Заикание у детей: понятия, причины, как вылечить. Заикание

Нашла статью в интернете, может кому будет полезная!!!

Курс малыша
или методика коррекции заикания у детей в возрасте 4-7 лет.

Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же «народных целителей». Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара, позволили, как говориться, на себе испытать многие существующие официальные методы «лечения».

Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.

С детским заиканием я столкнулся опять, когда стал запинаться мой сын после перехода из коммерческого детсада в «обычный», иногда я сам был к нему строг и не проявлял сдержанности….

Сын запинался примерно полтора года. Первый год я и жена не знали, что делать и запинки усиливались. По своему опыту, надежды на логопедов у меня не было, но в детском саду нам предложили консультацию у логопеда, который был прикреплён к данному детсаду. Сын отлично повторил все слова за логопедом, но в обычной ситуации спазмы не прекращались. Зимой (в сентябре в школу) я решил применить данную методику, которую я разрабатывал изначально для взрослых- постепенно речь улучшалась, спазмы стали не такими сильными, запинки становились всё реже и перед школой мы имели небольшие запинки, которые не мешали отвечать на уроках, разговаривать по телефону. Затем их не стало вообще…

Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».

Сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести недостаточно развитым речевым аппаратом малыша - возникают запинки или неразборчивая речь.

Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ.

Так же причиной могут являться детские травмы (ушибы, ожоги и т.п), причины психологического характера: строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.

Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА - это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы – родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов.

Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления самого себя и сына привели к отбору главных из них:

В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении- две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям…

Только спустя много лет, пройдя «тяжелый» путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ! Пускай не две недели, а за 4-6 месяцев, пускай даже год, значительно сократить запинки возможно. Полностью избавиться от заикания у ребёнка возможно за 1,5-2 года. Существенное улучшение речи может произойти и раньше, при условии соблюдения нижеперечисленных принципов. Упустите момент - придётся «лечить» 5-10 и более лет.

Принцип 1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут являться причиной заикания. Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи- это прямая причина вашего общения!

Не отчаивайтесь, всё можно поправить! Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - главный принцип семейных отношений и лечения заикания! Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) - никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы не произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п.- не выведут вас «из себя»!!! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)

(Сделаю небольшое отступление: не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) родителей и далее по цепочке. Наши родители-дети сложного послевоенного времени, а бабушки и дедушки испытали на себе тяжёлые времена голода и войны… Это сказывается на поведении, эмоциональном характере. Следует просто разъяснить ситуацию и попросит полгода «спокойствия» ради ребёнка. Молитва и вера успокоят горячее сердце!)

Перейдём к похожему принципу.

Принцип 2. Ограждайте ребенка от других факторов испуга (страха): громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату...), и так далее и тому подобное. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться.

В деревне незачем ребенку показывать бойню, а если муж охотник/рыбак, попросите его тушки разделывать не в присутствии ребёнка… Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Но, если так случилось и ребёнок видел, как разделывали «его любимую рыбку», то можно объяснить, что рыба/животные даны нам Создателем для питания.

По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге.

Мы разобрали внешние факторы испуга, следующую похожую тему- внутренние факторы испуга, «внутренние страхи» я выделю в отдельный принцип, так как над ней следует тщательно поработать.

Принцип 3. Выявлять и объяснять ребёнку внутренне «страхи».

«Внутренние страхи»- фобии, осознанные и неосознанные, имеются и у взрослых. Кто-то до ужаса боится ос, шмелей, пчёл- всего того, что жужжит и может больно укусить. Кто-то боится мышей.., хотя они вряд ли укусят… и так далее.
Их много, у каждого свои: остаться одному в комнате, ездить в лифте, страх темного помещения и прочее ….

Несколько раз ко мне обращались с вопросом «боязни собак» у ребёнка. Признаюсь, я и сам боялся, поэтому остановлюсь подробней как можно «разобрать», «разложить» данный страх. А «предупреждён- значит вооружён»! Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен).

«Большая собака с огромной пастью – мне казалась чем-то ужасным… «Мне бы такую пасть.., я бы точно набросился и искусал обидчиков..»- думал я, проецируя свою агрессию на невинное животное. Так думает и Ваш ребёнок. Как снизить агрессию у ребёнка, мы рассмотрели выше и ещё рассмотрим в дальнейшем.

Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы Вам, а главное себе:

Видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его? (я надеюсь, ответ будет «нет»)

Раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше. Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться?

Я думаю, что ответив на эти вопросы, ребёнок перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру- возвращается ответной добротой!

Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.

Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома. Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями.

Следующий страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать… Если есть мобильны телефон, то звони родителям… И так далее.

Если ребёнок переживает, что Земля круглая и люди могут упасть в космос- то объясните про силу притяжения… и так далее))

Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Это будет служить дополнительным доказательством того, что вы любите малыша и заботитесь о нём. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ –ВЫ СИЛА!

Принцип 4. Лечение ЛЮБОВЬЮ и доказательство этой любви. Это важный принцип, который я хочу осветить отдельно.

Может кто-то возразит, что это банально и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей…: продукты, одежда, коммуналка, секции, кружки, няни и так далее… Это понятно ВАМ ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдцев, он всёравно будет Вас в ответ любить. НО… ребёнок помнит так же и обиды… У Вас напряжённый день, много разных событий и вы уже забыли о конфликте.., а ребёнок помнит! Возможно, неделю назад Вы на него накричали…и т.п.

Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы и папа (мама) очень его любите! Вы заботитесь о нём! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам. Всё, что Вы можете- Вы сделаете! Этот прямой разговор отбросит возможные сомнения у ребёнка.

