Факторы положительно и отрицательно влияющие на здоровье. Что именно влияет на здоровье человека

Человеческая деятельность за последние несколько тысячелетий смогла повлиять на Землю. Как показывает действительность, она становится единственным источником загрязнений в окружающей среде. Из-за чего наблюдается: понижение плодородия почв, опустынивание и деградация земель, ухудшение качества воздуха и воды, исчезновение и экосистем. Помимо этого, имеется отрицательное влияние на здоровье человека и продолжительность его жизни. Согласно современной статистике, более 80 % заболеваний связано с тем, чем мы дышим, какую пьем воду и по какой почве ходим. Рассмотрим это более подробно.

Отрицательное влияние окружающей среды на здоровье человека происходит из-за промышленных предприятий, которые расположены около жилых районов. Как правило, это мощные источники вредных выбросов в атмосферу.

В воздух ежедневно поступают различные твердые и газообразные вещества. Речь идет об оксидах углерода, сере, азоте, углеводородах, соединениях свинца, пыли, хроме, асбесте, которые способны оказать отравляющее дыхания, слизистые, зрение и обоняние).

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека способствует ухудшению общего состояния. В результате появляется тошнота, мучают головные боли и ощущение слабости, снижается трудоспособность.

Негативное влияние оказывает также Земли. Болезни, которые передаются через загрязненные источники, вызывают ухудшение состояния, а нередко и гибель людей. Как правило, самыми опасными являются пруды, озера и реки, в которых активно размножаются болезнетворные микроорганизмы и вирусы.

Загрязненная питьевая вода, которая поступает из водопровода, способствует развитию у человека сердечно-сосудистых и почечных патологий, появлению различных заболеваний.

Следовательно, в результате того, что человек постоянно создает большое количество удобств для своей жизни, научный прогресс "не стоит на месте". Из-за внедрения в жизнь большинства его достижений, появился целый комплекс вредных и неблагоприятных факторов для жизни. Речь идет о повышенном уровне радиации, токсичных веществах, горючих пожароопасных материалах и шуме.

Помимо этого, можно отметить и психологическое воздействие на человека. Например, из-за того, что крупные населенные пункты насыщены машинами, осуществляется не только негативное влияние транспорта на окружающую среду, но также появляется напряжение и переутомление.

Влияние окружающей среды на здоровье человека происходит через почву, источниками загрязнения которой являются предприятия и жилые здания. Благодаря деятельности человека в нее поступают не только химические (ртуть, свинец, мышьяк и так далее), но также и органические соединения. Из почвы они проникают в грунтовые воды, которые поглощаются растениями, а далее через растения, мясо и молоко попадают в организм.

Вот и получается, что влияние окружающей среды на здоровье человека, как среды обитания, оказывается негативным.

Здоровье – самая большая ценность всех людей. Взгляды на окружающий мир и отношение к жизни здорового и больного человека кардинально отличаются. Когда мы чувствуем себя хорошо, то пребываем в прекрасном расположении духа, мы готовы работать и творить, ставить перед собой цели и достигать новых результатов. К сожалению, очень часто о состоянии своего здоровья мы начинаем задумываться только в случае острой необходимости. И бывает так, что обращаемся за помощью мы слишком поздно.

Рассмотрим более детально влияние образа жизни на здоровье человека.

Вредные привычки

Как свидетельствует статистика, люди, страдающие зависимостью от сигарет, алкоголя, наркотиков, редко доживают до возраста 60 лет. Пагубные привычки медленно, но настойчиво убивают человека.

Во время курения вместе с никотином наш организм получает около 200 опасных для здоровья веществ, в том числе мышьяк, аммиак, табачный деготь, угарный газ, метан и т. д. Злоупотребление этой привычкой может привести к таким страшным последствиям, как рак легких, ишемическая болезнь сердца, хронический бронхит. Пристрастие к спиртным напиткам чревато не только серьезными проблемами со здоровьем, но и является прямой дорогой к полной деградации личности. Алкоголь нарушает функции дыхательной системы, ухудшает обмен веществ в организме человека, провоцирует болезни сердечно-сосудистой системы.

