расстройства у всех пациентов. Основное лечение заключается в нормализации образа жизни:

  • правильном питании;
  • чередовании периодов активности и отдыха;
  • физической активности и прогулках на природе;
  • приёме витаминных препаратов.

Таблетки при переутомлении назначаются лишь в тяжёлых случаях взрослым пациентам, когда у них развились симптомы выраженной депрессии или невроза. При этом таблетки должен подбирать врач, с учётом симптоматики нарушения и состояния здоровья пациента – самолечение может вызвать негативные последствия.

Хороший эффект оказывает массаж, который выполняется специалистами в условиях медицинского учреждения. Физиотерапевтические процедуры позволяют снизить симптомы переутомления, и вернуть человеку бодрость и хорошее настроение. В частности, это такие процедуры, как:

  • хвойная ванна;
  • кислородная ванна;
  • душ Шарко;
  • контрастный душ.

Несмотря на то что при таком нарушении человек ощущает слабость и нежелание двигаться, очень важно ввести в свой рацион физические нагрузки. Они способствуют выработке гормона счастья, улучшают тонус мышц и дают заряд энергии.

Конечно же, лечение этого нарушения невозможно без коррекции образа жизни. В частности чтобы снизить симптомы переутомления, избавиться от усталости глаз, головных болей и других проявлений, человеку следует отказаться от работы за компьютером и от просмотра телепередач и больше времени проводить на свежем воздухе.

Также следует взять отпуск (или несколько выходных) на работе, и посвятить свободное время исключительно отдыху – активному и пассивному, с чередованием.

Лечение нарушения у ребёнка может потребовать отказа от посещения определённых секций и кружков – родителям следует оставить лишь те занятия, которые вызывают у малыша наибольший энтузиазм, освободив ему свободное время для игр и простого отдыха.