Дополнительным доказательством любви может быть самостоятельная покупка в магазине: игрушки, одежды, обуви и т.п. Пусть это будет подарок на День Рождения: Вы разрешаете ребёнку САМОМУ сделать ВЫБОР. Этим Вы подтвердите, что УВАЖАЕТЕ ЕГО МНЕНИЕ, видите в нём личность, любите его. (Помню, как в магазине мой сын выбрал «ужасные», несочетаемые по расцветке зелёно-красные кроссовки… Сколько сил мне стоило промолчать! Но, ребёнок был счастлив! Это поднимет самооценку ребёнка.

Теперь о практических действиях

Принцип 5. ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ- контроль наличия воздуха/дыхания.

Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза…

Остановите ребёнка и объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова»… Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди!

Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе (!)

Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим 2а следующих слова и так далее».

Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше.

Поэтому, ещё раз: перед любым словом делаем ВДОХ -это даст необходимый поток воздуха и гарантирует нам произношение слова! Это закон, аксиома лечения!
Далее начинаем выдох 1 секунду, пока без слов (подтверждения наличия потока воздуха), затем произносим 1-2 слова. И всё заново…

Заметьте, что ребёнок готов пересказать, например, половину понравившегося фильма на одном выдохе- не получится, как следствие запинки, переходящие в спазм.

Почему мы должны объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим четыре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст понимание, что слов надо произносить мало, столько, сколько получиться свободно произнести без запинки, на сколько хватит воздуха. Но на начальном этапе сильных запинок это должно быть именно ОДНО слово, затем через несколько дней ДВА слова – смотрите по ситуации. Затем ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через N месяцев!

Обратите внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как отчётливо фиксируется вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню- всё это укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки.

Речь будет постепенно улучшаться, пусть это будет 1-2% в неделю. Сложно измерить эти проценты, но думаю, вы меня понимаете. Настройте себя на продолжительную работу, тогда более скорый результат вас порадует.

Принцип 6. Объясните ребенку, что: " надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО! Быстро говорить не нужно, тебя не поймут".

Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику.

Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе очень много слов или даже несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супруг(га), братья, сестры ребёнка, бабушки - все те, с кем общается ребенок, разговариваю быстро, то поговорите с ними и на своем примере объясните требуемый темп – ТЕМП ДЕТСКОЙ РЕЧИ.

Начните анализ с себя, как Вы говорите?

Так же обратите внимание, что ребенок говорит громко. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЁПОТ. Поговорите с ним шёпотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.

Принцип 7. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ.

Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Правильное положение головы- это ровное положение или чуть вверх подбородок. При наклоне головы вниз нижней челюсть не может свободно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести.

Правильная осанка – это прямой позвоночник. Вес верхней части тела должен опирается на столб позвоночника. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до 40 кг у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу). Она находится под нагрузкой, не будет нормально функционировать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе.
Правильная осанка способствует улучшению кислородного обмена, который нормализует работу мозга!

Лечебный массаж спино-воротниковой зоны поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения, что улучшит речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов (1 сеанс через день или реже: 1 раз в неделю)

Полезен так же аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.

Принцип 8. НЕ СПЕШИТЕ при разговоре и в обычных делах!

Бывает так: Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик… Спешка – это враг. Спешка (имеется ввиду быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спланировать время выхода из дома, а значит и время подъёма ребёнка. Добавьте время на собственные сборы и дополнительное время на выход из дома, на дорогу до остановки транспорта или парковки автомобиля. Добавьте время захода в садик. Общее расчётное время точно подскажет время подъёма и своё, и ребёнка!

Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам- в любых других случаях.

Хорошее упражнение, которое успокаивает и исправляет осанку- неспешная ходьба, при которой вы вместе с ребёнком смотрите на верхушки деревьев (вверх). (Внимание: при переходе улицы соблюдайте осторожность!)

Принцип 9. Поведение воспитателей в детскому саду или нянь!

Мы уже говорили, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставьте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.

Обращайте внимание, чтобы этого не делали воспитатели в детском саду или няни. До 50% случаев невроза у ребёнка– это их поведение, так как собственные проблемы «срывают» на детях..

Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ! С «кричащим» воспитателем детского сада можно лично поговорить или прибегнуть к помощи заведующей.

Воспитательный процесс детям необходим, но старайтесь сдерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность!

Принцип 10. ХОРОШИЕ СЛОВА.

Детский возраст- это возраст открытий и поиска..
К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребёнок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. В эмоциональном плане (голос совести), может происходить торможение в произношении данных слов, возникают запинки, которые передаются и на обычные слова. «Сознание» тормозит действие «Физического тела». Грубость чужда «устройству» человека!

Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается!

Принцип 11. Самооценка, воспитание уверенности!

Не только ребёнок, но и взрослый человек не уверен в себе, когда он один… Если ребёнка наказывают родители, по его мнению не заслуженно (например, «красиво» разрисовал обои и т.п.), то ребёнок думает: «В других сложных ситуациях они не заступятся за меня.., я один на один с этим сложным миром..» Поэтому если вы «ПОТЕРЯЛИ МАЛЫША», то «НАЙДИТЕ ЕГО». Станьте его другом, защитником- ВЫ ВМЕСТЕ, ВЫ СИЛА!!!

Поднимайте самооценку ребёнку! Хвалите ребёнка за хорошие поступки… Самооценка поднимет уверенность, уверенность положительно повлияет на речь. Будьте уверены Сами в себе как пример для ребёнка.

Мы перечисляли способы: совместный разбор «страхов», откровенный разговор, доверие в покупках и самостоятельный выбор. Это всё поможет усилить чувство защищённости. Если вы ВМЕСТЕ, то сможете решить любую проблему, и эту проблему запинок!