О губительном воздействии наркотиков не стоит и говорить. Постоянный и систематический прием таких веществ приводит к поражению всех внутренних органов. Если вовремя не обратиться за помощью, человек обречен.

Малоподвижный образ жизни

Еще каких-то 50 лет назад людям среднего возраста были незнакомы такие болезни, как ожирение, геморрой, сутулость, остеохондроз. Сейчас, в век высоких технологий, мы большую часть дня проводим перед монитором компьютера или экраном телевизора, а в быту на помощь нам приходят электронные «помощники» . Пикникам и вылазкам на природу мы предпочитаем просмотр фильмов на диване, занятиям спортом – посиделки в кругу друзей с бокалом пива, прогулкам на свежем воздухе – передвижение на личном или общественном транспорте.

Как отображается такой образ жизни на нашем здоровье? В первую очередь результатом лимитированной физической активности является нарушение и ухудшение кровообращения, что провоцирует возникновение таких проблем со здоровьем, как постоянные головные боли, шейный остеохондроз, атрофия мышц, ожирение и т. д.

Несбалансированное питание

О значении правильного питания знают практически все. Но все же некоторые из нас предпочитают не изменять своим вкусовым привычкам, употребляя жирные, жареные продукты, полуфабрикаты и фаст-фуд. Результаты калорийного, хаотичного и несбалансированного питания сразу же отображаются на внешнем виде человека. А через некоторое время появляются проблемы и со здоровьем.

Слишком поздние и сытные ужины препятствуют нормальной работе желудочно-кишечного тракта, отказ от завтраков чреват снижением работоспособности и концентрации внимания в течение дня. С другой стороны, соблюдение строгих диет и ограничения в пище неблагоприятным образом воздействуют на состояние кожи лица, волос и ногтей. Поэтому в данном вопросе важна «золотая середина» . Питайтесь сбалансировано, но без излишков.

В заключение

Хотите быть здоровым? Не откладывайте заботу о своем организме на завтра! Пусть активный образ жизни , правильное питание, отказ от пагубных пристрастий станут вашими вновь приобретенными полезными привычками. Помните, что жизнь одна, и никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Здоровье каждого человека и общества в целом определяется рядом факторов, положительно или отрицательно влияющих на организм человека. Исходя из выводов экспертов Всемирной организации здравоохранения определено несколько основных групп факторов, влияющих на здоровье человека . Эти факторы здоровья могут влиять как положительно, так и отрицательно, в зависимости от точек приложения.

Физическая активность как фактор здоровья человека.

Физическая активность очень важна для нормальной жизнедеятельности организма, так как этот фактор сильно влияет на здоровье человека, обеспечивая нормальную работу физиологических процессов, органы и ткани могут получать нужные питательные вещества и очищаются от продуктов обмена веществ. В физическую активность не входят сидячая работа и механическое повторение однотипных действий. Для наилучшего эффекта нагрузка должна распределяться по максимальному количеству мышц. Еще важным фактором является то, что профессиональные занятия спортом не очень полезны для здоровья, так как они сжигают наши тела раньше времени. Во всем должна быть мера.

Экология как фактор здоровья человека.

Современное экологическое состояние окружающей среды является одним из самых влиятельных факторов на здоровье человека, конечно не в хорошем смысле. Одним из факторов, влияющих на высокую продолжительность жизни жителей сел является именно чистый воздух. Очень большое влияние оказывает количество и качество природной энергии, которую получают городские жители. Не зря ведь мы с большой радостью выезжаем на природу за город, в те места, где больше деревьев и есть природные водоемы. Это нужно делать как можно чаще.

Образ жизни как фактор здоровья человека.