Делайте вместе добрые дела- это хороший воспитательный процесс, положительные эмоции, чувство полезности семье и обществу.

Поддерживайте ребёнка и старайтесь не обращать внимания на мелкие запинки, главное постепенное улучшение речи!

Иногда родители предъявляют очень высокие требования к речи малыша, «судят по себе»- снизьте вашу планку притязаний, звуки постепенно исправятся. У вас будет длительный школьный период на постановки «правильной» речи и звуков, так же ребёнок будет учиться у сверстников.

Принцип 12. Продукты, улучшающие речь.

Все проверенно на себе:

Льняное масло. Ложку с хлебом, или намазать на хлеб. Продаётся в аптеке и супермаркетах.

Некоторые дети его любят. Продаётся по-разному, бывает в капсулах. Если ребёнок ни в какую его не принимает, то предложите морскую рыбу. Желательно жирные сорта морских рыб: морской окунь, скумбрия, сельдь, другие и, конечно, палтус. В любом виде: холодного копчения –самый вкусный, в отварном виде, жареном – как любите Вы и ваш ребёнок. Эти продукты содержат необходимый строительный материал нервных клеток и клеток мозга- жиры Омега 3 (незаменимые жирные кислоты или «витамин F»)

Творог отдельно или с молоком и сахаром для вкуса.

Кисломолочные продукты (йогурт, сметана, другие) содержат большое количество кальция и фосфора, которые тоже является строительным материалом не только нервных, но и всех других клеток.

Квашенная капуста с луком и растительным маслом в виде салата.

Не усердствуйте с продуктами, пусть это будет один-два раза в неделю- достаточно.

Помогает клеткам мозга и кислород- поэтому, ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветриваем помещение.

На гиперактивность ребёнка влияет сахар, снижаем гиперактивность, поэтому прячем конфетницу – 1-2 конфеты в день достаточно! Сладкая газировка- чем реже, тем лучше!

-
Создайте атмосферу доброты и тепла. Знайте, заикание - это НЕВРОЗ. Найдите причину невроза, необходимо понять волнения, тревоги, страхи ребенка. Проанализируйте всех, кто общается с ребенком: себя, папу, если есть братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Ответьте на вопросы: кто доминирует над ребенком, кто «подавляет» психику, одним словом кого/чего он боится. Задайте ему прямой вопрос: чего ты боишься? Обязательно найдите ответ и объясните ребенку, что этого бояться не следует.

Теперь о логопедах.

Сразу отмечу, что к «лечению» детей у логопедов надо подходить осторожно.

Хороший подход, когда логопед - воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра.

Вредный подход - когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить «заикание»(!). Возникает дополнительный стресс, еще сильнее закрепляется данный комплекс. Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу: например, можно сказать, что «давай пойдем в аптеку за витаминкой» (угостите малыша аскорбинкой или гематогеном). Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал «с глазу на глаз» в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит.

ЗАДАЧА – НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ (не заострять) ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.

Вы должны почувствовать, насколько профессионален логопед, какие советы Вам подходят.

Помните, что важно не только факт занятия у логопеда, а само поведение в обыденной жизни: например, логопед просит расслабиться и успокоиться, а до занятий или после занятий спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь - говорите медленно, а что-то случилось - повышаете голос, ускоряете темп речи- это не правильно!

Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Внимательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны!

Организм быстро в этом возрасте развивается и речь должна постепенно восстановится!

Специальные упражнения логопеда, например, «зарядка» языка, вращения губами и языком, «помощь рукой» и тому подобное – на мой взгляд, малышу ВРЕДНЫ! Они могут наоборот акцентировать внимание ребенка на проблеме, «загнать» ее в глубь сознания.

Ни в коем случае не говорите ребенку слова «заикание», говорите, если требуют обстоятельства, «запинки». Поверьте, он это страшное слово уже слышал не раз. Но, Вам он поверит больше!

Вселяйте ребенку уверенность. Например, расскажите, что когда он играл, то ни разу не запнулся, но надо еще тише и медленнее говорить.

Сейчас главные задачи - КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и других действиях, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА; УСТРАНИТЬ ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже повышения голоса.

Главное, чтобы хорошей речи было больше, чем плохой и речь с развитием организма восстановится!

Здоровья Вам и Вашим детям!

Прошу написать Ваш опыт применения методики на мою почту: [email protected]

С уважением, Сергей Гордов

Р.S. Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий, перечисленных выше. Остается 1 -3 % детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. На мой взгляд, у этой части детей просто не были созданы условия, не помогли вовремя.

Заикание (логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

Причины заикания:

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.

В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Что делать, если ребенок заикается?

Лечение заикания у детей проводится совместно психологом, логопедом и педиатром.

Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Важно назначение ребенку физиотерапевтических процедур: бассейн, массаж, электросон.

Психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием , помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

Занятия у логопеда помогают ребенку быстрее справиться с заболеванием.

Занятия у логопеда

Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения . Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика . Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос , это может лишь усугубить заикание.

Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

Преодоление заикания с возрастом становится более сложным вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет его результат. В результате лечения 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания ; 30% имеют остаточные явления; 20% школьников излечиваются полностью ; у 80% – улучшение речи разной степени.

Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный

1500

Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

С термином «логоневроз» знакомы далеко не все. Как правило, впервые о нем узнают, изучая причины заикания у детей, ведь логоневроз – одна из его форм, возникающая на почве невроза или иной «толчковой» причины. Проявляется он, как заикание в целом, задержкой слов, слогов или звуков.

Что делать, если такой диагноз поставили чаду, и лечится ли заикание вообще?

Когда и как начинать лечение заикания у ребенка?