Образ жизни тоже является важнейшим фактором здоровья человека . Казалось бы, что может быть проще, если мы и так люди? Все правда просто, если бы только не было «но». Человек обладает высокими умственными способностями, однако при этом мы любим подражать и передразнивать. Например, человек венцом и повелителем природы считает, естественно, себя, но почему «совершенное» существо хочет быть храбрым как лев и сильным как медведь и так далее. Почему животные могут оставаться собой, а нам зачем-то необходимо походить на кого-то? Никто не говорит о львах, спасающих из пожара детей или медведей строящих мосты через реку. Эти примеры могут выглядеть глупыми, но такие нелепости наполняют нашу жизнь, превращая ее в ночной кошмар, от которого никак не проснешься и кажется, что выхода нет. Мы забыли, кто мы есть на самом деле и какая у нас цель. Ведь человек своим сознанием существенно отличается от всех живых существ, имея при этом весьма большие «полномочия», если следует своей цели, как Хранителя Земли. Но, к сожалению, выходит, что одним из методов, которые заставляют нас опомниться являются болезни, заставляющие нас искать спасения, что в итоге может привести человека и к поиску смысла существования. В восточных странах есть пословица «болезнь дается человеку в подарок».

Рациональное питание как фактор здоровья человека.

Рациональное правильное питание нельзя исключать, так как оно является важнейшим фактором здоровья человека, который действует «изнутри» нас. Ресурсы, которые заложены в нас природой, точно в 2 раза выше средней длительности жизни в современного человека. Одним из основных «сжигателей» жизненной силы является неправильное питание . Под правильным питанием разные люди подразумевают разные принципы - раздельное питание , вегетарианство, всеядение, диеты, контроль количества калорий , голодание и другие виды методов питания. В каждом из методов есть свои плюсы и минусы, исходя из которых вы можете подобрать схему питания по своим требованиям. Основным моментом является только то. Что не нужно есть все подряд без разбора, нужно контролировать этот процесс для достижения определенных целей.

Генетическая наследственность как фактор здоровья человека.

Генетика , как фактор здоровья , играет в нашей жизни огромную роль. Существуют генетически врожденные заболевания, полностью излечить которые современная медицина пока не в состоянии. Интересно отметить, что в современных исследованиях выяснили, что некоторые заболевания (среди которых и психосоматические расстройства) передаются не через изменение молекулы ДНК, а через метки, которые прикреплены на генах. Появились эти метки за счет опыта, полученного при жизни наших предков (таким способом объясняется, например, родовое проклятье). Кроме того, стало известно, что при определенных условиях, метки могут деактивироваться, изменяя ситуацию в другую сторону. К таким условиям относят: позитивное мышление, чтение мантр или молитв, налаживание гармоничного взаимодействия с окружающими, а также медитативные методы, что является чудом для нашей медицины и активно использовалось практически всеми традициями мира с древних времен.

Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы - 15-20%;

состояние окружающей среды - 20-25%;

медицинское обеспечение - 10-15%;

условия и образ жизни людей - 50-55%.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека. Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом (табл. 11).

Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

Таблица 11 - Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов

Укрепляющие

Ухудшающие

Генетические

Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания.

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Состояние окружающей среды Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. Вредные условия быта и производства, неблагоприятные

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.

Медицинское обеспечение

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.

Условия и образ жизни

Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия.

Генетические факторы

Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.

Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.

Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально-экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т.д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.

Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы, и т. д. В частности, это имеет исключительно важное значение в выборе профессии, что для нашей страны достаточно актуально, так как, например, лишь около 3 % занятых в народном хозяйстве Российской Федерации людей удовлетворены избранной профессией, - по-видимому, не последнее значение здесь имеет несоответствие наследуемой типологии и характера выполняемой профессиональной деятельности.

Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.

Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.

Вторая группа - это тоже наследственные болезни, обусловленные патологической мутацией, однако для их проявления необходимо специфическое воздействие среды. В некоторых случаях "проявляющее" действие среды очень наглядно, и с исчезновением действия средового фактора клинические проявления становятся менее выраженными. Таковы проявления недостаточности гемоглобина HbS у его гетерозиготных носителей при пониженном парциальном давлении кислорода. В других случаях (например, при подагре) для проявления патологического гена необходимо длительное неблагоприятное воздействие среды.

Третью группу составляет подавляющее число распространенных болезней, особенно болезней зрелого и преклонного возраста (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, большинство злокачественных образований и др.). Основным этиологическим фактором в их возникновении служит неблагоприятное воздействие среды, однако реализация действия фактора зависит от индивидуальной генетически детерминируемой предрасположенности организма, в связи с чем эти болезни называют мультифакториальными, или болезнями с наследственным предрасположением.

Необходимо отметить, что разные болезни с наследственным предрасположением неодинаковы по относительной роли наследственности и среды. Среди них можно было бы выделить болезни со слабой, умеренной и высокой степенью наследственного предрасположения.

Четвертая группа болезней - это сравнительно немногие формы патологии, в возникновении которых исключительную роль играет фактор среды. Обычно это экстремальный средовой фактор, по отношению к действию которого организм не имеет средств защиты (травмы, особо опасные инфекции). Генетические факторы в этом случае играют роль в течении болезни, влияют на ее исход.

Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.

Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.

Состояние окружающей среды

Биологические особенности организма - это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

«Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен» - в этой мысли И.М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.

Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).

Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

    через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);

    через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);

    через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.).

Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма.

Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы - растениями, насекомыми, микроорганизмами и т. д., то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ и подчиняется его законам.

Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно необходим для существования и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры окружающей среды, интенсивности солнечного излучения и т. п.

Вместе с тем человек является частью особой социальной среды - общества. Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические способы существования и отправления физиологических функций.

Учение о социальной сущности человека показывает, что необходимо планировать создание таких социальных условий его развития, в которых могли бы развернуться все его сущностные силы. В стратегическом плане в оптимизации условий жизни и стабилизации здоровья человека самым важным является разработка и введение научно обоснованной генеральной программы развития биогеоценозов в урбанизированной среде и совершенствования демократической формы общественного устройства.

Медицинское обеспечение

Именно с этим фактором большинство людей связывает свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора оказывается неожиданно низкой. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: «Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека».

По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, то есть лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.

В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:

    профилактика первого уровня ориентирована на весь контингент детей и взрослых, ее задачей является улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и способы поддержания здоровья и т. д.;

    медицинская профилактика второго уровня занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. То есть этот вид профилактики ориентирован не на лечение конкретных болезней, а на их вторичную профилактику;

    профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.

Опыт, накопленный медициной в изучении болезней, равно как и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и экономическую эффективность профилактики болезней (профилактика III уровня) для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых.

Очевидно, что наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная профилактики, подразумевающие работу со здоровыми или только начинающими заболевать людьми. Однако в медицине практически все усилия сосредоточены на третичной профилактике. Первичная профилактика предполагает тесное сотрудничество врача с населением. Однако для этого сама система здравоохранения не обеспечивает ему необходимого времени, поэтому с населением по вопросам профилактики врач не встречается, а весь контакт с больным уходит практически полностью на осмотр, обследование и назначение лечения. Что касается гигиенистов, которые наиболее близки к тому, чтобы реализовать идеи первичной профилактики, то они главным образом занимаются обеспечением здоровой среды обитания, а не здоровьем человека.

Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации на практике оказалась несостоятельной по следующим причинам:

    требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;

    доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);

    ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;

    узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.

Валеологический анализ причин здоровья требует переноса центра внимания от медицинских аспектов к физиологии, психологии, социологии, культурологии, в духовную сферу, а также конкретные режимы и технологии обучения, воспитания и физической тренировки.