В большинстве случаев, логоневрозу свойственны непостоянные проявления – чаще всего, он дает о себе знать в стрессовой ситуации, при психологическом дискомфорте в общении и проч.

Но важно понимать, что…

  • Логоневроз, в большинстве случаев, сопровождается иными нарушениями невротического характера.
  • При отсутствии лечения заикание остается на всю жизнь.

Игры, упражнения и народные средства от заикания у ребенка в домашних условиях — что реально поможет избавиться от логоневроза?

Когда начинать лечение?

Даже маленький «звоночек», выражающийся в симптоматике логоневроза – повод для обращения к врачу.

Не нужно ждать «набата» — обращайтесь к врачам, пока симптомы не закрепились!

Видео: Лечение заикания у детей в раннем возрасте

Как лечат логоневроз?

Учитывая, что лечение данного нарушения должно носить комплексный характер, обращаться следует не к одному, а сразу к нескольким специалистам. В их числе:

  1. Психотерапевт. В его задачи входит: «откопать корень проблемы», помочь ребенку устранить тревожность, помочь в выстраивании новых навыков общения с учетом нарушения, научить расслабляться.
  2. Невролог. Основные задачи: постановка точного диагноза, направление на МРТ, реоэнцефалографию и ЭЭГ, назначение лекарственных средств.
  3. Логопед. Этот специалист должен помочь ребенку раскрепоститься, устранить дефекты речи, помочь в формировании правильной техники дыхания и артикуляции.
  4. Его задача: выстроить правильные взаимоотношения между малышом и родителями, а также привести помочь ребенку стабилизировать свое психологическое состояние.

Кроме того, может понадобиться консультация физиотерапевта, массажиста и рефлексотерапевта, и даже иглотерапевта.

Все методы лечения заикания у детей от 3 лет

Вылечить заикание можно только путем комплексной работы родителей, специалистов и педагогов. Любое «слабое звено» в процессе лечения отодвигает успешный результат в дальний ящик и сбрасывает на ноль приложенные усилия.

Поэтому к вопросу избавления от данного нарушения следует подойти со всей ответственностью, обеспечив ребенку не только правильное лечение, прописанное специалистами, но и обеспечив соответствующий микроклимат в семье, а также выбрав класс (группу) в школе или детском саду, в котором педагог будет понимать важность обучения ребенка с учетом диагноза.

Среди классических методов борьбы с логоневрозом можно отметить следующие:

  • Дыхательная гимнастика (прим. – по А.Н. Стрельниковой и проч.) . Она нужна для контроля над дыханием, артикуляционным аппаратом, голосовыми связками. Основные требования к гимнастике: постепенное наращивание интенсивности и сложности, системность для формирования устойчивого рефлекса, стабильность и непрерывность курса, учет возраста и особенностей малыша.
  • Медикаментозная терапия. Цель – улучшение обмена веществ и нормализация кровоснабжения нервной ткани, стабилизация функций нервной системы, снижение активности очага возбуждения в области головного мозга.
  • Логопедический массаж. Цель: переключение основного возбуждения посредством воздействия на определенные точки тела, устранение повышенной возбудимости всех речевых центров, восстановление регуляции речи. Чем раньше начать массаж – тем он будет эффективнее. Классическая схема – 3 курса по 15 процедур. Между первым и 2-м курсом – две недели отдыха. А перед третьим курсом нужно выдержать паузу в 3-6 месяцев. Далее следует повторять курс массажа каждые полгода в течение ближайших нескольких лет.
  • Речевые занятия с логопедом. Что касается комплекса упражнений – он должен быть разработан индивидуально для ребенка после обследования и определения степени патологии.
  • Логоритмика. Ее используют в качестве дополнительной терапии к основным занятиям у логопеда.
  • Общее укрепление здоровья: физиотерапия и , климатотерапия, ванны, закаливание, прогулки, гимнастика и физическая нагрузка и проч.

Видео: Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

Прочие методики, используемые при лечении заикания:

  1. Созданные для детей, специальные компьютерные программы , одобренные специалистами. Задача таких программ – воздействие на речевой детский аппарат через игру с тренажером. В числе рекомендуемых программ: Демосфен, Speak gentle и Dr. Fluency, Бриз Мейкер. Наибольшая эффективность программ наблюдается при их использовании в самом начале болезни. Заниматься нужно вместе с детьми. Разработчики обещают положительную динамику уже через пару месяцев постоянных тренировок на данных тренажерах.
  2. Гипноз. Этот метод обычно эффективен в случаях именно невротических форм заикания. Лечение обычно бывает эффективным, если малыш не заикается, находясь под гипнозом. Тогда специалист может «загрузить» в малыша ключевые логопедические правила. Для малышей до 7-ми лет этот метод специалисты использовать не рекомендуют. Важные условия проведения гипноза: созревшая психика ребенка, тщательный выбор профессионала (репутация, лечение в присутствии родителей и проч.), дальнейшие занятия с психоневрологом и логопедом для закрепления эффекта.
  3. Ароматерапия . Одна из методик релаксации.
  4. Альтернативная психотерапия.
  5. Песочная терапия. В этом методе расслабление происходит через игры с песком.
  6. Арт-терапия. Сюда входят все виды творчества, позволяющие ребенку снять стресс, успокоиться, выразить себя.

Также при коррекции и лечении могут быть использованы такие методы, как курс расслабляющих ванн, медитация и йога, рефлексотерапия и иглотерапия.

Терапия тяжелых логоневрозов у ребенка – препараты, которые может назначить врач

Медикаментозная терапия для лечения сложных логоневрозов проводится исключительно в особых случаях и, естественно, комплексно – с прочими методами.

Что может назначить врач?