Зависимость здоровья человека от генетических и экологических факторов делает необходимым определение места семьи, школы, государственных, физкультурных организаций и органов здравоохранения в выполнении одной из главных задач социальной политики - формировании здорового образа жизни.

Условия и образ жизни

Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

В основе формирования здорового образа жизни лежит ряд ключевых положений:

Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т. п.). Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-нибудь одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой - всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.

По Э. Н. Вайнеру структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н. М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.

Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить необходимыми консультациями, указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т. п.

В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10%-15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Эффективность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

    оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;

    оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

    оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов;

    оценку уровня валеологической грамотности, в том числе степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную программу здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

Сегодня на нашей планете встали экологические проблемы, пища не может дать организму всех необходимых питательных веществ, в ней содержится много вредных компонентов, у многих ослабленный иммунитет , рождаются больные дети - закономерный результат нарушения связи с окружающим миром.

Можно перечислить факторы, влияющие на состояние здоровья каждого человека:

1. Питание;

3. Образ жизни;

4. Наследственность;

5. Медицина;

Всемирная организация здравоохранения утверждает, что экология влияет на здоровье человека на 20%, наследственность - на 10%, медицина тоже всего лишь на 10%.

Профилактика. Медицинская профилактика. Виды.

ПРОФИЛАКТИКА - комплекс государственных, соц. И медиц.мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан, воспмтание здорового молодого поколения, увеличение трудового долголетия.

МЕД.ПРОФИЛАКТИКА - комплекс мероприятий, направленных на устранение причин и условий, порождающих заболевание.

1. Первичная (радикальна) направлена на устранение причин болезни путем улучшения условий труда и быта. К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-рофилактическими учреждениями.

2. Вторичная проводиться среди внешне здоровых граждан с целью определения преморбидных состояний у людей, имеющих повышенный риск развития болезни. Направлена на повышение резистентности организма (леч.-профилактическое питание, средства индив.защиты. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

3. Третичная (реабилитационная) направлена на предупреждение осложнений, рецидивов уже развившихся заболеванй, перехода зоболеваний в хроническую форму. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.


Профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Виды профилактики

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Факторы окружающей среды и здоровья. Фактор риска. Определение, классификация.

Под окружающей средой современная медицинская наука понимает совокупность всего того, что окружает человека в повседневной жизни и непосредственно или косвенно воздействует на его здоровье и условия этой жизни. В широком понимании термина «Окружающая среда» (ОС) в неё входит вся наша планета и космическое пространство, в котором она находится. В более узком смысле ОС представляет собой только биосферу , т.е. природную оболочку Земли, в которой сконцентрированы все населяющие её живые организмы. Основными составляющими природной ОС являются почва (литосфера), солнечная радиация и другие космические факторы, воздушная (атмосфера) и водная (гидросфера) оболочки. Их исходные физические и химические свойства, характер и уровень загрязнения формируют экологические условия жизни и деятельности человека.

Физические факторы : солнечная радиация и другие физические воздействия космического происхождения (галактические, луна, межпланетное магнитное поле и др.), температура, влажность, скорость движения и давление воздуха, температура ограждающих поверхностей (радиационная температура от строительных конструкций, почвы, оборудования и др.), шум, вибрация, ионизирующие излучения, освещенность, электромагнитные волны и др Начиная с определенных уровней интенсивности могут вызвать нарушения: мутагенные эфекты, лучевая, высотная и вибрационная болезни, тепловой удар др.

Химические факторы : природные и искусственного происхождения химические элементы и соединения (загрязнители), входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, одежды, обуви, различных предметов обихода и интерьера, бытовой электротехники, промышленного оборудования и др.

Биологические факторы : безвредные и вредные микроорганизмы, вирусы, глисты, грибки, разные животные и растения и продукты их жизнедеятельности. Физические, химические, в определенной мере и биологические факторы могут быть как природного, так и искусственного (антропогенно-техногенного) происхождения, чаще имеет место воздействие на человека совокупности этих факторов. Следует учитывать, что помимо перечисленных материальных факторов, значительное влияние а человека оказывают и факторы информационно - психологические - воздействие устного и печатного слова, слуховые и зрительные восприятия. Практически все заболевания являются результатом зваимодействия окружающей и внутренней среды человека. В результате воздействия неалекватного фактора может возникнуть новый внутр. Фактор (мутации).

Изменения в состоянии здоровья под воздействием антропогенных факторов:

1) повышение заболеваемости и изменение ее структуры:

Аллергические заболевания

Злокачественные опухоли

Болезни крови.

2) хронизация заболевания

3) снижение иммунобиологической реактивности организма (питание, социальные факторы)

4) снижение репродуктивной функции

5) повышение мутации в человеческой популяции (хромосомные аномалии)

6) снижение интеллектуального потенциала

7) появление ранее не известных заболеваний (синдром хронической усталости).

Фактор риска - Факторы, не играющие роли этиологических, но увеличивающие вероятность возникновения заболевания, например, конституциональная предрасположенность при психогенных реакциях, алкоголизм по отношению к металюэтическим психозам. Факторы риска оценивается путем сравнения риска тех, кто подвергается потенциальному фактор риска с теми, кто не подвергается.

Оценка риска неблагоприятного влияния в соответствии с международными рекомендациями.

Оценка риска для здоровья:

1) процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья человека, обусловленных воздействием факторов среды обитания.

2) научная оценка токсических свойств химического вещества и условий его воздействия на человека, направленная на установление вероятности того, что экспонированные люди окажутся пораженными, а также на характеристику природы тех эффектов, которые у них могут возникнуть;

3) идентификация опасности,ее реальности, оценка экспозиции, интенсивности фактора, частоты, продолжительности действия в прошлом, настоящем и будущем, оповещение о риске, управление риском (разработка методов предотвращения или снижения риска).

Оценка риска состоит из следующих этапов: идентификация опасности, оценка зависимости "экспозиция - ответ", оценка экспозиции, характеристика риска.Оценка сравнительной значимости рисков - этап характеристики риска, предусматривающий определение сравнительной значимости выявленных опасностей и рассчитанных рисков для здоровья популяции. Оценка риска ставит своей задачей выявление уровней и причин возникновения риска и обеспечение лиц максимально полной и объективной информацией, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.

Оценка риска здоровью человека - это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, развивающихся или способных развиться в результате существующего или возможного воздействия факторов среды обитания на конкретную группу людей при специфических, определяемых региональными особенностями условиях экспозиции. Результаты оценки риска имеют рекомендательный характер и используются для обоснования и принятия решений по управлению риском.

Оценка риска, как правило, осуществляется в соответствии со следующими этапами:

1. Идентификация опасности (оценка опасности для здоровья человека изучаемых веществ, составление перечня приоритетных химических соединений);

2. Оценка зависимости "экспозиция - ответ" (установление количественных соотношений между уровнями воздействия, частотой и тяжестью неблагоприятных эффектов, выбор показателей для последующей оценки риска);

3. Оценка экспозиции (воздействия) химических веществ на человека с учетом воздействующих сред, продолжительности экспозиции, особенностей экспонируемых групп населения и путей поступления химических веществ в организм;

4. Характеристика риска: анализ всех полученных данных, расчет рисков для популяции и ее отдельных подгрупп, сравнение рисков с допустимыми (приемлемыми) уровнями, сравнительная оценка рисков по степени их значимости, установление медицинских приоритетов и тех рисков, которые должны быть предотвращены или снижены до приемлемого уровня.