  • Пирацетам или ноотропил. Задача: торможение и подавление патологических очагов возбуждения в соответствующих центрах.
  • Транквилизаторы. Действие: мощное воздействие на ЦНС. Есть побочные эффекты и множество противопоказаний. Малышам до 6-ти лет их не прописывают.
  • Седативные препараты. Используют и для младшей возрастной группы тоже. В числе успокоительных препаратов – корень валерианы, пустырник.
  • Гомеопатия : Тенотен.
  • Противосудорожные препараты.
  1. Электрофорез в сочетании со спазмолитическими средствами или с йодидом калия.
  2. Психостимулирующую терапию.
  3. Электросон.
  4. Курс ванн с кислородом, с хвоей или же с углекислотой.

Массаж в лечении заикания у детей, который можно выполнять в домашних условиях

Среди основных методик при коррекции речи выделяют массаж, как один из самых эффективных способов лечения логоневроза. Он не только полезен для общего укрепления организма, но и играет важную роль для нормализации работы речевого центра и снятия напряжения с мышц.

Применяется два типа массажа при лечении заикания.

1 вариант: точечный массаж

Прост, полезен, дает хороший результат уже после первого курса. Выполнять его можно дома после небольших курсов у профессионала.

  • Принцип массажа: воздействие подушечками пальцев на определенные точки путем круговых движений.
  • Что активизируем? 17 точек на лице и спине.
  • Число процедур в курсе: 15.
  • Схема курса: 4 занятия ежедневно, далее – выполнение через день.
  • Число курсов за первый год лечения: 4.

Для закрепления результата нужно повторять курс лечения после паузы.

За год потребуется пройти курс массажа четыре раза.

2 вариант: сегментарный массаж

Этот тип процедуры предполагает воздействие на мышцу, отвечающую за речь.

  • Выполняется только сертифицированным специалистом.
  • Схема процедур строится по нарастанию: от 5 минут и далее до 12 мин.
  • Курс повторяют при хроническом заикании.

Эта статья ни в коей мере не заменит отношения между врачом и пациентом. Она носит информативный характер, и не является руководством для самолечения и диагностики.

Если у ребенка вы замечаете признаки заикания или логоспазма, нарушения речи — обратитесь за консультацией к специалистам!

Заикание — довольно частый недуг, встречающийся у детей дошкольного возраста. Он очень волнует каждого из родителей, которые обнаруживают этот дефект речи у собственного чада. Поначалу детям это не доставляет особого дискомфорта, но уже в детском саду появляются комплексы. По понятным причинам кроха начинает страдать: хуже усваивает новый материал, тяжелее готовится к школе, считает себя неполноценным. Самое ужасное, что эти комплексы могут сопровождать человека в старшем возрасте, и оставаться с ним на протяжении всей жизни.

Почему дети в 3-4 года заикаются: основные причины

Прежде всего, заикание — это неправильная работа нервной системы, тормозящая выполнение функций речевого аппарата. Это заболевание врачи называют логоневрозом. Они разделяют его на два вида — внешний и предрасполагающий.

Предрасполагающее заикание — эта проблема, возникающая в речи, связана с внешними факторами.

  1. Инфекции , которые появились еще при беременности матери и повлияли на неправильное развитие.
  2. Малыш родился недоношенным.
  3. Темперамент малыша . Более эмоциональные дети чаще подвержены заиканию, нежели те, кто имеет флегматичный склад характера.

Внешние причины — это те, которые увеличивают уже имеющееся предрасполагающее заикание.

  • Энцефалит, менингит, и другие болезни , связанные с развитием головного мозга и нервной системы.
  • Ушиб и сотрясение головного мозга также могут влиять на правильность речи.
  • Заболевания, связанные с дыхательными путями , а также отит и сахарный диабет.
  • Болезни, влияющие на общее состояния организма : рахит, простуда, гельминты.
  • Раздражительность, недержание мочи , нервный короткий сон и постоянная нервозность.
  • Резкий испуг, шок от чего-либо (часто бывает от неадекватности родителей или, к примеру, от бросившегося на человека пса).

Логоневроз может возникнуть и у детей из семей, в которых родители прибегают к жестоким наказаниям, побоям и постоянной агрессии, а также где малыши не получают должного ухода.

Также этот недуг появляется от чрезмерного желания окружающих нагрузить кроху занятиями и учебным процессом, которые не соответствуют нормам нагрузки деток.

Редко, но возникновение логоневроза может спровоцировать и радостное событие. Причиной может стать и поведение воспитателя в детском саду. Резкий крик, наказания — всё это ломает хрупкую детскую психику и приводит к тяжелым последствиям.

Как определить заикание на ранних стадиях детей?

Когда заикается взрослый человек, это сразу заметно: он запинается, повторяет слоги, делает ненужные паузы. У детей всё может протекать не так явно и сразу.

Большинство родителей не обращают внимания на первичные симптомы. И это ошибочно. Ведь легче излечить проблему, если она еще не успела укорениться.

Дети в возрасте трех-четырех лет, как правило, проглатывают окончания или первые слоги слов. И речь может быть неразборчивой, а паузы между словами бывают слишком длинные. Эти вещи могут быть нормой, и малыш может их перерасти со временем. Но, может быть, это «первые звоночки» к заиканию?

Это можно понять по ряду признаков

  • Во время пауз в речи , когда на лице ребенка напрягаются мышцы и шея.
  • Во время запинаний малыш топчется с ножки на ножку, сжимая кулачки.
  • С помощью жестов к р оха пытается опередить то, что хочет сказать.
  • Часто дети с логоневрозом, несмотря на умение говорить, становятся молчаливыми.
  • Губки ребенка могут подрагивать во время речи, можно также заметить непроизвольное вращение глазных яблок.

Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов. Подобное замыкание в себе происходит в самом начале появления комплексов от собственной неполноценности и чувства неловкости при звуках речи.

Как правильно лечить заикание в раннем возрасте?

Проблему можно и нужно лечить. Этим должны заниматься специалисты: психоневролог, логопед, невролог. Увы, но большинство случаев являются излечимыми. «Волшебной» таблетки от заикания, к сожалению, не существует.

Основные правила при лечении в помощь родителям

  • Старания профессионалов и родителей должны быть совместными.
  • Лучше всего решить проблему до того, как ребенок пойдет в школу. В школьном возрасте будет все намного сложнее.
  • Не следует подгонять малыша в произношении речи, он не должен чувствовать себя «не таким, как все».
  • Нужно относиться к малышу с теплотой, не давать возможности нервничать, разговаривать перед сном.
  • Хвалите кроху за любые успехи. Ребенок всегда должен понимать, что у него есть поддержка и любовь окружающих, несмотря на дефект.

Методы избавления от заикания

  1. Занятия у логопеда.
  2. Упражнения на правильность дыхания.
  3. Массажи.
  4. Гипноз.
  5. Лечение медикаментами.
  6. Общее укрепление организма.

Разберем подробнее основные и эффективные способы ниже.

Поход к логопеду

Специалист обязан подобрать комплекс специальных упражнений, которые снимут психологическое напряжение и сделают речь малыша правильной. Дома он под контролем родителей должен проговаривать заданные логопедом упражнения. Маме и папе нужно совместно с врачом прилагать усилия к скорейшему выздоровлению ребенка.

Необходимо найти такого врача, который бы устраивал и маленького пациента, и взрослых. Ведь если ребенок будет недоволен доктором, то доверия между врачом и пациентом не получится, и должного эффекта лечение не произведет.

Медикаментозное лечение

Лечение заикания медикаментами является лишь дополнительным, но не основным методом решения проблемы. Все препараты назначает невролог. Это медикаменты, устраняющие судороги, а также успокоительные средства. Весь метод рассчитан на благотворное влияние лекарств на нервную систему. Среди успокоительных предпочтение отдаются отварам трав.

Но следует помнить, что одними медикаментами недуг не вылечить.

Подобный способ не всегда обязателен, все зависит от предписаний врача. В большинстве случаев лечение медицинскими препаратами лишнее.

Психологическая обстановка

Каждый родитель должен понимать, что, несмотря на усилия хорошего логопеда, лечение медикаментами, результат в первую очередь зависит от теплоты отношений в семье. Желательно, чтобы ребенок не видел конфликтов между родственниками, избегал стрессовых ситуаций, резких смен обстановки. Семейные отношения личного характера следует решать в его отсутствие . Если от этого не избавиться, вылечить заикание у крохи вам не удастся.

Необходимо оградить малыша от неприятностей во время лечения, от походов в гости. Лучше не приглашать к себе друзей с детьми, чтобы не давать повода малышу почувствовать себя ущемленным и отличающимся от всех остальных. Ребенок не должен стесняться. Он должен быть абсолютно спокойным во время лечебного процесса.

Следует больше общаться всей семьей, проводить совместные прогулки на свежем воздухе и пытаться окружить ребенка лишь положительными эмоциями. Хорошо успокаивает нервную систему плаванье в бассейне, которое желательно устраивать вместе с родителями, а не с группой совершенно посторонних людей.

Упражнения и массаж в домашних условиях

Малышам, страдающим подобным заболеванием, рекомендуются сеансы логопедических массажей. Задача массажа — улучшить работу мышц артикуляции и черепно-мозговой функции . Выполнять его должен только специалист. Перед процедурами маленький пациент должен быть спокоен и уравновешен. Подобный вид лечения делают в позе «лежа» или «полусидя».

Массаж включает в себя комплекс действий

  1. Поглаживание.
  2. Разминание.
  3. Растирка.
  4. Вибрация.

Продолжительность первого сеанса — до 7 минут, со временем она увеличивается до получаса. Обычно следует пройти около 10 процедур, затем сделать перерыв на 2 недели, после чего снова возобновить массажный курс.

Также используют точечные массажи, которые включают в себя нажатия на определенные нервные точки. Действие процедуры успокоительное, восстанавливающее нервную систему и расслабляющее маленького пациента.

Иногда родителей пугает, что после первого дня массажа их сын или дочь начинают чаще заикаться. В этом нет ничего страшного, таким может быть первоочередная реакция. Не следует прерывать сеансы, позднее все наладится.

Упражнения дыхательной гимнастики также полезны в лечении логоневроза. Занятия нормализуют носовое и ротовое дыхание, происходит укрепление мышц диафрагмы. Ребенок учится контролировать собственное состояние во время речи.

Крохе нужно научиться выдыхать спокойно, а вдохи выполнять после определенного движения

№1. Малыш должен стоять прямо , локти держать опущенными вниз, а ладошки раскрывать вверх. Во время вдоха ручки следует сжимать в кулаки и разжимать их во время бесшумного выдоха. Подобное дыхательное упражнение следует повторять около 10 раз.

№2. Стоя, раздвинув ноги на ширину плеч , надо вытянуть ручки вдоль корпуса. Во время вдоха делать приседание и одновременно поворот корпуса — поочередно, в одну и другую сторону.

№3. Поза — «стоя», ноги на ширине плеч . Голову наклонить таким образом, чтобы ухо прижималось к плечу. Во время наклона делать вдох. После совершения 5 наклонов следует несколько раз покачать головой в разные стороны. Глаза при всех наклонах нужно направлять прямо перед собой.

Данные упражнения благотворно влияют на речевой аппарат и способствуют улучшению мозгового кровообращения.