Высокий - не приемлем для производственных условий и населения. Необходимо осуществление мероприятий по устранению или снижению риска. Средний - допустим для производственных условий; Низкий - допустимый риск (уровень, на котором, как правило, устанавливаются гигиенические нормативы для населения. Минимальный - желательная (целевая) величина риска при проведении здоровительных и природоохранных мероприятий не требуют каких-либо корректирующих действий, направленных на снижение риска.

Современная методология сравнительной оценки риска предусматривает параллельное рассмотрение рисков для здоровья, экологических рисков, обусловленных нарушением экосистем и вредными влияниями на водные и наземные организмы (кроме человека), рисков снижения качества и ухудшения условий жизни. Анализ риска - процесс получения информации, необходимой для предупреждения негативных последствий для здоровья населения, состоящий из трех компонентов: оценка риска, управление риском, информирование о риске.

Комплексная гигиеническая оценка. Методы исследований, используемые при гиг.диагностике.

Это комплексное исследование природной, социальной среды и состояния здоровья с последующим выявлением закономерной зависимости здоровья от качества среды. Включает: изучение интенсивности, продолжительности, частоты воздействия факторов на отдельного человека и группу людей; диагностику состояния здоровья отдельных людей, групп людей, особенно гиперчувствительных (подростки, дети); установление вклада факторов в нарушение состояния здоровья отдельного человека, групп людей, гиперчувствительных групп людей.

МЕТОДЫ:

2. Физич. - инструментальные, когда с помощью приборов исслед-ся физ.параметры (температура, влажность, излучение, ионизация воздуха)

4. Биол. - бактериологический и гельминтолог (наличие яиц в почве, овощах и др.) число бактерий в водоеме не превышает сотен в 1 мл.

5. Эпидемиологический - при изучении показателей заболеваемости, он связан с санит.-статистическим, которое использует официальные данные отчетов. Последний изучает суммарное воздействие соц, экономич., природ. Условий на здоровье.

6. Клинические исследования в дозонологич.диагностике, при изучении проф.заболев-й, разработке адекватных методов профил-ки и лечения.

Донозологическая диагностика. Медицинские методы исследований, используемые при гиг. диагностике.

Это оценка функционального состояния организма и его адаптационных возможностей в период, когда еще отсутствуют явные признаки заболеваний.

ЦЕЛЬ : раннее выявление приморбидных состояний в виде:напряжения механизмов адаптации, неудовлетворительной или срыва адаптации; разработка и реализация адекватных приемов профил-ки заболеваний.

ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ СИСТЕМ ВКЛЮЧАЕТ : имуннологич.статус, состояние ферментных сисием, антиоксидантные системы, психол. Тестирования, ПОЛ, регуляторных механизмов ССС. У практически здоровых людей выявляется: 40% напряжение адаптации, 25% неудовл., 9% срыв.

Что дает донозологическая диагностика?

1. Заблаговременное выявление развивающегося заболевания до появления клинических симптомов (скрытые формы течения).

2. Выявление критических состояний, способных привести к обострению существующих заболеваний.

3. Выбрать систему или орган, требующие первоочередного воздействия.

4. Указывает на систему с наибольшей степенью поражения.

5. Оценка нарушения витаминно-микроэлементного баланса и адресное назначение биокорректоров.

6. Отслеживание эффективности любых оздоровительных процедур и динамики состояния здоровья.

Противопоказания к применению донозологической диагностики:

1. Острые инфекционные заболевания с лихорадочным синдромом.

2. Травматическая ампутация фаланг пальцев.

3. Врожденные аномалии развития конечностей.

4. Возраст менее 4 лет.

5. Выраженные нарушения слуха и речи.

6. Нарушения сознания.

МЕТОДЫ:

1. Санитарного описания объектов окр.среды, условий жизни и труда, характер питания и связанной со всем этим патологии.

2. Физич. - инструментальные, когда с помощью приборов исслед-ся физ.параметры (температура, влажность, излучение, ионизация воздуха)

3. Хим. - в виде качественного и количественного анализа для исследования продуктов и состояния воздушной, водной сред, почвы определение ядохимикатов, металлов, газов и др., кот. могут навредить.

4. Биол. - бактериологический и гельминтолог(наличие яиц в почве, овощах и др.).число бактерий в водоеме не превышает сотен в 1 мл.

5. Эпидемиологический - при изучении показателей заболеваемости, он связан с санит.-статистическим, кот. использует официальные данные отчетов. Последний изучает суммарное воздействие соц, экономич., природ. Условий на здоровье.

6. Клинические исследования - в дозонологич.диагностике, при изучении проф.заболев-й, разработке адекватных методов профил-ки и лечения.

7. Метод гиг. эксперимента - исследут влияние разл.факторов на человека и эксперемент.животных.

8. Лабораторное моделирование-эксперементальное установление предельно допустимых концентраций и уровней (ПДК, ПДУ), ориентировачных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и др. показателей, кот. называются гиг. нормативами.

9. К современ. Физ-хим.методам относятся: спектрометрический, радиометрический, дозиметрический, люминисцентный анализ и др.

Социал.-гиг. мониторинг. Информационные подсистемы мониторинга.

1. Социально-гигиенический мониторинг является системой организационных, санитарно-эпидемиологических, медицинских, социальных, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений для установления, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека.

2. Социально-гигиенический мониторинг осуществляется на республиканском, региональном и местном уровнях санитарно-эпидемиологическими учреждениями

3. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является выявление на основе систем наблюдения за состоянием здоровья и среды обитания уровней риска для.

4. При проведении социально-гигиенического мониторинга обеспечиваются:

Организация наблюдения за санитарно-эпидемическим благополучием населения;

Идентификация и оценка риска воздействия факторов среды обитания на здоровье человека и выполнении целевых, научно-технических и региональных программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемического благополучия и охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

Получение и обработка информации государственных и отраслевых систем наблюдения, оценка и прогнозирование изменения состояния здоровья населения, окружающей природной, производственной и социальной среды, социально-экономического развития;

Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, причин и условий изменения санитарно-эпидемического благополучия населения;

Подготовка предложений по организации мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека;

Разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения в связи с изменением среды обитания человека;

Передача информации пользователям социально-гигиенического мониторинга и ее распространение среди заинтересованных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;

Организацию, обеспечение и ведение республиканской системы социально-гигиенического мониторинга осуществляет Республиканский центр гигиены и эпидемиологии . Научно-методическое обеспечение и сопровождение социально-гигиенического мониторинга в республике осуществляет Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД соц-гиг мониторинга состоит из блоков данных, характеризующих:

Здоровье населения;

Состояние окружающей природной среды;

Показатели социально-экономического развития республики, районов и городов.

Инфор-ыми источниками для соц-гиг. мониторинга являются:

Базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения;

За обеспечением сан.-эпидем. благополучия населения и окружающей природной среды,;

Базы данных наблюдения за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, радиационной безопасностью, а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы,;

Базы данных наблюдения за показателями социально-экономического развития в республике, районах и городах,;

Базы данных органов исполнительной власти, учреждений и организаций, а также международных организаций.

Программно-технологическое обеспечение предусматривает при сохранении имеющихся функциональных возможностей формирование, использование, обновление, актуализацию и представление всех видов показателей, включенных в базы данных социально-гигиенического мониторинга. Обмен данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с другими пользователями - на договорной основе.

Пользователями данных информационного фонда социально-гигиенического мониторинга могут быть органы государственной власти республики и на местах, предприятия, учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм собственности, общественные объединения, а также граждане. Пользователям запрещается передача данных информационного фонда социально-гигиенического мониторинга третьим лицам на коммерческой основе. Информационные подсистемы- это информация о результатах ежегодного госсаннадзора, данные гос.эколог. мониторинга, результатаы автоматизированного контроля радиационной обстановке.