Нужно помнить о том, что ребенку необходим полноценный сон. Важно также ограничить влияние телевизора и увеличить устные занятия. Всё внимание должно быть привлечено к уменьшению и полному искоренению дефекта.

Хорошим средством от заикания послужит пение песен. Разучивание детских песенок улучшает качество речи и плодотворно влияет на дыхание во время произношения. Этот способ всегда приносит детям радость, ведь можно использовать песенки из любимых мультипликационных фильмов. Это позволяет малышне выполнять нехитрые задания с большим удовольствием, независимо от наличия слуха или голоса.

Однозначно заикание, развившееся у детей к трем годам и старше - это проблема, знакомая и затрагиваемая очень многих родителей. Да собственно и самим малышам, по мере их взросления, заикание начинает приносить огромное количество неприятных моментов. Как правило в таких случаях начинает страдать и учеба, и социализация ребенка, часто снижается детская самооценка, более того в особо тяжелых запущенных случаях вполне возможным становится развитие сильнейшего комплекса неполноценности, который к сожалению может оставаться с ребенком в течение всей взрослой жизни.

Собственно поэтому такого рода проблемы ни в коем из случаев не рекомендуется пускать на самотек и оставлять без родительского и врачебного внимания. К нашему огромному сожалению, наиболее родители даже основных причин развития заикания у своих детей не считают нужным и пытаются отыскать, не говоря уж о начале полноценного лечения. А все от того что многие родители ошибочно полагают, что со временем все это пройдет самостоятельно. Тем не менее, справедливости ради, конечно же, следует отметить, что каких-то точных и 100%-но верных причин развития заикания до сих пор ученым со всего мира так и не удалось выявить, причем даже тем врачам-логопедам, которые посвятили свою жизнь данной науке.

Необходимость обращения к врачу-логопеду

Несомненно, лечение заикания, как и лечение иного заболевания у малышей должно быть исключительно комплексным и назначать такую терапию, конечно же, может только квалифицированный врач-логопед. Более того чем раньше будет начато такое лечение, тем собственно успешнее оно в конце концов окажется. Поэтому просто постарайтесь, как можно раньше заметить развитие проблемы и, конечно же, пораньше обратиться за квалифицированной помощью к врачу-логопеду. Любо го рода промедление в таких случаях может играть исключительно против вашего ребенка.

Заметим что как правило, последние из современных методик лечения заикания в большинстве своем позволяют избавить маленького ребенка даже от самого сильного и затяжного заикания. Однако следует так же понимать, что успешность исхода лечения очень во многом будет зависеть и от правильности поведения самих родителей. Поскольку сами родители так же должны будут максимально строго соблюдать целый ряд определенных правил и настоятельных рекомендаций от врача-логопеда или иных узких специалистов, с которыми возможно так же придется столкнуться.

Кстати сказать, о врачах логопедах, для успешного излечения заикания у своих детей родители в обязательном порядке должны будут довольно длительное время максимально тесно общаться и взаимодействовать с таким врачом. Собственно поэтому невероятно важным моментом оказывается в данном случае правильность подбора специалиста. Ведь в случае, когда родители не находят общего языка с доктором и не могут полностью доверять такому врачу, вряд ли вообще может заходить речь об успешности лечения, причем каким бы на самом деле высококлассным ни был специалист.

Правильный режим дня ребенка

Следует заметить, что в большинстве случаев, заикающийся ребенок бывает крайне подвижен и невероятно быстро возбудим. Собственно поэтому родители в обязательном порядке должны будут суметь правильно организовать строгий режим дня такого ребенка. Придется так же постоянно следить за неукоснительным соблюдением подобранного режима. А сейчас ближе к самому режиму.

  • Конечно же, особенное внимание родителям следует уделить именно сну ребенка. Как правило, ребенок в возрастной категории до семи лет в период ночного времени должен спать никак не меньше чем одиннадцать часов. При этом и дневной сон такому ребенку жизненно необходим - причем в обед продолжительность сна малыша должна составлять никак не меньше двух часов. Следует понимать, что дневной сон ребенка максимально положительным образом может влиять на состояние всей нервной системы малыша.

  • Повседневные игры малыша

    Ну, разумеется, в современных семьях именно мультики - это и есть самое популярное и самое любимое детьми времяпровождение. Однако вы как родители всегда должны следить за тем, чтобы ваш маленький ребенок не проводил излишне много времени перед экраном телевизора - поскольку это приводит к его излишней нервной возбудимости. И как следствие имеющееся заикание может стать только гораздо более сильным. Не стоит забывать и о том, что на сегодня существует невероятно много правильных и невероятно полезных развивающих игр для детей конкретного возраста.

  • Необходимость прогулок на воздухе

    Родители должны понимать что ни в коем случае, и даже, ни при каких обстоятельствах недопустимо игнорировать повседневные прогулки ребенка - ведь для детского организма именно гуляния на свежем воздухе просто жизненно необходимы. Старайтесь гулять с ребенком никак не менее чем два часа в сутки - ну, разумеется, только лишь в том случае, когда реальные погодные условия это будут вам позволять. Согласитесь мелкий дождик - вовсе не помеха прогулке, а вот штормовое предупреждение синоптиков - вполне реальный повод остаться дома.

Контроль над речью ребенка

Как вы понимаете, на специальных логопедических занятиях, полноценный контроль над правильностью речи ребенка осуществляется врачом. Однако сам врач не имеет возможности круглосуточно находиться в непосредственной близости с вашим ребенком, собственно, поэтому буквально все остальное время вам как родителям необходимо будет постоянно следить за правильностью речи ребенка. Если, к примеру, Вы смогли заметить, что ваш ребеночек снова произносит слово, либо же целую фразу, заикаясь, не стоит сразу делать ребенку замечаний ну и конечно тем более не стоит смеяться над ним. Для начала просто закончите прозвучавшее слово вместо ребенка или вместе с малышом, совершенно не акцентируя на проблеме внимание.

Заметим что в особо тяжелых случаях запущенного заикания детей, довольно часто опытные логопеды настоятельно рекомендуют использовать в семьях так называемый режим полного молчания. При таком режиме разговаривать ребенку позволительно только непосредственно на занятиях, естественно под 100%-ным контролем логопеда. А вот все остальное время в семье или на прогулках малыш должен стараться как можно дольше сохранять молчание. Естественно, что разговаривать ребенок, конечно же, может но только в случаях крайней на то необходимости и, конечно же, только шепотом.

Подобные требования логопедов могут быть объяснимы невероятно просто - непосредственно при помощи молчания часто удается полностью подавить рефлекс на заикание у малышей. Смотрите, во время периодических логопедических занятий за правильностью речи ребенка следят, и речь таковой и становится - правильной и без малейших запинок. А все остальное время малыш молчит, и значит, непосредственно на подсознательном уровне у крохи будет вырабатываться условный рефлекс, направленный исключительно на правильную речь. Сожалению подобное лечение, как правило, может длиться довольно долго, начиная от нескольких месяцев и вплоть до одного года.

Однозначно, малышу в возрасте 3 - 4-х лет крайне сложно объяснить такую необходимость. Тем не менее, для получения необходимого результата родителям, возможно, придется проявить поистине недюжинную фантазию, а все, потому что от выполнения требований врача очень во многом будет зависеть успех всего лечения. Помните если вы как родители просто и безосновательно запретите своему ребенку разговаривать, то это может крайне негативным образом в дальнейшем сказаться на его психике. Однозначно такое молчание следует превращать в некую увлекательную игру с бонусами и подарками за длительно соблюденное молчание.

Правильное поведение родителей

Ну и, конечно же, родители так же должны знать как им себя вести с малышом, лечащимся от заикания. Как уже ранее говорилось, для устранения развившегося заикания у ребеночка родители так же должны соблюдать строго определенный ряд важных и полезных правил.

А именно:

  • Обсуждение проблем заикания при ребенке

    Запомните - ни в коем случае родителям не следует обсуждать, причем с кем бы, то, ни было существующую у малыша проблему заикания при самом ребенке - ни со своими друзьями, ни с его друзьями, ни с родными или близкими людьми, в общем, ни с кем. Однозначно не стоит думать, что ваш ребенок, которому исполнилось 3 или 4года еще ничего не способен понимать. Помните - малыш и слышит и полностью понимает значительно больше, нежели мы, взрослые, уже привыкли думать. Более того такие дети невероятно болезненно воспринимает детальное обсуждение каких-то собственных недостатков принимая их как не любовь мамы.

  • Личные примеры взрослых

    Старайтесь максимально тщательно следить и за собственной речью а, особенно в присутствии вашего ребенка. Ваша речь как родителей должна быть максимально спокойной, совершенно неторопливой, желательно выразительной и, конечно же, правильной. Помните, именно Ваша правильно поставленная речь невероятно важна для правильного развития речи вашего ребенка.

  • Позитивность психологической обстановки дома

    Вы, вероятно, понимаете, что можно будет сколько угодно пытаться излечить заикание, причем самыми современными новейшими методиками, и дорогими препаратами, но так до конца и не вылечить его, в том неприятном случае если в семье, малыша будет окружать некая неблагоприятная болезненная нервозная атмосфера. Вне зависимости от возраста один год, два годика, три, или пять лет - поверьте, в любом возрасте малыш должен жить исключительно в атмосфере полного согласия и любви родителей. Постарайтесь, конечно же, свести к абсолютному минимуму всевозможные семейные конфликты или разногласия. Либо же, по крайней мере, старайтесь не выяснять отношений в присутствии своего ребенка. Ведь в противном случае такая болезнь как заикание может не пройти, или начаться даже у абсолютно здорового ранее крохи.

  • Некоторое ограничение круга общения малыша

    Следует сказать, что большинство логопедов категорически настаивают на том, чтобы во время лечения проблемы заикания не водить ребенка по гостям и даже не принимать большого количества гостей (малознакомых ребенку людей) у себя дома. И здесь все логично. Ну, во-первых, ребенок наверняка станет стесняться собственного заикания или собственной неполноценности. А во-вторых, как правило, для ребенка возраста 3-5 лет неожиданный приход большого количества гостей является более чем серьезным стрессом, пускай даже и положительным. Собственно именно поэтому вам вовсе ни к чему в очередной раз подвергать нервную систему собственного карапуза подобным психологическим нагрузкам.

И даже прогулок на наиболее шумных детских площадках вам также следует постараться избегать. В идеале желательно, чтобы такой ребенок общался и гулял с одним - максимум двумя относительно спокойными детьми - возможно ровесниками либо же немного младшего возраста. Поверьте, подобное общение сможет пойти вашему ребенку на пользу.

И последнее, заикание у малыша в возрасте 3-х, 5-ти лет - это явление крайне задевающее и неприятное. Тем не менее, родители однозначно не должны отчаиваться и слишком сильно переживать - ведь вылечить заикание более чем реально, опять же при помощи квалифицированного логопеда. Хотя, однозначно, определенных усилий родителям все же придется приложить, причем не так уж мало. И терпение таким родителям пригодится как никогда - поскольку подобное лечение, как правило, может занимать достаточно длительный по времени период времени. Однако помните, что в итоге у вас есть все шансы вырастить ребенка без данной проблемы!